УДК: 796.012
ЛИМИТИРУЮШИЕ
факторы психомоторной организации квалифицированных спортсменов
Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
LIMITING FACTORS OF PSYCHOMOTOR ORGANIZATION OF QUALIFIED ATHLETES
B.P. Yakovlev, professor, Psy.D V.V. Apokin, associate professor, Ph.D.
Surgut state university of KhMAR-Ugra, Surgut
Key words: psychomotor organization, limiting factors, motivation, lability, qualified athletes. Efficiency of regulation of motor actions mainly depends on the level of development and formation of athlete's skills of motor functions, which gives reason to using psychomotor methods in the psychological monitoring system as indicators of ability to self-regulation of motor actions during emotional and muscle tension. The purpose of the study was to investigate the influence of factors limiting quality and effectiveness of self-regulation of psychomotor functions of athletes from different sports.
Proceeding from the findings of the studies of psycho-motor organization of qualified athletes the psychological limiting factors are achievement motivation and the lability level of nervous processes. Herewith, one is to take into account that psychomo-tor functions are systemized depending on specifics of sports activity and inner features of the subject of activity.
The regulatory functions, providing for motion control by the parameters determining efficiency of activity, are the key units of psychomotor organization. Therefore, objective appraisal and analysis of psycho-motor funcitons of athletes showing high variability and changeability under specific conditions of competitive activity are very important. Psychomotor indices are informative indicators of functional fitness and physical working capacity of athletes regarding speed and accuracy.
Every sports specialization has sets of individual typological characteristics or single dominant features stipulating for efficiency of motor actions in achievement of sports results. Qualitative and quantitative indicators of the process of information reception and processing in view of mobilization of body's functional reserves are among such internal competitive actions, predetermining efficiency of competitive actions.
Ключевые слова: психомоторная организация, лимитирующие факторы, мотивация, функциональная подвижность, квалифицированные спортсмены.
В реализуемой системе психологического обеспечения спортивной подготовки важным аспектом является оценка психомоторной организации спортсмена. Психомоторная организация - комплекс связанных между собой индивидуально-психологических и индивидуально-типологических качеств, необходимых для саморегуляции специфической деятельности и требований, которые она выдвигает [2, 9]. В психомоторной организации спортсмена в той или иной степени отражаются особенности функциональной подготовленности, работоспособности, психологических проявлений (процессов, состояний, свойств) субъекта деятельности.
Только при достаточном умении оптимально регулировать параметры своих действий по интенсивности прилагаемых усилий, темпу, ритму, скорости, амплитуде и т. д. спортсмен способен надежно реализовать структуру специфических двигательных действий. Умение регулировать параметры психомоторной организации с учетом изменяющихся психических проявлений - одно из основных психологических качеств квалифицированного спортсмена [6, 7].
Эффективность регуляции двигательных действий в основном зависит от уровня развития и сфор-мированности у спортсмена навыков психомоторных функций, что дает основание применять в системе психологического контроля психомоторные методы в качестве индикаторов способности к саморегуляции двигательных действий в условиях эмоциональной и мышечной напряжённости.
Психологическое обеспечение спортивной деятельности на всех этапах ее реализации, осуществляемое в форме контроля и коррекции психомоторных особенностей, позволяет повысить надёжность, качество и эффективность спортивной подготовленности к ответственным соревнованиям.
В настоящее время накоплен огромный эмпирический материал о роли психомоторной организации в спортивной деятельности в зависимости от внешних факторов: видов спорта, квалификации спортсменов, этапов подготовки [6-8]. Однако раскрытие внутренних лимитирующих факторов психомоторной активности не позволяет делать заключение в целом об организации психомоторной сферы спортсмена. Как правило, на практике дело ограничивается констатацией частных результатов измерения или их сравнительным анализом по отдельным временным психомоторным параметрам. Важность акцентирования внимания на понятии «лимитирующие факторы» в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменов обусловлена в первую очередь несоответствием, ограниченностью выделения психологических факторов, лимитирующих психомоторную организацию спортсмена.
