| ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ
I Рецензия на учебное пособие Пирогова С.В. «Социальное прогнозирование и проектирование» I (М.: «Проспект», 2016. 376 с.)
Лаокоон — (Laocoon, Aaoxàmv) троянец, жрец Аполлона, упорно противившийся тому, чтобы в Трою был введен деревянный конь. Когда он готовился принести в жертву Посейдону быка, из моря вышли две страшные змеи, которые задушили его и двух его сыновей за то, что он противился падению Трои, которая должна была погибнуть по предначертанию богов.
«Краткий словарь мифологии и древностей». М. Корш. СПб., издание А. С. Суворина, 1894.
С. В. Пирогов
Социальное прогнозирование и проектирование
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ОБРАЗ БУДУЩЕГО
ПРОГНОСТИКА: ЛОГИКА, ТИПОЛОГИЯ, ФОРМАТЫ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: СУТЬ, ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ВИДЫ, ПРЕДМЕТЫ, МЕТОДЫ
И ДР.
И
Предсказание и прогноз — предприятие неблагодарное и даже опасное, о чем свидетельствуют многие трагические судьбы оракулов и жрецов, гадалок и шаманов, о которых знаем из мифов и легенд. Сама способность социальных институтов опережать время и открывать образы будущего названа кассандровым началом, по имени гомеровской прорицательницы и вещуньи. Трагедия Кассандры в том, что она предвидит падение Трои, смерть близких и свою собственную гибель, но бессильна предотвратить их, ведь она лишена способности убеждать.
Прогнозирование социальных процессов — это одна из прикладных областей наук об обще-
стве и человеке. Рецензируемое учебное пособие Сергея Владимировича Пирогова, доцента кафедры социологии Томского государственного университета, является действенным инструментом работающего социолога. Книга объединяет в себе краткий теоретический курс, словарь терминов и энциклопедию концепций прогнозирования и проектирования развития культуры и общества.
Нашему пониманию бытия культуры и социума [2] близок тезис С. В. Пирогова о том, что человек в своих процессах восприятия, мышления и деятельности не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит его.
Учебное пособие состоит из пяти разделов:
I. Образ будущего
II. Прогностика
III. Системный подход в прогнозировании и проектировании
ГУ. Методы прогнозирования
V. Социальное проектирование.
Кроме того, пособие включает приложения — матрицы прогнозирования и последовательности операций составления прогнозов.
Учебное пособие «Социальное прогнозирование и проектирование» относится к новому типу литературы для высшей школы, в которой органично сочетается подробно структурированный, почти схематически организованный теоретический материал и культурологические суждения, воздействующие на формирование мировоззрения читателя книги и студента. Например, С. В. Пирогов пишет об «эффекте Эдипа» как специфике знания будущего и очень тщательно перечисляет психологические основания этого явления: страх, вера, догматизм, эгоизм [1, с. 73].
Рецензируемое учебное пособие обладает методической ценностью и новизной одновременно, потому что в нем системно изложены все известные методы социального прогнозирования, но также и подробно проанализированы те, которые ранее рассматривались лишь в отдельных исследованиях. Например, наш интерес вызвало описание форсайт-проекта как метода прогнозирования [1, с. 242].
Поскольку Кассандра предсказывала одни несчастья, её отец Приам приказал запереть ее в башню, где ей оставалось только оплакивать грядущие бедствия своей родины. Современная научная социальная прогностика родственна проектированию, которое определяется как «гуманизация среды обитания и образа жизни» [1, с. 250], то есть ориентирует аналитика на активную практическую деятельность по совершенствованию социокультурного бытия.
Литература
1. Пирогов С.В. Социальное прогнозирование и проектирование. М.: Проспект, 2016.
