Научная статья на тему 'Гендерная политика Республики Казахстан'

Гендерная политика Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1048
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шегенова Ж. Н.

Рассматривается история становления и развития гендерной политики Казахстана, основные ее концепции, стратегии и направления деятельности правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная политика Республики Казахстан»

УДК 396 ББК 66.74

Ж.Н. Шегенова

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рассматривается история становления и развития гендерной политики Казахстана, основные ее концепции, стратегии и направления деятельности правительства.

Ключевые слова: гендер, гендерная политика, гендерные аспекты, гендерные исследования.

Понятие «гендер» (gender) в прямой интерпретации - это социальное конструирование ролей мужчин и женщин. Согласно исследованиям, женщины или мужчины ведут себя в соответствии с тем, как они были воспитаны, какие мотивации, коридоры движения были для них созданы в обществе. Поэтому ген-дерная политика является одним из важнейших направлений комплексной модернизации страны.

Пятнадцать лет назад, в 1994 г., в нашей стране была впервые учреждена должность советника Президента по проблемам семьи и женщин. Таким образом, в самом начале независимости был обозначен путь, следуя которому все человеческие ресурсы могли быть рационально использованы в интересах государства и общества. Политика в области прав женщин лежала в общем русле политической либерализации как расширения возможностей для самореализации населения [5].

Важно обратить внимание, что крупные шаги в сторону политической модернизации с учетом гендерных аспектов были впервые предприняты в Казахстане в условиях жесткого кризиса конца 90-х годов. Вспомним Послание Президента 1998 г. Тогда среди семи основополагающих элементов демократизации и политической либерализации была отдельно выделена необходимость более широкого и качественного вовлечения женщин в общественную, социальную, экономическую и политическую жизнь страны. Глава государства твердо заявил, что намерен серьезно

повысить роль Совета по проблемам семьи, женщин и демографической политике и сделать его главным советником по решению острых проблем в этой сфере. Среди конкретных мер были обозначены повышение представительства женщин во всех органах власти, борьба с насилием над женщинами, поощрение кредитования женского бизнеса. С этого периода гендерные критерии в политике усиливаются [5].

Суверенный Казахстан, следуя международным нормам соблюдения прав человека, проводит политику гендерного равенства. Республика Казахстан в 1998 г. присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 2003 г. была принята Концепция гендерной политики Республики Казахстан. Указом Президента Н.А. Назарбаева от 29 ноября 2005 г. № 1677 была утверждена «Стратегия гендер-ного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг.» [1, 2].

В этом документе сказано: «Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом её реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором становления демократии. В этой связи в каждый раздел Стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопро-

ю >.

с

о ш CL

сах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей». В декабре 2009 г. были приняты два важных Закона Республики Казахстан «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин»и «О бытовом насилии» [7, 8].

В Стратегии дано определение тендерной политики: «Гендерная политика - государственная и общественная деятельность, направленная на достижение равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества». Государственная деятельность в гендер-ной сфере реализуется в соответствии со Стратегией, где прописаны стратегические задачи и условия их реализации в девяти разделах. Были разработаны планы мероприятий, которые утверждаются Постановлением Правительства по реализации Стратегии. Первый план на 2006-2008 гг. уже исполнен, теперь на повестке дня исполнение следующего плана мероприятий на 2009-2011 гг. Для этого предусмотрены бюджетные программы: «Проведение государственной политики в области внутриполитической стабильности и общественного согласия» и «Услуги по совершенствованию мер обеспечения гендерного равенства и улучшении положения семьи» [1, 2].

Раздел первый Стратегии предусматривает обеспечение реального равенства прав и возможностей мужчин и женщин. Главной задачей видится достижение 30-процентного представительства женщин на уровне принятия решений. И если сравнивать с 1999 г., когда в Парламенте было всего 11,2 % женщин, то сейчас - 14 %, или 21 женщина. В 2005 г. министрами являлись - 4 женщины, 8 - заместителями министров, 3 - председателями комитетов, 5 - заместителями акимов областей, 1 - акимом района. Сейчас, по приведенным 2 сведениям Гульшары Абдыкалиховой, | министра труда и социальной защиты ^ населения, председателя Национальной ■е комиссии по делам женщин и семей-^ но-демографической политике при

Президенте Республики Казахстан, данным газеты «Казахстанская правда» 28 января 2010 г.: министр - 1 женщина, 1 - председатель агентства, 1 - заместитель руководителя Канцелярии Премьер-министра, 4 - ответсекретаря, 5 - вице-министров. Нетрудно заметить тенденцию уменьшения числа министров и их заместителей, однако впервые женщина получает ответственный пост -заместителя руководителя Канцелярии Премьер-министра, что повышает статус женщины в управленческом аппарате. Здесь рассмотрим одну из проблем, о которой говорят многие исследователи: инертность казахстанских женщин, медленное вторжение в управление обществом следуют, в основном, из медленного изменения патриархального сознания, из предпочтения женщинами приватной сферы, из-за гендерных стереотипов. К 2016 г. планируется повышение числа женщин в правительстве до 30 %. Для этого проводятся все необходимые мероприятия. Для политического продвижения женщин создана целая сеть, носящая название Республиканская сеть школ женского лидерства, состоящая из 69 НПО из всех областей Казахстана. Принятый новый закон «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин» будет способствовать реальному политическому продвижению женщин [1, 5].

