Научная статья на тему 'Значение handmade-творчества в культуре Волгограда: сообщества и практики'

Значение handmade-творчества в культуре Волгограда: сообщества и практики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
528
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HANDMADE-ТВОРЧЕСТВО / СООБЩЕСТВА / ПРАКТИКИ / СРЕДЫ / МИКРОУРБАНИЗМ / КУЛЬТУРА ВОЛГОГРАДА / РЕАЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ГОРОД КУЛЬТУРЫ / HANDMADE ART / COMMUNITY / PRACTICES / ENVIRONMENT / MICRO URBANISM / CULTURE OF VOLGOGRAD / REALOGIC RESOURCE / THE CITY OF CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елистратова Екатерина Александровна, Шипулина Наталья Борисовна

Главным компонентом городской культуры Волгограда авторы статьи утверждают реалогическую идентичность, то есть аргументируют идею о том, что бытие и бытование вещей в связи с жизнью горожан, выражающееся в создании, обмене, репрезентации материальных объектов в формате handmade творчества, могут служить значимым ресурсом обретения городом нового образа и статуса города культуры. В статье выявляются культурные функции handmade как специфического феномена кустарного творчества и его значение как особой формы деятельности творческих сообществ в культуре современных городов на примере Волгограда. Кроме универсальных в урбанистическом смысле креативно-созидательной функции и апциклинга (наделение авторами handmade новой жизнью старых вещей в так называемом «обществе ремонта»), а также функции самореализации и самопрезентации handmade-творцов, в статье выделяются в качестве значимых такие ранее не исследованные функции handmade, как коммуникационно-консолидирующая, аккумуляционная и репрезентационная, связанные со способностью городского handmade творчества объединять городских мастеров-кустарей в соообщество и даже содружество, успешно способствующее продвижению имиджа Волгограда как города культуры, и выражать городскую идентичность, выступая в качестве символического и реалогического бренда Волгограда. В аспекте микроурбанизма рассматриваются основные направления handmade в Волгограде, а также исследуются способы и формы бытования вещественных практик, складывающиеся в городе сообщества и среды в реальном и виртуальном культурно-урбанистическом пространстве. Авторы анализируют handmade практики и сообщества Волгограда, связывая их со специфическими характеристиками современной культуры города, с городской идентичностью волгоградцев и возможностями для городского планирования и развития в сфере региональной культурной политики и туризма и, в конечном счете, с перспективой Волгограда стать городом культуры на основе использования реалогического ресурса кустарного творчества handmade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF HANDMADE ART IN THE CULTURE OF VOLGOGRAD: COMMUNITY AND PRACTICE

According to the opinion of the authors, the main component of the urban culture of Volgograd is realogic identity. They argue the idea that being and existence of things in connection with the life of citizens, which is expressed in the creation, exchange, representation of material objects in handmade art format can serve as an important resource for gaining the new city image and culture of the city status. The article reveals the cultural function as a specific phenomenon of handmade artisan creativity and its importance as a special form of activity of the creative community in the culture of modern cities on the example of Volgograd. In addition to the universal (in the urban sense) creative functions and upcycling (empowering new life of old things in the so-called “repair society” by hand makers), as well as self-realization and self-handmade-presentation, the article highlights such previously unexplored handmade functions as communicational, consolidating and accumulative and representational functions associated with the ability to combine creativity handmade urban master craftsmen in community and even the community, successfully contributing to promote the image of the city of Volgograd as a culture and to express the identity of the city, acting as a symbolic and realogic brand Volgograd. They explore the basic directions of handmade in Volgograd in the aspect of micro-urbanism, as well as ways and forms of existence of real practices, folding in the city community and environment in real and virtual cultural and urban space. The authors analyze the handmade practice and Volgograd community, linking them to the specific characteristics of the modern city culture, urban identity and opportunities for urban planning and development in the field of regional cultural policy and tourism and, ultimately, with the prospect of Volgograd become a city of culture on the basis of use realogic resource handicraft handmade creation.