Под психологическими факторами, лимитирующими психомоторную организацию по качеству и результативности саморегуляции двигательных действий спортсмена, мы понимаем такие факторы, которые ограничивают оптимальное произвольное управление в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. К таким факторам мы относим силу мотивации достижения и уровень функциональной подвижности нервных процессов. Отметим, что функциональная подвижность, как индивидуально-типологическое свойство, характеризует определённый уровень выполнения работы, влияющий на скорость приема и переработки информации с положительными реакциями и тормозными реакциями дифференцировки, а также быструю смену возбудительного процесса тормозным [3, 9]. Сила мотивации достижения определяет потребность спортсмена добиваться успеха в выбранном им виде деятельности. Впервые эта диспозиция была выделена в классификации Murrey, который понимал ее как устойчивую потребность в достижении результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле» [10]. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от ее конкретного содержания. Мотивация достижения подразделяется на два вида мотивов: стремление к успеху и стремление избежать неудачи.
Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.
Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость в стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха
и снижается после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных задач велика вероятность неуспеха, поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача равновероятны, и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека.
Субъекты со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100 %-ный успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех).
В нашем эмпирико-экспериментальном исследовании были применены три метода: оценка психомоторной организации по методике М. П. Мороз [4, 5], оценка функциональной подвижности по Н. В. Макаренко [3], оценка мотивации достижения по Н. М. Пей-сахову [8].
В качестве метода определения психомоторной организации спортсменов мы использовали простую зрительно-моторную реакцию (ПЗМР), в основе которой лежит статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции. Нами использована методика «Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека», разработанная фирмой ИМАТОН (г. Санкт-Петербург) [4, 5].
На сегодняшний день это наиболее практикуемый и объективный метод определения функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) в исследовании учебной, спортивной и профессиональной деятельности, где при анализе используется вариационная хронорефлексометрия, в основе которой лежит статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции (Б. Д. Асафов, Т. Д. Лоскутова, 1975; Л. П. Павлова, 1988; М. П. Мороз, И. В. Чубаров, 2001). Относительная простота этой методики, удобство ее применения в естественных условиях, практическое отсутствие влияния фактора тренированности дают возможность использовать ее как экспресс-метод в прикладных исследованиях по оценке функциональных состояний человека.
Выявлено, что при снижении функционального состояния организма время отдельных реакций значительно увеличивается. Считается, что вариационные характеристики временных показателей двигательной реакции отражают вероятностно-статистический принцип работы мозга (А. В. Карпенко, 1988).
Форма распределения последовательных значений времени ПЗМР и положение вариационной кривой в системе координат варьируются ЦНС. Это соответствие позволяет определить три количественных критерия, характеризующих с разных сторон теоретически разные стороны функционального состояния ЦНС, а также уровни работоспособности [5]. Первый критерий - функциональный уровень системы (ФУС). Его величина определяется главным образом абсолютными значениями ПЗМР, т. е. поло-
жением вариационной кривой относительно абсциссы. Второй критерий - устойчивость реакции (УР). Величина этого показателя тем больше, чем меньше вариабельность значений ПЗМР, т. е. он ориентирован на ординату, поскольку разнообразие значений ПЗМР связано с непрерывными флуктуациями состояний ЦНС. Третий критерий - уровень функциональных возможностей (УФВ) - является наиболее полной характеристикой состояния ЦНС и позволяет судить о ее способности формировать и достаточно долго удерживать соответствующую функциональную систему (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; Л. П. Павлова, 1988).
Спортсменов обследовали в отдельной лаборатории, без присутствия лиц, не принимающих непосредственного участия в обследовании. Испытуемый находился прямо перед экраном монитора. Его задачей было следовать указаниям экспериментатора. Определяли все функциональные значения для левой и правой руки, а затем рассчитывали усредненные значения (см. таблицу).
Методика оценки индивидуально-типологического свойства функциональной подвижности базируется на теоретико-методологических разработках Киевской психофизиологической школы А. Е. Хильченко, А. В. Трошихина, Н. В. Макаренко, Ю. Л. Майдикова. Данная методика позволяет определить скорость приёма, переработки информации и принятия решения по реализации поставленной задачи [3]. На данной возрастной выборке по методу оценки уровня функциональной подвижности нервных процессов были сформированы две группы испытуемых спортсменов со средним и высоким уровнем функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП):
• первая группа - средний УФП НП, 80-90 сигналов за 30 с;
• вторая группа - высокий УФП НП, свыше 90 сигналов за 30 с (см. таблицу).
