УДК 316.346.2(476)
Ф. И. ХРАМЦОВА,
доктор политических наук, профессор, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск
тендерная политика в республике Беларусь: региональное измерение
Обоснована сущность государственной гендерной политики на современном этапе в Республике Беларусь. Раскрыты детерминации государственной политики и феномена «гендер». Проанализированы ведущие закономерности гендерной политики. Рассмотрены региональные аспекты реализации Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2017-2020 годы. Представлены предложения для включения в Региональный план государственной гендерной политики Минского городского исполнительного комитета на 2017-2020 годы.
Ключевые слова: гендерная компетентность, гендерная политика, гендерная статистика, гендерное бюджетирование, гендерное равенство, национальный механизм, устойчивое развитие, экспертные рабочие группы.
F. I. KHRAMTSOVA,
Doctor of Politology, Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus
GENDER POLITICS IN REPUBLIC OF BELARUS: REGIONAL MEASUREMENT
The essence of the state gender policy at the present stage in the Republic of Belarus is substantiated. The determinations of state policy and the phenomenon of "gender" are revealed. The leading regularities of gender policy are analyzed. The regional aspects of the implementation of the National Plan of Action for Gender Equality for 2017-2020 are disclosed. Proposals for inclusion in the Regional Plan for Gender Policy of the Minsk City Executive Committee for 2017-2020 are submitted.
Keywords: gender competence, gender politics, gender statistics, gender budgeting, gender equality, national mechanism, steady development, expert working groups.
Эффективность решения социально-экономических задач зависит от уровня и качества человеческого потенциала, который, включаясь в сферу общественного производства, преобразуется в капитал человеческий, а «человеческий капитал является для нас самой высокой ценностью. Ибо это инвестиции в будущее. Здоровая, образованная нация, с богатой культурой - основа успешного государства» [1]. Сегодня во всех сферах жизнедеятельности белорусского общества актуализируется гендерный императив политики государства. Гендерное равенство рассматривается как цель, ресурс, фактор устойчивого развития общества.
Такой подход определяет методологическую опору на генезис лонгитюд-ных исследований, изложенных в работах автора [2-4], которые выполнены на основе метапарадигмального подхода. Отсюда логично рассматривать государственную гендерную политику как сложный, многогранный, сингулярный вид деятельности легитимных властных институтов, в силу синергизма сложившихся гендерных детерминаций. Проанализируем сущность дефиниции.
В современном мире гендерное равенство общепризнано как индикатор представительной демократии, основополагающий принцип этики, базовая основа профессиональной компетентности. Равенство прав и возможностей женщин и мужчин как основу устойчивого развития вслед за Пекинской платформой действий [5] определила Декларация тысячелетия: «Ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития. Должно быть гарантировано равенство прав и возможностей мужчин и женщин» [6]. Главным ресурсом гендерного равенства в национальных государствах является гендерная политика.
В широком значении под гендерной политикой понимается одно из стратегических направлений социальной политики. При этом гендерная политика направлена на преодоление дискриминации по признаку пола, гендерной асимметрии в сфере властных отношений, гендерного дисбаланса на рынке труда, занятости. Гендерная политика в контексте международных законодательных актов осуществляется с учетом национального своеобразия, особенностей политического устройства и социально-экономического развития отдельно взятой страны.
При всех существующих различиях гендерная политика в ее узком значении - это целенаправленный, динамический, адаптивный процесс государственного управления, регулирования, координации, контроля в сфере ген-дерных отношений на трех основаниях: заданной политической доктрине; государственной идеологии; программных приоритетах и ценностях гендер-ного равенства. Реализация гендерной политики требует анализа статистики, мониторинга, учета гендерной социальной и политической реальности и на этой основе принятия решений. Важно понимать особенности, взаимосвязи между феноменами «государственная гендерная политика» и «гендер» как явление, процесс, иерархия, стратификация в трехчастотном измерении (класс, пол, раса) - по К. Даггеру [7].
