Научная статья на тему 'Социально-антропологическое значение изучения «Социологии культуры» в современном гуманитарном вузе'

Социально-антропологическое значение изучения «Социологии культуры» в современном гуманитарном вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
218
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-антропологическое значение изучения «Социологии культуры» в современном гуманитарном вузе»

УДК 572

социально-антропологическое значение изучения «социологии культуры» в современном гуманитарном вузе

Шипулина Наталья Борисовна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологи, nbship@mail.ru ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» («ВГСПУ»)», г. Волгоград, Российская Федерация

Актуальность и специфика дисциплины по выбору «Социология культуры» для современных студентов гуманитарных профилей подготовки бакалавров обусловлены тем, что реальные социокультурные изменения, смены культурных парадигм происходят в социальной жизни человека и общества не только на макроуровне больших эпох в социально-экономической и по-лоитической жизни или больших стилей в искусстве, но и на микроуровне, они существенны и заметны для конкретных живущих людей, и осмысление именно таких перемен малого социального масштаба чрезвычайно важно для философии, истории, социологии, культурологии и других наук о культуре. Социология культуры или социология духовной жизни — такая область социогуманитарного знания, которая рассматривает культуру во всех её социальных проявлениях и связывает анализ смыслов явлений, слов, вещей, поступков не только с жизнью всего человечества или больших групп людей как субъектов культуротворчества на протяжении больших отрезков социокультурного времени, но делает это на микроуровне, акцентируя внимание на жизни, стиле отдельных личностей, их индивидуальном смысло- и целеполагании, на культурной динамике поколений, семьи, субкультуры, города и других микросубъектов куль-туротворчества [1, с. 34].

Цель освоения дисциплины — показать современным студентам гуманитарных факультетов роль культуры в регуляции социального поведения, в формировании и трансформации социальных структур, объяснить специфику социокультурного творчества, сформировать целостное научное представление о социальном характере духовной жизни индивида и культурном содержании общественных процессов. Для реализации этой цели релевантны следующие задачи: объяснить, как социальные изменения получают культурную мотивацию и вместе с этим меняется роль культуры в обществе, а также и само понимание

культуры; ввести основные категории, идеи и понятия социологии культуры, продемонстрировать проблемы, которые решает дисциплина, научить понимать процесс выработки социологического понятия культуры; показать, как реальные изменения в культуре, смена социально-культурных парадигм происходят на макроуровне, когда они существенны и заметны для больших отрезков социокультурного времени, соразмерных нескольким поколениям и крупным человеческим сообществам — народам, нациям; научить отбирать адекватные методы изучения культурных изменений на микроуровне, когда смена смыслов явлений, слов, вещей осуществляется в масштабе жизни отдельной конкретной личности, семьи, субкультуры, города [2, с. 58]; привить навыки анализа проблем социально-исторического изменения культуры и взаимоотношений культуры и общества в ходе исторического развития при помощи таких подходов и методов социологии культуры, как социология повседневности, культурологическая реалогия, персонология, биографический, психологический, проективный методы, методы семиотики культуры и др.

Компетентностные задачи, решаемые в процессе освоения разделов дисциплины «Социология культуры», предполагают широкое использование традиционных и современных форм, методов и технологий обучения, направленных на развитие творческого мышления, овладение методами анализа информации, выявление проблемных областей и нахождение оптимальных вариантов решения, выработку навыков критического оценивания различных точек зрения, четкого изложения и отстаивания собственной позиции в устной и письменной форме, приобретение опыта работы в команде, стимулирование к организации систематической и ритмичной самостоятельной работы по дисциплине, самоанализ, самоконтроль и самооценку.

