Научная статья на тему 'Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета'

Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVITY / SELF-ASSESSMENT / GENDER PREFERENCES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМООЦЕНКА / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В., Булгакова О.В.

The purpose of the present study was to assess the dynamics of development of creativity on the basis of gender analysis of self-assessment of value orientations of students of the faculty of physical culture of Surgut State University. Like before, the researchers used the method of self-assessment as an approach to estimation of this condition, and the test of evaluation of the personal creative potential by Sharov as a criterion of the students' opinion on the level of their creative abilities. The 10 -point scale of self-esteem of 18 personality traits or the frequency of their manifestation used in the test characterizes the level of development of creativity. Based on the number of points of each student in the course of the survey the level of students' self-assessment of their creative abilities was determined and creativity profiles were created for each course. Furthermore, the technique helped to identify priority personality traits that reflect the level of development of athletes' creativity and determine the creative personality type individually, according to the top level of development of relevant quality. The study was conducted during the 2011/12 academic years in all courses of study and involved 257 male and female students of the faculty of physical culture aged 18-23 years. Thanks to such a coverage, not only the current and somewhat tentative conclusions about the state of development of students' creativity were drawn, but also a probabilistic forecast of its development in the future was made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ гендерных особенностей изменения творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета»

УДК: 37.01

__

СРАВНИТЕЛЬНЫМ

анализ гендерных особенностей изменения

творческого потенциала студентов спортивного факультета

в условиях образовательной среды университета

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун Кандидаты педагогических наук, доценты В.В. Апокин, О.В. Булгакова Сургутский государственный университет, Сургут

COMPARATIVE ANALYSIS OF GENDER SPECIFICS OF CHANGES IN CREATIVITY OF SPORTS FACULTY STUDENTS WITHIN UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT V.D. Povzun, professor, Dr.Hab. AA. Povzun, V.V. Apokin, O.V. Bulgakova, associate professors, Ph.D.'s

Surgut State University, Surgut Key words: creativity, self-assessment, gender preferences, educational environment. The purpose of the present study was to assess the dynamics of development of creativity on the basis of gender analysis of self-assessment of value orientations of students of the faculty of physical culture of Surgut State University. Like before, the researchers used the method of self-assessment as an approach to estimation of this condition, and the test of evaluation of the personal creative potential by Sharov as a criterion of the students' opinion on the level of their creative abilities. The 10 -point scale of self-esteem of 18 personality traits or the frequency of their manifestation used in the test characterizes the level of development of creativity. Based on the number of points of each student in the course of the survey the level of students' self-assessment of their creative abilities was determined and creativity profiles were created for each course. Furthermore, the technique helped to identify priority personality traits that reflect the level of development of athletes' creativity and determine the creative personality type individually, according to the top level of development of relevant quality. The study was conducted during the 2011/12 academic years in all courses of study and involved 257 male and female students of the faculty of physical culture aged 18-23 years. Thanks to such a coverage, not only the current and somewhat tentative conclusions about the state of development of students' creativity were drawn, but also a probabilistic forecast of its development in the future was made.

Ключевые слова: творческий потенциал, самооценка, гендерные предпочтения, образовательная среда.

Нарождающаяся модель общественного развития ставит совершенно новые задачи и перед обществом, и перед высшим образованием, а значит, можно с полным основанием говорить о необходимости создания новой креативной педагогики, базирующейся на философии творчества, нацеленной на решение фундаментальных социально-педагогических задач, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь». Эта задача в полной мере может быть отнесена и к спортивному образованию, поэтому одним из приоритетов в подготовке спортсменов высокой квалификации становится активация творческого потенциала личности тренера с ярко выраженной активной субъектной позицией, способного быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Достижение этого требует пересмотра этических и культурных аспектов образования и как следствие нового подхода к оценке творческого потенциала личности, поскольку сегодня существует целый ряд теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, понятий «творчество», «творческий потенциал», «творческое мышление» [2, 3, 1, 4, 9]. Мы полагаем, что базовым напряжением человека и в этом случае источником его жизненного удовлетворения и развития является стремление к собственной значимости, которое проявляет-

ся в особенностях регуляции человеком и своей жизнедеятельности, и конкретной творческой деятельности [10]. Поэтому содержание нашего подхода к пониманию творчества будет заключаться в понятии «значимость» и соответственно мы творческий потенциал будем рассматривать, как «стремление к собственной значимости», «культивирование значимости собственной личности», что подчеркивает главную идею, а именно стремление человека к самоценности [5].

Рассматривая возможности образовательной среды университета в развитии именно такого варианта творческого потенциала(ТП)студентов спортивного факультета, мы уже отмечали, что для успеха этой работы следует учитывать прежде всего исходное состояние ТП, и обращали внимание на то, что состояние это достаточно специфичное и характеризуется скорее высоким уровнем притязаний на творческие возможности, нежели их наличием [5], а временная картина показывает, что суммарный профиль творческого потенциала студентов на протяжении пяти лет обучения принципиально не изменяется. Причём картина эта характерна не только для спортивного факультета [6], а значит, сегодня в развитии творческого потенциала и становлении творческих качеств молодых людей университет, как учебное заведение и университетское образование как таковое, играет как минимум не главную роль. И если университет считает необходимым оказывать влияние на развитие ТП своих студентов, то его первостепенная задача - поиск адекватных путей для оказания такого влияния, поскольку изменения приоритета психологических качеств в самооценке собственного ТП у студентов всё-таки идут, хотя и отражают, по нашему мнению, не развитие или совершенствование ТП, а попытки сохранить исходно сложившийся status quo [7].

