DOI 10.53742/1999-6799/1_2022_71
УДК 612.176
ГЕМОДИНАМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ
Е.А. Сальникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики плавания, парусного и гребного спорта,
Я.Е. Бугаец, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, A.C. Тройская, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, М.В. Малука, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии, Т.А. Исаенко, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Развитие детей периода раннего детства характеризуется адаптивной перестройкой организма, критерием оценки которой выступает функционирование сердечно-сосудистой системы. Бурная двигательная активность в этом возрасте сопровождается совершенствованием автономной нервной системы. Для детей данного возраста актуальны занятия оздоровительным плаванием, которое способствует их гармоничному развитию и благотворно влияет на процессы рекреации.
Целью данной работы явилось исследование кардиогемо-динамики в адаптационных процессах детей раннего детства, занимающихся оздоровительным плаванием.
Методы. В статье представлены результаты исследования гемодинамических параметров у 14 мальчиков 2-3 лет, занимающихся оздоровительным плаванием. В начале и через полгода занятий фиксировали рост, вес, частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Рассчитывали ряд функциональных показателей, на основании значений которых оценивали резервы сердечно-сосудистой системы, характеризующие адаптационные возможности детского организма. Использовались методы математической статистики ^а^ка 10). Достоверность различий - на основании ^критерия Стьюдента.
Результаты. В результате проведенных исследований обнаружено формирование более экономичной работы сердца за счет снижения частоты сокращений, увеличения их силы и систолического объема крови, о чем свидетельствует достоверный рост показателей ударного индекса, снижение значения двойного произведения и положительные изменения показателей работы сосудистого русла. В вегетативной регуляции отмечалась выраженная симпатикотония и ее снижение в процессе занятий. Повышение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы характеризовалось снижением адаптационного коэффициента и увеличением уровня функционального состояния детского организма.
Заключение. После полугода занятий оздоровительным плаванием отмечается положительная кардиогемодинамика, которая в сочетании с изменением вегетативных показателей позитивно влияет на адаптационные процессы, повышает уровень резервных функциональных возможностей организма детей раннего возраста.
Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, адаптация, дети раннего возраста, оздоровительное плавание.
Для цитирования: Сальникова Е.А., Бугаец Я.Е., Гронская А.С., Малука М.В., Исаенко Т.А. Гемодинамиче-
ская адаптация детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 1. - С. 71-76.
For citation: Salnikova E., Bugayets Ya., Gronskaya A., Maluka M., Isaenko T. Hemodynamic adaptation of young children engaged in recreational swimming. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2022, no 1, pp. 71-76 (in Russian).
Актуальность. Двигательная активность является важной жизненной функцией детей раннего возраста, определяющей их физический статус и подготовленность [8, с. 276].
Здоровьесберегающие технологии базируются на применении физических нагрузок, адекватных возрасту ребенка, обеспечивают развитие разнообразных умений и навыков. Значительная двигательная активность в периоде раннего детства не только сопровождается изменениями морфологических и функциональных показателей, но и совершенствованием вегетативной нервной системы. Можно наблюдать благоприятное воздействие физической нагрузки на состояние гемодинамики, функционирование адаптационно-приспособительных механизмов и процессов оздоровления детского организма [4, с. 54].
Занятия плаванием характеризуются своей доступностью, а уникальные свойства воды оказывают позитивное воздействие на организм, способствуют его гармоничному развитию и повышению динамической активности [6, с. 347; 10, с. 117]. Движения в водной среде стимулируют деятельность различных функциональных систем, что является наилучшим способом влияния организованной физической нагрузки на адаптационно-приспособительные реакции организма, повышения устойчивости к воздействию внешней среды [3, с. 99, 13, с. 429].
Критерием оценки адаптивной перестройки организма выступает функционирование сердечно-сосудистой системы, которая обладает высокой реактивностью. Особенности ее функционирования являются важными показателями состояния здоровья, степени активности центральных и периферических регулятор-ных механизмов [14, с. 149].
