Устойчивое развитие в образовании..
сти в личностные ценности. Этот этап характеризуется развитой познавательной активностью учащегося, что должно побудить его к дальнейшему самообразованию. Теоретический блок заканчивается списком дополнительной литературы. В проективный блок для моделирования собственной профессиональной деятельности должны быть включены методические материалы, описания форм и методов работы в образовании для устойчивого развития, а также предложения по разработке своего варианта организации педагогической деятельности в предлагаемых обстоятельствах. Проективный блок позволяет перевести учащегося на более высокий творческо-поисковый уровень.
Основной метод образовательной деятельности при освоении программы - проектный, с привлечением технологий критического и творческого мышления. Он направлен на развитие компетенций, соответствующих целям и задачам обучения. Компетентностный подход предполагает в качестве достоверно проверяемого результата образования демонстрировать освоенные навыки и способы деятельности в реальных жизненных условиях, конкретизация которых применительно к образованию для устойчивого развития позволила описать их как технику проблематизации и концептуализации, самоопределения с использованием систем ценности и идеалов; как технику реконструкции кризисных ситуаций; как умения самоопределяться относительно минимизации вреда окружающей среде, наносимого проектируемой или осуществляемой деятельностью; как умения проектировать деятельность в рамках минимизации вреда, наносимого региону, стране, земному шару; как технологии уменьшения и нейтрализации экологического вреда в рамках собственной жизнедеятельности; как методические умения
специалиста в области образования развивать перечисленные умения и навыки у своих учеников и коллег.
Решение следующих конкретных задач положит начало практической реализации принципов образования для устойчивого развития в российском образовательном пространстве:
1) анализ и привлечение международного опыта реализации идеи устойчивого развития средствами образования; сравнение с российским опытом;
2) разработка образовательного модуля по устойчивому образованию для использования в качестве элемента программы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов (на уровне бакалавриата и магистратуры); в системе повышения квалификации педагогических кадров (преподавателей вузов и школ); в программах подготовки и переподготовки специалистов в области управления образованием;
3) экспериментальная апробация модуля в практике работы педагогического вуза силами членов проектной команды;
4) проведение комплексной оценки разработки и внедрения модуля в учебный процесс системы профессионального педагогического образования и системы повышения квалификации;
5) проведение мероприятий по диссемина-ции положительных результатов проекта в системе педагогического образования РФ;
6) установление и поддержание контактов с зарубежными специалистами и образовательными структурами, работающими в области образовательных инноваций.
Именно эта деятельность и является одним из направлений, разрабатываемых сегодня специалистами Международного института образовательных инноваций.
И.С. Клецина,
профессор кафедры психологии человека
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
В поле отечественного научного знания ген- нение, однако многими специалистами содержа-дерное направление и гендерная тематика в по- ние гендерной проблематики и сам гендер как фе-следнее время получает все большее распростра- номен воспринимаются и трактуются недостаточ-
но корректно, а часто — узко и односторонне. Так, у многих психологов все, что связано с гендерной темой, ассоциируется исключительно с различиями между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках и особенностях их поведения; педагоги информацию гендерного содержания часто сводят к проблеме раздельного по полу обучения, а специалисты, работающие в медицинской сфере, рассуждая о гендерных проблемах, подразумевают в основном сложности жизни людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Само слово «гендер» не имеет однозначного перевода на русский язык, а написание его и произношение представляет собой кальку английского «gender». В Американском словаре наследия английского языка (American Heritage Dictionary of English Language) одно из значений слова «gender» определяется как «классификация пола», т. е. gender — это категория, ссылающаяся на пол. Другое значение слова «gender» — «представление», т. е. гендер понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории.
Впервые в научной литературе термин «гендер» был использован психологом Робертом Столлером, который в 1968 г. издал работу под названием «Пол и гендер» («Sex and Gender»). Смысл разделения феноменов «пол» и «гендер» заключался в том, чтобы социокультурные и психологические особенности личности мужчин и женщин отделить от биологических характеристик (генетических, физиологических и репродуктивных). Термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий, отличить в человеке приобретенное (культурное) от естественного (природного). Гендер понимается как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах. «Гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально организованные, социально формируемые, воспроизводящиеся и изменяющиеся особенности женщин и мужчин.
