Научная статья на тему 'Образование в гендерном измерении'

Образование в гендерном измерении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENDER / GENDER APPROACH / GENDER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова М. В.

Статья анализирует процесс становления гендерного подхода в российской высшей школе, а также формулирует цели и задачи трансформации образовательных программ с учетом включения гендерного компонента в государственные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN GENDER MEASUREMENT

This article analyzes the process of the gender approach formation in the Russian higher school, and also formulates the purposes and problems of transformation of educational programs taking into account the incorporation of the gender component in the state standards.

Текст научной работы на тему «Образование в гендерном измерении»

УДК 316.346.2:378

ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

© 2010 М.В.Юсупова Самарский государственный архитектурно-строительный университет Статья поступила в редакцию 16.11.2009

Статья анализирует процесс становления гендерного подхода в российской высшей школе, а также формулирует цели и задачи трансформации образовательных программ с учетом включения гендерного компонента в государственные стандарты.

Ключевые слова: гендер, гендерный подход, гендерное образование.

В России система образования переживает в последние годы период бурной трансформации, целью которой является приведение качества и уровня нашего образования в соответствии с теми, которые приняты в развитых странах. Многое сделано для освобождения образования от идеологической ангажированности, преподаватели высшей школы получили гораздо большую свободу в выборе методик и в содержательном наполнении своих курсов. Изданы новые учебники и учебные пособия, немало переведено современных зарубежных монографий и учебников по социальным и гуманитарным дисциплинам. Тем более странной на этом фоне выглядит отсутствие гендерной компоненты в государственных образовательных стандартах, в учебниках и учебных пособиях, имеющих рекомендации Министерства образования РФ (МО РФ) или Учебно-методических образований (УМО)1.

Невозможно подготовить современного исследователя или преподавателя в области гуманитарного и социального знания без изучения гендерной теории и методологии, поскольку их применение в социальном познании ужа давно стало профессиональной нормой в развитых странах. Современное социальное знание принимает идею, что методологически неверно рассматривать социальные или культурные феномены без учета гендерного фактора, который пронизывает собой все социальные институты, культурные нормы и ценности. В связи с задачами модернизации системы образования в высшей школе перед преподавателями российских вузов стоят важные задачи, связанные с осмыслением содержания новых требований к организации всего процесса обучения студентов. Становление гендерного подхода рассматрива-

Юсупова Марина Валериевна, ассистент кафедры философии и истории. E-mail: yusupovamarina@yandex. ru

1 Гендерная экспертиза учебников для высшей школы

/ Под. ред. О.А.Ворониной. - М.: 2005. - С.6.

ется зарубежным и российским научным сообществом как один из важнейших элементов современной модернизации в образовании.

Дисциплины гендерной направленности преподаются в российских вузах относительно недавно. Основное содержание гендерной тематики связано с идеей утверждения прав и возможностей самореализации человека независимо от его половой принадлежности. Гендер можно считать системной характеристикой социального порядка, которая постоянно воспроизводится в социальных институтах, в структурах сознания, в процессе коммуникации. Понятие гендера обозначает в сущности и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Таким образом, можно сказать, что гендер является одним из способов социальной стратификации общества, а сама гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по признаку пола. Гендер наряду с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс и возраст, образуют совокупную систему социальной иерархии. В рамках гендерного направления основной задачей является не только изучение закономерностей формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, но и конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства.

Овладение основами гендерных знаний соответствует основным целям модернизации высшего образовании и повышения качества университетского образования. Гендерное образование направлено на стимулирование навыков анализа социальной реальности и индивидуального опыта мужчин и женщин с целью преодоления последствий несправедливой дифференциации мужских и женских ролей и неравенства их статусных позиций. Гендерное образова-

ние - одна из важных задач общей программы построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране. Несмотря на то, что гендерная проблематика является междисциплинарной, и ее затрагивают специалисты разных дисциплин (социологи, психологи, культурологи, историки и др.) все гендерное знание выстраивается на основе базовых идей гендер-ного подхода. И.С.Клецина выделяет следующие основные положения гендерного подхода, которые должны быть усвоены студентами высшей школы:2

1) Мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин и личностных особенностей. Следовательно, нет оснований для жесткой дифференциации мужских и женских ролей; социальные роли мужчин и женщин взаимозаменяемы и похожи. Существующая в обществе гендерная дифференциация и поляризация является не биологически предопределенной, а социально сконструированной.

2) Ни в общественном устройстве, ни на уровне групп и личностей нет убедительных оснований для того, чтобы либо мужчины, либо женщины занимали доминирующие позиции в общественной или частной жизни. В рамках гендерного подхода утверждается, что ни один пол не имеет права доминировать над другим, отношения между представителями разных полов должны выстраиваться на основе равенства прав и возможностей.

