Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ'

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / AESTHETIC CULTURE / EDUCATION / DEVELOPMENT / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC SENSE / AESTHETIC IDEA / CULTUROLOGICAL APPROACH / CHOREOGRAPHY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Константин Александрович, Осипова Татьяна Валентиновна, Дубских Татьяна Максимовна

В статье раскрывается актуальность проблемы воспитания эстетического вкуса в процессе подготовки педагогов-хореографов. Данная проблема имеет особое значение для всей системы учебно-воспитательного процесса, так как включает развитие сущностных сил человека, его эстетических представлений, потребностей, идеалов, мировоззрения. Анализируются точки зрения ученых на данную проблему. Указываются причины, тормозящие развитие эстетической культуры. Раскрывается сущность эстетического, а также понятия «эстетический вкус». Выявляются особенности воспитания эстетического вкуса в процессе подготовки педагогов-хореографов. Выявлена роль дисциплин хореографического направления, способствующих воспитанию эстетических чувств у будущего специалиста. Отмечается, что в процессе воспитания будущего педагога-хореографа как человека культуры особое значение уделяется культурологическому подходу, обеспечивающему гуманизацию образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Константин Александрович, Осипова Татьяна Валентиновна, Дубских Татьяна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF AESTHETIC SENSE IN THE PROCESS OF TRAINING CHOREOGRAPHY TEACHERS

The topicality of the problem of education of aesthetic sense in the process of training choreography teachers is discussed. The problem is especially important for the whole system of educational process because it includes the development of essential human powers, aesthetic ideas, needs, ideals and world outlook. Opinions of researchers on the problem are analyzed. The reasons hampering the development of aesthetic culture are specified. The essence of the aesthetic as well as the concept of «aesthetic sense» is explained. The specifics of fostering aesthetic sense in the process of training choreography teachers are revealed. The role of choreography courses that facilitate education of aesthetic senses in the future specialist is revealed. It is noted that special attention is paid to culturological approach that provides humanization of the educational process, in training future choreography teacher as a person of culture.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ»

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-30-35

УДК 378.14

ББК 74.484.4 +74.005.444

К.А. Новиков, Т.В. Осипова, Т.М. Дубских (Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

В статье раскрывается актуальность проблемы воспитания эстетического вкуса в процессе подготовки педагогов-хореографов. Данная проблема имеет особое значение для всей системы учебно-воспитательного процесса, так как включает развитие сущностных сил человека, его эстетических представлений, потребностей, идеалов, мировоззрения. Анализируются точки зрения ученых на данную проблему. Указываются причины, тормозящие развитие эстетической культуры. Раскрывается сущность эстетического, а также понятия «эстетический вкус». Выявляются особенности воспитания эстетического вкуса в процессе подготовки педагогов-хореографов. Выявлена роль дисциплин хореографического направления, способствующих воспитанию эстетических чувств у будущего специалиста. Отмечается, что в процессе воспитания будущего педагога-хореографа как человека культуры особое значение уделяется культурологическому подходу, обеспечивающему гуманизацию образовательного процесса.

Ключевые слова: эстетическая культура, воспитание, развитие, эстетическое воспитание, эстетическое чувство, эстетическое представление, культурологический подход, педагог-хореограф.

о

ю ^

Ч

го ш о с s о О

m

ш

о

ш

о

X

<

K.A. Novikov, T.V. Osipova, T.M. Dubskikh

(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

EDUCATION OF AESTHETIC SENSE IN THE PROCESS OF TRAINING CHOREOGRAPHY TEACHERS

The topicality of the problem of education of aesthetic sense in the process of training choreography teachers is discussed. The problem is especially important for the whole system of educational process because it includes the development of essential human powers, aesthetic ideas, needs, ideals and world outlook. Opinions of researchers on the problem are analyzed. The reasons hampering the development of aesthetic culture are specified. The essence of the aesthetic as well as the concept of «aesthetic sense» is explained. The specifics of fostering aesthetic sense in the process of training choreography teachers are revealed. The role of choreography courses that facilitate education of aesthetic senses in the future specialist is revealed. It is noted that special attention is paid to culturological approach that provides humanization of the educational process, in training future choreography teacher as a person of culture.

Keywords: aesthetic culture, education, development, aesthetic education, aesthetic sense, aesthetic idea, culturological approach, choreography teacher.

Вызовы XXI века, введение в вузах культуры новых образовательных стандартов требуют пересмотра форм, методов и средств подготовки педагогов-хореографов к профессиональной деятельности. От уровня развития эстетической культуры, способности чувствовать прекрасное зависит деятельность человека, его профессиональная направленность.

