Научная статья на тему 'Актуальные задачи по замене муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе и расширению сети газовых заправок'

Актуальные задачи по замене муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе и расширению сети газовых заправок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи по замене муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе и расширению сети газовых заправок»

Голубые коридоры

2 ноября, площадь перед центральным офисом ОАО «Газпром», выставка газомоторной техники, прошедшей тысячи и тысячи километров, чтобы продемонстрировать на деле преимущества газомоторного топлива во всех запланированных и незапланированных городах и поселках на маршруте автопробега.

И вот теперь красавцы-КАМАЗы, современные автобусы, легковые автомобили - вся автотехника, сверкающая и готовая вновь отправиться в путь, выстроилась в демонстрационном каре.

Выставку посетили член правления ОАО «Газпром», начальник департамента по

транспортировке, подземному хранению и использованию газа О.Е. Аксютин, начальник управления по газификации и использованию газа В.Н. Матюшечкин, другие сотрудники Газпрома, приглашенные, корреспонденты.

Финальным событием, подведшим черту под серией мероприятий 2011 г., посвященных популяризации газового топлива, стало межотраслевое совещание на тему «Актуальные задачи по поэтапной замене муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе», с докладом на котором выступил О.Е. Аксютин.

15-й день Москва

Выставка газобаллонной техники на площади перед Газпромом О.Е. Аксютин приветствует участников автопробега

Актуальные задачи по замене муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе и расширению сети газовых заправок

О.Е.Аксютин,

член правления ОАО «Газпром», начальник Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа

Urgent Tasks Concerning the Staged Replacement of Municipal Transport with Natural Gas Vehicles and Extension of the Gas Fuelling Stations Network

O.E. Aksyutin

Газовые виды моторного топлива в силу своих экологических, экономических и ресурсных преимуществ по сравнению с традиционными нефтяными видами топлива получают все большее распространение во всем мире.

Тематика совещания «Актуальные задачи по поэтапной замене муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе и расширению сети газовых заправок в свете поручения Президента Российской Федерации от 27 июня 2011 года № пр-1923» выбрана не случайно: она продиктована современными императивами.

В недавнем поручении Президента Российской Федерации однозначно поставлена задача разработать программу государственного стимулирования следующих направлений работы:

• поэтапной замены муниципального автотранспорта автомобилями отечественного производства, в том числе работающими на газомоторном топливе;

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

11^ ffHiтлит I мтШ| Т1Г1Г Т^П^ПТГЛШИВВ!>»%•

О т-

• расширения сети заправок автомобильного транспорта газомоторным топливом, начиная с 2013 г.

Рассмотрим возможные пути выполнения этого поручения.

Знаменательно, что совещание проводится по окончании пробега газовых автомобилей «Голубой коридор» по маршруту Екатеринбург - Москва. Такие пробеги уже стали традиционными на различных континентах, являются следствием осознания экологических и экономических преимуществ природного газа, используемого в качестве моторного топлива практически на всех уровнях - государственном, частными компаниями и потребителями.

В пользу этого говорит мировая статистика.

За последнее десятилетие мировой парк газобаллонных автомобилей (ГБА) вырос более чем в десять раз и уже превысил 13 млн ед. (рис. 1). При этом число АГНКС составило 19290 ед.

Лидерами в области газификации транспорта являются такие страны, как Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Индия, на долю которых приходится более 70 % машин.

В Европе лидирует Италия, имея 761 тыс. автомобилей. В России парк газобаллонных автомобилей насчитывает 86 тыс.

Численность мирового парка автомобилей на КПГ для первой десятки стран приведена ниже.

Иран......................................................2859

Пакистан.............................................2850

Аргентина..........................................2031

Бразилия.............................................1694

Индия...................................................1100

Италия..................................................761

Китай....................................................600

Колумбия............................................348

Таиланд................................................267

Армения..............................................244

Украина...............................................200

Примечательно, что даже страны, традиционно считающиеся крупнейшими производителями и экспортерами нефти, создают задел для постепенного перевода транспорта на природный газ. В частности, в Объединенных Арабских Эмиратах (по данным на октябрь 2011 г.) при парке всего в 350 метановых автомобилей уже создана газозаправочная инфраструктура из 19 станций.

Согласно усредненным прогнозам специализированных экспертных организаций, мировой парк автомобилей, использующих метан в качестве топлива, к 2020 г. составит 60 млн (рис. 2). Доля метана в балансе моторного топлива вырастет в Азии до 11 %, в Америки - до 12 %, в Европе - до 14 %.

Вопреки некоторым скептическим оценкам, проблем с обеспечением транспорта природным газом в достаточно отдаленной перспективе не предвидится. Следует также учитывать и нетрадиционные источники природного газа: метан

угольных пластов, сланцевый газ, газ из коллекторов с малой проницаемостью. Сюда же можно добавить биогаз.

С учетом развития современных технологий нетрадиционный газ становится доступнее. Все это позволяет оптимистично смотреть в будущее.