В результате изучения дисциплины «Социология культуры» студент должен знать содержание

основных понятий социологии культуры: «культурная статика и динамика», «субъекты культуры», «микродинамика», «микроистория», «реалогия», «социология города», «социология повседневности» и др.; основные теории социологии культуры; структуру и социальные функции культуры; знать и понимать сущность основных моделей социокультурной динамики; уметь выделять социальные субъекты культуротворче-ства; анализировать и определять свою принадлежность к социокультурной микрогруппе со специфическими смыслами, социально-культурной идентичностью, ценностными убеждениями и мировоззренческими установками; анализировать динамику социальных процессов; работать со специализированной научной литературой по социологии культуры; интерпретировать конкретные факты, явления, процессы социокультурной жизни; владеть: навыками применения методов социологии культуры (персоналистиче-ской, биографической, феноменологической, семиотической, реалогической методологией) для анализа и оценки современных социокультурных явлений и процессов; способностью использования теоретических и практических знаний, полученных в курсе «Социология культуры» для проектирования и реализации программ базовых и элективных дисциплин социально-культурологической направленности в педагогической и культурно-просветительской деятельности; навыками научного прогнозирования социально-культурного развития для решения социальных и профессиональных задач.

Тематические разделы изучения дисциплины «Социология культуры» предполагают изучение как теоретических основ социологии духовной жизни, так и социально-практических проблем, тесно связанных с возможностью применения сформированных в ходе освоения дисциплины компетенций в личной, социальной, профессиональной деятельности выпускников. Например, в разделе «Статика и динамика социальной и культурной жизни» рассматриваются такие вопросы, как понятие и сущность культуры; морфология культуры; культурная статика; устойчивость социально-культурных явлений как одно из условий целостности культуры; традиция как механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов; социокультурная динамика; основные теории и модели социокультурной динамики; инновации в социокультурной динамике. Тематический раздел «Микроника как методологический

принцип анализа» ориентирован на изучение методологического содержания и включает такие вопросы: понятие «микрокультура»; микроника как современная метадисциплина, изучающая формы и функции малого в природе, искусстве, культуре, экономике и т.д.; макромасштабное и микромасштабное культурное время; циклическое и линейное время социокультурных процессов; основные направления в изучении культурной динамики; микроистория. В тематическом блоке «Микросубъекты социокультурной динамики» предполагается изучение таких вопросов: субъект культуры как создатель, носитель, хранитель, транслятор культурных смыслов, ценностей, образцов; макросубъекты и микросубъекты культуротворчества; культурологическая герменевтика и феноменология, психоистория, биографический, структурно-функциональный, психоаналитический и другие методы исследования феноменов культурной и социальной жизни в микромасштабном рассмотрении; биографический метод, построенный на изучении дневников, личной переписки, семейных архивов, надписей на фотографиях, автобиографий, мемуаров, исповедей, интимных интервью, служащих глубокому уяснению и осмыслению субъективных смыслов, мотивов, интенций, ценностных оснований человеческого поведения в рамках фиксированного временного отрезка; психологический, социологический, культурологический подходы в изучении биографии.

Отдельные темы посвящены рассмотрению социокультурной специфики конкретных субъектов культуротворчества. Тема «Семья как микросубъект культуротворчества» включает следующие вопросы: семья как микросоциум, как герметичный микрокультурный субъект; социальные функции семьи; семейные ценности в темпоральном измерении; семейно-бытовая обрядовость; генеалогия; способы фиксации семейной истории; символический, лингвокуль-турный, мистический, реалогический аспекты изучения семьи; семейные нарративы (семейные легенды, семейная мифология и демонология, личности, случаи, реликвии и т.п.). Тема «Поколение как единица культурной истории. Социокультурная ценность возраста» раскрывает значимые для понимания микромасштаба культурной истории проблемы поколения как специфического микросубъекта социокультурной динамики как генерации людей, формирующей свою культурную парадигму — систему идей, оценок, устремлений, утверждаемую благодаря

конкретным ярким личностям и выражающиеся в реальных вещах, образцовых, парадигмальных текстах, символах (вещах, словах, кумирах), воплощении идеалов-образов, желаниях и ожиданиях людей, их конкретных жизненных задачах и поведенческих стратегиях, только их эпохе присущих способах решения этих задач, в стиле жизни. В тематическом разделе «Особенности микродинамики этнокультуры» рассматриваются особенности этнической культуры как относительно малого культурного субъекта; специфика этнического самосознания; этнокультурный менталитет и причины его замедленной динамики; этнические ценности, символы и их бытование в микрокультурном времени.