Поскольку покурсовой и межфакультетский анализ в самооценке ТП не выявил сколько-

нибудь целенаправленной динамики его изменений, мы решили попробовать найти её тендерные различия у тех же студентов спортивного факультета. Мы уже попытались оценить результат комплексного влияния современного общества на гендерные предпочтения современных молодых людей, т. е. выявить те качества, которые эти современные молодые люди считают значимыми для своего гендерного успеха [8], а также оценить успешность этого предъявления, и понимаем, что учёт особенностей поло-ролевых стереотипов каждого поколения, а тем более их формирование в приемлемом для социума направлении, становится важной общественной задачей, и учебные заведения играют в этом процессе пусть и не главную, но далеко не последнюю роль. Решение такой задачи требует прежде всего понимания состояния проблемы.

Цель исследования - оценить динамику развития ТП на основе гендерного анализа самооценки ценностных ориентаций студентов ФФК СурГУ.

Методика и организация исследования. В качестве подхода к оценке этого состояния мы, как и ранее, воспользовались методом самооценки, а в качестве критерия представления студентов об уровне их творческих возможностей использовали тест оценки творческого ТП личности Шарова [11]. В тесте используется 10-балльная шкала самооценки 18 личностных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития ТП. На основании набранного каждым студентом в ходе анкетирования числа баллов был определён уровень самооценки студентами своих творческих возможностей и построены профили ТП для каждого курса. Кроме того, методика позволила выявить приоритетность качеств личности, отражающих уровень развития ТП спортсменов, и индивидуально, по наивысшему уровню развития соответ-

Гендерные различия распределения уровней самооценки творческого потенциала личности в группах студентов факультета физической культуры 1-5-го курсов, %

Уровень самооценки 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж

Неадекватно низкий - - - - - - - - - -

Низкий - - - - - - - - - -

Ниже среднего - - - - - - - - - -

Средний 19 8 32 19 15 14 - 12 10 -

Выше среднего 35 23 38 36 23 43 38 25 30 34

Высокий 31 38 30 36 31 14 62 51 60 36

Очень высокий 15 31 - 9 31 29 - 12 - 30

Неадекватно высокий - - - - - - - - - -

ствующего качества, определить творческим тип личности.

Исследование проводилось в течение 2011/12 учебного года на всех курсах обучения. В исследовании приняли участие 257 студентов обоего пола факультета физической культуры 18-23 лет. Такой охват позволил сделать не только текущие и отчасти предварительные выводы о состоянии развития ТП студентов, но и выстроить вероятностный прогноз его развития на будущее.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученный нами результат самооценки творческих возможностей студентами разного пола представлен в таблице.

Для большей наглядности по результатам самооценки мы далее для каждого курса и каждого пола в отдельности строили профиль творческих качеств. Результат представлен на рис. 1 и 2. Такая графическая интерпретация результатов позволяет увидеть целостную картину структуры ТП и ее изменение во времени.

Рис. 1. Профиль творческого потенциала студентов 1-5-го курсов факультета физической культуры СурГУ (юноши)

Рис. 2. Профиль творческого потенциала студентов 1-5-го курсов факультета физической культуры СурГУ (девушки)

Прежде всего отметим, что картина эта не имеет радикальных отличий от полученных нами ранее результатов [5, 6]. Уровень самооценки (см. таблицу) остаётся неизменно высоким, что, несомненно, является хорошим показателем, и различия между полами носят скорее количественный, нежели качественный характер. Заметим только, что более высокий уровень самооценки ТП наблюдается и сохраняется у девушек, что при сегодняшнем уровне феминизации вполне объяснимо, и что, несомненно, следует учитывать в повседневной практике университета. Справедливости ради следует сказать, что девушки сегодня действительно социально гораздо активнее, и в связи с этим особый интерес вызывает результат, полученный нами при анализе самооценки гендерных особенностей межличностного общения [8], который наглядно показывает, что большая часть значений находится за пределами оптимальной самооценки, и в основном это заниженная самооценка. А самооценка ТП - высокая! Из этого следует, что молодые люди, и девушки особенно, в гораздо большей степени ориентированы именно на социальную активность и социальный успех, не видя перспектив и, следовательно, игнорируя приоритеты личностного общения. Причины такого положения вещей могут быть очень разными, что следует особо учитывать при организации воспитательной и внеучебной работы в вузе.

