УДК 372.879.6
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диана Дмитриевна Кучукова, старший преподаватель, Ольга Владимировна Резенько-
ва, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Юрий Анатольевич Филиппов, кандидат философских наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь; Григорий Владимирович Аветян, президент, Федерация тхэквондо Георгиевского городского округа, г. Георгиевск; Любовь Сосламбековна Ози-ева, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос функциональных изменений дыхательной и сердечнососудистой систем организма детей дошкольного возраста 5-6 лет в процессе занятий оздоровительным плаванием на основе использования дыхательных упражнений в воде. Представлен сравнительный анализ функциональных показателей кардиореспираторной системы детей участвующих в эксперименте. Применяемые нами функциональные пробы для исследования показателей кардиореспираторной системы систем, позволили определить функциональный резерв и качество реакции на нагрузку со стороны сердечно-сосудистой системы и показатели функционального состояния дыхательной системы. В процессе исследования удалось проследить значительные изменения функционального состояния кардиореспираторной системы детей-пловцов экспериментальной группы, занимающихся по методике оздоровительного плавания на основе дыхательных упражнений в воде. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, функциональные пробы для исследование параметров дыхательной и сердечно-сосудистой систем, математико-статистические методы. Заключение. Основными результатами исследования является проверка и обоснование предположения о том, что регулярные занятия оздоровительным плаванием на основе дыхательных упражнений в воде с достаточно интенсивной степенью нагрузки, улучшат функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма детей дошкольного возраста, в течении полугодичного периода и окажут заметный оздоровительный эффект. Материалы статьи могут быть полезны специалистам дополнительных образовательных учреждений и студентам средних и высших образовательных учреждений в сфере физической культуры и адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: оздоровительное плавание, двигательная активность, дошкольный возраст, функциональные возможности организма.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p252-257
INFLUENCE OF HEALTHY SWIMMING ON FUNCTIONAL INDICATORS OF RESPIRATORY AND CARDIOVASCULAR SYSTEMS OF PRESCHOOL CHILDREN
Diana Dmitrievna Kuchukova, the senior teacher, Olga Vladimirovna Rezenkova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, department chair, Yuri Anatolyevich Filippov, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, North Caucasian Federal University, Stavropol; Grigory Vladimirovich Avetyan, the president, Federation of Taekwondo of St. George City District, Georgievsk; Lyubov Soslambekovna Ozieva, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department chair, Ingush State University, Magas
Abstract
The article considers the issue of functional changes in the respiratory and cardiovascular systems of the body of preschool children 5-6 years old in the process of recreational swimming based on the use of breathing exercises in water. A comparative analysis of the functional indicators of the cardiorespiratory system of children participating in the experiment is presented. The functional tests used by us to study the
parameters of the cardiorespiratory system of the systems made it possible to determine the functional reserve and the quality of the response to the load from the cardiovascular system and the indicators of the functional state of the respiratory system. In the course of the study, it was possible to trace significant changes in the functional state of the cardiorespiratory system of children-swimmers of the experimental group, engaged in the method of recreational swimming based on breathing exercises in water. To solve the tasks, the following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature on the problem research, pedagogical experiment, functional tests for the study of the parameters of the respiratory and cardiovascular systems, mathematical and statistical methods. Conclusion. The main results of the study are to verify and substantiate the assumption that regular recreational swimming on the basis of breathing exercises in water with a sufficiently intense degree of load will improve the functional state of the cardiovascular and respiratory systems of the body of preschool children, within a six-month period and will have a noticeable health improvement. Effect. The materials of the article can be useful for specialists of additional educational institutions and students of secondary and higher educational institutions in the field of physical culture and adaptive physical culture.
Keywords: recreational swimming, physical activity, preschool age, functional capabilities of the organism.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного физического воспитания. Здоровье детей - одна из важнейших проблем, которая обусловлена поиском наиболее эффективных средств оздоровления детей. Отмечаемые негативные факторы окружающей среды приводит к тому, что большинство дошкольников болеют несколько раз в год, что нередко приводит к развитию хронических заболеваний. В последние годы возросло число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, только часть дошкольников приходят в школу абсолютно здоровыми [6, 7].
Многолетний опыт работы и анализ литературных источников по проблеме исследования показали, что наиболее действенным методом оздоровления является плавание. Общая оценка благотворного влияния плавания на организм ребёнка заключается в укреплении различных функциональных систем детского организма.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ребенка. Двигательная активность становиться естественным фактором, определяющим гармоничное развитее всех систем организма ребенка. Оздоровительное плавание воздействует практически на все органы и системы детского организма. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Систематические занятия оздоровительным плаванием улучшают физическое развитие детей [7]. В целом оздоровительное плаванье можно назвать самым полезным видом двигательной активности, особенно для детей дошкольного возраста.
