Научная статья на тему 'Современные проблемы гендерных исследований в психологии и педагогике спорта'

Современные проблемы гендерных исследований в психологии и педагогике спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1251
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА / УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Канатьев Константин Николаевич

Осуществлен анализ современных проблем психологии и педагогики спорта, связанных с учетом гендерных характеристик спортсменов в профессиональной деятельности педагога-тренера. Выделены ведущие общенаучные проблемы гендерных исследований. Обоснованы психолого-педагогические условия учета этих проблем в педагогической работе тренера педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF GENDER RESEARCHES IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGIC OF SPORT

The analysis of modern problems of gender researches in psychology and pedagogic of sport are worked here. We study taking into account of gender characteristics of sportsmen in professional pedagogical activity of trainer. We are looked general problems in this sphere. Psychological conditions of taking into account of gender characteristics of sportsmen are grounded here.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы гендерных исследований в психологии и педагогике спорта»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ СПОРТА

Аннотация. Осуществлен анализ современных проблем психологии и педагогики спорта, связанных с учетом гендерных характеристик спортсменов в профессиональной деятельности педагога-тренера. Выделены ведущие общенаучные проблемы гендерных исследований. Обоснованы психолого-педагогические условия учета этих проблем в педагогической работе тренера педагога.

Ключевые слова: гендерные исследования, педагогика и психология спорта, деятельность педагога-тренера, учет гендерных характеристик спортсменов.

Konstantin Kana^ev MODERN PROBLEMS OF GENDER RESEARCHES

IN PSYCHOLOGY AND PEDAGOGIC OF SPORT

Annotation. The analysis of modern problems of gender researches in psychology and pedagogic of sport are worked here. We study taking into account of gender characteristics of sportsmen in professional pedagogical activity of trainer. We are looked general problems in this sphere. Psychological conditions of taking into account of gender characteristics of sportsmen are grounded here.

Keywords: gender researches, psychology and pedagogic of sport, pedagogical activity of trainer, taking into account of gender characteristics of sportsmen.

Не существовало и не существует ни одного общества, в котором бы все его члены были равными. Общества без расслоения, с реальным равенством их членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества. В каких же формах выражается социальное расслоение? Взять, к примеру, первобытное общество. Неравенство в этом обществе было выражено в делении на группы по полу, возрасту с различными привилегиями и обязанностями каждой группы, в наличии привилегированной и влиятельной группы вождей племени, в наличии самого влиятельного и уважаемого вождя, в существовании отверженных, живущих «вне закона», в разделении труда как внутри племени, так и между племенами, в различных уровнях жизни. Если мы не можем найти в древности общества без расслоения, то, тем более, бесполезны попытки отыскать его в более поздние эпохи развитых и сложных цивилизаций.

Хотя почти во всех конституциях современных демократических государств и записано, что «все люди равны», только совершенно наивный человек может поверить, что это так и есть на самом деле. Как только люди собираются вместе для выполнения какой-либо деятельности, от совместной работы, развлечений до создания государства, происходит организация и дифференциация социальной группы. Спонтанно появляются градации, иерархии, лидеры, общественные устремления. Семья, церковь, секта, политическая партия, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество, короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Важнейшими критериями социальной дифференциации являются позиция во властной структуре, в сфере занятости, а также доход или собственность. Таким образом, социальная стратификация - это система, в которой люди разделяются на слои в соответствии с их отношением к власти, собственности и престижу [2].

УДК 159.99 К.Н. Канатьев

© Канатьев К.Н., 2015

Итак, каждое общество стратифицировано и отличается одно от другого в зависимости от типа стратификации. Различия могут быть даже внутри одного и того же общества, в одно и тоже время. Но можно выделить универсальную модель стратификации, которая присуща каждому обществу. Это разделение людей по полу, т.е. на мужчин и женщин. Так же как клан и класс, пол создает значимое различие между людьми и всегда в пользу мужчин. Можете ли вы представить себе какое-либо общество, в котором женщины находились бы на высшей ступени социальной стратификации? Независимо от того какую систему может использовать общество для разделения людей на различные слои, пол является существенным элементом таких различий внутри каждого слоя [2].