К сожалению, нет полной ясности в ответе на вопрос, является ли такой высокий уровень творческой самооценки отражением реального творческого статуса одного из полов или, как мы видели ранее, является только претензией на него. Судить об этом можно по рисунку профиля ТП, «сглаженная» форма которого и может говорить о необоснованно высоком уровне самооценки [5, 6]. И именно такое усиление «сглаженности» наблюдается в профилях обоих полов в первые три года обучения. Профили при наложении очень похожи и на 3-м курсе становятся почти круглыми. Несомненно, в этот период студенты переживают кризис творческой самооценки, но тем не менее неизменно демонстрируют высокую претензию на неё. Это может объясняться тем, что для спортсменов, ориентированных прежде всего на достижение спортивного результата, существуют иные места реализации творческих способностей как «стремления к собственной значимости», однако внутри образовательного сообщества неизбеж-

но возникают конфликты с обществом, которое имеет иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. И здесь для вуза открывается не только возможность, но и необходимость организации целенаправленной работы, но уже не столько по развитию, сколько по перестройке творческого потенциала, адаптации его к вызовам современного общества и как следствие снятия напряжения между ним и личностью. В полученной нами гендерной интерпретации временная картина показывает, что суммарный профиль хоть и незначительно, но всё-таки меняется, и у этого изменения можно увидеть некоторые закономерности и различия. После 3-го курса происходит перелом и процесс развивается в обратном порядке, правда, не совсем одинаково у представителей разных полов.

У девушек, чьи претензии на социальный успех, как мы уже отмечали, несколько выше, рисунок профиля к 5-му курсу становится гораздо предпочтительнее, ибо в нем, несмотря на остающуюся высокой самооценку, появляются выраженные пики, отражающие психологические качества, определяющие и подкрепляющие эту самооценку. Следовательно, к выпуску, девушки самоопределяются не только с уровнем самооценки своего ТП, но и с путями его достижения. А у юношей картинка профиля возвращается практически к рисунку 1-го курса, следовательно, их претензии на высокую самооценку остаются практически ничем не подкреплёнными. Более того, и уровень самооценки по сравнению с 1 -м курсом значительно снижается.

Причину такого развития событий, а следовательно, и пути решения можно отчасти понять, отследив изменение приоритета психологических качеств, обеспечивающих реализацию творческого потенциала, что мы и собираемся сделать в ближайшее время.

Вывод. Университетское образовательное пространство обладает значительными ресурсами, позволяющими влиять на формирование адекватной самооценки личности студента, в том числе на оценку уровня развития его творческого потенциала, но пока многие из них используются недостаточно эффективно и не в полной мере.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. -1956. - № 6. - С. 37-49.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

3. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера. Ч. 2 / Л.С. Выготский // Собр. соч. - М., 1984. - С. 321.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - С. 166.

5. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013 - № 1 - С. 94-95.

6. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры.

- 2013 - № 7 - С. 85-88.

7. Повзун В.Д. Психологические характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Л. Иванова // Теория и практика физ. культуры. -2013 - № 9 - С. 83-86.

8. Повзун А.А Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их гендерных предпочтений / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физ. культуры. - 2012

- № 2 - С. 85-87.

9. Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры, 2002. - № 4. - С. 16-20.

10. Шаров А.С. Психология познания человека / А.С. Шаров. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. - 130 с.

11. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций, как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис... докт. психол. наук. - Новосибирск, 2000. - 383 с.

References

1. Altshuller, G.S. Psychology of inventive creativity / G.S. Altshuller, R.B. Shapiro // Voprosy psikhologii. - 1956. - № 6. - P. 37-49. (In Russian)

2. Anan'ev, B.G. Man as an object of cognition / B.G. Anan'ev. -St.Petersburg: Piter, 2001. - 288 P. (In Russian)

3. Vygotsky,, L.S. On psychology of actor's creativity. P. 2 / L.S. Vygotsky // Collected works. - Moscow, 1984. - P. 321. (In Russian)

4. Druzhinin V.N. Psychology of general abilities / V.N. Druzhinin. -St.Petersburg: Piter, 2002. - P. 166. (In Russian)

5. Povzun, V.D. Resources of the university educational environment in development of creativity of students of sports faculty / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013 - № 1 - P. 94-95. (In Russian)

6. Povzun, V.D. Comparative analysis and the ways of development of creativity of students of sports faculty in the university educational environment / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013 - № 7 - P. 85-88. (In Russian)

7. Povzun, V.D. Psychological characteristics of student's creativity and their changes in the university educational environment / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin, N.L. Ivanova // Teoriya

1 praktika fizicheskoy kultury. - 2013 - № 9 - P. 83-86. (In Russian)

8. Povzun, A.A. Estimation of sex-role socialization of students of the faculty of physical education on the basis of introspection of their gender preference / A.A. Povzun,V.V. Apokin, Yu.A. Mulyukina // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2012 - №

2 - P. 85-87. (In Russian)

9. Sal'nikov, V.A. Talent, endowements and abilities in the structure of sports activity / V.A. Sal'nikov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2002. - № 4. - P. 16-20. (In Russian)

10. Sharov, A.S. Psychology of human cognition / A.S. Sharov. -Omsk: Pub. h-se of OmSPU, 1994. - 130 P. (In Russian)

11. Sharov, A.S. System of value orientations as a psychological mechanism of regulation of human life: doctoral thesis (Psych.).

- Novosibirsk, 2000. - 383 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 20.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.