3) Биологические особенности каждого пола не могут быть основанием и оправданием ситуаций гендерного неравенства. Человек выполняет ту или иную роль не потому, что исполнение этой роли задано его половой принадлежностью, а потому, что этому способствуют склонности, желания, мотивы личности, а также жизненные обстоятельства.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между женщинами и мужчинами. Гендерная теория основана на отрицании причинной зависимости между анатомией мужчин и женщин и их социальными ролями. Иными словами, сам по себе факт различий оказывается не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Современный

2 Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы X Российско-американской научно-практической конференции, 14 - 16 мая 2007 г. - СПб.: 2007. - С. 105 - 109.

учащийся высшей школы должен продемонстрировать знания и понимание основных положений гендерного подхода, способность применять эти знания на практике, т.е. уметь замечать ситуации гендерного неравенства, анализировать их и демонстрировать способность к решению гендерных проблем.

Педагогическая наука в России находится в самом начале пути по освоению гендерной концепции. Педагогика сильно отстает от других общественных и гуманитарных наук в усвоении и переработке гендерной парадигмы, создании нового языка, который позволит ей не только реконструировать старые концепции воспитания, но и описать новый порядок. Институцио-нализация гендерного подхода в образовании обсуждается российским научным сообществом в связи с внедрением гендерных программ в учебный план высших образовательных учреж-дений3.

Е.Здравомыслова и А.Темкина в своей работе «Институционализация гендерных исследований в России»4 полагают, что институциона-лизация гендерного подхода в образовании определяется следующими признаками: 1) нормативное введение знаний о гендерной теории и гендерном подходе в программы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов по обществоведческим и психолого-педагогическим дисциплинам; 2) появление в университетах солидарных групп преподавателей гендерной теории и методологии в общественных и педагогических дисциплинах; 3) наличие программ, учебников и учебно-методических пособий для преподавателей и студентов; 4) включение гендерной проблематики в темы курсовых и дипломных исследований, студенческих семинаров и конференций; создание в структурах университетов специальных научно-исследовательских подразделений (лабораторий и/или центров гендерных исследований в образовании); 5) организация подготовки и повышения квалификации по гендер-ной проблематике в образовании преподавателей университетов; 6) использование гендерно-го подхода для совершенствования учебно-воспитательной среды в самих образовательных учреждениях.

3 Кашина М.А. Институционализация гендерного образования в высшей школе: система предпосылок // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Иваново, 24 - 25 июня 2003 г. - Иваново: 2003. - С. 51 -57.

4 Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Институционализация гендерных исследований в России // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общ. ред. М.М.Малышевой. - М.: 2001. - С. 33 - 51.

Группами факторов, которые могут способствовать или препятствовать укоренению ген-дерного подхода в педагогической теории и практике профессиональной подготовки, по мнению социологов, являются: социально-культурные, политические, организационно-финансовые и личностные факторы.

В педагогике, как и в других общественных науках, становлению гендерного подхода препятствует интеллектуальная традиция эссенциа-лизма и биологического детерминизма, характерная для большинства российских специалистов в области общественных наук. Эссенциа-лизм и биодетерминизм педагогов выражается в приверженности поло-ролевому подходу в образовании, который применяется «по умолчанию», как само собой разумеющийся и не реф-лексируется ни учеными, ни практиками в учебно-воспитательном процессе. При организации профильного обучения педагоги рекомендуют юношам специализироваться в новых технологиях, а девушкам - в обслуживающих видах деятельности. От девочек учителя ожидают успехов в гуманитарных дисциплинах, а от мальчиков - в точных и естественных науках, часто не принимая во внимание индивидуальные различия и задатки как тех, так и других.

Новые социальные теории с большим трудом проникают в студенческие аудитории, зато нередко в педагогических дискуссиях и в периодике обнаруживается тенденция поиска культурных корней, которая принимает форму возвращения традиционных половых ролей. Любые трансформации в области половых ролей рассматриваются педагогической аудиторией как угроза сохранению семьи, устоев общества. В значительной степени это является результатом невежества в области социальной истории и теории. По наблюдениям сторонников гендер-ной теории, преподающим в университетах, в умах большинства людей, получивших образование в советских (и постсоветских) вузах, существует значительный разрыв между полученным социальным знанием (догмой середины, а то и начала XX века) и тем знанием, которое производится современной академической наукой за пределами бывшего СССР и на которое ориентированы гендерные исследования.

Новый взгляд на гендерное образование в России обнажает проблему включения гендер-ного компонента в государственные образовательные стандарты по социальным и гуманитарным дисциплинам и в учебники, получившие рекомендации или одобрение МО РФ или УМО. Ведь не секрет, что именно такие учебники и учебные пособия публикуются массовыми тиражами и в массовом же порядке закупаются библиотеками большинства ВУЗов, осо-

бенно в регионах, и становятся, таким образом, своеобразным рупором идей. Поскольку большинство российских вузовских преподавателей в области социальных и гуманитарных наук практически не знакомы с теорией и практикой гендерных исследований, это означает, что, опираясь на рекомендованные Министерством образования ГОСы и учебники, они по-прежнему игнорируют такой гендерный подход.