Социальные отношения между полами не обуславливаются только их биологическими особенностями. На разных этапах исторического развития и в различных социальных условиях роли мужчин и женщин определялись настолько своеобразно, что объяснить это физиологическими различиями было совершенно невозможно. Другими словами, разброс в социальных ролях значительно шире, чем физиологические различия. Понятие «гендер» подчеркивает, что мужские и женские роли в обществе конструируются и определяются социально. Поэтому их изменение в сторону более справедливого распределения ресурсов и доходов, прав и обязанностей и т.п. вовсе не подрывает основ человеческого общества, как пытаются убедить нас защитники традиционных устоев, а, напротив, являются способом достижения подлинной гармонии и обеспечения прав человека. За последнее столетие и, в частности, за последние несколько десятилетий был достигнут огромный прогресс в направлении достижения равенства полов. В авангарде борьбы за достижение этих результатов находились женщины. Женщины преодолели множество барьеров, изменив условия жизни, внеся свой вклад в расширение масштабов социальных и политических преобразований. Эти движения могли различаться в разных странах по своему содержанию, темпам и масштабам, однако все они преследовали общую цель - улучшить положение женщин и общественный прогресс. На первом этапе главной задачей движения женщин являлось получение юридических прав: права на гражданство, права на участие в голосовании, права на доступ к таким социальным услугам, как образование и здравоохранение. В результате женщины обрели право избирать и быть избранными в законодательные органы, право распоряжаться собственностью, право на имущество и детей в случае развода, возможность заниматься наукой, общественной, государственной, политической деятельностью и т.п. Получение женщинами таких же юридических прав, как и у мужчин не исключило автоматически все виды дискриминации по отношению к женщинам. Поэтому женские движения разных стран стали выступать за обеспечение равного доступа к экономическим возможностям. Критически важным признавался доступ к активам и услугам, включая землю, сырье, кредиты, финансовые и технические услуги. По мере расширения масштабов участия женщин в экономической деятельности появилась необходимость в преодолении препятствий к продвижению на уровень принятия экономических решений [1].

Формирование активного движения женщин позволило изменить положение. Во многих странах женщины выступали за социальное признание общественных и частных прав и равных прав в вопросах развода, наследования и оплаты труда. Это движение осуществлялось в основном самими женщинами для улучшения своего положения в обществе. Это явление обычно объединяется таким понятием, как феминизм [3].

В феминологии существуют и развиваются 4 основные направления изучения положения женщин в обществе.

1. Патриархальное направление представлено, пожалуй, наибольшим числом авторов. Суть данной концепции кратко можно охарактеризовать следующим образом: Мир (общество) основан на некоторых «естественных» основаниях, разрушать которые крайне опасно, ибо это приводит к разрушению устоев, к разрушению самого общества. «Естественным» основанием является определен-

ное разделение функций в семье и обществе между мужчиной и женщиной. В соответствии с таким распределением за женщиной «самой природой» закрепляются в качестве основных жизненные цели быть матерью, хозяйкой дома, хранительницей домашнего очага. Мужчине также «самой природой» предписано быть добытчиком, общественным деятелем, осуществлять связь между малой общностью - семьей и большой - обществом в целом. Сторонники патриархального направления считают, что ориентация женщин на работу в общественном производстве как на главную сферу жизнедеятельности разрушила материнский инстинкт, подорвала в женщине способность исправно выполнять ее естественные функции, привела к падению нравов, моральной распущенности, разрушению семьи.

2. Экономическое направление. Представлено, главным образом, экономистами, для которых основной темой исследования являются процесс интенсификации экономики и роль в нем человеческого фактора. Рассматривая женщину как специфический субъективный фактор производства, представители экономического направления выступают за сокращение уровня занятости женщин в общественном производстве по причине более низкой экономической эффективности их труда в связи с частыми перерывами в работе и из-за этого более низкой квалификации и т.д. Представители этого направления считают, что достижение высокого уровня эффективности возможно лишь при условии освобождения от малоэффективной рабочей силы, в первую очередь женщин.

3. Демографическое направление. Для этого направления характерно рассматривать женщину, прежде всего, в связи с функцией воспроизводства населения. Анализируя процесс рождаемости в наиболее экономические развитых регионах страны, демографы считают, что данный процесс может привести, в конечном счете, к депопуляции, если не предусмотреть специальных мер демографической политики.

