Nurieva Malakhat Rafik GENDER BASES OF MENTAL ..
psychological science
UDC 159.922.37
DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0403.0011
ГЕНДЕРНЫЕ ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
© 2020
Нуриева Малахат Рафик, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры гендера и прикладной психологии Бакинский государственный университет (1148, Азербайджан, Баку, ул. З.Халилова, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вопросы соблюдения тендерного равенства в отношении к учащимся разного пола в семье и в школе имеют большое значение в современный период. Мальчики и девочки должны чувствовать себя желанными в безопасной и надежной учебной среде. Помимо семьи, свою роль должны сыграть и учителя в обеспечении того, чтобы в школах не было дискриминации, и обеспечить качественное и учитывающее гендерные аспекты образование. Для достижения этого необходимо содействовать обучению учителей и обеспечивать надлежащие условия. Школы несут ответственность за решение проблемы полноценного обучения в школах и обеспечение всестороннего просвещения. Учителя должны следовать профессиональным нормам в отношении соответствующих дисциплинарных практик и обеспечивать беспристрастное обучение. Выявлена большая роль традиции в отношении обучения и воспитания детей разного пола. Прослежена динамика положительных изменений в отношении к обучению девушек в старших классах. Общественное мнение все больше склоняется к необходимости получения девушками полноценного среднего и специального образования. Традиция ранних браков все больше искореняет себя, хотя и полностью еще не изжита, в особенности в сельской местности.
Ключевые слова: обучение в школе, гендерный аспект, сельские школы, социально-психологические взаимоотношения в семье, распределение ролей между родителями.
GENDER BASES OF MENTAL REPRESENTATIONS ABOUT EDUCATION
IN RURAL AREAS
© 2020
Nurieva Malakhat Rafik, candidate of psychological sciences, teacher of the Department of Gender and Applied Psychology Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Z. Khalilov St., 23, e-mail: [email protected])
Abstract. Issues of gender equality in relation to students of different sexes in the family and at school are of great importance in the modern period. Boys and girls should feel welcome in a safe and reliable learning environment. In addition to the family, teachers have a role to play in ensuring that schools do not discriminate, and to ensure quality and gender-sensitive education. To achieve this, teacher training must be promoted and the conditions provided. Schools are responsible for solving the problem of full-fledged education in schools and providing comprehensive education. Teachers should follow professional standards regarding relevant disciplinary practices and provide unbiased education. The great role of tradition in relation to the education and upbringing of children of different sexes is revealed. The dynamics of positive changes in relation to the education of girls in high school is traced. Public opinion is increasingly inclined to the need for girls to receive full secondary and special education. The tradition of early marriages is increasingly eradicating itself, although it has not yet completely been eradicated, especially in rural areas.
Keywords: schooling, gender, rural schools, socio-psychological relationships in the family, distribution of roles between parents.
Актуальность проблемы. Как известно, есть семьи, где родители рано отдают своих дочерей замуж, в том числе и из-за стесненных материальных обстоятельств. Есть семья, где отдают замуж дочерей рано, из страха, что они останутся дома. Однако осознание того, что образование необходимо, хоть поздно, но приходит. В семье малограмотные матери не пользуются авторитетом ни перед мужем, ни перед детьми. Зачастую ранние браки завершаются разводом.
Мы считаем, что родители должны воздерживаться от родственных или ранних браков. Женщины в раннем браке более уязвимы. Ранний брак увеличивает неграмотность. Ведь большинство девушек, которые рано выходят замуж, не могут получить не только высшего образования, но и полного среднего образования. Отец отдает замуж дочь и тем самым полностью перекладывает ответственность за ее судьбу на дом мужа. В целом ранний брак совершается в большинстве своем под давлением родителей.
Степень исследованности проблемы. Вопросы обучения детей женского пола в средней школы, в особенности, в сельской местности, были всегда актуальны. Не случайно об этом писались диссертации [10; 13; 16; 17], статьи [6; 8; 14; 15], отдельные главы в монографиях [3; 4; 5] и в учебниках [11; 12]. Вместе с тем есть еще ряд вопросов нравственно-психологического и в целом социального плана, которые еще ждут своего исследования, в том числе связанные с положением женского образования в сельской местности в Азербайджане.
