Научная статья на тему 'Среда формирования гендерной культуры старшеклассников - оценка степени влияния первичных агентов социализации на юношей и девушек'

Среда формирования гендерной культуры старшеклассников - оценка степени влияния первичных агентов социализации на юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / БЛИЗКОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГЕНДЕРНО-РОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ И СЕМЬЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / AGENTS OF SOCIALIZATION / INNER CIRCLE / GENDER ROLES / CULTURAL NORMS / MODEL OF BEHAVIOR / EDUCATION OF THE INDIVIDUAL / GENDER-ROLE SOCIALIZATION / STEREOTYPES / SOCIETY / MUTUAL UNDERSTANDING / TRUST / POSITION IN SOCIETY AND FAMILY / РУШДИ ШАХСИЯТ / АГЕНТҳОИ ИҷТИМОГАРОӣ / АТРОФИЁН / НАқШҳОИ ГЕНДЕРӣ / МЕЪЕРҳОИ ФАРҳАНГӣ / СИЛСИЛАИ РАФТОР / ТАРБИЯИ ШАХСИЯТ / ИҷТИМОГАРОИИ НАқШӣ-ГЕНДЕРӣ / ҳАМДИГАРФАҳМӣ / БОВАРӣ / МАВқЕЪ ДАР ҷОМЕА ВА ОИЛА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ганиева Орзу Абдурауфовна

В статье рассматриваются вопросы о степени влияния на старшеклассников первичных агентов социализации людей, ответственных за обучение культурным нормам, за оказание помощи в освоении социальных ролей: включая учителей, родителей, сверстников. Более глубокому изучению подвергаются взаимоотношения старшеклассников с учителями, родителями и сверстниками с акцентом на ценности, связанные с доверием, взаимопониманием и взаимоподдержкой. Сравниваются вариации социального поведения юношей и девушек, изучается «характер исполнения гендерной роли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ганиева Орзу Абдурауфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environment of Formation of Gender Culture of High School Students - Assessme Impact of Primary Agents of Socialization on Boys and Girls

The article dwells on the issue concerning the degree of the influence over senior pupil of primary agents of socialization-people responsible for tuition of cultural norms, for rendering help to the development of social roles including: teachers, parents, peers. The article makes a deep analysis beset with the interrelations between senior pupil and teachers, parents and peers with a focus on the values associated with trust, mutual understanding and mutual support. In her article the author compares the variations of social behavior of boys and girls; the nature of the gender roles being taken into account as well.

Текст научной работы на тему «Среда формирования гендерной культуры старшеклассников - оценка степени влияния первичных агентов социализации на юношей и девушек»

УДК 373 ББК-74,200

МУХЦТИ ТАШАККУЛИ ФАРХ^НГИ ГЕНДЕРИИ ХОНАНДАГОНИ СИНФ^ОИ БОЛОИ- АРЗЁБИИ САТХД ТАЪСИРИ АГЕНТХ^ОИ АВВАЛИЯИ ЩТИМОГАРОИ БА ЦАВОНДУХТАРОН ВА ЦАВОНПИСАРОН

СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬ ТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ПЕРВИЧНЫХ АГЕНТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

ENVIRONMENT OF FORMA TION OF GENDER CULTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS - ASSESSMENT OF THE IMPACT OF PRIMARY AGENTS OF SOCIALIZA TION ON BOYS AND GIRLS

FaHueea Орзу Абдурауфовна,

унвонцуи кафедраи педагогикаи умуми, таърихи педагогика ва таълими МДТ'ДДХ ба номи акакдемик Б.Гафуров ", директори Ташкилоти цамъиятии "Насл " (Тоцикистон, Хуцанд)

Ганиева Орзу Абдурауфовна, соискатель, кафедры общей педагогики, истории педагогики и образования ГОУ «ХГУ имени академика Б.Гафурова, директор Общественной организации «Насл» (Таджикистан, Худжанд)

Ganieva Orzu Abduraufovna, claimant for candidate degree of general pedagogy, history ofpedagogy and education department under the SEI «KSUnamed after academician B. Gafurov», Manager of Public Organization "Nasi" (Tajikistan, Khujand) E-mail: ngo_nasl@mail. ru

