Научная статья на тему 'Перспективы развития инфраструктуры использования КПГ в Омске'

Перспективы развития инфраструктуры использования КПГ в Омске Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ROAD PASSENGER TRANSPORT / КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / COMPRESSED NATURAL GAS / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / NATURAL-GAS-BASED MOTOR FUEL / GAS STATION / АВТОГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПРЕССОРНЫЕ СТАНЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Певнев Николай Гаврилович, Банкет Михаил Васильевич, Бакунов Александр Славентьевич

В статье предложены пути развития инфраструктуры использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на пассажирском автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Певнев Николай Гаврилович, Банкет Михаил Васильевич, Бакунов Александр Славентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Development of the Compressed Natural Gas Usage Infrastructure in Omsk

The infrastructure’s development options of cng usage as a road passenger transport fuel are suggested in the article.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития инфраструктуры использования КПГ в Омске»

Компримированный природный газ

\\\\\\\\\\\\

Перспективы развития инфраструктуры использования КПГ в Омске

I

Н.Г. Певнев, профессор СибАДИ, д.т.н., М.В. Банкет, доцент СибАДИ, к.т.н., А.С. Бакунов, аспирант СибАДИ

В статье предложены пути развития инфраструктуры использования компримиро-ванного природного газа в качестве моторного топлива на пассажирском автомобильном транспорте.

__Ключевые слова:

пассажирский автомобильный транспорт, компримированный природный газ, газомоторное топливо, автогазонаполнительные компрессорные станции.

П

риродный газ на автомобильном транспорте из разряда альтернативных переходит в разряд основных моторных топлив, что отмечено Госдумой РФ.

«Россия должна войти в число лидеров по использованию ГМТ, - объявил президент РФ Владимир Путин 14 мая 2013 г. на совещании в Сочи. -Нужно создать необходимые условия для развития рынка газомоторного топлива, организовать обучение персонала и создать специальные пункты технического обслуживания газобаллонной техники. Поэтому компаниям, работающим на этом рынке, нужно оказывать всемерную поддержку, снять существующие административные барьеры. Это делается во всем мире» [1].

Комплексный план расширения использования газа в качестве моторного топлива будет осуществляться согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720 (ред. от 22.12.2012 г.) «Об утверждении технического регламента о безопасности

колесных транспортных средств», Распоряжению Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 767-р и Правилам ЕЭК ООН № 110.

Согласно распоряжению от 13.05.2013 г. № 767-р, подписанному Д.А. Медведевым, предусматривается комплекс мер по использованию газомоторного топлива (ГМТ). Планируется, в частности, что к 2020 г. в городах-миллионниках 50 % общественного автотранспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб будет работать на ГМТ. Преимущество отдается природному газу [2].

Расширение использования газомоторного топлива можно осуществлять за счет средств федерального бюджета на закупку автобусов, техники для жилищно-коммунального хозяйства и сельхозтехники [1].

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 218 автога-зонаполнительных компрессорных ста-ний (АГНКС) [3]. Однако на карте России есть территории, где на расстоянии 1400 км нет ни одной АГНКС (рис. 1).

Уш

Сочима"'''

8

Компримированный природный газ

ч\\\\\\\\\\\\

Рис. 1. Фрагмент карты АГНКС в Российской Федерации [3]: - наличие АГНКС в обозначенных городах

Председатель Совета директоров ОАО «Газпром» отметил необходимость продолжения развития сети АГНКС, а также более широкого использования мобильных газовых заправщиков. Компания ведет планомерную работу по развитию российского рынка газомоторного топлива, в чем получает поддержку со стороны властей страны. Президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по субсидированию регионов из бюджета на покупку техники, работающей на газовом топливе. В конце мая премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому газ должен быть на каждой АЗС. Заправка газомоторным топливом внесена в обязательный перечень услуг, оказываемых автозаправками страны [4].