Если первое понятие достаточно самостоятельное явление, то понятие «гендер» (в контексте - гендерные отношения) понимается как объект воздействия политики государства, упорядочивания и инкультурации. Вместе с тем гендер включает смыслы обратного действия, то есть воздействия на политику государства. Особенности такого влияния не в рационально выраженном управлении гендера политикой, но в косвенном воздействии, имеющем действенный характер влияния, динамику и целеполагание государственной политики. В этом смысле специфика гендера как неформализованной системы
социальных отношений состоит в отсутствии собственной единой государственной или межгосударственной политической институции. Поэтому ген-дер не аккумулирует проблемную область гендерных отношений и не может ее воплощать в политических решениях в форме требований. Особенность гендерных отношений в динамике форм: общественных организаций, стихийных движений, формирований, публичных актов, интернет-сообществ, медийных персон. Динамика и ареал гендерных отношений за последние десятилетия возросли. Поэтому политики, национальные парламенты, правительства стран вынуждены давать ответы на запросы гендерных общностей, адекватно перестраивать программы в соответствии с новыми запросами.
В этой связи сегодня гендерные отношения задают повестку предвыборных кампаний, политических дебатов, сессий парламентов, заседаний правительств, меняя политический ландшафт отдельных стран и целых континентов. Указанное обстоятельство требует учета в комплексном анализе и характеристике гендерной политики в Республике Беларусь на основе выводов, полученных в ходе исследований. Раскроем суть основных закономерностей государственной гендерной политики.
Первое положение (закономерность): интегральный характер гендерной политики состоит во включении гендерной составляющей во все компоненты, уровни полисубъектного политического процесса, в процедуры выработки политических решений. Основным субъектом гендерной политики является государство, его базовые институты. Формируемые политически гендерные отношения не только объемлют и отражают структуру общества, но и задают направления, рамки гендерной трансформации в обеспечении конституционных прав, при этом расширяя возможности в доступе к власти, ресурсам управления. Междисциплинарность гендерной политики интегрирует ее с другими направлениями социальной политики. Отсюда следует: гендерная политика имплицитна целям, содержанию государственной семейной политики, демографической, образовательной, молодежной, охраны материнства и детства.
Формирование и реализация гендерной политики опирается на анализ, интерпретацию статистических данных (направлений социальной политики), которые дезагрегированы по признаку пола, в динамике показателей. На основе использования методологии ООН, с учетом национальной специфики белорусского общества разработана и развивается релевантно-гендерная статистика как информационный ресурс принятия решений. Гендерная статистика в Беларуси применяется органами власти, управленцами-практиками, учеными.
Второе положение (закономерность): эффективность гендерной политики зависит от уровня функционирования национального механизма обеспечения гендерного равенства, суть которого в интеграции воли, практических действий, решений государства и при участии гражданского общества. В такой интеграции особая роль отводится структурно-функциональному принципу перераспределения ряда функций сбалансированной гендерной политики на трех взаимосвязанных уровнях:
республиканском, на котором функции координации, мониторинга, экспертизы законодательных и управленческих актов осуществляет Национальный совет по гендерной политике при Совете Министров Республики Беларусь;
региональном, когда функции планирования, организации и контроля над реализацией гендерной политики исполняют экспертные рабочие группы, в составе которых руководители органов государственной власти, учреждений, организаций, общественные деятели, ученые; деятельность экспертных рабочих групп осуществляется при областных исполнительных комитетах, Минском горисполкоме, совместно с Советами депутатов;
локально-поселенческом, на котором организационно-распорядительные, нормативно-методические функции выполняют органы местного управления и самоуправления по реализации плана гендерной политики в целях коррект-но-гендерного развития социально-демографических групп; конструирования гендерных отношений по месту учебы, работы, в общественных организациях, объединениях, движениях, в социуме, в семье, средствами интеграции, социального партнерства.
Третье положение (закономерность): возрастает ключевая роль гендерно-го фактора в изменяющемся глобальном мире и белорусском обществе, которая состоит во всеобъемлющем развитии потенциала женщин как движущей силы устойчивого развития. Основные тенденции, тренды в сфере гендерных отношений состоят, с одной стороны, в возрастании социальной энергии женщин, экономической и политической активности. С другой стороны, усиливается влияние информационных угроз в условиях вызовов глобализации, ультрагендерных идеологий девальвации института семьи и брака, предотвращение которых составляет главную задачу деятельности органов государственной власти и гражданского общества на основе активного включения социально-политического, духовно-нравственного и гражданского потенциала женщин в модернизацию страны.
