Научная статья на тему 'Новые культурные стратегии развития городского социума в деятельности Агентства культурных инициатив Волгоградской области'

Новые культурные стратегии развития городского социума в деятельности Агентства культурных инициатив Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собинова Елена Григорьевна, Леонтьева Наталья Викторовна, Вальковский Антон Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые культурные стратегии развития городского социума в деятельности Агентства культурных инициатив Волгоградской области»

опытом Других, взаимодействия приобретают социальный смысл. П. Бергер и Н. Лукман связывают возникновение смысла с процессом объективации субъективной реальности, поэтому конструирование социальной действительности в феноменологической парадигме -это «непрерывное производство людьми конкретных значений, символов, которые образуют субъективную реальность» [2, с. 174]. Иначе говоря, культурные ценности могут меняться и самостоятельно. Они не заложены в генах того или иного народа. Каждое последующее поколение усваивает их с помощью домашнего воспитания, школы, церкви, а теперь телевидения и Интернета.

Главным ориентиром в «непрерывном производстве людьми» межнациональной, межконфессиональной политики должно стать формирование подлинно демократической системы, где каждый народ, независимо от его численности, будет иметь права и возможности всестороннего творческого развития, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения.

В ходе обсуждения докладов и выступлений стало понятно, что «культурное пограни-чье» Юга России требует разработки специальной программы. Такая программа должна быть направлена на повышение уровня знаний подрастающего поколения о культуре и истории народов, населяющих эту территорию, на развитие уважения и интереса к традициям и обычаям как своего народа, так и других народов.

Участники конференции пришли к пониманию того, что жизнь вокруг нас очень быстро меняется. И мы сами, и наши дети должны быть готовы к тому, что культурная разнородность российского населения (и особенно Юга страны) в результате миграционных процессов будет возрастать. Должны быть выработаны механизмы интеграции мигрантов в социокультурное пространство Юга россии. успешное решение этой проблемы является одним из важнейших элементов социально-политической безопасности не только Юга россии, но и страны в целом.

разработка такой программы - это дело не одного дня. Видимо, решение этих задач повлечет за собой еще не одну встречу, на которой соберутся представители разных вузов и городов, чтобы, с одной стороны, в очередной раз представить свое понимание проблем меж-

национального и межконфессионального взаимодействия и возможные пути решения этих проблем, а с другой - в очередной раз убедиться, что культура имеет важное значение для устойчивого развития социума.

литература

1. Бурдье П. Физическое и социальное пространство // Социология социального пространства. М. : Ин-т эксперимент. социологии; СПб. : Алетейя, 2007.

2. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М., 2004.

3. Материалы XXIV съезда КПСС. М. : Политиздат, 1971.

4. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопр. философии. 1998. № 2.

5. Российская газета - Юг России. 2008. 5 марта [Электронный ресурс]. URL : http://www. rg.ru/2008/03/05/reg-jugrossii/multiki.html.

Е.Г. СОБИНОВА, Н. В. ЛЕОНТЬЕВА,

А. В. ВАЛЬКОВСКИй

(Волгоград)

новые культурные стратегии развития городского социума в деятельности агентства культурных инициатив волгоградской области

государственное автономное учреждение культуры Волгоградской области «Агентство культурных инициатив» является достаточно молодым учреждением культуры, созданным по инициативе Комитета по культуре постановлением Администрации Волгоградской области от 11 мая 2010 г.

Свою миссию Агентство видит в формировании разнообразной и качественной культурной среды на территории Волгоградской области посредством разработки, продвижения и реализации социокультурных проектов, программ, творческих инициатив в сотрудничестве со всеми представителями отрасли, бизнес-сектором и властью для повышения экономической и социальной активности сферы культуры и искусства Волгоградской области.

Агентство культурных инициатив является учреждением культуры нового типа, которое не занимается непосредственно концертной, выставочной деятельностью и не осу-

© Собинова Е.Г., Леонтьева Н.В., Вальковский А.В., 2014

ществляет книгохранение; оно не выполняет функции концертных организаций, музеев, домов культуры или библиотек. Главным средством осуществления институциональной деятельности Агентства является социокультурное проектирование. Конечно, к проектной работе как к механизму работы в последнее время все чаще в своей деятельности прибегают другие учреждения в социальной сфере, экономике, политике и культуре в условиях гегемонии нематериального труда и перехода культуры в постиндустриальную стадию производства. Как справедливо отмечает Б. Гройс, «написание различных проектов стало основным занятием современного человека. Что бы ни предпринималось в наши дни в сферах экономики, политики или культуры, для получения официального утверждения или финансовой поддержки общественных институтов все это должно быть сформулировано в виде проекта» [2, с. 278].