В отечественной научной литературе понятие «гендер» впервые появилось в 1992 г. в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика». Введение понятия «гендер» в научный оборот современного социально-ориентированного знания преследовало несколько целей: «уйти» от термина «sex» (биологический пол) при
интерпретациях проблем полоролевого разделения труда; перевести анализ отношений между полами с биологического уровня на уровень социальный; отказаться от постулата о «природном назначении полов»; показать, что социализированное понимание понятия «пола» как «гендера» принадлежит к числу таких же ключевых системообразующих социальных категорий, как «класс» и «раса».
Итак, основной смысл понятия «гендер» заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной практики. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе. Таким образом, гендер - это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой. Мужчины и женщины, как представители социальных групп, функционируют в различных социальных пространствах, а эти социальные пространства охватывают все сферы социальной реальности. Ген-дерные проблемы проявляются в разных социальных сферах и на разных уровнях социальной реальности: на уровне социальных институтов и организаций, в системе межгруппового и межличностного взаимодействия, на уровне отдельной личности.
Гендерный подход - это основная концепция, на базе которой развивается гендерное направление в научном знании. К основным, базовым идеям гендерного подхода относятся следующие.
1. Мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин, и личностных особенностей, необходимых для исполнения разных социальных ролей. Следовательно, нет оснований для жесткой дифференциации мужских и женских ролей; социальные роли мужчин и женщин взаимозаменяемы и похожи. Существующая в обществе гендерная дифференциация и поляризация является не биологически предопределенной, а социально сконструированной.
2. Социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности. Другими словами, ни в общественном устройстве, ни на уровне групп и личностей нет убедительных оснований для того, чтобы мужчины, либо женщины занимали доминирующие позиции в общественной или частной жизни.
В рамках гендерного подхода утверждается, что ни один пол не имеет права доминировать над другим, отношения между представителями разных полов должны выстраиваться на основе паритета, равенства прав и возможностей. Партнерская модель отношений между мужчинами и женщинами, ген-дерными группами должна стать основной, а эгалитарные представления, отражающие равенство полов, т. е. отсутствие иерархичности статусной дифференциации ролей мужчин и женщин, должны разделяться подавляющим большинством членов общества.
3. Биологические особенности каждого пола не могут быть оправданием ситуаций гендерного неравенства. Отсутствие детерминированности социальных ролей полом их носителя показывает, что человек выполняет ту или иную роль не потому, что исполнение этой роли задано его половой принадлежностью, а потому, что этому способствуют склонности, желания, мотивы личности, а также жизненные обстоятельства.
Гендерная теория не пытается оспорить наличие тех или иных биологических, социальных, психологических различий между женщинами и мужчинами. В гендерном подходе утверждается, что существование различий не так важно, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также анализ и изменение властной системы, выстроенной на основе этих различий.
Другими словами, основное содержание ген-дерной тематики связано с идеей утверждения прав человека независимо от его половой принадлежности, т. е. в гендерной теме приоритетной является задача достижения гендерного равенства.
У некоторых людей может возникнуть вопрос: «О каких нарушениях прав мужчин и женщин в нашей стране может идти речь, если еще в 1918 г. женщины были уравнены во всех правах с мужчинами?» Да, действительно, когда мы говорим о гендерном равенстве, то, прежде всего, имеем в виду Конституцию Российской Федерации, которая в статье 19 зафиксировала, что «женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Это означает, что женщины и мужчины должны обладать равным социальным статусом, равнозначными условиями для развития своих способностей, наклонностей и реализации своих планов и намерений. Женщины и мужчины должны иметь равные условия для реализации ими всей полноты прав человека для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие и пользоваться его результатами.
Однако, несмотря на то, что в российском законодательстве гендерное равенство предусмотрено, в реальной жизни с фактами гендерного неравенства и дискриминацией по признаку пола мы сталкивается довольно часто, причем права женщин ущемляются чаще, чем права мужчин. Неравное по сравнению с мужчинами положение женщин проявляется в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими, в сфере экономических возможностей, в сфере власти и в реализации личных интересов.
