Научная статья на тему 'Основы гендерных знаний (программа спецкурса)'

Основы гендерных знаний (программа спецкурса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы гендерных знаний (программа спецкурса)»

Т. В. Королева

ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ЗНАНИЙ (Программа спецкурса)

В современном гуманитарном и социальном знании все большее влияние приобретает гендерный подход, основной смысл которого заключается в идее независимости самореализации личности от половой принадлежности. Люди постоянно сталкиваются с проблемами стереотипного восприятия дифференциации полов и, как следствие, — подавлением по признаку пола в различных сферах. В России эта проблема особенно остро возникает из-за недостаточной просвещенности широких масс и того, что методика преподавания и изложения материала в области гендерных исследований только разрабатывается.

Основная цель спецкурса «Основы гендерных знаний» — ввести слушателей в проблематику гендерных исследований. Изучение истории положения женщин в разных странах мира, содержания феминистских теорий и практик, понимание женских и мужских опытов будет способствовать гендерному образованию слушателей, формированию гендерной чувствительности и трансформации традиционно-патриархатных представлений о мире в эгалитарные.

Целями данного курса являются: рассмотрение эволюции феминистских, женских и мужских исследований, которые послужили теоретико-методологическим основанием гендерных исследований; выявление и обсуждение предмета, задач и методов, подходов и проблем, освоение основных терминов, разработанных каждой из этих отраслей научного знания.

Данная программа может быть использована в качестве специализированного курса для студентов технических университетов, факультетов повышения квалификации, для преподавателей вузов и учителей средних школ.

Лекция 1. От феминистской теории к женским и гендерным исследованиям (4 часа)

1. Значение феминистской теории для женских и гендерных исследований.

2. Феминизм: проблема определения.

3. Из истории формирования феминистских идей.

4. Современная феминистская теория: направления и методологические подходы:

а) либеральный феминизм — полоролевой подход,

б) социалистический и радикальный феминизм — женские исследования,

в) постмодернистский феминизм — гендерная теория.

5. Отличительные черты и принципы феминистского исследования.

Литература

1. Брайсон В. Политическая теория феминизма / Под ред. Т. Гурко. М., 2001.

2. Воронина О. Теоретико-методологические основы гендерных исследований: Лекция 3 и 4 // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. М., 2001. С. 50—95.

3. Здравомыслова Е., Темкина А. Феминистская эпистемологическая критика: кризис социального знания и поиски выхода // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 66— 82.

4. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. Денисовой. М., 2002.

5. Социология гендерных отношений. М., 2004.

6. Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерные тетради. Вып. 1. СПб., 1997. С. 45—94.

7. Успенская В. Феминизм и гендерные исследования в системе высшего образования // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия. Тверь, 1999. С. 3—11.

8. Феминизм: перспективы социального знания / Отв. ред. О. А. Воронина. М., 1992.

9. Эллиот П., Менделл Н. Теория феминизма // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках: Материалы 2-й Международной летней школы по гендерным исследованиям (Форос — 1998) / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков, 1998. С. 15—51.

Источники

1. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1: Факты и мифы. М.; СПб., 1994.

2. Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.,

2000. С. 166—187.

3. Гилмор Д. Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков; СПб., 2001. С. 880—904.

4. Иригарэ Л. Пол, который не единичен // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия. С. 127—135.

5. Миллет К. Теория сексуальной политики // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия. Тверь, 1999. С. 120—133.

6. Фридан Б. Загадка женственности: Пер. с англ. М., 1994.

7. Хукс Б. Черные женщины: формирование феминистской теории // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия. С. 929—945.

Опорный конспект

Традиционные работы по «женскому вопросу»: объект и предмет исследования, биодетерминизм. Влияние феминизма на появление нового научного подхода. Три исследовательских направления, сложившихся в результате развития феминистского движения: от полоролевого похода к гендерной теории.

Проблема разработки универсального определения феминизма. Достоинства и недостатки различных определений.