Текст научной работы на тему «Значение handmade-творчества в культуре Волгограда: сообщества и практики»

УДК 130.2 DOI: 10.12737/21137

значение handmade-творчества в культуре волгограда: сообщества и практики1

Елистратова Екатерина Александровна, магистр психолого-педагогического образования, специалист по связям с общественностью редакции журналов «Известия ВГПУ», «Грани познания», «СтРИЖ», flamefairy@mail.ru,

Шипулина Наталья Борисовна, доцент кафедры философии, кандидат философских наук, nbship@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Российская Федерация

Главным компонентом городской культуры Волгограда авторы статьи утверждают реалогическую идентичность, то есть аргументируют идею о том, что бытие и бытование вещей в связи с жизнью горожан, выражающееся в создании, обмене, репрезентации материальных объектов в формате handmade творчества, могут служить значимым ресурсом обретения городом нового образа и статуса города культуры. В статье выявляются культурные функции handmade как специфического феномена кустарного творчества и его значение как особой формы деятельности творческих сообществ в культуре современных городов на примере Волгограда. Кроме универсальных в урбанистическом смысле креативно-созидательной функции и апциклинга (наделение авторами handmade новой жизнью старых вещей в так называемом «обществеремонта»), а также функции самореализации и самопрезентации handmade-творцов, в статье выделяются в качестве значимых такие ранее не исследованные функции handmade, как коммуникационно-консолидирующая, аккумуляционная и репрезентационная, связанные со способностью городского handmade творчества объединять городских мастеров-кустарей в соообщество и даже содружество, успешно способствующее продвижению имиджа Волгограда как города культуры, и выражать городскую идентичность, выступая в качестве символического и реа-логического бренда Волгограда. В аспекте микроурбанизма рассматриваются основные направления handmade в Волгограде, а также исследуются способы и формы бытования вещественных практик, складывающиеся в городе сообщества и среды в реальном и виртуальном культурно-урбанистическом пространстве. Авторы анализируют handmade практики и сообщества Волгограда, связывая их со специфическими характеристиками современной культуры города, с городской идентичностью волго-градцев и возможностями для городского планирования и развития в сфере региональной культурной политики и туризма и, в конечном счете, с перспективой Волгограда стать городом культуры на основе использования реалогического ресурса кустарного творчества handmade.

Ключевые слова: handmade-творчество, сообщества, практики, среды, микроурбанизм, культура Волгограда, реалогический ресурс, город культуры

«Самый большой город, когда обживаешься в нем, сжимается, становится мал для тебя и провинциален. Каждый город имеет свой запах. И запах каждой вещи выдает ее провинциальную родину»

Эльза Триоле

Понятие творческого «хобби» в целом подразумевает предельно широкий круг увлечений, в который входит практически любая человеческая созидательная и преобразующая деятельность от стихосложения до коллекционирования

пуговиц, от вязания предметов одежды до создания авторской куклы. Однако для нашего микроурбанистического исследования возможностей современного Волгограда стать «городом культуры» важно рассмотреть хобби в форме handmade-творчества и других культурных практик в городе, с ним связанных. В отличие от привычных любительских занятий (занятий спортом, разведения домашних животных, чтения книг), handmade практики предполагают явный реалогический (вещественно-антропологический) характер, поскольку ориентированы

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта 16-13-34029

на творческое созидание некоего вещественного продукта, несущего на себе в буквальном смысле отпечаток рук, его создавших, воплощающего множество культурных смыслов и модусов от бытия конкретной личности творца до коллективной идентичности городского сообщества. Специфика творчества такого типа состоит в том, что в произведенной вещи упаковывается опыт тела, как бы консервируясь в ней, чтобы быть извлеченным при случае [9].

Актуальностью исследования является рост значения handmade-творчества в современном Волгограде, не являющемся городом традиционных декоративно-прикладных промыслов и художественных ремесел (как например, Гжель, Палех, Мстёра, Богородское, Дымка и др.), формирующих городской имидж во внешней культурной среде для приезжих. В настоящее время handmade-творчество становится активной частью городской культуры: организуются многочисленные мастер-классы, выставки-продажи hand-made вещей, которые активно включаются в повседневные практики людей, становятся привычными и востребованными.

