Научная статья на тему 'Гайдаровский форум – 2013 как форма публичной дискуссии об эффективном социальном партнерстве между государством и обществом (международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции», г. Москва, 16–19 января 2013 г. )'

Гайдаровский форум – 2013 как форма публичной дискуссии об эффективном социальном партнерстве между государством и обществом (международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции», г. Москва, 16–19 января 2013 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малая Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гайдаровский форум – 2013 как форма публичной дискуссии об эффективном социальном партнерстве между государством и обществом (международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции», г. Москва, 16–19 января 2013 г. )»

НАУЧНАЯ

жизнь

А.Д. МАЛАЯ (Волгоград)

ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ - 2013 КАК ФОРМА ПУБЛИЧНОЙ ДИСКУССИИ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ (Международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции», г. Москва, 16-19 января 2013 г.)

Развитие современного общества пришло к той стадии, когда стало принято говорить не о конкуренции между государством, бизнесом и выживающим некоммерческим сектором, а об их максимально эффективном взаимодействии в рамках социального партнерства, выгоду от которого получает каждый из задействованных субъектов. Для осуществления такого взаимодействия уже создано множество механизмов, одним из которых и является открытая дискуссионная площадка - Гайдаровский форум, главным организатором которого традиционно становится российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) (г. Москва). История существования форума насчитывает уже 13 лет, в течение которых было проведено множество конференций, посвященных развитию России. Так, 16-19 января 2013 г. прошла международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции». Количество участников форума в этом году составило свыше 3500 посетителей и более 250 экспертов из 38 стран.

Среди выступающих на панельных дискуссиях и круглых столах были обозначены одни из самых видных политиков, экономистов, деятелей науки, культуры и образования России. кроме того, в ряды экспертов входило множество иностранных деятелей, представлявших всемирно значимые организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и др.

В основу темы международной конференции легли вопросы «интеграции российской экономики в глобальную торговлю, улучшения делового климата России и перспектив российских компаний на мировом рынке», однако особенное значение в ключевых тезисах большинства выступающих приобретало социальное партнерство власти, бизнеса и общества как единственно возможного и разумного способа цивилизованного развития государства [2]. По словам ректора РАНХиГС при Президенте РФ В. Мау, специфика форума заключалась в его экспертном характере и возможности создать конструктивный диалог между представителями различных общетвен-но значимых институтов для развития современной России.

Тема третьего дня конференции была сформулирована как «Конкуренция за человека». одним из главных вопросов пленарной дискуссии, модератором которой была директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ Т. Малева, стал вопрос «социального государства XXI века». Современное социальное государство невозможно представить без социального партнерства, которое олицетворяет развитую демократию как «систему взаимоотношений в обществе, при которой реализуются интересы большинства при одновременном соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая за себя, несет и всеобщую ответственность за принятые решения. Социальное партнерство - это и особая школа управления социально-экономическими и общественнополитическими процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками переговорного процесса, которая формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве на пути построения гражданского общества» [1, с. 12].

Функционирование каждого из субъектов социального партнерства имеет свои сильные стороны: для государства - это властные полномочия, для бизнеса - возможность использовать финансовые ресурсы, а для общества -способность быть инициатором решения со-

© Малая А.Д., 2013

циальных проблем, для которых еще не созданы специальные государственные механизмы.

Среди основных особенностей, которые характеризуют в настоящее время российский «третий сектор», можно выделить следующие.

Во-первых, для некоммерческих организаций (НКО) в российском законодательстве предусмотрено достаточное многообразие организационно-правовых форм, которые можно условно объединить в три группы:

1) потребительские кооперативы;

2) НКО, которые регистрируются в Министерстве юстиции и включают общественные и религиозные объединения, автономные некоммерческие организации, ассоциации, фонды и некоммерческие партнёрства;

3) прочие НКО.

Вторая группа является наиболее многочисленной, производит определенные общественные и социально значимые частные блага и действует при этом в интересах различных социальных групп.

Во-вторых, НКО отличаются высокой степенью неоднородности с точки зрения целей деятельности, среди которых - достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих результатов для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и др.

В-третьих, НКО существуют в условиях самоокупаемости. Им необходимо постоянно находить средства для осуществления собственной деятельности, что возможно при помощи участия в федеральных целевых программах, получении грантов, субсидий, поиске инвесторов, жертвователей, осуществлении предпринимательской деятельности, прибыль от которой пойдет на достижение уставных целей организации. В настоящее время только пятой части всех реально действующих организаций хватает средств к существованию. Примерно такое же число организаций балансирует на грани выживания, работая исключительно на энтузиазме, а большинство НКО более или менее остро испытывают нехватку средств.

В-четвертых, в то же время НКО имеют уникальные преимущества для конкурирования с государственными предприятиями и коммерческими организациями. В продвижении своего продукта потребителям (определенным социальным группам) некоммерческие организации имеют все возможности для ис-

пользования современных маркетинговых технологий, а при управлении НКО важно помнить, что при ориентации только на цели деятельности организации сама структура может разрушиться, т.к. внешнее воздействие (правовое, экономическое, политическое, научно-техническое и др.) на организацию постоянно и с все большей скоростью изменяется.

