Научная статья на тему 'Гендерные особенности образа физического «я»'

Гендерные особенности образа физического «я» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1627
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варлашкина Е. А., Буланбаева М. М.

Attractive appearance starts to occupy a leading position in the hierarchy of values in life of modern person. Social changes in the society, the growing interest in current issues of men and women require special attention in the study of gender-specific physical image "I". Empirical studies revealed features of self-esteem and subjective importance of appearance in men and women

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности образа физического «я»»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2012. № 2. С. 4-12.

УДК 159.923.2+159.922.1

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ФИЗИЧЕСКОГО «Я»

Е.А. ВАРЛАШКИНА, М.М. БУЛАНБАЕВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Attractive appearance starts to occupy a leading position in the hierarchy of values in life of modern person. Social changes in the society, the growing interest in current issues of men and women require special attention in the study of gender-specific physical image "I". Empirical studies revealed features of self-esteem and subjective importance of appearance in men and women.

В настоящее время образ физического «Я» все чаще становится предметом исследования в психологии. Пристальное внимание психологов к данному феномену определяется тем, что в обществе потребления социаль-но-одобряемые стандарты внешней привлекательности стали высоко значимыми в иерархии жизненных ценностей человека. Современные реалии таковы, что привлекательная внешность стала одним из возможных ресурсов успешной адаптации личности в социуме. Подтверждение этому можно обнаружить в работах зарубежных и отечественных психологов. Сегодня телесное благополучие становится синонимом успешности, жизненной состоятельности, счастья и удовлетворенности (Е.Т. Соколова, Д. Майерс, А.А. Бодалев, Ьа^1о18 и др.). Навязываемые социумом образы безупречного внешнего вида актуализируют субъективные личностные переживания человека, связанные с самооценкой своей внешности. Неудовлетворенность внешностью распространяется в обществе столь широко, что становится свойственной фактически всем демографическим группам населения, неся потенциальную угрозу физическому и психическому здоровью личности, требуя пристального внимания психологической науки в изучении данного феномена.

Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что женщины в большей степени, чем мужчины испытывают на себе социокультурные влияния, связанные с идеализаций внешней привлекательности [1; 2; 3; 4].

© Варлашкина Е.А., Буланбаева М.М., 2012

Е.Б. Станковская отмечает, что внешность занимает важное место в структуре современной феминности [5]. И.С. Клецина выделяет привлекательную внешность как одну из констант женского самоутверждения [1]. Отвечая социальному вызову, современные женщины используют многочисленные способы поддержания физической привлекательности (диеты, фитнесс, косметологи, эстетическая хирургия). Сегодня красота и привлекательность женщины - это тяжелый и постоянный труд, требующий моральных, душевных, материальных усилий.

Однако под власть глянца и гламура попали не только женщины, но и мужчины. В настоящее время современные мужчины также проявляют повышенный интерес к своему внешнему виду. Если в начале 1990-х гг. мужской маникюр и педикюр были исключением, то сегодня это пройденный этап в уходе за внешностью у мужчин. В СМИ распространен образ молодого, модного, спортивного, загорелого и ухоженного «метросексуала»

- современного мужчины, связанного с городской культурой потребления, тщательно одевающегося в соответствии с последними веяниями дизайнерской мысли, пользующегося кремами, гелями, туалетной водой, занимающегося с персональным тренером, имеющего персонального косметолога, прибегающего к эстетической операции. Но если раньше к услугам хирургии прибегала только политическая элита, то сегодня эти услуги стали естественными и общедоступными для

всех социальных групп мужского населения. Теперь у У1Р-персон популярны эпиляция в области бикини, липосакция, клеточная косметология и др. Многообразные современные возможности сохранения и поддержания физической привлекательности определяют отношение к телу как к объекту бесконечных трансформаций, занимая ведущее место в иерархии жизненных ценностей мужчины. Бизнес и публичность являются определяющими факторами отношения к внешности современного мужчины, мотивируя вкладывать деньги во внешность. Физическое «Я» стало одним из возможных активов современного, успешного, уверенного в себе мужчины.

Мы полагаем, что социально-желательные идеалы красоты занимают одно из ведущих мест не только в женском, но и в мужском самосознании. Высокая субъективная значимость привлекательной внешности формирует отношение человека к своему физическому «Я», мотивируя на сохранение и поддержание физической привлекательности с применением разнообразных способов ухода за собой от вполне «безобидных» до опасных для здоровья.

