Научная статья на тему 'Оценка родителями мальчиков и девочек проблем современной школы'

Оценка родителями мальчиков и девочек проблем современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / УЧЕНИКИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHERS / PARENTS / PUPILS / GENDER FEATURES / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иудин Александр Анатольевич, Ковшова Елена Сергеевна

Рассматриваются отличия образовательных запросов, взаимоотношения с педагогами родителей учеников разного пола. Отмечаются отличия взглядов родителей мальчиков и девочек на российскую систему образования. Родители мальчиков немного чаще говорят о недостаточной позитивности педагогов при общении с детьми, но выше родителей девочек оценивают эстетическое воспитание, поддержание здоровья учеников и формирование у них навыков здорового образа жизни. Для родителей мальчиков поддержание здоровья детей одна из наиболее актуальных характеристик современного образования. Родители девочек относятся к этому более спокойно. Родители мальчиков имеют меньше претензий к современной школе, чем родители девочек, и чаще отмечают, что лучше всего было бы вернуться к советской системе образования. При этом они соглашаются с тем, что Россия должна сформировать свою собственную концепцию образования, а родители девочек чаще соглашаются с тем, что российская система образования должна приближаться к системе образования западных стран. Родители девочек более позитивно и уверенно оценивают работу той школы, где учатся их дочери. Родители мальчиков чаще затрудняются с ответом и при оценивании своей школы чувствуют себя несколько неуверенно. Изучение мнений родителей мальчиков и девочек по поводу современного образования представляет интерес в связи с тем, что в процессе управления процессами реформирования системы образования необходимо учитывать гендерные особенности запросов родителей для повышения эффективности взаимодействия семьи и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT BY BOYS'' AND GIRLS'' PARENTS OF MODERN SCHOOL PROBLEMS

The article deals with differences of educational needs and relations between parents of pupils of different sex and teachers. Differences of boys' and girls' parents' viewpoints on the Russian education system are defined. Parents of boys speak about insufficient positivity of teachers in communication with children somewhat more often than parents of girls, but pay more attention than girls` parents to esthetic education, pupils` health and developing skills of healthy lifestyle. Maintaining childrens` health is one of the most important characteristics of modern education for boys` parents. Girls` parents are less concerned about this. Boys` parents have less claims to modern school than girls` parents. Girls` parents more often believe that it is better to return to the Soviet system of education. At the same time, they agree that Russia should develop its own concept of education, and girls` parents agree that the Russian education system should be closer to the education system of the western countries. Girls` parents assessment of the work done by the school where their daughters study is more confident and positive. Boys` parents are more likely to find difficulty in answering and feel somewhat unsure about their school's assessment. A study of the opinions of boys' and girls' parents about modern education is of interest because it is necessary to take into account the gender characteristics of parents' needs for improving the interaction between the family and the school in the context of school reform management.

Текст научной работы на тему «Оценка родителями мальчиков и девочек проблем современной школы»

118 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев ского. Серия: С оциальные науки, 2017, № 4 (48), с. 118-125

УДК 316.614

ОЦЕНКА РОДИТЕЛЯМИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

© 2017 г. А.А. Иудин, Е. С. Ковшова

Иудин Александр Анатольевич, д.э.н.; профессор кафедры отраслевой и прикладной социологии Национального исследовательского Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Ковшова Елена Сергеевна, аспирант кафедры отраслевой и прикладной социологии Национального исследовательского Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.07.2017 Статья принята к публикации 24.10.2017

Рассматриваются отличия образовательных запросов, взаимоотношения с педагогами родителей учеников разного пола. Отмечаются отличия взглядов родителей мальчиков и девочек на российскую систему образования. Родители мальчиков немного чаще говорят о недостаточной позитивности педагогов при общении с детьми, но выше родителей девочек оценивают эстетическое воспитание, поддержание здоровья учеников и формирование у них навыков здорового образа жизни. Для родителей мальчиков поддержание здоровья детей - одна из наиболее актуальных характеристик современного образования. Родители девочек относятся к этому более спокойно. Родители мальчиков имеют меньше претензий к современной школе, чем родители девочек, и чаще отмечают, что лучше всего было бы вернуться к советской системе образования. При этом они соглашаются с тем, что Россия должна сформировать свою собственную концепцию образования, а родители девочек чаще соглашаются с тем, что российская система образования должна приближаться к системе образования западных стран. Родители девочек более позитивно и уверенно оценивают работу той школы, где учатся их дочери. Родители мальчиков чаще затрудняются с ответом и при оценивании своей школы чувствуют себя несколько неуверенно. Изучение мнений родителей мальчиков и девочек по поводу современного образования представляет интерес в связи с тем, что в процессе управления процессами реформирования системы образования необходимо учитывать гендерные особенности запросов родителей для повышения эффективности взаимодействия семьи и школы.

