Научная статья на тему 'Социокультурное значение формирования личностно значимых и социально востребованных компетенций в современном вузе'

Социокультурное значение формирования личностно значимых и социально востребованных компетенций в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малая Анастасия Дмитриевна, Шипулин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурное значение формирования личностно значимых и социально востребованных компетенций в современном вузе»

рецензии и обзоры

литература

1. Гафар Т.В. Альтернативные сценарии развития региональной культуры - ресурсы, методы, проекты // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Соц.-экон. науки и искусство. 2012. № 3 (67). С. 134-136.

2. Гройс Б. Одиночество проекта // Б. Гройс. Политика поэтики. М. : Ад Маргинем Пресс, 2012.

3. Собинова Е.Г., Гафар Т.В. Оценка деятельности учреждений культуры. Опыт Агентства культурных инициатив // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 8.

А.Д. МАЛАЯ, В.Н. ШИПУЛИН (Волгоград)

социокультурное значение формирования личностно значимых и социально востребованных компетенций в современном вузе

Тенденции развития современной образовательной системы в России все больше проявляют себя в укрупнении субъектов высшего профессионального образования, объединяемых в соответствии с профилем подготовки студентов. Так, Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 20 сентября 2010 г. по предложению Правительства РФ была создана Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС при Президенте РФ). Новая Академия включает крупнейшие федеральные и региональные вузы, которые готовят управленческие кадры высшей квалификации в сфере государственного и муниципального управления, а также для государственного, общественного и частного секторов отечественной экономики [1].

Созданная крупная образовательная структура потребовала от руководства Президентской Академии формирования обновленной корпоративной культуры, появления мероприятий, призванных объединить филиалы Академии со всей страны в единую эффективную систему. С этой целью Институт организационного развития и стратегических инициатив Президентской Академии в 2012 г. создал для сотрудников Академии общеакадемические конкурсы.

Конкурс «Образовательные инновации» направлен на поддержку и продвижение лучших образовательных технологий и практик

по повышению практичности и эффективности учебного процесса, а также на распространение и тиражирование лучших образовательных практик среди факультетов и филиальной сети Академии при Президенте РФ [2].

«Практики карьеры» - это конкурс проектов в сфере трудоустройства, профориентации и профессионализации студентов и выпускников [3]. Состав участников данного мероприятия, как правило, формируется из числа сотрудников центров карьеры филиалов, зачастую имеющих многолетний опыт работы по этому направлению.

25-26 июня 2014 г. в Московском кампусе РАНХиГС состоялся финал общеакадемических конкурсов, на который приехали авторы 27 проектов. Выступления участников включали в себя презентацию проекта и ответы на вопросы компетентного жюри.

От Волгоградского филиала РАНХиГС в финал прошли сразу две работы:

- «Оценка образовательных достижений во внеучебной деятельности "Большая игра"» (конкурс «Образовательные инновации», номинация «Оценка компетенций», автор -В.Н. Шипулин);

- «Первая карьерная стратегия» (конкурс «Практики карьеры», номинация «управление карьерой», автор - А.Д. Малая).

Проект «Большая игра» направлен на решение таких проблем, как:

- социализация студентов первых курсов как носителей специфического культурного статуса за счет формирования студенчества как самодостаточного субъекта культурной, экономической и социально-политической жизни;

- организация системы эффективных форм личностно-развивающих ситуаций, педагогически целесообразных в воспитательной деятельности;

- создание состязательной среды, стимулирующей формирование у студентов компетенций, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

В процессе внедрения проекта в Волгоградском филиале РАНХиГС создается прозрачная и понятная система оценки эффективности внеучебной работы в рамках студенческого самоуправления, работы кафедр и факультетов, а также развития профессиональных и личностных компетенций студентов, процесс формирования которых или маловероятен, или вовсе затруднен в учебном процессе.