Анализ научной литературы показал многообразие исследований образа физического «Я» зарубежными психологами [4]. Обращает на себя внимание, что при достаточно большом объеме работ по данной проблеме, работы по изучению гендерных особенностей данного феномена характеризуются немногочисленностью. Следует отметить, что исследование самоотношения к внешности у женщин все же чаще привлекает внимание отечественных психологов (А.Г. Черкашина,

В.И. Черкашин, Т.П. Шарай, В. А. Лабунская, Я.Б. Наровская, Л.Т. Баранская, В.В. Сласте-нина и др.). Фактически остается не изученным феномен мужского самоотношения к внешности, определяя предметное поле перспективных исследований гендерной психологии. При этом следует отметить, что вопросы психологии мужчины и женщины в настоящее время активно обсуждаются в обществе. Обусловлено это многими причинами и явлениями современной действительности: актуальными проблемами усложняющейся жизнедеятельности, тенденциями развития семьи, значительными изменениями ролей женщины и мужчины в обществе, с одной стороны, привлечением внимания к личности, к человеку, его уникальной, неповторимой,

целостной сущности и изучением его субъективной реальности, индивидуальности - с другой.

Таким образом, социальные изменения, растущий интерес к актуальным проблемам современных мужчин и женщин настоятельно требуют ответов от психологической науки в том числе и по проблеме гендерных особенностей образа физического «Я», позволяя открывать перспективы последующих эмпирических исследований в области психологии внешности и гендерной психологии.

Приступая к исследованию гендерных особенностей образа физического «Я», мы будем опираться на следующие основные теоретические положения, послужившие основой данного исследования:

1. Самооценка является базовым личностным конструктом, регулирующим поведение человека, самопринятие и самоотношение в широком классе жизненных ситуаций (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.С. Шорохова, Л.В. Бороздина и др.).

2. Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает с точки зрения определенной системы ценностей [6, с. 99].

3. В период «акме» самооценка личности характеризуется адекватностью, реалистичностью, устойчивостью. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми.

4. Образ физического «Я» - единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и функциями тела [7, с. 128].

5. Внешность - совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению. К анатомическим признакам относятся: скелетно-мышечная структура лица и тела; к функциональным - различного рода выразительные движения человеческого лица и тела (мимика, пантомимика, голос, речь); к социальным - элементы оформления внешности в виде одежды, косметики, украшений [8, с. 59];

6. Осознание внешних компонентов образа тела происходит в процессе взаимодействия собственного тела и тела другого, соотнесения видимого собственного тела с эталонным [9].

Главной целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей образа физического «Я».

В соответствии с обозначенной целью нами были сформулированы следующие задачи:

1) выявить гендерные особенности самооценки образа физического «Я»;

2) определить субъективную значимость образа физического «Я» в гендерном аспекте;

3) выявить гендерную специфику компонентов образа физического «Я».

Решение поставленных задач осуществлялось с применением метода опроса (анкетирование) и психологического тестирования, представленного методикой «Исследования самоотношения к образу физического Я» (А.Г. Черкашина) [10].

Данная методика позволяет измерять са-моотношение к образу физического «Я» в системе «Я в сравнении с другими» и «Я в сравнении с Я». Исследование образа физического «Я» проводится по компонентам анатомических, функциональных и социальных характеристик внешней привлекательности. Анатомические характеристики отражают самоотношение респондентов к своему лицу, фигуре, рукам, ногам; функциональные характеристики - оценку выносливости, силе, быстроты, гибкости; социальные характеристики - одежде, аксессуарам, косметике. Представленные характеристики оцениваются по двум шкалам: самооценка (Я в сравнении с другими - хуже или лучше, чем у других); субъективная значимость (Я сравнивается с Я - насколько этот признак для личности ценен и значим, насколько оценка несет личностное окрашенное значение). Также данная методика позволяет измерять уровень самооценки предложенных характеристик, какие характеристики наиболее доминируют в субъективном отношении личности и наи-

более личностно значимы. Опросник состоит из 71 утверждения, касающихся оценки образа физического «Я». Респондентам двух групп предлагалось оценить свой образ физического «Я» по 10-балльной шкале (10 баллов

- максимальное значение; 0 баллов - минимальное значение) [7; 10].

Для математической обработки полученных данных применялись: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение), критерий £/-Манна - Уитни [11].

В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте от 35-50 лет (период «ак-ме») [12]. Выборка исследования представлена двумя группами респондентов. Основным критерием формирования групп является гендерный фактор (по 20 человек в группе мужчин и женщин), а также учитывалась уравновешенность групп по демографическим характеристикам.

Обратимся к анализу полученных результатов. В таблице 1 представлен уровень самооценки (шкала «Я-другие») образа физического «Я» по компонентам анатомических, функциональных и социальных характеристик в группе мужчин и женщин.

