Научная статья на тему 'Развитие газомоторного рынка в России'

Развитие газомоторного рынка в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие газомоторного рынка в России»

*с0в к*»**

Новости отрасли

Развитие газомоторного рынка в России

В центральном офисе ОАО «Газпром» 5 июля председатель правления А. Миллер провел межотраслевое совещание по стимулированию развития использования газомоторного топлива. В мероприятии приняли участие представители руководства профильных министерств РФ, ведущих нефтяных компаний, в частности, ОАО НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ», крупных заводов-производителей автомобильной техники ОАО «КАМАЗ», УК «Группа ГАЗ», концерна «Тракторные заводы», ООО «ё-АВТО», а также ОАО «РЖД», исполнительной власти субъектов РФ, подразделений и дочерних организаций Газпрома.

Участники совещания рассмотрели все основные аспекты, касающиеся развития рынка газомоторного топлива в России. В частности, речь шла о развитии производства газовых автомобильных двигателей и серийной автотехники, работающей на природном газе, о роли нефтяных компаний в расширении сети газовых заправок, а также о значении газификации автотранспорта для российских регионов.

На совещании было особо отмечено, что использование природного газа в качестве моторного топлива имеет огромное значение для всего общества. В этой связи важнейшим преимуществом газомоторного топлива перед любыми другими видами автомобильных топ-лив является его экологичность. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет в среднем в 5 раз снизить выбросы вредных веществ. Это особенно важно для больших городов, где львиная доля загрязнений воздуха приходится на автомобильный транспорт.

Очень важными являются и экономические преимущества использования газомоторного топлива. Его стоимость для потребителей в России нормативно ограничена. Так, средняя общероссийская цена 1 м3 газомоторного топлива (что примерно сопоставимо с 1 л традиционного топлива) сегодня составляет около 9 руб. Масштабный перевод автомобильной техники на газомоторное топливо приведет к сокращению стоимости автоперевозок за счет разницы в цене на газомоторное топливо и бензин, что повлечет за собой снижение издержек во всех отраслях экономики и социальной сфере, обеспечит рост промышленного производства и жизненного уровня населения.

Поэтому Газпром поставил перед собой задачу значительно расширить газомоторный бизнес в России и создать на его основе масштабный рынок сбыта природного газа компании. В настоящее время в компании рассматриваются новые подходы, которые могут применяться в этом виде бизнеса. Идет подготовительная работа к разработке бизнес-схемы, которая позволит компании существенно повысить сбыт газомоторного топлива.

Выступая на совещании, Алексей Миллер сказал:

«На энергетической карте мира Россия является страной номер один по запасам газа, но по уровню использования газомоторного топлива она, к сожалению, находится лишь на 20-м месте. У Газпрома уже есть опыт работы с газомоторным топливом в России на базе дочерних предприятий, но ключевой задачей сегодня является построение системы развития рынка газомоторного топлива в масштабах

Новости отрасли

lijitil

всей страны, объединив усилия всех заинтересованных сторон. Считаем, что для этого есть все предпосылки.

Развитие использования газомоторного топлива в России станет частью Программы газификации регионов, в рамках которой у Газпрома отлажено взаимодействие практически со всеми субъектами РФ. Мы предлагаем уже с 2013 г. принимать с ними Программы развития газификации и газоснабжения с обязательным разделом по газомоторному топливу. Таким образом, уже с начала следующего года мы могли бы перейти на качественно иной уровень работы по развитию рынка газомоторного топлива России. В первую очередь, ее необходимо вести в регионах, где есть горо-да-миллионники».

Обсуждая меры организационного и финансового стимулирования использования газомоторного топлива, участники совещания особо отметили, что сегодня как никогда назрела необходимость развития соответствующей законодательной базы и государственного регулирования процесса перевода автотранспорта на газ, а также обеспечения синхронизации строительства газозаправочной сети с развитием рынка реализации нефтепродуктов.

По итогам совещания профильным подразделениям Газпрома дано поручение в кратчайшие сроки подготовить типовой раздел Про-

граммы развития газификации и газоснабжения регионов РФ, касающийся развития рынка газомоторного топлива. Также было дано поручение о проведении аналогичного межотраслевого совещания осенью текущего года, где будут рассмотрены вопросы развития газомоторного рынка в регионах России.

Перед совещанием его участники посетили выставку газобаллонных автомобилей на территории ОАО «Газпром». На выставке было представлено 17 ед. техники: автобусы «ЛИАЗ» и «MAN», самосвал «КАМАЗ», легковые автомобили «Фольксваген Caddy EcoFuel», «Мерседес Е 200», «Ё-концепт», «Ё-кроссовер» и другие, а также оборудование для АГНКС.

Управление информации ОАО «Газпром»

[СПРАВКА

Использование природного газа в качестве моторного топлива активно развивается в мире и в настоящее время осуществляется более чем в 80 странах. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26 %. Ведущие мировые автопроизводители выпускают более 80 моделей газовых автомобилей. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается примерно в 86 тыс. (численность мирового парка составляет около 15 млн).

Сегодня в 58 регионах РФ действуют 242 АГНКС, 207 из них находятся в собственности ОАО «Газпром». Кроме того, в Калининградской обл. в настоящее время ведется строительство еще одной АГНКС компании.