К сожалению, мы можем констатировать довольно низкий уровень проектной грамотности и проектной культуры в регионе. В целях ее повышения Агентство уже третий год проводит бесплатные проектные семинары, в которых могут принять участие любые заинтересованные представители государственных и негосударственных учреждений в сфере культуры. Опыт Агентства показывает, что в волгоградской области нет недостатка в идеях и творческих активных инициаторах, но у авторов проектов порой не хватает знаний о технологиях их реализации, умения грамотно оформлять проектные заявки, привлекать ресурсы. Проектные семинары помогают удовлетворить потребность инициаторов в навыках и компетенциях в области социокультурного менеджмента, внутригрупповой и межкультурной коммуникации, маркетинга в сфере культуры, основах фандрайзинга.

о технологиях социокультурного проектирования в последние годы написано немало монографий и специальных пособий. Стоит только отметить, что работники Агентства также стремятся использовать новейшие - более продуктивные - технологии социокультурного проектирования. Так, в течение последнего года Агентство перешло от директивного способа управления проектами, подразумевающего в своей структуре руководителя (инициатора) проекта и участников-исполнителей, к технологии «Dragon Dreaming», превращающих «слепых» исполнителей в соучастников и активных сотворцов, разделяющих общую идею

и цель проекта, что значительно повышает продуктивность внутрикомандной работы.

Агентство культурных инициатив также стремится изменить традиционную точку зрения на роль культуры в современном обществе. Если раньше культура понималась преимущественно как область досуга и развлечения (в первую очередь, высокоинтеллектуального), то в современном мире культура начинает играть новую роль: она становится ресурсом модернизации. В последние годы профессиональное сообщество все чаще постулирует тезис о необходимости признания в современном постиндустриальном обществе культуры, культурно-символических ресурсов и историко-культурного наследия значимыми факторами развития территории [1, с. 134— 136]. Каким же образом культура может стать ресурсом развития? Например, фестивали искусств (музыкальные конкурсы, театральные фестивали, кинофорумы и пр.) могут давать стойкий экономический эффект за счет периодичности и постоянной вовлеченности местного населения: приток зрителей, развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни в целом. Если после проведения крупного спортивного мероприятия не всегда существуют гарантии, что через несколько лет территория будет посещаться так же интенсивно, а новые спортивные комплексы смогут так же стать центром притяжения большого количества людей, то фестивали искусств при условии регулярного проведения и грамотного менеджмента, напротив, со временем расширяются и привлекают все больше людей за счет разнообразия и постоянной сменяемости программы. Так, реализуемая Агентством несколько лет подряд «Российско-германская предрождественская ярмарка» (2010-2013 гг.) разрабатывалась так, чтобы она имела собственное уникальное лицо, с каждым годом привлекала все больше зарубежных и волгоградских участников, посетителей и покупателей, новых инвесторов, чтобы спектр услуг становился все более разнообразным. в итоге ярмарка стала не только пространством досуга, но и площадкой продвижения местных творческих предпринимателей. российско-германская предрождественская ярмарка стала первой подобной ярмаркой в россии.

в целом деятельность Агентства можно разделить на несколько основных направлений:

- выполнение государственного задания учредителя;

- разработка и реализация как собствен-

ных, так и партнерских социокультурных проектов на территории Волгоградской области с привлечением средств из внебюджетных источников;

- поддержка проектных инициатив жителей Волгоградской области в сфере культуры;

- аналитическая и экспертная работа.

На протяжении всей своей деятельности наряду с выполнением государственного задания учреждение активно занимается разработкой и реализацией социокультурных проектов с привлечением средств из внебюджетных источников. К 2014 г. объем средств, привлекаемых учреждением из внебюджетных источников, превысил размер бюджетного финансирования, выделяемого учреждению на выполнение государственного задания и содержание имущества. На данный момент этот показатель - соотношение бюджетных затрат и привлеченных средств - является самым высоким среди всех учреждений культуры Волгоградской области.

Среди источников финансирования, из которых учреждение получало средства на реализацию проектов, можно отметить следующие: Благотворительный фонд Владимира Потанина (в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»), Фонд Михаила Прохорова, российский гуманитарный научный фонд; гете-институт. Поддержка таких серьезных грантодателей говорит о высоком качественном уровне проектов, реализуемых учреждением. Привлечение грантовых средств также способствует созданию положительного имиджа сферы культуры и региона в целом.

Кроме того, с 2011 г. Агентство является постоянным партнером программы «Менеджеры в сфере культуры» Фонда им. Роберта Боша. Данная программа реализуется только в пяти регионах Российской Федерации (Челябинской, Архангельской, ульяновской, Астраханской областях), включая Волгоградскую область. Наш регион был выбран на конкурсной основе, как территория с большим потенциалом для развития культурных инициатив. В рамках данной программы в 2011 - 2013 гг. на территорию Волгоградской области с помощью Агентства были привлечены средства на реализацию социокультурных проектов в области исполнительских и визуальных искусств, кинематографии, анимации.