Согласно полученным результатам в целом самооценка образа физического «Я» значимо выше в группе мужчин. Самооценка компонентов образа физического «Я» слабо дифференцирована. Мужчинам свойственно более высоко оценивать анатомические (лицо, фигура, ноги, руки) и функциональные компоненты образа физического «Я» (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость) и ниже - социальные (одежда, аксессуары, косметика). В группе женщин самооценка более дифференцирована, они более высоко оценивают социальные и анатомические компоненты образа физического «Я» и ниже -функциональные характеристики.

Таблица 1

Гендерные особенности самооценки образа физического «Я»

№ Компоненты образа физического «Я» Шкала «Я - другие» и-критерий

мужчины женщиныы

1 Анатомические характеристики 8,64 7,40 24 5***

2 Функциональные характеристики 8,16 6,04 0***

3 Социальные характеристики 7,52 7,51 98,5

Образ физического «Я» в целом 8,11 6,98 557,50***

Примечание: в таблице указан уровень значимости различий: * - при р < 0,05; ** - при р < 0,01; *** - при р < 0,001.

Выявленная закономерность объяснима с позиций гендерной психологии. Традиционно в обществе мужчины более эмоционально стабильны в оценке компонентов образа физического «Я», склонны к более высокому самопринятию своей внешности. Женщины более самокритичны, эмоционально тонко реагируют на свои «сильные и слабые» стороны в оценке физического «Я». Мы полагаем, что удовлетворенность женщины социальными характеристиками внешности (одежда, аксессуары, косметика) нивелирует не-

удовлетворенность другими компонентами образа физического «Я». А отсутствие значимых различий в самооценке социальных характеристик внешности у мужчин и женщин, вероятно, свидетельствует о стирании жестких границ образов маскулинности и фемин-ности в современном обществе.

В соответствии с целью исследования нами была изучена субъективная значимость компонентов образа физического «Я» в группе мужчин и женщин. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Гендерные особенности субъективной значимости образа физического «Я»

№ Компоненты образа физического «Я» Шкала «Я - Я» и- критерий

мужчиныы женщиныы

1 Анатомические характеристики 8,75 7,54 7 5***

2 Функциональные характеристики 8,18 6,91 0,5**

3 Социальные характеристики 7,51 8,02 117

Образ физического «Я» в целом 8,15 7,49 615***

Примечание: в таблице указан уровень значимости различий: * - при р < 0,05; ** - при р < 0,01; *** - при р < 0,001.

Полученные результаты оказались для нас несколько неожиданными. Из полученных данных видно, что в группе мужчин в целом образ физического «Я» более субъективно значим, чем в группе женщин. Выявленные статистически значимые различия позволяют также говорить о более высокой субъективной значимости анатомических (лицо, фигура, ноги, руки) и функциональных компонентов образа физического «Я» (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость) в мужском самосознании. В группе мужчин социальные характеристики внешности (одежда, аксессуары, косметика) обладают меньшей субъективной значимостью. В то время как у женщин, наоборот, социальные характеристики внешности более субъективно значимы в сравнении с анатомическими и функциональными.

Таким образом, выявленная закономерность свидетельствует о том, что у мужчин в образе физического «Я» личностно значимым является акцентирование внимание на маскулинных компонентах гендерной идентичности. Поскольку маскулинности всегда свойственно проявляться телесно (размер, мышечная масса, сила, выносливость). Кроме того, сегодня мужское тело стало более открытым и доступным взгляду (СМИ, мода, реклама, спортивные зрелища), повышая рефлексию мужчин, стимулируя их заботу о красоте. Для

современной молодой женщины наиболее значимым элементом образа физического «Я» является одежда, соответствующая фигуре и возрасту, дополненная аксессуарами. Одежда, аксессуары и косметика, являясь объектом повышения внимания женщин, позволяет компенсировать неудовлетворенность анатомическими и функциональными параметрами физического «Я», гармонизируя целостность образа внешней привлекательности.

Обращает на себя внимание, что «картина» удовлетворенности компонентами образа физического «Я» отличается от показателей их субъективной значимости для личности в группе мужчин и женщин (табл. 3).

У мужчин в целом по образу физического «Я» различий между ними не выявлено, что может свидетельствовать о гармоничности образа физического «Я», а также удовлетворенности уровнем активности в уходе за своей внешностью при высоком внимании к компонентам анатомических характеристик. У женщин данные показатели не совпадают по компоненту функциональных характеристик и в целом по образу физического «Я». Следовательно, образ физического «Я» у женщин можно охарактеризовать дисгармоничным, вероятно, они не удовлетворенны уровнем активности в уходе за функциональными компонентами внешности.