Несмотря на широкое распространение физкультурно-оздоровительной сети, связанной с плавательной подготовкой детей раннего возраста, научные исследования функциональных особенностей их организма немногочислены [2, с. 91]. В литературе практически не встречается комплексный подход в изучении гемодинамических процессов и вегетативного статуса представителей данного возраста, занимающихся плаванием, не учитывается состояние стресса у малышей при погружении в воду [9, с. 69]. Между тем, комплексный анализ основных вегетативных функций организма в начальный период его адаптации к плавательной нагрузке позволит обоснованно рекомендовать его как более совершенную здоровьесберегающую технологию.
В связи с этим, целью настоящей работы явилось изучение гемодинамической адаптации детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием.
Методы. Исследования проводились на базе плавательного бассейна частного детского сада «Солнышко» г. Краснодара. Обследовали 14 мальчиков 2-3 лет в два этапа: в начале и через полгода занятий оздоровительным плаванием. Всего было проведено 60 тренировок. Занятия проходили дважды в неделю, продолжительность каждого составляла 45 минут, из которых в течение 20 минут выполнялась плавательная нагрузка. Температура воды в бассейне составляла 31-33°С. Перед обследованием было получено информированное добровольное согласие родителей и руководства детского сада.
Для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы и адаптационных возможностей детей 2-3 летнего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием, проводилось измерение длины, массы тела, частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления с использованием электронного тонометра, снабженного адаптированной для соответствующего возраста манжетой [7, с. 13]. Измерения осуществляли в утренние часы, в состоянии покоя до начала занятий. Фиксировали наименьшие значения из трех измерений, полученных с интервалом в 3 минуты.
Далее были произведены расчеты систолического объема крови (СОК) с помощью модифицированной формулы Старра для детей соответствующего возраста [5], минутного объема крови МОК, ударного индекса (УИ), среднего гемодинамического давления (СГД), общего периферического сопротивления сосудов ОПСС, коэффициента эффективности кровообращения (КЭК) и двойного произведения (ДП) [7, с. 19, с. 27].
Адаптационные реакции организма детей раннего возраста, занимающихся плаванием, характеризовали с помощью гемодинамических параметров. Рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ВИК) с последующей оценкой преобладания симпатикотонии или пара-симпатикотонии [12, с. 250]. Уровень испытываемого стресса (УИС) оценивали с учетом веса организма и гемодинамических значений [11]. Рассчитывали адаптационный потенциал (АП), проводили оценку уровня адаптации по полученным баллам [1, с. 30]. Уровень физического состояния (УФС) определяли с помощью гемодинамических показателей с учетом возраста, веса и роста детей [7, с. 32].
Полученные данные были обработаны с использованием методов математической статистики в программе Б1ай$1:1са 10. Оценка достоверности различий изучаемых показателей проводилась с использованием парного критерия Стьюдента при уровне значимости р < 0,05 и р <0,001.
Результаты. В результате проведенных исследований было обнаружено, что полученные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы соответствуют нормативным значениям для детей раннего
Таблица 1.
Показатели кардиогемодинамики детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием
Показатели Периоды исследования Достоверность
В начале После полугода занятий
ЧСС (мин-1) 108,92±3,22 99,43±5,06 р <0,001
СОК (мл) 28,81±4,60 30,13±2,66 р >0,05
МОК (мл-мин-1) 3,14±0,52 3,00±0,23 р >0,05
САД (мм рт. ст.) 94,00±2,83 96,07±2,13 р <0,001
ДАД (мм рт. ст.) 60,36±4,01 61,79±1,37 р >0,05
СГД (мм рт. ст.) 71,57±2,98 73,21±1,26 р <0,05
УИ (усл.ед.) 19,70±2,31 21,60±1,89 р <0,05
ОПСС (длина-с-см) 1,87±0,27 1,97±0,17 р >0,05
ДП (усл.ед.) 102,39±4,19 95,47±4,13 р <0,001
КЭК (усл.ед.) 3666,36±522,72 3403,29±203,44 р >0,05
%
100 80 60 40 20 0
100
57
43
■ □ ниже среднего I средний
в начале занятии
через полгода занятии
Рисунок 1. Распределение показателей двойного произведения у детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием
Таблица 2.