Экстремальная деятельность в спорте характеризуется пространственными и временными лимитами, определенными правилами соревнований, характером судейства, активностью болельщиков, уровнем конкуренции в условиях соревновательной борьбы, которые ограничивают качество восприятия, степень переработки информации и принятие решения по эффективному выполнению двигательной задачи.
Величина воздействия информационных раздражителей в условиях соревновательных нагрузок на организм и психику спортсмена зависит также и от проблемной ситуации (обусловленной ложностью, маскировкой действий соперника, неопределенностью момента начала действия и т. д.), от ее экстремальных двигательных режимов (максимальной скорости действий и операций, координационной сложности действий, выносливости, монотонности и др.) и от уровня стрессорного воздействия, связанного с социальной престижностью соревнований, результата выступлений. Поэтому уровень функциональной подвижности играет большую роль в качестве и результативности саморегуляции психомоторной организации спортсмена.
Цель исследования состояла в изучении влияния факторов, лимитирующих качество и результативность саморегуляции психомоторных функций спортсменов различных видов спорта.
Организация и методика исследования. Испытуемыми были квалифицированные спортсмены (I разряд и КМС), мужчины (17-20 лет) различных спортивных специализаций (единоборства, борьба, плавание, лыжный спорт, биатлон) (см. таблицу).
Результаты исследования и их обсуждение. После обследования латентных периодов ПЗМР нами было выделено четыре группы испытуемых квалифицированных спортсменов: 1-я группа - испытуемые 17-20 лет с мотивацией избегания неудачи и средним уровнем функциональной подвижности нерв-
Среднестатистические показатели латентных периодов простой зрительно-моторной реакции у квалифицированных спортсменов 17-20 лет, М±т
Показатели ПЗМР, мс ФУС, у.е. УР, у.е. УФВ, у.е.
1-я группа, спортсмены со средним уровнем ФПНП и МИН, n=21
Среднее значение 273,25±5,67 2,72±0,05 1,43±0,01 2,74±0,27
Правая рука 274,50±4,05 2,72±0,05 1,56±0,01 2,87±0,21
Левая рука 272,50±6,01 2,72±0,05 1,29±0,01 2,61±0,23
2-я группа, спортсмены со средним уровнем ФПНП и МДУ, n=20
Среднее значение 268,80±6,39 2,77±0,06 1,60±0,01 3,04±0,16
Правая рука 269,20±7,17 2,77±0,06 1,56±0,01 2,89±0,13
Левая рука 268,40±5,76 2,78±0,06 1,83±0,01 3,18±0,19
3-я группа, спортсмены с высоким уровнем ФПНП и МДУ, n=15
Среднее значение 252,67±4,37 2,85±0,04 1,90±0,01 3,29±0,17
Правая рука 250,00±3,41 2,87±0,04 1,85±0,01 3,26±0,15
Левая рука 253,11±5,29 2,82±0,04 1,94±0,01 3,32±0,25
4-я группа, спортсмены с высоким уровнем ФПНП и МИН, n=17
Среднее значение 258,75±5,17 2,78±0,03 2,33±0,01 3,70±0,21
Правая рука 256,75±4,55 2,79±0,03 2,23±0,01 3,54±0,09
Левая рука 260,75±5,86 2,78±0,03 2,43±0,01 3,80±0,23
Примечание. МДУ - мотив достижения успеха; МИН - мотив избегания неудачи; ФПНП ■ ность нервных процессов (торможения и возбуждения).
функциональная подвиж-
ных процессов; 2-я группа - испытуемые 17-20 лет с мотивацией достижения успеха и средним уровнем функциональной подвижности нервных процессов; 3-я группа - испытуемые 17-20 лет с мотивацией достижения успеха и высоким уровнем функциональной подвижности нервных процессов; 4-я группа - испытуемые 17-20 лет с мотивацией избегания неудачи и высоким уровнем функциональной подвижности нервных процессов (см. таблицу)
Согласно результатам изучения психомоторной организации, по среднестатистическим показателям латентного периода ПЗМР и количественным критериям функционального состояния ЦНС квалифицированных спортсменов по методике Мороз наблюдаются достоверные различия (р<0,05) между испытуемыми 1-2-й групп и испытуемыми 3-4-й групп.
