Научная статья на тему 'Газомоторная карта России'

Газомоторная карта России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / КПГ / СПГ СУГ / ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / ГАЗПРОМ / NGV / CNG / LPG / FILLING STATION / GAZPROM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пронин Е. Н.

В 2013 г. регионы Российской Федерации включились в активную работу над расширением использования газовых видов моторного топлива на транспорте. Одни сотрудничают с Газпромом, другие с Роснефтью, третьи с Сибуром. Кто-то действует самостоятельно. Взглянем на газомоторную карту России. На то, что делается в субъектах Федерации по выполнению поручений Президента и Правительства России по материалам средств массовой информации, региональных и корпоративных PR-служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пронин Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NGV Map of Russia

In 2013 Russian provinces stepped on the way towards cleaner, safer and cheaper mobility. Being number one gas producer in the world, Russia has to become the leader in the use of methane for transportation. President Putin and Prime Minister Medvedev have instructed Russian regions and companies to switch their on-road vehicles to gaseous fuels instead of traditional diesel and petrol. No less than 50% of mass transit vehicles shall use CNG, LNG or LPG. What do various parts of Russian Federation do to meet the task assigned by national leaders? This analysis paints the national NGV map.

Текст научной работы на тему «Газомоторная карта России»

(Щ

Информационные материалы

Газомоторная карта России

Е.Н. Пронин, главный специалист ООО «Газпром экспорт»

В 2013 г. регионы Российской Федерации включились в активную работу над расширением использования газовых видов моторного топлива на транспорте. Одни сотрудничают с Газпромом, другие - с Роснефтью, третьи - с Сибуром. Кто-то действует самостоятельно. Взглянем на газомоторную карту России. На то, что делается в субъектах Федерации по выполнению поручений Президента и Правительства России по материалам средств массовой информации, региональных и корпоративных РЯ-служб.

Ключевые слова: природный газ, КПГ, СП Г, СУГ, заправочная станция, Газпром.

Башкирия имеет существенный задел по использованию природного газа в качестве моторного топлива. С 2000 г. спрос на КПГ в Республике вырос в 20 (!) раз и превысил 22 млн м3. Сейчас на метане работают более 4 тыс. автомобилей, включая автотранспорт общественного пользования. В Башкортостане построены 11 АГНКС и до 2015 г. планируется построить еще четыре, включая две станции в Уфе. Кроме того, имеются планы по применению ПАГЗ для обеспечения метаном автомобилей автотранспортных предприятий, не имеющих собственных заправочных мощностей.

Владимирская область подписала соглашение с ООО «Газпром газомоторное топливо» («Газпром ГМТ») по совместному развитию областного парка техники, работающей на природном газе, и газозаправочной инфраструктуры. Область представляет собой очень перспективный регион: здесь имеется опыт газификации транспорта практически во всех сегментах - легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, коммунальные машины, сельскохозяйственная техника. Именно во Владимирской области в СПК «Воронежский» Коль-чугинского района была построена первая по-настоящему «деревенская» АГНКС. Газпром включил Владимирскую область в перечень приоритетных субъектов России по переводу транспорта на газ. Кроме того, предприятия

области (Точмаш, ОСВАР, Автоприбор, КЭМЗ) способны выпускать до 85 % оборудования, необходимого для развития регионального и соседних газомоторных рынков. К реализации программы газификации транспорта могут быть также привлечены создаваемые во Владимирской области отделения компаний «Волгабас» и «Авиа Ашок Лейланд Русь». Владимирский тракторный завод когда-то примерялся к производству тракторов на СУГ. Однако дальше опытных образцов дело не пошло.

Вологодская область запланировала начать строительство двух АГНКС в 2013 (Вологда) и 2014 г. (Череповец). В Вологодском муниципальном

автотранспортном предприятии, в непосредственной близости от которого и будет создана газовая заправка, в 2013-2015 гг. планируют купить 280 автобусов на КПГ.

Камчатский край. В Петропав-ловске-Камчатском продолжается строительство первой в Дальневосточном федеральном округе АГНКС.