4. Эгалитарное направление. Данное направление означает равенство полов, равенство социальных возможностей. Теоретическое ядро эгалитарной концепции можно выделить следующим образом. Естественные и вечные устои общества, к которым относится и естественное разделение функций между мужчиной и женщиной - социальная иллюзия. Социальные условия, породившие кажущийся теперь естественным патриархальный тип разделения функций между мужчиной и женщиной, все более уходят в прошлое. Поэтому процесс изменения данного типа разделения функций -это процесс разрушения старых социальных условий, а не подрыв общественных устоев вообще. Новый эгалитарный тип отношений между полами, идущий на смену патриархального, основан на отношениях взаимодополняемости между мужчиной и женщиной в обществе и семье. Данный период характеризуется тем, что старые законы отношений между полами уже не действуют или действуют плохо, противоречиво, а новые, межличностные, еще не действуют [3].

В развитии науки о женщине в России можно выделить несколько этапов: предреволюционный, который характеризуется осмыслением идеологии женского вопроса, зарождением самого женского движения; послереволюционный, когда разрабатывались программы и шел процесс их реализации. В дальнейшем после 30-х гг. ХХ в., когда был выдвинут тезис о решении женского вопроса, женское движение почти полностью затихло. Прекратилось исследование «женского вопроса». В дальнейшем в 50-70-х гг. многие советские ученые разделяли официальную точку зрения, что женский вопрос в СССР уже решен. Вновь этот вопрос стал изучаться только с 1987 г.

В это время усиливается внимание к женской проблематике, как в науке, так и в средствах массовой информации. Растет число научных публикаций, в них исследуются экономическое, социальное и политическое положение женщин в нашей стране и за рубежом, рассматриваются проблемы и перспективы занятости женщин, материнство, вопросы конституционного равноправия и равенства женщин, диалектика отношений женщины и общества. В поле зрения - исследовательский опыт, проблемы и перспективы женского движения, роль женщин в истории России, русском освободительном движении. Появляются некоторые специальные структуры: организационные, научные, пе-

дагогические. В практику все более регулярно входит проведение конференций, семинаров, «круглых столов», что позволяет оперативно обмениваться научной информацией, определять приоритеты, корректировать подходы [3]. При всех наметившихся положительных тенденциях следует признать, что женская проблематика в нашей стране все еще находится на обочине научных интересов и относится к разряду непрестижных.

Изучение состояния научных исследований в области феминологии за рубежом позволяет выявить некоторые тенденции. Первая: наблюдается стремительный рост интереса к женской проблематике в политологии, социально-экономической, социально-исторической, философской мысли в мире. Вторая: обращает на себя внимание отработанная методология и инфраструктура исследований женской проблематики, их международный и сравнительно-исторический характер, наличие компьютерного банка данных. Третья: за последнее время в западных странах значительно увеличилось число монографий и статей, журналов, диссертаций по проблемам теории и практики женского вопроса. Растет число специализированных национальных научно-исследовательских центров, укрепляется международное сотрудничество ученых и практиков. Четвертая: создана информационная система в этой области, регулярно публикуются документы и материалы ООН и ее специализированных учреждений, национальные доклады, статистические материалы, отчеты женских общественных организаций, отраслевых профсоюзных комитетов стран и т.п. Важную роль играет систематическое проведение международного междисциплинарного конгресса по проблемам положения женщин, начиная с 1981 г., раз в три года в разных странах.

