УДК:316.346.32-056.6
Ю.А. Дренина
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАНАЛИЗА ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Методом самооценки оценены уровень полоролевой социализации и гендерных предпочтений у студентов спортивного факультета Сургутского государственного университета. Полученный результат важен для понимания имеющихся межличностных противоречий и может стать основанием для организации целенаправленной воспитательной работы как в самих учебных заведениях, так и в семье.
Ключевые слова: полоролевая социализация спортсменов, гендерные предпочтения, самооценка.
Тендерная проблематика, в последнее время, начинает играть важную роль в регуляции не только в семейных или межличностных отношений, но и в профессиональной деятельности человека стирая поло-специфичные различия которые расценивались обществом как приемлемые для одного пола и неприемлемые для другого [1, с.87]. К таким видам деятельности, несомненно относится и спорт [3, с.85, 7, с.51], традиционно рассматриваемый как преимущественно мужское занятие, что повышает вероятность полоролевого конфликта у женщин-спортсменок, стремящихся одновременно к соответствию стереотипу женственности и к высоким спортивным достижениям, требующим проявления «мужских» личностных качеств и стратегий поведения. Следовательно, необходим постоянный контроль за процессом вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин. Причем контроль, который позволял бы не только обществу, но и самому человеку определять уровень и направление своей полоролевой социализации, что позволило бы ему адекватно контролировать и корректировать свое полоролевое поведение. Одним из наиболее доступных и адекватных методов для организации контроля за процессом полоролевой социализации личности является метод самооценки.
В нашей работе, на основе самооценки гендерных предпочтений мы попытались оценить представления студентов второго курса факультета физической культуры обоих полов о состоянии уровня полоролевой социализации как своего, так и противоположного пола. На первом этапе, участникам было предложено назвать не менее десяти прилагательных характеризующих признаки, как представителей своего пола, так и противоположного, которые обеспечивают им гендерную успешность. Опрос юношей и девушек проводился раздельно. Затем для каждой группы из составленного ими списка было выбрано 20 наиболее часто встречающихся признаков, связь между которыми в каждой группе отдельно, по отношению к собственному и противоположному полу, была оценена по методу ранговой корреляции Спирмена [6, с. 121]. Уровень самооценки оценивали по следующим значениям R: неадекватно-низкий (-1-0), низкий (0-0,2), ниже среднего (0,21-0,3) средний (0,31-0,5), выше среднего (0,51-0,65), высокий (0,66-0,8), неадекватно-высокий (0,8-1). В каждой группе, количество участников с соответствующим уровнем самооценки рассчитали в процентах. Полученные нами результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение уровней самооценки в группе студентов в %
Уровень самооценки % совпадений коэфф. корреляции в группах
юноши о юношах юноши о девушках девочки о юноши девочки о девушках
неадекватно -низкий 21,4 28,57 51,85 28,57
низкий 28,54 35,71 18,51 28,57
ниже среднего 14,28 — 7,4 7,14
средний 14,28 35,71 14,8 25,0
выше среднего 14,28 — 7,4 —
высокий 7,14 — 10,71
неадекват. высокий — — — —
© Дренина Ю.А., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. I
Прежде всего отметим, что на данном этапе работы, мы не ставили целью оценить влияние занятий «мужскими» и «не мужскими»» видами спорта на состояние тендерных предпочтений, а хотели увидеть исходное состояние этих предпочтений у студентов обучающихся на спортивном факультете и, в связи с этим, испытывающих дополнительное социальное влияние.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности с реальной действительностью. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к себе, и является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. Полученный нами результат наглядно показывает, что большая часть значений находится за пределами оптимальной самооценки, - ниже уровня «средний».
Низкая самооценка, сама по себе плохой показатель, ибо крайне негативно сказывается на социальном поведении людей. Низкая полоролевая самооценка, причем не только себя, но и представителей противоположного пола способна привести не только к серьёзным нарушениям выбора при организации семейной жизни, но и вызвать изменения и на биологическом уровне, сказавшись, в том числе и на здоровье. Поэтому необходимость повышение уровня такой самооценки трудно переоценить. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль, лица с завышенной и заниженной самооценкой чаще выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, при заниженной самооценке - из-за чрезмерной критичности этих людей. И тот и другой случай может стать причиной непреодолимых противоречий в организации и межличностного общения вообще, и в организации личных отношений в частности.
Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности соответствовать этим представлениям-требованиям. Этот конфликт отражает противоречие между подструктурами личности: «Я как индивидуальность - Я как представитель гендерной группы». Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин и является следствием дискриминационных практик, существующих в современных обществах. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль, лица с завышенной и заниженной самооценкой чаще выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, при заниженной самооценке - из-за чрезмерной критичности этих людей. И тот и другой случай может стать причиной непреодолимых противоречий в организации и межличностного общения вообще, и в организации личных отношений в частности [5, с.83].
Мы не можем утверждать что причиной низкой полоролевой самооценки является степень соответствия избранного вида спорта полоролевым стереотипам мужественности и женственности, что однако, нельзя отрицать. Более того, результаты полученные при анализе ответов студентов других, неспортивных факультетов, говорят о том, что проблема носит практически всеобщий характер и имеет совершенно иные причины. А анализ гендерных предпочтений школьников говорит о том что настоящий пик проблемы ещё впереди [2, с.54, 4, с.87]. В этой связи спорт за счёт оценки приемлемости избранного вида сорта для конкретного пола может и должен стать по нашему мнению фактором, если не решающим, то стабилизирующим проблему. В противном случае включение в занятия видом спорта, который расценивается как мало приемлемый может вызвать рост психической напряженности и полоролевой конфликт. Мы надеемся, что анализ полученного нами результата даст возможность лучше понять истоки такого положения вещей и устранить его причины, а главное помочь в организации целенаправленной работы и семейного и общественного воспитания по формированию адекватной полоролевой социализации ребёнка.
Библиографический список
1. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер.с англ./Э. Гидденс - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 120с.
2. Дренина, Ю.А. Гендерные особенности полоролевых предпочтений современных подростков и юношества / Ю.А. Дренина // Вестник магистратуры. - 2016. - №4(55) III. - С. 54-57.
3. Повзун, А.А Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их гендерных предпочтений/ А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 2. - С. 85-87.
4. Повзун, В.Д. Оценка состояния полоролевых предпочтений подростков и их гендерные особенности / В.Д.
Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.П. Плеханова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 11. - С. 87.
5. Повзун, В.Д. Гендерные особенности полоролевых предпочтений межличностного выбора студентов / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, В.Ю. Лосев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 83-87.
6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В.Сидоренко/ -СПб.: Социально-психологический центр, 1996.- 352 с.
7. Шахлина Л.Т. Проблемы полового диморфизма в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №6. - с.51-55.
ДРЕНИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - клинический ординатор кафедры кардиологии, Сургутский государственный университет, Россия.