Цель данной статьи — исследовать handmade-практики и сообщества в культуре Волгограда. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) выявить культурные функции handmade как специфического феномена кустарного творчества; 2) выделить основные направления и формы бытования handmade в г. Волгограде; 3) рассмотреть способы презентации и реализации готовых работ handmade в городской культуре Волгограда в творческой, рекламной, коммерческой, выставочно-экспо-зиционной и других практиках; 4) определить возможности использования реалогического ресурса кустарного творчества handmade для городского планирования и развития в сфере региональной культурной политики и туризма в Волгограде и связать перспективы города обрести статус «город культуры» с handmade практиками и сообществами.

Современный мир ручной работы, handmade, появился как синтез принятых в прошлом техники и традиций с современной эстетикой, феминизмом и искусством. Микросоциум хэндмейке-ров (handmakers) — это сплоченное сообщество, которое существует, обмениваясь информацией через веб-сайты, блоги и интернет-магазины, связываясь в свою очередь с общественностью через независимые магазины, галереи и ярмарки ремесел. Многие волгоградские авторы,

рассказывая о своем увлечении handmade, упоминают, что все начиналось совершенно случайно, просто по желанию как-то преобразить старую вещь или переработать ненужные лоскутки из бабушкиного ящика. А готовые одеяла, подушки или сумки в технике печворк — это всего лишь приятный результат. Такое содержание творчества handmade в России свидетельствует, как минимум, о двух глубинных особенностях российского и советского менталитета: безот-ходность деревенского быта, когда вещь в своей реалогической «биографии» или «карьере» [7] проходит множество жизненных циклов, достаточно долго не переходя в статус «мусора», перерабатываясь и функционально трансформируясь, и специфика городского российского общества не как «общества потребления», а как «общества ремонта» [2, с. 72], в котором в советские времена от дифицита, а сейчас по привычке вещи не выбрасываются, а становятся материалом для творчества handmade и получают новую жизнь. Таким образом, handmade выполняет одновременно и творческую, созидательную функцию, и возможность к апциклингу.

Изготавливая вещи в одном из направлений handmade, человек стремится создать что-то новое, неповторимое, им движет желание творить, быть креативным. «Сегодня среди кипящего разнообразия и «конвейерности» нашей жизни начинаешь больше ценить что-то единичное и особое. Ведь в былые времена каждая вещь была строго индивидуальной и изготавливалась по особому случаю. Наверное, поэтому среди изобилия витрин и новомодных гаджетов все больше обращаешь внимание на авторские и неповторимые вещи» [3].

Интернет-журналист Е. Горшкова приводит такие размышления волгоградского философа Д.В. Евдокимцева: «... на мой взгляд, handmade — это ощущение неповторимости и уникальности, а также радости, которую испытывает как продавец, так и покупатель. В нашу технократическую цивилизацию люди становятся отделенными друг от друга, а приобретение изделия hand-made способствует чувству общности, сопричастности и теплоты человеческих рук» [3]. Собирая открытки и альбомы по частям в технике скрапбу-кинга, руководствуясь инструкциями из готовых наборов по технике валяния для начинающих или приобретая комплекты необходимых материалов для изготовления куклы Тильды, автору хочется воплотить в творчестве частичку себя. Но часто при этом он забывает, что бумагу, цветы,

фурнитуру, цветовую гамму тканей и шерсти подбирал он не сам, а воспользовался готовыми наборами или компонентами, изготовленными и растиражированными на фабриках и заводах [5, с. 178—183]. Тем не менее, работа носит статус «сделанной своими руками», аутентичной и уникальной, не тиражированной вещи, и автор вступает в творческое сообщество в стремлении консолидации и обмена творческим и технологическим опытом. Такое значение handmade воплощается в его коммуникативно-консолидирующей функции, удовлетворяющей потребность кустарных мастеров в общении и взаимодействии в совместных творческих, обменных и демонстрационных практиках.