Кемеровская область. В Центральном районе Новокузнецка открыта новая АГНКС - третья в городе и 11-я в области. В настоящее время идет подбор площадки для следующей станции в Новоильинском районе Новокузнецка, расположенном на левом берегу Томи.

I ..ifffflrmnTr,.-. Д|Дн4Д1<

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (36), декабрь 2013 г.

Информационные материалы

Краснодарский край также заключил соглашение о сотрудничестве с «Газпром ГМТ». Регион разрабатывает программу расширения применения газовых видов топлива на транспорте. Край намерен в ближайшие 3-5 лет перевести на природный газ половину общественного транспорта. В ближайшее время НЕФАЗ поставит в Краснодарский край 100 газовых автобусов. Предприятия агропромышленного комплекса планируют перевести на газ примерно 420 автомобилей. По словам губернатора Александра Ткачева, Краснодарский край намерен стать первым в России, где к 2020 г. транспорт региона будет экологически чистым на 90 %.

Красноярский край. Краевая администрация совместно с мэрией города намерена до конца года разработать трехлетний план по поэтапному переводу муниципального общественного транспорта на СУГ и топливо классов Евро-4 и Евро-5. Подобная попытка уже предпринималась в конце 1990-х гг., но тогда она не увенчалась успехом.

Ленинградская область и ООО

«Газпром газомоторное топливо» подписали соглашение о расширении

использования природного газа в качестве моторного топлива. Область разрабатывает перечень строящихся объектов газомоторной инфраструктуры на 2013-2014 гг., готовится внедрить в 2013-2014 гг. триста новых газовых автобусов (150 уже в этом году), а также планирует принять нормативные акты, стимулирующие применение природного газа в качестве моторного топлива. «Газпром ГМТ» берет на себя строительство газозаправочных станций, а Ленинградская область будет содействовать обеспечению загрузки АГНКС по графику: 15 % - с 1-го месяца эксплуатации, 65 % - с 13-го и 70 % - с 25-го. Первыми газовые автобусы уже получили в Волхове и Бокситогорске. Эти два города участвуют в региональной программе утилизации отработавших ресурс автобусов. Участие в программе - обязательное условие включения в федеральную программу по переводу общественного транспорта на газомоторное топливо. Финансирование приобретения газовых автобусов ПАЗ осуществляется по схеме: 80 % - Федерация (10 млн руб.) и 20 % - Ленинградская область (2,5 млн руб.).

Москва. Мэр Москвы Сергей Со-бянин и председатель правления

Газпрома Алексей Миллер подписали соглашение о модернизации автозаправочных станций. Сто московских АЗС должны быть дооборудованы газозаправочной техникой. В 2014 г. должно начаться строительство 20 новых АГНКС. В 11 автобусных парках столицы планируется создать гаражные газовые заправки. С середины 1980-х гг. в Москве построены 10 АГНКС. Они расположены на МКАД. Принадлежат эти станции ГУДП «Управление Мосавтогаз». К сожалению, из десяти построенных объектов заправиться метаном сегодня можно только на четырех. Не намного лучше ситуация в Московской области, где у Мосавтогаза еще десяток АГНКС. Пока других производителей КПГ, за исключением одной АГНКС, принадлежащей МГПЗ, в Москве и области нет. Газпром и Москва будут сотрудничать в развитии газомоторной инфраструктуры, приспособлении производственно-технической базы предприятий, обучении инженерно-технического персонала и водителей, модернизации нормативно-правовой базы. Следует помнить, что среди московских автомобилистов достаточно популярным является СУГ. Из 1,4 млн российских автомобилей на пропане московскую прописку имеют 93 тыс., еще 77 тыс. пропановых автомобилей ездят в Московской области. Общий спрос на СУГ для автотранспорта в России приближается к 2,5 млн т/год.

Мурманская область в качестве стратегического партнера по газификации транспорта выбрала Роснефть, с которой подписано пятилетнее соглашение.