Адаптационный статус детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием
Показатели Периоды исследования Достоверность
В начале После полугода занятий
ВИК (усл.ед.) 44,53±4,26 37,71±3,56 р <0,001
УИС (усл.ед.) 2,10±0,40 2,09±0,31 р >0,05
АП (баллы) 11,04±0,29 10,19±0,46 р <0,001
УФС (усл.ед.) 0,53±0,03 0,60±0,04 р <0,001
100 80 60 40 20 0
в начале занятий через полгода занятий
□ удовлетворительно □ умеренный стресс ■ выраженный стресс
Рисунок 2. Распределение показателей уровня испытуемого стресса у детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием
57 50
36 43 ■
И I
i
%
возраста [7, с. 48]. После полугода занятий произошло существенное снижение ЧСС в среднем на 8% (таблица 1).
Динамика изменения СОК и МОК не имела достоверных отличий, однако прослеживалась тенденция незначительного увеличения ударного объема крови. В начале исследований СОК составлял 28,81±4,60 мл, после полугода занятий - 30,13±2,66 мл. К концу исследования обнаружилось увеличение показателей артериального давления у детей. Средние значения САД и СГД достоверно изменились на 2%. Выраженных изменений ДАД в ответ на занятие плаванием не наблюдалось (таблица 1).
Уровень функционального состояния сердца существенно повысился. Рост средних значений УИ на 9% произошел за счет повышения внутрисосудистого объема крови, силы сокращений сердечной мышцы на фоне неизменного периферического сосудистого сопротивления (таблица 1).
Обращает на себя внимание существенное снижение средних показателей ДП на 7%, что характеризует формирование более экономичной работы сердца в условиях покоя у детей, занимающихся плаванием. Распределение значений ДП проводили с учетом «ниже среднего» (95-110 усл.ед.) и «средних» (85-94 усл.ед.) оценок. В начале исследований было обнаружено, что все малыши (100%) имели уровень индекса «ниже среднего», однако через полгода занятий только 57% характеризовались такой активностью сердечной мышцы, остальные 43% улучшили показатели до «средних» параметров (рисунок 1).
При расчете КЭК обнаружилось превышение нормативного показателя (2600 усл. ед.) у исследуемых детей на обоих этапах занятий. Однако можно наблюдать тенденцию снижения значений в процессе занятий плаванием, что свидетельствует об улучшении функциональной эффективности кровообращения (таблица 1).
Для определения роли сердечно-сосудистой системы в процессах адаптации детей к занятиям в водной среде провели исследование вегетативной нервной системы, состояние которой оценивали с помощью индекса Кердо. Несмотря на то, что на обоих этапах исследования ВИК характеризовался ярко выраженной симпатикотонией, у всех обследуемых наблюдалось достоверное уменьшение значений вегетативного индекса на 15%, которое можно характеризовать как усиление влияния парасимпатической регуляции функций (таблица 2).
Средние значения УИС не имели существенных отличий в процессе занятий. На первом этапе исследований они составляли 2,10±0,40 усл.ед., а через полгода занятий - 2,09±0,31 усл.ед.
Распределение оценок данного показателя проводили с учетом значений
коэффициента в диапазоне 1,00-1,50 усл. ед. как состояние удовлетворительной адаптации, 1,51 - 2,00 усл. ед. - умеренного стресса, >2,00 усл.ед. - выраженного стресса. Было обнаружено незначительное снижение количества детей с выраженной неудовлетворительной адаптацией за счет уменьшения представителей с умеренной характеристикой (рисунок 2).
Такие незначительные изменения УИС, возможно, были связаны с позитивным эмоциональным возбуждением детей, которое они испытывали в процессе занятий в бассейне.
Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы характеризовали с помощью адаптационного потенциала, средние величины которого отражали состояние значительного функционального напряжения и существенно снизились в процессе занятий на 8% (таблица 2).