Еще одним важным направлением гендерной политики нашего государства является достижение экономического гендерного равенства. Политика государства в отношении женского малого предпринимательства действительно принесла свои плоды, и среди предпринимателей число женщин составляет уже 40 %.

Своевременно появление Закона «О бытовом насилии». Не секрет, что от бытового насилия, в первую очередь, страдают женщины и дети. Это реальная поддержка появлению эгалитарных отношений в обществе. В настоящее время в Казахстане существуют 20 кризисных центров для женщин и уже 4 кризисных

центра для мужчин. О чем это говорит? Агрессия порождает ответную агрессию. И от этого страдают не только женщины, но и мужчины. Известны случаи избиения женами своих мужей и матерями своих детей. Раньше мы говорили только о случаях физического насилия, но в последнее время отмечается рост психологического насилия. Предотвращение любых видов насилия - одна из главных задач гендерной политики в нашей республике и для этого предпринимаются все усилия [3, 6].

Гендерные исследования в Казахстане дисциплинарно и институционально оформились с начала 90-х гг. Первой организацией, публично поставившей проблему гендерного равноправия, использовав при этом понятие «феминизм», стала созданная в 1993 г. «Феминистская лига». Появление годом позже сразу двух монографий - Натальи Усачёвой «Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре» и Зии Мукашевой «Женские образы как символы культуры», посвященных женской проблематике, знаменуют растущий интерес к научным философским аспектам гендер-ных исследований. Со временем научная составляющая дисциплины все более активно рефлексирует собственные основания, находясь, с одной стороны, под влиянием западной феминистской методологии, а с другой - под влиянием стратегий поиска собственного (национального) гендера. Как заметил известный философ А.А. Нысанбаев, директор Института философии и политологии, рассматривая ситуацию в историческом аспекте, следует отметить, что на гендер-ные отношения в Казахстане влияют три рода факторов исторического характера: во-первых, традиционные отношения мужчин и женщин, сложившиеся в казахском социуме в прошлые века, но сохранившиеся и приспособившиеся к новым условиям; во-вторых, наследие советского прошлого, включая стереотипы сознания и поведения, сформировавшиеся под воздействием политики коммунисти-

ческого режима в отношении женщин, семьи и т. п.; в-третьих, новые реалии положения и статуса полов, их взаимодействия, сложившиеся в условиях большой открытости казахстанского общества, влияния на него других культур и веяний в переходный период. В Казахстане за период с 1995 по 2010 гг. были защищены две докторские диссертации и более 30 кандидатских диссертаций по гендер-ной проблематике. В основном, диссертации были защищены политологами и социологами. Среди этих работ следует отметить диссертационные исследования по гендерной политике А.А. Са-маковой и по рыночной экономике Р. Сар-сенбаевой. Философскому направлению были посвящены докторская диссертация Н. Усачёвой и кандидатские диссертации С. Шакировой, Г. Адаевойи др. [6].

В Казахстане были проведены по различным аспектам гендерной проблематики десятки научных конференций различных уровней, среди которых I съезд женских и гендерных НПО Казахстана (7-8 ноября 2008 г.), более 30 конференций и восемь летних школ: «Гендерные исследования: с Запада на Восток» (14-19 июля 2002 г.), «Гендерные проблемы в мире и в Казахстане» (7-14 июля 2002 г.), «Человеческое развитие: теория и практика» (июнь 2003 г.), «Равные права и возможности мужчин и женщин» (2003 г.), «Гендерное образование: контекст, технология и политика» (7-9 июля 2006 г.). Еще три летние школы гендерного равенства для юношей и девушек были проведены с 2001 по 2002 гг. Гендерным Информационно-Аналитическим Центром (ГИАЦ) [7].

В настоящее время в Казахстане, кроме «Феминистской лиги», активно работают и несколько научно-исследовательских гендерных Центров: 1) Центр гендерных исследований (ЦГИ), созданный в 1998 г.; 2) НИИ социальных и гендерных исследований при Казахском государственном женском педагогическом институте, созданный в 2001 г.; 3) Центр гендерного образования

с

ю >

с

о <и CL

при Казахском Национальном Университете имени Аль-Фараби, созданный в 2005 г. Каждый из этих Центров имеет веб-сайты, издает монографии и статьи, проводит многочисленные акции. Кроме того, создаются гендерные Центры и в регионах Казахстана, например, в г. Караганде работают два гендерных центра: Гендерный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) и Центр гендерных исследований «Нисса». В Казахстане издаются учебники и учебные пособия, сборники материалов конференций, круглых столов [1, 2].

