Правовая база использования КПГ в качестве моторного топлива в России и за рубежом
И.Ф. Маленкина,
начальник лаборатории ООО «Газпром ВНИИГАЗ», к.т.н., А.В. Попов,
специалист 1-й категории ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Е.Е. Шишкина,
инженер 2-й категории ООО «Газпром ВНИИГАЗ», А.А. Пономарева,
младший научный сотрудник ООО «Газпром ВНИИГАЗ»
Вопрос использования альтернативных видов энергии в настоящее время является одним из ключевых не только в России, но и во всем мире. В условиях сокращения запасов нефти и роста цен на нее, а также загрязнения атмосферы и глобального потепления актуальность использования альтернативных источников энергии не вызывает сомнений. Сегодня самым распространенным альтернативным источником энергии на транспорте является газомоторное топливо (ГМТ) и, в частности, компри-мированный природный газ (КПГ). Рассмотрим, как обеспечивается законодательная и правовая поддержка по вопросам производства и использования альтернативного топлива в мировой практике.
Ключевые слова: КПГ, природный газ, газомоторное топливо, альтернативное топливо.
Legal base of CNG using as a motor fuel in Russia and abroad
I.F. Malenkina, A.V. Popov, E.E. Shishkina, A.A. Ponomareva
Using of alternative energy sources is one of the crucial topics not only in Russia, but also all over the world. There can be no doubt that the using of alternative energy sources is very actual today because of reduction of stocks and a rise in prices for oil, and also pollution of atmosphere and global warming. Today the most widespread alternative energy source on transport is gas vehicle fuel, in particular CNG. How is legislative and legal support concerning manufacture and use of alternative fuel in world practice provided?
Keywords: CNG, natural gas, gas vehicle fuel, alternative fuel.
США
В США действуют законы «Об альтернативном моторном топливе», «О чистом воздухе» и «Об энергетической политике».
Наиболее эффективной мерой правительства США по стимулированию использования альтернативного моторного топлива на транспорте является установление налоговых
льгот. Размер льготы по налогу на прибыль сокращается для предприятий, приобретающих автомобили на альтернативных видах моторного топлива общей массой до 3,8 т, а также для двухтопливных дизельных автомобилей малой мощности, работающих на бедных смесях. Налогооблагаемая база для этих автомобилей сокращается на 50% и варьируется в зависимости от мощности двигателей от 2,5 тыс. до 32 тыс. долл. США. При соответствии автомобиля специальным еще более жестким требованиям к экологии владелец автомобиля может рассчитывать на дополнительную льготу - сокращение налога еще на 30%. Данная льгота действует с 31.12.2005 г. до 31.12.2010 г. [1].
В этот период в стране при строительстве заправочной станции для альтернативного вида моторного топлива предоставляется льгота в размере 30% от стоимости альтернативной заправки, что в условиях США составляет до 30 тыс. долл. для станции большой мощности и до 1 тыс. долл. при установке индивидуальной метановой заправки.
Американские законодатели внесли на рассмотрение проект закона «Новая топливная альтернатива, дающая американцам решения» (New Alternative Transportation to give Americans Solutions Act - NAT GAS Act). Основные цели предполагаемого закона следующие:
■ стимулирование приобретения и использования автомобилей на природном газе и, прежде всего, большегрузных и корпоративных;
■ развитие заводского производства метановых автомобилей;
■ активизация строительства АГНКС и пунктов обслуживания ГБА, развитие гаражных и индивидуальных заправочных мощностей;
■ проведение к 2014 г. закупки метановых автомобилей для бюджетных организаций в количестве не менее 50% от их численности [1].
Транспорт на КПГ
Ш)
^^СоцйК***
Этот закон предусматривает субсидирование из государственного бюджета до 80% дополнительной стоимости на все марки автомобилей газового исполнения и до 50% дополнительной стоимости двухтопливного автомобиля.
Капитальные затраты на строительство новых мощностей по производству метановых автомобилей могут быть на 100% вычтены из налогооблагаемой базы до 31.12.2014 г., а с 01.01.2015 г. до 01.01.2020 г. -на 50% [1].
Государственные организации обязаны приобретать автомобили на альтернативном топливе. Законопроект также предусматривает предоставление грантов на разработку газовых двигателей для легкового и грузового автотранспорта.
Следует добавить, что Палата Представителей США приняла решение о выделении 150 млн. долл. на проведение НИОКР в области использования природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте и разработку соответствующей программы.