Ключевые слова: современная школа, педагоги, родители, ученики, гендерные особенности, система образования.

Введение

Образование является одним из важнейших социальных институтов общества - «в недрах системы образования люди обогащают свой человеческий капитал, включающий в себя как врожденные способности и таланты, так и культурные навыки, профессиональную квалификацию - все то, что повышает конкурентоспособность и человека, и общества. Система образования, развивающая человеческий капитал и являющаяся одной из самых консервативных социальных структур, переживает период сложнейшего реформирования» [1, с. 77]. Очевидно, что провозглашенные в официальных документах образовательного ведомства цели и задачи системы образования не совпадают с реальными результатами реформы. Важным моментом здесь является то, что школа, в соответствии с официальной концепцией, утрачивает функцию воспитания подрастающего поко-

ления. «Понятие "воспитание" стало вытесняться из школьной практики, его реже употребляют в научно-методических публикациях. В результате наметилась тенденция непризнания воспитательных возможностей школы и восприятия ее только как учебного учреждения. Как следствие этого искусственного разъединения педагогического процесса сужается сфера соприкосновения интересов семьи и школы» [2, с. 40]. Функции школы фактически сужаются только до обучения, может быть, даже до натаскивания, способного сформировать у школьника некие компетенции, до оказания неких образовательных услуг. Утрата в педагогическом процессе функции воспитания является серьезной причиной отрицательной динамики развития системы образования. Утрачиваются взаимодействие родителей с педагогами, связи семьи и школы. Сложности этого взаимодействия связаны не только с процессами реформирования образования, сегодня меняется все об-

щество: другими стали и родители, и их дети. Современный учитель испытывает дополнительные сложности в процессе взаимодействия с родителями [1].

Понятно, что родители неодинаковы, и это часто отмечают учителя. Многообразие взаимоотношений учителя с родителями учеников зависит от множества факторов. В данной статье мы рассматриваем один из таких факторов, связанный со спецификой отношения родителей мальчиков и девочек, юношей и девушек к процессу обучения и воспитания их детей в школе. Цель исследования - определить специфические требования родителей к школе и образовательному процессу в аспекте гендерной принадлежности их детей. Задачи исследования определяются кругом основных гипотез, связанных с данной проблемой, и включают в себя определение подходов родителей к проблеме реформирования образования, оценки ими основных целей и задач современной системы среднего образования, степени их удовлетворенности качеством работы конкретной школы, выявление специфики подхода родителей разных гендеров к процессу школьного функционирования.

Актуальность данной проблемы связана с необходимостью учета гендерных факторов в процессе школьного образования (и особенно воспитания) в связи со значительным обострением данной проблематики в ведущих странах Запада и в связи с ускорением экспорта транс-гендерных установок в нашу страну.

Методология

Родители стали более активными, и это создает дополнительные трудности во взаимодействии с ними, создает новые конфликтные ситуации. Проявлением активности и инициативности родителей как субъектов образовательного процесса в динамичной образовательной среде могут быть их запросы, связанные с процессом образования детей. Естественно, образовательные запросы формируются после оценивания системы образования, качества реализации ее основных функций, что влияет на взаимодействие родителей с педагогами, а следовательно, и на процесс обучения ребенка. Именно поэтому изучение факторов, влияющих на образовательные запросы, имеет важное значение: педагоги, понимая и осознавая, от чего конкретно зависит точка зрения родителей, могут попробовать изменить свою деятельность в целях повышения своего статуса в глазах семьи. Очень важно, чтобы учителя меняли свое поведение и стремились повысить эффективность

образовательного процесса, учитывая необходимость повышения качества образования, отсутствия конфликта с учениками и семьей, и не допустили снижения учебной мотивации у детей, иначе изменения в процессе взаимодействия педагогов и учеников будет носить именно разрушающий характер.