Оздоровление дошкольников посредством плавания, позволит нейтрализовать отрицательное влияние внешних факторов на нормальное развитие организма детей.
Объектом исследования избраны функциональные изменения дыхательной и сердечно-сосудистой систем у детей дошкольного возраста в процессе занятий оздоровительным плаванием.
Связанные с этим проблемы затрагиваются во многих научных работах, посвященных как теоретическим, так и практическим аспектам преподавания физкультуры в дошкольных образовательных учреждениях и оздоровительной физкультуры [2].
Важнейшие показатели кардиореспираторной системы дошкольников, которые в свою очередь говорят о физической готовности организма ребенка к преодолению нагрузок, изменяются в процессе взросления, в силу роста и возрастных изменений ребенка. «Показатели функциональных систем изменяются также под воздействием физических упражнений. Наиболее эффективно способствуют развитию и укреплению этих систем являются систематические занятия плаванием» [5].
Предмет исследования. Нами рассматривались и анализировались функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем мальчиков дошкольного возраста занимающихся оздоровительным плаванием. В настоящее время существует большое количество наблюдений сделанных специалистами и учеными, касающихся общих закономерностей изучаемого нами вопроса, остается еще достаточно нерешенных вопросов и есть широкое поле для перспективных разработок.
Цель исследования. Выявить и описать влияние занятий оздоровительным плаванием на основе использования дыхательных упражнений в воде на изменения функционального состояния кардиореспираторной системы детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается том, что в научной литературе достаточно хорошо изучен вопрос оздоровления детей школьного возраста и описаны эффекты спортивного и оздоровительного плавания на физическое развитие и функциональное состояние организма детей в младшем школьном возрасте и в подростковый период. При этом влияние занятий оздоровительным плаванием на организм детей дошкольного возраста рассматривается в недостаточной мере. В экспериментальном материале нашей работы, показаны особенности функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей дошкольного возраста при регулярных занятиях оздоровительным плаванием основанных на применении дыхательных упражнений в воде. Это позволило более точно проследить изменения функционального состояния кардиореспираторной системы организма детей дошкольного возраста, занимающихся оздоровительным плаванием, что позволит специалистам практикам более четко планировать организацию учебно-тренировочных занятий по плаванию с дошкольниками.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, функциональные пробы для исследование параметров дыхательной и сердечно-сосудистой систем, математико-статистические методы. Исследование параметров и функционального состояния сердечно-сосудистой системы производилось при помощи пробы Мартине-Кушелевского и пробы Руфье [3]. При исследовании функционального состояния дыхательной системы производили замеры окружности грудной клетки на вдохе и выдохе, определялась экскурсия грудной клетки и измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) при помощи спирометра. Измерения окружности грудной клетки, а также определения функционального состояния кардиореспираторной системы, проводилось у дошкольников занимающихся оздоровительным плаванием с применением дыхательных упражнений в воде и у детей дошкольного возраста занимающихся плаванием, направленному на обучение плаванию и общее развитие ребенка.
Для участия в эксперименте были отобраны мальчики дошкольного возраста 5-6 лет, занимающиеся оздоровительным плаванием в детском спортивно-оздоровительном центре «Аквапузики» г. Ставрополь, в экспериментальную (ЭГ) и контрольную группу (КГ) вошли по 9 мальчиков (п=9). В первую группу были включены занимающиеся, приступившие к регулярным занятиям оздоровительным плаванием на основе дыхательных упражнений в воде. Во вторую занимающиеся того же возраста, получающие физическую нагрузку по общему учебному плану принятом в спортивно-оздоровительном центре «Аквапузики». В рамках проводимого педагогического эксперимента, результаты функциональных проб занимающихся экспериментальной и контрольной групп, полученные в начале и в конце эксперимента подвергались сравнению.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
В результате опытно-экспериментальной работы удалось проследить значительные достоверные (р<0,05) изменения функционального состояния кардиореспираторной си-
стемы пловцов экспериментальной группы. Таким образом, показатели функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем у детей, занимающихся оздоровительным плаванием на основе дыхательных упражнений в воде выше чем у детей, занимающихся оздоровительным плаванием по учебному плану, принятому в центре «Аква-пузики». Средние показатели функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой систем детей экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента представлены в таблице (таблица 1).