2. ЩегловаЛ.В., Шипулина Н.Б., Саенко Н.Р. Культурология. Единство и многообразие форм культуры. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. 194 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/31951 (дата обращения: 12.12.2015). ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Н. Р. Саенко, г. Москва
осмысление городской культуры в элективных курсах гимназий волгограда
Рецензия на учебно-методическое пособие Шипулиной Н.Б., Марченко А.Ю., кудрявых Е.Л. «Художественная культура Волгограда» (ФБГОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2015. 176 с. Гриф УМО Рае)
Н.Б. Шипулина, А.Ю. Марченко, Е.Л. Кудрявых
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ВОЛГОГРАДА
Волгоград 2015
TSm*,, 9 . я . .ч , ji? ' . _ *лш
«...Я каждый раз думаю, что неповторимым и уникальным город делает не его топография, не здания и не людские представления о нем, возникающие по большей части случайно, а совокупность случайных встреч его обитателей, живущих, как я, пятьдесят лет на одних и тех же улицах, их воспоминаний, слов, цветов и образов, накопленных их памятью»
Орхан Памук [1, с. 144]
Сегодня можно считать сложившимся такое самостоятельное направление современной гуманитаристики, как «городские исследования» (Urban Studies). Городская культура как целостный феномен и отдельные ее элементы в настоящее время достаточно широко исследуются в мировой социально-гуманитарной науке
с самых разных предметных и концептуальных позиций историками, социологами, культурологами, искусствоведами, дизайнерами, архитекторами, менеджерами культуры. Город исследуют и как пространство, и как уникальный культурный локус социальных взаимодействий, как центр культурной и экономической деятельности, и в аспекте нормативности и «ясности прочтения» города и его культурных смыслов; в концептуальном и проблемном поле креативной экономики исследуется привлекательность города как места жительства, как медийной среды и специфически организованной системы коммуникаций. Много исследований посвящено возрождению городских пространств посредством культурных проектов как синтеза социальной, культурной и городской политики. Город рассматривается в трудах урбанистов и как микромир повседневности, «жизненный мир» отдельной конкретной личности, обычного человека в его повседневных занятиях, привязанностях, переживаниях, воспоминаниях, воспринимающего город и сживающегося с ним на уровне телесных практик — ритма шагов по городским пространствам, городских шумов и запахов, образов, трудно транслируемых на рациональном уровне. В отечественной науке в последнее десятилетие интерес к городским исследованиям велик еще и в связи с культурно-политическими процессами постсоветского периода, всерьез изменяющимся экономическим, политическим, социально-культурным статусом городов России.
Большинство работ, посвященных городу и горожанам, ценностному и социальному значению города как территории и как сообщества, имеют отчетливый популярный или художественно-публицистический характер. Одним из успешных опытов осмысления городской культуры на теоретическом уровне может считаться книга волгоградских культурологов «Художественная культура Волгограда», которая вышла в свет в 2015 году. Это учебно-методическое пособие представляет собой образовательный проект,
в котором осмыслены на теоретическом уровне и реализованы в учебном процессе на практике способы постижения художественной культуры Волгограда. Книга, помимо теоретического курса, знакомящего читателя с основными феноменами художественной жизни города, включает практикум — развернутую учебную программу электива «Художественная культура родного края». Издание адресовано студентам вузов, обучающимся на социально-гуманитарных и художественных направлениях подготовки бакалавров и магистров, преподавателям гуманитарных вузов и колледжей, работникам и руководителям учреждений культуры и искусства, исследователям региональной художественной культуры Волгограда и других городов и регионов России, учителям школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением дисциплин художественно-эстетической направленности, всем интересующимся художественной культурой города Волгограда.
В пособии впервые осмысливаются феномены региональной художественной культуры Волгограда, которые до этого оставались в стороне от внимания исследователей: киноклубное движение и кинофестивали как уникальная культурная площадка для формирования новой городской интеллигенции Волгограда; проектная, консультативная и аналитическая деятельность инновационных культурных учреждений (Агентства культурных инициатив); профориентацион-ное значение освещения для старшеклассников возможностей получения художественного образования в своем родном городе; культурологический анализ художественных практик волгоградских субкультур. Пособие написано на высоком научно-теоретическом уровне с использованием передовых достижений современного социально-гуманитарного знания в области культурологии, социологии, урбанистики, искусствоведения, фольклористики, что отражено как в самом тексте пособия, так и в списке литературы.
В разделах теоретического курса пособия речь идет о реальных социально-художественных феноменах и процессах современного Волгограда, о конкретных деятелях региональной художественной культуры, ее культурных объектах, учреждениях, проектах, анализ которых чрезвычайно актуален для осмысления региональной идентичности, выработки социально-культурных программ развития региона как для современной региональной культурной политики и экономики, так и для осуществления культурных проектов в практической деятельности
учреждений культуры Волгограда, неформальных объединений, общественных организаций, клубов, коллективов и др. субъектов региональной культуры. Учебно-методическое пособие «Художественная культура Волгограда» существенно отличается от имеющейся литературы своей интегративностью. Существуют отдельные издания о конкретных видах региональной художественной культуры, персоналиях, объектах, но данное издание охватывает все виды и формы художественной культуры Волгограда, представляя ее как целостность, связывая различные виды и формы художественной культуры с региональной идентичностью, с городом как сообществом, а также включает анализ таких сложных социально-культурных феноменов региональной культуры, как культурная политика, соотношение официальной и неформальной художественной культуры.