Полученные баллы позволили провести оценку адаптационных возможностей организма. В начале исследований все дети (100%) имели более 9,86 баллов, что соответствовало «срыву механизмов адаптации». Однако через полгода тренировок негативные показатели снизились до 79% за счет проявления «неудовлетворительного» уровня (21%), соответствующего диапазону 8,25 до 9,85 баллов, который отражает потенциальную способность мобилизовать функциональные резервы при определенной степени напряжения регуляторных механизмов (рисунок 3).
100 80 60 40 20 0
100
79
21
в начале занятии
телей «выше среднего» (43%) позволяет говорить о позитивном влиянии плавания на сердечно-сосудистую систему, которая является индикатором адаптационных процессов и адекватно обеспечивает гомеостати-ческие реакции организма в данном возрасте.
%
100 80 60 40 20 0
100
57
43
в начале занятии
через полгода занятии
через полгода занятии □ неудовлетворительный ■ срыв адаптации
Рисунок 3. Распределение показателей адаптационного потенциала у детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием
Определение УФС позволило дать характеристику функциональным возможностям организма и состояния здоровья детей. Обнаруживался достоверный прирост средних значений УФС на 12%, по сравнению с начальным этапом обучения (таблица 2). Распределение показателей УФС на первом этапе исследований демонстрирует значения «выше среднего» (0,476-0,575 усл.ед.) у всех занимающихся (100%) (рисунок 4).
Появление детей с «высокими» (более 0,576 усл.ед.) характеристиками УФС (57%) за счет снижения показа-
□ выше среднего ■ высокий
Рисунок 4. Распределение показателей уровня физического состояния у детей раннего возраста, занимающихся оздоровительным плаванием
Заключение. Таким образом, после полугода занятий оздоровительным плаванием детей раннего возраста отмечалась тенденция к незначительному повышению артериального давления. Достоверное снижение ЧСС и повышение СОК вызвало отсутствие изменений МОК и ОПСС, однако, в сочетании с более низким АП, можно отметить, что изменения в работе системы кровообращения свидетельствуют об адекватной реакции детского организма на занятия плаванием, повышением уровня его резервных возможностей.
Полученные статистически значимые отличия активности отделов вегетативной нервной системы показали преобладание симпатического тонуса, что отражало высокое напряжение регуляторных механизмов. Однако вместе с позитивными изменениями кар-диогемодинамики у детей, занимающихся плаванием, нормализовался и вегетативный статус. Развитие пара-симпатикотонической активности в процессе занятий плаванием можно рассматривать как благоприятный фактор, обеспечивающий экономное функционирование сердечно-сосудистой системы. Гемодинамические перестройки организма вызывают повышение уровня функционального состояния, положительно влияют на развитие адаптационных реакций организма детей раннего возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бугаец Я.Е. Адаптация к физическим нагрузкам лиц с ограниченными возможностями здоровья: Рабочая тетрадь / Я.Е. Бугаец, И.Н. Швыдченко, Е.М. Бердичев-ская, М.В. Малука, А.С. Гронская, Л.В. Катрич. - Краснодар: ФГБОУ ВО КГУФКСТ, 2017. - 101с.
2. Бутысина Н.А. Система кровообращения и вегетативный статус детей первого года жизни при занятиях плаванием / Н.А. Бутысина, В.Н. Крылов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2009. - № 4. - с. 91-96.
3. Карпов А.А. Адаптация организма человека к физическим нагрузкам / А.А. Карпов // Наука-2020. - 2021. -№ 1(46). - С. 97-99.
4. Подлевских Т.С. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста с различным уровнем адаптации / Т.С. Подлевских, И.В. Попова, В.А. Беляков // Педиатрия. - 2012. - Т. 91, № 1. - С. 54-57.
5. Романцева Н.А. Модифицированная формула Стар-ра для детей 8-14 лет. - URL: http://bono-esse.ru/ blizzard/A/Fiziologija/cor_vibros.html
6. Сорокин В.П. Плавание как средство физического развития детей грудного, ясельного и дошкольного возраста и профилактика заболеваний / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, Д.Е. Иващенко, П.В. Шилов, Д.В. Са-енко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 346-350.