В 2014 г. в деятельности Агентства появилось еще одно направление - оперирование грантового конкурса «Культурная мозаика» благотворительного фонда Елены и Ген-

надия Тимченко, направленного на поддержку культурных проектов в малых городах и селах по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам.

Только за 2012 - 2013 гг. учреждение реализовало и поддержало более 50 социокультурных проектов в различных направлениях (кинематограф, анимация, театральное искусство, новая экспериментальная музыка, народные промыслы и ремесла, музейные сервисы, актуальное искусство, исследовательская деятельность в сфере культуры). В рамках этих проектов проведено более 300 мероприятий.

одной из важных задач, стоящих перед учреждением, является поддержка частных инициатив в сфере культуры, творческого потенциала граждан и творческих коллективов. В настоящее время выделение финансовых средств на реализацию таких инициатив бюджетом Волгоградской области не предусмотрено, поэтому поддержка осуществляется по следующим направлениям на безвозмездной основе:

- консультационная поддержка относительно разработки и механизмов реализации проекта, помощь в написании заявок на гранты и бюджетировании;

- предоставление ресурсов, которыми располагает учреждение (площадка, оборудование, организационная помощь);

- информационная поддержка проектов;

- помощь в решении административных вопросов.

Благодаря поддержке учреждения удалось реализовать большое количество проектов, инициаторами которых были жители Волгоградской области: проект «#Пакуемся» о самостоятельных путешествиях, «Маленькие свободные библиотеки», проект студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета «Внучек, я онлайн» по повышению интернет-грамотности среди пенсионеров, социальный проект «Школа блоггеров», «Русский бал» и мн. др.

В данном направлении работы Агентство видит себя посредником между частной инициативой и властью: между государственными учреждениями культуры и негосударственным культурным сектором, а также между культурой и бизнесом, культурой и органами власти.

Традиционно учреждения культуры воспринимаются бизнесом как потенциальные просители. Работа Агентства направлена в том числе на изменение этой ситуации. Некоммерческие проекты вполне безболезненно

могут быть трансформированы в успешные самоокупаемые и приносящие прибыль бизнес-идеи. В целях развития творческих индустрий на территории Агентство стало региональным партнером международного конкурса для креативных индустрий и творческих предпринимателей «Creative Business Cup», поддерживающего разработку оригинального и тиражируемого культурного продукта. Для оптимизации работы с культурными инициативами Агентство разрабатывает проект «Ярмарка культурных инициатив», который в будущем может стать беспрецедентной презентационной и коммуникативной площадкой для продвижения социально значимых проектов в сфере культуры.

одной из своих основных приоритетных задач Агентство также видит уплотнение культурной среды, под которой понимается увеличение интересных социокультурных проектов и инициатив за счет интенсификации межинституциональных и межведомственных связей. Так, проведение совместных проектов с учреждениями государственного и негосударственного секторов - это сознательный шаг Агентства, который призван стимулировать активный обмен идеями и увеличить число совместных проектов. Например, Агентство проводило совместные мероприятия с другими как государственными учреждениями культуры (музеи, областные библиотеки, самодеятельные коллективы домов и дворцов культуры, областной киновидеоцентр, Областная филармония и мн. др.), так и негосударственными культурными институтами, относящимися к сфере креативного производства: творческий кластер «Икра», «Центр молодежи и творчества 28», Арт-галерея современного искусства «Трапеция», туристские компании, кафе и антикафе и мн. др. В деле поддержки культурных инициатив Агентство оказывается медиатором между инициаторами культурных изменений и площадками, способствует росту взаимодействия отдельных агентов культуры региона.

Приносят свои результаты и международные обмены: так, в результате деятельности Агентства за последние несколько лет в области появились начинающие экспериментальные музыканты, аниматоры, художники - целая генерация молодых и востребованных творческих людей, которые предпочитают осуществлять свою художественную активность в регионе, а не переезжать в метрополию из-за ощущения своей нереализованно-сти.

Важным направлением деятельности учреждения является аналитическая, консультационная и экспертная работа. Так, Агентство формирует базу культурных ресурсов региона, собирая информацию обо всех учреждениях культуры, творческих коллективах, а также культурных событиях Волгоградской области. По поручению министерства культуры Агентство проводило мероприятия по разработке «Концепции развития культуры Волгоградской области на 2012-2018 гг.», «Концепции развития театрального дела Волгоградской области»; были разработаны качественные критерии оценки деятельности учреждений культуры [3, с. 6-17]. Агентство культурных инициатив также формировало содержательные концепции Форумов работников культуры Волгоградской области и многих крупных событий региона.