Проведение гендерной политики координирует Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демо-графической политике при Президенте Республики Казахстан. Основной ее задачей является реализация комплексной государственной политики в отношении семьи, равенства женщин и мужчин в контексте Стратегии развития Казахстана до 2030 г., Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг. (далее -Стратегия) и международных договоров по вопросам семьи и гендерного равенства, участником которых является Казахстан [2, 3].

Национальная комиссия, в пределах своей компетенции, инициирует и принимает участие в разработке проектов законов и нормативных правовых актов, стратегий, концепций и государственных программ, заслушивает руководителей государственных органов, требует от них проведения проверок и служебных расследований по фактам нарушения законов в отношении семьи и ген-дерного равенства [8].

Высокий статус Национальной комиссии позволяет ей выходить для решения поставленных задач на все уровни государственного управления, а 2 также привлекать представителей граж-| данского общества. Информационно-^ аналитическое и организационное обе-■е спечение деятельности Национальной комиссии осуществляет Секретариат,

входящий в состав Администрации Президента Республики Казахстан.

Государственная гендерная политика реализуется в соответствии со Стратегией, утвержденной Указом Главы государства. В ней определены гендерные индикаторы для Казахстана, исходя из целей развития и положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [2, 6].

Исполнен утвержденный постановлением Правительства план мероприятий на 2006-2008 гг. по реализации Стратегии, содержавший 45 наименований видов деятельности. Начата реализация следующего среднесрочного плана мероприятий на 2009-2011 гг.

В план включаются мероприятия по проведению обучающих гендерно-ори-ентированных семинаров и тренингов по политическому продвижению женщин, внесению предложений по достижению гендерного равенства в вопросах продвижения по службе, стимулирования работодателей в создании родителям, воспитывающих детей, поощряющих условий, а также мероприятия, направленные на улучшение условий труда с учетом ген-дерного равенства [2, 4].

В Послании «Новое десятилетие -новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» Президент Нурсултан Назарбаев определил важнейшей задачей предстоящего десятилетия улучшение качества и уровня жизни всех граждан, укрепление социальной стабильности и защищенности. В этих целях государством принимаются необходимые меры по поддержке материнства и семьи, поддержанию уровня рождаемости, обеспечивающего расширенное воспроизводство населения, снижению смертности, увеличению продолжительности жизни и на этой основе приумножению численности населения страны и т. д. [4, 6].

Гендер и политика государства в отношении женщин - это один из ключей к дверям посткризисной эпохи. Президент Н. Назарбаев, благодаря своему феноме-

нальному чутью и пониманию действительности, использует этот ключ. И мы уверены, что доверие, надежда, внимание, которые уделяет Глава государства казахстанским женщинам, себя оправдают. Библиографический список

1. Абдыкаликова Г. Гендерная политика в Казахстане // [Электронный ресурс]: http://www.kazpravda.kz/c71295659975

2. Кодар. Гендерная политика РК как шаг к толерантности в обществе // [Электронный ресурс]: www. astanaforum.kz/index.php?option=com

3. Мукашев З. Женские образы как символы культуры. - Алматы: Гылым, 1994. - 318 с.

4. Нысанбаев А.Н. Гендер и народонаселение // Проблемы гендера в контексте трансформации казахстанского общества. - Алматы: КазГосЖенПи, 2001. - С. 19 - 26.

5. Послание президента РК // Казахстанская правда, 6 марта, 1996.

6. Усачёва Н. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре. -Алматы: Гылым, 1994. - 218 с.

7. ^азакстан Республикасыньщ 2006 -2016 жылдарга арналган гендерлш тендш Стратегиясы.

8. Эамбаева И. Эйелдщ саяси eмiрге араласуы: казакстандык тэжiрибе // Акикат. 2010. № 10

УДК 159.923 ББК 88.52

Ю.Б. Григорова

ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ НА СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Представлено исследование влияния типа личности на продуктивность совместной деятельности; использование при формировании групп, осуществляющих совместную деятельность, соционических методик.

Ключевые слова: соционика, система, взаимодействие, информация, пространство, тип информационного метаболизма.

Деятельность - есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта [2]. В более узком смысле, то есть на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Однако, в каких бы условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобрела, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни

общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Если принять во внимание отличительные свойства деятельности совместной: пространственное и временное соприсутствие участников, наличие единой цели, наличие органов организации и руководства, разделение процесса деятельности между участниками, предполагая взаимозависимость индивидов, проявляемую в конечном продукте деятельности, а так же в самом процессе его производства, то можно предположить появление в ходе совместной деятельности межличностных отношений. А соответственно, межличностные отношения складываются в зависимости от проявляемых типических

<и ч:

с со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.