Расширяя свои интересы, автор заводит новые знакомства в сети Интернет, в городских магазинчиках, на выставках и ярмарках. На этих площадках происходит общение, завязанное на общих интересах, но изучение электронных ресурсов показало, что и личные темы авторами не оставляются без внимания. Чрезмерное увлечение может приводить к эскапизму, под предлогом необходимости обсудить очередную важную тему или осуществлением мелкой кропотливой работы.

Городскую культуру формируют не только привычные учреждения и объекты культуры в городской среде (парки, скульптуры, театры, музеи), но и неофициальные, неформальные вещественные практики, одной из которых является handmade. В определенном смысле творчество городских мастеров может ассоциироваться у горожан и приезжих с самим городом, хотя это больше характерно для традиционных ремесел. При этом нужно понимать, что и сам город с его историей и культурой накладывает существенный отпечаток как в выборе техник исполнения работ handmade, так и в манере их представления в городском культурном пространстве. Творческая деятельность связана с идентичностью города и горожан, поэтому не удивительно, что, например, куклы волгоградских handmade-мастеров одеты в казачьи костюмы, шерстяные платки или представляют собой композицию дружбы народов. Полагаем, что это связано прежде всего с тем, что на современном этапе идентичность Волгограда базируется на таких официальных аксиологических и символических ресурсах, как «город-мемориал военной истории», «субэтнический казачий край» с определенными объектами и традициями выявления, изучения, консервации и музее-фикации их как наследия. При этом и первый,

и второй компоненты культурной идентичности Волгограда реализуются в handmade творчестве без определенной «изюминки», без веселых, ироничных, но в то же время не десакрализирующих наследие идей и образов. Хотя во многих современных европейских и российских городах можно часто встретить проявления такого свободного незакрепощенного подхода к установлению креативных арт-объектов в городской среде (памятник компьютерной клавиатуре — «Клаве» — в Екатеринбурге), в сюжетах и форматах кустарных ремесел (например, гротескные шаржевые изображения политических деятелей времен Второй мировой войны в росписи матрешек). Это существенная проблема, когда есть некая ментальная и эмоциональная граница в городской жизни, не позволяющая раздвигать границы допустимого, приемлемого, нормального в творческих поисках по изменению вещественно-антропологической культурной среды Волгограда.

Урбанистическая культура Волгограда представляет интерес своим разнообразием в сфере handmade практик. Потребности горожан в самореализации и отвлечении от обыденных реалий жизни находят выход в глубоком погружении в творчество. В этой связи важно проанализировать handmade как бизнес со своими маркетинговыми стратегиями и коммуникациями, способами рекламы, продвижения (PR) и сбыта [1; 12]. Современная индустрия магазинов товаров для хобби позволяет выбрать то направление, в котором покупателю хочется попробовать свои силы. Анализ торговой среды г. Волгограда и г. Волжского по запросу «товары для творчества» и «товары для хобби» через ресурсы Яндекс. Карты и 2GIS позволяют заключить, что распространение магазинов для handmade по территории городов неоднородно. В г. Волжском находится 8 торговых точек такого типа, в г. Волгограде в среднем на каждый из 8 районов приходится по три таких специализированных магазинчика, исключение составляют Центральный и Тракторо-заводский районы (по 8 магазинов в каждом) и Кировский район, на территории которого нет зарегистрированных мест продаж, специализирующихся на ручном творчестве. Сетевых магазинов среди рассмотренных всего три («Мир Рукоделия», «Арт-хобби», «Рукодельница»), они осуществляют продажу материалов для креативных поделок в двух и более торговых точках. Отдел «Арт-Хобби» располагается также

в г. Волжском. Примечательно, что из сетевых специализированных магазинов, действующих по Центральной России, Сибири и Дальнему Востоку, в г. Волгограде есть только один хобби-гипермаркет «Леонардо».

