РУССКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ЖЕНЩИНЫ К СЕМЬЕ И БРАКУ
Калинина Татьяна Валентиновна (Арзамас, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, кафедра общей и практической психологии. E-mail: kalininatv@list.ru
Патрикеева Элла Геннадьевна (Арзамас, Россия), кандидат психологических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, кафедра общей и практической психологии. E-mail: ellapatrik@mail.ru
Аннотация. В статье раскрыты специфические отличия расширенной патриархальной семьи как способ выживания русского человека в сложных условиях, сохранения и формирования русской национальной культуры. Рассмотрен исторический аспект социализации ребенка, его подготовки к самостоятельной взрослой жизни на основе гендерного подхода, посредством освоения основных базовых функций, ролевой структуры семьи и осознания ценностной установки на создание крепкой семьи и вступления в брак. Анализируя проблему семейного воспитания, авторы доказывают, что именно семья была и остается основным базовым социальным институтом, способным обеспечивать в условиях семейного взаимодействия готовность женщины к вступлению в брак, формировать установки на создание и поддержание длительных семейных отношений.
Ключевые слова: готовность к семье, русская расширенная патриархальная семья, базовые функции семьи, устное народное творчество, ментальность.
RUSSIAN MENTALITY AND ITS HISTORICAL REFLECTION IN PREPARING A WOMAN FOR FAMILY AND MARRIAGE
Kalinina Tatyana Valentinovna (Arzamas, Russia), Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Department of Psychology and Education, Department of General and Practical Psychology. E-mail: kalininatv@list.ru
Patrikeeva Ella Gennadievna (Arzamas, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Department of Psychology and Education, Department of General and Practical Psychology. E-mail: ellapatrik@mail.ru
Abstract. The article reveals the specific differences of the extended patriarchal family, as a way of survival of a Russian person in difficult conditions, the preservation and formation of Russian national culture. The historical aspect of the child's socialization, its preparation for an independent adult life on the basis of a gender approach, through the development of the basic basic functions, the role structure of the family and the awareness of the value attitude to create a strong family and marriage, is considered. Analyzing the problem of family upbringing, the authors prove that it was the family that was and remains the main basic social institution, capable of ensuring the readiness of a woman to marry in the conditions of family interaction, form the attitude towards creating and maintaining long-term family relationships.
Keywords: readiness for a family, Russian extended patriarchal family, basic functions of the family, folklore, mentality.
В современном обществе прослеживается серьезная тенденция изменения отношения к семье как социальному институту. Восприятие брака и семьи, роль матери и жены в настоящее время существенно изменилось. В России современная молодежь предпочитает сожительствовать, или жить так называемым «гражданским браком»: около трети всех пар — или трех миллионов семей — живут в гражданском браке, и таких браков становится все больше [4, с. 112]. Цель данной работы — выделить специфические, исторически сложившиеся механизмы подготовки девушки к семейной жизни в условиях русской семьи, как патриархальной, так и расширенной современной.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под готовностью к браку и семейной жизни многие авторы понимают готовность молодежи к семейной жизни до их вступления в брак (Б.М. Борлакова, Н.М. Галимова, О.Ф. Ковалева, С.М. Пити-лин, Е.И. Зритнева и др.). Так, П.А Решетов трактует «готовность» исходя из конечного результата — успешности или неуспешности брака, наличия или отсутствия гармонии межличностных отношений в супружеской паре и семье в целом, наличию успешности в воспитании детей [2, с. 19]. Готовность к семье и семейной жизни понимается нами как совокупность специальных компетенций, позволяющих личности осуществлять основные базовые функции семьи (коммуникативную, репродуктивную, психотерапевтическую, воспитательную, хозяйственно-экономическую и др.).
Экскурс в историческую семейную психологию и педагогику показывает нам, что для дореволюционной России была характерна моногамная патриархальная семья (патриархальная расширенная, моногамная семья). Непосредственной причиной перехода к такому типу семьи считаются социально-экономические условия жизни в России того времени и связанные с ними вопросы о наследовании. Патриархальная семья могла состоять из нескольких семей (до четырех поколений), представляя собой микрообщину, когда в одну расширенную семью входили несколько поколений: прародители, родители и их дети. Таким образом осуществлялась попытка удержать зависимость молодой семьи от старшей.
