УДК 374 Ташлыкова П. С., Дубских Т.М.
Ташлыкова П.С.
магистрант,
Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)
Дубских Т.М.
кандидат педагогических наук, профессор, Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)
РОЛЬ МУЗЫКИ В ПОСТРОЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА
Аннотация: в статье рассматривается важный вопрос о взаимосвязи и взаимодействии музыкального и хореографического материала с целью создания художественного образа в произведении. Подбор музыкального сопровождения -соответствующего замыслу, уникального, высокохудожественного - важный этап в создании хореографического произведения. Многие хореографы довольно поверхностно подходят к подбору музыкального сопровождения, упуская большие возможности музыки как идейного инициатора, средства создания художественного образа, раскрытия темы и идеи, заложенных в постановке. Творческое понимание, согласованность замыслов и действий композитора и балетмейстера, соединение в гармоничное целое выразительных средств пластического и музыкального языка, соответствующих замыслу постановки, приводят к созданию выразительного, цельного, эмоционально глубокого произведения, которое вызывает сильный чувственный отклик в зрителях.
Ключевые слова: хореография, балетмейстер, музыкальное сопровождение, аккомпанемент, хореографическое искусство.
Значимость музыки как одного из компонентов создания хореографического произведения отмечали многие выдающиеся хореографы.
Так, например, Ростислав Владимирович Захаров, советский балетмейстер и педагог писал: «В органическом единстве музыки и танца, в этом синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех будущего балетного спектакля».
В процессе развития хореографического искусства танец и музыка находились в совершенно разных взаимоотношениях друг с другом. Так, изначально, в народном творчестве, музыка, танец и песня были неразрывно связаны и неотделимы друг от друга. Каждый элемент был важен - и движение, и аккомпанемент, и игра, драматургия, и все эти элементы рассматривались вместе, как некий единый творческий акт. Конечно, можно было бы искусственно, для анализа отдельно вычленить музыкальную и хореографическую основу. И нет смысла отрицать, что это самостоятельные эстетические категории, разные по способам выражения формы творчества -движение и звук. Однако, в народном творчестве они развивались вместе и очень плотно влияли друг на друга.
Хореографические элементы возникали под музыкальный аккомпанемент, и музыка создавалась, вдохновившись тем или иным движением, танцем. Невозможно сказать, что одно было главнее другого. Также одинаковые и для музыкального, и для танцевального искусства возникали новые формы (например, хоровод, хороводные песни и музыка, пляски и соответствующее музыкальное сопровождение для них). Карло Блазис, итальянский танцовщик, хореограф и педагог говорил: «Древние требовали совершенного совпадения музыки и танцевальных движений. Таким образом, каждый жест, каждая перемена положения танцовщика вызывались особым темпом и ритмом мелодии, а мелодия отвечала своим мотивом и модуляциями каждому движению пантомимы, каким бы оно ни было».
Затем, позднее, с появлением балетного театра, совершенствованием хореографического искусства, стали меняться и отношения их с музыкой. Во-первых, музыка и танец отделились друг от друга, стали развиваться каждый по своему пути. В каждом из этих видов искусств возникали свои стили,
направления, композиционные формы. Музыка во многих случаях стала занимать служебное положение и обслуживать задачи хореографии. Балетмейстер решал, какая музыка необходима для его произведения, определял количество тактов, характер, темп. А так как не была широко развита специальная балетная музыка, которая учитывала бы все особенности и нюансы танцевальных движений, не было и композиторов, которые могли работать не по заказу хореографа, а в полноценном и равноправном соавторстве с ним. Так, Поэль Меерович Карп пишет: «Балет поначалу знал главным образом внешнюю музыку, музыку для слуха, его собственная «музыка», «музыка для глаз» не слишком сообразовывалась с первой... Индивидуальных музыкальных характеристик балет не знал, и те или иные переживания различались в музыке лишь по своим общим чертам, но не как переживания конкретных персонажей. Видимо, тогда не могло существовать и представления об особой балетной музыке, ибо всякая музыка с одинаковым успехом служила балету».
С течением времени хореографическое искусство развивалось, усложнялось и начало требовать более качественно развитого музыкального сопровождения. Появилась необходимость в музыке, которая была бы таким же сильным средством раскрытия художественных образов, настроений, характеров, эмоций и чувств героев, как и движение. Таким образом, взаимоотношения музыки и танца вышли на новый уровень, они стали больше взаимодействовать, развивать друг друга и в синергии создавать результат еще более высокого качества, чем он был возможен ранее. Это взаимодействие, несомненно, обогатило и тот, и другой вид искусства.
Благодаря такому сотрудничеству музыкальной и хореографической основы стало понятно, что согласованность движений и музыки, конкретизация, уточнение одного другим, одновременное раскрытие тем и другим представляемой истории и чувств, настроений, заключенных в ней, создает особенное эстетическое качество, делает произведение более искренним, более глубоко воздействует на зрителя, заставляет его
сопереживать героям, быть эмоционально включенным в происходящее на сцене.
Музыка не менее выразительно, нежели танец, способна к передаче самых разнообразных оттенков чувств, душевных состояний, эмоций. Поэтому очень важным в постановке хореографического произведения является создание или подбор музыкальных композиций, которые максимально полно отвечают содержанию и настроению предполагаемого танца. Опираясь на музыкальный материал, чувства и ощущения, которые он передает, балетмейстер создает хореографический образ. Так же работает и музыкант, если перед ним стоит задача написания произведения с нуля - основываясь на сценарии или уже созданных движениях, он пишет музыку, раскрывающую каждый отдельный эпизод, каждого персонажа, каждый художественный образ. Движения могут создаваться в одном настроении с музыкой или находиться в контрасте с ней, главным критерием является то, соответствует ли придуманное персонажу, его характеру, его состоянию в данный конкретный момент времени в произведении.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешным можно считать созданное произведение, в котором слышимый образ совпадает с образом видимым, то есть музыкальный с хореографическим. «Идеал хореографического творчества - тесный контакт между симфонизмом музыкальным и танцевальным» - говорил Федор Васильевич Лопухов.