Вожах^ои калиди: рушди шахсияти, агентуои ицтимогарои, атрофиён,нацшуои гендери, меъеруои фаруанги, силсилаи рафтор, тарбияи шахсият, ицтимогароии нацши-гендери, уамдигарфауми, бовари, мавцеъ дар цомеа ва оила

Дар мацола дарацаи таъсири агентуои аввалияи ицтимоъгарои ба толибилмони синфуои болои, яъне шахсоне ки ба омузиши меъёруои фаруангива расонидани ёри масъулони кумакрасон дар азхудкунии ташаккули тафаккури нацшуои ицтимои таъсир мерасонанд, аз цумла омузгорон, волидайн ва уамсолонбарраси шудааст. Ба таулили нисбатуои амици муносибатуои мутацобилаи талабагони синфуои болои бо омузгорон, волидайн, уамсолон дар иртибот бо арзишуое, аз цобили эътимод, уамдигарфауми ва дастгирии уамдигар диццати махсус дода шудааст. Тарзуои ицтимоии цавонписарону цавондухтарон мавриди муцоиса царор гирифта , "хусусияти ицрои нацши гендери " таулил шудааст.

Ключевые слова: личностное развитие, агенты социализации, близкое окружение, гендерные роли, культурные нормы, модель поведения, воспитание личности, гендерно-ролевая социализация, взаимопонимание, положение в обществе и семье

В статье рассматриваются вопросы о степени влияния на старшеклассников первичных агентов социализации - людей, ответственных за обучение культурным нормам, за оказание помощи в освоении социальных ролей: включая учителей, родителей, сверстников. Более глубокому изучению подвергаются взаимоотношения старшеклассников с учителями, родителями и сверстниками с акцентом на ценности, связанные с доверием, взаимопониманием и взаимоподдержкой. Сравниваются вариации социального поведения юношей и девушек, изучается «характер исполнения гендерной роли».

Key words: personal development, agents of socialization, inner circle, gender roles, cultural norms, model of behavior, education of the individual, gender-role socialization. stereotypes, society, mutual understanding, trust, position in society and family

The article dwells on the issue concerning the degree of the influence over senior pupil of primary agents of socialization-people responsible for tuition of cultural norms, for rendering help to the development of social roles including: teachers, parents, peers. The article makes a deep analysis beset with the interrelations between senior pupil and teachers, parents and peers with a focus on the values associated with trust, mutual understanding and mutual support. In her article the author compares the variations of social behavior of boys and girls; the nature of the gender roles being taken into account as well.

Формирование культуры взаимоотношений старшеклассников (юношей/девушек) с учетом гендерных особенностей - сложный и многогранный процесс личностного развития. Бесспорно, что гендерная культура человека формируется на протяжении всей жизни, однако, ее основы закладываются в семье и средней школе, когда социальная среда и социальные группы оказывают значительное влияние на формирование личности и вхождение человека в общество.

Таким образом, анализ посвящен:

- выявлению и обоснованию педагогических условий организации образовательного процесса, способствующего гендерно-ролевой социализации как фактору воспитания личности учащихся старших классов;

- оценке проблематики культуры гендерных взаимоотношений между учащимися (юношами и девушками);

- рассмотрению гендерных представлений родителей, определяющих своеобразие их поведения и положения в семье и обществе.

Анализ основывается на результатах проведенного нами исследования -«Теоретическое и экспериментальное обоснование условий формирования гендерной культуры у старшеклассников (юношей и девушек) в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях Республики Таджикистан», где, в том числе, рассматривались вопросы влияния педагогов, родителей и сверстников на гендерно-ролевую социализацию старшеклассников (юношей и девушек) в процессе обучения, воспитания и неформального общения.

Исследование проводилось в трёх городах Согдийской области-Худжанде, Гафурове, Исфаре. Общее количество участников эксперимента - 460 учащихся старших классов (239юношей/221девушка). общеобразовательных учреждений. Также в рамках исследования проводились фокус-группы и интервью среди педагогического персонала общеобразовательных учреждений, представителей системы народного образования Согдийской области (150 респондентов - 136 женщин, 14 мужчин) и 90 респондентов-родителей (72 женщины, 18 мужчин).

