человек в городской культуре: опыт реализации учебной программы дисциплины по выбору «культурная антропология города»
Шипулина Наталья Борисовна, кандидат философских наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Российская Федерация, [email protected]
Культура личности всегда предполагает творческое самоутверждение и самореализацию в определенной пространственной и социальной среде. Первичный микромасштаб культурного совершенствования и саморазвития человека — формирование личности в пределах своего города, осуществление самопознания и творчества через осознание своей причастности к жизни города, определение своей личной идентичности через городскую. В современном социально-гуманитарном знании город активно исследуется как специфический феномен культуры. Это уникальный объект изучения истории, социологии, урбанистики, культурологии, антропологии.
В 2015 году разработана и реализуется в учебном процессе Волгоградского государственного социально-педагогического университета авторская программа учебной дисциплины по выбору студентов «Культурная антропология города», которая оказалась весьма востребованной современными студентами гуманитарных факультетов. Цель освоения дисциплины — показать современным студентам-гуманитариям антропологическую специфику городской культуры, ее роль в регуляции социального поведения человека, в формировании и трансформации социальных структур, объяснить региональную специфику различных форм социокультурного творчества, сформировать целостное научное представление о своеобразном характере духовной, социальной, практической жизни индивида и социума в связи с местом, территорией их проживания как культурным пространством самореализации. Такая цель достигается через решение основных задач освоения дисциплины: ввести основные категории, идеи и понятия культурно-антропологического направления в исследовании городов, продемонстрировать проблемы, которые решает дисциплина; показать значение исследования культурных явлений и процессов городской жизни на микрокультурном уровне; научить анализировать проблемы социально-культурного развития городов и взаимоотношений культуры и общества в ходе истории в пределах таких направлений
исследования культуры, как социология и культурология повседневности, культурологическая реалогия, персонология с использованием биографического, психологического, семиотического, проективного и других методов.
Дисциплина «Культурная антропология города» относится к профессиональному циклу учебного плана и является дисциплиной по выбору. Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП направления «Педагогическое образование») ОК-2, в соответствии с которой выпускник должен быть «способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы», и ОК-3, ориентированной на то, чтобы будущий бакалавр был «способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества»; а также на формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-2, формирующей у выпускника способность «использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач». И в результате изучения дисциплины студент должен знать содержание основных понятий культурной антропологии города: «антропология города», «архитектура», «визуальный образ города», «город», «городская идентичность», «городская культура», «городские субкультуры», «городской сувенир», «городской фольклор», «горожанин», «градостроительство», «джентрификация», «дизайн городской среды», «инфраструктура», «ментальная карта города» и др.; основные методологические подходы и теории в исследовании городской культуры; уметь анализировать и определять свою принадлежность к городу как месту и социокультурному сообществу со специфическими смыслами, социально-культурной идентичностью, ценностными убеждениями и мировоззренческими установками; применять методы
культурно-антропологической урбанистики (пер-соналистической, биографической, феноменологической, семиотической, реалогической методологий) для анализа и оценки современных социокультурных явлений и процессов; интерпретировать конкретные факты, явления, процессы социокультурной жизни города; владеть навыками использования теоретических и практических знаний, полученных в курсе «Культурная антропология города» для проектирования и реализации программ базовых и элективных дисциплин социально-культурологической направленности в педагогической и культурно-просветительской деятельности; навыками планирования, проектирования и научного прогнозирования социально-культурного развития города для решения социальных и профессиональных задач.
На основе такого компетентностного плана и проектируемых результатов изучения дисциплины в программе предусмотрены следующие тематические блоки в содержании разделов дисциплины.
1. Город как феномен культуры. Город как сложный объект изучения. Различные подходы к изучению города в социально-гуманитарном знании: а) социологический подход; б) исторический подход; в) культурологический подход; г) градостроительство; д) культурная и социальная география; е) регионоведение; ж) политология и культурная политика; з) урбанистика. Проблема определения города как культурно-антропологического феномена.
2. История городов, особенности формирования и структуры урбанизированных поселений. Появление городов в истории человечества: культурные причины и предпосылки. Города в культуре Античности: Восток и Запад. Города в средние века. Городская культура Ренессанса. Города в Новое время. Современные коллизии и трансформации городской культуры. Города будущего: футурология и культурная прогностика. Всемирные тенденции развития городов.
3. Город как территория, место, пространственная среда. Природное и культурное в пространственной специфике города. Градостроительство, планировка и дизайн городского пространства. Типология городов по пространственной структуре.
4. Художественный образ и визуальная среда города. Архитектурный образ города. Монументальная и малая парковая скульптура в пространстве города. Цветовая аура городов. Дизайн городского пространства. Стрит-арт как новое урбанистическое искусство: граффити, стрит-данс, музыкальная культура в городском пространстве.
Художественные фестивали как ресурс развития городов.
5. Семиотика и символика города. Язык городской культуры. Городская топонимика. История городских топонимов. Город в названиях площадей, проспектов, улиц, переулков. Язык вывесок, табличек, рекламных баннеров в городской среде. Городской нарратив. Городской фольклор: легенды, предания, былички, слухи, байки, анекдоты.