Образовательные запросы родителей зависят от многих факторов, в том числе и от гендерных различий учащихся, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания детей. Изучение вопросов, связанных с гендерными различиями, нуждается в концептуальном осмыслении и имеет важное практическое значение. Несомненный интерес представляет не только различие поведенческих характеристик школьников и школьниц, но и различие в оценках их родителей. Именно роль гендерных характеристик личности учащихся в оценивании родителями системы образования и показана в данной статье. Социологическое исследование «Современная система образования в оценках родителей школьников» осуществлено в сентябре - ноябре 2015 г. в одной из школ Нижегородской области. Выборка квотная, репрезентативная, опрошено 502 человека - родители учеников разных классов - с первого по одиннадцатый. Чаще всего анкеты заполняли матери (390 чел.), реже отцы (59 чел.), еще реже совместно оба родителя (мать и отец - 23 анкеты), 5 анкет заполнили бабушки.

Результаты исследования

Мнения родителей мальчиков и девочек, обучающихся в школе, не являются полярными, хотя определенные отличия в их установках и представлениях имеются. Прежде всего, следует отметить, что родители мальчиков чаще родителей девочек ставят неудовлетворительные оценки и реже удовлетворительные и хорошие такому качеству системы образования, как внимание к личности учащегося (табл. 1). Несколько понижен у них также уровень оценок любви учителей к детям. Таким образом, родителям мальчиков несколько не хватает позитивности и толерантности в отношении школы к ученикам. Это может быть связано с тем, что мальчики чаще девочек нарушают правила поведения, проявляют агрессию по отношению к сверстникам и иногда даже к педагогам.

Родители мальчиков наиболее высоко оценивают деятельность школы по поддержанию здоровья учеников и формированию у них навыков здорового образа жизни. Родители девочек чаще ставят отрицательные оценки в вопросах поддержания школой здоровья учащихся.

Таблица 1

Оценка современной системы российского среднего образования родителями мальчиков и девочек, %

Характеристики системы Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо

Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев.

Внимание к личности учащегося 15 10 61 65 23 24

Нравственное воспитание молодежи 22 20 53 63 23 16

Эстетическое воспитание молодежи 18 18 60 64 21 16

Любовь учителей к детям 9 14 64 56 25 30

Возможность получения бесплатного образования 16 14 40 45 43 39

Поддержание и улучшение здоровья учеников 13 19 52 53 34 28

Развитие навыков здорового образа жизни 10 12 50 53 37 32

Материальная база обучения 13 11 62 59 24 26

Позитивная оценка работы школы по поддержанию здоровья учеников со стороны родителей мальчиков может быть связана с тем, что в школе организовано несколько спортивных секций, в которых проходят занятия по легкой атлетике, баскетболу и волейболу, соревнования по этим видам спорта. Мальчиков в этих секциях несколько больше, чем девочек. Кроме того, в школе организуются физкультурно-массовые мероприятия с участием семьи (родителей, бабушек и дедушек). Естественно, спорт в глазах родителей является одним из средств поддержания здоровья ребенка, и спортивные секции школы создают позитивное мнение родителей о формировании здорового образа жизни и поддержании здоровья детей.

Родители мальчиков выше родителей девочек оценивают нравственное и эстетическое воспитание в школе и поддержание в ней порядка и дисциплины. Родители мальчиков тоньше чувствуют и более высоко оценивают формирование нравственных установок и принципов ребенка, его воли, привычек, ценностей, что и является результатом целостного процесса духовно-нравственного воспитания человека. Сочетание такой точки зрения с дефицитом любви к детям, о котором говорят родители мальчиков, может означать, что они положительно оценивают усилия педагогов по преодолению проблем несоблюдения дисциплины, конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, хотя, к сожалению, не всегда попытки решения этих проблем заканчиваются успешно. Очень важно, что родители мальчиков реже дают хорошую оценку любви учителей к детям, относя это качество к числу важнейших характеристик школы чаще родителей девочек (табл. 2).

