Научная статья на тему 'Социальная активность человека в аспекте гендерных исследований'

Социальная активность человека в аспекте гендерных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1226
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Светлана Сергеевна

Определяется сущность понятия "гендер". Представлены наиболее распространенные концепции гендерных подходов в исследованиях женского движения. Определены различия в физическом воспитании в зависимости от пола.(

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная активность человека в аспекте гендерных исследований»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010

Философия. Психология. Социология

Выпуск 4 (4)

УДК 316.346.2

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С.С. Гордеева

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: ssgordeyeva@mail.ru

Определяется сущность понятия «гендер». Представлены наиболее распространенные концепции гендерных подходов в исследованиях женского движения. Определены различия в физическом воспитании в зависимости от пола.

Ключевые слова: гендер; гендерные исследования; гендерные различия; физическое воспитание

Сущность понятия «гендер»

В настоящее время гендерные исследования становятся частью большинства социальных и гуманитарных наук. Гендерные исследования являются междисциплинарными, поскольку охватывают многие научные направления — историю, философию, социологию, психологию, сексологию, филологию, политологию, культурологию и т.д. Социология именно та наука, которая наиболее активно осваивает гендерную проблематику.

Основой для возникновения гендерных исследований в конце XX в. стало новое социальное знание, представителями которого являются М.Фуко, И.Гофман, Г.Гарфинкель, П.Бергер, Т.Лукман и др. Научные дискуссии теоретиков привели к разграничению понятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус личности, а гендер — на его (ее) социальнопсихологический статус с точки зрения маскулинности и фемининности. Введение понятия «гендер» (англ. gender — род) ставило задачей закрепить в языке положения о том, что социальные особенности полов определяются исто-

рическими и этнокультурными условиями, причем так, что женщины находятся в подчиненном положении. Это понятие введено по аналогии с другими категориями — класс, возраст, раса, национальность, означающими социальную стратификацию, дискриминацию, несправедливое положение по отношению к власти и, следовательно, другим социальным ресурсам.

Прослеживая возникновение термина «гендер», известный российский социолог, специалист в области гендерных отношений Т.А.Гурко (1998), отмечает, что в английском научном языке термин «гендер» стал употребляться в двух смыслах. Узкий предполагает анализ женской субординации по отношению к лицам противоположного пола. В широком смысле этот термин употребляется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (особенностей мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т.д.) [3.С.173].

В русском языке «половые отношения» долго трактовались и как сексуальные, и как различные отношения между полами, включая

© Гордеева С.С., 2010

и социальные. В отечественную науку введение термина «гендер» в начале 1990-х гг. обосновывается необходимостью «избежать всякие ложные коннотации» с социалистическими программами и марксистской идеологией и «создать ситуацию, когда людям будет интересно содержание незнакомого слова» [3.С.173]. В современной научной литературе понятие «гендер» используется для разведения понятий биологический пол и социальный пол. Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина определяют гендер как «социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения» [5.С.84].

Концепции гендерных подходов в исследованиях женского движения

Институализация исследований женщин и гендерных исследований в западных обществах происходит с начала 1970-х гг. Исследования развиваются как когнитивная практика женского движения второй волны, опираясь на критическое осмысление некоторой социальной теории. В результате происходит адаптирование макросоциальной теории к гендерной проблематике. Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина выделяют три исследовательских направления, развившихся в результате женского движения:

1) либеральный феминизм — полоролевой подход;

2) радикальный феминизм — исследования женщин;

3) социальный — гендерные исследования.

Эти направления развивались, сменяя и отрицая друг друга, а в настоящее время сосуществуют в рамках научного сообщества. Характеристика каждого из этих направлений трактуется в литературе следующим образом.

Основной пафос полоролевого подхода состоит в обеспечении равенства мужчин и женщин в публичной сфере. В онтологическом смысле либеральное направление женского

движения осуждает гендерный контракт «домохозяйки», доминирующий в западном обществе. Конвенции гендерного договора, предписывающего женщине роль домохозяйки, закрепляют такие параметры ее положения, как отсутствие экономической независимости и самостоятельного источника существования, выполнение материнской и супружеской роли в семье. В результате такой гендерной конвенции одинокие и бездетные женщины оказываются исключенными из полноценной социальной жизни и воспринимаются как девиации. В социологической теории соответствующая онтология отношений между полами была закреплена в структурном функционализме. Классик этого направления Т. Парсонс в 40-50-х гг. выразил предписанный статус домашней хозяйки в американском обществе через концепцию полоролевого разделения на примере семьи. Согласно его теории женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина — инструментальную. Экспрессивная роль домохозяйки заключается в установлении внутреннего баланса в семье, тогда как инструментальная роль добытчика — в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами.