6. Культура повседневности как микроуровень социокультурной жизни города. Ценности быта и ценности бытия как два измерения городской культуры. Структуры и уровни городской повседневности: архитектонические формы, нормы внешнего поведения и общения (ритуалы, обычаи), мир материальных объектов в городской среде и изменение их культурных смыслов в микроистории. Стиль и городская уличная мода как культурно-антропологические элементы городской жизни. Городской праздник, приключение, игра как социокультурные формы, противостоящие повседневности.
7. Город как вещественно-антропологическая среда. Реалогия как методология исследования феноменов культуры в вещах и деталях повседневности. Материальные объекты в городском пространстве: скульптура, арт-объекты, собственно вещи. Барахолки, блошиные рынки, комиссионные и антикварные магазины как пространство реалогиче-ского обмена. Городские кустари и ремесленники, мастера хэнд-мейд творчества и их продукция в городской социокультурной жизни. Формы и способы утилизации вещественного мусора в городской среде: свалка как феномен городской культуры.
8. Роль сообществ (community) в жизни города. Городские субкультуры как городские исследователи. Конструктивное, креативно-инновационное значение городских микросообществ для городской культуры. Особенности профессиональных сообществ в социокультурной жизни города. Динамика ценностных, прагматических, формальных, прикладных элементов городских профессиональных сообществ. Этнокультурные сообщества в жизни полиэтнического региона.
9. Город как объект региональной культурной политики. Город как объект управления: основные концепции принятия политических решений в городах. Планирование и регулирование культурных проектов в региональной культурной политике. Структура управления региональной культурной политикой. Специфика деятельности городских учреждений культуры. Проектная деятельность в организации городской культуры. Проблемы
Человек в городской культуре: опыт реализации учебной программы дисциплины по выбору..
координации культурной политики и туризма.
Образовательный процесс по освоению дисциплины «Культурная антропология города» строится с широким использованием традиционных и современных форм, методов и технологий обучения, интерактивных творческих методик организации самостоятельной работы студентов. Так, в пределах ознакомления с тематическим разделом «Город как феномен культуры» применяется метод мозгового штурма. Студентам предлагается в микрогруппах по 2—3 человека разработать и защитить свои проекты на тему «Города как культурно-историческое наследие». Они составляют и комментируют в формате защиты свои «золотые списки городов»: 10 городов, которые существенно повлияли на ход истории человечества или отдельных народов; 10 городов мистических, вымышленных, фигурирующих в мифологии, фольклоре, фантастической литературе и кинематографе; 10 городов будущего. В ходе изучения тематического раздела «Город как территория, место, пространственная среда» в качестве интерактивной методики применяется проектный метод по разработке индивидуального творческого проекта «Мой город». Студентам предлагается внимательно ознакомиться с содержанием научных статей К.А. Маслинского «Спонтанная экскурсия как целостный текст: формирование содержания и рождение формул» и С.Г. Леонтьевой, К.А. Мас-линского «Город и турист: механизмы самопрезентации «города классической провинции»» и разработать самостоятельно тематический маршрут прогулки по Волгограду для иногороднего друга методом «спонтанной экскурсии». (Например, «Волгоград романтический», «Волгоград мистический», «Ночной Волгоград», «Кулинарный Волгоград», «Заброшенные и разрушенные объекты Волгограда», «Волгоград детский» и т.п.), выполнив его в форме экскурсии-презентации и доказав, что именно эти места и объекты в нашем городе необходимо посмотреть приезжему, чтобы понять город и горожан, их уникальную социокультурную специфику.
В учебном плане отводится достаточно большое число аудиторных часов для изучения дисциплины, поэтому целесообразно чередовать семинарские занятия по теоретическим темам дисциплины с творческими. В программе представлены примерные задания для самостоятельной творческой работы студентов:
1) «Ментальная карта города». Студентам предлагается ознакомиться с материалом лекции «Ментальное картографирование как способ
познания и репрезентации города: теории и практики» и составить на его основе ментальную карту города Волгограда как карту-схему значимых мест и городских объектов для приезжего друга;
2) «Голодный город». Студенты, ознакомившись с материалами теоретического обзора книг Стил К. «Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь», исследующей гастрономические символы городов, их пищевую инфраструктуру, и Ольденбург Р. «Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества», составляют карту пищевой инфраструктуры города для приезжих, классифицируя продуктовые магазины, рынки, кафе, рестораны, кулинарии и др. по социальным, демографическим, целевым и функциональным критериям;
3) «Новый волгоградский сувенир». На основе материалов лекции «Городской сувенир как символический ресурс территории» и обучающего семинара «Новый волгоградский сувенир: анализ опыта конкурсной деятельности» студенты проявляют свое творчество в статусе вынужденного дизайнера сувенирной продукции, разрабатывая и представляя линейку новых городских сувениров, символизирующих Волгоград, в форме эскизов и комментариев к ним;
4) «Экоурбанизм в современной культуре». Студенты выделяют и комментируют такие природные объекты в Волгограде и области, которые являются значимыми образами и артефактами, частью культурного наследия региона, влияющими на культурную идентичность горожан и опознаются приезжими как элементы уникальной территории города и области;