Цель написания статьи. С целью определения ген-
дерных основ образовательного процесса в старших классах средней школы Азербайджана нами было проведено экспериментальное исследование в ряде сельских и городских школ страны. Известно, что в старших классах учащиеся, в особенности девушки, в определенной степени как бы «вымываются» из состава обучающихся.
Полученные результаты.
Условия обучения и проживания. Одна из анкет была предназначена для анализа отношения учениц старших классов к образованию, сельской жизни и родителям. В результате можно понять условия, при которых они принимают решение о продолжении образования.
В опросе приняли участие 18 учениц 9-10 классов. На вопрос: каким ребенком вы являетесь в семье? ответы были распределены следующим образом: 8 человек - 1-й ребенок, 6 человек - 2-й ребенок, 4 человека - 3-й ребенок. Все они живут со своими родителями, и только в двух семьях имеются некоторые финансовые трудности. Все ученицы показали, что родители относятся к ним хорошо.
Ответы на вопрос Как вы проводите свободное время? распределились следующим образом:
А) В свободное время я играю с детьми (1)
Б) в свободное время смотрю телевизор (8)
C) в свободное время я помогаю семье по дому (3)
D) у меня нет свободного времени (5) я учусь и хожу на занятия
E) я читаю художественные книги и стихи (1).
Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? На этот вопрос были даны следующие ответы: 1. Врач или медсе-
60
Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 3(9)
психологически науки
Нуриева Малахат Рафик ГЕНДЕРНЫЕ ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНЫХ ...
стра (5); 2. Учитель (6); 3. Адвокат (3); 4. Дизайнер (1); 5. Предприниматель (1); 6. Шеф-повар (1); 7. Журналист (1). Как видно, больше внимания уделяется традиционным профессиям.
Только три человека не приняли городскую жизнь. 15 человек сказали, что хотят жить в городе. Каковы недостатки жизни в деревне? Ответы на вопрос следующие:
A) Образование не так хорошо поставлено (2).
Б) Нет мест для развлечений (12).
B) у нас нет благоприятных условий жизни (3).
Таким образом, девушки считают, что в сельской
местности нет условий для отдыха. Также отмечается, что «у нас плохие дороги, уровень образования низкий, нет подходящих спортивных центров».
Один из вопросов был связан с образованием. «Какие условия или оборудование вы хотели бы иметь на вашем месте обучения?» Ответы были следующие:
1.Богатая библиотека. 2. Буфет и столовая. 3. Компьютерная комната. 4. Электронная доска. 5. Кружок по рисованию. 6. Школьный автобус. 7. Предметные лаборатории. 8. Актовый зал. 9. Музыкальный кабинет с музыкальными инструментами. 10. Большой тренажерный зал, детская площадка во дворе. 11. Мастерские для технологических дисциплин. 12. Аудитории с современным оборудованием для изучения иностранных языков.
Таким образом, из ответов можно сделать вывод, что образование весьма привлекательно для девочек. Они хотят получить образование и для себя определенную профессию. Однако слабая финансовая база школы, низкий уровень профессионализма учителей и отсутствие условий для проведения досуга заставляют большинство учащихся переезжать в город. Более того, сельские дороги, услуги общественного питания и развитие инфраструктуры не отвечают необходимым требованиям. В связи с этим система образования и другие учреждения сталкиваются со многими проблемами, которые необходимо решить.
Вопросы отражения семейного воспитания на отношение девочек к своему образованию. Нами также были рассмотрены вопросы отражения семейного воспитания на отношение девочек к своему образованию, в особенности, в старших классах. Анкета № 2 включает вопросы, связанные с воспитанием девочек в семье. В дополнение к ответам, приведенным здесь, мы также сохранили опции отсутствия ответов, чтобы прояснить основные ценности.
3. Как вы думаете, что важно в воспитании девочек в семье?