Важной тенденцией развития газомоторного рынка в предстоящее десятилетие станет существенное расширение применения сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженного биометана на транспорте. Помимо грузового транспорта, увеличение использования СПГ придется на междугородные и международные автобусы, морские суда, железнодорожные локомотивы, авиационный транспорт.

Следует особо отметить, что значительный прирост потребления природного газа (КПГ, СПГ, биометан) будет достигнут за счет потребления его муниципальным и прежде всего пассажирским транспортом - автобусами и такси. Вырастет численность парка коммунальной техники, работающей на метане.

В России газомоторная отрасль в последние десятилетия развивалась волнообразно. После пика в начале 90-х гг., когда в результате принятия государственной программы газификации транспорта потребление КПГ превысило 0,5 млрд м3, уже к концу этого периода вследствие известных внутриполитических и экономических потрясений его потребление снизилось почти в десять раз.

В последние годы наметился новый рост, и в 2010 г. реализация природного газа для транспорта составила 345 млн м3 (рис. 3). В стране в настоящее время действуют 252 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, 207 из которых приходятся на долю ОАО «Газпром». Парк газобаллонных автомобилей составляет 86 тыс. ед., их них 4,6 тыс. принадлежат Газпрому.

В то же время темпы газификации транспорта в нашей стране нельзя назвать удовлетворительными. Причин для такого состояния дел немало:

• отсутствие федерального закона об использовании газовых видов моторного топлива и, как результат, соответствующих региональных программ;

• нежелание автотранспортных предприятий бюджетной сферы отказываться от традиционных нефтяных видов моторного топлива;

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

Голубые коридоры

200 млн.

100 млн.

2000 Y 2005 Y 2010 Y 2015 Y 2020 Y 2025 Y 2030 Y

Рис. 2. Прогноз развития мирового парка ГБА на КПГ:

--Международная и Латиноамериканская газомоторная ассоциации;

--Национальная газомоторная ассоциация России;

--Международный газовый союз (max);

--Международный газовый союз (min)

• отсутствие достаточно широкого предложения газобаллонных автомобилей заводского изготовления;

• недостаточное число АГНКС;

• пассивная позиция ряда администраций муниципальных образований и субъектов Федерации;

• неоправданные сложности с выделением и оформлением земельных участков под строительство АГНКС.

Со своей стороны ОАО «Газпром» последовательно проводит работу по газификации транспорта в Российской Федерации. Эта работа вписывается в контекст исполнения Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также поручения Президента Российской Федерации от 27.06.2011 г. № Пр-1923.

В рамках работы с регионами Общество подписало соглашения по газификации транспорта с Калужской, Нижегородской, Орловской и Тамбовской обл. В ходе завершившегося автопробега «Голубой коридор» подписаны соглашения и протоколы о намерениях между дочерними газотранспортными обществами Группы Газпром и региональными и городскими администрациями Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Самары, Саратова, Тамбова о совместном внедрении газомоторного топлива.

К городам-лидерам по реализации КПГ (млн м3) относятся: Нижний Тагил - 15,9; Нальчик - 11,1; Владикавказ - 10; Магнитогорск - 9,9; Новокузнецк - 9,6; Ульяновск - 9,3; Уфа - 8,9; Узловск - 8,8;

Москва - 8,5 (с учетом СПГ для РЖД); Рязань - 8.

В региональном разрезе наиболее развитыми рынками КПГ являются Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская и Тульская обл., Республика Башкортостан (таблица). Устойчивый рост потребления природного газа демонстрируют Челябинская, Кемеровская, Белгородская, Курганская обл.

В связи с утверждением краевой программы по использованию компри-мированного природного газа в качестве моторного топлива на 2011-2013 гг. на Ставрополье в сентябре этого года в ОАО «Газпром» принято решение о выделении финансирования на строительство в крае десяти АГНКС и пяти пунктов переоборудования автомобилей.

Правительство Москвы также приняло решение о газификации городских автобусов. Идет совместная подготовка программы мероприятий.

Газпром направил соответствующие предложения по развитию рынка КПГ в правительство Калининградской обл., где уже ведется строительство первой АГНКС.

Начинается продвижение газозаправочных мощностей в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Уже действует первая АГНКС в г. Братске. Принято решение и выделены средства на строительство АГНКС в Петропавловс-ке-Камчатском и Горно-Алтайске, а также в Новосибирске и Новокузнецке (2012 г.). На очереди Хабаровск, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре.

В рамках строительства газопровода «Северный поток» на компрессорных станциях Елизаветинская, Волховская,

Пикалевская, Шекснинская, Портовая оборудованы компрессорные модули для заправки природным газом собственного транспорта ОАО «Газпром».

Благоприятные перспективы и предпосылки для внедрения природного газа на транспорте открываются в связи с проведением Универсиады в Республике Татарстан, Олимпийских игр в Сочи, чемпионата мира по футболу. Так, в Оргкомитет Олимпийских игр направлены наши предложения по комплексной газификации Сочинского транспортного узла (включая автомобильный, железнодорожный и морской транспорт). Хотелось бы, чтобы Олимпиада прошла не только под знаком высоких спортивных достижений, но и явила пример энергоэффективности и бережного отношения к окружающей среде.