Таблица 3

Гендерные различия самооценки и субъективной значимости образа физического «Я»

Компоненты образа физического «Я» Мужчиныы Женщиныы

№ Самооценка Субъективная значимость и-крите- рий Самооценка Субъективная значимость и-крите- рий

1 Анатомические характеристики 8,64 8,75 527* 7,4 7,54 733

2 Функциональные характеристики 8,16 8,18 124 6,04 6,91 0***

3 Социальные характеристики 7,52 7,51 117,5 7,51 8,02 77

Образ физического «Я» в целом 8,11 8,15 2183,5 6,98 7,49 1470,5***

Примечание: в таблице указан уровень значимости различий: * - при р < 0,05; ** - при р < 0,01; *** - при р < 0,001.

Не менее важным для выявления гендерной специфики компонентов образа физического «Я» (анатомических, функциональных, социальных) является изучение их характеристик.

Анализ анатомических характеристик образа физического «Я» показал, что большинство мужчин обладают адекватной самооценкой анатомических характеристик (90 %) и лишь 10 % - неадекватно завышенной. В то время как в группе женщин у 65 % респондентов самооценка анатомических характеристик является адекватной, у 30 % - неадекватно заниженной и у 5 % - неадекватно завышенной. На рис. 1 отражена гендерная специфика самооценки компонентов анатомических характеристик.

У мужчин самооценка анатомических компонентов образа физического «Я» харак-

теризуется равномерной выраженностью, они в одинаковой степени удовлетворены ногами (форма, верхняя и нижняя части, щиколотки, ступни, длина), руками (верхняя и нижняя части, запястье, кисть, пальцы, ногти), лицом в целом (волосы, кожа, овал лица, форма лба, глаза, нос, губы, зубы, подбородок, ушные раковины, лицо в профиль), фигурой (рост, вес, пропорции, шея, плечи, грудь, талия, живот, спина). Самооценка анатомических компонентов образа физического «Я» у женщин более дифференцирована, они удовлетворены руками, ногами, в меньшей степени лицом в целом и не удовлетворены своей фигурой.

На рис. 2 наглядно отражена гендерная специфика субъективной значимости анатомических характеристик образа физического «Я».

Рис. 1. Гендерные особенности самооценки анатомических характеристик образа физического «Я»

мужчины, - женщины

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

8 82

7,74

¡,85

7,5

лицо

фигура

руки

Рис. 2. Гендерные особенности субъективной значимости анатомических характеристик образа физического «Я»

- мужчины , - женщины

Для мужчин одинаковой субъективной значимостью в образе физического «Я» обладают руки (верхняя и нижняя части, запястье, кисть, пальцы, ногти), лицо в целом (волосы, кожа, овал лица, форма лба, глаза, нос, губы, зубы, подбородок, ушные раковины, лицо в профиль), ноги (форма, верхняя и нижняя части, щиколотки, ступни, длина) и фигура (рост, вес, пропорции, шея, плечи, грудь, талия, живот, спина). В женском самосознании субъективно значимы ноги, руки, лицо в целом при меньшей значимости фигуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ функциональных характеристик образа физического «Я» показал, что мужчины характеризуются большей адекватностью самооценки (95 %). 75 % женщин адекватны в оценке данного компонента внешности, однако 20 % женщин неадекватно низко и 5 % неадекватно высоко оценивают функциональные возможности физического «Я». На рис. 3

10 Т--------------------------------------

отражена гендерная специфика самооценки функциональных характеристик образа физического «Я».

У мужчин самооценка функциональных характеристик образа физического «Я» характеризуется равномерной выраженностью, они высоко оценивают свою ловкость (удержание равновесия, походка, выразительность движений), выносливость (силовая, общая, скоростная), быстроту реакций и движений, гибкость (эластичность мышц и связок, гибкость суставов и позвоночника) и силу (мышц рук, ног, спины, брюшного пресса), проявляя удовлетворенность данными характеристиками. Самооценка функциональных характеристик у женщин ниже, чем в группе мужчин, она более дифференцирована. Женщины наиболее удовлетворены своей ловкостью, быстротой и гибкостью, но считают себя недостаточно выносливыми.

8,22

7,96

8,22

8,5

5,11

6,5

¡,06

6,7

выносливость сила быстрота ловкость

Рис. 3. Гендерные особенности самооценки функциональных характеристик образа физического «Я»

- мужчины , - женщины

гибкость

0

9

8

гД

ю

Рис. 4. Гендерные особенности субъективной значимости функциональных характеристик образа физического «Я» мужчины , - женщины

Анализ субъективной значимости характеристик функционального компонента образа физического «Я» в гендерном аспекте наглядно отражен на рис. 4.