A) Важно внимание и забота - 9 ответов
Б) важнее образование - 0
B) важнее воспитание - 8 ответов
Г) воспитание детей не так важно - 0
4. Как вы относитесь к тому, что родители проводят время со своими дочерями?
A) очень хорошо -8 ответов
Б) не очень хорошо - 0
B) родители должны уделять больше времени своей работе - 0
Г) родители должны проводить больше времени со своими детьми - 9 ответов
5. Сколько времени родители должны проводить со своими дочерями в течение дня?
A) минимум 3-4 часа - 5 ответов
Б) Скорее всего, довольно -11 ответов
B) не стоит тратить время - 0
г) этого недостаточно, он не должен откладывать, когда он чувствует необходимость.
6. Кто больше должен быть более вовлечен в воспитание детей?
A) отец -1 ответ
Б) мать - 16 ответов
B) бабушка и дедушка - 0
Г) школа - 0
7. Считаете ли вы правильным привлекать детей к хозяйственной работе по дому?
А) да - 6 ответов
Б) нет -11 ответов
С) Ваш собственный вариант ответа - 0
8. Какую профессию вы хотели бы, чтобы ваша дочь имела? (ваш собственный вариант ответа): педагог (6), врач (5), профессия с хорошим окладом и престижная (1), правовед (1), полицейский (1), пусть сама выбирает (1), психолог (1).
9. Вы физически оскорбляете своих детей? - лишь один ответил утвердительно, 10 - отрицательно, в то же время родители признавали, что иногда наказывали мальчиков, но никогда - девочек.
10. Как вы объясняете своим дочерям их ошибки? -17 человек ответили, что объясняют им их ошибки, никто не применяет для этого каких-либо наказаний.
11. Как ваши дочери относятся к своим сверстникам?
- в большинстве случаев девочки-школьницы строят нормальные отношения со своими сверстниками (13 ответов), лишь в трех случаях были отмечены напряженные отношения.
14. В подавляющем числе случаев родители отмечают, что школьницы должны делиться своими секретами с родителями, лишь в 3-4 случаях была указано на возможность автономного поведения.
13. Помогают ли вам ваши дети по дому?
A) да - 3 ответа
Б) нет - 4 ответа
B) иногда - 8 ответов
Г) не хочу их помощи - 2 ответа
14. Имеет ли для вас значение мнение детей в семье?
A) конечно - 9
Б) нет
B) может варьироваться в зависимости от темы - 8
15. Различается ли ваше отношение к детям?
A) да - 1 ответ
Б) никогда - 13 ответов
B) в зависимости от их поведения иногда - 1 ответ
Общественное мнение об образовании женского
населения в сельской местности. В анкете № 3 были подготовлены вопросы респондентам для определения мнения по вопросам образования и воспитания девушек, проживающих в сельской местности.
3. Что такое для нас дочь?
Девочки - лучшие члены семьи, для нас они - будущие успешные женщины и матери. Это наше будущее. Они должны стать сильными женщинами, которые будет успешно строить свою карьеру в будущем. Это
- величайшее создание природы. Это - основа семьи в будущем. Девушка - это зеркало материнского воспитания, в ней мы видим ее мать, она является неотъемлемой частью общества и нашего будущего. Девушка с высшим образованием, которая может нести свое бремя в будущем, мать, которая может воспитывать здоровых и образованных детей, хозяйка, которая может отлично управлять семьей!
4. По каким причинам может нарушиться воспитание девочек?
Из-за безответственности, небрежности и неосторожности родителей и воздействия окружающей среды. Из-за семейных конфликтов и плохой дружбы. Матери не уделяют достаточного внимания своим дочерям, потому что они не вовлечены в их проблемы. Им не дают должного образования. Еще одним фактором является плохое воспитание детей. Интернет и сериалы типа «мыльных опер» также вызывают нарушение воспитания. Девочки-подростки чувствительны и легко подвергаются воздействию. Поэтому в этом возрасте им нужно особое внимание.
5. Каковы, на ваш взгляд, особенности воспитания мальчиков и девочек в семье?