Нижегородская область имеет большой опыт использования на транспортных средствах сжиженного углеводородного газа. Сейчас в области на пропане работают 118 муниципальных автобусов - 100 в Нижнем Новгороде и 18 в Ветлуге. 11 автобусов должны в ближайшем будущем

поступить в муниципалитет Кстово. Пилотный проект по переводу на газ 100 автобусов, реализованный в 2012 г. областным правительством совместно с Газпромом и Сибуром, позволил за полгода работы сэкономить около 6 млн руб. Горьковский автозавод пока не представил внятных планов производства газовых автомобилей.

Новгородская область имеет богатый опыт эксплуатации муниципальных автобусов на природном газе. В областной столице на метане работают 57 % автобусов. В целом по области 27 % общественного транспорта применяет КПГ. Новгород Великий наряду с еще 30 субъектами Федерации включен в перечень регионов, где Газпром будет строить новые АГНКС.

Новосибирская область в 20132016 гг. планирует построить новые АГНКС в районе Барабинска (трасса «Байкал»), Черепаново («Чуйский тракт»), Тогучин (Ленинск-Кузнецкая трасса), Колывань (Колыванское шоссе). В 2014 г. Новосибирск планирует приобрести три газовых автобуса НЕФАЗ, в 20152016 гг. еще по шесть машин. В целом Новосибирская область планировала купить 50 ед. муниципального и коммерческого автотранспорта на метане. Однако в свете решений руководства

страны администрация области предполагает пересмотреть объем закупки «в сторону значительного увеличения». ПАТП 4 Новосибирска провело опытную эксплуатацию газового НЕФАЗА, в ходе которой установлено: по сравнению с дизельной модификацией экономия затрат составила 369 руб. на 100 км пробега.

Омская область выстраивает партнерские взаимоотношения с Газпромнефтью. АЗС компании будут укомплектовываться заправочными метановыми блоками.

Оренбургская область в 20132016 гг. планирует приобрести более 600 автобусов, 900 коммунальных и 1000 сельскохозяйственных машин, работающих на метане. По предварительным оценкам, на приобретение этой техники будет затрачено около 4 млрд руб. Первые 23 автобуса на КПГ появятся в области уже в 2013 г. В рамках соглашения с ООО «Газпром газомоторное топливо» запланировано строительство 13 новых АГНКС. В Оренбургской области уже есть определенный опыт эффективного использования природного газа в качестве моторного топлива. Так, ООО «Газпром добыча Оренбург» с 2009 г. заменило метаном более 10 млн л нефтепродуктов и получило экономию в 103 млн руб.

Пермский край планирует увеличить парк АГНКС в столице края сдвух до четырех станций. Всего в регионе сегодня находятся в эксплуатации семь АГНКС.

Санкт-Петербург подписал соглашение с «Газпром ГМТ», которое позволит к 2020 г. газифицировать половину автобусов ГУП «Пассажирав-тотранс» (800 ед.), а также часть парка коммунальных машин города.

Сахалинская область и Роснефть подписали соглашение о сотрудничестве в сфере использования газомоторного топлива в регионе. Кстати, аналогичное соглашение Сахалин имеет и с Газпромом. В ближайшие четыре года область планирует инвестировать в газификацию транспорта порядка 2,5-3,0 млрд руб. - примерно по 600-700 млн руб. в год Южно-Сахалинск намерен выделять на приобретение нового вида техники. Примерно столько же, по некоторым оценкам, партнеры будут вкладывать в развитие газозаправочной инфраструктуры. На острове у Роснефти действуют 22 АЗС. У Газпрома своих станций там пока нет, но компания планирует в 2014 г. построить в Южно-Сахалинске две АГНКС.

Татарстан начал работы по газификации транспорта несколько раньше других субъектов Федерации. На метане в Республике работают 2,1 тыс. машин. КАМАЗ, НЕФАЗ и РариТЭК освоили выпуск газовых грузовиков и автобусов. В 2013 г. Татарстан купил 262 газовых автобуса. Общий объем финансирования составил 932,6 млн руб. по схеме: 70 % средств - Федерация, 30 % - республика. Получен опыт массовой эксплуатации газовой техники при обслуживании Универсиады в 2013 г. Общие затраты на топливо для 130 газовых НЕФАЗов составили 1,68 млн руб., что в два раза меньше, чем при использовании дизельного топлива. В Республике

НИ ЙЯЯВВР Л Фв вя# ¿¡^¿^ ЩИ

«Транспорт на альтернативном топливе» № 6 (36), декабрь 2013 г.