Теперь, когда разработанная на Западе концепция гендера переносится на постсоветскую действительность, большинство людей автоматически относят ее к разряду «женских проблем», предоставляя их решение самим женщинам. И говоря о понятии гендера в наших условиях, приходится постоянно преодолевать существующий стереотип «женского вопроса», подчеркивая, что гендерные проблемы - это, прежде всего, проблемы социальные, т.е. проблемы не только женщин, но и мужчин, проблемы всего общества. Они не сводятся только к взаимоотношениям физиологических полов и распределению ролей в воспроизводстве населения. Гендерные отношения пронизывают всю культуру, общественное устройство, государственные институты, методы принятия решений и стиль мышления. Они накладывают мощный отпечаток на язык, обычаи, искусство, нередко на интерьер дома и даже на производство. Таким образом, целостность тендерного подхода - одна из главных черт, которая отличает его от «феминистского» или «женского». Важное направление гендерных исследований - анализ не только женских проблем, но и мужских (включая отцовство, совмещение ролей и т.д.). Прошедший этап женской эмансипации выдвинул необходимость изучения «мужского вопроса». До сих пор, под вывеской гендерных исследований часто присутствует феминистская тенденциозность. Мужская часть выборки обычно выступает как «статистический фон», по отношению к которому анализируются результаты, полученные в женской части выборки. Такой подход к ген-дерным исследованиям несет в себе опасность возврата к феминизму. Несмотря на огромные достижения в повышении социального статуса женщин в мире, феминизм воспринимался почти всеми мужчинами, да и многими женщинами скептически, если даже не агрессивно. Трудно переоценить роль феминизма в истории развития любого общества. Однако, на современном этапе гендерных исследований, дискриминационные элементы в концепции феминизма становятся все более очевидны. Именно ощущение этих «элементов» вызывает столько противников феминизма. Во многом процесс гармонизации гендерных отношений видится как часть общедемократического процесса. Но нельзя рассчитывать на то, что демократизация сама по себе, автоматически приведет к разрешению гендер-ных проблем. Напротив, при искаженном представлении о целях и задачах гендерного движения, оно может приводить к крайним проявлениям феминизма или же к отрицанию и апатии, вызванными последствиями застойного противостояния [6].

Гендерные исследования являются междисциплинарной наукой. Они касаются проблем права, экономических отношений, здравоохранения, семейных взаимоотношений, социологии, образования, литературы, культуры и др. Чрезвычайная сложность гендерных проблем требует комплексного подхода к своему разрешению, длительного и поэтапного продвижения к намеченным целям, вовлечения не узкого круга энтузиастов и активистов, а максимально широких слоев населения. То есть, это дело не только и не столько женщин, сколько всего общества. В последние годы уже проводятся исследования мужских проблем наравне с женскими на примере подростков, супругов, родителей, хотя подобных работ очень мало. На современном этапе развития гендерных исследований наметились следующие направления: гендерная социология, изучающая поведение групп в разрезе по полу, возрасту, месту проживания (село/город) и т.п.; права человека рассматриваются как права всех людей и недопустимость дискриминации по признаку пола, возраста, этнической или религиозной принадлежности, политических убеждений, места проживания; насилие против женщин, которое объединяет все формы насилия по признаку пола (сексуальное, психологическое, экономическое и т.п.); планирование семьи и репродуктивные права, затрагивающие вопросы репродуктивного здоровья и права свободного выбора репродуктивного поведения, как для женщин, так и для мужчин; занятость рассматривается в аспекте распределения оплачиваемой и неоплачиваемой работы между мужчинами и женщинами. Это необходимо для признания трудового вклада женщин в развитие семьи, а также для поиска механизмов стимулирования участия мужчин в воспитании детей, уходе за членами семьи и т.п.; образование рассматривает степень охвата населения этим видом услуг, причины и последствия уровня образования для населения в разрезе по полу; средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование гендерных стереотипов. Гендерные исследования в этой сфере чрезвычайно важны для выработки этических норм представления образов женщины и мужчины без дискриминации по признаку пола; литература и искусство представляют гендерные отношения средствами духовного воздействия и прививают гендерную чувствительность, позволяющую выявить разницу в положении женщин и мужчин (гендерных ролей) в разные исторические эпохи и в разных странах; гендерная статистика представляет все показатели с учетом гендерного фактора, который показывает не столько общие достижения страны, области, района, города или села, сколько степень справедливости распределения национальных благ и услуг между стратами; гендерный анализ предлагает методы выявления нужд населения, поиска решений и контроля над деятельностью с привлечением на всех этапах самих участников экономических и социальных процессов и выявлением их приоритетов. При этом, одинаково учитываются как мнения женщин, так и мнения мужчин [4].

Этот перечень не заканчивается перечисленными направлениями. Сделать его полным на данном этапе развития гендерных исследований представляется пока невозможным, так как гендер-ные исследования - одна из самых молодых наук в мире, и перечень рассматриваемых здесь направлений находится в стадии формирования. Основная задача нашего исследования состоит в осмыслении этих проблем применительно к психологии и педагогике спорта. В частности, речь идет об учете гендерных характеристик спортсменов в профессиональной педагогической деятельности педагога-тренера. Существующие здесь психолого-педагогические проблемы не только не разрешены, но, по сути дела, даже не поставлены.