С мальчиками больше дело должны иметь отцы, и с девочками - больше матери. Мнения родителей о де-
Nurieva Malakhat Rafik psychological
GENDER BASES OF MENTAL ... science
тях дома всегда должны совпадать. Независимо от пола, личность ребенка должна уважаться и о нем следует проявлять должную заботу. Важно привить детям чувство уважения к взрослым. Оба ребенка, не зависимо от пола, должны получить одинаковое воспитание, то есть следует воспитать благородного, честного и старательного человека. Поскольку девочки более чувствительны, чем мальчики, им нужно больше внимания. Прежде всего, следует проявлять равную любовь и заботу к каждому ребенку. Нужно, когда это необходимо, быть с детьми очень серьезными и строгими, или, напротив, мягкими.
6. Что играет ключевую роль в формировании характера девушек?
Любовь и правильное воспитание, которое они получают в семье, отношение родителей, их статус в обществе, отношения между родителями, финансовое положение семьи, отношения между матерью и дочерью, образование, мать играет большую роль (девочки обычно хотят быть похожими на своих матерей).
7. Как вы думаете, какие условия должны создать родители, чтобы девочки нормально росли?
1. Сначала следует создать условия для обучения ребенка, а затем создать условия для ее дальнейшей деятельности.
2. Общение важно, родители должны иметь возможность общаться со своими детьми и слушать их.
3. Родители должны любить и заботиться о них.
4. К их мнению следует относиться с уважением.
5. Следует учитывать их желания.
6. Нельзя применять физические наказания.
7. Родители должны доверять своим дочерям, не ограничивать все и дать им понять, что они верят и доверяют им, даже если они контролируют их тайно.
8. Не давайте им слишком много свободы.
9. Напряженность между родителями не следует передавать детям.
10. Необходимо создавать должные материальные и моральные условия.
11. Должна быть свобода мысли. Их мнение должно уважаться. Не должно быть слишком большого давления или свободы.
12. Необходимо быть добрым с девочками. В семье должна быть такая привязанность, чтобы, когда у ребенка были проблемы, он не думал, что «моя мама убьет меня за эту ошибку».
8. Как напряжение между родителями отражается на воспитании девочек?
1. Напряжение между родителями накладывает на психику детей неизгладимую травму.
2. Это может негативно повлиять на их мысли о будущем, они негативно станут относиться к идее создания семьи в будущем.
3. Это может вызвать страх и разочарование.
4. Может возникнуть неуверенность в себе, они могут почувствовать себя одинокими.
5. Напряженность в отношениях между родителями оказывает самое негативное влияние на психологию детей.
6. Они становятся очень нервными.
7. Поучают психологический шок.
8. Девочки больше привязаны к своим матерям, поэтому они часто обвиняют своего отца и начинают ненавидеть его.
9. Они отвлекаются, приближаются к себе и от общества.
10. Считаете ли вы, что применение физической силы на девочках может помочь в их воспитании?
1. Нет! Никогда! Точно нет!
2. Насилие в отношении женщин и девушек не является решением проблемы. Это может привести к ряду негативных проблем.
3. Это никогда не может помочь! Напротив, когда вы сталкиваетесь с какой-либо проблемой, вам нужно поговорить с ними и решить проблему на основе диалога. 62
Физическая сила может привести к серьезным осложнениям.
4. Когда девушка совершает ошибку, необходимо сначала выяснить причину, а затем объяснить ребенку ошибку.
5. Это очень помогает. Девушки становятся более воспитанными (1 ответ).
10. Что должны делать родители, чтобы успешно общаться со своими детьми?
1. Необходимо выслушать и понять их, увидеть предмет их глазами, относиться к их мнению с уважением.
2. Они должны быть в состоянии дружить с ними.
3. На них следует тратить больше времени.
4. Вам нужно заботиться об их жизни, обо всех проблемах.
5. Их нужно любить и заботиться.
6. К ребенку, который хочет побыть один, следует относиться с уважением.
7. Родители должны дружить со своими детьми, не сердиться на них за их заблуждения и учить их правде.
8. Родители должны быть добры к своим детям, они должны чувствовать, что мы те, кто хочет для них лучшего.
11. Как вы думаете, что должны делать родители, чтобы избежать дискриминации между детьми?
