Научная статья на тему 'Формирование эстетического чувства детей средствами музыки при работе с детским хореографическим коллективом'

Формирование эстетического чувства детей средствами музыки при работе с детским хореографическим коллективом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / AESTHETIC SENSE / ПЕДАГОГ-КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / TEACHER-ACCOMPANIST / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ / EXPRESSIVE MEANS OF MUSIC / ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКИ / PSYCHOLOGY OF MUSIC / ФУНКЦИИ БАЛЕТНОЙ МУЗЫКИ / FUNCTIONS OF BALLET MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусухранов И. Л., Сингач Н. П.

В статье на основе теоретических концепций и личной педагогической практики рассматривается формирование у детей восприятия хореографии как искусства, неразрывно связанного с другими видами искусств. Автор подчёркивает необходимость комплексного, «синкретического» воспитания будущего хореографа. Подчеркнуто, что особую роль в этом процессе приобретает музыка, которая постоянно сопровождает процесс обучения в хореографии, сформулированы задачи музыкального воспитания обучающихся на занятиях по хореографии. Особое внимание автор уделяет фигуре концертмейстера, зачастую выполняющего чисто служебную функцию. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений, а само занятие становится партнерской работой педагогов музыканта и хореографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусухранов И. Л., Сингач Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AESTHETIC FEELING OF CHILDREN WITH MEANS OF MUSIC AT WORK WITH CHILDREN’S CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

In the article, on the basis of theoretical concepts and personal pedagogical practice, the formation in children of the perception of choreography as an art inextricably linked with other arts is considered. The author emphasizes the need for a comprehensive, “syncretic” education of the future choreographer. It is emphasized that a special role in this process is acquired by music, which constantly accompanies the learning process in choreography, and the tasks of musical education of students in the choreography classes are formulated. The author pays special attention to the figure of the concertmaster, who often performs a purely service function. Music causes motor reactions and deepens them, not only accompanies movements, but determines their essence. Thus, the task of an accompanist is to develop the “musicality” of dance movements, and the activity itself becomes a partnership of the teachers musicians and choreographers.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетического чувства детей средствами музыки при работе с детским хореографическим коллективом»

Таким образом, современное развитие всех сфер жизнедеятельности и субъектов общества, в том числе вузов и преподавателей вузов, происходит путем освоения разнообразных инноваций. При этом инновации вступают, с одной стороны, в противоречие со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, - нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности современного вуза. Важной задачей инновационной политики современного опорного университета является формирование нормативно-правовой и тезаурусной базы инновационной деятельности в рыночных условиях, включающей защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов данной деятельности; закрепление в собственности учреждения инновационной продукции, нематериальных активов, установление порядка ее введения в рыночные отношения. В данной связи, мы считаем, что предпосылкой к исследованию проблемы становления опорного вуза и к созданию в таком вузе системы подготовки преподавателя к инновационной деятельности, является низкий уровень нормативно-правовой и терминологической грамотности всех субъектов инновационной и коммерческой деятельности в вузе и, в особенности преподавателей. Важны для исследования и такие взаимосвязанные показатели регионального вуза, как «чувствительность к инновациям» и «инновационная активность», которые определяют способность образовательной организации к быстрому и эффективному освоению новшества, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса.

Библиографический список

Отслеживая данные показатели, мы создаем возможность для измерения всех основных действующих сил в инновационном бизнесе вуза: потребителя инновационного продукта или услуги, создателя (новатора, инноватора), инвестора. Разумеется, измерение показателей должно производиться отдельно для каждого участника инновационных процессов, а потом уже появиться возможность проводить анализ складывающегося «поля инновационных движущих сил», чтобы спрогнозировать успех того или иного инновационного или инвестиционного проекта, успех вуза. В целом, перечисленные и другие предпосылки и проблемы актуализировали проблему развития кадрового потенциала ДГТУ, как региональной наукоемкой образовательной организации, посредством обучения сотрудников и преподавателей по двум стратегически важным направлениям - это языковая подготовка и обучение инновационному менеджменту. В рамках последнего направления наиболее важной составляющей обучения научно-педагогических кадров мы считаем формирование их инновационно-коммерческой компетентности. Если при этом основное внимание делается на накопление собственного опыта, аккумулирование знаний с использованием собственных возможностей и развития своей базы знаний для собственного научно-образовательного бизнеса, то такой вуз называется самообучающимся. Именно таким вузом на рынке научно-образовательных услуг позиционирует себя ДГТУ, нацеленный на инновации. Обучение и самообучение особенно необходимо такому вузу, потому что он строит свое конкурентное преимущество на инновациях.