Характеристика первичных агентов социализации-учителей/педагогов.

Педагоги-не строгие агенты социализации, они обладатели не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно представить полноценное образование. Они смотрят на личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а на социальный опыт - через призму возможностей освоения его личностью. В то же время, они носители стереотипов, которые смотрят на мир, в том числе на объективные различия (этнические, половые, возрастные, имущественные и т.п.) через призму эталонов и норм поведения, присущих своему сообществу(б).

Опросы педагогического коллектива и представителей системы образования выявили, что проблема гендера нова и малознакома педагогам. В ходе проведения исследования установлено, что 68%(всего 150 респондентов - 83% женщин, 27% мужчин) педагогов общеобразовательных школ впервые встречаются с понятием "гендер". Более того, учителя подвержены гендерным стереотипам. Так, во время дискуссий с учителями, которые ведут предмет «Маърифати оиладорй» (в основном, это учителя-предметники, преподающие родную литературу, историю, естествознание), выявлено, что многие педагоги не совсем четко представляют связь своего предмета и гендерного образования. Опрос и наблюдение показали, что 74 % педагогов не стимулируют изучение учащимися роли и статуса женского и мужского пола, более 65% не обладают сведениями об исследованиях в области гендерных отношений, проводимых психологами, социологами, педагогами и представителями других наук.

На вопрос о том, способствует ли современная школа формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных половой принадлежностью, трудно найти положительные ответы. Анализ данных опроса педагогов свидетельствует о том, что большие затруднения они испытывают в работе, связанной с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Педагогами почти не учитываются гендерные особенности учащихся, степень их овладения необходимыми знаниями в области гендерного паритета.

В силу малой задействованности мужчин-педагогов повышается влияние образца женского поведения в образовательных учреждениях на мальчиков, что детерминирует затруднения в поло-личностной самоидентификации, следовательно, необходимо создавать условия в учебно-воспитательном процессе для проявления природных задатков мальчиков (страсть к риску, жажда быть смелым и мужественным и т.д.). На сегодняшний день возникает необходимость создания условий для популяризации педагогической профессии и привлечения мужчин в учительский корпус.

Сегоня нобходимо учитывать гендерные особенности детей как основу развития личности каждого ученика уже в начаьных классах.

В фокус-групповых дискуссиях старшеклассники (юноши и девушки) отмечают, что педагоги сами подвержены стереотипам, во время проведения общественных мероприятий строго разделяют функции мальчиков и девочек, не допуская противоречий со сложившимися взглядами и устоями. В случае девиантного поведения, зачастую слышаться упреки, попытки пристыдить подростка за «неправильное» поведение. Например, в анкетах старшеклассники отмечают: «Если мальчик возьмет метлу и будет подметать, все и учителя и ученики будут его обзывать, а когда девочка вскапывает грядки - это зазорным не считается».

Анализ выявил, что девиантное поведение воспринимается как реальная угроза для физического и социального выживания человека в определенном социуме, среде, коллективе или ближайшем окружении, ущерба себе, общественному благополучию, окружающим. К сожалению, отношение и к дискриминации воспринимается как к позволительному действию.

На вопрос «Учитываются ли педагогами/учителями при обучении и воспитании принадлежность учащегося к конкретному полу?» в 68% случаях от учителей получен ответ «нет», так же педагоги отмечают, где-то щадящее отношение к девочкам, а где-то возвышение мальчиков

При организации воспитательного пространства современной школы остаётся открытым вопрос: «Для какого пола в подростковом возрасте самоопределение себя как будущих мужчины или женщины наиболее проблематично?». Д. Н. Исаев и В.Е.Каган в частности отмечают: «Требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в ходе половой социализации испытывают большее средовое давление» В. Е. Каган связывает это с полоролевыми особенностями развития и воспитания, так как «воспитательное давление на девочек меньше, а диапазон приемлемости взрослыми особенностей их поведения и успеваемости шире; субъективный компонент дезадаптации и его поведенческие проявления носят в целом более камерный, чем у мальчиков характер, а компенсация за счет включения других видов деятельности и ценностных ориентаций достигается легче; женский — в основном или чаще — педагогический состав создает для девочек лучшие, чем для мальчиков, условия. «Женскому полу присуща гораздо большая, чем мужскому, онтогенетическая пластичность, в силу чего влияние среды оказывается более сильным для девочек»(5).