Существенное отличие этой книги — это ее практическая ориентированность на педагогическую деятельность. Пособие «Художественная культура Волгограда» представляет методическую ценность для работников образовательных учреждений, так как в разделе «Практикум» приводится успешно апробированная одним из авторов в старших классах гимназии № 8 Красноармейского района г. Волгограда в 2013—2014 учебном году программа электива «Художественная культура родного края» для 10—11 классов с профильным изучением дисциплин художественно-эстетического цикла. Программа содержит пояснительную записку, подробный тематический план, проектные задания и обладает несомненным потенциалом практического использования для преподавания такой учебной дисциплины в школах, лицеях и гимназиях, в учреждениях дополнительного образования Волгограда, а также может быть успешно адаптирована в других городах и регионах современной России и транслироваться как образовательный ресурс и универсальная методика.
Учебно-методическое пособие состоит (кроме списка литературы) из трех разделов, согласованных тематически, которые методически и дидактически грамотно вводят читателя в содержание книги, начинаясь с краткого введения «Культура города», далее рассматривая подробно и структурированно по видам и формам художественную культуру Волгограда в теоретическом курсе и завершая практикумом, представленным программой электива «Художественная культура родного края» для 10—11 классов, которая имеет
Осмысление городской культуры в элективных курсах гимназий Волгограда
инновационный характер и является уникальным опытом усвоения старшими школьниками сложной социально значимой учебной дисциплины эстетического содержания, приобщения их к культуре регионального сообщества и воспитания у них патриотических чувств. Тематические модули программы согласуются между собой органично, выстроены в единую логику совершенствования интеллектуального развития обучающегося, стимулирования и раскрытия его творческого потенциала. В разделе «Практикум» наряду с традиционными формами учебных занятий авторы-составители предполагают такие нестандартные их виды, как урок-концерт, урок-викторина, урок-коллоквиум, урок-диспут, урок-экскурсия, а также подготовку и защиту творческих групповых проектов. Программа снабжена учебно-тематическим планом, в котором подробно отражены темы, формы занятий, объём учебного времени, отводимый на их изучение. Подробное изложение содержания тематических разделов для каждого года обучения (10, 11 класс) даст возможность педагогам, реализующим программу в учебной деятельности, успешно осуществлять по ней образовательный процесс. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что а) в структуру программы входят 19 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу; б) логика прохождения освоения
тематических модулей линейная; в) все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта; г) практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умения создавать авторские (индивидуальные и групповые) проекты; д) практические занятия по программе связаны с использованием обучающих и иллюстративных медиа-средств. При реализации образовательной программы предусматриваются такие методы, как художественный анализ, интегративный и проектный методы, методы художественной семиотики и герменевтики, некоторые элементы структурной методологии.
Несмотря на серьезное теоретическое и методическое содержание учебно-методического пособия «Художественная культура Волгограда», в книге есть некое очарование, поскольку ее авторы не отстраняются от объекта исследования, а считают себя его частью, испытывают гордость за свой город, благодарно упоминают конкретных деятелей культуры Волгограда, представителей его творческой и интеллектуальной интеллигенции, своих учителей и коллег, пишут о сложившихся в городе культурных традициях и искренно хотят научить подрастающее поколение волгоградцев «совмещать в своем сердце любовь к книгам и современному искусству с принадлежностью к жизни и культуре своего города» [1, с. 145].
Литература
1. ПамукОрхан. Стамбул: Город воспоминаний: [роман] [Пер. с тур. Т. Меликли и М. Шарова]. СПб: Амфора, ТИД Амфора, 2012. 502 с.
2. Шипулина Н.Б., Марченко А.Ю., Кудрявых Е.Л. Художественная культура Волгограда: учебно-методическое пособие. ФБГОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2015. 176 с.
Л.В. Щеглова, г. Волгоград