Экспериментальные данные подчеркивают влияние оздоровительных занятий, основанных на дыхательных упражнениях в воде на уровень функциональных показателей кардиореспираторной системы. Повышение минутного объема дыхания при плавании связано с увеличением глубины и частоты дыхательных движений. Но величина легочной вентиляции зависит не только от того, насколько полным будет вдох, но и от того, насколько полным будет выдох. Если выдох неполный, то легочная вентиляция уменьшается.
Таблица 1 - Средние показатели дыхательной и сердечно-сосудистой системы организма дошкольников занимающихся плаванием экспериментальной и контрольной группы_
Значение показателей мальчиков экс- Значение показателей мальчиков кон-
Виды показателей функциональ- периментальной группы трольной группы
ного состояния В начале экспери- В конце экспери- В начале экспери- В конце экспери-
мента мента мента мента
Проба Мартине-Кушелевского 0,3±0,01 0,5±0,01 0,2±0,01 0,3±0,01
(усл.ед.)
Проба Руфье 6,7±0,08 5,6±0,6 6,8±0,08 6,6±0,06
Окружность груд- на вдохе 60,5±0,6 64,6±0,6 60,2±0,7 60,7±0,7
ной клетки (см) на выдохе 55,5± 57,4± 55,1± 55,8±
Экскурсия (см) 5±0,2 7±0,3 5±0,3 6±0,1
Жизненная емкость легких (мл) 761,4±1,3 991,8±0,4 754,3±1,3 899,7± 1,2
Показательно также то, что параллельно с приростом функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем идет прирост соматических признаков, так наблюдаются значительные изменения в обхвате грудной клетки у детей 5-6 лет, занимающихся в экспериментальной группе.
Касательно функциональных показателей дыхательной системы, у детей экспериментальной группы можно наблюдать значительное увеличение жизненной емкости легких (ЖЕЛ). При этом, если на начальном этапе эксперимента величина ЖЕЛ у дошкольников в контрольной и экспериментальной группах, примерно равная (ЭГ - 761,4 мл; КГ - 754,3 мл), то в процессе занятий наблюдается значительный прирост у мальчиков, занимающихся в экспериментальной группе и в значительно меньшей степени у мальчиков занимающихся в контрольной.
Сердечно-сосудистая система в детском возрасте несовершенна так, как объем крови на килограмм массы у ребенка больше, чему взрослого, а пути ее передвижения по сосудам короче, а кровеносные сосуды относительно широки и ток крови по ним от сердца затруднен. Ток крови к сердцу облегчается за счет того, что ребенок очень подвижен: движения способствуют проталкиванию венозной крови по сосудам. По нению Шмерко О.В. «Сердце ребенка очень быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу адаптируется к изменению нагрузки» [8].
Касательно функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, у детей экспериментальной группы можно наблюдать значительное увеличение показателя реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы (ССС) на нагрузку (проба Мартине-Кушелевского). При этом, если в начале ПР ССС у детей контрольной и экспериментальной группах, примерно равная (ЭГ - 0,3 усл.ед.; КГ - 0,2 усл.ед.), то в процессе занятий наблюдается значительный прирост у мальчиков, занимающихся в экспериментальной группе - 0,5 усл.ед. и в значительно меньшей степени у мальчиков занимающихся в кон-
трольной - 0,3 усл.ед.
ВЫВОДЫ
Занятия оздоровительным плаванием на основе дыхательных упражнений вводе, благотворно повлияли на развитие функциональных показателей кардиореспираторной системы. За счет применения большого количества дыхательных упражнений в экспериментальной группе, показатель экскурсии грудной клетки на завершающем этапе эксперимента достоверно выше чем в контрольной (р<0,05). Развитие межреберных мышц задействованных в экскурсии грудной клетки, объясняется спецификой избранной методики, связанной с преодолением сил давления воды во время дыхательных движений пловца.
Статистически достоверные различия средних величин изучаемых показателей пловцов-мальчиков 5-6 лет, занимающихся оздоровительным плаванием, указывают на то, что изменения произошли не только за счет возрастного развития организма, но и явились результатом целенаправленной тренировочной работы.