В 2011 г. через российские АГНКС было реализовано 361,6 млн м3 КПГ, что на 16,6 млн м3 больше, чем в 2010 г, но составляет лишь 18 % от проектной производительности российских АГНКС.

Наиболее развитыми региональными рынками по итогам 2011 г. являются Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская, Ростовская и Тульская обл., Республика Башкортостан - на них пришлось 52,1 % от общего объема реализации КПГ в России.

Газпромом подписаны договоры о сотрудничестве в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива с Калужской, Орловской и Пензенской обл. Региональные законодательные акты, направленные на развитие локальных рынков КПГ, приняты в Москве, Ставропольском крае, Свердловской, Тамбовской, Калужской и Саратовской обл., а также в Республике Татарстан.

В настоящее время ведется продвижение газозаправочных мощностей в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. АГНКС уже построены в Братске. Идет проектирование метановой заправочной станции в Петропавловс-ке-Камчатском. В перспективе намечено строительство АГНКС в Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке, Южно-Сахалинске.

Главной особенностью «ё-мобиля» является наличие гибридной силовой установки (двигатель внутреннего сгорания и генератор). При этом ДВС может работать как на бензине, так и на природном газе. Газпрому данный автомобиль интересен с точки зрения развития рынка газомоторного топлива, а также использования газа для производства композитных материалов, применяющихся при создании этого автомобиля.

т

Новости отрасли

CQ

Pi

^Соци^

По итогам совещания и обмена мнениями на выставке газовых автомобилей можно сделать следующие выводы об общих стратегических направлениях развития рынка компримиро-ванного природного газа в Российской Федерации в предстоящие годы:

• Газпром намерен с 2013 г. включать раздел по развитию газозаправочной инфраструктуры в ежегодные программы газификации регионов РФ;

• Газпром рассмотрит вопрос о создании компании-оператора газозаправочной сети;

• Газпром готов сотрудничать со всеми заинтересованными ведомствами и организациями, включая создание условий для малого газозаправочного бизнеса;

• автопроизводители продолжат работу по расширению модельного ряда газовых автомобилей различного назначения и развитию сервисной инфраструктуры;

• муниципалитеты готовы закупать экологически и экономически более привлекательные газовые автобусы при наличии государственной поддержки для повышения до уровня самых современных требований комфорта пассажиров;

• нефтяные компании начнут работу по интеграции метана в АЗС.

Прогнозировать наступление бума автомобильного метана в России в предстоящие 3-5 лет можно хотя бы только потому, что такого количества поручений из Кремля и Белого дома в области газовых видов моторного топлива, которое поступило за прошедшие 18 мес., раньше никогда не было.

• Март 2011 г.: Председатель Правительства России Владимир Путин поручил подготовить предложения по формированию достаточной сети АГНКС и сервисных организаций по обслуживанию газовых двигателей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Протокол от 19.03.2011 г. № ВП-П9-16пр.).

• Апрель 2011 г.: Председатель Правительства России Владимир Путин поручил проработать вопрос расширения практики использования газомоторного топлива при эксплуатации автобусов (Протокол от 06.04.2011 г. № ВП-П9-17пр.).

• Июнь 2011 г.: Президент России Дмитрий Медведев поручил разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридными автомобилями отечественного производства, в том числе работающими на газомоторном топливе, и расширения сети заправок автомобильного транспорта газомоторным топливом (Поручение от 27.06.2011 г. № Пр-1923).

• Ноябрь 2011 г.: заместитель Председателя Правительства России Игорь Сечин поручил подготовить и провести эксперимент по широкомасштабному использованию природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива в Ставропольском крае (Поручение от 28.11.2011 г. № 01/02-3066).

• Март 2012 г.: Председатель Правительства России Владимир Путин поручил продолжить работу по увеличению объемов использования газа в качестве моторного топлива (Поручение от 23.03.2012 г. № ВП-П9-7пр.).

• Апрель 2012 г.: Председатель Правительства России Владимир Путин предложил выделить субсидии регионам Российской Федерации в размере 3,5 млрд руб. на закупку газовых автобусов.

В ОАО «Газпром» тоже активно работают по газомоторной теме: в октябре 2011 г. по итогам автопробега газовых машин «Урал - Центр» проведено межотраслевое совещание по газификации муниципального транспорта. С начала 2012 г. проведено уже два внутренних и одно межотраслевое совещания по газомоторной тематике. Осенью этого года тему планируется рассмотреть на межрегиональном совещании. Газпром намерен выйти на новый качественный уровень развития газомоторного рынка в масштабах всей страны.

По словам Алексея Миллера, Россия должна вернуться на первое место по уровню потребления природного газа на транспорте. При наличии встречного движения со стороны региональных и муниципальных властей, которые должны закупать технику в газовом исполнении, в ближайшие 3-5 лет потребление метана российским транспортом (автомобильный, водный, железнодорожный) и сельскохозяйственной техникой может вырасти до 3 млрд м3 - практически в 10 раз больше, чем в 2011 г.

Реализация всех этих планов руководства России и топ-менеджеров Газпрома действительно приведет к буму метана на транспорте.

Е.Н. Пронин, исполнительный директор НГА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.