Обратимся к некоторым фактам. По результатам исследования социальной структуры современного российского общества, в состав верхнего социального слоя (политические руководители центра и регионов, высшее чиновничество, генералитет, крупные предприниматели) входит всего 17% женщин, а мужчины соответственно составляют 83%. Нижний слой (неквалифицированные рабочие, безработные, беженцы, переселенцы из районов межнациональных конфликтов) на 70% состоит из женщин. Социальное положение женщин по сравнению с положением мужчин характеризуется более низкими доходами и меньшей долей власти и, как следствие, существенно меньшими возможностями в сфере принятия решений, касающихся экономических и политических сторон жизни.
Почему доходы женщин меньше, чем доходы мужчин?
Во-первых, потому, что среди женщин по сравнению с мужчинами больше лиц, не имеющих постоянных доходов, не получающих зарплату. Несмотря на то, что в России женщин на 9 млн больше, чем мужчин, среди лиц, имеющих оплачиваемую работу, женщин меньше, чем мужчин. Доля женщин, занимающихся оплачиваемым трудом меньше, чем доля мужчин, несмотря на то, что женщины составляют 53% всего населения России. В настоящее время в сфере экономики занято 49% женщин и 51% мужчин (данные Российского государственного комитета статистики 2003 г.). Из числа всех женщин трудоспособного возраста имели работу 79% женщин, а среди мужчин — таких 86% (данные 2003 г.). В нашей стране за годы активных социально-экономических преобразований доля
работающих женщин от общего числа работающих снизилась с 52% к началу 90-х гг. до 49% в 2003 г. Следует отметить, что снижение женской занятости, как правило, происходило не в силу индивидуального выбора женщинами другого образа жизни (не связанного с производственной деятельностью), а в силу потери гарантированного
права на труд и приобретение статуса безработного. Мужчины и женщины как представители ген-дерных групп имеют дифференцированные и ие-рархичные роли в обществе. Мужчины в основном функционируют в публичном пространстве, их основная роль — инструментальная, а удел женщин — преимущественное исполнение экспрессивной роли в приватном жизненном пространстве. Женщины, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей, не получают материальных благ (это — неоплачиваемый труд), кроме того, статус этого домашнего труда в обществе невысок и общественное признание его ограничено.
Вторая причина более низких доходов у женщин по сравнению с доходами мужчин связана с тем, что зарплата у женщин, как правило, ниже, чем зарплата у мужчин. Статья 3 Трудового кодекса РФ запрещает дискриминацию в сфере труда, в том числе по признаку пола, однако подобная дискриминация существует. В 2003 г. отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в экономике страны составляло 64%. Доходы ниже общей средней зарплаты получают 58% женщин (более половины) и 32% мужчин (менее трети). Женщины чаще работают в менее престижных и хуже оплачиваемых производственных областях. Эта ситуация определяется как явление «профессиональной сегрегации». Понятие «профессиональная сегрегация» связано с анализом асимметричного размещения женщин в профессиональной структуре и связанных с этим неравенств в отношении оплаты труда мужчин и женщин и в отношении других профессиональных характеристик. Существует много профессий стереотипно воспринимаемых как «мужские» или «женские». Например, профессии няни, медсестры, школьной учительницы, воспитателя, повара в детских учреждениях, библиотекаря, секретаря воспринимаются исключительно как женские, а профессии водителя, военного, бизнесмена, финансиста признаны «мужскими». В феминизированных отраслях профессиональной деятельности (сфера обслуживания, пищевая промышленность, образование, культура и здравоохранение) труд оплачивается дешевле, поскольку считается, что эти отрасли менее значимы для народного хозяйства. Заработная плата в группе «женских» отраслей отстает от среднего общероссийского показателя на 20%, в то же время в «мужских» отраслях наблюдается превышение на 25% уровня оплаты труда над средней по стране.
