МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
УДК 372.832
аксиологическое и практическое значение преподавания дисциплины «основы национальной культурной политики»
в гуманитарных вузах
Шипулина Наталья Борисовна, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», кандидат философских наук, [email protected], г. Волгоград, Российская Федерация
Культурная политика — чрезвычайно важная сфера жизни всех современных цивилизованных стран. Ее проблематика является предметом исследования самых разных областей науки — теоретической и прикладной культурологии, социологии культуры, политологии, социальной философии. Перспективным является введение результатов таких исследований в учебные планы учреждений высшего образования и расширение их в содержании специальных учебных дисциплин гуманитарных вузов. Названия этих дисциплин формулируются в зависимости от конкретных задач и компетентностных планов по-разному — «Культурная политика и планирование в культуре», «Национальная культурная политика», «Региональная культурная политика», «Основы национальной культурной политики». Национально-культурную политику как учебную дисциплину можно рассматривать в качестве мировоззренческой и технологической основ профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. В определенном смысле все эти профессиональные направления имеют свои предмет, цели, задачи и специфические средства их реализации, но по сути представляют собой разновидности проектной деятельности. Исходя из этого, аксиологический и социально-практический смысл дисциплины «Основы национально-культурной политики» состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологиями инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как, социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных
социально-культурных ситуациях. Такие технологии имеют широкую область применения для всех профессий социокультурной направленности. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере.
Цель дисциплины «Основы национально-культурной политики» — сформировать профессиональную позицию выпускника по современным функциям и принципам государственной национальной культурной политики, овладению научными основами внедрения перспективных социокультурных направлений в практику отраслевых органов управления и учреждений. Задачи дисциплины: 1) раскрыть основные цели и задачи современной государственной национальной культурной политики России; 2) способствовать творческому осмыслению современной практики формирования и мониторинга федеральных, региональных и территориальных целевых комплексных программ развития отрасли культуры; 3) обучить технологии анализа нормативно-правовой базы федеральной и региональной культурной политики, разработки программ и социально-творческих заказов государственных и общественных организаций; 4) привлечь будущих специалистов к практической реализации социально-культурных проектов учреждений культуры, индустрии досуга и рекреации; 5) привить навыки экспертной оценки проектов социально-культурной деятельности отраслевых организаций и учреждений.
Учебная дисциплина «Основы национально-культурной политики» выступает в качестве методологической и профилирующей базы по отношению ко всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов учебных
курсов Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства и является фундаментальной основой для подготовки специалиста, владеющего научно-исследовательскими, учебно-педагогическими, производственно-практическими, научно-методическими, экспертно-консультационными видами и механизмами профессиональной деятельности. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Основы национально-культурной политики», являются этнокультурные центры, дома народного творчества, центры фольклора, дома национальностей, школы народной культуры, дома народных ремесел, клубные учреждения; студии, коллективы, любительские объединения народного художественного творчества; музеи (этнографические, народной культуры и искусства), издательства, средства массовой информации; ассоциации, общественные объединения и движения этнокультурной направленности; общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного и профессионального образования; государственные, общественные и коммерческие организации, оказывающие поддержку развитию традиционной народной культуры и народного художественного творчества.
Освоение дисциплины готовит к работе с такими объектами профессиональной деятельности бакалавров, как этнокультурные и социокультурные общности как сферы бытования народной художественной культуры и ее трансляции посредством этнокультурных центров, хореографических любительских коллективов, любительских театров, студий декоративно-прикладного творчества, студий кино, фото- и видеотворчества, учебных заведений и других учреждений, в которых осуществляется изучение и преподавание теории и истории народной художественной культуры; самобытные народные мастера, исполнители фольклора и другие носители традиций народной художественной культуры, творчество которых находит отражение в деятельности этнокультурных центров, хореографических любительских коллективов, любительских театров, студий декоративно-прикладного творчества, студий кино, фото- и видеотворчества, учебных заведений и других учреждений, в которых осуществляется изучение и преподавание теории и истории народной художественной культуры; произведения народного художественного творчества.
Для освоения дисциплины «Основы национально-культурной политики» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История», «Социология», «Культурология», «Политология», «Философия», «История искусств», курсов по выбору студентов, содержание которых связано с анализом различных аспектов духовной жизни человека и общества, пониманием и прогнозированием социальных процессов, социально-мировоззренческим развитием студентов, формированием их цен-ностно-ориентационных установок: знание и умение интерпретации фактов истории мировой и отечественной культуры; знание основных подходов к изучению и проблематизации бытия человека как субъекта культуры; владение навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля.
В результате изучения дисциплины «Основы национально-культурной политики» студент должен знать основные проблемы и тенденции развития социально-культурной деятельности на разных этапах истории культуры; закономерности возникновения и развития социально-культурных институтов управления отраслью культуры на уровне региона, государства, на межкультурном мировом уровне; уметь оценивать достижения в социально-культурной сфере на основе знания историко-культурного контекста их создания; осмысливать и оценивать международный и российский опыт социально-культурной деятельности в области планирования и осуществления культурной политики; проводить мониторинг удовлетворенности потребителями услуг сферы культуры содержанием и качеством культурных проектов; владеть практическими навыками проектирования культурных процессов, привлечения различных субъектов культурной политики для осуществления этих проектов; навыками выявления самодеятельных общественных инициатив в сфере культуры и прогнозировать их социально-культурную направленность; навыками выявления противоречий в практике социально-культурной деятельности в сфере национальной культурной политики; навыками и механизмами преодоления объективных общественных препятствий для адекватного осуществления национальной культурной политики.