Практика подтверждает, что использование гендерного подхода в системе государственного управления способствует обеспечению прав, свобод женщин, расширению их возможностей, повышает социальные и политические статусы как внутри общественных институтов, так и на уровне политики государства. И наоборот, игнорирование гендерного фактора может быть разрушительным для общества.
Исходя из этого раскроем параметры эффективности гендерной политики. В контексте гендерной парадигмы (Декларация тысячелетия ООН, 2000 [6]) и методологии (Саммит ООН по устойчивому развитию, 2015 [8]) параметрами эффективности являются основные показатели:
представительство женщин в Национальном парламенте и динамика его удельного веса;
страновой индекс человеческого развития женщин в соотношении с индексом человеческого развития мужчин;
страновой индекс гендерного развития как обобщенный показатель положения социально-демографических групп;
страновой индекс гендерного неравенства в рангах индексов стран -участниц ООН;
страновой индекс гендерного разрыва по социально-экономическим индикаторам;
коэффициенты охвата населения образованием по его уровням, продолжительность обучения в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (далее - МСКО).
Применительно к оценке состояния государственной гендерной политики в Республике Беларусь сохраняется устойчивая тенденция прогресса по всем основным показателям в их динамике. Согласно гендерной норме ООН (женщины : мужчины = 1 : 3) в сфере принятия политических решений по итогам созывов обеспечено 30%-ное представительство женщин по результатам выборов в Национальное собрание Республики Беларусь. В 2016 г. доля женщин возросла и составила 33,7 % от общей численности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Для сравнения: по данным Межпарламентского союза, на 1 августа 2016 г. в странах Северной Европы, относящихся к Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), представительство женщин в двухпалатных парламентах составляет 25,6 %, тогда как мировой показатель - 22,8 % [9]. По итогам 2015 г. Беларусь включена в группу 15 стран мира, где индекс человеческого развития женщин равен или превосходит аналогичный показатель мужчин. Индекс гендерного развития Беларуси составляет 1,021. По индексу гендерного неравенства страна занимает 31-е место среди 155 стран мира. Согласно Докладу о глобальном ген-дерном разрыве 2016 г. страна занимает 30-е место из 144 государств.
В преамбуле программного документа Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы [9] приведены данные о том, что «чистый коэффициент охвата населения первым этапом среднего образования (соответствует по Международной стандартной классификации образования (далее - МСКО) уровню 2) составляет 95,5 % для женщин и 95,4 % для мужчин. Общий коэффициент охвата населения вторым этапом среднего образования (уровень МСКО 3) составляет 107 % для женщин и 113,6 % для мужчин, третичным образованием (уровни МСКО с 5 по 8) - 103,8 и 80 процентов соответственно». Средняя продолжительность обучения (11,5 года) и ожидаемой продолжительности обучения (15,7 года) являются высокими среди 28 стран Центральной и Восточной Европы и постсоветских стран. Беларусь входит в 25 стран из 179, благоприятных для рождения ребенка, и лидирует среди государств - участников Содружества Независимых Государств.
Проведенный анализ показал, что векторы изменения характера и сферы действия гендерного фактора политики государства связаны с последовательным выполнением целей и задач программных документов:
Национального плана действий по улучшению положения женщин на 1996-2000 годы;
Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2001-2005 годы;
Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 годы;
Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы.
В качестве вывода сформулируем умозаключение: продвижение гендерного равенства претерпело значительную эволюцию от отдельных решений, мероприятий и действий по улучшению положения женщин до уровня гендерного фактора политики государства как национального механизма всеобъемлющего развития человеческого потенциала всех социально-демографических групп.
Аргументируем сформулированное выше утверждение. В частности, особенности продвижения гендерного равенства в Республике Беларусь состоят в характеристиках:
переход от политики решения отдельных социальных проблем женщин к обеспечению гендерного подхода в принятии политических решений;
переход от разработки законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих гендерное равенство в наиболее проблемных сферах общества, к расширению уровня и масштаба и качества гендерной экспертизы национального законодательства в целях совершенствования;
динамичное движение от просветительских кампаний к реальному ген-дерному образованию как руководителей ведомств, организаций различных организационно-правовых форм, так и управленцев всех уровней системы государственного управления.