Следует учесть, что большинство видов спорта мужчины создали для себя. В этом процессе, а также в дальнейших видоизменениях, в том числе правил соревнований, мужчины учитывали свои физические, двигательные, психические и другие особенности. По мере развития цивилизации, а вместе с ней демократизации жизни общества женщины, подражая мужчинам, начали постепенно заниматься придуманными мужчинами видами спорта. В некоторые из них были введены небольшие изменения правил, приспосабливающие их к особенностям женского организма. Занимаясь отдельными видами спорта, женщины переняли также типичные для мужчин принципы тренировки.

Известный специалист женского спорта Л.П. Федоров [5], характеризуя основные теоретико-методологические положения оптимизации содержания и структуры учебно-тренировочного процесса спортсменок, отмечал, что ведущим звеном для поступательного роста их мастерства является спортивная тренировка как главная форма подготовки. В аспекте системного подхода автор выделил следующие основные элементы подготовки:

- совокупность показателей, характеризующих состояние спортсменки на всех этапах ее подготовки;

- совокупность наиболее целесообразных педагогических воздействий и их рациональной структуры;

- надежная и информативная система контроля и регулирования тренировочного процесса.

Необходимо отметить, что большинство более ранних изданий акцентировали внимание специалистов в основном на медико-биологических аспектах подготовки спортсменок. Между тем проблема половой дифференциации при реализации спортивной тренировки значительно шире и имеет социально-психологические, педагогические, биологические аспекты, изучение и систематизация которых является актуальной теоретической и практической проблемой, нуждающейся в углубленном системно-комплексном исследовании. Основным звеном этой принципиальной проблемы является положение о том, что даже прекрасно физически развитая девочка, девушка, женщина должна иначе тренироваться, чем мальчик, юноша, мужчина. Многие исследователи и практики игнорируют это обстоятельство, хотя моторика женского организма не только количественно, но и качественно кардинально отличается от мужской.

Снизить негативное влияние экстремальных нагрузок, найти способы их регламентации, обеспечить медицинский контроль, оптимально совместить спортивный режим с выполнением женщиной особой биосоциальной роли - вот задача ученых, тренеров, руководителей сферы спорта. Ученым, чтобы определиться в приоритетных направлениях своего участия в решении данных проблем и занять верную позицию, необходимо ответить на ряд вопросов:

- соотносятся ли спортивные интересы женщин с той социальной ролью, которую они реализуют в обществе;

- согласуется ли спортивная деятельность с женской психикой, с понятием женственности, принятым в данном социуме;

- останется ли женщина и после занятий спортивной деятельностью здоровой, способной к созданию семьи, рождению детей;

- будет ли она счастлива после завершения спортивной карьеры.

Ответов на данные вопросы у ученых пока нет. Видимо, в самое ближайшее время необходимо провести ряд конкретных психолого-педагогических и социологических исследований, которые позволили бы оценить возможности женщин и необходимость дальнейшего интенсивного освоения ими мужских видов спорта. Игнорировать решение данных вопросов - значит усугублять проблемы развития женского спорта, доводить его до кризисного состояния, из которого, думается, никто не выйдет победителем.

Библиографический список

1. Андреева, Н. И. Формирование гендерной культуры в современном обществе : философско-культурологический анализ / Н. И. Андреева. - Ростов н/Д., 2005.

2. Барчунова, Т. В. Воспроизводство гендерной ассиметрии в гендерных исследованиях / Т. В. Барчунова // Общественные науки и современность. - 2007. - № 7. - С. 180.

3. Воронина, О. А. Феминизм и гендерное равенство / О. А. Воронина. - М. : Едиториал УРСС, 2006.

4. Тендерная педагогика и психология : учеб. пособие / Под ред. О. И. Ключко. - Саранск : Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2005.

5. Федоров, Л. П. Научно-методические основы женского спорта : учеб. пос. / Л. П. Федоров. - Л. : ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987.

6. Чернова, Ж. В. Семейная политика в Европе и России : гендерный анализ / Ж. В. Чернова. - СПб. : Норма, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.