Значимым социальным субъектом являются профессиональные и экспертные сообщества, которым посвящена тема «Корпоративная культура в микродинамическом измерении», в которой предполагается изучение таких вопросов, как человек и его профессиональная идентичность; профессия, жизненное дело как ценность, как форма личностной самоактуализации; профессионализм в системе ценностей современного общества; значение карьеры для личного и профессионального достоинства; карьерная траектория и профессиональное самовыражение личности; основные антропологические факторы профессии: психологический, соматический, ментальный, социальный, экономический, языковой, этический, эстетический, эргономический, игровой; образы профессий в искусстве; характер формирования и трансформации стереотипов профессий в современных литературе, музыке, живописи, кинематографе; особенности профессиональных субкультур; корпоративная культура: генезис, формы; история профессиональных корпораций; динамика ценностных, прагматических, формальных, прикладных элементов профессиональных сообществ. Отдельная тема «Субкультура и контркультура как микросубъекты культуротворчества» связана с культурной спецификой субкультурных сообществ и раскрывает такие вопросы: субкультура как устойчивая совокупность культурных черт (мировоззренческих и ценностных установок и ориентаций, стиля, атрибутики, языка или жаргона, слэнга), характерных для определённой автономной и герметичной социокультурной группы, иногда воспроизводящей себя во времени, а порой оказывающейся синонимичной поколению; возникновение понятия «контркультура» и реальность культурных явлений

50-60-х гг. ХХ в., описываемых этим термином; контркультура как субкультура, претендующая на всеобщность своих культурных норм, ценностей, образцов; деструктивные контркультурные явления; конструктивное, креативно-инновационное значение контркультуры как протестного микросообщества.

Три тематических раздела дисциплины «Социология культуры» ориентированы на социально-практические аспекты бытия человека в культуре. В разделе «Повседневная культура как микроуровень социокультурной динамики» рассматриваются ценности быта и ценности бытия как два измерения культуры; культурные смыслы, заключенные в человеческой повседневности, в массе подробностей и мелочей быта, обихода, образа жизни, образующие устойчивую типологическую определённость, своеобразие облика культуры как таковой; «структуры повседневности» — способы, выработанные культурой, которые структурируют, оформляют, формируют повседневную жизнь человека, выявляя заключённые в ней культурные смыслы, концентрируя и воплощая духовно-ценностное начало; уровни структур повседневности: архитектонические формы (архитектура, ландшафт, интерьер), нормы внешнего поведения и общения (этикет, ритуалы, обычаи), мир материальных предметов (орудия труда, вещи, предметы обихода) и изменение их культурных смыслов в микроистории; праздник, приключение, игра как социокультурные формы, противостоящие повседневности. Тема «Стиль и мода как элементы социальной микродинамики культуры» включает такие вопросы, как понятие стиля как базовое для современных культурологических и социологических исследований микросубъектов культуры; ведущие характеристики стиля:

1) образ, который складывается из таких внешних атрибутов, как костюм, причёска, бижутерия, тип макияжа, типичные аксессуары и т.п.;

2) поведенческий код (экспрессия, мимика, походка); 3) речевые формулы, сленг, наличие которых сознательно поддерживается членами группы людей, и их можно достаточно легко имитировать; особенности стиля жизни людей, объединённых общей культурной эпохой, одним временем, и такие его (стиля) духовные составляющие, которые позволяют узнать «своего», даже если он внешне уже другой; ведущая роль образа, манеры поведения и языка как внутренних стилеобразующих элементов, в определении границ микрокультурного субъекта;

социокультурная специфика феномена моды; экономические, эстетические, ментальные, социальные, психологические аспекты исследования моды; мода как элемент социальной микродинамики. Тематический раздел «Город и регион в социологии культуры» включает такие вопросы: город и регион как феномены культуры; типология и судьба городов; «гений места»; социальная и культурная антропология города; семиотика городского пространства; городской фольклор; город в аспекте реалогии: вещи, реликвии, уникальные артефакты, связанные с судьбами горожан; микродинамика социокультурных процессов в городской и региональной культуре.

