УДК 37 Рассказова Е.В., Дубских Т.М.
Рассказова Е.В.
магистрант,
Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)
Научный руководитель: Дубских Т.М.
кандидат педагогических наук, профессор Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются гендерные аспекты организации педагогической деятельности в хореографическом коллективе, подчеркивая их важность для формирования и развития гендерной идентичности учащихся. В условиях современного общества, где гендерная идентичность становится ключевым элементом личностного развития, педагоги хореографии играют уникальную роль в создании пространства для самовыражения и осознания различных аспектов гендерной идентичности. Статья анализирует влияние гендерных стереотипов на мотивацию и восприятие ролей как учащимися, так и педагогами, а также предлагает подходы для борьбы с этими стереотипами.
Ключевые слова: гендерная идентичность, хореография, равенство, стереотип, хореографическое искусство.
Введение. В современном обществе гендерная идентичность становится важным аспектом личностного развития. В контексте хореографического образования, где движение и самовыражение играют ключевую роль, педагоги
имеют уникальную возможность влиять на формирование гендерной идентичности учащихся. Хореография, как искусство, предоставляет пространство для исследования и выражения различных аспектов гендерной идентичности, и роль педагога в этом процессе является решающей.
Гендерные аспекты в педагогической деятельности становятся все более актуальными в современных условиях. В хореографических коллективах, где традиционно доминируют женские роли, важно учитывать влияние гендерных факторов на организацию учебного процесса и взаимодействие между участниками. Гендерная социальная конструкция влияет на восприятие ролей, обязанностей и возможностей как педагогов, так и учащихся. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты гендерной политики в хореографическом образовании, а также влияние гендерных стереотипов на педагогическую деятельность.
Гендерная идентичность — это внутреннее осознание себя как мужчины, женщины или представителя другого гендера. Она формируется под воздействием множества факторов, включая социальные, культурные и образовательные. В хореографическом коллективе, где взаимодействие между участниками происходит через движение и творчество, педагоги могут помочь учащимся лучше понять и принять свою гендерную идентичность, а также развить уверенность в себе.
Гендерные стереотипы в хореографии.
Хореография, как вид искусства, часто ассоциируется с определенными тендерными стереотипами. Например, существует мнение, что танец — это преимущественно женское занятие, что может влиять на выбор профессии и карьерные перспективы как для мужчин, так и для женщин. Эти стереотипы могут ограничивать творческий потенциал и возможности самовыражения участников коллективов. Педагоги, работающие в хореографических коллективах, должны осознавать, как гендерные стереотипы могут влиять на мотивацию и самооценку учащихся, а также на их желание участвовать в различных формах танцевального искусства.
Важным аспектом является то, что гендерные стереотипы могут проявляться не только в отношении танцовщиков, но и в отношении педагогов. Например, женщины-педагоги могут сталкиваться с недоверием к своей профессиональной компетентности, особенно если они работают с мальчиками. Это может привести к необходимости дополнительного доказательства своей квалификации и авторитета. Важно, чтобы педагогическая деятельность была свободна от гендерных предвзятостей, что позволит создать более инклюзивную и поддерживающую атмосферу для всех участников.
Гендерные стереотипы могут оказывать значительное влияние на восприятие ролей и возможностей в хореографии. Педагоги должны быть осведомлены о существующих стереотипах и активно работать над их преодолением. Это может включать в себя:
1. Образование о гендерных стереотипах: Проведение семинаров и обсуждений, направленных на осознание и анализ гендерных стереотипов в хореографии.
2. Разнообразие репертуара: Включение в учебные планы танцевальных произведений, которые направлены на формирование традиционных гендерных ролей.
3. Поощрение критического мышления: Стимулирование учащихся к анализу и обсуждению гендерных ролей в танце и обществе, что способствует развитию их критического мышления и саморефлексии.
4. Поддержка самовыражения: педагоги играют важную роль в поддержке самовыражения учащихся. Это может быть достигнуто через творческие задания, которые позволяют каждому участнику исследовать свою индивидуальность и гендерную идентичность. Педагоги могут поощрять учащихся делиться своими историями и переживаниями, что способствует созданию более глубоких связей между участниками и укрепляет их уверенность в себе.
Важно, чтобы педагоги использовали разнообразные методики и подходы в обучении, которые учитывают гендерные различия и интересы учащихся. Это
может включать в себя предоставление учащимся возможности экспериментировать с различными танцевальными стилями и ролями, что позволяет каждому участнику проявить свои сильные стороны. Например, мальчики могут быть вовлечены в более «женственные» танцевальные стили, а девочки — в «мужские», что способствует разрушению стереотипов и расширяет горизонты самовыражения.
Влияние педагогического подхода на тендерную идентичность.
