анализ уровня стРЕссоустоичивости студентов спортивных направлений университета
УДК/UDC 796.01:159.9
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 19.06.2016 г.
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун1 Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1 Аспирантка Н.Р. Усаева1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
UNIVERSITY SPORT DEPARTMENT STUDENTS' STRESS TOLERANCE ANALYSIS
Professor Dr.Hab. V.D. Povzun1 Associate Professor, PhD A.A. Povzun1 Associate Professor, PhD V.V. Apokin1 Postgraduate N.R. Usaeva1 1 Surgut State University, Surgut
Аннотация
На основании теста на стрессоустойчивость Ю.В. Щербатых оценен уровень стрессоустойчивости и сделана интерпретация её основных личностных, психологических и психосоматических составляющих у студентов спортивных направлений университета на различных этапах вузовского обучения. Показано наличие субъективизма студентами в подходах к оценке собственной устойчивости к различным стрессовым факторам образовательного процесса. Отмечена необходимость проведения комплексного исследования влияния уровня стрессоустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, а также необходимость разработки новых подходов, формирующих позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.
Annotation
The study was designed to rate, based on the Yu.V. Sherbatov's stress tolerance test data, the university sport department students' stress tolerance and make interpretations of its key personality, mental and psychosomatic components with their variation in different stages of the academic education period. The study found some subjectivism in the students' self-rating of the tolerance to a variety of stress factors coming up in the education process. The study emphasized the need in an integrated study of the students' stress tolerance rates versus their attitudes to and progress in the academic education process; and the need in new approaches to encourage the positive attitudes of students to the academic education activity by, among other things, the stress tolerance improvement initiatives.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, стресс, образовательный процесс. Keywords: stress tolerance, stress, academic education process.
Введение. Вступая в студенческую жизнь, молодые люди оказываются в практически бесконечных стрессогенных ситуациях и поэтому наиболее часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В большинстве случаев студенческий стресс развивается на фоне большого потока информации, адаптации к новым социальным условиям, а также приближающейся сессии или экзаменов, мало того, проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации также являются неизменными спутниками студенческой жизни [1, 2, 13].
Стресс, испытываемый студентами, сказывается прежде всего на успехах в их учебной и творческой деятельности [7, 9], что, в свою очередь, также создаёт дискомфорт, в результате чего общий стресс и неуспешность только усиливаются [11]. Это приводит уже не только к ухудшению успеваемости, но и к повышению уровня заболеваемости, снижению адаптационных возможностей, изменениям цен-
ностного и даже полоролевого самоопределения [6,10]. В связи с этим анализ состояния стрессоустойчивости студентов имеет важное значение не только для разработки способов коррекции успеваемости, но и для повышения уровня здоровья [3, 8].
Особое значение эта проблема приобретает в отношении студентов спортивных направлений, чей суммарный бюджет учебного времени с учётом всё возрастающих нагрузок тренировочного процесса составляет 9-12 ч в день против 7-8 ч студентов других специальностей [4]. Высокие требования, предъявляемые к физиологическим и психологическим возможностям организма студентов-спортсменов, диктуют необходимость постоянного контроля за их состоянием. В первую очередь это касается молодых студентов-спортсменов, находящихся в непрерывном тренировочном и соревновательном процессе и испытывающих повышенную физическую и психоэмоциональную нагрузку в период обучения в высшей школе [1, 5].
Стрессоустойчивость - показатель, характеризующий способность организма сопротивляться факторам, вызывающим сдвиг психоэмоционального состояния и при длительном воздействии приводящим к нарушениям вегетативного состояния - психосоматическим расстройствам. Студенты находятся под влиянием таких факторов практически постоянно, поэтому для организации работы по коррекции их психосоматического состояния важно прежде всего объективно и оперативно его оценивать.
Цель исследования - оценить состояние стрессоустой-чивости студентов спортивных направлений СурГУ.