Родители девочек предпочитают ставить удовлетворительные оценки усилиям школы по нравственному воспитанию учащихся и созданию возможности получения учениками бес-

платного образования. Родители девочек всеми этими характеристиками довольны меньше, выше оценивая только внимание школы к личности учащегося. Более высокие оценки родителей мальчиков компенсируются тем, что они предъявляют более высокие требования к важности многих характеристик системы образования. Иными словами, у родителей мальчиков отмечаются более высокие образовательные запросы. Заметно выше родителей девочек они отмечают наличие дефицита таких характеристик, как воспитание чувства собственного достоинства, личностной независимости и взаимоуважение между школьниками и учителями, формирование культуры общения, навыков доброты и терпимости и внимание к личности учащегося. Это сочетается с их невысокими оценками позитивности отношения педагогов к ученикам. Чаще они говорят о наличии дефицита материальной базы обучения, обеспечения военно-технической подготовки, развития навыков самостоятельной организационной деятельности. Несколько чаще они отмечают дефицит и правового воспитания, и дисциплины в школе, и формирования здоровьесберегающего поведения учащихся. Им больше не хватает и профессионализма учителей, и воспитания любви и бережного отношения к национальной культуре.

Родителям девочек больше, чем родителям мальчиков, не хватает только формирования культуры семейных отношений и поддержания здоровья учеников в школе. Иными словами, родители девочек более удовлетворены эффективностью современного российского образования, их образовательные запросы реализованы в большей степени, чем запросы родителей мальчиков.

Дефицита развития религиозности, религиозной культуры не отмечает никто, но родители девочек немного реже родителей мальчиков говорят о профиците этого качества.

Таблица 2

Представления о дефиците системы образования родителей мальчиков и девочек, %

Характеристики системы Важно Хорошо Дефицит

Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев.

Взаимоуважение между школьниками и учителями 79 72 32 33 -47 -39

Любовь учителей к детям 63 55 25 30 -38 -25

Внимание к личности учащегося 60 55 23 24 -37 -31

Профессионализм учителей 87 83 53 52 -34 -31

Воспитание чувства собственного достоинства и личностной независимости 51 45 20 24 -31 -21

Дисциплина и порядок в стенах учебного заведения 68 63 38 36 -30 -27

Материальная база обучения 54 48 24 26 -30 -22

Поддержание и улучшение здоровья учеников 64 63 34 28 -30 -35

Формирование культуры общения, навыков доброты и терпимости 57 50 28 29 -29 -21

Развитие навыков здорового образа жизни 55 46 37 32 -18 -14

Формирование здоровьесберегающего поведения учащихся 42 38 24 23 -18 -15

Развитие навыков самостоятельной 47 42 31 33 -16 -9

организационной деятельности

Правовое воспитание 35 34 19 22 -16 -12

Воспитание любви и бережного отношения к национальной культуре 36 36 24 27 -12 -9

Обеспечение военно-технической подготовки 23 13 12 10 -11 -3

Формирование культуры семейных отношений 38 46 28 27 -10 -19

Развитие религиозности, религиозной культуры 12 16 17 18 5 2

Родители мальчиков спокойнее относятся к проблеме духовного и культурного развития ребенка и, например, чаще родителей девочек не соглашаются с тем, что в учебных программах должно быть больше часов по русскому языку (13% против 8% у родителей девочек). Зато они чаще не соглашаются с тем, что занятия физкультурой должны быть по желанию, что нужно отменить оценки по физкультуре и что желание учащихся заниматься физкультурой во многом зависит от созданных для этого в школе условий (табл. 3). Возможно, занятия физкультурой и спортом важны для них не только как продуктивный метод для поддержания здоровья детей и создания здорового образа жизни, но и как возможность реализовать детьми свою активность. Спорт способствует снятию негативного напряжения конструктивными способами без особых последствий для подросткового организма через получение приятных ощущений, возникающих в результате высвобождения накопившегося напряжения [3, с. 563]. Спорт формирует также позитивные потребности личности, отсутствие которых опасно тем, что у подростков может сформироваться девиантное поведение. Физкультура и спорт являются одним из наиболее эффективных средств профилактики деви-антного поведения в силу того, что именно эти занятия компенсируют потребность подростков в различных видах рискованного поведения, являющегося важнейшим фактором возникновения девиаций. Позитивное отношение к актив-

ным занятиям физкультурой у родителей мальчиков проявляется и в том, что они немного чаще родителей девочек отмечают, что успешная сдача норм ГТО в школе должна давать дополнительные баллы к сумме ЕГЭ для поступления в вуз и что в школе должны быть организованы спортивные секции на бесплатной основе. Родители девочек, напротив, чаще говорят о том, что нужно отменить оценки по физкультуре, что занятия физкультурой должны быть факультативными. Они уверены, что занятия физкультурой должны дифференцироваться по уровню здоровья учащихся, а желание детей заниматься физкультурой во многом зависит от созданных для этого в школе условий. Родители девочек не чувствуют необходимости снятия эмоционального напряжения и конструктивного проявления активности, как родители мальчиков. Девочки реже интересуются физкультурой и спортом, но они более активны в творчестве (искусство, литература, музыка). Все это находит отражение и в установках их родителей (табл. 3).