© Малая А.Д., Шипулин В.Н., 2014

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Внеучебная и воспитательная работа как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся недостаточно регламентирована в деятельности вуза. Основной идеей проекта является создание состязательной среды, стимулирующей формирование компетенций студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Проект предполагает реализацию в годовом цикле и включает разные виды соревнований в спортивной, творческой, интеллектуальной и научной деятельности. Студент, имеющий достижения в различных соревнованиях (как внутри-вузовских, так и региональных и федеральных), получает баллы, которые, суммируясь, формируют как личную, так и групповую рейтинговую оценку. Учебные группы, факультеты, кафедры, студенты которых имеют лучшие результаты в рейтинге, будут простимулированы. Студенты, имеющие высокий индивидуальный рейтинг, будут иметь приоритетное право на стажировки, участие в научных конференциях, поступление в магистратуру, аспирантуру, присуждение индивидуальных стипендий и т.п. Таким образом достигается цель проекта «Большая игра» - в вузе создается состязательная среда, формирующая профессионально значимые компетенции студентов, которые обеспечат им как выпускникам личностную и профессиональную самореализацию.

Проект «Первая карьерная стратегия» направлен на решение проблемы трансформации познавательного учебного результата в профессиональные компетенции. в современном вузе специфика учебной деятельности предполагает развитую познавательную мотивацию, что позволяет студентам получать много новой и полезной информации, однако, выходя на рынок труда, молодые люди сталкиваются с необходимостью осуществления практической деятельности, где на первый план выходит профессиональная мотивация, позволяющая эффективно выполнять производственные задачи. Крайне редко в учебный процесс удается органично добавить мероприятия, позволяющие формировать и профессиональную мотивацию, но все же это возможно.

Главной идеей проекта стало создание студентами первой карьерной стратегии, развитие их профессиональных компетенций для планирования карьеры и дальнейшего совершенствования карьерной стратегии. Так, в рамках Летнего кампуса Волгоградского филиала РАНХиГС проводится Школа менеджмента, тематикой которой в 2014 г. становится «Построение первой карьерной стратегии».

В процессе реализации проекта особое значение приобретает создание площадки по работе со студентами для развития их карьеры. Необходимо, чтобы проделанная работа не прекратилась на данном мероприятии, т.к. для молодых специалистов важно постоянно быть проинформированными о рынке труда и его особенностях в Волгограде, определить будущую область приложения профессиональных способностей и навыков, выявить свои сильные и слабые стороны в качестве конкурентоспособного актора на рынке труда. Таким образом, первая карьерная стратегия выступит социальным пространством для преобразования накопленных ресурсов в значимые для индивида профессиональные ценности.

Среди наиболее значимых результатов проекта следует отметить:

- действующую рабочую группу, состоящую из студентов, молодых ученых, преподавателей, выпускников и представителей бизнес-сообщества;

- наличие перечня и устойчивых контактов с перспективными в плане карьерной самореализации работодателями;

- эффективную и научно обоснованную систему критериев успешности карьеры выпускников Волгоградского филиала РАНХиГС, выраженную в документальном виде;

- улучшение динамики доли выпускников Академии, продолживших свое образование в сети РАНХиГС (в рамках концепции непрерывного образования).

Таким образом, формирование личностно значимых и социально востребованных компетенций у студентов посредством их участия в предложенных проектах является неотъемлемой составляющей внеучебной деятельности современного вуза. Молодые люди получают возможность определить индивидуальные векторы профессионального развития на существующем этапе обучения, быть успешными в учебе и профессиональной деятельности, находясь еще в статусе студента. Литература

1. Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ : сайт [Электронный ресурс]. URL : http://vlgr.ranepa.ru.

2. Конкурс инновационных образовательных проектов «Образовательные инновации» : сайт [Электронный ресурс]. URL :http://iorsi.rane.ru/iedu.

3. Конкурс проектов центров карьеры и взаимодействия с работодателями «Практики карьеры» : сайт [Электронный ресурс]. URL : http://iorsi.rane. ru/career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.