Зарождение и развитие феминистских идей в XIX веке: от Олимпии де Гуж до Дж. Ст. Милля. Феминистское движение первой волны — завоевание равных юридических прав с мужчинами. Причины прекращения движения.

Предпосылки возрождения феминизма как теории и движения. Принципиальное отличие феминизма второй волны.

Теория половых ролей — концептуальное основание либерального феминизма, его цели, задачи, основные представители. Теория андрогинии С. Бэм. Причины провала тактики следования мужским ценностям и стандартам. Достижения и недостатки либерального феминизма. Разработка «объективного» знания о женщинах. Методика «добавления женщин» в традиционные исследования — плюсы и минусы.

Социалистический феминизм: цели, задачи, представители. Основные темы

исследования социалистических феминисток. Проблема соотношения понятий «патриархат» и «капитал». Достижения и недостатки социалистического феминизма.

Радикальный феминизм: основные идеи, представители, особенности. Переход от анализа публичной сферы к изучению частной сферы жизни женщин.

Концепции радикального и социалистического феминизма — теоретические основания женских исследований. Обращение к женскому опыту. Формирование позиционного подхода.

Постмодернистский феминизм: основные понятия, представители, особенности. Переход от анализа женского опыта к деконструкции имеющегося знания о женщинах.

Феминистское исследование: отличительные черты, основные принципы.

Основные задачи феминистской критики науки.

Лекция 2. Развитие женских исследований (2 часа)

1. Причины появления женских исследований.

2. Институционализация женских исследований.

3. Развитие женских исследований в России.

4. Достижения и недостатки женских исследований.

Литература

1. Аусландер Л. Женские + феминистские + мужские + лесбийские-гей + квир исследования = гендерные исследования? // Гендер. исслед. 2000. № 2(5). С. 43—72.

2. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. С. Жеребкина. Харьков; СПб., 2001.

3. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». М., 2001. С. 225—234.

4. Пушкарева Н. Л. От «His-story» к «Нег^огу»: рождение исторической феминологии // Адам и Ева: Альманах гендерной истории. М., 2001. № 1. С. 20—46.

5. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура: Немецкие и русские исследования. М., 1999. С. 23—55.

6. Чикалова И. Р. Женская и гендерная история на постсоветском пространстве // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. Минск, 2001. С. 5— 18.

7. Ярская-Смирнова Е. Р. Возникновение и развитие женских и гендерных исследований // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М., 2001. С. 7—38.

О п о р н ы й к о н с п е к т

Андроцентризм традиционной науки как основная причина появления женских исследований. Предмет и объект, цели и задачи женских исследований.

Периоды развития женских исследований:

• Становление женских исследований как научной дисциплины.

• Интеграция в систему высшего образования Западной Европы и США. Дискуссии о развитии женских исследований как самостоятельной дисциплины. «Женское образование» через студенческие «группы роста сознания», формирование феминистской педагогики.

• Кризис женских исследований, изменение предмета изучения, включение в концептуализацию женственности расовых, этнических, классовых и других различий.

• Развитие глобальной (международной) сети женских исследований.

Особенности развития женских исследований в России. Зарождение женских

исследований в рамках марксистской науки, институционализация их в систему социальных наук после 1991 г. Недостатки женских исследований в России (проблема влияния полоролевого подхода).

Достоинства и недостатки женских исследований и их влияние на появление гендерных исследований.

Лекция 3. Гендерные исследования: возникновение, основные понятия, подходы и перспективы развития (6 часов)

1. Причины возникновения гендерных исследований и их основное отличие от женских исследований.

2. Развитие в рамках гендерных исследований «мужских исследований» («Men’s studies»).

3. Дифференциация понятий пол и гендер.

4. Основные направления гендерного подхода: анализ понятий и методологии исследования:

а) структурно-функциональный подход в гендерных исследованиях,

б) теория социального конструирования гендера,

в) объединительный (структурно-конструктивистский) подход,

г) гендер как культурный символ.