Территориально сетевые магазины по продаже креативных товаров расположены максимально близко к потенциальному покупателю: либо в одном из волгоградских торгово-развле-кательных центров, либо в непосредственной близости от большого потока людей (недалеко от транзитивных городских мест или так называемых «не-мест» — вокзалов, аэропорта, либо на их территории; вблизи учреждений культуры — музеев, библиотек, театров). Однако сами вывески, баннеры и приглашающие заглянуть за покупками объявления чаще всего непозволительно скромны, а основная реклама продукции и агитационные работы проводятся через сеть Интернет самими продавцами или владельцами магазинчиков.

Значимым продуктивным направлением в работе магазинов сбыта креативного рукоделия в Волгограде является проведение мастер-классов. Кроме предметов творчества, продавец может предложить запись на курсы по обучению в различных техниках. Чаще всего эта услуга определяется областью творческой специализации того или иного магазина или социальным заказом. Например, если ассортимент торговой площадки фокусируется вокруг творчества из бумаги, как магазин Paper Secret, то обучающие занятия будут в технике квиллинга или скрапбу-кинга, а готовым продуктом — поздравительные открытки, тематические фотоальбомы, фоторамки, коробочки для хранения мелочей и др. Для примера работы по социальному заказу можно привести такие обучающие курсы в Волгограде, как «Классическая шарнирная кукла», «Обувь для куклы», «Цветы из фоамирана2», «Сумка в технике лоскутного шитья», которые проводятся представителями сети магазинов «Мир рукоделия», если набирается группа от 3 до 6 человек. Все вопросы по организации (нахождение помещения для занятия, поиск преподавателя, обеспечение материалами и др.) берет на себя магазин. В преддверии праздников предлагаемые мастер-классы по обучению направлены на изготовление тематического продукта, а ассортимент товаров пополняется различными атрибутами ожидаемого праздника.

2 Фоамиран — пластичная листовая замша толщиной около 1 мм, изменяющая свою форму при небольшом нагреве.

Из частых посетителей различных мастер-классов складываются неформальные малочисленные группы, объединенных одним интересом людей. Официальных обществ handmade в г. Волгограде не зарегистрировано, контакты осуществляются чаще всего через сеть Интернет, а все встречи носят стихийный характер и направлены на то, чтобы продемонстрировать результаты своей работы «по образцу» после окончания курса тематических занятий.

Многие преподаватели мастер-классов создают в социальных сетях сообщества, посвященные своему творчеству. В группе социальной сети ВКонтакте «Творческая мастерская»3 Евгении Фатеевой объединяются любители игрушек ручной работы, изготовленных в технике сухого валяния или смешанной технике. Вот что пишет кукольный мастер Алена Елисеева о своей группе «Аленины куклы» ВКонтакте4: «Я планирую здесь приоткрывать «кухню» моей мастерской, делиться какими-то техническими моментами творчества, разыгрывать вкусные «конфетки»!». Автор верна своему слову: на странице ее группы размещены фотографии с всероссийских выставок авторской куклы, в которых Алена лично принимала участие, много обучающих фото- и видеоматериалов, посвященных совершенствованию кукольного мастерства, фотоотчеты о проводимых ею мастер-классов в Волгограде. В организованном этим автором сообществе свыше тысячи участников.

Самые популярные современные направления handmade у волгоградцев — это кукольное творчество, создание бижутерии, флористика, декупаж, валяние (фейтинг), фриволите, мыловарение и изготовление открыток и альбомов из специализированной бумаги. Изучение предлагаемого ассортимента магазинов хобби-товаров позволяет выделить из перечисленных широких направлений более узкие техники и стили выполнения handmade работ, представленные в таблице.

Для представления своих работ у авторов, казалось бы, множество площадок и веб-сайтов. Но в реальности в Волгограде их не так много, как хотелось бы самим авторам-волгоградцам и приезжим. Самый простой вариант представить свою работу — это выложить фото, привлечь

3 Группа ВКонтакте Фатеевой Евгении // [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/fateeva_toys Дата обращения: 12 апреля 2016.

4 Группа ВКонтакте Елисеевой Алены // [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/alena_eliseeva_dolls Дата обращения: 22 мая 2016.