Таким образом, существующая система подготовки специалистов в области социальных и гуманитарных наук не только не дает профессиональных знаний по гендерным исследованиям, но и продолжает воспроизводить традиционные стереотипы в отношении женщин и мужчин и тем самым, способствует усилению ген-дерной асимметрии и иерархии. В условиях социально-экономической трансформации страны это приводит к усилению дискриминации женщин и возрастанию гендерных конфликтов в обществе (особенно в сфере семьи и профессиональной занятости). Преподаватели и исследователи женского вопроса «старой школы» не способны противостоять этим негативным социальным явлениям, поскольку придерживаются (подчас даже не осознавая этого) биологицист-ских взглядов на женщин. Иными словами, они работают в идеологии «женского предназначения», разрабатывая, с одной стороны, сценарии адаптации женщин к рынку, а, с другой, пытаясь обосновать необходимость продолжения протекционистской политики государства в отношении женщин. однако такого рода проекты работают на усиление гендерной дифференциации и дискриминации женщин.

Педагогическая наука и педагогическое образование находятся в начале пути по освоению гендерной концепции. Небольшая группа специалистов в области педагогики (Е.А.Здра-вомыслова, А.А.Темкина, И.С.Клецина, Л.В.Штылева, М.А.Кашина, О.А.Воронина и др.), которые разрабатывают теорию гендерно-го подхода в образовании и методику преподавания гендерных курсов, направляют свои усилия на легализацию и легитимизацию гендер-ных исследований в системе традиционного педагогического знания, привлекают внимание общества к тому, каким образом образование участвует в «оформлении тендера», транслирует «скрытые учебные программы», основанные на поло-ролевых стереотипах педагогов, анализируют факторы гендерных репрезентаций в образовательных учреждениях. Но круг этих специалистов чрезвычайно узок, в «большом» российском сообществе исследователей гендер-ной проблематики они оттесняются в периферийную зону «прикладных» наук со всеми вы-

текающими для них неблагоприятными последствиями.

В то же время, в вузах год от года увеличивается число курсовых и дипломных работ по гендерным аспектам школьной и дошкольной психологии, обучения и воспитания. Так же увеличивается число защищаемых кандидатских диссертаций по гендерным аспектам в образовании, что свидетельствует не только об интересе студентов и аспирантов, но актуальном запросе педагогической практики.

Помимо научного потенциала, гендерная теория обладает и значительным социальным потенциалом. С развитием демократии и распространением принципов открытого общества одной из важнейших социокультурных задач становится преодоление всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности - в том числе и по признаку пола. Система образования является одним из важнейших социальных институтов. Одна из его задач - трансляция основной системы ценностей, принятых социальных норм и ролей. И поскольку достижения гендерного равенства является одной из важнейших гуманитарных задач мирового сообщества и признано в качестве таковой в «Целях тысячелетия ООН»5, в образовательных системах в развитых демократических странах активно развиваются гендерные программы.

Вопрос о включении гендерного компонента в содержание педагогического образования еще только ставится на повестку дня. Наиболее острой является проблема концептуализации ген-дерного подхода в педагогике, которая до сих

пор не решена и лежит в основе торможения процесса распространения гендерной инновации на высшее образование. В настоящее время в России необходима новая профессиональная подготовка, позволяющая непредвзято оценить новую социальную реальность. Учебные программы по гендерным исследованиям в том виде, как они развиваются в развитых странах, ориентированы в значительной степени на анализ и поиск путей решения реальных социальных проблем, возникающих во взаимоотношениях мужчин и женщин. Образовательные программы по гендерным исследованиям необходимы нашим студентам и преподавателям-гуманитариям потому, что в них обсуждаются и анализируются реальные человеческие проблемы, касающиеся каждого и каждую из нас: личность и ее отношения с миром - права, свободы, границы свободы, различия между людьми, брак, семья, отношения супругов и детей. Иными словами, эти учебные образовательные программы, по сути, направлены на развитие рефлексии и социальной ответственности человека. Это, по сути, гражданское образование. Поэтому интеграция таких программ в систему высшего образования в России и подготовка специалистов в этой области поможет изменить сам тип специалиста в области социальных и гуманитарных наук, развернув его в сторону социально-ответственной деятельности. А это является серьезной гарантией положительных социальных изменений в будущем.

5Декларация Тысячелетия ООН, заявленные цели и способы их выполнения. - Бюро ООН в РФ, 2003.

EDUCATION IN GENDER MEASUREMENT

© 2010 M.V.Yusupova Samara State University of Architecture and Civil Engineering

This article analyzes the process of the gender approach formation in the Russian higher school, and also formulates the purposes and problems of transformation of educational programs taking into account the incorporation of the gender component in the state standards.

Key words: gender, gender approach, gender training.

Yusupova Marina Valerievna, Assistant of the Department of Philosophy and History. E-mail: yusupovamarina@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.