Программа предполагает:
■ дальнейшее совершенствование двигателей для автотранспорта, повышение их экологических характеристик;
■ развитие гибридных автотранспортных средств;
■ модернизацию АГНКС.
Кроме этого, в Сенат США направлен законопроект NAT-GAS, который обеспечит увеличение налоговых льгот для приобретателей автотранспорта, работающего на КПГ, с 5 до 12,5 тыс. долл. и даст стимул для строительства новых АГНКС.
Латинская Америка
В этом регионе сосредоточено 48% мирового парка автотранспортных средств, использующих КПГ.
Аргентина. По данным за 2009 г., на КПГ в этой стране работают 1,75 млн. автомобилей и 1808 АГНКС.
Около 15% автомобилей заправляются КПГ [2]. В Аргентине действуют национальные программы перевода автотранспорта на газомоторное топливо, реализуется трехлетний план, предусматривающий перевод 1000 грузовых автомобилей на природный газ.
Национальный банк Аргентины выпустил кредитную карту NATIVA, предоставляющую желающим 10%-ную скидку на стоимость переоборудования личного автомобиля на КПГ [3].
Боливия. Запасы природного газа в этой стране составляют 1,38 трлн. м3. В 2004 г. природный газ использовали 30 тыс. транспортных средств. В 2009 г. это число увеличилось до 99,7 тыс. ед. В планах на 2012 г. - перевод четверти боливийского автотранспортного парка на КПГ [2].
В целях ускорения организации заводского производства метановых автомобилей в стране создан фонд, 93% средств которого направлены на дооборудование новых автомобилей газовой топливной аппаратурой, а 7% предназначены для переоборудования автомобилей, уже находящихся в эксплуатации [2].
Бразилия. В 2009 г. было зарегистрировано 1,59 млн. автомобилей, работающих на природном газе. Для их заправки построено 1705 АГНКС в крупных городах страны. Автомобили, работающие на КПГ, составляют 5% национального легкового автопарка.
Ежедневно в стране потребляется от 6,7 до 6,9 млн. м3 природного газа. Каждый месяц выпускается от 1500 до 2000 газовых автомобилей заводского изготовления [2].
Колумбия. В мае 2009 г. парк автотранспорта, работающего на КПГ, составил более 280 тыс. ед., парк АГНКС - 437. В мае 2010 г. количество ГБА, работающих на КПГ, достигло 303 тыс. ед. Требуется дополнительно построить 230 специализированных заправочных станций. Для того,
чтобы данная газомоторная программа развивалась, до 2010 г. необходимо инвестировать в отрасль 115 млн. долл. США. Эта программа обеспечит колумбийским автовладельцам суммарную экономию около 450 млн. долл. США и снизит потребность в бензине на 5 млн. баррелей в год, что означает для правительства экономию около 55 млн. долл. США [2].
Перу. По данным на май 2009 г. около 64,5 тыс. транспортных средств использовало КПГ в качестве моторного топлива. Из них перевод 32,5 тыс. ед. (78,6%) был профинансирован правительством страны. В стране действуют 64 АГНКС. В недавно опубликованном плане указано, что к концу 2010 г. парк транспортных средств, работающих на природном газе, должен быть равен примерно 160 тыс. ед. Это потребует строительства в стране дополнительно 110 новых заправочных станций [2].
Венесуэла. Страна владеет крупными запасами природного газа: 150 трлн. м3 на континентальной части страны и 30 трлн. м3 [4] - на шельфе.
В 2010 г. в Венесуэле планируется установить универсальную двухтопливную аппаратуру на 40% автомобилей, производимых в стране [4].
Таким образом, в настоящее время в Латинской Америке сосредоточена половина мирового парка транспортных средств, работающих на природном газе, -около 4 млн. ед., количество АГНКС - 4500 ед., спрос на газ составляет 476 млн. м3 в месяц [3].
Европейский Союз
Основополагающим законодательным актом в области обеспечения экологической безопасности является Директива 2008/1/ЕС от 15 января 2008 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений». В Германии, Франции и Швеции действует закон «Об альтернативном топливе». Существующие экологические стандарты для
Нормы токсичности отработавших газов для развитых европейских стран [5]
Наименование Год Содержание в ОГ, г/кВт«ч
стандартов введения N0, со сн X » Твердые частицы
«Евро-0» 1988 14,4 11,2 2,5 -
«Евро-1» 1993 8,0 4,5 1,1 0,36
«Евро-2» 1996 7,0 4,0 1,1 0,15
«Евро-3» 1999 5,0 2,0 0,6 0,1
«Евро-4» 2005 3,5 1,5 - 0,02
«Евро-5» 2008 2,0 1,5 - 0,02
автомобилей представлены в таблице.