Раскроемрегиональные особенности гендерной политики в Республике Беларусь на современном этапе. Правовой основой, инструментом реализации региональной гендерной политики является пятый программный документ -Национальный механизм обеспечения гендерного равенства на 2017-2020 годы (далее - Национальный механизм) [9]. Основным показателем регионального измерения состояния и уровня гендерной политики выступает, как отмечалось выше, динамика участия женщин в сфере принятия решений, развития их лидерского потенциала. По этому параметру очевидна положительная динамика роста.
Женщины составляют около 68 % государственных служащих, занятых в органах судебной власти [9]. Региональное измерение гендерного состава государственных служащих в Республике Беларусь по состоянию на 1 июля 2015 г. представлено в таблице.
Региональный потенциал политического статуса женщин отражают результаты выборов депутатов местных Советов депутатов 27-го созыва (23 марта 2014 г.): избрано 8700 женщин (46,3 % от общего количества депутатов). При этом женщины возглавляют более 30 % Советов депутатов всех территориальных уровней.
Численность государственных служащих государственных органов и иных государственных организаций Республики Беларусь (по состоянию на 1 июля 2015 г., %) [10, с. 130]
Регион страны (область) Женщины Мужчины
Республика Беларусь 70,1 29,9
Брестская 66,0 34,0
Витебская 71,1 28,9
Гомельская 70,5 29,5
Гродненская 66,4 33,6
Минск 67,9 32,1
Минская область 78,5 21,5
Могилевская 72,3 27,7
Обобщая вопрос регионального измерения гендерной политики Минского городского исполнительного комитета, предпринятый автором в качестве члена экспертной рабочей группы в течение 2012-2017 годов, сформулируем наиболее актуальные задачи продвижения гендерного равенства как равенства возможностей:
развитие инновационного потенциала экспертных рабочих групп как субъектов региональной вертикали гендерной политики, в компетенциях которых инициирование, разработка проектов гендерного регионального законодательства, совершенствование нормативных, административно-правовых документов, организационно-управленческих, научно-методических основ социального партнерства с органами местного управления и самоуправления, учреждениями, организациями, структурами гражданского общества;
формирование и развитие гендерной компетентности и гендерной политической культуры руководителей, государственных органов, специалистов сферы управления, государственных и негосударственных организаций в условиях региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров;
подготовка специалистов новой квалификации для органов государственного управления по следующим направлениям:
гендерная экспертиза национальных и региональных нормативных правовых актов, консультационной, нормотворческой деятельности по решению региональных гендерных проблем;
гендерное бюджетирование государственных и региональных программ как инструмент эффективного, прозрачного, адресного распределения финансовых ресурсов в русле Стратегии реформирования системы управления государственными финансами в Республике Беларусь [11].
Вместе с тем реализация потенциала экспертных рабочих групп как основных субъектов региональной вертикали гендерной политики государства требует усиления научно-инновационной роли республиканских и региональных университетов за счет практических эффектов от результатов научно-ис-
следовательской деятельности. На неотложное решение этой задачи указывает Глава государства А. Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию (21.04.2017): «Следует активизировать работу по развитию университетов как центров научно-инновационной деятельности» [1].
Примером такого подхода является инновационно-образовательная, научно-исследовательская, внедренческая и консалтинговая деятельность Академии управления при Президенте Республики Беларусь в сфере реализации государственной гендерной политики. В частности, образовательный процесс подготовки специалистов высшей квалификации в области государственного управления, система переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров включают гендерный модуль формирования профессиональной компетентности «Гендерная матрица управленческих решений», разработанный коллективом кафедры управления региональным развитием Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Результаты научно-исследовательских работ кафедры востребованы региональными органами власти, в частности, используются при разработке региональных планов гендерной политики по реализации Национального механизма на 2017-2020 годы.