Особое значение приобретают основополагающие качества личности, устойчивые к переменам в социокультурных условиях. Одним из таких качеств является эстетический вкус. Согласно компетентностному подходу, одними из центральных средств, формирующих эстетический вкус, предлагается считать средства, основанные на эстетических представлениях и категориях.

В настоящее время появляется большое количество исследований в области эстетического воспитания, изучаются проявления эстетической активности, обеспечивающие качество самосовершенствования и самоосуществления, формируется эстетический подход к написанию образовательных программ. Это подтверждено во многих работах авторов, рассматривающих проблемы эстетического воспитания, эстетического вкуса, эстетических чувств (Н.П. Бо-ташева [1], Т.М. Дубских [2], Л.Д. Ивлева [5], Е.А. Кузнецов [6], Т.Б. Нарская [7], Т.В. Осипова [3], Н.Е. Попова [8] и др.).

Н.П. Боташева считает, что в формировании эстетического вкуса большое значение имеет поликультурная образовательная среда [1].

Е.А. Кузнецов [6] доказывает в своем диссертационном исследовании, что эстетический вкус - это сложное интегральное понятие. Мы солидарны с ученым в том, что эстетический вкус - важная составляющая личности хореографа: педагога, балетмейстера, репетитора, поскольку от его профессиональной компетентности, творческого подхода зависит развитие и сохранение богатства классической, народной или современной хореографии.

Е.Н. Попова [8] убеждена в том, что парадигма современного образования, способствует возрождению, сохранению и творческому развитию ценностных эстетических ориентаций и компетенций будущего учителя хореографии. Несомненно, необходимо воспитывать эстетическую отзывчивость, потребность в созидательной деятельности, эстетическую компетентность у будущих педагогов-хореографов.

В исследованиях ученых выделяются компетенции, прямо или косвенно иллюстрирующие качественное формирование эстетических чувств и их проявлений у будущего специалиста. К примеру, в рабочих программах дисциплин хореографического направления к таким можно отнести: классический, народно-сценический, спортивный бальный, историко-бытовой, эстрадный танцы, мастерство хореографа, основы актерского мастерства и режиссуры в танце.

Формирование указанных компетенций обеспечивают дисциплины: «Костюм и сценическое оформление балетного спектакля», «Педагогика хореографии», «Организационно-творческая работа в хореографическом коллективе», «Методика руководства хореографическим коллективом», «Основы менеджмента исполнительских видов искусств» и др.

Освоение профессиональных качеств неразрывно связано с эстетическим восприятием и воспитанием будущего педагога-хореографа.

Обратимся к понятию «педагог-хореограф». В чем особенности его деятельности? «Педагог-хореограф - специалист в области хореографии, постановщик танцев балетных спектаклей; балетмейстер, руководитель, наставник, который осуществляет учебно-воспитательную работу в коллективе, обеспечивая ему жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста» [1, с. 66; 4]. Это специалист, который в то же время и постановщик танцев, и балетмейстер, он выступает в роли педагогца, наставни-

ш

о -&

го

1_

о ф

о ><: со о

го ч ф

ш

о

ч

о

с

ф

о

о ф

о с

го о

ш

о

о ф

т

а

о о со

о

ю ^

Ч

го со о

с ^

о

о

03

ш

о

ш

о

X

<

ка, фасилитатора, модератора, тьютора и мудрого советника.

Эстетические ценности являются определенной системой идей, научных представлений, которые дают обучающимся некое видение мира и позволяют решать теоретические и практические задачи, служат эталоном научного и творческого мышления.

Е.Н. Попова указывает на причины, которые тормозят развитие эстетической культуры будущих педагогов-хореографов. К ним она относит недостаточно развитую мотивацию на решение задач приобщения к эстетической культуре, ориентацию методического аппарата учебников и учебных пособий на выявление их эстетического потенциала, отсутствие специальной диагностико-ме-тодической литературы [8].

Эстетическое является важнейшим элементом человеческой культуры. «Эстетическое - это всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, эстетическая деятельность, эстетическое сознание (эстетические чувства, восприятия, потребности, оценки, идеалы и т.д.)». Эстетическое проявляется в творчестве человека по «законам красоты». А «творчество по законам красоты» является высшим воплощением в художественном творчестве. Особенно это касается визуальных видов искусств, к которым относится хореография. Чем насыщеннее прошлый опыт человека, тем ярче будут его представления об окружающих предметах, следовательно, его эстетические и творческие представления будут проявляться более глубоко.

В процессе профессиональной деятельности хореографа уточняются и углубляются зрительские представления хореографа об окружающей среде и мире в целом. И не всегда данное представление будет правильным. Замысел студента-хореографа, находящегося в поиске, шире и богаче его выразительных и

изобразительных возможностей, так как развитие и формирование представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Качество эстетических представлений достигается в процессе эстетического воспитания.

