ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
3. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд / Н.В. Макаренко.- Киев: Наукова думка, 1991. - 216 с.
4. Мороз М.П. Методология оценки и прогнозирования работоспособности человека-оператора / М.П. Мороз, И.В. Чубаров
- СПб.: ГУП «Петроцентр», 2001. - 80 с.
5. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека / М.П. Мороз. - СПб.: ИМАТОН, 2003. - 38 с.
6. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 268 с.
7. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002.
- 380 с.
8. Яковлев Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности: монография / В.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. - 182 с.
9. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПУ,2007. - 201 с.
10. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. - N.Y., 1938.
References
1. Il'in, E.P. Motivation and motives / E.P. Il'in. - St.Petersburg: Piter, 2003. - 508 P. (In Russian)
2. Il'in, E.P. Human psychomotor organization: textbook for universities / E.P. Il'in. - St.Petersburg: Piter, 1st ed., 2003. - 384 P. (In Russian)
3. Makarenko, N.V. Human psychophysiological functions and camera work / N.V. Makarenko.- Kiev: Naukova Dumka, 1991. -216 P. (In Russian)
4. Moroz, M.P. The methodology of evaluation and forecasting of physical working capacity of a cameraman / M.P. Moroz, I.V. Chubarov - St.Petersburg: Petrotsentr, 2001. - 80 P. (In Russian)
5. Moroz, M.P. Instant diagnosis of human functional state and physical working capacity / M.P. Moroz. - St.Petersburg: IMATON, 2003. - 38 P. (In Russian)
6. Sports psychology in the works of foreign specialists: reader / comp. by I.P. Volkov, N.S. Tsikunova. - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 268 P. (In Russian)
7. Sports psychology in the works of Soviet experts / comp. and ed. by I.P. Volkov. - St.Petersburg: Piter, 2002. - 380 P. (In Russian)
8. Yakovlev, B.P. Emotional tension in sports activity: monograph / V.P. Yakovlev. - Surgut: RIE SurSPI, 2003. - 182 P. (In Russian)
9. Yakovlev, B.P. Mental load in elite sport / V.P. Yakovlev. - Surgut: RIE SurSPI,2007. - 201 P. (In Russian)
10. Murrey, HA. Exploration in Personality / H.A. Murrey. - N.Y., 1938.
Информация для связи с автором:
apokin_vv@mail.ru
Поступила в редакцию 01.09.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 316.37
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ПОДРОСТКОВ И ИХ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Кандидат психологических наук, доцент Н.П. Плеханова Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
Ключевые слова: гендерные особенности, состояние, средние учебные заведения, подростковый возраст.
Теоретическое изучение проблемы полоролевой социализации у спортсменов - студентов факультета физической культуры - показало достаточно низкий уровень самооценки их гендерных предпочтении и необходимость целенаправленной воспитательной работы как в учебных заведениях, так и в семье для устранения гендерных межличностных противоречий.
Цель исследования - на основе результатов тестирования дать оценку полоролевых предпочтений подростков и их гендерных особенностей в социальной среде.
Результаты исследования и их обсуждение. В
попытке лучше понять истоки сущности полоролевой социализации мы использовали метод самооценки и выявили её состояние у подростков переходных возрастов - учащихся 5-х и 9-х классов общеобразовательной школы. Причём в одной их школ представители разных полов обучаются совместно, т.е. являются учащимися одного класса, а в другой - раздельно.
Полученные нами результаты показывают, что и в этом случае большая часть значений находится за пределами оптимальной самооценки, причём в основном это заниженная самооценка, т.е. ниже уровня «средний». И несмотря на то что наблюдаются коле-
бания оптимального уровня, связанные, скорее всего, с этапами полового созревания и нарастанием конкуренции, а значит, и критического отношения к представителям своего пола, процент заниженной самооценки остаётся очень высоким.
Среди причин заниженной самооценки, несомненно, значимы и негативные общественные факторы. Однако отметим, что принципиального различия между учащимися смешанных и раздельных классов нами не выявлено. Несмотря на некоторое количественное различие, которое может быть объяснено спецификой отбора учащихся в школе с раздельным обучением, тенденции к изменению, они демонстрируют одинаковые коэффициенты. Следовательно, основные причины различий кроются не в организации воспитательного процесса в школе или влиянии общества. Заниженная полоролевая самооценка чаще всего обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, и только в более позднее время - внешней оценкой социума.
Вывод. Анализ полученного нами результата дает возможность выявить проблемы гендерной социализации и найти оптимальные пути их решения, а главное - помочь в организации целенаправленной работы семейного воспитания по формированию адекватной полоролевой социализации ребёнка.
Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru
Поступила в редакцию 30.09.2013 г.
№ 11 • 2013 Ноябрь | November
87