Таблица

Направления handmade в г. Волгограде

Куклы Изготовление открыток и альбомов из специализированной бумаги Бижутерия Флористика Декупаж Валяние

1. Обереги / закрутки 2. Будуарные 3. Шарнирные 4. Тряпичные 5. Бусинно-шарнирные 6. Куклы-пуговки 7. Статуэтки 1. Скрапбукинг 2. Квиллинг 1. Из полимерной глины 2. Из натуральных камней 3. Бисер, бусины, стеклярус 4. Плетение из различных нитей, шнуров, проволок 5. Из натуральных материалов (дерево, цветы, морская соль и др.) 1. Букеты из конфет 2. Композиции из гофро-бумаги 3. Обереги-топи-арии 1. Прованс 2. Викторианский стиль 3. Кантри 4. Шебби-шик 5. Симплистики 6. Милитари 7. Этно 1. Сухое 2. Мокрое

внимание подробным мастер-классом или оригинальными советами в Интернете. Для этого используются такие ресурсы, как личные страницы в социальных сетях (Одноклассники, Вконтакте и др.), персональные веб-сайты с размещением саморекламы, профиль на сайте Ярмарка Мастеров. Этот ресурс задумывался как портал для ценителей авторских работ и уникальных подарков и используется авторами работ как площадка реализации готового продукта.

Так, волгоградский handmade автор Юлия Кривобородова5 посвятила свою группу не только публикациям различных мастер-классов и продажам готовых работ, но и выполнению заказов с учетом пожеланий покупателей. Ее куклы и мягкие игрушки ручной работы выполнены в различных техниках, в том числе и смешанных. Интернет-салон подарков ручной работы HANDMAGIC Евгении Скоропацкой6 и группа Екатерины Романовой7 по изготовлению авторских открыток предлагают широкий выбор товаров, сделанных из бумаги: блокноты, открытки, шоколадницы, альбомы для фотографий и др. Примечательно, что мастера принимают заказы по изготовлению от потенциальных покупателей, реализуют свои изделия не только в г. Волгограде, но также отправляют товары по почте. В соответствующих разделах личных групп есть тема с отзывами от покупателей в адрес мастера и его изделия. При таком способе реализации изделий ручной работы для каждого автора этот

5 Группа ВКонтакте Кривобородовой Юлии // [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/club36666534 Дата обращения: 16 февраля 2016.

6 Группа ВКонтакте Скоропацкой Евгении // [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/handmagic_34 Дата обращения: 12 апреля 2016.

7 Группа ВКонтакте Романовой Екатерины // [Электрон-

ный ресурс]: URL: https://vk.com/keti_spageti_hand_made Дата обращения: 12 апреля 2016.

ресурс очень важен. Не имея возможности лично встретиться с продавцом, положительные отзывы создают «имя», творческий бренд, увеличивая тем самым возможность поиска потенциальных стейкхолдеров и дальнейшей продажи.

В социальных сетях магазинчиками создаются группы и общественные страницы, где среди альбомов с фотографиями товаров, мастер-классами, встречами авторов есть альбомы «Ваши работы из наших материалов». Такие альбомы есть у магазинов «Мир рукоделия», «Арт-хобби», «Paper Secret», «Декорель», «Рукодельница» и др8. Реже получается договориться с хозяевами хобби-товаров для сдачи готовой продукции на реализацию в их магазины или в любые другие торговые площадки, в том числе сувенирные, киоски «союз-печать» и др. Ежегодные выставки и ярмарки («Город Мастеров», handmade-ярмарки и выставки на базе ТРЦ «Комсомол», handmade-ярмарки выходного дня на базе Волгоград ЭКСПО или музея им. И.И. Машкова и др.) тоже представляют некоторый интерес для мастеров в вопросе выставления своих творческих результатов.