В связи с этим Газпром принял решение о строительстве в Большом Сочи четырех АГНКС. Таким образом, есть шанс организовать обслуживание Олимпиады транспортными средствами на экологически чистом топливе. Причем речь может идти о широком спектре видов транспорта: автобусах, такси, катерах, локомотивах, горных ратраках и т.д. Однако, чтобы проект Газпрома реально сработал, необходимо принятие решений на правительственном уровне о закупках соответствующей газобаллонной техники для обслуживания Олимпиады. А после Игр вся эта техника может быть оставлена городу-курорту и Краснодарскому краю в целом.

В настоящее время в ОАО «Газпром» разрабатывается программа замены собственного транспорта газобаллонной техникой, в результате осуществления которой долю транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, планируется довести до 30 %.

В июне 2011 г. в ОАО «Газпром» было проведено заседание совета директоров по вопросу «О стимулировании использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива, в том числе на общественном транспорте в крупных городах Российской Федерации». По итогам заседания правлению общества поручено во взаимодействии с органами государственной власти продолжить работу по стимулированию использования природного газа и сжиженных

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

t jBkДШИ .....ттигятп,.,

ш

Голубые коридоры

334

330

345

139

Щ юз_. „9 101 ■

||||..|||

0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0000000000*-0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)00000000000

Рис. 3. Потребление КПГ (млн м3) в России

углеводородных газов в качестве моторного топлива.

К сожалению, на уровне принятия государственных решений имеют место примеры фактического дестимулирова-ния работ по развитию газомоторного рынка в Российской Федерации. Например, вступивший в действие в 2010 г. «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» ввел прямое применение Правил ЕЭК ООН №№ 67, 110 и 115, чем предоставил исключительные маркетинговые преимущества зарубежным компаниям. Кроме того, необоснованно усложнена процедура перевода автотранспорта на газовое топливо.

Предостережение ОАО «Газпром» о недопустимости принятия таких мер не возымело действия.

Координацию работ по расширению рынка газовых видов моторного топлива уже более года осуществляет рабочая группа при Минэнерго России по подготовке предложений по использованию СУГ и КПГ в качестве моторного топлива. Однако практическая работа на уровне такой группы показала проблематичность подготовки и, самое главное,

последующего утверждения каких-либо нормативных документов, стимулирующих использование газовых видов моторного топлива. По нашему мнению, необходимо повышение статуса национального координационного органа по этой теме.

Кроме того, ввиду отсутствия мер стимулирования российская промышленность на данный момент не может предложить по-настоящему конкурентоспособную продукцию практически по всему газомоторному спектру: компрессоры, баллоны, автомобили, газоисполь-зующее оборудование. А потенциал для налаживания производства у российской промышленности достаточный.

Коренным образом ситуацию может изменить государственный заказ на автотранспортные средства для предприятий и организаций бюджетной сферы и сельскохозяйственную технику. При этом выигрывает не только газовая промышленность - сокращаются затраты в бюджетной сфере, снижается нагрузка на окружающую среду, особенно в крупных городах, но в работу включаются двигателестроение, автомобильная промышленность, металлургия, электронная

Лидеры российского рынка КПГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъекты Федерации Реализация в 2010 г., млн м3 Загрузка АГНКС в 2010 г., %

Ставропольский край 29,8 47,9

Свердловская обл. 27,3 22,5

Краснодарский край 24,9 21,7

Челябинская обл. 20,6 25,2

Тульская обл. 20,1 55,2

Республика Башкортостан 19,5 22,5

промышленность, тракторостроение, сельское хозяйство, строительно-дорожный и коммунальный секторы.

В свете изложенного на данном этапе представляется целесообразным принять на федеральном уровне ряд мер, направленных на расширение использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива. Эти меры могут включать:

• скорейшее согласование и утверждение проекта Федерального закона «Об использовании газового моторного топлива»;

• принятие на правительственном уровне решений о закупках газобаллонной техники для обслуживания Олимпиады в Сочи;

• формирование при Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики Рабочей группы по координации деятельности в области использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива;

• разработку и реализацию федеральной целевой программы «Альтернативное топливо для транспорта и сельскохозяйственной техники» на 2012-2030 гг.;

• разработку и внесение на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законодательных инициатив, предусматривающих поэтапное доведение к 2020 г. минимальной доли природного газа в топливном балансе организаций бюджетной сферы для транспортных средств до 30 %;

• организацию государственного заказа на автотранспортные средства бюджетной сферы;

• модернизацию нормативно-правовой базы строительства заправочной инфраструктуры и эксплуатации газобаллонных транспортных средств.

Это, разумеется, не исчерпывает все возможные меры. Необходимо приложить все усилия для налаживания более тесной координации между различными отраслями промышленности и ведомствами Российской Федерации в целях расширения перспектив использования природного газа в качестве моторного топлива и выполнения поручения руководства страны.

»ЮПФйявби

«Транспорт на альтернативном топливе» № 1 (25) февраль 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.