7. Тришин Е.С. Возрастная физиология: рабочая тетрадь / Е.С. Тришин, Е.М. Бердичевская, А.С. Тришин, Т.А. Исаенко. - Краснодар: КГУФКСТ, 2021. - 60 с.
8. Цетиев А.А. Основные задачи процесса физического воспитания в формировании двигательных умений и навыков детей раннего возраста / А.А. Цетиев, М.А. Исакова, Л.Д. Калашникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 275-278.
9. Шалаева И.Ю. Организационно-методические особенности проведения занятий по плаванию в груп-
пах «Мама и малыш» / И.Ю. Шалаева, И.М. Сазонова, Т.А. Крохина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 3. - 69 с.
10. Шалаева И.Ю. Особенности проведения занятий плаванием с детьми раннего возраста в группах «Мама и малыш» / И.Ю. Шалаева, И.М. Сазонова, Т.А. Крохина // Успехи современной науки. - 2016. - № 6, Т. 2. -С. 117-119.
11. Шейх-Заде Ю.Р. Способ определения уровня стресса / Ю.Р. Шейх-Заде, К.Ю. Шейх-Заде // Патент № 2147831 РФ, приоритет от 23.01.97. - Опубл. 27.04.2000 в БИ №12.
12. Kerdo I. Ein aus Daten der Blutzikulation kalkulierter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslagc / von I. Kerdo // Acta neurovegetativa. - 1966. - V. 29, №.2. -Р. 250-268.
13. Sigmundsson H. Baby swimming: exploring the effects of early intervention on subsequent motor abilities / H. Sigmundsson, B. Hopkins // Child Care Health and Development. - 2009. - № 36(3). - Р. 428-430.
14. Yurchyshyn O.M. Cardiovascular system indicators in the primary school-aged children during the adaptation to educational loads in the region with iodine efficiency / O.M. Yurchyshyn, O.S. Komissarova1 , T.V. Fartushok , L.M. Palytsia, B.A. Lokai // Св^ медицини та бюлогп. -2020. - № 1 (71). - Р. 149-153.
HEMODYNAMIC ADAPTATION OF YOUNG CHILDREN ENGAGED IN RECREATIONAL SWIMMING
E. Salnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor ofthe Theory Department and methods ofswimming, sailing and rowing,
Ya. Bugayets, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor ofthe Department of Physiology, Gronskaya, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor ofthe Department of Physiology, M. Maluka, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor ofthe Department of Physiology, T. Isaenko, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor ofthe Department of Physiology. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.
Contact information for correspondence: Krasnodar, 350015, Russia, Budyonny Str. 161; e-mail: elenasalnikova99@[email protected].
Annotation.
Relevance. The development of children in early childhood is characterized by adaptive restructuring of the body, the evaluation criterion of which is the functioning of the cardiovascular system. Rapid motor activity at this age is accompanied by the improvement of the autonomic nervous system. For children of this age, recreational swimming classes are relevant, which contributes to their harmonious development and has a beneficial effect on the processes of recreation.
The purpose of this work was to study cardiohemo-dynamics in the adaptive processes of early childhood children engaged in recreational swimming.
Methods. The article presents the results of a study of hemodynamic parameters in 14 boys 2-3 years old engaged in recreational swimming. At the beginning and after six months of classes, height, weight, heart rate and blood pressure were recorded. A number of functional indicators were calculated, based on the values of which the reserves of the cardiovascular system were estimated,
characterizing the adaptive capabilities of the child's body. Methods of mathematical statistics (Statistica 10) were used. The reliability of the differences is based on the Student's t-test.
Results. As a result of the conducted studies, the formation of a more economical work of the heart was found due to a decrease in the frequency of contractions, an increase in their strength and systolic blood volume, as evidenced by a significant increase in the shock index, a decrease in the value of the double product and positive changes in the performance of the vascular bed. In the vegetative regulation, pronounced sympathicotonia and its decrease in the course of classes were noted. The increase in the functional reserves of the cardiovascular system was characterized by a decrease in the adaptive coefficient and an increase in the level of the functional state of the child's body.