Литература

1. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материалы первой рос. летней школы по жен. и гендер. исслед. «Валдай—96» / Под ред. О. А. Ворониной,

З. А. Хоткиной, Л. Г. Луняковой. М., 1996. С. 29—35.

2. Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия. Тверь, 1999. С. 53—61.

3. Гендерное образование в средней школе: российский и канадский опыт. Иваново, 2002.

4. Жеребкина И. А. Феминистская теория: основные философско-методологические проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под ред. М. Малышевой. М.,

2001. С. 98—121.

5. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследование женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Обществ. науки и современность. 1999. № 6. С. 177—184.

6. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия. Тверь, 1999. С. 66—82.

7. Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 15—23.

8. Калабихина И. Методология гендерного анализа // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия. Тверь, 1999. С. 23—31.

9. Кон И. С. Мужские исследования: Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков, 2001. Ч. 1. С. 562—606.

10. Котлова Т. Б., Смирнова А. В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в рос. о-ве. 2001. № 3/4. С. 53—61.

11. Основы гендерных исследований: Хрестоматия / Под ред. О. А. Ворониной,

Н. С. Григорьевой, Л. Г. Луняковой. М., 2001. С. 7—88.

12. Пол, гендер, культура: Пер. с нем. / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 27— 28.

13. Пушкарева Н. Л. Гендерная методология в истории // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под ред. М. Малышевой. М., 2001. С. 52—76.

14. Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в рос. о-ве. 2001. № 3/4. С. 3—13.

15. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. Денисовой. М., 2002.

10. Социология гендерных отношений. М., 2004.

Источники

1. Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000. С. 251—279.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Там же. С. 187— 192.

3. Скотт Д. Гендер: полезная категория исторического анализа // Гендер. исслед. 2000. №

5. С. 142—171.

4. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. С. 193.

О п о р н ы й к о н с п е к т

Причины возникновения гендерных исследований: смена феминистской

методологии, специфика становления женских исследований в Европе, появление мужских, гей/лесбийских и квир исследований. Формирование гендерных исследований: их предмет, объект изучения, отличие от феминистских и женских исследований.

Причины появления мужских движений и их влияние на переход от проблемы женщин к проблеме взаимодействия полов. Складывание мужских исследований: их предмет, объект, цели, основные понятия. Включение нового знания о мужчинах в научные исследования.

Отличие гендерных исследований от традиционных научных исследований. Проблема соотношения понятий «пол» и «гендер».

Основные направления гендерного подхода:

• Теория полоролевой социализации: содержание, предмет изучения, основные понятия. Причины отказа ученых от полоролевого подхода.

• Адаптация концепции П. Бергера и Т. Лукмана в феминистском дискурсе. Теория конструирования гендера: основное содержание о понятия. Деконструкция имеющегося знания через деконструкцию цепочки «знание» — «власть» — «субъект».

• Объединительная парадигма: переход к изучению взаимообусловленности

структур и действий, формирующих гендерный порядок.

• Культурно-символическая интерпретация пола. Гендер как культурный символ, изучение гендерных стереотипов.

Семинарское занятие (2 часа)

Ход занятия: слушатели делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание заполнить одну графу таблицы по всем параметрам (например: феминистские

исследования). Затем каждая группа оформляет результаты своей работы на ватмане и представляет другим слушателям, внося по мере защиты материала замечания и дополнения. Результатом работы всех групп должна стать следующая таблица:

Феминистские, женские, мужские и гендерные исследования: общее и особенное1

Отличия Исследования

феминистские женские гендерные мужские

Время возникновения

Причины возникновения

Пол исследователей

Основные задачи

1 Составлено на основе таблицы, предложенной в работе: Ярская-Смирнова Е. Р. Возникновение и развитие женских и гендерных исследований // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М.: РАН; ИНИОН, 2001. С. 30—31.

Предмет исследования

Основные методы исследования

Основные термины и понятия

Основные 1) темы, 2) дискуссии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.