1. Илышев А.М., Илышева Н.Н., Воропанова И.Н. Учёт и анализ инновационной и инвестиционной деятельности. Москва, 2005.

2. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» на 2016 - 2020 гг.

3. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Исследование готовности преподавателей вуза к осуществлению инновационной деятельности. Мир образования - образование в мире. 2010; 1 (37).

4. Харченко Л.Н. Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза. Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». 2013; 7 (82).

5. Харченко Л.Н. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза. Москва, 2014.

6. Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management systems that encourage innovation. New York: St. Martin's Press, 2000.

References

1. Ilyshev A.M., Ilysheva N.N., Voropanova I.N. Uchet i analiz innovacionnoj iinvesticionnoj deyatel'nosti. Moskva, 2005.

2. Programma razvitiya federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Donskoj gosudarstvennyj tehnicheskij universitet» na 2016 - 2020 gg.

3. Harchenko L.N., Panova I.E. Issledovanie gotovnosti prepodavatelej vuza k osuschestvleniyu innovacionnoj deyatel'nosti. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2010; 1 (37).

4. Harchenko L.N. Argumenty v pol'zu stanovleniya modeli 'effektivnogo vuza. Izvestiya VGPU. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2013; 7 (82).

5. Harchenko L.N. Innovacionno-kommercheskaya deyatel'nost'prepodavatelya sovremennogo vuza. Moskva, 2014.

6. Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management systems that encourage innovation. New York: St. Martin's Press, 2000.

Статья поступила в редакцию 05.12.17

УДК 371.38

Musukhranov I.L., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: hgf @agaki.ru

Singach N.P., Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: hgf @agaki.ru

FORMATION OF AESTHETIC FEELING OF CHILDREN WITH MEANS OF MUSIC AT WORK WITH CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE. In the article, on the basis of theoretical concepts and personal pedagogical practice, the formation in children of the perception of choreography as an art inextricably linked with other arts is considered. The author emphasizes the need for a comprehensive, "syncretic" education of the future choreographer. It is emphasized that a special role in this process is acquired by music, which constantly accompanies the learning process in choreography, and the tasks of musical education of students in the choreography classes are formulated. The author pays special attention to the figure of the concertmaster, who often performs a purely service function. Music causes motor reactions and deepens them, not only accompanies movements, but determines their essence. Thus, the task of an accompanist is to develop the "musicality" of dance movements, and the activity itself becomes a partnership of the teachers - musicians and choreographers.

Key words: aesthetic sense, teacher-accompanist, expressive means of music, psychology of music, functions of ballet music.

И.Л. Мусухранов, ст. преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

Е-mail: hgf @agaki.ru

Н.П. Сингач, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

Е-mail: hgf @agaki.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

В статье на основе теоретических концепций и личной педагогической практики рассматривается формирование у детей восприятия хореографии как искусства, неразрывно связанного с другими видами искусств. Автор подчёркивает необходимость комплексного, «синкретического» воспитания будущего хореографа. Подчеркнуто, что особую роль в этом процессе приобретает музыка, которая постоянно сопровождает процесс обучения в хореографии, сформулированы задачи музыкального воспитания обучающихся на занятиях по хореографии. Особое внимание автор уделяет фигуре концертмейстера, зачастую выполняющего чисто служебную функцию. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений, а само занятие становится партнерской работой педагогов - музыканта и хореографа.

Ключевые слова: эстетическое чувство, педагог-концертмейстер, выразительные средства музыки, психология музыки, функции балетной музыки.