Завершает изучение дисциплины «Социология культуры» сложная проективная и прогностическая тема «Микрокультура в эпоху глобализации: от «универсализации» к «инди-визуализированному обществу». В ней поднимаются такие социально значимые проблемы, как значимость реконструкции индивидуальных стратегий людей и их биографий и обращения к индивидуальным «человеческим документам» в эпоху глобализации, в массовизированном, унифицированном обществе; ценность внимательного изучения микромиров культуры, в которых на мельчайшем срезе социально-культурной жизни, в повседневности конкретных людей и микроколлективов находится «подлинный локус творчества», место, где появляются, трансформируются, закрепляются нормы, образцы, слова, идеи, ценности того или иного общества.

Освоение дисциплины «Социология культуры» строится на сочетании лекций и практических занятий. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины. Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, дискуссий и лекций-практикумов. Часть лекционных занятий проводится с использованием информационных технологий (комплекты слайдов). Часть лекционных занятий проводится в интерактивной форме (применяются современные образовательные технологии: кейс-метод (имитация реального события), ролевая игра, метод проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта, метод мозгового штурма и др.) и предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному заданию и личный отчет по нему в устной, письменной или мультимедийной форме. Самостоятельная работа студентов планируется исходя из трех основных задач: 1) подготовки к интерактивным занятиям: выполнение групповых и индивидуальных проектов и подготовка к их защите, разработка кейса, рейтинговой методики и сценария проекта по предмету; 2) выполнение дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем; 3) подготовка к написанию контрольных проверочных работ в периоды рубежных срезов по дисциплине.

В пределах ознакомления с тематическим разделом «Поколение как единица культурной истории. Социокультурная ценность возраста» студентам предлагается разработать и представить творческий проект «Моё поколение» — культурологический «портрет» одного конкретного поколения в истории: а) временные границы и название/самоназвание; б) события социально-политической, научной, технической, художественной жизни, определившие мироощущение поколения, его ключевую коллективную социальную эмоцию; в) ведущие смыслы и жизненные ценности; г) достижи-тельные стратегии; д) специфические символы, язык, репрезентативные музыкальные, литературные, кинематографические тексты; е) стиль, мода, визуальный образ; ж) идеалы, кумиры (значимые личности, маркирующие культуру поколения, «властители дум»), культурные образцы; з) вещи и технологии и др. Чаще всего студенты выбирают или свое поколение для такого социокультурологического его портрети-рования, либо поколение, романтизированное и идеализированное коллективным сознанием и массовой культурой (шекспировское или пушкинское поколения, потерянное поколение («сердитых молодых людей») Хэмингуэя и Ремарка, «рыцарей в пыльных шинелях» — революционеров, участников гражданской войны и строительства первых советских пятилеток). Такое нетривиальное задание помогает студентам применить теоретические познания в сфере социологии культуры для анализа конкретных социокультурных феноменов, формирующих уникальные поколения как субъекты культуротворчества.

В рамках освоения раздела «Субкультура и контркультура как микросубъекты куль-туротворчества» используется проективная

образовательная технология — ролевая игра «Молодёжная субкультура». Ролевая игра предполагает на первом этапе изучение методом полевого наблюдения культурной специфики конкретного молодёжного субкультурного сообщества — особенностей его языка (слэнга, жаргона); стиля (костюма, причёски, макияжа, атрибутики, поведенческих клише — походка, манера речи и др.); форм социальной активности: повседневных, социальных, художественных практик, его мировоззрения, ценностей и приоритетов. На втором этапе готовится выступление — презентация субкультурных маркеров: лингвистических, реалогических, идеологических и пр. Цель такой ролевой игры — сформировать умение социокультурного анализа субъектов культуры и явлений социальной динамики; навык формализация жизненной философии и образа субкультуры в виде манифеста и словаря субкультуры. Финальный этап ролевой игры планируется как костюмированная игровая презентация субкультуры в форме карнавала.