Как было отмечено выше, любое проявление эстетического неразрывно связано с такими понятиями, как «эстетическое знание», «эстетическое чувство», «эстетический вкус», «эстетический идеал». Все это формируется окружающей средой, и чем она качественнее, чем окружение эстетичнее, тем грамотнее и возвышеннее обучающийся выражает отношение к миру в собственных настроениях и чувствах. То, что он видит вокруг себя, он отражает в своем поведении, отношении и творчестве. Мы считаем, что, чем раньше студент попадает в сферу эстетического воздействия, тем больше можно рассчитывать на результат его эстетического воспитания.

Эстетическое воздействие в процессе подготовки хореографов выражается в следующем: оформлении пространства в помещениях и классах для занятий хореографическими дисциплинами, просмотре постановок великих балетмейстеров и режиссеров, прослушивании музыкальных фрагментов в специализированных аудиториях, как в записи, так и при непосредственной работе с концертмейстером.

Одним из центральных средств воспитания эстетического чувства, согласно компетентностному подходу, предлагается считать средства, основанные на эстетических представлениях и категориях.

Воспитание эстетического чувства направлено на формирование у обучающихся эстетического идеала и усвоение ими эстетических норм и оценок. В этом процессе зарождается художественный вкус. Это наиболее важно в сегодняшнее время, осложненное конструктивными изменениями всего, что окружает сегодня человека. На все это влияет ряд факторов, таких как информационные технологии, глобализация, падение

нравственности, стирание границ морали и т.д.

Эстетический вкус - способность человека к оценке предметов, явлений с точки зрения их эстетических качеств -меняется, так как меняются предметы, окружающие человека, отношение его к их качественным характеристикам.

Эстетический вкус, безусловно, определяется как духовное качество личности, благодаря которому осуществляется духовно-творческое, эмоционально-образное восприятие и эстетическая оценка мира. Важно понимать, какую эстетическую оценку окружающего мира даст новое поколение своим преемникам, как справится личность с формированием эстетического восприятия во время глобальных экологических катастроф, урбанизированных городов, мира, расширит ли она восприятие за грани умещающегося в ладони гаджета, в котором мир воспринимается в разрезе информационных атак.

В этой ситуации необходимо помнить, что вкус закладывает основы цивилизованного отношения человека к миру, которые зиждутся на истории человеческой цивилизации, почитании классических норм и правил, заключенных в классических произведениях.

Студенты-хореографы на занятиях по истории хореографического искусства и искусства балетмейстера получают возможность приобщаться к опыту прошлых поколений, осваивать ценности хореографического искусства. «Танец необходимо рассматривать как богатейший источник эстетических впечатлений, эмоциональных переживаний, посредством которых формируется художественное «Я» личности. В системе хореографической педагогики определены социально и художественно значимые виды танца, среди них классический, народный, бальный и современный», - пишет Т.Б. Нарская [7, с. 119].

В подготовке педагогов-хореографов важнейшей задачей является формирование художественных, музыкальных,

литературных эстетических вкусов, эстетического воспитания с помощью специальных дисциплин, таких как: «История хореографического искусства», «Мастерство хореографа», «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце», «Искусство балетмейстера, история музыкального искусства, народоведения, народных обычаев и обрядов».

Воспитание эстетического вкуса педагогов-хореографов - это процесс, имеющий содержательно-смысловое наполнение, зависящий от используемых форм, методов и приемов; процесс, требующий педагогического сопровождения деятельности (концертной, исполнительской, репетиционной, исследовательской и др.). Следовательно, мы будем опираться на идеи деятельност-ного, компетентностного и культурологического подходов. Например, культурологический подход ориентирует на ценности хореографии и поиск путей обогащения культуры.

Ценности связаны с культурой, деятельностью. Они многообразны: ценности-цели, ценности-знания; ценности-отношения, ценности-качества. Вся профессиональная подготовка педагогов-хореографов основывается на приведенных группах ценностей. Изменения среды влияют и на самого человека, его мотивы, представления, чувства.

Таким образом,эстетическое освоение мира студентами-хореографами рассматривается как социально-педагогическое явление. Оно знаменуется привнесением персонифицирующих смыслов в жизненную картину мира индивида, переживанием чувственно-логического опыта и рефлексии будущего педагога-хореографа. Гармонизация духовной и практической деятельности педагога хореографа связана не только с накоплением суммы знаний, но и с применением изученного в процессе творческой, постановочной деятельности в сферах народной художественной культуры и хореографического искусства. Эстетические представления имеют опосредованный характер. Сту-

ш

о -&

го

о ф

о ><: со о

го ч ф

со о

ч

о

с

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о ф

^

о с

го о

со о

о ф

т

с

о о со

денты должны погружаться в систему

эстетических отношений.