В последнее время можно наблюдать негативную тенденцию «натаскивания» обучающихся в детских хореографических коллективов на исполнение технических элементов механически, ради достижения быстрых результатов и высоких показателей. возможно это связанно с тем, что подобных коллективов стало очень много и часто педагоги, работающие с детьми не совсем готовы к формированию обучающихся как полноценно развитых в творческом отношении личностей. нам представляется в сложившейся ситуации особенно актуальным в настоящее время обратить особенное внимание на формирование музыкального вкуса будущих исполнителей.

Урок классического танца представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технологии исполнения и видам. В течение урока концертмейстер исполняет до 40 - 50 музыкальных построений простой двух-трехчастной, безрепризной или репризной формы. С музыкальной точки зрения, сюитный принцип построения наиболее близок данной композиционной структуре. Многоплановость пластического материала, контрастность сопоставления характеров хореографических комбинаций и этюдов могут быть подчеркнуты разнообразием тональностей, метрики, ритмических рисунков, интонаций, фактур аккомпанемента.

Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. В комплексе профессиональных задач концертмейстера хореографического учебного заведения входит подбор музыкального материала и составление музыкальных композиций для исполнения на открытых уроках, класс-концертах. Определиться в поиске и подборе репертуара концертмейстеру помогает специальная литература, содержащая рекомендации по этому вопросу (например, книги Л. Ладыгина, Э. Сойер), большое количество хрестоматий для сопровождения уроков хореографии, изданных в нашей стране и за рубежом [1, с. 24].

Все мы прекрасно знаем о том, что в классе хореографии с детьми работают два педагога - хореограф и музыкант (концертмейстер), поэтому дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

1. Развитие музыкального восприятия метроритма;

2. Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

3. Умение согласовывать характер движения с характером музыки;

4. Развитие воображения, художественно-творческих способностей;

5. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;

6. Расширение музыкального кругозора детей. В работе педагога и концертмейстера всегда есть объективные сложности. Им приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников). Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один - постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе [2, с. 5].

Можно выявить основные функции музыкального воспитания на уроке классического танца:

1. Развивающая. На уроке формируется музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление,

которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Музыка способствует развитию мышечного каркаса, так как помогает своей интонацией, донести до ребёнка все цели и задачи движения, развивает координацию, развивает внутреннее состояние, выразительность ученика. Способствует развитию головного мозга. Согласно данным нейропсихологии, правое полушарие, образно говоря, «старше». Корни правополушарного мышления уходят в древнейшие слои психического. Указывая на особенности правого полушария мозга, ученые-нейропсихологи называют его «мифотворческим и архаическим», особо подчёркивая его связь с детским мышлением. Если правое полушарие смотрит на мир непосредственно-практически, то левое предпочитает абстрагирующее опосредование, символические формы и теоретические выводы. Правое полушарие живет и чувствует, левое - наблюдает и делает выводы. «Специализация» обоих полушарий позволила ученым сделать предположение о художественных наклонностях правого полушария, которому подчинена образная сфера деятельности человека, включая все несловесные и нелогические формы, а также об абстрактно-логических наклонностях левого полушария, которому подчинена речевая деятельность и любая иная, связанная с аналитической обработкой поступающих извне данных. Сравнивая характеристики лево- и право-полушарного мышления, можно заметить явное соответствие между левополушарными процессами и стратегиями музыкального восприятия, характеризующими взрослых в отличие от детей, музыкантов в отличие от немузыкантов, а также слушателей интрамузыкального типа, опирающихся в своем восприятии на структурные закономерности музыки, в отличие от слушателей экстрамузыкального типа, предпочитающих всевозможные ассоциации и образные параллели. Левополушарные стратегии восприятия, связанные с аналитическим подходом к материалу, предполагают умение разделять живое тело музыки на аспекты и стороны звучания и в то же время слышать взаимосвязь этих условно отделенных друг от друга сторон и аспектов - гармонии и ритма, фактуры и формы, звуковысотной линии и ладовых отношений. Без сложной интеллектуальной деятельности, пусть и бессознательной, невозможно осмыслить всю совокупность музыкальных событий, совершающихся внутри звукового процесса. Правополушарные стратегии предполагают конкретность и внимание к единичному явлению как таковому, они тяготеют к фрагментарности, точечности восприятия, к мышлению аналогиями. Эти качества характеризуют музыкальное восприятие детей, немузыкантов и слушателей с «образным» типом восприятия - целостность, нерасчлененность на аспекты и категории, свойственная правому полушарию, соответствует столь же целостному, даже отчасти диффузному, смутному образу произведения в сознании детей, немузыкантов и слушателей с «образной» стратегией музыкального восприятия. При этом ведущей операцией правополушарного мышления является перевод последовательно совершающихся событий в целостный образ [3, с. 15].