Однако ответы учащихся не выдают идентичные цифры, очевидно, что это связано с применением коллективного подхода в обучении со стороны учителей, и, с другой стороны индивидуальным восприятием школьников данной проблемы. Лучшей демонстрацией восприятия проблемы могут служить наглядные примеры из ответов старшеклассников.

Девушки Юноши

• потому, что мое мнение ничего не решает и не учитывается - Исфара • в некоторых случаях девушек считают беспомощными или принижают другими словами и учитель, и юноши -Гафуров • учителя консервативные, считают, что мальчики лучше -Худжанд • каждый человек в отношении пола соблюдает определенную дистанцию -Исфара • не поручают юношам мужскую работу - Исфара

Ответы учащихся на вопрос «Учитываются ли при обучении и воспитании Ваша принадлежность к конкретному полу?»: «нет»-38%, «да»- 26%, однако, ответы «иногда»-19% и затрудняюсь ответить-17%, в сумме с ответом «да» служит стимулом для практических изменений благотворного влияния на ролевую социализацию юношей и девушек.

Показателем успешной и результативной работы педагога по преодолению гендернего неравенства служит активное участие учащихся в процессе гендерно-ролевых мероприятий, участие в различных ситуациях образцового представления и презентации партнерского сотрудничества представителей мужского и женского пола. Проведение акций, форум-театров, показ кульминационных сцен, где самим зрителям -юношам и девушкам, необходимо найти решение из сложившегося конфликта. Данная практика успешно практикуется в деятельности Общественных организаций в работе с подростками и молодежью. Ведь призвание школы - дать ученикам всесторонние возможности для развития их индивидуальных способностей, предметных интересов, вне зависимости от пола, нивелируя традиционные воззрения в отношении полов.

Характеристика первичных агентов социализации-родителей/близкого окружения.

Восточная мудрость гласит: «Птица делает то, что видит в гнезде».

Специфика национальных традиций таджикского народа закладывает основы нравственного поведения и оказывает большое влияние на формирование культуры, представлений о месте и роли мужчины и женщины в обществе и семье. В сущности, понятие семейного воспитания означает воспитание детей на основе национальных нравственно моральных норм со стороны старшего поколения: родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестёр. Культурная традиция особенно отчетливо прослеживается в таджикской философии бытия и жизни человека, этику гуманных взаимоотношений и, конечно, отношениях человека со Всевышним и др.

В таджикском обществе, как и во всем исламском мире, сейчас происходит переосмысление существующих теоретических парадигм и практик, главной особенностью которых является гендерная иерархия. Современная концепция развития человечества, новые принципы и критерии гражданского общества, приоритеты общественного согласия выдвигают на передний план проблему свободы женщины, ее разностороннего развития.

В проведенном анализе исследуемой проблематики эффективность семьи как агента социализации определялась следующими факторами:

• нравственно-психологическим микроклиматом в семье; Частота и причиных конфликтов в семье Родители отмечают высокую частоту конфликтов, а в качестве причин отмечают материальные, бытовые проблемы и плохие отношения с детьми(7);

• материальным и социальным статусом семьи; Материальный статус семьи как высокий оценивают 3%, средний-32, низкий-65% родителей, на вопрос "Кому лучше дать образование (в зависимости от пола)?" респонденты отмечают: 46%-сыну; 24%-дочери; 22%-затрудняются ответить и 8%-обоим, не зависимо от пола(7);

• ролью отца и матери в общении с детьми. Большинство респондентов отмечают, что имеют проблемы в воспитании детей, почти каждый пятый родитель не может выразить свои чувства без негативных эмоций, причем, в сельской местности в 2 раза больше, чем в городе. Возможной причиной, нам представляется повсеместная миграция в сельской местности. В силу роста числа неполных семей, когда дети растут практически без отца, имеет ряд общеизвестных негативных последствий личностного и социального характера. Для лучшей иллюстрацией ответов респондентов представлены выдержки из анкет старшеклассников.