К концу 60-х гг. стало очевидно, что гендерный контракт домохозяйки не приемлем для женщин с высшим образованием, а также для категории одиноких и незамужних. Именно они и стали активистками женского движения в это время, требуя равенства в сфере политики и экономики. Либеральные феминистки осмысливали положение женщин в рамках парсони-анства, формулируя тезис об угнетении женщин и мужчин предписанными им традиционными ролями. Такая когнитивная установка выдвинула перед этим движением политическую задачу изменения ролей, в частности, выхода женщин за пределы роли домохозяйки. Вызов гендерным конвенциям контракта домохозяйки подразумевал обширную программу

социальных преобразований в системе образования, в производственной, политической и законодательных сферах. Все эти реформы, с позиции либерального феминизма, должны бать направлены на обеспечение равных прав и возможностей женщин в публичном мире, на изменение гендерного контракта в сторону «равного статуса».

Главная идея радикального феминизма заключается в том, что никакие правовые меры не в силах уничтожить патриархальные отношения между полами. Женщина останется угнетенной до тех пор, пока не будет осмыслены истинные основы патриархата, заключенные в сфере приватности и интимности.

В онтологическом смысле радикальный феминизм продолжал традицию либерального, отрицая социальный статус женщины в роли домашней хозяйки. Центральными проблемами становятся специфические особенности женского опыта и движения за равные права: рождение детей, забота и воспитание, угнетение патриархальным обществом, опыт страдания, совместная борьба в женском движении и переосмысление женской роли.

Гендерные исследования в области социального конструирования опираются на понимание гендера как социально сконструированного отношения неравенства по признаку пола. Сторонники данного подхода обращают внимание на роль исследователя/исследовательницы как «социального конструктора знаний», на его/ее субъективность и предвзятость, на недостижимость истинного и неизменного знания. Символом веры становится множественность женственности, мужественности и их отношений.

Феминистские исследования 90-х гг. в числе прочего меняют названия и часто фигурируют под институциональным ярлыком «гендерный подход».

Гносеология гендерных исследований этого направления сводится к конструктивизму, со-

гласно которому в социально сконструированном мире не существует «женского» как природного и неизменного. Гендеров много, а знание- это когнитивная практика, т.е. в каждой конкретной ситуации нужно анализировать, кто изучал, что, когда и почему. Позиция теоретиков социального конструктивизма отрицает гранд-теорию женственности, но вместе с тем исходит из наличия группового гендерного опыта [4.С.180].

Процесс становления гендерных подходов в решении женских проблем в России происходит, в отличие от Запада, в социокультурном контексте: это отличия онтологические, политические, гносеологические и когнитивные.

Онтологически российская гендерная позиция определяет особенности подходов к проблематике «решение женского вопроса», «работающая мать» и др.

Растет количество публикаций и изданий, посвященных женщинам. Женщины-политики, женщины-мыслители становятся объектом публичного дискурса, о чем свидетельствуют многочисленные издания. Особенности женского опыта, положения женщин в разных сферах общества (публичной: экономической, политической и приватной — семейно-бытовой), различия гендерных ролей и особенности полоролевой социализации занимают отчетливо выраженную нишу в исследовательском поле.

Одновременно начинает формироваться новое направление — «гендерные исследования», в рамках которого существуют разные подходы к гносеологическим установкам. Гносеологические установки проявляются в приверженности исследователей к той или иной социальной теории, диктующей выбор понятийного аппарата, методологии, в конечном итоге метода исследования. Понятие «гендер» интерпретируется по-разному, в зависимости от той социальной теории или исследовательской парадигмы, в рамках которой изучаются отношения мужественности и женственности. В од-

ном случае исследователи гендерных отношений руководствуются либерально-

феминистской интерпретацией полоролевого подхода, подчеркивая различие, взаимодопол-нительность и равенство ролей мужчины и женщины. В другом случае гендерные отношения рассматриваются как отношения власти и неравенства, в условиях которых патриархальное общество угнетает и подавляет женщину [4.С.182].

Возникшее в начале 1990-х гг. женское движение диверсифицировалось и оформилось в две ветви — постсоветское женское движение и феминистскую ветвь. Направление в

области исследования общественно-

политической роли женщин в постсоветском пространстве связано с изучением социального положения и социальной защитой женщин. В этом случае акцент делается на комплементар-ность функций полов и необходимость социально-политического обеспечения равных прав с мужчинами. Неравенство по признаку пола рассматривается как вполне преодолимое с помощью соответствующих защитных социальных реформ.