Семейные отношения дореволюционной семьи отличались определенным своеобразием: женились и выходили замуж не по любви — родители сами выбирали партию своему ребенку, определяя за кого выходить замуж и на ком жениться, исходя из экономических и статусных запросов семьи. Для расширенной семьи было характерным укрепление собственных позиций за счет занятости каждого поколения в разных сферах хозяйства. Уровень образования каждого следующего поколения был выше, чем предыдущего, дети, могли рассчитывать, что в интересах семьи их могли отдать в ученики к швецу, продавцу, или кузнецу и т.д. Выбор брачного партнера осуществлялся на основе укрепления социального положения семьи (славный жених или невеста), слияния хозяйств, укрепления материального положения семьи за счет крепкой и работящей работницы (работника), а также желания, не остаться в «девках» или холостяком.
Подготовка девочек к семейной жизни осуществлялась в лоне расширенной семьи, где совместное проживание нескольких поколений кровных родственников создавало условия для передачи жизненного опыта и реализации основных базовых функций семьи, в частности, хозяйственно-экономической. Распределение семейных обязанностей среди сиблингов осуществлялось на основе гендерного подхода. Девочки включались в работу с ранних лет. Как правило, старшие девочки осваивали ремесло (ткачество, прядение, вязание, валяние, шитье, вышивка, кулинария и многое другое), необходимое для семьи, под руководством более старших женщин. Девочки помладше осуществляли воспитательную функцию, заботясь о младших братьях и сестрах.
Народный фольклор, пословицы и поговорки служили опорой для сохранения семейных уз даже при выраженном искажении супружеских отношений: «В семье согласно, так идет дело прекрасно», «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает», «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны», «Бьет — значит, любит», «Стерпится — слюбится» и многое другое. Семейные традиции ориентировали девочку на рождение детей: «Жизнь родителей в детях», «Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут», «Семья без детей, что цветок без запаха», «Человеку без братьев и сестер — одиноко»; формировали образ любящей матери: «При солнышке тепло, при матери добро», «Мать кормит детей, как земля людей», «Любящая мать — душа семьи и украшение жизни», «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает», формируя ценность ребенка и понятие материнской безусловной любви.
Беседы с матерями, сестрами, подругами о наличии или отсутствии жениха, рассказы взрослых женщин о том, как мужчины оказывают знаки внимания, совместные гулянья в выходные и на народные праздники пробуждали у девочек и девушек романтический образ невесты и жены, рождали ожидание светлой и чистой любви. Русские народные сказки, сказания, былины подтверждали наличие счастья в семейных отношениях и браке: «И стали они жить поживать, да добра наживать», «И жили они долго, да счастливо».
Ментальность русского характера женщины, ее всепрощающая любовь, ее способность любить вопреки, долготерпимость, способность сопереживать и поддерживать своего супруга служили примером для девочек, эталоном недопущения конфликтных ситуаций или эффективного разрешения проблем в супружеских отношениях. Образ русской женщины основывался на великодушии и добродетелях, которые складывались веками, отшлифовывались и, наконец, обрели окончательный вид в том, что называют ментальностью. Ментальность неизменна, это то, что заложила в нас сама природа.
Зачастую в семье женщина живет не столько с мужем и ради него, а ради детей, получая возможность дать своим детям больше, чем она смогла бы одна. Отношение женщины к ребенку имеет ключевое значение для формирования чувства социальной общности и социальной идентичности. Помимо безусловного эмоционального принятия ребенка мать своим образцом нежности и заботы о детях, муже, людях вне семейного круга демонстрирует модель поведения, побуждаемого социальным интересом. Девочки, начиная с игровой деятельности и подражания, переносят этот эталон в собственную семейную жизнь, формируют любовь к собственному потенциальному ребенку.
В семье мать примером собственного поведения учит девочку любви и заботе о других людях. Построение полоролевой идентичности требует от девочки идентификации образа женщины с образцами женственности, в частности, подражания моделям поведения, носителем которых является мать. Мать формирует у девочки образец половой идентификации как образец полоролевого поведения.