Девушки Юноши

Матери ближе к девочкам, им можно рассказать обо всем Мама строже относится к дочке и балует сына В воспитании важны оба родителя Матери больше заботятся о своих детях Иногда женщина не в состоянии воспитать сына Матери лучше чувствуют девочек и всегда могут помочь Отцы являются советчиками в решении важных задач Отцы не могут откровенно разговаривать с девочками, больше любят и балуют их Отец содержит семью И отец, и мать - оба важны Матери больше времени посвящают детям Мать учит ребенка быть человеком Отец нужен для воспитания и девочек, и мальчиков Для сына важнее воспитание отца

Анализ показывает, что более 76% родителей считают (всего 90 человек -76% женщин, 24% мужчин), что для улучшения межличностных отношений в семье необходима специальная подготовка, как родителей, так и детей.

Исследование констатирует и тот позитивный факт, что институт брака остается самой значимой основой жизнедеятельности людей. Тем не менее, по мнению родителей, семейные роли на сегодняшний день, не претерпевают резких изменений. В связи с развитием ремесленничества у женщин появляется все больше возможностей работы на дому, традиционные роли женщин остаются теми же. Они заботливые матери, воспитатели детей, внимательные супруги, аккуратные домашние хозяйки, хранители домашнего очага. Главное призвание отца-добытчик, кормилец, принимающий решение.

По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям. В связи с чем, целесообразным является повышение гендерной чувствительности родителей, других членов сообщества, основанное на высказывании Герцена: «Наука и разум не имеют пола. Истина и талант равно принадлежат мужчине и женщине»(2).

Характеристика первичных агентов социализации-сверстники.

Гендерные особенности доверия проявляются, преимущественно, среди женского пола, они в целом более доверяющие, а мужской пол менее доверяющий. Для определения того, относится ли этот тезис к опрошенным старшеклассникам, был задан вопрос: Кому на ваш взгляд, в вашем классе можно доверить свою тайну?

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте свои особенности в вопросе гендерного доверия: почти в 2 раза больше ответов девушек о доверии юношам, чем у юношей девушкам - 20,7% против 11,1%.

В то же время, доверяют сверстникам вне зависимости от пола всего 2,3% девушек, а у юношей таких ответов почти в 7 раз больше - 14,4%.

Такую поляризацию ответов подтверждают мнения участников фокус-групп, которые также обсуждали этот вопрос:

Девушки регион Юноши регион

некому довериться Гафуров человеку, который может хранить тайну Гафуров

каждый, кто сохранит свою тайну, хранит свое достоинство Исфара, я самостоятельный и независимый человек Исфара

можно довериться только умному человеку- Худжанд в 21 веке никому нельзя доверять Худжанд

женщины делают все красиво Исфара лучшему другу Исфара

Сегодня, в период, когда любое общество, направленное на развитие, нуждается в образованных, нравственных, самостоятельных, ответственных, мобильных людях, ориентированных на сотрудничество, к сожалению, резюмируя мнения респондентов, вырисовывается вывод о том, что современные молодые люди, не вооруженные достаточным жизненным опытом, находятся в определенной фрустрации в части межличностного доверия и испытывают трудности в выстраивании доверительных отношений с лицом противоположного пола.

Настоящее исследование показало, что предпочтения девушек и юношей в сфере совместной деятельности существенно различаются. На вопрос: «Чему вы отдали бы предпочтение при участии в совместной работе?» девушки ответили: прежде всего совместному обучению, трудовой деятельности, и только потом свободному времяпрепровождению. Юноши больше были заинтересованы в первую очередь свободном времяпрепровождении, трудовой деятельности, совместном обучении. Иными словами интересы девушек и юношей оказались диаметрально противоположными, что вполне соотносится с приверженностью к более строгому домашнему воспитанию девочек и ограничению их контактов с мальчиками вне школы и семьи. Юноши в этом смысле более свободны и вольны в выборе своего времяпрепровождения. В общем, можно констатировать, что подростки принимают социальные требования со стороны взрослых и демонстрируют прививаемые им семьей, школой, обществом приемлемые нормы гендерного поведения и взаимодействия в социуме.