Идеальным было бы организовать некое симбиозное культурное сообщество handmade в Волгограде, в котором взаимодополнитель-но существовали и гармонично сочетались бы официальные и неформальные, персональные и коллективные, творческие и репрезентативные, художественно-созидательные и коммерческие практики. Можно вспомнить такой опыт, который после достаточно долгого существования прекратился десять лет назад: в Волгоградском музее изобразительных исскусств, а также в здании близ Волгоградского государственного

8 Своими руками: сообщество мастеров Волгограда. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/vlg_handmade. Дата обращения: 28 апреля 2016.

социально-педагогического университета и кинотеатра «Салют» работала креативная сувенирная лавочка «Рыжая ворона», в которой фабрично произведенные сувениры и ювелирные изделия, книги и аудиодиски с философским, эзотерическим, искусствоведческим содержанием прекрасно уживались с выполненными вручную украшениями и другими арт-объектами кустарных волгоградских мастеров. Даже на уровне ориентации в городской среде одно место определялось через маркер другого, и в конечном счете существовала именно среда: чтобы объяснить волго-градцу и приезжему, где находится «Рыжая ворона», указывались музей, вуз, кинотеатр в Доме офицеров (сами по себе значимые элементы культурного наследия Волгограда — охраняемые памятники архитектуры) и, наоборот, вывеска торговой лавки «Рыжая ворона» служила маркером для нахождения музея, вуза, кинотеатра. Сегодняшняя ситуация скорее может быть охарактеризована как конкурентная и разобщенная, что не способствует усилению и развитию в Волгограде handmade как свободных и дружественных, взаимовыгодных практик, мест, сообществ.

Итак, город культуры — это такое уникальное культурное пространство, которое существует и трансфомируется как органическое, живое

в социальном смысле целое, поэтому именно создание и предоставление возможностей «встреч» и взаимодействия различных субъектов городской культуры в самых разных творческих, коммерческих, выставочно-репрезентационных практиках превращает город в целостную культурную среду и делает образ города неповторимым и привлекательным как для самих горожан, так и для приезжих. Значимым для творческой трансформации модуса городской идентичности современного Волгограда к образу и статусу «города культуры» без искажения и десакрали-зации существующих полюсов его идентичности является такой вещественно-антропологический фактор, как взаимодействие человека и вещи в городе в сообществах, практиках, средах, с этим фактором связанных. Одним из значимых ресурсов для этого являются креативные практики и сообщество кустарного творчества handmade, выполняющие такие существенные микроурбанистические функции, как креативно-созидательная, функция апциклинга, функция самореализации самопрезентации мастеров, коммуникационная и консолидирующая функции, функция аккумуляции и репрезентации городской идентичности, способность быть реало-гическим брендом Волгограда.

Литература

1. Воинская С. Сотвори и продай. Как превратить свое хобби в Дело и добиться успеха. М.: «Манн, Иванов и Фер-бер», 2013. 256 с.

2. Герасимова К., Чуйкина С. Общество ремонта // Неприкосновенный запас. 2004. С. 70—77.

3. ГоршковаЕ. Hand-made — народный промысел 21 века // [Электронный ресурс]: Волгоград. Портал городского развития. URL: http://www.vlg20.rU/news/1. (дата обращения: 12.04.2016).

4. Иваненко Е.А., Корецкая М.А., Савенкова Е.В. Манифест handmade: один сюжет о повседневности в сети и за ее пределами // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2011. № 1(9).С. 71—88.

5. Охолина Е.И. «Хэндмейд» как одна из составляющих мегаконцепта «Досуг» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 10 (151). С. 178—183.

6. Фризен Н.Г. Комплекс маркетинговых коммуникаций для рынка hand-made товаров // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Выпуск № 4—1 / 2013 / [Электронный ресурс]: Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-marketingovyh-kommunikatsiy-dlya-rynka-hand-made-tovarov#ixzz4ClOJsmdC. (дата обращения: 12.04.2016).