2. Образовательная. При работе с нотным материалом ученики получает азы музыкального образования. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить её в танцевальных движениях. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает фразы по сходству и контрасту познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов,

составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки.

3. Эстетическая. Искусство танца без музыки существовать не может. Музыка и танец в своем гармоничном единстве -прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания [4, с. 138]. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит её содержание до детей. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, дети узнают множество фактов из истории литературы живописи и т. д. Концертмейстер и педагог ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием учеников ту музыку, которую создали великие композиторы-хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие.

Библиографический список

Можно сделать вывод, что музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок классического танца строится на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям. Музыкальное поддержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

1. Ярмолович Л.И. Элементы классического танца и их связь с музыкой. Москва, 1952.

2. Метлов Н.А. Музыка - детям. Москва, 1985.

3. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. Москва: Просвещение, 2006.

4. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусств. Москва: Республика, 2000.

References

1. Yarmolovich L.I. 'Elementy klassicheskogo tanca i ih svyaz's muzykoj. Moskva, 1952.

2. Metlov N.A. Muzyka - detyam. Moskva, 1985.

3. Dzerzhinskaya I.L. Muzykal'noe vospitanie mladshih doshkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 2006.

4. Langer S. Filosofiya vnovom klyuche: Issledovanie simvoliki razuma, rituala i iskusstv. Moskva: Respublika, 2000.

Статья поступила в редакцию 17.11.17

УДК 371.1.07

Nedvetskaya M.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Korobova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Antonova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF MANAGING RESOURCES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF MODERNIZING OF RUSSIAN EDUCATION. The article deals with a problem of modern management of resources of an educational institution on the basis of the system and activity approaches. The idea that the optimization of the education management system is directly related to the regulation of all educational activities in Russia is substantiated. The article raises a question of the need for each educational institution to develop its unique set of resources, the mechanisms for their development and methods of their application in pedagogical practice, and also to adapt them to their specific goals and activities. The work presents a comprehensive study of the process of building a resource strategy for an educational organization and its systematic use in the context of modernizing education in Russia. In this regard, special attention is paid to the analysis of the economic sustainability of the educational organization, which consists of factors of external and internal impact on the system. The authors use studies of existing models of resource management of educational organizations and find that the concept of socio-economic sustainability of a particular educational organization becomes one of the key tasks of the successful operation of the educational system as a whole. The key thesis is that the assessment of the socio-economic sustainability of the educational institution is a constant process, depending on many external factors, such as market needs, the existing education policy in the region, a list of prospective professions and socially significant qualities of the school-leaver, in demand by the society.

Key words: management, resource, education, educational institution, education system.

М.Н. Недвецкая, д-р пед. наук, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

Е.В. Коробова, канд. пед. наук, доц. РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.Н. Антонова, канд. пед. наук, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема современного управления ресурсами образовательного учреждения на основе системного и деятельностного подходов. Обосновывается идея о том, что оптимизация системы управления образованием напрямую связана с регулированием всей образовательной деятельности в России. В статье затрагивается вопрос о необходимости выработки каждым образовательным учреждением своего уникального набора ресурсов, механизмов их развития и методов их использования в педагогической практике, а также адаптации их под свои конкретные цели и направления деятельности. Статья посвящена комплексному исследованию процесса построения ресурсной стратегии образовательной организации и системы её планомерной реализации в условиях модернизации образования в России. В этой связи особое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.