Педагогический эксперимент позволил достоверно оценить изменения показателей функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем пловцов-мальчиков под влиянием нагрузок по предложенной методике оздоровительного плавания на основе дыхательных упражнений в воде и сравнить их с аналогичными показателями мальчиков 5-6 лет, посещающих занятия, проводимые по общепринятому учебному плану. В итоге получилось определить эффективность применение дыхательных упражнений в воде на занятиях оздоровительным плаванием и их роль в развитии функциональных показателях кардиореспираторной системы детей дошкольного возраста и в их общем оздоровлении. Таким образом, в процессе направленного использования систематических занятий оздоровительным плаванием на основе дыхательных упражнений в воде создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия на организм детей дошкольного возраста. Для формирования и укреплению здоровья занимающихся дошкольников в условиях занятий в центрах дополнительного образования рационально использовать учебно-тренировочные занятия по оздоровительному плаванию.
Сочетание упражнений различной интенсивности с дыхательными упражнениями в воде, оказывает общеукрепляющее действие на функцию кардиореспираторной системы, адаптацию организма к физическим нагрузкам, способствует нормализации функциональных показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Исходя из всех этих соображений, можно с уверенностью утверждать, что оздоровительное плавание должно входить в число основных средств системы физического воспитания дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - Москва : Академия, 2003 - 416 с.
2. Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников / И.Т. Богина, И.Б. Кур-кина, Е.А. Сагайдачная. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 158 с.
3. Буйкова, О.М. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культур е: учебное пособие / О.М. Буйкова, Г.И. Булнаева. - Иркутск : ИГМУ, 2017. - 24 с.
4. Петрова, Н.Л. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - Москва : ФАИР, 2008. - 120 с.
5. Рыбак, М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками / М.В. Рыбак. - Москва : СФЕРА, 2012. - 96 с.
6. Рябышева, О.И. Здоровьесберегающая среда детского сада / О.И. Рябышева. Л.А. Ле-нецкая // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - № 1. - С. 22-25.
7. Фридман, Ф.Б. Плавание для малышей / Ф.Б. Фридман. - Москва : Этерна, 2009. - 96 с.
8. Шмерко, О.В. Обучение детей 5-7 лет плаванию с введением элементов синхронного плавания в малогабаритных бассейнах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шмерко Ольга Валентиновна - Москва, 2006. - 25 с.
REFERENCES
1. Bezrukikh, M.M., Sonkin, V.D. and Farber, D.A. (2003), Age physiology (physiology of child development): textbook for students of higher pedagogical institutions, Academy, Moscow.
2. Bogina, T.I., Kurkina, I.B. and Sahaidachnaya, E.A. (2011), Modern methods of health improvement for preschoolers, Mosaic-Synthesis, Moscow.
3. Buikova, O.M. and Bulnaeva, G.I. (2017), Functional tests in medical and mass physical culture: textbook, ISMU, Irkutsk.
4. Petrova, N.L. and Baranov, V.A. (2008), Swimming. Teaching technique for children from an early age, FAIR, Moscow.
5. Rybak, M.V. (2012), Classes in the pool with preschoolers, SPHERE, Moscow.
6. Ryabysheva, O.I. and Lenetskaya, L.A. (2015), "Health-saving environment of a kindergarten", Preschool educational institution management, No. 1, pp. 22-25.
7. Friedman, F.B. (2009), Swimming for babies, Eterna, Moscow.
8. Shmerko, O.V., (2006), Teaching children 5-7 years old to swim with the introduction of synchronized swimming elements in small-sized pools, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2021
УДК 372.8
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет
Аннотация
Экологические проблемы, существующие в настоящее время, затрагивают все сферы деятельности человечества, поэтому необходимо уже на уровни школы знакомить учащихся с возможными экологическими угрозами для каждого человека в отдельности и для общества в целом. В статье рассматриваются особенности организации экологического образования и воспитания в рамках предмета «Экономика», опираясь на возрастные особенности школьников. Описаны требования, предъявляемые к учителю, для эффективного построения образовательного процесса. Раскрыты основные цели экологического образования. Описаны методические рекомендации по организации занятий при изучении таких тем как «Страхование», «Налоги», «Бизнес».
Ключевые слова: экологическое воспитание, школьники, экономическое образование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p257-260
ECOLOGIZATION OF SCHOOL ECONOMIC EDUCATION
Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University
Abstract
Environmental problems that exist today affect all spheres of human activity, therefore, it is necessary to acquaint students at school with possible environmental threats for each person individually and for society as a whole. The article examines the features of the organization of environmental education and upbringing in the framework of the subject "Economics", based on the age characteristics of schoolchildren. The requirements for the teacher for the effective construction of the educational process are described. The main goals of environmental education are revealed. Described are guidelines for organizing