Conclusion. After six months of recreational swimming, positive cardiohemodynamics is noted, which, in combination with changes in vegetative indicators, positively affects adaptive processes, increases the level of reserve functional capabilities of the body of young children.
Keywords: cardiovascular system, adaptation, young children, recreational swimming.
References:
1. Bugaec YA.E., SHvydchenko I.N., Berdichevskaya E.M. [et al.] Adaptaciya k fizicheskim nagruzkam lic s ogranichen-nymi vozmozhnostyamizdorov'ya [Adaptation to physical loads of persons with limited health opportunities]. Krasnodar: FSBEI Vo KGUFKST, 2017, 101 p.
2. Butysina N.A., Krylov V.N. System of blood circulation and vegetative status of children of the first year of life during swimming classes. Sistema krovoobrashcheniya i vegetativnyj status detej pervogo goda zhizni pri zanyati-yahplavaniem [Bulletin of the Nizhny Novgorod University]. 2009, no. 4, pp. 91-96. (in Russian)
3. Karpov A.A. Adaptation of the human body to physical loads. Nauka-2020 [Nauka-2020]. 2021, no 1(46), pp. 9799. (in Russian)
4. Podlevskikh T.S., Popova I.V., Belyakov V.A. functional indicators of the cardiovascular system in children of early age with a different level of adaptation. Pediatriya [Pediatrics]. 2012, vol. 91, no 1, pp. 54-57. (in Russian)
5. Romanceva N.A. Modificirovannaya formula Starra dlya detej 8-14 let [Modified Starr formula for children aged
8-14 years]. Available at: http://bono-esse.ru/blizzard/A7 Fiziologija/cor_vibros.html (in Russian)
6. Sorokin V.P., Fedyuk N.S., Ivashchenko D.E. [et al.] Swimming as a means of physical development of children of Thoracic, nursery and preschool age and Prevention of diseases. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2020, no 6 (184), pp. 346-350. (in Russian)
7. Trishin E.S., Berdichevskaya E.M., Trishin A.S., Isaenko T.A. Vozrastnaya fiziologiya [Age physiology]. Krasnodar: KGUFKST publ., 2021, 60 p. (in Russian)
8. Cetiev A.A., Isakova M.A., Kalashnikova L.D. Osnovnye zadachi protsess of physical education in the formation of motor skills and skills of children of early age. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University]. 2018, no 6 (160), pp. 275-278. (in Russian)
9. Shalaeva I.Yu., Sazonova I.M., Krohina T.A. Organizational and methodological features of conducting swimming classes in groups «Mama and baby» Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Education, Training]. 2016, no. 3, 69 p. (in Russian)
10. Shalaeva I. Yu., Sazonova I. M., Krohina T. A. Features of conducting swimming classes with children of early age in groups «Mama and baby». Uspekhi sovremennoj nauki [Successes of modern science]. 2016, no 6, vol. 2, pp. 117-119. (in Russian)
11. SHejh-Zade YU.R., SHejh-Zade K.YU. [Way to determine the level of stress]. Patent No. 2147831 of the Russian Federation, priority of 23.01.97. Published. 27.04.2000 in BI no 12.
12. Kerdo I. Ein aus Daten der Blutzikulation kalkulierter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslagc. Acta neurovegetativa. 1966, v. 29, no.2, pp.250-268.
13. Sigmundsson H., Hopkins B. Baby swimming: exploring the effects of early intervention on subsequent motor abilities. Child Care Health and Development. 2009, no 36(3), pp.428-430.
14. Yurchyshyn O.M., Komissarova1 O.S., Fartushok T.V., Pa-lytsia L.M., Lokai B.A. Cardiovascular system indicators in the primary school-aged children during the adaptation to educational loads in the region with iodine efficiency. World of Medicine and biology. 2020, no 1 (71), pp. 149153.
Поступила / Received 01.03.2021 Принята в печать / Accepted 25.03.2022