В-пятых, преобладает крайне низкая информированность населения о деятельности НКО, их задачах и возможностях, следовательно, у некоммерческих организаций невелика вероятность вовлечения в свою деятельность широких слоев населения. Кроме этого, практически не налажено межорганизацион-ное взаимодействие в «третьем секторе», НКО привыкли самостоятельно решать свои проблемы, пренебрегая возможностью развития партнерских отношений с другими организациями.

В-шестых, в российских НКО явно выражена потребность в сотрудниках, которые имеют не просто управленческие, экономические, юридические, психологические и другие знания, но и конкретный опыт осуществления деятельности в некоммерческом секторе. Сложность в том, что за время существования «третьего сектора» в России еще не сложилась необходимая практика функционирования некоммерческих организаций и таких специалистов найти крайне затруднительно.

Достигнутые результаты в дальнейшем создают основу для снятия бюрократических и фискальных барьеров, совершенствования опыта профессионалов, налаживания механизмов взаимодействия с властью и бизнесом, а также привлечения большего числа граждан к деятельности НКО. Последнее возможно при целенаправленном формировании благоприятного общественного мнения о деятельности НКО, повышении их авторитета, расширении информационного поля, привлечении внимания СМИ к освещению наиболее интересных практик решения социальных проблем. Важно заметить, что большинство социально ориентированных НКО решают такие же, как и у государственных и муниципальных органов, задачи, иногда оказываясь более успешными и экономичными в этом процессе.

Для дальнейшего полноценного развития «третьего сектора» в России необходимы создание полноценной инфраструктуры деятельности организаций; участие заинтересованных сторон муниципального образования в определении приоритетов развития и решения социальных задач; обучение руководителей НКО; разрешение противоречия между привычкой НКО быть постоянными просителями

ресурсов и нежеланием региональных и местных властей видеть в организациях гражданского общества партнеров. Все это возможно лишь при наличии реально действующего социального партнерства, в котором будут заинтересованы все его стороны.

Таким образом, международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции» позволяет сформулировать определенное видение на современную Россию: ее экономическую и политическую роль в мировом сообществе; правильность проводимых реформ; развитость государственных институтов; состояние инвестиционного климата; наличие у нее «макроэкономической стабильности» и др., что позволит и представителям «третьего сектора» понять основные тенденции в своей деятельности, более эффективно осуществлять социальные функции при максимально полезном участии государства и бизнеса.

Литература

1. Алексеев С.Г. Новая перспектива развития социального партнерства // Социальное партнерство. 2009. № 5.

2. Гайдаровский форум: сайт. ЦЖЬ : Шр://%гм^ gaidarforum.ru/ru.

В.н. ШИПУЛИН (Волгоград)

«АКАДЕМИЯ УСПЕХА»: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Студенческая жизнь с момента появления европейских университетов в позднем Средневековье стала расцениваться и осмысливаться как особая форма социальности, как специфический культурный статус, как уникальная общность людей. Уникальность состоит в том, что такие социальность, статус и общность недолговременны в жизни конкретного человека (ограничены временем обучения в вузе), но обладают необычайным потенциалом в долгосрочной перспективе, поскольку формируют ресурс личности как профессиональной

в определенной области знания и деятельности, ее связи, способы самопрезентации и самореализации. Именно поэтому университеты всех времен стремились к тщательному и продуманному отбору и изобретению форм организации студенческой учебной и внеучебной жизни, с одной стороны, закрепляя официальный статус студенчества, с другой - сохраняя и развивая его субкультурные неформальные составляющие (студенческий фольклор, игровые практики, формы социальной активности и т.п.), формируя студенчество как самодостаточный субъект культурной, экономической и социально-политической жизни.

В Волгоградском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) 14 октября 2011 г. была создана некоммерческая общественная организация «Академия успеха», которая представляет собой специфический проект организации студенческой жизни в современном вузе. Инициаторами этого беспрецедентного проекта выступили активные студенты РАНХиГС при поддержке и руководстве Центра воспитательной и внеучеб-ной работы. Суть проекта состоит в создании системы мероприятий внеучебной поддержки учебного процесса, формирующей образовательное пространство современного вуза.

цель «Академии успеха» - формирование эффективно действующей образовательной среды вуза через внеучебную поддержку учебного процесса в рамках годового цикла. Для осуществления этой центральной идеи и цели решаются такие задачи, как организация взаимодействия работы кафедр и факультетов с центром карьеры и отделом воспитательной и внеучебной работы; создание общих планов действий, сориентированных и координируемых по конкретным мероприятиям и основным персоналиям; организация и проведение данных мероприятий по утвержденному плану; налаживание обратной связи по поводу удовлетворенности участников и полученных результатов; коррекция направлений деятельности, форм и методов организации и проведения мероприятий на основе новопоставлен-ных целей.

Деятельность «Академии успеха» осуществляется в трех направлениях.

1. Направление культурно-массовых мероприятий формирует культурную среду вуза, пропагандируя качественно новый уровень жизни студента, не только обладающего об-

© Шипулин В.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.