У родителей девочек есть серьезные претензии к школе в плане сохранения и поддержания здоровья детей, и для них вопросы здоровья -как физического, так и нравственного - являются более важными. Они чаще родителей мальчиков говорят о том, что при существующей нагрузке в школе по общеобразовательным предметам здоровье учащихся снижается к моменту окончания школы и что занятия по

Таблица 3

Мнения о современной системе российского среднего образования родителей мальчиков и девочек, % согласившихся_

Мнения Родители

Мальчиков Девочек

В школе должны быть организованы спортивные секции на бесплатной основе 94 91

Россия должна сформировать свою собственную систему образования, отвечающую требованиям времени 89 86

Занятия физкультурой должны быть дифференцированы по уровню здоровья учащихся 77 82

Занятия по формированию здорового образа жизни должны быть обязательными в школьной программе 74 79

Лучше всего было бы вернуться к советской системе образования 68 60

Желание учащихся заниматься физкультурой во многом зависит от созданных для этого в школе условий (современный инвентарь, удобные раздевалки, душ) 66 70

Чтобы ребенок получил хорошее образование, родителям приходится постоянно обращаться к услугам репетиторов 63 73

Успешная сдача норм ГТО в школе должна давать дополнительные баллы к сумме ЕГЭ при поступлении в вуз 61 56

Современная школа даёт хорошее среднее образование 60 65

При существующей нагрузке в школе по общеобразовательным предметам здоровье учащихся снижается к моменту окончания школы 56 62

В учебных программах должно быть больше часов по русскому языку 55 59

В школьной образовательной программе наблюдается дефицит дисциплин, ориентированных на формирование здорового образа жизни 38 42

Нужно отменить оценки по физкультуре, главная мотивация - здоровье и физическое развитие ребенка 35 45

В школе нужны уроки сексуального воспитания 34 37

Сохранение и укрепление здоровья детей - исключительно забота родителей 22 27

Занятия физкультурой должны быть факультативными (по желанию), это дело добровольное 13 20

Необходимо максимально приблизить нашу школу к стандартам образования западных стран 6 9

формированию здорового образа жизни должны быть обязательными в школьной программе. И к тому же они отмечают, что в школьной образовательной программе наблюдается дефицит дисциплин, ориентированных на формирование здорового образа жизни. При этом они чаще говорят и о том, что сохранение и укрепление здоровья детей - исключительно забота родителей. Таким образом, из того, что родители девочек желают, чтобы уроки физкультуры были факультативными, и одновременно говорят о том, что в школе мало занятий по формированию здорового образа жизни, можно сделать вывод, что среди их образовательных запросов может быть курс занятий с целью поддержания здоровья детей и профилактики физических и психических нарушений.

Родители мальчиков чаще дают положительные оценки нравственному и эстетическому воспитанию учащихся и выше оценивают усилия школы по поддержанию здоровья учеников и формированию у них навыков здорового образа жизни - отчасти потому, что эти вопросы их меньше волнуют. Родители мальчиков больше внимания уделяют физкультуре и спорту, которые отвлекают школьников от различных

форм рискованного поведения, во многом компенсируют их склонность к риску.

Родители мальчиков заметно чаще отмечают, что лучше всего было бы вернуться к советской системе образования, и немного чаще говорят о том, что Россия должна сформировать свою собственную концепцию образования. Родители девочек не возражают против этого, просто менее активно поддерживают данные тезисы, и при этом они немного чаще соглашаются с тем, что нашу школу следует приблизить к стандартам образования западных стран и что в школе нужны уроки сексуального воспитания. Эти тезисы поддерживает небольшая доля родителей, но повышенная склонность к этим вопросам родителей девочек имеет свои основания. Значимость сексуального воспитания для родителей девочек связана, прежде всего, с тем, что они беспокоятся о возможности случайных сексуальных связей и их последствий, например ранней беременности, что, безусловно, будет препятствовать дальнейшему обучению ребенка и, конечно же, осложнит ее дальнейшую жизнь. Родители девочек с помощью школы хотят сформировать у своих дочерей понимание негативных последствий ранних сексуальных свя-