Методика и организация исследования. Было опрошено 108 студентов спортивных направлений 2-го и 4-го (выпускного) курсов СурГУ разного пола, занимающихся разными видами спорта и имеющих различную степень спортивного мастерства. Для исследования был выбран тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых [13], который позволяет не только непосредственно оценить уровень стрессоустойчивости, но и получить интерпретацию по отдельным шкалам, определяющим личностные, психологические и психосоматические составляющие стрессоустойчивости [12]. В ходе тестирования студентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале их отношение к тем или иным событиям (от «1» - совершенно не задевает, до «10» - очень сильно беспокоит и напрягает), а также временно оценить изменения уровня собственного стресса. Фактически данный опросник оценивает уровень стрессочувствительности - показатель, обратный стрессоустойчивости, следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессоустойчивость человека. Средние результаты по итогам теста следующие: при наличии менее 35 набранных баллов - стрессоустойчивость высокая, от 35 до 85 баллов - уровень стрессоустойчивости нормальный, более 85 баллов - стрессоустойчивость высокая.
Кроме того, как мы уже говорили, по итогам теста предусмотрена интерпретация по отдельным шкалам: первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять (средние показатели -от 15 до 30 баллов); вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам, (средние показатели - от 14 до 25 баллов); третья - предрасположенность к психосоматическим заболеваниям (средние показатели - от 12 до 28 баллов); четвертая шкала определяет деструктивные способы преодоления стрессов (средние показатели - от 10 до 22 баллов); пятая - конструктивные способы преодоления стрессов (средние показатели - от 23 до 35 баллов).
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Количество студентов, считающих, что ситуация со стрессовой нагрузкой за последние три года улучшилась или хотя бы не ухудшилась, на 2-м курсе составляет 35 %, на 4-м -30 %.
Таким образом, ситуация со стрессоустойчивостью за время обучения у студентов спортивных направлений практически не меняется. А следовательно, ни условия обучения, ни спортивная деятельность не являются сколь-либо значимыми факторами, оказывающими влияние на этот психофизиологический показатель, во всяком случае в условиях университета. Следует особо отметить, что, к сожалению, остаётся достаточно высоким процент выпускников с низким уровнем стрессоустойчивости, что, на наш взгляд, не очень соответствует профессиональным качествам спортсмена или тренера.
Кроме того, как мы уже говорили, по итогам теста предусмотрена интерпретация по отдельным шкалам (табл. 2).
Анализ компонентов стрессоустойчивости позволяет говорить о том, что итоговый результат теста вполне удовлетворительный. Общий статистический результат количества набранных баллов отражает хорошую стрессоустойчивость, и хотя общая чувствительность к стрессу за время обучения несколько повышается, но тем не менее остаётся в пределах нормы. Это объясняется в основном количеством студентов, считающих, что их стрессовая нагрузка за последние три года выросла, и прирост этот довольно большой, особенно у девушек. У юношей цифра стабильно низкая.
Характеристика по отдельным шкалам позволяет увидеть некоторые узловые точки, влияющие на итоговый результат. И хотя общая стрессоустойчивость не вызывает беспокойства, видеть эти точки следует, чтобы они не стали проблемными. Как и в случае итоговой оценки, следует сказать, что факторы, определяющие стрессоустойчивость, критическими не являются. И гарантия тому - не только отсутствие высоких показателей по шкале самооценки склонности к психосоматическим заболеваниям (3-я шкала), но и снижение этого показателя. Конечно, это не заключение врача, и среди испытуемых есть люди, ведущие физически активный, здоровый образ жизни, что, по видимому, и определяет такой результат. В любом случае общая оценка позволяет не беспокоиться о возможных психосоматических последствиях стрессовых нагрузок. Кроме того, следует иметь в виду, что данная группа испытывает регулярные и интенсивные физические и психологические нагрузки спортивного характера, что не может не сказываться на общем самочувствии.