Библиографический список:

1. Боташева Н.П. Формирование эстетического вкуса подростков в условиях поликультурной образовательной среды средствами регионального народного декоративно-прикладного искусств: дисс. ... канд. пед. наук. -Майкоп, 2013. - 251 с.

2. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. - 2010. -№5. - Т. 2. С. 156-159.

3. Гревцева Г.Я., Осипова Т.В. Подготовка будущих педагогов-хореографов к управлению творческим коллективом: монография. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 212 с.

4. Дубских Т.М. Народно-сценический танец: методика обучения: учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. - Челябинск: ЧГИК, 2017. - 87 с.

5. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским коллективом: учебное пособие. - Челябинск: ЧГАКИ, 2003 - 58 с.

6. Кузнецов Е.А. Влияние творческого наследия мастеров народного танца на формирование эстетического вкуса у студентов хореографических специализаций // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2016. С. 38-46.

7. Нарская Т.Б. Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности // Вестник Челябинский гос. академии культуры и искусств. - 2014. - №1(37). С. 118-122.

8. Попова Е.Н. Формирование эстетических компетенций и ориентаций в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического университета: На примере хореографии: дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. - 186 с.

Поступила 03.04.2020

о

ю ^

Ч

го ш о с s о О

m

ш

о

ш

о

X

<

Об авторах:

Новиков Константин Александрович, декан хореографического факультета, доцент Челябинского государственного института культуры (Челябинск, Россия), dance-feel@yandex.ru

Осипова Татьяна Валентиновна, доцент кафедры педагогики хореографии Челябинского государственного института культуры (Челябинск, Россия), osipova.osipova.74@mail.ru

Дубских Татьяна Максимовна, заведующий кафедрой педагогики хореографии Челябинского государственного института культуры (Челябинск, Россия), профессор, hf2@chgaki.ru

Для цитирования: Новиков К.А., Осипова Т.В., Дубских Т.М. Воспитание эстетического вкуса в процессе подготовки педагогов-хореографов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 2. С. 30-35. DOI: 10.7442/20719620-2020-12-2-30-35

References:

1. Botasheva N.P. Forming the teenagers' aesthetic sense in the conditions of multi-cultural educational environment using the tools of regional folk applied and decorative arts. Diss ... kand.ped.nauk. - Maikop, 2013. - 251 p. [in Russian]

2. Gantumur E. Aesthetic education in the history of philosophy and pedagogy // Molodoi uchenyi. - 2010. - №5. - Vol. 2. Pp. 156-159. [in Russian]

3. Grevtseva G.Ya., Osipova T.V. Preparing future choreography teachers to management of performance groups. - Chelyabinsk: Tsitsero, 2015. - 212 p. [in Russian]

4. Dubskikh T.M. Folk stage dance: teaching methods. Guide for students and higher school teachers. - Chelyabinsk: ChGIK, 2017. - 87 p. [in Russian]

5. Ivleva L.D. Methods of pedagogical guidance of an amateur performance group. -Chelyabinsk: ChGAKI, 2003. - 58 p. [in Russian]

6. Kuznetsov E.A. Impact of the creative heritage of folk dance masters on forming the aesthetic sense of the choreographic program students // Teatr. Zhivopis. Kino. Muzyka. -2016. Pp. 38-46. [in Russian]

7. Narskaya T.B. Activities of choreographer as a factor of socialization for a creative person // Vestnik Chelyabinskoi gos. akademii kultury i iskusstv. - 2014. - №1(37). Pp. 118-122. [in Russian]

8. Popova E.N. Forming the aesthetic competences and orientations in the process of professional training of the pedagogical university students: By the example of choreography. Diss ... kand.ped. nauk. - Samara, 2005. - 186 p. [in Russian]

About the authors:

Novikov Konstantin Aleksandrovich, Dean, Faculty of Choreography, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), dance-feel@yandex.ru

Osipova Tatyana Valentinovna, Associate Professor, Department of Choreography Pedagogy, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), osipova.osipova.74@ mail.ru

Dubskikh Tatyana Maksimovna, Head, Department of Choreography Pedagogy, Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), Academic title of Professor, hf2@chgaki.ru

30-35

For citation: Novikov K.A., Osipova T.V., Dubskikh T.M. Education of aesthetic sense in the process of training choreography teachers // Contemporary Higher Education: J. Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 2. P. 30-35. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2- S.

с

о о СО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.