Мужчинам при высокой субъективной значимости функционального компонента образа физического «Я» свойственна высокая ценность каждой характеристики: ловкости (удержание равновесия, походка, выразительность движений), быстроты реакций и движений, выносливости (силовая, общая, скоростная), гибкости (эластичность мышц и связок, гибкость суставов и позвоночника) и силы (мышц рук, ног, спины, брюшного пресса). Для женщин данный компонент образа физического «Я» менее субъективно значим в сравнении с мужчинами. Однако в структуре функционального компонента

более значимыми для женщин являются ловкость, гибкость, быстрота при меньшей значимости выносливости и силы.

Анализ социальных характеристик образа физического «Я» выявил отсутствие значимых различий между группами (см. табл. 1), свидетельствуя о высокой роли одежды, аксессуаров, косметики в проявлении своего «Я» и создании социально-желательного образа, вызывая оценки со стороны окружающих. Большинство мужчин и женщин (80 %) адекватны в оценке характеристик данного компонента и лишь 20 % респондентов в двух группах неадекватны в своих оценках. Результаты анализа самооценки социальных характеристик образа физического «Я» отражены на рис. 5.

одежда

аксессуары

Рис. 5. Гендерные особенности самооценки социальных характеристик образа физического «Я» мужчины , - женщины

Как мужчины, так и женщины в наибольшей степени удовлетворены тем, как они одеваются (сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз волос; удобство и комфорт; соответствие одежды социальной роли, возрасту, пропорциям фигуры, моде; индивидуальность стиля). Однако мужчины ниже оценивают использование аксессуаров в своем гардеробе (обувь, сумки, зонты, платки, украшения, сочетание с одеждой) при еще более низкой оценке применения косметики (маки-

яж, маникюр, педикюр, духи, прическа). При этом мужчины последний компонент оценивают более низко, чем женщины. Самооценка социальных характеристик в группе женщин характеризуется равномерностью. Женщины удовлетворены использованием аксессуаров и косметики в своем образе.

Анализ субъективной значимости характеристик социального компонента образа физического «Я» в группе мужчин и женщин представлен на рис. 6.

Ю

Рис. 6. Гендерные особенности субъективной значимости социальных характеристик образа физического «Я»

мужчины, - женщины

Для мужчин высокой субъективной значимостью в образе физического «Я» обладает одежда (сочетание цветовой гаммы с цветом кожи, глаз волос; удобство и комфорт; соответствие одежды социальной роли, возрасту, пропорциям фигуры, моде; индивидуальность стиля) при умеренном использовании аксессуаров (обувь, сумки, зонты, платки, украшения, сочетание с одеждой), а также незначительности применения косметики (макияж, маникюр, педикюр, духи, прическа). Для женщин одинаково высокозначимыми в образе физического «Я» являются одежда и аксессуары, а также активное использование косметики.

Таким образом, подводя итоги исследования, необходимо отметить, что изучение отношения к внешности у мужчин и женщин не исчерпывается результатами данного исследования. Мы полагаем, что для подтверждения выявленных закономерностей необходимо увеличить выборку исследования, формируя группы респондентов по критери-

ям возраста, социального положения, профессиональной деятельности, материального положения, социального статуса, активности ухода за внешностью и др.

1. Клецина И. С. Гендерная составляющая временной перспективы личности // Личность как субъект организации времени своей жизни : сб. науч. ст. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2008. - С. 91-99.

2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. : Питер, 1996. - 684 с.

3. Палуди М. Психология женщины. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

4. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.

5. Станковская Е. Б. «Мое чужое тело»: формы современного отношения женщины к себе в аспекте телесности // Мир психологии.

- 2011.- № 4. - С. 112-119.

6. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. -№ 4. - С. 99-100.

7. Черкашина А. Г., Черкашин В. И. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-

18 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования (г. Пенза, 25 марта 2008 г.) : материалы Международной заочной научно-практической конференции. - Пенза : ПГПУ

им. В. Г. Белинского, 2008.- С. 127-134.

8. Панферов В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. - 1974. - № 2. - С. 59-64.

9. Никонова И. А. Самодостаточность с точки зрения телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования (г. Пенза, 25 марта 2008 г.) : мате-

риалы Международной заочной научнопрактической конференции. - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. - С. 9-13.

10. Черкашина А. Г. Образ физического Я в са-моотношении девушек 17-18 лет : дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2004. -200 с.

11. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. -СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

12. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2003. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.