7. Kopytoff I. The Cultural Biography of Things: Commoditization as Process // The Social Life of Things. Commodities in Cultural Perspectives / Ed. by A. Appadurai. Cambridge, 2003. P. 64-91.

value of handmade art in the culture of volgograd: community and practice

Elistratova Ekaterina Aleksandrovna, master of psychological-pedagogical education, public Relations Specialist of the editors of magazines «Proceedings of the VGPU», «StRIG», flamefairy@mail.ru

Shipulina Natalia Borisovna, PhD (Cand. Sc) in Philosophy, associate Professor of the Department of philosophy, nbship@mail.ru

Volgograd state socio-pedagogical University, Volgograd, Russian Federation

According to the opinion of the authors, the main component of the urban culture of Volgograd is realogic identity. They argue the idea that being and existence of things in connection with the life of citizens, which is expressed in the creation, exchange, representation of material objects in handmade art format can serve as an important resource for gaining the new city image and culture of the city status. The article reveals the cultural function as a specific phenomenon of handmade artisan creativity and its importance as a special form of activity of the creative community in the culture of modern cities on the example of Volgograd. In addition to the universal (in the urban sense) creative functions and upcycling (empowering new life of old things in the so-called "repair society" by hand makers), as well as self-realization and self-handmade-presentation, the article highlights such previously unexplored handmade functions as communicational, consolidating and accumulative and representationalfunctions associated with the ability to combine creativity handmade urban master craftsmen in community and even the community, successfully contributing to promote the image of the city of Volgograd as a culture and to express the identity of the city, acting as a symbolic and realogic brand Volgograd. They explore the basic directions of handmade in Volgograd in the aspect of micro-urbanism, as well as ways and forms of existence of real practices, folding in the city community and environment in real and virtual cultural and urban space. The authors analyze the handmade practice and Volgograd community, linking them to the specific characteristics of the modern city culture, urban identity and opportunities for urban planning and development in the field of regional cultural policy and tourism and, ultimately, with the prospect of Volgograd become a city of culture on the basis of use realogic resource handicraft handmade creation.

Keywords: handmade art, community, practices, environment, micro urbanism, culture of Volgograd, realogic resource, the city of culture

References

1. Voinskaya S. Sotvori i prodai. Kak prevratit' svoe khobbi v Delo i dobit'sya uspekha [Create and sell. How to turn your hobby into a thing and to succeed]. M.: «Mann, Ivanov i Ferber», 2013. 256 p.

2. Gerasimova K., Chuikina S. Obshchestvo remonta [Repair company] // Neprikosnovennyi zapas [NZ]. 2004. P. 70—77.

3. Gorshkova E. Hand-made — narodnyi promysel 21 veka [Hand-made — the folk craft of the 21st century] // [Electronic resource]: Volgograd. Portal gorodskogo razvitiya [Volgograd. Portal of Urban Development]. URL: http://www.vlg20.ru/ news/1. (Accessed on April 12, 2016).

4. Ivanenko E.A., Koretskaya M.A., Savenkova E.V. Manifest handmade: odin syuzhet o povsednevnosti v seti i za ee predelam [Manifest of handmade: a story about everyday life in the network and beyond] // Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya «Filosofiya. Filologiya». [Bulletin of Samara Humanitarian Academy. Series' «Philosophy. Philology»] 2011. № 1(9).P. 71-88.

5. Okholina E.I. «Khendmeid» kak odna iz sostavlyayushchikh megakontsepta «Dosug» [Handmade as a component of the megaconcept «leisure»] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. 2014. № 10 (151). P. 178-183.

6. Frizen N.G. Kompleks marketingovykh kommunikatsii dlya rynka hand-made tovarov [Complex of marketing communications for the market of hand-made goods] // Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsii i perspektiv razvitiya [Economics and Management: analysis of trends and prospects for development]. Issue number № 4-1 / 2013 / [Electronic resource]: Nauchnaya biblioteka KiberLeninka [Scientific Library CyberLeninka]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/kompleks-marketingovyh-kommunikatsiy-dlya-rynka-hand-made-tovarov#ixzz4ClOJsmdC. (Accessed on April 12, 2016).

7. Kopytoff I. The Cultural Biography of Things: Commoditization as Process // The Social Life of Things. Commodities in Cultural Perspectives / Ed. by A. Appadurai. Cambridge, 2003. P. 64-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.