При изучении темы «Повседневная культура как микроуровень социокультурной динамики» планируется применение игрового метода. Игра «Волшебная шкатулка». Студенты в небольших группах (3—5 человек) создают и формируют набор вещей (либо их моделей, макетов, изображений), которые являются культурными маркерами одного из микросубъектов культуро-творчества — конкретной личности в истории, отдельной семьи, субкультуры, поколения, городского сообщества. Одна команда представляет свои объекты, другие проводят социокуль-турологическое «расследование» и отгадывают/ идентифицируют обладателя «волшебной шкатулки» и обосновывают свой выбор.

В период рубежного рейтингового среза предусмотрено проведение письменной контрольной проверочной работы, вопросы которой распределены на три варианта.

Первый вариант: 1) словарный диктант: дайте определение понятиям «микрокультура», «социокультурная динамика», «поколение», «мода», «личность», «субкультура», «имидж»; 2) приведите известные вам теории в изучении макродинамики культуры, подробно проанализируйте одну из них; 3) назовите и охарактеризуйте специфику и функции семьи как микросоциума, как микросубъекта культурной динамики. Второй вариант: 1) словарный диктант: дайте определение понятиям «город», «семья», «повседневность», «корпоративная

культура», «стиль», «контркультура», «этнокуль-тура»; 2) назовите известные вам теории социокультурной микродинамики. В чём, по-вашему, состоит их главное отличие в исследовании динамики духовной жизни общества в сравнении с макродинамическими концепциями?; 3) назовите основные типологии личности в психологии, социологии, культурологии. Одну из них (К.Г. Юнг, У. Шелдон, Э. Кречмер, К. Хорни, Э. Фромма, Г. Олпорта, А. Адлера, Хейманс — Ле Санн, Г. Айзенк, Э. Шостром) охарактеризуйте подробно. Третий вариант: 1) словарный диктант: дайте определение понятиям «типология личностей», «возраст», «биография», «микроистория», «культурная идентичность», «реалогия», «глобализация»; 2) каковы основные принципы изучения микродинамики социокультурных процессов в теории поколений Х. Ортеги-и-Гассета? Какие ещё теории поколений Вам известны?; 3) чем отличается контркультура от субкультуры? В чём состоит конструктивное, культуротворческое значение микрокультуры-протеста?

В качестве итогового учебного задания студенты разрабатывают индивидуальный творческий проект, выбирая из предложенных направлений: «Человек в истории (Биографическое и персонологическое исследование конкретной личности как микросубъекта куль-туротворчества)»; «Моя семья в микрокультурной социальной динамике (Генеалогическое исследование)»; «Мой дом, мои вещи (Реа-логическое исследование)»; «Моё поколение в социокультурной микродинамике (Создание «портрета поколения» методами визуальной антропологии)»; «Молодёжная субкультура как микросубъект социокультурной динамики (полевое исследование)»; «Моя будущая профессия (Разработка символики, миссии и кодекса конкретного профессионально-корпоративного микросообщества методами антропологии и этики профессий)»; «Мой город (разработка маршрута прогулки по Волгограду для иногороднего друга методом «спонтанной экскурсии»; «Футурологическое эссе «Социокультурный проект микродинамики будущего». Такая концепция итогового творческого проекта направлена не только на проверку усвоенного теоретического материала, но и на сформированность у студентов компетенций социально-проектной направленности, на владение приемами практического применения теоретических сведений, а также на продвинутые

навыки методологического характера, позволяющие исследовать феномены и процессы социокультурной реальности, осознавая научную

Литература

парадигму и методологические границы такого исследования, специфику избранного исследовательского метода [3].

1. ИонинЛ.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 427, [5] с.

2. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с.

3. ШендрикА.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 495 с. http://www.iprbookshop.ru/16440. ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 23.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.