Таблица 4

Мнения родителей мальчиков и девочек о качестве работы своей школы, %_

Мнения Родители

Мальчиков Девочек

В образовательном учреждении грамотно организовано проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 50 61

Учителя умеют наладить контакт с учениками 59 70

Наша школа даёт хорошее среднее образование 76 84

В школе квалифицированный педагогический состав 75 80

Эффективная профилактика правонарушений среди подростков 24 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В школе хороший социально-психологический климат 44 47

В школе современное материально-техническое оснащение 52 54

Большое внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья учеников 42 39

Хорошо организован воспитательный процесс 66 62

В школе существуют дополнительные образовательные услуги, позволяющие подготовиться к поступлению в вуз 24 19

В школе хорошо организовано медицинское обслуживание 34 27

Хорошо организовано питание детей в школьной столовой 61 53

зей. Родители мальчиков более спокойны в этом смысле хотя бы уже потому, что последствия таких связей для мальчиков являются, несомненно, более легкими. Кроме того, сами родители подчас недостаточно уверены в своей способности донести до детей информацию на эту тему. Известно, что очень немногие подростки первую информацию по вопросам пола получают от родителей. Облегченное отношение к проблемам сексуального воспитания без учета гендерного аспекта едва ли является основательным. Сторонники сексуального образования считают, что оно включает в себя «предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, ... воспитание позитивных установок и ценностей» [4, с. 34]. С этим едва ли можно согласиться, и, конечно, не сексуальное, а нравственное воспитание призвано формировать позитивные установки и ценности.

Родители девочек значительно чаще родителей мальчиков отмечают, что им приходится постоянно обращаться к услугам репетиторов, если они хотят дать своим детям хорошее образование, однако они чаще соглашаются и с тем, что современная российская школа даёт хорошее среднее образование. Повышенный уровень требований и претензий к системе образования сочетается у родителей девочек с довольно высоким уровнем удовлетворенности работой своей школы - той школы, где учатся их дочери. Они заметно чаще родителей мальчиков отмечают, что в школе грамотно организовано проведение школьного этапа Всероссийской олим-

пиады школьников (табл. 4). Родители мальчиков не возражают против этого, просто они чаще затрудняются с ответом на данный вопрос. Родители девочек, очевидно, имеют более плотный контакт со школой и в состоянии отмечать те стороны работы школы, где родители мальчиков чаще демонстрируют затруднения с ответом. Так, родители девочек чаще отмечают, что в школе эффективна профилактика правонарушений среди подростков. Родители девочек чаще родителей мальчиков отмечают, что учителя школы умеют наладить контакт с учениками, что здесь квалифицированный педагогический состав и хороший социально-психологический климат, что школа даёт хорошее среднее образование.

Родители мальчиков чаще отмечают материальные стороны работы школы: хорошо организовано питание детей в школьной столовой, медицинское обслуживание. Они чаще говорят о том, что школа помимо плановых уроков проводит дополнительные занятия для подготовки учеников в высшие учебные заведения, что здесь хорошо организован воспитательный процесс и осуществляется забота о здоровье учеников. Напомним, что родители девочек имеют больше претензий к системе образования, связанных с вопросами сохранения здоровья детей.

Довольно высоко оценивая работу своей школы, родители девочек демонстрируют и более высокий уровень удовлетворенности работой всех органов управления школой по сравнению с родителями мальчиков (табл. 5). Только заместителей директора и те, и другие родители оценили примерно одинаково. При этом необходимо отметить, что отрицательных оценок (которых было очень немного) родители

Таблица 5

Оценка эффективности работы органов управления своей школы, %_

Органы управления Родители мальчиков Родители девочек

Затрудн. Хорошо Отлично Затрудн. Хорошо Отлично

Администрация школы 43 38 12 34 51 12

Директор школы 34 38 22 27 40 30

Заместители директора 43 34 20 40 37 19

Педагогический совет 20 51 24 14 48 32

Родительские комитеты 52 31 11 46 36 14

мальчиков ставят не больше, чем родители девочек, просто родители мальчиков заметно чаще затрудняются с оценкой. Это может быть связано с тем, что чаще всего у девочек более доверительные отношения с учителями, что соответствует высокой оценке родителей девочек внимания и любви педагогов к ученикам.