5) «Городские субкультуры как городские исследователи». Существование и культурные практики субкультур характеризуют особенности региональной культуры, являются показателем городской идентичности. Субкультуры ориентированы на изобретение новых способов взаимодействия с городской средой и самовыражения в ней, на эксперимент и апробацию инновационных социокультурных форм и, таким образом, на обновление городской культуры за счет стирания границ между официальным и неофициальным, введением и адаптацией нестандартных компонентов в русло доминирующей культуры. В определенном смысле субкультуры — это «городские исследователи», познающие город с изнанки, снизу, сверху, изнутри. Диггеры осваивают подземное пространство города; паркурщики, трейсеры, сталкеры, байкеры, бордеры изучают
наземное пространство улиц, площадей, скверов, пустырей; роуп-джамперы исследуют городские «вертикали» — башни, вышки, мосты, высотки; руферы вглядываются в город с крыш домов; сквотеры познают неведомый всем остальным жителям город, обживая пространство его нежилых «заброшек», а лофтеры — чердаков; стрит-дансеры исследуют город в хореографических практиках; представители сообществ пейнт-болла и страйк-болла играют и состязаются в городском пространстве; граффитчики (бомберы, райте-ры) покрывают городские стены новым художественно-символическим «культурным слоем»; исторические и этнические и реконструкторы скрупулезно восстанавливают для себя и горожан в мельчайших деталях ушедшие, но значимые для города исторические события или этнические традиции; стрит-эйджеры и флэшмоберы порой бросают вызов официальной культуре, стремясь выявить и творчески предъявить городу и его властям острые социальные противоречия и проблемы, требующие решения. Студенты выбирают любую волгоградскую субкультуру и анализируют, каким образом она вписана в городской социум, как связана с культурной жизнью города;
6) «Этнокультурное многообразие Волгограда». Студенты собирают информацию об этнических группах, проживающих на территории Волгограда, выявляют и анализируют их вклад в культурное развитие города, рассказывая об их традициях, общественной, конфессиональной, образовательной, художественной деятельности в условиях инокультурного окружения;
7) «Город как объект региональной культурной политики». Студентам предлагается ознакомиться с теоретическим материалом лекции «Город в аспекте культурной политики» и, представив, что по окончании вуза получили уникальную работу в должности министра культуры Волгоградской области, написать от его имени аналитическую записку на тему «Культура Волгограда: история, современность, прогностика», в которой был бы проведен констатирующий анализ современного состояния сферы культуры региона и были бы изложены намерения, планы, стратегии по совершенствованию и улучшению культурной жизни Волгограда и области, позиционированию его как крупного культурного центра Юга России;
8) «Художественный образ и визуальная среда города». Используя теоретический материал лекции «Бренд города: теория и практика выработки и внедрения в проектно-культурной деятельности» студенты получают задание придумать, назвать
и прокомментировать 5 новых музеев, 5 новых фестивалей и 5 новых арт-объектов в городской среде Волгограда, которые следовало бы разработать, спроектировать и реализовать в нашем городе;
9) «Genius loci. Личность как бренд города». Один из символико-антропологических ресурсов брэндирования городов — это использование имён и биографий известных людей, родившихся в городе, связавших с ним свою жизнь и деятельность в какой-либо специализированной сфере, прославивших город своими достижениями. Используя теоретический материал обучающего семинара «Бренд города: теория и практика выработки и внедрения в проектно-культурной деятельности», студенты выбирают, обосновывают и представляют 10 реальных достоверных личностей в истории и современности, которые могут претендовать на такой статус, как «человек-брэнд» города Волгоград, и смогут стать тем символом, который будет способствовать укреплению ассоциативных связей человека и места в восприятии горожан и приезжих;
10) «Я, моя семья, город и вещи». Студенты готовят генеалогический проект, в котором рассказывают вещественно-антропологическую историю города через «семейные реликварии» своей семьи — через вещи разных эпох и поколений, хранимые в семье и являющиеся подлинными «хро-ноуловителями», «флеш-накопителями» семейной памяти, и доказывают значение таких частных семейных коллекций вещей как музейного ресурса для повышения привлекательности и продвижения своего города как центра культурного туризма.
Актуальность и специфика дисциплины «Культурная антропология города» обусловлены тем, что она позволяет понимать и исследовать реальные социокультурные изменения, смены культурных парадигм в жизни человека и общества в повседневной жизни города, анализировать их сущность на уровне городского сообщества, то есть людей, разделяющих уникальную целостную территорию в аспекте микроурбанизма. Культурная антропология города — область социогумани-тарного знания, которая рассматривает культуру во всех её проявлениях и связывает анализ смыслов явлений, слов, вещей, поступков не с жизнью всего человечества или больших групп людей на протяжении больших отрезков социокультурного времени, а делает это на микроуровне городской культуры, акцентируя внимание на образе жизни, стиле горожан, их индивидуальном смысло- и це-леполагании, на культурной динамике поколений, семьи, субкультур и других микросубъектов культуротворчества, вписанных в жизнь города.