Информационные материалы

принята 10-летняя программа газификации транспорта. Потенциальный парк транспортных средств для перехода на газ оценивается более чем в 34 тыс. автомобилей. В рамках программы будут построены и сданы в эксплуатацию 60 АГНКС и 150 дочерних станций, создано более 1,5 тыс. рабочих мест.

Томская область планирует построить новые АГНКС в Томске, Северс-ке, Асино и Мельниково.

Удмуртия намерена к 2020 г. газифицировать весь подвижной состав Удмуртавтотранса - около 400 ед. техники. По оценкам специалистов, Республике нужны 10 новых

АГНКС, которые могут быть построены в рамках соглашения с Газпромом. Республиканские власти рассматривают возможность перевода на газ не только автобусов, но также коммунальной и сельскохозяйственной техники.

Ульяновская область готова перевести на метан уже до 2015 г. 50-80 тыс. машин. Область намерена развивать сотрудничество с «Газпром ГМТ».

Хабаровский край в рамках совместной с Газпромом программы перевода автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо на 20142020 гг. ведет выбор земельного

Развитие регионального рынка газомоторного топлива в Оренбургской области

сентября в рамках XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» состоялась рабочая встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и губернатора Оренбургской области Юрия Берга.

Стороны обсудили ход реализации соглашения о сотрудничестве, подписанного еще в 2006 г. В частности, речь шла о развитии в регионе сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Отмечено, что в текущем году Газпром ведет разработку проектно-смет-ной документации по строительству девяти станций, которые компания планирует ввести в строй к январю 2015 г. Кроме того, продолжается реконструкция АГНКС в п. Илек Илекс-кого района.

Еще раньше председатель правления - генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков и губернатор Оренбургской области Юрий Берг подписали Соглашение о расширении использования природного газа в

качестве моторного топлива. Документом предусмотрен комплекс мероприятий по расширению использования газомоторного топлива на пассажирском автотранспорте, специальных транспортных средствах, коммунальной, сельскохозяйственной и иной технике на территории региона.

В частности, совместные усилия будут направлены на развитие парка техники, работающей на природном газе, строительство АГНКС, многотопливных заправочных станций (МТЗС) и других объектов газомоторной инфраструктуры. Данные работы будут синхронизированы, чтобы имеющийся к моменту запуска АГНКС парк техники мог потреблять компримиро-ванный газ в объеме не менее 30 % от

участка для строительства в 2014 г. первой АГНКС.

Чувашская Республика утвердила государственную программу развития транспортной системы региона на 2013-2020 гг. с объемом финансирования в 39,6 млрд руб. Часть средств будет выделена на внедрение газового топлива на пассажирском автотранспорте.

Якутия также продолжает наращивать газомоторный потенциал. Компания «Сахаметан» открыла в Якутске вторую АГНКС. В городе работают 800 частных автобусов, которые поэтапно будут переведены на природный газ.

максимальной производительности станции.

Для реализации соглашения правительство Оренбургской области обеспечит создание парка газомоторной техники для государственных нужд, оснащение производственно-технической базы организаций для эксплуатации такой техники, подготовку инженерно-технического персонала и водителей. Помимо этого, региональные власти будут совершенствовать нормативно-правовую базу.

В свою очередь «Газпром газомоторное топливо» обеспечит строительство, а также эксплуатацию действующих и вновь построенных объектов газомоторной инфраструктуры. Компания организует переоборудование техники для работы на природном газе и проведение периодического освидетельствования автомобильных газовых баллонов. Планируется оказывать методическую и консультационную помощь в организации технического обслуживания и ремонта газомоторной техники, обучении персонала и водителей.

Управление информации ОАО «Газпром»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.