Музыкальная основа в балетном спектакле обрисовывает характеры персонажей, их переживания, чувства - так создается индивидуальный и неповторимый образ, узнаваемый зрителем не только визуально, но и аудиально. Музыка, таким образом, воспринимается как напрямую, так и через исполняемые танцовщиками движения.
Высшим мастерством можно считать создание сюжетного музыкально-хореографического произведения, так как при этом на балетмейстера и композитора возлагается задача очень точной проработки художественных образов, тончайших деталей каждого эпизода, соответствия сочиненного
материала сюжету и развитию его линий. Так, музыкальное произведение, написанное для сюжетного балета должно выполнять некоторые особенные требования.
Во-первых, как и хореографический материал, иметь драматургическое развитие, способствующее последовательному раскрытию заложенных в спектакль темы и идеи. Музыка должна структурно соответствовать сюжету, отображать возникающие конфликты и перипетии.
Во-вторых, так как в сюжетном балете большую важность имеют персонажи и их индивидуальные характеристики, необходимо создание композитором музыкальных образов для каждого главного героя, особенных черт, определяющих непосредственно его. Кроме того, необходимо не просто создать эти образы, но и развивать их в продолжении действия спектакля -музыка должна раскрывать все изменения в состоянии персонажей, их душевные переживания, метаморфозы внутренних психологических процессов.
Задача балетмейстера в работе над созданием хореографического произведения на основе написанной композитором музыки - максимально точно истолковать ее, понять замысел автора. Вслушиваясь в музыкальный материал, анализируя его, в своем воображении балетмейстер рождает образы, персонажей и их характеры, драматургию будущего произведения. Пластическое прочтение музыки может быть очень разнообразным, и одно и то же музыкальное произведение несколько разных хореографов могут интерпретировать совершенно по-разному, в зависимости от собственного впечатления, видения, профессионального опыта. Важным является то, насколько точно удалось композитору и балетмейстеру проникнуть в замыслы друг друга, сохранить единый стиль, смысловое содержание, говорить об одном и том же, но разными выразительными средствами.
Для того, чтобы качественно работать с музыкальным материалом и создавать на его основе хореографическое произведение, балетмейстер должен обладать достаточными в этой сфере знаниями - уметь читать партитуру, понимать ритмическое строение музыки, ее характер, возможности
выразительных средств. Хореограф должен тонко ощущать эмоциональную природу выбранного им музыкального материала, различать нюансы настроений, особенности идейного содержания каждой фразы. Ж.Ж. Новер писал: «Между музыкой и танцем. существует теснейшая связь, а потому балетмейстер несомненно извлечет для себя существенную пользу, если будет знаком с этим искусством практически: это всегда позволит ему яснее высказать композитору свой замысел. ».
Музыкальная и хореографическая составляющие произведения должны соответствовать друг другу по своему строению, стилю в целом и настроению каждой отдельной сцены. Также важно совпадение ритмов и темпов. Однако, перед авторами не стоит задачи сделать совершенно одинаковыми и вторящими друг другу каждый такт и каждое танцевальное па. Напротив, движения могут как соответствовать музыке и отражать ее, так и идти в разрез, быть построенными на контрасте. Таким образом привносятся новые смыслы в представляемую историю, показываются неоднозначные, сложные состояния и внутренние переживания героев. «.в балете-симфонии хореография не просто иллюстрирует музыку - это ничуть не лучше, чем иллюстрировать сюжет, - а взаимодействует с ней по законам контрапункта, то сливаясь, то контрастируя, нигде, однако, от нее не отрываясь. В этом единстве музыки и танца только и проступает подлинное драматическое содержание балета» - говорил П.М. Карп. Творческое понимание, согласованность замыслов и действий композитора и балетмейстера, соединение в гармоничное целое выразительных средств пластического и музыкального языка, соответствующих замыслу постановки, приводят к созданию выразительного, цельного, эмоционально глубокого произведения, которое вызывает сильный чувственный отклик в зрителях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Захаров Р. Записки балетмейстера. - М.: Искусство, 1976. - С. 181;
2. Карп П. О балете - М.: Искусство, 1967. - 224 с;
3. Лопухов Ф. Пути балетмейстера. - Берлин: Петрополис, 1925. - С. 58;
4. Новер, Ж.Ж. Письма о танце и балетах. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. -С. 91 ;
5. Царева Е.М. Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. - 350 с;
6. Чесноков Е.И. Классики хореографии. - Москва: Искусство, 1937. - С. 160
Tashlykova P.S., Dubskikh T.M.
Tashlykova P.S.
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
Dubskikh T.M.
Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)
ROLE OF MUSIC IN BUILDING CHOREOGRAPHIC IMAGE
Abstract: the article deals with the important issue of the relationship and interaction of musical and choreographic material in order to create an artistic image in a work. The selection of musical accompaniment - appropriate to the idea, unique, highly artistic - is an important stage in the creation of a choreographic work. Many choreographers approach the selection of musical accompaniment rather superficially, missing out on the great possibilities of music as an ideological initiator, a means of creating an artistic image, revealing the theme and idea inherent in the production.
Keywords: choreography, choreographer, musical accompaniment, accompaniment, choreographic art.