Например, в соответствии с запросом Минского горисполкома от 26 апреля 2017 г. этой кафедрой подготовлен пакет инновационных предложений для включения в Региональный план гендерной политики Мингорисполкома. Проектом предусмотрены мероприятия, направленные на решение стратегических задач:
развитие институционального механизма по обеспечению гендерного равенства;
расширение экономических возможностей женщин и мужчин; обеспечение гендерно ориентированной охраны здоровья; обеспечение гендерного равенства в семейных отношениях; противодействие насилию в семье и торговле людьми; гендерное образование и просвещение.
В качестве примера раскроем содержание раздела «Развитие институционального механизма по обеспечению гендерного равенства», как направление плана, который включает проведение следующих форм деятельности:
постоянно действующего семинара для руководителей органов государственного управления г. Минска «Гендерная стратегия развития города Минска: параметры эффективности» с участием экспертов рабочих групп;
круглого стола на тему: «Взаимодействие органов государственной власти и структур гражданского общества в реализации региональной гендерной стратегии-2020»;
тренингов гендерной компетентности государственных служащих, руководителей ведомств и органов государственного управления г. Минска на тему: «Гендерная матрица управленческих решений»;
научной сессии по изучению регионального потенциала Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием от 11 мая 2011 г. в обеспечении гендерного подхода в защите прав, законных интересов граждан [12].
Реализация мероприятий плана имеет выраженную практическую направленность, реализация которых будет способствовать решению приоритетных задач региональной гендерной политики, таких как:
определение системы показателей эффективности региональной гендерной политики;
выработка на основе гендерного измерения и гендерного подхода практических рекомендаций по развитию малого, среднего, женского предпринимательства в г. Минске;
внедрение мультипликативной модели защиты и охраны сексуального и репродуктивного здоровья учащейся молодежи.
Таким образом, государственная гендерная политика в Республике Беларусь - это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению конституционных прав и свобод женщин и мужчин на основе гендерного равенства, с учетом этнокультуры, традиций, региональных особенностей, в целях всеобъемлющего развития человеческого потенциала на основе расширения возможностей женщин в доступе к системе власти, ресурсов, социальных благ, средствами и инструментами государственно-правового регулирования и партнерства с институтами гражданского общества.
Список использованных источников
1. Лукашенко, А. Г. Послание к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2017 г. [Электронный ресурс] / А. Г. Лукашенко // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/ezhegodnoe-poslanie-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-16059/. - Дата доступа: 04.07.2017.
2. Храмцова, Ф. И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение : дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 / Ф. И. Храмцова. - М., 2009. - 432 л.
3. Храмцова, Ф. И. Гендерная методология подготовки специалистов социальной работы : метапарадигмальный аспект / Ф. И. Храмцова. - Минск : Бестпринт, 2012. - 332 с.
4. Храмцова, Ф. И. Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности Республики Беларусь / Ф. И. Храмцова. - Минск : Бестпринт, 2014. - 292 с.
5. Пекинская декларация [Электронный ресурс] : принята четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4-15 сент. 1995 г. // Веб-сайт ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml. - Дата доступа: 04.07.2017.
6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] : принята резолюцией 55/2 Генер. Ассамблеи от 8 сент. 2000 г. // Веб-сайт ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml. - Дата доступа: 04.07.2017.
7. Dugger, K. Social location and gender-role attidudes: a comparison of black and white women / K. Dugger // Gender and Society. - 1988. - Vol. 2. - P. 425-448.
8. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] : Резолюция, принятая Генер. Ассамблеей ООН 25 сент. 2015 г. - Режим доступа: http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ ru.pdf. - Дата доступа: 04.07.2017.
9. Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 февр. 2017 г., № 149 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
10. Женщины и мужчины Республики Беларусь : стат. сб. [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2016. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/447/447a94be748ee550411f1fc4931c3b4b.zip. - Дата доступа: 04.07.2017.
11. Об утверждении Стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 дек. 2015 г., № 1080 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
12. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием [Электронный ресурс] : Серия договоров Совета Европы -№ 210. - Стамбул, 11 мая 2011 г. - Режим доступа: https://rm.coe.int/168046253f. - Дата доступа: 04.07.2017.
Поступила 01.09.2017 г.