На сегодняшний день уже существуют федеральные программы, стимулирующие переоборудование автомобилей для работы на КПГ. Одна из таких программ принята компанией «Газпром нефть», согласно которой автомобилистам компенсируется установка газобаллонного оборудования (ГБО),

позволяющего использовать в качестве автомобильного топлива метан. Общая сумма компенсации составляет 30 тыс. руб. и включает скидку на установку ГБО в размере 26 тыс. руб. и топливную карту для заправки КПГ на 4 тыс. руб. Данная программа осуществляется в Тверской, Смоленской, Ленинградской и Нижегородской областях [5]. Такие программы, безусловно, окажут положительное влияние на расширение использования КПГ в качестве моторного топлива.

В регионах РФ наблюдается значительный интерес к использованию газомоторного топлива. К газомоторному топливу относятся компримированный (КПГ) и сжиженный (СПГ) природный газ, а также сжиженный углеводородный газ (СУГ). Широкое распространение в РФ в качестве газомоторного топлива получили КПГ и СУГ. В Омске и Омской области нет ни одной действующей заправки природным газом, при этом в названном регионе работает около 40 заправок СУГ для почти 40 тыс. автомобилей, использующих это топливо. Причем с 1970 по 1985 гг. газобаллонные

шшшшшшш

автомобили (ГБА) работали без заправок за счет использования газомоторного топлива, которое доставлялось специализированным подвижным составом для перевозки этого вида топлива. Благодаря этому нарабатывался опыт эксплуатации ГБА, и шла адаптация водителей к использованию газомоторного топлива.

В октябре 2013 г. в региональном Минстрое состоялось совещание по строительству АГНКС на территории Омской области. Председатель Совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков и губернатор Омской области Виктор Назаров подписали соглашение об использовании природного газа в качестве моторного топлива на территории области. В этом соглашении указано, что регионы должны к моменту пуска заправок обеспечить загрузку каждой АГНКС не менее, чем на 30 % ее номинальной мощности за счет получения техники по субсидиям или переоборудования.

В соответствии с документом стороны реализуют комплекс мероприятий по использованию метана на пассажирском транспорте, коммунальной, сельскохозяйственной и другой технике на территории региона. Первые четыре АГНКС в Омской области будут построены Газпромом к 2015 г., три из которых будут расположены в Омске, а одна -в п. Лузино [6]. На сегодняшний день ведется подготовка к строительству этих станций. Омская область в свою очередь обеспечит создание парка газомоторной техники для государственных и муниципальных нужд. В начальный период использования КПГ заправку автомобилей необходимо осуществлять передвижными автозаправочными комплексами, приобретение которых является первоочередным. Также Омская область обеспечит производственно-техническую базу, подготовку инженерно-технического персонала и водителей на автотранспортных предприятиях, использующих газомоторные автомобили.

Правительство региона в рамках

своей компетенции будет содействовать подготовке и принятию нормативно -правовых актов, направленных на развитие региональных рынков газомоторного топлива [7].

Вопрос заправки агротехники природным газом поднимался на уровне правительства Омской области в 2002 г. По итогам его решения была организована первая заправка КПГ блочного типа в районном поселке Павлоградка. Удаленность этого поселка от основной автомобильной трассы значительна, и использование этой заправки для автотранспорта общего пользования оказалось невозможным. На сегодняшний день она не функционирует.

При строительстве АГНКС необходимо решать комплексно вопрос об их рациональном размещении. С учетом отрицательного опыта строительства и эксплуатации АГНКС в районном поселке Павлоградка следует задуматься об эффективности строительства АГНКС в поселке Лузино. Помимо рационального размещения АГНКС, необходимо учитывать улично-дорожную сеть, сложившуюся застройку территории города, автобусные маршруты и пункты отстоя автобусов. Крупные пункты отстоя автобусов средней и большой вместимости, а также маршрутных такси с учетом всех путей движения транспорта Омска показаны на рис. 2.