Великобритания. В стране акцизный налог на газ в три раза меньше аналогичного налога на бензин и дизельное топливо. В 2009 г. парк газобаллонных автомобилей Великобритании составляли всего 294 автомобиля, а парк АГНКС 33 ед. Ежегодное потребление КПГ составляет 0,48 м3 [6].
Франция. Автобусы, использующие в качестве моторного топлива КПГ, полностью освобождены от уплаты налога. Для покупателей автотранспортных средств премия за покупку автомобиля с выбросом парниковых газов менее 130 г/км составляет 200 евро, а с выбросом менее 100 г/км - 1000 евро.
Швеция. В стране предлагается сократить налог на прибыль для транспортных предприятий примерно на 430 евро на каждый альтернативный автомобиль.
Германия. В стране охрана природы закреплена законодательно с 1994 г. в качестве государственной цели в ст. 20а Основного закона [7]. С января 2009 г. от уплаты налога на транспортное средство освобождаются владельцы автомобилей с нормами выбросов ОГ, соответствующими стандартам «Евро-4» и «Евро-5».
Италия. В рамках программы «Стимулирование использования экологически менее опасного топлива» в 160 городах Италии владельцы автомобилей получают по 350 евро
на переоборудование автомобиля на КПГ или СУГ. При покупке газового автомобиля в заводском исполнении из бюджета оплачиваются до 6,5 тыс. евро, при строительстве газозаправочной станции общего пользования - до 150 тыс. евро.
В странах Западной Европы для стимулирования газификации автотранспорта предусматривается уменьшение налогов на автомобили, использующие КПГ, в среднем в 1,5-2 раза, то есть в сравнении с США в ЕС делают ставку на стимулирование перевода автотранспорта на альтернативные виды моторного топлива через налоговые послабления.
АЗИЯ
Основными лидерами по переводу автотранспорта на КПГ на азиатском континенте являются Пакистан и Индия.
Индия. Закон «Об охране окружающей среды» принят в этой стране еще в 1986 г. Покупателям автомобилей, работающих на КПГ, предоставляются дешевые кредиты. Ведется испытание 200 локомотивов, конвертированных для работы по газодизельному циклу. Начальная стоимость опытно-конструкторских работ составила 1 млн. долл. США.
Пакистан. Газификация автотранспорта здесь начата еще в середине 1980-х гг. В 1995 г. был принят закон «Об энергетической политике». Сегодня Пакистан по количеству
автомобилей на КПГ вышел на первое место в мире - 2,25 млн. ед. [6]. Ежегодно на природный газ переводится около 150 тыс. автомобилей. Действует также директива об обязательном переводе на КПГ автомобилей, принадлежащих государственным организациям.
В будущем планируется перевести на метан 8 тыс. пассажирских автобусов. Правительство страны отменило ввозные пошлины на импортное газобаллонное оборудование и увеличило объем субсидий для предпринимателей, строящих АГНКС. В Пакистане по состоянию на май 2010 г. зарегистрировано 3145 АГНКС.
Япония. В стране действуют законы «Об альтернативном топливе» и «Об энергетической политике», в которых обозначены функции и обязанности центральных и местных органов власти, бизнеса и отдельных граждан, а также три основных принципа энергетической политики:
■ обеспечение энергобезопасности;
■ адаптация к окружающим условиям;
■ использование рыночных механизмов [8].
В стране также действуют развитая система льгот, стимулирующих расширение рынка КПГ для автотранспорта, налоговые и таможенные привилегии, дотации на строительство АГНКС и эксплуатацию газобаллонной аппаратуры.
Южная Корея. В стране действуют государственные субсидии и кредиты:
■ в размере 22,5 тыс. долл. США
- на покупку каждого автобуса на КПГ;
■ в размере 60 тыс. долл. США
- на покупку каждого мусороуборочного автомобиля на КПГ;
■ льготный кредит до 700 тыс. долл. США при 4,5% годовых - на строительство АГНКС.
Проводится стимулирование операторов муниципальных автобусов:
Транспорт на КПГ
Ш)
^^СоцйК***
■ компенсация стоимости холостого пробега на заправку при удалении АГНКС на 4 км и более от автобусного парка;
■ компенсация простоя для АГНКС проектной производительностью 100 заправок в сутки при фактической заправке менее 31 автомобиля в день.