Наиболее значимы отличия мнений родителей девочек по поводу работы директора школы. Родители девочек в этих оценках чаще говорят, что его работа довольно эффективна, и заметно чаще, что работа очень эффективна (хорошо и отлично). Заметно выше оценивают родители девочек и работу администрации школы, хотя здесь они отличаются только в плане хороших оценок (довольно эффективно).

Родители девочек, перечисляя претензии к школе, заметно чаще упоминали перегрузки, а по окончании школы для их дочерей наиболее нежелательным вариантом было бы начать работать, по мнению родителей, девочки должны продолжать учиться. Они чаще отмечали, что их ребенок вполне самостоятелен и не нуждается в опеке. Возможно, это связано с тем, что девочек оказалось немного больше в выпускных классах, а мальчиков - в средних и начальных.

Заключение

Различия установок, взглядов и оценок родителей мальчиков и девочек связаны с тем, что их дети имеют разные проблемные аспекты в процессе получения образования и воспитания в стенах школы. Мальчики чаще девочек нарушают правила поведения, проявляют агрессию по отношению к сверстникам, а иногда и к педагогам, поэтому и педагоги имеют больше претензий к мальчикам. В связи с этим родители мальчиков меньше удовлетворены вниманием к личности учащегося в современной системе образования и, соответственно, в большей мере отмечают проблему дефицита любви учителей к детям. Девочки лучше налаживают контакт с учителями (которые в подавляющем большинстве являются женщинами), и родители

школьниц в большей мере удовлетворены взаимоотношениями их детей с учителями, выше оценивают внимание школы к личности учащегося. Таким образом, специфика социальных ролей, к которым семья и школа готовят учеников и учениц, их социально-психологические особенности во многом определяют отношение родителей к проблемам всей системы образования и, в частности, конкретной школы, в которой учатся их дети.

Совместное обучение в школе мальчиков и девочек, юношей и девушек требует от педагога учитывать разнообразие подходов не только к самим ученикам и ученицам, но также и учитывать мнения и установки их родителей. Важным моментом данной проблемы является аспект, выходящий за рамки данной статьи, но отмечавшийся в эмпирическом исследовании и связанный с возрастными особенностями гендер-ной проблематики.

Список литературы

1. Иудин А.А., Ковшова Е.С. Реформы и социальное самочувствие российского учителя // Социальные преобразования и социальные проблемы: Сборник научных трудов. Вып. 15. Н. Новгород: НИСОЦ, 2015. С. 77-109.

2. Продиблох Н.Е. Взаимодействие семьи и школы: теоретические и методологические проблемы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 1. С. 39-43.

3. Ефимова О.Н., Самсонова О.Н. Спорт как средство повышения психологической адаптации и развития культуры подростка // Проблемы современного педагогического образования. Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». 2016. № 52-7. С. 561-567.

4. Кадошникова М.Ю. К вопросу о необходимости сексуального образования подростков и их родителей // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». М., 2014. Том 16 [12]. С. 34-36.

ASSESSMENT BY BOYS' AND GIRLS' PARENTS OF MODERN SCHOOL PROBLEMS

A.A. ludin, E.S. Kovshova

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article deals with differences of educational needs and relations between parents of pupils of different sex and teachers. Differences of boys' and girls' parents' viewpoints on the Russian education system are defined. Parents of boys speak about insufficient positivity of teachers in communication with children somewhat more often than parents of girls, but pay more attention than girls' parents to esthetic education, pupils' health and developing skills of healthy lifestyle. Maintaining childrens' health is one of the most important characteristics of modern education for boys' parents. Girls' parents are less concerned about this. Boys' parents have less claims to modern school than girls' parents. Girls' parents more often believe that it is better to return to the Soviet system of education. At the same time, they agree that Russia should develop its own concept of education, and girls' parents agree that the Russian education system should be closer to the education system of the western countries. Girls' parents assessment of the work done by the school where their daughters study is more confident and positive. Boys' parents are more likely to find difficulty in answering and feel somewhat unsure about their school's assessment. A study of the opinions of boys' and girls' parents about modern education is of interest because it is necessary to take into account the gender characteristics of parents' needs for improving the interaction between the family and the school in the context of school reform management.

Keywords: teachers, parents, pupils, gender features, education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.