1. Пол ребенка не должен быть важен для родителей.
2. Не следует ласкать и уделять в целом внимания одному больше другого. Каждому из них должно быть уделено одинаковое внимание. Дискриминация между детьми может оказывать влияние на их психологию на протяжении всей жизни.
3. Их ошибки должны обсуждаться наедине, а не с братьями и сестрами.
4. Не должно быть никакой дискриминации между детьми. Дети не должны завидовать друг другу.
12. До какого возраста родитель должен заботиться о дочери?
1. Пока она не выйдет замуж.
2. По крайней мере, до 18 лет
3. В возрасте до 20 лет
4. На протяжении всей жизни.
13. Какие меры следует принять для развития социальной активности девочек, проживающих в сельской местности?
1. Должны быть разные профессиональные училища открыты, где следует обучать различным профессиям.
2. Должны быть открыты курсы (например, компьютерные), клубы (ковроткачество, рисование и т.д.)
3. Должны быть созданы соответствующие материальные и моральные возможности для развития.
4. Должны быть созданы необходимые рабочие места.
5. Необходимо создать условия для того, чтобы девочки получали нормальное образование и регулярно посещали занятия.
6. Необходимо организовать частые экскурсии в разные части страны в школах, чтобы повысить кругозор девочек.
7. Встречи с известными деловыми женщинами и женщинами науки и культуры, а также с женщинами-политиками.
14. Какие ваши будущие проекты связаны с обучением девушек в сельской местности?
1. Открытие рабочих вакансий.
2. Должны быть созданы кружки. Девушек следует обучать различным народным искусствам (например, ткачеству ковров, плетению, вышивке и т.д.) и организовывать продажу их изделий.
3. Должны быть открыты профессиональные училища.
4. Необходимо принять меры к тому, чтобы способные девушки учились в городе, им должна оказываться финансовая поддержка со стороны государства.
Выводы. Отвечая на вопросы о воспитании девочек, Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 3(9)
психологически науки
Нуриева Малахат Рафик ГЕНДЕРНЫЕ ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНЫХ ...
50% респондентов считают воспитание важным, а 50% считают более важными внимание и заботу. К сожалению, никто из них не посчитал важным образование, они повторяют ошибку своих родителей, поскольку их родители когда-то считали своим главным долгом отдать замуж своих дочерях и держать в замкнутой семейной среде, вне школы, но воспитывая их как послушных перед взрослыми и мужем.
Внимание и забота означают здесь в основном только материальное обеспечение и брак с состоятельным человеком. Хотя ясно, что самое большое воспитание и забота - это обучение ребенка. Большинство респондентов (40%) положительно относятся к тому, что родители проводят время с девочками, а некоторые (60%) считают, что родители должны проводить как можно больше времени с девочками (55%), а 25% - как минимум 3-4 часа в день. 20% матерей считают, что «этого недостаточно, им следует уделять внимание по мере необходимости». Не бывает вредным для ребенка слишком много или слишком мало родительской заботы, в целом необходимо найти золотую середину. 95% респондентов считают, что матери должны быть вовлечены в воспитание детей. 5% считают, что отец должен заниматься этим вопросом больше.
Фактически, каждый родитель должен здесь исполнять свою функцию. Но, к сожалению, из-за того, что многие отцы работают и мало бывают дома из-за работы, они редко участвуют в этой деятельности. Одним из важных моментов в воспитании детей является привлечение детей к работе. Но 75% матерей считают, что неправильно вовлекать своих детей в домашние дела. 25% так не считают. 10% матерей не хотят, чтобы их дети помогали им по дому, а 20% детей практически не помогают своим матерям по дому. Дети 40% респондентов иногда помогают им по хозяйству, а дети 30% помогают им всегда. Мы не можем сделать хороший прогноз о будущем месте «маменьких» детей в обществе и в их будущей семейной жизни.