Функция отца в традиционной русской семье состоит в том, чтобы, подчеркивая и выделяя фемининные черты дочери, дать ей возможность сформировать свою полоролевую идентификацию, ориентируясь на идентичность матери, но в собственном уникальном варианте, а также определяет выбор потенциального брачного партнера. Любящий отец видит в девочке будущую женщину и жену, восхищается ею и подчеркивает в ней черты женственности: С.Т. Аксаков в сказке «Аленький цветочек» очень тонко описывает отцовскую любовь к собственным дочерям, подарки, которыми одаривает их отец, любуясь красотой своих дочерей. Отец в русской патриархальной семье рассматривается, скорее, как «помощник» матери в воспитании детей. Его основная функция — работник, добытчик и хозяин семьи и дома.
Современная семья готовит к браку воспитывающихся в ней девочек совершенно в других условиях. Семья сменила свой статус с расширенной на нуклеарную, в которую входит муж, жена и их дети. Нуклеарную семью отличает полная независимость супругов друг от друга в выборе работы, размера заработков, получения образования. Современная русская семья стремится к малодетности. Женщина больше не рожает столько, «сколько Бог пошлет». Медицина получила активное развитие в акушерстве и гинекологии, контрацепция и плановая рождаемость детей приводит к тому, что в семье растет один, два, реже три ребенка. Молодая семья стремится к отделению от родительских семей и к самостоятельности. Семьи детей, родителей и прародителей территориально живут, как правило, отдельно друг от друга.
Молодые пары в современном обществе все больше предпочитают не вступать в официальный брак на начальном этапе развития своих отношений или вовсе не оформлять отношения в государственных органах, вступая в так называемые «гражданские браки».
Однако в социологии, педагогике, психологии и других науках под «гражданским браком» понимается брак, зарегистрированный официально органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Союзы со свободными, не зарегистрированными отношениями, называются внебрачными семьями или сожительством.
Внебрачные отношения часто популяризируются средствами массовой информации (кино, радио, телевидение, печатная продукция и современная литература и искусство). Романтизируются внебрачные связи и измены. Значимость института семьи подвергается сомнению. Подчеркнем, что внебрачные семьи часто (более 50 %) имеют детей. Однако известно, что психологически здоровый ребенок воспитывается и развивается там, где есть оба родителя и создана позитивная статичная атмосфера стабильности и надежности [3, с. 56].
Дети, в частности девочки, воспитываясь в современной семье, утрачивают навыки поддержания хозяйственно-экономической функции семьи. Им больше не надо выращивать овощи и фрукты на огороде, ухаживать за скотом и домашней птицей для того, чтобы накормить семью. Семья больше не зависит от сельского хозяйства или скотоводства. Девочки осваивают спорт, вождение автомобиля и программирование. Современные девушки активно осваивают профессиональные деятельности, не погружаясь в домашнее хозяйство, которым зачастую занимаются нанятые помощники или старшие родители.
Таким образом, несмотря на современные условия развития общества, семья по-прежнему не утрачивает своего значения в подготовке девочки к браку и рождению детей, созданию и поддержанию психологически комфортной, безопасной и стабильной атмосферы в семье, для сохранения физического и психического здоровья ее членов, защиты от стресса. Только внутреннее пространство благополучной семьи, живой, наглядный пример доверительных супружеских и детско-родительских отношений, передача опыта ведения хозяйства способно готовить девочку быть успешной женой и матерью [1, с. 249].
Уникальная национальная культура, непреходящие семейные ценности детско-родительских отношений в русской семье всегда были основой формирование готовности девочки к семье и браку. Современные русские семьи, несомненно, отличаются от патриархальной русской семьи как своей структурой, социальными условиями, степенью психологической близости, автономностью членов семьи друг от друга, однако готовность современной девочки к созданию семьи может возникнуть только в условиях благополучной родительской семьи.
Литература
1. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г. Семья как источник психологического здоровья подростка // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Т.Т. Щелина. - Арзамас: Изд-во АФ ННГУ, 2019. - С. 246-253.
2. Решетов П.А. Педагогические условия совершенствования подготовки студентов вузов к семейной жизни: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2004. — 226 с.
3. Тишкина А.В., Патрикеева Э.Г. Семейные ценности в структуре ценностных ориентаций современных старшеклассников Нижегородского региона России // Культура и образование. 2014. № 6 (10). С. 56.
4. Хачатрян Л.А. Тенденции изменения современной российской семьи // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 4 (20). С. 111—120.