Как показали исследования, при сравнении результатов спортсменов были выявлены разнонаправ-ленность и разновыраженность в показателях уровня функциональной подвижности нервных процессов и показателях силы мотивации достижения.
Так, анализ показателей спортсменов с мотивацией достижения успеха и высоким уровнем ФПНП обнаружил, что качество и результативность психомоторной организации имеют наибольшую продуктивность и результативность по трём основным функциональным критериям (ФУС, УР, УФВ), чего не наблюдается у спортсменов со средним уровнем ФПНП и мотивацией избегания неудачи.
Выявленная нами закономерность объясняется тем, что без соответствующей силы мотивации на результат и скорости приёма и переработки информации лимитируется способность формировать и достаточно долго удерживать соответствующую функциональную систему, работа которой зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров этой системы и совпадения ритмов перехода возбуждения нервных процессов в торможение, и наоборот.
В целом полученные показатели отразили наибольшую эффективность влияния лимитирующих факторов на организацию психомоторных реакций спортсменов. На основании анализа результатов исследования можно заключить следующее:
• психомоторная организация квалифицированных спортсменов обусловлена индивидуально-типологическими особенностями проявления психомоторной реакции, выражающейся в уровне ФПНП, и индивидуально-психологическими особенностями по силе мотивации достижения;
• требования, предъявляемые к спортивной деятельности в период соревновательной подготовки, обязывают применять комплексную оценку качества и результативности психомоторной организации с учётом основных лимитирующих систем и уровней психологической подготовленности спортсмена.
Выводы. По результатам исследований психомоторной организации квалифицированных спорт-
сменов лимитирующими факторами психологического характера являются мотивация достижения и уровень функциональной подвижности нервных процессов.
При этом необходимо учитывать, что психомоторные функции организуются в систему в зависимости от специфики спортивной деятельности и внутренних особенностей субъекта деятельности [2, 8]
Главными звеньями психомоторной организации являются регуляторные функции, обеспечивающие управление движениями по параметрам, определяющим эффективность деятельности.
Поэтому важны объективная оценка и анализ психомоторных функций спортсменов, демонстрирующих высокую вариативность и изменчивость в специфических условиях соревновательной деятельности. Психомоторные показатели по скорости и точности являются информативными индикаторами функциональной подготовленности и работоспособности спортсменов.
Для каждого вида спортивной специализации существуют комплексы индивидуально-типологических свойств или отдельные доминирующие свойства, обуславливающие эффективность двигательных действий в достижении спортивных результатов. Одними из таких внутренних компонентов, определяющих эффективность соревновательных действий, являются качественно-количественные показатели процесса приема и переработки информации с учетом мобилизации функциональных резервов организма.
Естественно, индивидуально-психологические качества состояния спортсменов развиваются в процессе совершенствования методики управления двигательными действиями с учетом роста спортивного мастерства и профессиональной квалификации. Однако необходимым условием более эффективного и успешного физического воспитания и развития профессионально важных качеств спортсменов является их произвольное стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и успеху в деятельности. Если у спортсмена такое стремление отсутствует, то при подходе к ступени высоких квалификационных и социальных требований вряд ли какая-то методика спортивной тренировки сможет механически оказать ощутимый развивающий эффект.
Поэтому в основу психолого-педагогических воздействий, способствующих обеспечению развития профессионально важных качеств, специфических двигательных умений, личностных особенностей, должно быть положено воспитание у спортсменов постоянной мотивации, активной установки на достижение высоких результатов в экстремальных условиях соревнований, а также высоких субъективных требований к уровню функциональной подготовленности и специальной работоспособности.
Литература:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.
2. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 1-е изд., 2003. - 384 с.
3. Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд / Н.В. Макаренко.- Киев: Наукова думка, 1991. - 216 с.
4. Мороз М.П. Методология оценки и прогнозирования работоспособности человека-оператора / М.П. Мороз, И.В. Чубаров
- СПб.: ГУП «Петроцентр», 2001. - 80 с.
5. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека / М.П. Мороз. - СПб.: ИМАТОН, 2003. - 38 с.
6. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 268 с.
7. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002.
- 380 с.
8. Яковлев Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности: монография / В.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. - 182 с.
9. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПУ,2007. - 201 с.
10. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. - N.Y., 1938.
References
1. Il'in, E.P. Motivation and motives / E.P. Il'in. - St.Petersburg: Piter, 2003. - 508 P. (In Russian)
2. Il'in, E.P. Human psychomotor organization: textbook for universities / E.P. Il'in. - St.Petersburg: Piter, 1st ed., 2003. - 384 P. (In Russian)
3. Makarenko, N.V. Human psychophysiological functions and camera work / N.V. Makarenko.- Kiev: Naukova Dumka, 1991. -216 P. (In Russian)
4. Moroz, M.P. The methodology of evaluation and forecasting of physical working capacity of a cameraman / M.P. Moroz, I.V. Chubarov - St.Petersburg: Petrotsentr, 2001. - 80 P. (In Russian)
5. Moroz, M.P. Instant diagnosis of human functional state and physical working capacity / M.P. Moroz. - St.Petersburg: IMATON, 2003. - 38 P. (In Russian)
6. Sports psychology in the works of foreign specialists: reader / comp. by I.P. Volkov, N.S. Tsikunova. - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 268 P. (In Russian)
7. Sports psychology in the works of Soviet experts / comp. and ed. by I.P. Volkov. - St.Petersburg: Piter, 2002. - 380 P. (In Russian)
8. Yakovlev, B.P. Emotional tension in sports activity: monograph / V.P. Yakovlev. - Surgut: RIE SurSPI, 2003. - 182 P. (In Russian)
9. Yakovlev, B.P. Mental load in elite sport / V.P. Yakovlev. - Surgut: RIE SurSPI,2007. - 201 P. (In Russian)
10. Murrey, HA. Exploration in Personality / H.A. Murrey. - N.Y., 1938.
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.09.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 316.37
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ПОДРОСТКОВ И ИХ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Кандидат психологических наук, доцент Н.П. Плеханова Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
Ключевые слова: гендерные особенности, состояние, средние учебные заведения, подростковый возраст.
Теоретическое изучение проблемы полоролевой социализации у спортсменов - студентов факультета физической культуры - показало достаточно низкий уровень самооценки их гендерных предпочтении и необходимость целенаправленной воспитательной работы как в учебных заведениях, так и в семье для устранения гендерных межличностных противоречий.
Цель исследования - на основе результатов тестирования дать оценку полоролевых предпочтений подростков и их гендерных особенностей в социальной среде.
Результаты исследования и их обсуждение. В
попытке лучше понять истоки сущности полоролевой социализации мы использовали метод самооценки и выявили её состояние у подростков переходных возрастов - учащихся 5-х и 9-х классов общеобразовательной школы. Причём в одной их школ представители разных полов обучаются совместно, т.е. являются учащимися одного класса, а в другой - раздельно.
Полученные нами результаты показывают, что и в этом случае большая часть значений находится за пределами оптимальной самооценки, причём в основном это заниженная самооценка, т.е. ниже уровня «средний». И несмотря на то что наблюдаются коле-
бания оптимального уровня, связанные, скорее всего, с этапами полового созревания и нарастанием конкуренции, а значит, и критического отношения к представителям своего пола, процент заниженной самооценки остаётся очень высоким.
Среди причин заниженной самооценки, несомненно, значимы и негативные общественные факторы. Однако отметим, что принципиального различия между учащимися смешанных и раздельных классов нами не выявлено. Несмотря на некоторое количественное различие, которое может быть объяснено спецификой отбора учащихся в школе с раздельным обучением, тенденции к изменению, они демонстрируют одинаковые коэффициенты. Следовательно, основные причины различий кроются не в организации воспитательного процесса в школе или влиянии общества. Заниженная полоролевая самооценка чаще всего обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, и только в более позднее время - внешней оценкой социума.
Вывод. Анализ полученного нами результата дает возможность выявить проблемы гендерной социализации и найти оптимальные пути их решения, а главное - помочь в организации целенаправленной работы семейного воспитания по формированию адекватной полоролевой социализации ребёнка.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 30.09.2013 г.