Другая ветвь исследований в России в области анализа гендерных неравенств чаще всего идентифицирует себя как феминистское направление. Здесь «гендер» выступает основной категорией анализа. Эта категория предполагает презумпцию глобального угнетения женщин. Исследования женского опыта насилия, сексуальных домогательств занимают основное место в работах авторов, придерживающихся данной концепции.

Стереотипы мышления в гендерных различиях

Понятие гендер, по мнению С.Н. Мякговой (2001), обозначает сложный социокультурный процесс: продуцирование обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и

сам результат — социальный конструкт гендера [8.С.49].

Конструирование гендерных различий протекает через определенную систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков), разделение труда между женщинами и мужчинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы (например, спорт — исключительно маскулинная сфера деятельности). При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а предопределяет выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определенным стандартам (например, девочки должны любить художественную гимнастику, а мальчики — футбол и борьбу).

Гендер, и как модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, и как культурный символ, конституирует доминирование мужского в обществе и подавление женского. Гендер оказывается одним из базовых принципов социальной стратификации. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, люди, в свою очередь, воспроизводят гендерные различия и одновременно обусловленные ими системы господства и властвования. Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, а анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендер.

Ярким показателем андроцентризма и "гендерной слепоты" в сфере физической культуры и спорта является в настоящее время поиск равных для женщин возможностей участия в олимпийском движении. Сложность проблемы состоит в том, что женщины имеют минималь-

ное представительство в официальных органах спортивных организаций, обладающих правом принятия решения. Национальные олимпийские комитеты (НОКи), под контролем которых находятся олимпийские виды спорта в отдельных странах; международные спортивные федерации (МСФ), обладающие монопольным правом представления олимпийских видов спорта; сам Международный олимпийский комитет (МОК), который принимает окончательное решение о включении видов спорта в программу Олимпийских игр, являются организациями, абсолютное большинство членов которых составляют мужчины. Только в 80-е гг. 20го столетия небольшое число женщин появилось на высших уровнях управления международными спортивными организациями, но это было исключением из правил. Да и их деятельность не могла оказать серьезного влияния на принятие различных решений: в 167 национальных олимпийских комитетах всего 7 женщин занимали пост президента и 4 — пост генерального секретаря. Президент спортивной федерации по конному спорту была единственной женщиной среди президентов 48 международных федераций по олимпийским видам спорта, 2 женщины работали генеральными секретарями [8.С.50].

Веками у людей складывались типичные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

В социологическом исследовании И. Бро-верман (1972) попросил юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. Общая закономерность результатов данного исследования свидетельствует о том, что мужчины воспринимаются как властные, доминирующие, активные, смелые,

не эмоциональные, хладнокровные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщине, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных [6].

Е.П. Ильин (2007) считает, что существующие в обществе гендерные стереотипы могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину мужского и женского начала.

Первый отрицательный эффект, по мнению Е.П.Ильина, заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события.

Третий отрицательный эффект состоит в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу [6].

Учет гендерных различий в практике физического воспитания населения

Гендерные отношения затрагивают многие сферы жизнедеятельности человека, в том числе и его физическое воспитание. Так, потребность в двигательной активности у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Уже у детей младшего возраста двигательная активность, достигнув пика в 2-3 года, постепенно снижается на протяжении дошкольного периода у девочек быстрее, чем у мальчиков. Пятилетний мальчик может доставлять больше хлопот родителям и воспитателям, чем его сверстница, которая спокойно играет в свои игры. Большая потребность мальчиков в двигательной активности приводит и к своеобразию их поведения в школе по сравнению с девочками. Они боль-

ше ерзают, сидя на школьной парте, и отвлекаются на уроках, более шумно ведут себя на перемене и, следовательно, чаще нарушают дисциплину [6].

По мере взросления мужчины более активно относятся к занятиям физическими упражнениями спортивной направленности. По данным В.А. Панкова (2000), в развитых странах число женщин, занимающихся спортом, составляет 10-15 %, в России — только 1-3 %, в то время как общее число занимающихся спортом в нашей стране — около 10 % [9.С.20].

В то же время современное общество предъявляет высокие требования к здоровью и общей физической подготовленности женщин. По мнению Н.А. Анашкиной (1998), система рыночных отношений в России перманентно меняет социокультурный статус женщины, ее нравственно-психологические и физические характеристики. Чтобы добиться успеха в жизни, она вынуждена нередко имитировать мужское ролевое поведение, традиционно отличающееся в российском обществе агрессивностью и нетерпимостью. Все это достигается при больших затратах физической и психической энергии, что часто приводит к дисбалансу биологических и социальных сторон в жизни женщин. Одновременно на россиянку влияют и отрицательные стороны урбанизации, приводящие к снижению потребностей в физических усилиях, к детренированности, дефектам осанки и фигуры [1.С.5].