В отношении гендерных ролей мужчин и женщин ответы старшеклассников демонстрируют влияние стереотипов традиционалистского общества, преодоление которых они видят в следующем:

Девушки Юноши

39% - уважать ценности семьи, 22% -проводить информационно-просветительскую деятельность, 16% - нужно поддерживать девушек и женщин, 13% - повышать потенциал девушек, обучать родителей, 7%- не знают, 3%- женщины должны бороться за свои права 38% - нужно уважать женщин и относиться с пониманием, -сначала нужно быть хорошим человеком, больше уделять внимание справедливости, - надо уважать ее права, но игнорировать советы, 23% - надо соблюдать дисциплину, 17% - нужно ужесточить законы, 12% - создать условия для участия девушек в выборе партнера, 3% - не знают

Проведенный анализ исследуемой проблематики еще раз убедил нас в том, что важную роль здесь играют комплексные методические принципы организации гендерного воспитания учащихся-старшеклассников в школе и семье, способствующие выявлению индивидуального их потенциала в гендерной атмосфере, в условиях реальной самореализации каждого участника полового партнерства - как мужского, так и женского пола.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брицова, А.А. Учет гендерных особенностей детей как основа развития личности каждого ученика в начальной школе //ГАПОУ "Нижнекамский педагогический колледж", г. Нижнекамск https://infourok.ru/uchet-gendernih-osobennostey-detey-kak-osnova-razvitiya-lichnosti-kazhdogo-uchenika-v-nachalnoy-shkole-2239668.html (Дата обращения: 10.07.20l9)

2. Герцен, А.И., Собрание сочинений в тридцати томах,Т.3, кн. 2/ Герцен А.И. -М.: Наука, 1965.

3. Закон Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностях их реализации»//Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005. год, №3, ст.129. С 1.

4. Исследование распространенности и динамики самоубийств среди детей и молодых людей (в возрасте от 12 до 24 лет) в Согдийской области Таджикистана. //Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).-Душанбе, 2013.-104с.

5. Лапинская, Е.Л. Проблемы формирования гендерной культуры//Дата публикации: 15.08.2013. http://referatdb.ru/kultura/84005/index.html (Дата обращения: 1.07.2019)

6. Образовательная онлайн-библиотека «Педагогика». Учитель как агент социализации.https://studlib.info/pedagogika/478967-uchitel-kak-agent-socializacii/ (Дата обращения: 15.08.2017)

7. Отчет по результатам социологического исследования среди подростков и родителей // Проект «Здоровые межличностные отношения - здоровое общество». Худжанд, 2006.- 6с.

REFERENCES:

1. Britsova, A. A. Consideration of Gender Characteristics of Children as a Basis for the Development of the Personality of Each Student in Primary School //GAPOU "Nizhnekamsk pedagogical College", Nizhnekamsk https://infourok.ru/uchet-gendernih-osobennostey-detey-kak-osnova-razvitiya-lichnosti-kazhdogo-uchenika-v-nachalnoy-shkole-2239668.html (accessed 10.07.2009)

2. Herzen A. I. Collected Works in Thirty Volumes // A. I. Herzen/ "Science". Moscow, 1965. Volume 30, book 2.

3. Law of the Republic of Tajikistan on State Guarantees of Equality of Men and Women and Equal Opportunities for their Implementation»

4. (Ahbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan 2005, No. 3, art. 129) р. 1.

5. Study of the Prevalence and Dynamics of Suicide among Children and Young People (aged 12 to 24 years) in the Sughd region of Tajikistan. //United Nations children's Fund (UNICEF) . Dushanbe, 2013.-104р

6. Lapinskaya, E. L. Problems of Formation of Gender Culture Speech at the Pedagogical Council. //Date of publication 15.08.2013. http://referatdb.ru/kultura/84005/index.html (Date of appeal: 1.07.2019)

7. Educational Online Library "Pedagogy" Teacher as an Agent of Socialization. https://studlib.info/pedagogika/478967-uchitel-kak-agent-socializacii/ (accessed 15.08.2017)

8. Report on the Results of Sociological Research among Adolescents and Parents // Project "Healthy Interpersonal Relationships-Healthy Society". Khujand, 2006.- 6р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.