Педагоги, работающие в хореографических коллективах, должны стремиться к созданию инклюзивной и поддерживающей образовательной среды. Это включает в себя признание и уважение разнообразия гендерных идентичностей среди учащихся. Педагоги могут способствовать этому, используя нейтральный язык, избегая стереотипов и поощряя открытое обсуждение гендерных вопросов. Это создает пространство, где каждый участник может чувствовать себя комфортно и свободно выражать себя.
Гендерное равенство в педагогической практике.
Для достижения гендерного равенства в хореографическом коллективе необходимо внедрение принципов инклюзивности в педагогическую практику. Это включает в себя создание условий, способствующих равному участию всех учащихся, независимо от их пола. Педагоги должны быть внимательны к гендерным различиям и учитывать их при разработке учебных планов и программ. Например, важно разнообразить репертуар, включая в него как традиционные, так и современные танцевальные стили, которые могут быть интересны и мальчикам, и девочкам.
Также необходимо учитывать, что гендерное равенство в образовании не ограничивается только количеством участников разных полов. Важно создать такую атмосферу, где каждый сможет чувствовать себя комфортно и свободно выражать себя. Педагоги могут использовать различные методики и подходы, направленные на развитие уверенности и самовыражения у учащихся. Это может включать в себя творческие задания, которые позволят каждому участнику продемонстрировать свои уникальные способности и таланты.
Роль педагогов в формировании гендерной идентичности.
Педагоги в хореографических коллективах играют ключевую роль в формировании гендерной идентичности учащихся. Их подход к обучению и взаимодействию с участниками может существенно повлиять на то, как молодежь воспринимает гендерные роли и свои возможности. Важно, чтобы педагоги были осведомлены о гендерных аспектах своей работы и стремились к созданию равных условий для всех учащихся. Это может включать в себя открытое обсуждение гендерных вопросов, а также поощрение критического мышления и саморефлексии у учеников.
Педагоги могут использовать различные стратегии для поддержки гендерного равенства, включая разнообразие в подходах к обучению и оценке. Например, они могут предлагать разные роли в танцевальных номерах, позволяя каждому участнику проявлять свои сильные стороны. Также важно учитывать индивидуальные предпочтения и интересы учащихся, что поможет создать более персонализированный подход к обучению и повысить мотивацию.
Заключение.
Гендерные аспекты организации педагогической деятельности в хореографическом коллективе играют значительную роль для формирования инклюзивной и поддерживающей образовательной среды. Педагоги в хореографических коллективах занимают важное место в формировании гендерной идентичности учащихся. Педагоги должны осознавать влияние гендерных стереотипов и стремиться к созданию равных условий для всех участников. Внедрение принципов гендерного равенства в педагогическую практику позволит не только повысить качество обучения, но и способствовать развитию творческого потенциала учащихся. Через создание инклюзивной среды, использование разнообразных подходов к обучению и поддержку самовыражения, они могут помочь учащимся лучше понять и принять свою гендерную идентичность. Преодоление гендерных стереотипов и поощрение открытого обсуждения гендерных вопросов также способствуют созданию более равноправной и поддерживающей образовательной среды.
В конечном итоге, работа педагогов в этом направлении не только повышает качество хореографического образования, но и способствует развитию уверенности и самовыражения учащихся, что является важным аспектом их личностного роста. Важно продолжать исследовать и обсуждать гендерные аспекты в хореографическом образовании, чтобы обеспечить более справедливое и равноправное участие всех участников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абакумова А. Г., Абакумов О. А., Литвинова В. С., Столярчук Л. И. Формирование гендерной культуры обучающихся средствами хореографии // МНКО. 2023. №3 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gendernoy-kultury-obuchayuschihsya-sredstvami-horeografii;
2. Вартанян, Р. Б., Дубских Т. М. Гендерные аспекты организации педагогической деятельности в хореографическом коллективе // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (69) Том 3. ДЕКАБРЬ 2023 г. С. 575 - 578;
3. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии // Учебное пособие - СПб. — 2015. — 768 с;
4. Зенина Е. Н. Особенности гендерного воспитания детей в хореографическом коллективе // Научные высказывания. 2023. №2 (26). С. 33 -35;
5. Чекалина А.А. Гендерная педагогическая психология: Учебно-методическое пособие. - М., МГПУ, 2010. - 11 с
Rasskazova E. V., Dubskikh T.M.
Rasskazova E.V.
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
Scientific advisor: Dubskikh T.M.
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
GENDER ASPECTS OF ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN CHOREOGRAPHIC TEAM
Abstract: this article examines the gender aspects of the organization of pedagogical activity in a choreographic team, emphasizing their importance for the formation and development of students' gender identity. In a modern society where gender identity is becoming a key element of personal development, choreography teachers play a unique role in creating a space for self-expression and awareness of various aspects of gender identity. The article analyzes the influence of gender stereotypes on motivation and perception of roles by both students and teachers, and also suggests approaches to combat these stereotypes.
Keywords: gender identity, choreography, equality, stereotype, choreographic art.