В литературе приводятся многочисленные данные о том, что физкультурно-оздоровительная деятельность служит для женщины основой для улучшения ее психофизического состояния. Определяя значение этой деятельности, важно подчеркнуть ее социокультурный характер, поскольку она способствует становлению и развитию личностного потенциала человека, изменению социальных ролей и позиций, формированию механизмов самореализа-

ции и самоутверждения, развитию самосознания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность выступает как досуг, который предполагает определенную свободу выбора цели, места, среды, социального окружения, форм и средств занятий. В этом случае мотивация принимает форму внутренних побуждений, установок, личных индивидуальных вкусов, потребностей, интересов. В этом качестве она несет в себе стимулирующий заряд активизации оздоровительных усилий женщины, удовлетворяет ее возросшие интересы и потребности в физическом и психическом благополучии.

История развития рекреативно-оздоровительной деятельности женщин, как одного из видов досуга, крайне противоречива. Видимо, не случайно американский социолог Т. Веблен (1984) в своей книге "Теория праздного класса" писал: "История досуга — в основном история мужского досуга, женщины оставались спрятанными от истории, свободное время женщин скорее вплеталось в частную сферу семьи, улицы и соседства, чем в общественные миры институционального досуга" [2.С.169]. Если говорить о современной России, то по подсчетам социологов 3/5 общего фонда нерабочего времени и около 80% досуговой деятельности женщины проводят на дому, что свидетельствует о наличии проблемы воспроизводства рабочей силы посредством активного отдыха [7.С.25].

Как пишет Н.А.Анашкина (1998), в индустрии спортивно-оздоровительных услуг в конце 90-х гг. произошли и к настоящему времени происходят большие изменения, которые серьезно повлияли на представление об использовании средств физической культуры и спорта среди женщин. В результате отмечаются следующие тенденции: здоровый образ жизни становится во многих случаях неотъемлемой частью проведения досуга женщин; в сферу физической активности и спортивно-оздорови-

тельных услуг все больше проникают новые технологии, тренажеры и компьютеры, учитывающие запросы населения с учетом гендерного фактора; на смену групповым занятиям приходят самостоятельные и индивидуальные формы организации занятий физическими упражнениями; программы; мужчины и женщины больше внимания стали уделять так называемому семейному спорту и активному отдыху; появился ряд новых видов физической активности, который наиболее полно отвечает женским запросам и становится популярным в женских коллективах [1.С.5].

Известно, что состояние здоровья мужчин и женщин обусловлено преимущественно их образом жизни и специфическим действием на них социальных, культурных и экономических факторов. Формирование активного и здорового образа жизни в молодежной сфере во многом определяется уровнем развития индивидуальных интересов, мотивации и потребностей в различных видах физкультурно-спортивной деятельности. Нам представляется, что в процессе физического воспитания различных возрастных групп населения формирование по-требностно-мотивационного компонента физической культуры личности будет более эффективным с учетом гендерных особенностей. Можно предположить, что предпочтение лиц мужского пола, начиная с подросткового возраста, в выполнении упражнений силового характера исторически связано с ролью добытчика в семье. В этой связи имеется доля истины в поговорке «волка ноги кормят». Историческая роль женщины иная: их социальные функции ассоциируются в общественных отношениях с

рождением здоровых детей и ведением домашнего хозяйства, что обусловливает их потребность в поддержании физического здоровья и, в частности, пропорционального и привлекательного для мужчин телосложения.

Список литературы

1. Анашкина Н.А. Рекреативно-оздоровительная деятельность женщин в современных социокультурных условиях// Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 1998. С.5-9.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

3. Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений// Социология в России / под.ред.В.А. Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1998. С.173-195.

4. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. №6. С.177-185.

5. Здравомыслова Е.А. Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай 96». М., 1997. С.84-85.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Спб.: Питер, 2007.

544 с.

7. Кисилева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М.: МГИК, 1992.

8. Мягкова С.Н. Проблемы гендерной ассиметрии в современном олимпийском движении // Теория и практика физической культуры. 2001. №3. С.48-52.

9. Панков В.А. Физическая культуры и спорт в здоровом образе жизни женщин // Теория и практика физической культуры. 2000. №6. С.20-22.

SOCIAL ACTIVITY OF HUMAN IN THE ASPECT OF GENDER STUDIES

S.S. Gordeyeva

Perm State University,15, Bukirev str., Perm, 614990

The nature of gender concept is determined. The most widespread conceptions of gender in women's movement research are represented. The differences in physical education depending to gender are defined.

Key words: gender; gender studies; gender differences; physical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.