Кроме того, Агентство осуществляет ежегодный анализ результатов деятельности сферы культуры на основании статистических данных министерства культуры, с выявлением проблем отрасли и выработкой рекомендаций для их решения. Осуществляя данную деятельность, учреждение, по сути, выполняет роль экспертно-аналитического центра.

Следует учитывать, что штатная численность Агентства в 2011 - 2013 гг. составляла всего 7 чел., а с 2014 г. - 8 чел. Это творческие и инициативные люди, в багаже которых есть огромное количество пока нереализованных, но ожидающих своей поддержки проектов. Если соотнести данные штатной численности с количеством проектов и мероприятий учреждения, то этот показатель также будет самым высоким по отрасли.

Эффективность деятельности Агентства была не раз отмечена профессиональным сообществом. Например, проект «Российско-германская предрождественская выставка-ярмарка» стал лауреатом Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» в 2013 г., в этом же году директор учреждения Е.Г. Собинова стала победителем волгоградского областного конкурса «Лучший менеджер года».

Таким образом, деятельность учреждения вносит серьезный вклад в развитие сферы культуры на территории Волгоградской области в целом, способствует привлечению инвестиций в отрасль и созданию положительного имиджа территории. Агентство с помощью культуры и культурных проектов пытается сделать жизнь на нашей территории ярче, насыщеннее, разнообразнее и интереснее.

литература

1. Гафар Т.В. Альтернативные сценарии развития региональной культуры - ресурсы, методы, проекты // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Соц.-экон. науки и искусство. 2012. № 3 (67). С. 134-136.

2. Гройс Б. Одиночество проекта // Б. Гройс. Политика поэтики. М. : Ад Маргинем Пресс, 2012.

3. Собинова Е.Г., Гафар Т.В. Оценка деятельности учреждений культуры. Опыт Агентства культурных инициатив // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 8.

а.д. малая, в.н. шипулин

(Волгоград)

социокультурное значение формирования личностно значимых и социально востребованных компетенций в современном вузе

Тенденции развития современной образовательной системы в России все больше проявляют себя в укрупнении субъектов высшего профессионального образования, объединяемых в соответствии с профилем подготовки студентов. Так, Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 20 сентября 2010 г. по предложению Правительства РФ была создана Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС при Президенте РФ). Новая Академия включает крупнейшие федеральные и региональные вузы, которые готовят управленческие кадры высшей квалификации в сфере государственного и муниципального управления, а также для государственного, общественного и частного секторов отечественной экономики [1].

Созданная крупная образовательная структура потребовала от руководства Президентской Академии формирования обновленной корпоративной культуры, появления мероприятий, призванных объединить филиалы Академии со всей страны в единую эффективную систему. С этой целью Институт организационного развития и стратегических инициатив Президентской Академии в 2012 г. создал для сотрудников Академии общеакадемические конкурсы.

Конкурс «Образовательные инновации» направлен на поддержку и продвижение лучших образовательных технологий и практик

по повышению практичности и эффективности учебного процесса, а также на распространение и тиражирование лучших образовательных практик среди факультетов и филиальной сети Академии при Президенте РФ [2].

«Практики карьеры» - это конкурс проектов в сфере трудоустройства, профориентации и профессионализации студентов и выпускников [3]. Состав участников данного мероприятия, как правило, формируется из числа сотрудников центров карьеры филиалов, зачастую имеющих многолетний опыт работы по этому направлению.

25-26 июня 2014 г. в Московском кампусе РАНХиГС состоялся финал общеакадемических конкурсов, на который приехали авторы 27 проектов. Выступления участников включали в себя презентацию проекта и ответы на вопросы компетентного жюри.

От Волгоградского филиала РАНХиГС в финал прошли сразу две работы:

- «Оценка образовательных достижений во внеучебной деятельности "Большая игра"» (конкурс «Образовательные инновации», номинация «Оценка компетенций», автор -В.Н. Шипулин);

- «Первая карьерная стратегия» (конкурс «Практики карьеры», номинация «Управление карьерой», автор - А.Д. Малая).

Проект «Большая игра» направлен на решение таких проблем, как:

- социализация студентов первых курсов как носителей специфического культурного статуса за счет формирования студенчества как самодостаточного субъекта культурной, экономической и социально-политической жизни;

- организация системы эффективных форм личностно-развивающих ситуаций, педагогически целесообразных в воспитательной деятельности;

- создание состязательной среды, стимулирующей формирование у студентов компетенций, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

В процессе внедрения проекта в Волгоградском филиале РАНХиГС создается прозрачная и понятная система оценки эффективности внеучебной работы в рамках студенческого самоуправления, работы кафедр и факультетов, а также развития профессиональных и личностных компетенций студентов, процесс формирования которых или маловероятен, или вовсе затруднен в учебном процессе.

© Малая А.Д., Шипулин В.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.