Анализ показал, что и матери, и девочки проявляют большой интерес к профессии учителя и медсестры, и это растущая традиция не только в нашем обществе, но и в мире. Сегодня в мире в сфере образования и здравоохранения женщин больше, чем мужчин. Отрадно, что и матери, и дочери уже интересуются профессиями, которые традиционно считаются мужскими, такими как юристы, полиция, журналисты, дизайнеры, бизнесмены. В любом случае, когда девочки выбирают профессию для себя, лучше, чтобы их родители не давили на них, чтобы они не выбирали профессию, а давали им руководящие советы.
65% респондентов ответили «нет» на вопрос «Используете ли вы физическое насилие в отношении детей?» 15% ответили «когда принуждают», 10% - «когда это уместно», 5% - «да», 5% - «никогда не наказываем дочь, редко - сына». В любом случае, 45% респондентов используют насилие в отношении своих детей, что не очень хорошо. Однако большинство респондентов заявили, что воспитывают своих дочерей только через внушение. Это, безусловно, позитивная вещь. 80% матерей считают, что девочки должны делиться своими секретами со своими матерями. 15% считают, что «лишь иногда им необходимо делиться».
Только 5% респондентов считают, что девочки не должны делиться своими секретами со своими матерями. 60% респондентов считают, что мнение детей важно в семье, что является очень хорошим показателем, который означает, что в будущем их мнения и пожелания будут учтены, когда дети выберут профессию и захотят создать семью. Это показывает, что некоторые родители все-таки очень консервативны. Такие родители никогда не дадут девочкам независимости в выборе профессии и женитьбе. Большинство респондентов не делают различий между детьми, что является положительным моментом, поскольку многовековая традиция отдавать предпо-
чтение мальчикам постепенно исчезает. Тем не менее, 5% респондентов заявили, что они все-таки различают своих детей. 5% сказали, что иногда они принимали решение в зависимости от их поведения, и 5% сказали, что они «заботились о своей дочери больше, чем о своем сыне».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Джавадова Н.К. Семья как социальный институт //Известия Бакинского Университета. Серия общественно-политических наук, №4, Баку: БГУ, 2006, 90-97 с.
2. Демирчиева М. Семейное право. Баку: Закон, 2003.
3. Эминов А. Тайны восточной семьи. Баку: Сабах, 1992. - 152 с.
4. Ализаде А. Мир любви. Баку: Издательство, 1995. - 263 с.
5. Алиев Р.Ю. Семейно-брачные отношения в исламе. Баку: Иршад, 1999. - 235 с.
6. Гаджиева С.Б. Особенности азербайджанской семьи и условия социального развития девушек // Психологический журнал, № 2, Баку: 2007, 166-175 с.
7. Гасаналиев Н. Любовь детей мертва. Баку: Молодежь, 1991. - 96 с.
8. Гусейнова Н. Семейный долг // Семья. Женщины. Ребенок. Баку: май 2006 г.
9. Гавилов Х.А. Азербайджанская этнография / Очерки. Баку: Эльм, 1991. - 256 с.
10. Гараева Р. Отношение к проблеме этнопсихологических особенностей девушек-подростков в культуре Азербайджана // Психологический журнал, 2, Баку: 2007, 224-229 с.
11. Гейбуллаев В.А. Семья и брак у азербайджанцев. Часть I и II. Баку: Эльм, 1994. - 413 с.
12. Гадиров А. А. Возрастная психология. Учебник. Баку: Мариф, 2002. - 386 с.
13. ГадирзадеН.К. Обычаи и верования, связанные с семьей и жизнью, этногенетические отношения. Баку: Эльм, 2003. - 120 с.
14. Гулиева Ш.М. Этнопсихологические особенности подготовки девушек к семейной жизни в азербайджане // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.
15. Развитие гендерного образования в контексте современных социально-политических изменений. / Материалы республиканской научно-практической конференции. Баку: Изд. QU, 2004. - 281 с.
16. Оруджева С.В. Влияние этнопсихологических особенностей на семейные отношения //Психологический журнал, №2, Баку, 2007, 159165 с.
17. Шириева К. Семейные конфликты в южной зоне Азербайджана и их психологический анализ. Канд. диссертация. Баку: 1998.
The article was received by the editors 26.05.2020 The article was accepted for publication 27.08.2020