Имеются следующие налоговые льготы:
■ 10 тыс. долл. США при уплате НДС при покупке каждого нового автобуса на КПГ;
■ 1660 долл. США за каждый автобус на КПГ при уплате экологического налога;
■ 15 тыс. долл. США при уплате налога при строительстве собственной АГНКС;
■ при уплате базовой ставки ввозной пошлины при импорте комплектующих для метановых автомобилей (например, баллонов).
По прогнозам специалистов, в 2010 г. в Южной Корее будет использоваться 23 тыс. метановых автобусов и 440 АГНКС [9].
Россия. В РФ рынок КПГ характеризуется неустойчивостью, развивается локально при прямой поддержке региональных властей и предприятий группы «Газпром».
Одной из причин медленного развития российского рынка КПГ является несовершенство законодательной базы. Механизм рыночного регулирования использования альтернативных видов энергии не запущен, хотя закон об альтернативном моторном топливе инициирован в Государственной Думе уже давно. В России в отличие от зарубежных стран не выработана система мер, обеспечивающих расширение использования альтернативных видов топлива. Положение усугубилось в условиях экономического кризиса и повышения цен на природный газ.
Отдельные законопроекты по внедрению альтернативных видов
моторного топлива имеются на местах, например, в Москве, Томской, Тамбовской, Пензенской областях, однако, не всегда эти документы способствуют развитию газомоторной отрасли. Правительством Москвы были приняты Постановление № 510-ПП от 05.06.2001 г. «О дополнительных мерах по расширению использования природного газа метана в качестве моторного топлива» и Программа газификации транспорта, утвержденная постановлением от 26.1 1 .1 996 г. № 943/134 «О мерах по охране атмосферного воздуха в г. Москва за счет расширения использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте» [10]. Однако, несмотря на это, идея перехода автотранспорта на КПГ не получила развития в силу объективных обстоятельств, характерных для Москвы как крупного мегаполиса:
■ отсутствие дефицита бензина и дизельного топлива;
■ сильное лобби дилеров нефтепродуктов;
■ конкуренция СУГ как по цене продукта, так и по стоимости комплекта ГБО;
■ высокая стоимость строительства, земельных участков, сложная процедура согласования;
■ дефицит электроэнергии.
В настоящее время в Москве рассматривается вопрос о переводе городского транспорта на природный газ и мерах по стимулированию данного процесса путем пересмотра транспортного налога для автовладельцев, использующих в качестве моторного топлива КПГ. Помимо этого, в качестве обязательной меры предусматривается развитие сети автомобильных заправок с включением заправочных колонок для КПГ или сжиженного природного газа (СПГ). Мэр Москвы Ю.М. Лужков поручил Департаменту транспорта и связи правительства Москвы разработать «новый порядок администрирования
налога» и подготовить необходимые поправки к законодательным актам [11].
В то же время, в связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от 15.01.1993 г. № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» установлена цена на КПГ не более 50% от розничной региональной цены бензина Аи-80, сохраняется спрос на КПГ в Южном, Западно-Сибирском и Центральном федеральных округах.
Для развития российского рынка ГМТ необходимы не только региональная законодательная инициатива, но и Федеральный закон об использовании альтернативного топлива. Еще в 1998 г. в Государственную Думу был внесен проект закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива», однако, закон так и не был принят. Проект Федерального закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» особенно важен в связи с поручением президента России «О стимулировании широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на ГМТ» (осень 2004 г.) и поручением заместителя председателя правительства РФ «О необходимости развития рынка газомоторного топлива» (осень 2006 г.) [12]. В марте 2010 г. Проект Федерального закона был снова вынесен на рассмотрение представителями Совета Федерации, Государственной Думы и ОАО «Газпром». Закон отправлен на доработку.
ОАО «Газпром» реализует Целевую комплексную программу «Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на период до 2015 г.» силами своих дочерних предприятий. Льготные налоговые преференции со стороны государства, закрепленные законодательно по примеру зарубежных стран, в значительной степени ускорили бы процесс развития сети метановых заправочных станций и транспорта на природном газе.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (16) июль 2010 г. ^Яф Ю ВОН
Для многих национальных газомоторных рынков эффективность эксплуатации газозаправочных мощностей является одним из главных вопросов. Операторы АГНКС сегодня являются наиболее уязвимым звеном в цепи участников рынка КПГ по причине растущих цен на природный газ, электричество и др., наличия риска по неустойчивому спросу и фактора сезонности.
Положение производителей усложняется принятием Приказа Федеральной службы по тарифам от 31.07.2009 г. № 295-э и вводом новых оптовых цен на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации.