Необходимо так планировать маршруты транспорта, работающего на КПГ, чтобы пункты его отстоя были расположены вблизи АГНКС. Число автомобилей, сконцентрированных на конечных остановочных пунктах, дает основание для определения потребности в природном газе, необходимом для заправки газомоторного транспорта. Информация о потребляемом объеме КПГ нужна для выбора метода заправки - то есть либо строить стационарную АГНКС, либо обходиться передвижными автозаправочными станциями. Рационально будет размещать АГНКС рядом с ГРС, которая

Уш

Сочима"'''

10

Компримированный природный газ

ч\\\\\\\\\\\\

Рис. 2. Возможное расположение АГНКС применительно к инфраструктуре газификации Омска и транспортным магистралям

находится вблизи пунктов максимальной концентрации автобусов средней и большой вместимости и маршрутных такси.

Маломестные автобусы (маршрутные такси) с бензиновыми моторами, переоборудованными для работы на КПГ, при длине маршрута движения в среднем около 25 км через каждые шесть кругов потребуют заправку природным газом. Топливного бака им хватит на 300 км. На каждом городском маршруте Омска работает около 40 маршрутных такси,

поэтому число заправок на каждом пункте отстоя составит от 40 до 60 в сутки. Необходимый объем газа для каждого пункта отстоя будет составлять примерно 3600 м3 в сутки. Данным требованиям вполне удовлетворяет передвижная заправочная станция.

Вопрос организации заправки автобусов крайне актуален. Он имеет несколько вариантов решений. Наиболее простое - организовать заправку в каждом АТП, но это возможно только

шшшшшшш

передвижными заправщиками, так как строительство АГНКС требует расположения вблизи с АТП магистрального газопровода. Здесь следует сопоставлять затраты на организацию заправок по каждому из вариантов [8].

Для поддержания в работоспособном состоянии систем питания газобаллонных автомобилей (ГБА), особенно пассажирского транспорта, рационально организовать на заправочных пунктах специализированные участки по диагностированию и обслуживанию систем питания ГБА [9].

Приведенный в статье материал предлагается как начало решения

многофакторного вопроса развития инфраструктуры использования КПГ на пассажирском автомобильном транспорте. Для этого необходимо следующее:

1. Рекомендовать строительство АГНКС вблизи газовых раздаточных станций городского газопровода и конечных пунктов отстоя пассажирского транспорта.

2. В остальных конечных пунктах следует осуществлять заправку передвижными заправочными станциями.

3. Организовать на заправочных пунктах специализированные участки по диагностированию и обслуживанию систем питания ГБА.

Литература

1. Регионы РФ получат субсидии на покупку техники, работающей на газомоторном топливе // АГЗК+АТ. - 2013. - № 8 (77) . - С. 32-34.

2. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 13 мая 2013 г. № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива» // Транспорт на альтернативном топливе. - 2013. - № 5 (35). - С. 5-6.

3. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. Карта АГНКС России. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.01.2014. - URL: http://neftegaz.ru/ news/view/114812 (дата обращения: 26.02.2014).

4. АЗС «Газпромнефть» начнутреализовывать газомоторноетопливо // АГЗК+АТ. -2013. - № 10 (79) . - С. 42.

5. Метан - чистая выгода! Правила акции «Тридцать тысяч рублей» для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.01.2014. - URL: http://gazpromneft-metan.ru/Uploads/rules.pdf (дата обращения: 26.02.2014).

6. Газпром потратит 412 млн руб. на строительство четырех АГНКС в Омской области к 2015 г. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.10.2013. - URL: http:// neftegaz.ru/news/view/114812 (дата обращения: 14.05.2014).

7. Новости Газпрома. АГНКС в Омске // Газовый вектор. - 2013. - № 9 (109). - С. 4.

8. Певнев Н.Г. Методы заправки природным газом автомобилей в период становления их эксплуатации / Н.Г. Певнев, А.С. Бакунов // Материалы Международного конгресса «Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации». - Омск: СибАДИ, 2013. - Кн. 3. - С. 59-64.

9. Ерохов В.И. Газобаллонные автомобили (конструкция, расчет, диагностика): учеб. для вузов / В.И. Ерохов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2012. - 598 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.