Относительно низкий уровень цены рабочей силы женщин по сравнению с мужчинами связан
не только с отраслевой структурой занятости, но и с распределением работников по организациям различных форм собственности. Занимая ранее основные руководящие посты в правительстве и возглавляя предприятия, мужчины получили в свое фактическое владение большую часть приватизированной государственной собственности. Среди собственников частных предприятий мужчины составляют 65%, а женщины — 35%. Женщины чаще, чем мужчины, выбирают работу в госсекторе, в том числе в социально-куль-турных учреждениях, где уровень заработной платы самый низкий в стране.
Третья причина низких доходов женщин связана с ростом семей, которые возглавляются только женщинами. Сегодня в России четвертая часть всех семей возглавляется женщинами. Это разведенные семьи, в которых после развода дети остаются с матерью, это материнские семьи, число которых постоянно растет, это семьи, в которых мужья и отцы умерли или погибли. Уровень жизни таких семей — низкий. Феномен «феминизация бедности» применим к этим семьям.
Кроме этого, несмотря на положения Трудового кодекса, запрещающие ограничение трудовых прав по признаку пола, женщины сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу, продвижении по службе и оплате труда.
Итак, 14 млн женщин работают в низкооплачиваемых отраслях экономики, 4 млн — это материнские семьи и семьи с детьми-инвалидами, 17 млн человек — это женщины с самыми низкими пенсиями, т. е. всего бедных женских семей 35 млн.
Женщины обладают меньшей долей власти по сравнению с мужчинами не только в экономической, но политической сфере деятельности. В государстве, где 53% населения составляют женщины, в федеральном правительстве нет ни одной женщины. В настоящее время женщины составляют менее 10% депутатов Государственной Думы, что в 3-4 раза ниже, чем в европейских странах. На местных выборах женщины добиваются большего численного представительства, чем на федеральном уровне, но и здесь они в среднем составляют около 10% от числа местных законодателей. На федеральном уровне нет министров-женщин, а в тех случаях, когда женщины все же возглавляют министерства на уровне субъектов Федерации, они, как правило, назначаются на должности, связанные с социальной защитой. Из всех российских регионов лишь один возглавляет женщина — это губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.
Приведенные факты свидетельствую о существовании дискриминации женщин в политической и социально-экономической сферах, однако дискриминационные явления в отношении мужчин тоже нередкое явление нашей жизни. Права мужчин часто ущемляются при разводе, дети, при этом, как правило, остаются с матерью, а отцы отстраняются матерями от воспитания детей, мужчины часто лишаются возможности видеться и контактировать со своими детьми. В качестве дискриминационной может быть рассмотрена ситуация, при которой российские мужчины обязаны служить в армии, а женщины — нет. Разные возрастные границы выхода на пенсию для мужчин (60 лет) и женщин (55 лет) — тоже показатель гендерного неравенства.
Наиболее неблагоприятными и травматичными для мужчин являются последствия общественного давления, вытекающего из жестких нормативных требований обеспечить семье материальный достаток и достойный уровень существования. Формирование и усиление через средства массовой информации гендерных стереотипов, утверждающих патриархатный тип семейных отношений (муж — кормилец, а жена — домохозяйка), возлагает на мужчин обязательства, с которыми весьма сложно справиться в современной ситуации. Невозможность «должным образом» соответствовать роли «единственного кормильца» вызывает у мужчин повышенное беспокойство, депрессию. Последствия этой ситуации приводят к тяжелым заболеваниям, влекущим сверхсмертность мужчин. Ни для кого не является новостью факт, что средний возраст жизни российских мужчин существенно ниже, чем в развитых странах.
Приведенные данные показывают, что в России существует высокая степень терпимости к нарушениям прав человека по признаку пола. В отличие от Запада в России не было периода массового принятия идей прав человека и формирования гендерного сознания в силу фактического отсутствия гражданского общества. Опыт борьбы за человеческие права на Западе шел параллельно с формированием гражданского общества, создавая барьеры на пути возврата к патриархатным моделям поведения в семейной и общественной жизни.
Какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация с гендерным неравенством в нашей стране изменялась в позитивном направлении? Конечно, нужен комплекс мер, последовательно реализуемых на уровне разных социальных институтов, например:
• разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в гендерном аспекте;
• проводить на регулярной основе сбор, анализ и распространение статистических данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни на федеральном, региональном, городском и международном уровнях;
• организовать в средствах массовой информации широкую информационную, пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально-экономиче-ских преобразованиях, увеличение их числа в органах власти;
• организовать подготовку женщин к участию в политической, государственной деятельности и управлении; разработать соответствующие программы подготовки и переподготовки женщин, а также формировать резерв кадров женщин для работы в органах управления различного уровня;
• усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин; предусмотреть систему санкций за нарушение законодательства и допущение дискриминации в отношении женщин;
• разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
• наладить постоянную гендерную экспертизу правовых норм, регулирующих трудовые отношения и исключающих дискриминацию по полу.
Большая роль в деле утверждения позиций гендерного равенства принадлежит гендерному просвещению и образованию разных слоев населения. В целях развития гендерного сознания и повышения гендерной компетентности студентов на психолого-педагогическом факультете Р1ПУ им. А. И. Герцена преподавателями кафедры психологии человека в течение десяти последних лет ведется систематическая работа по гендерному образованию. Студентам читаются спецкурсы по гендер-ной проблематике, в содержание ряда тем обязательных дисциплин («Психология человека», «Социальная психология») гендерная информация преподавателями включается как в процессе чтения лекций, так и при проведении семинарских и практических занятий. Курс «Психология гендер-ных отношений» включен в число обязательных курсов для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (региональный компонент).
Каждый год на психолого-педагогическом факультете защищаются десятки дипломных работ по гендерной тематике, защищены семь магистерских диссертаций, две кандидатских и одна докторская диссертации.
В 2001 г. была создана лаборатория гендерной психологии, в рамках которой работа по гендер-ному образованию студентов интенсифицировалась и стала более планомерной. Благодаря ряду проектов (проведение семинаров для преподавателей психологии и учителей школ, участие в подготовке и проведении пяти гендерных конференций для молодых исследователей, публикации материалов конференций) произошла легитимизация и институционализация гендерной тематики на психолого-педагогиче-ском факультете.
Ддя подготовки специалистов в области тендерных проблем с 2005 г. на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А. И. Гер-цена началось обучение в рамках магистерской программы «Социальная психология» со специализацией «Психология гендерных отношений». В каких сферах деятельности выпускники данной магистерской программы смогут применить полученные гендерные знания?
• В сфере образования необходимы психологи-консультанты, которые смогут читать гендер-но-ориентированные курсы в высшей школе, вести уроки и занятия по гендерной тематике в средней школе, компетентно консультировать школьников по вопросам межполовых отношений.
• В сфере профессиональной деятельности в государственных и коммерческих структурах разной направленности целесообразно введение
должности «специалиста по гендерному равенству», который будет заниматься вопросами соблюдения прав человека как представителя определенного пола. По данным центра занятости Санкт-Петербурга, женщины в большей мере подвергаются сокращению на предприятиях и в организациях, и им труднее устроиться на работу, чем мужчинам того же возраста и с тем же уровнем образования, не редки нарушения трудового законодательства при увольнении, сокращении (сокращение одинокой матери, имеющей двух несовершеннолетних детей, увольнение беременных женщин, увольнение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и др.). Специалист по гендерному равенству должен помогать в решении конфликтных ситуаций.
• В сфере специализированной психологической помощи разным слоям населения нужны гендерные специалисты в кризисных центрах для женщин и мужчин, в службах знакомств и брачных агентствах, в психолого-педагогических службах семьи.
• В сфере управления (в муниципальных и федеральных органах власти) есть потребность в специалистах и консультантах по вопросам социальной политики, вопросам защиты прав человека и гендерного равенства.
В Санкт-Петербурге, городе, который является культурной столицей нашей страны, направ-ление деятельности, связанное с достижением гендерного равенства, должно стать одним из приоритетных, а специалисты РГПУ им. А. И. Гер-цена могут и должны принять в этой работе самое активное участие.