До 01.01.2008 г. в России единственным инструментом стимулирования предпринимательской деятельности по розничной реализации газа через автогазозаправочные и многотопливные заправочные станции (АГЗС и МТАЗС) была возможность применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Однако позже сложилась ситуация неоднозначного и противоречивого толкования отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассматривая АГЗС (МТАЗС) как торговое место, Министерство финансов РФ предложило определять обязанность уплаты ЕНВД как полностью безальтернативный вариант, так как для розничной торговли, осуществляемой через торговое место, главой 26.3. НК РФ ограничения не установлены. Между тем, в главе 26.3 НК РФ нет определения площади торгового места в отличие от того, что есть определение площади торгового зала.
Еще 02.06.2008 г. Правительством Российской Федерации был внесен на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания РФ Проект Федерального закона № 66613-5 «О внесении изменений в главы 26.1, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, данный законопроект лишает предприятия малого и среднего бизнеса в области розничной реализации газомоторного топлива возможности применять льготный режим налогообложения в виде ЕНВД [13].
Не урегулированы вопросы учета и списания технологических потерь сжиженного углеводородного газа, которые образуются при сливе, наливе, хранении и транспортировке,
Литература
что не позволяет учитывать данные потери при налогообложении прибыли.
Принятие Закона об использовании альтернативного топлива позволит улучшить экологию городов, снизить зависимость российского автопарка от цен на нефтепродукты, а также существенно сократить стоимость транспортных перевозок и тем самым повысить собственную прибыль транспортных предприятий.
1. США: Стимулирование альтернативных видов моторного топлива. (Электронный ресурс) / Национальная газомоторная ассоциация. - Электрон. дан. - М., 07.02.2009. - http://ngvrus.ru/news2009.shtml
2. Фернандес Р. Газомоторная отрасль Латинской Америки. (Электронный ресурс) / Национальная газомоторная ассоциация. - Электрон. дан. - М., 2008. - http:// www.ngvrus.ru/alngv.shtml
3. Победный марш метана. (Электронный ресурс) / МЕТАНинфо. - Электрон. дан. - М., 2009. - http://www.ngvrus.ru/
4. Обмен бензиновых машин на метановые. (Электронный ресурс) / МЕТАНинфо. - Электрон. дан. - М., 2009. - http://www.ngvrus.ru/news2009.shtml
5. Борисенков С.В., Артамонов С.А., Харин В.А. Газовое топливо - способ уменьшения выбросов в окружающую среду. - (Электронный ресурс) / yandex.ru.
- Электрон. дан. - М., 2008. - http://vfmgiu.ru/files/10_2.pdf
6. Мировая статистика перевода автотранспорта на КПГ по состоянию на 01.05.2009 г. - Транспорт на альтернативном топливе. - М., 2009. - № 4.
7. Вилле Й. Путь к современной и устойчивой климатической и энергетической политике. - (Электронный ресурс) / Германия Факты. - Электрон. дан. - М., 2009.
- http://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/environment-climate-water-energy/startseite-klima/paths-to-a-modern-and-sustainable-climate-and-energy-policy.html
8. Новицкий А.А. Энергетическая политика Японии. (Электронный ресурс) / ИЭИ ДВО РАН. - Электрон. дан. - М., 2008. - http://74.125.77.132/search?q=cache:-
9. Ким Ю. Внедрение альтернативных видов газомоторного топлива на автотранспорте в Республике Корея (Электронный ресурс) / Транспорт на альтернативном топливе. - Электрон. дан. - М., 2008. - № 5. - http://metaninfo.ru/5. shtml.
10. Постановление «О мерах по охране атмосферного воздуха в г. Москве за счет расширения использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте». (Электронный ресурс) / АльянсМедиа. - Электрон. дан. - М., 1999. - http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_99929.html
11. Россия: Большой газомоторный день - (Электронный ресурс) / НГА. - Электрон. дан. - г. Москва, 24.03.2010 г. - http://ngvrus.ru/
12. Дума Тюменской области поддержала проект федерального закона об альтернативных видах топлива. - (Электронный ресурс) / МИКРОМЕТАН.
- Электрон. дан. - г. Саров, 17.05.2007 г. - http://www.mikrometan.ru/content. php?id=396
13. ЕНВД: радикальные изменения с 1 января 2009 г. - (Электронный ресурс) / Институт проблем предпринимательства. - Электрон. дан. - М., 2008. - http://www. ippnou.ru/article.php?idarticle=005121
mfflH-даadHP „.Мяташт..... шШИиЛИдИИ! «Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (16) июль 2010 г.