Тем не менее следует отметить, что, судя по суммам отдельных шкал, студенты в массе своей всё-таки склонны всё
Таблица 1. Стрессоустойчивость студентов спортивных направлений университета 2-го и 4-го курсов
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Уровень стрессоустойчивости Количество студентов, %
2-й курс 4-й курс
Высокий 30 33
Нормальный 55 57
Низкий 15 10
Таблица 2. Характеристики стрессоустойчивости по шкалам определяющим личностные, психологические и психосоматические её составляющие
Курсы Сумма 1-й шкалы Сумма 2-й шкалы Сумма 3-й шкалы Сумма 4-й шкалы Сумма 5-й шкалы Итоговый результат
2-й 28 20 19 13 37 48
4-й 29 22 17 16 35 51
90
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
излишне усложнять, причём усложнять те обстоятельства, на которые не могут напрямую повлиять или что-либо в них изменить (погоду, политику, цены, преподавателей и т. д.). То есть причины неудач, если таковые есть, объявляются субъективными и сам студент практически никогда в них не виноват, и такая картина в процессе обучения нисколько не меняется, поскольку процент студентов, имеющих такие убеждения, стабилен, но имеет тенденцию к увеличению (1-я и 2-я шкалы). Успокаивает тот факт, что стремление к конструктивным способам преодоления стресса остается максимально высоким хотя и готовность к деструктивным действиям остаётся явно не нулевой (4-я и 5-я шкалы). Видимо, считая себя чаще всего жертвой обстоятельств, а окружающий мир несправедливым по отношению именно к ним, спортсмены склонны всё-таки к деструктивным способам преодоления стресса.
Выводы. Данный тест вполне может быть использован для оценки стрессоустойчивости студентов, поскольку удобен, оперативен, информативен и лёгок как в использовании, так и в обработке. Он не только предусматривает общую оценку состояния, но и позволяет видеть причины снижения стрессоустойчивости, причём у каждого участника опроса персонально.
Среднестатистический уровень стрессоустойчи-вости студентов спортивных направлений находится на вполне удовлетворительном уровне и за время обучения он практически не меняется. Последнее, на наш взгляд, свидетельствует о необходимости проведения комплексного исследования влияния уровня стрес-соустойчивости студентов на улучшение их отношения к учебной деятельности, необходима также разработка психолого-педагогической технологии, формирующей позитивное отношение студентов к учебной деятельности путем повышения их стрессоустойчивости.
Шкалы компонентов стрессоустойчивости позволяют выявить заметный субъективизм студентов в подходах к оценке собственной устойчивости к различным стрессовым факторам, что следует учитывать всем участникам образовательного процесса и при его организации, и при подведении итогов. Особое внимание следует уделить студентам, и прежде всего выпускникам, имеющим низкий уровень стрессоустой-чивости.
Литература
1. Апокин В.В. Гуманитарная среда ВУЗа как условие ценностного самоопределения студентов / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.Д. По-взун // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 4. - С. 92.
2. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. - СПб.: ВМА, 1999. - 86 с.
3. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. / Дж. Гринберг. -СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
4. Красичков Д.В. Физиологические особенности адаптации студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. биол. наук / Д.В. Красичков. - Липецк, 2009. - 158 с.
5. Малышев И.В. Адаптационные возможности личности студентов-спортсменов в условиях вузовского обучения / И.В. Малышев, А.Р. Орлянская // В мире научных открытий. - 2015. - № 7-1. - С. 512-524.
6. Повзун А.А Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их тендерных предпочтений / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 2. - С. 85-87.
7. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 1. - С. 94-95.
8. Повзун А.А. Биоритмологическая оценка роли физической культуры в организации оздоровительной работы в ВУЗе / А.А. Повзун, В.Д. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 85-88.
9. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 7. - С. 85-88.
10. Повзун А.А. Неспецифическая адаптоспособность и её особенности у студентов спортивного факультета в условиях смещения поясного времени / А.А. Повзун, В.Д, Повзун, В.В. Апокин, О.А. Фынтынэ // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 91-96.
11. Повзун В.Д. Динамика творческого потенциала выпускников спортивного факультета / В.Д. Повзун, О.А. Фынтынэ, А.А. По-взун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - С. 86-88.
12. Тест на стрессоустойчивость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.no-stress.ru/ testy/stress.html.
13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
References
1. Apokin V.V. Gumanitarnaya sreda VUZa kak uslovie tsennostnogo samoopredeleniya studentov (University humanitarian environment for value self-determination of students) / V.V. Apokin, A.A. Povzun, V.D. Povzun // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 4. - P. 92.
2. Apchel V.Ya. Stress i stressoustoychivost cheloveka (Stress and human stress tolerance) / V.Ya. Apchel, V.N. Tsygan. - St. Petersburg: VMA, 1999. - 86 p.
3. Greenberg J. Upravlenie stressom.(Stress Management) 7th ed. / J. Greenberg. - St. Petersburg: Piter, 2002. - 496 p.
4. Krasichkov D.V. Fiziologicheskie osobennosti adaptatsii studentov-sportsmenov pri povyishennoy fizicheskoy nagruzke v protsesse obucheniya v vuze: dis. ... kand. biol. nauk (Physiological characteristics of adaptation of student-athletes at increased physical activity during university studies: PhD thesis) / / D.V. Krasichkov. -Lipetsk, 2009. - 158 p.
5. Malyshev I.V. Adaptatsionnyie vozmozhnosti lichnosti studentov-sportsmenov v usloviyah vuzovskogo obucheniya (Adaptive capabilities of student-athletes during university studies) / I.V. Malyshev, A.R. Orlyanskaya // V mire nauchnyih otkryitiy. - 2015. - № 7-1. - P. 512-524.
6. Povzun A.A Otsenka urovnya polorolevoy sotsializatsii studentov fakulteta fizicheskoy kulturyi na osnove samoanaliza ih gendernyih predpochteniy (Estimation of sex-role socialization level of physical education faculty students based on self-analysis of their gender preferences) / A.A. Povzun, V.V. Apokin, Yu.A. Mulyukina // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012. - № 2. - P. 8587.
7. Povzun V.D. Vozmozhnosti obrazovatelnoy sredyi universiteta v razvitii tvorcheskogo potentsiala studentov sportivnogo fakulteta (Features of university educational environment for development of creative potential of sport faculty students) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 1. - P. 94-95.
8. Povzun A.A. Bioritmologicheskaya otsenka roli fizicheskoy kulturyi v organizatsii ozdorovitelnoy rabotyi v VUZe (Biorhythmological assessment of the role of physical education in organization of university health activities) / A.A. Povzun, V.D. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 2. - P. 85-88.
9. Povzun V.D. Sravnitelnyiy analiz i puti razvitiya tvorcheskogo potentsiala studentov v usloviyah obrazovatelnoy sredyi universiteta (Comparative analysis and development of students' creative potential within university educational environment) / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 7. -P. 85-88.
10. Povzun A.A. Nespetsificheskaya adaptosposobnost i ee osobennosti u studentov sportivnogo fakulteta v usloviyah smescheniya poyasnogo vremeni (Non-specific adaptive capability and it features in sport faculty students under zone time displacement) / A.A. Povzun, V.D, Povzun, V.V. Apokin, O.A. Fyntyne // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 8. - P. 91-96.
11. Povzun V.D. Dinamika tvorcheskogo potentsiala vyipusknikov sportivnogo fakulteta (Creative potential dynamics in sport faculty graduates) / V.D. Povzun, O.A. Fyntyne, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2015. - № 7. - P. 86-88.
12. Test na stressoustoychivost' (Stress tolerance test) [electronic resource]. - Access mode: http://www.no-stress.ru/ testy/stress. html.
13. Shcherbatykh Yu.V. Psihologiya stressa i metodyi korrektsii (Stress psychology and methods of correction) / Yu.V. Shcherbatykh. - St. Petersburg: Piter, 2006. - 256 p.