Тематический план и содержание разделов учебной дисциплины «Основы национально-культурной политики» строятся таким образом, чтобы охватить все составляющие национальной
культурной политики (концептуальная, экономическая и законодательная) и все аспекты ее научного осмысления, теоретического анализа, стратегического планирования, технологий и методик ее осуществления на уровне деятельности специализированных учреждений и организаций, отельных субъектов культуры, а также культурной прогностики.
Раздел 1. Культурная политика в основных законодательных актах России. Тема 1.1. Культурная политика как предмет современных социальных исследований. Культурная политика государства как социальное явление. Многообразие подходов к определению сущности и понятию культурной политики с позиций различных отраслей научного знания. Философское и социально-политическое обоснование понятия современной политики России. Тема 1.2. Трактовка понятия «культурная политика» в федеральных и отраслевых законодательных актах. Основной закон Российской Федерации — Конституция России — о принципиальных позициях отношения государстве к культуре человека и общества. Отраслевые законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие целевые установки, задачи и направления культурной политики. Региональные особенности реализации целей культурной политики.
Раздел 2. Международная экспертная оценка культурной политики России. Тема 2.1. Область сохранения культурного наследия и распространения ценностей культуры. Обобщение выводов зарубежной экспертизы в Национальном докладе «Культурная политика в России» на Совете Европы. Позитивные и негативные позиции экспертов в отношении сохранения культурного наследия России. Программные мероприятия государственных органов управления культуры по сохранению культурного наследия. Тема 2.2.
Область воспроизводства культурного потенциала общества и поддержки художественного творчества. Профессиональное и самодеятельное художественное творчество как особая область социально-культурного партнерства. Формы государственной поддержки художественного творчества. Подготовка и переподготовка кадров средней и высшей квалификации в отрасли культуры. Тема 2.3. Область правового и экономического обеспечения развития культуры и искусства. Развитие правовой и экономической инфраструктуры культуры в различных регионах страны. Национально-культурная политика в отношении малочисленных этнических групп.
Правовые возможности преодоления издержек современной культурной политики России.
Раздел 3. Законодательно-нормативная база культурной политики РФ. Тема 3.1. Конвенции ООН по вопросам образования, науки и культуры. Типология законодательно-нормативных источников, пролонгированных Правительством РФ. Действующие общемировые: Конвенции ООН по вопросам образования, науки и культуры: «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1989 г.), «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1988 г.). Действующие общеевропейские — Конвенция Юнидруа по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (1998 г.), Европейская культурная конвенция Совета Европы (1991 г.), Европейская конвенция Совета Европы «Об охране археологического наследия» (1991 г.) и др. Тема 3.2. Законы РФ о деятельности органов управления, учреждений, общественных организаций в сфере культуры. Федеральные законодательные акты и правительственные программы, межгосударственные соглашения России. Приоритетные направления международных культурных обменов РФ. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Федеральная целевая программа «Культура России». Тема 3.3. Законодательные акты о развитии культуры в отдельных субъектах РФ. Правовые полномочия субъектов федерации в принятии территориальных законодательных актов по развитию культуры. Особенности формирования региональных социокультурных программ в Волгоградскойобласти. Модель развития отрасли «культура и искусство» Волгоградской области на среднесрочную перспективу.
Раздел 4. Субъект и объект культурной политики. Тема 4.1. Статус государственности культурной политики. Российская государственность в отношении полномочий федеральных и региональных органов управления отраслью культуры. Российская государственность в отношении деятельности отраслевых учреждений. Российская государственность в отношении общественных организаций. Российская государственность в отношении граждан. Тема 4.2. Государственные органы управления как субъекты культурной политики. Социальный потенциал федеральных органов управления культурой по разработке и реализации основных направлений культурной политики России. Адаптация отраслевых
полномочий реализации целей и задач культурной политики в регионах РФ. Функции органов управления культурой в условиях местного самоуправления. Тема 4.3. Личность и общество в контексте объекта реализации государственной культурной политики. Конституционное право гражданина России на свободу творческой деятельности, пользование услугами учреждений культуры, отдых. Гарантии государства в развитии общественных организаций культуротвор-ческого направления. Позитивные и негативные тенденции развития культуротворческой деятельности социума: потенциальные возможности культурной политики.
Раздел 5. Основные направления реализации культурной политики. Тема 5.1. Культурная политика в художественной сфере. Культурный плюрализм профессионального и самодеятельного творчества. Критерии качества исполнения художественных произведений, их оценки со стороны органов управления социально-культурной сферой. Социальное партнерство в деятельности организаций культуры как приоритетное направление развития художественного творчества. Тема 5.2. Культурная политика в сфере традиционного народного творчества. Традиционные виды народного творчества как объект культурной политики. Мониторинг состояния и использования памятников истории и культуры. Создание единых систем выявления и учета памятников культурного наследия, хранения предметов музейного фонда и книжных памятников. Тема 5.3. Молодежная культурная политика. Социокультурные характеристики молодежных сообществ. Координация работы органов управления культурой и управления по делам молодежи, спорта и средств массовой информации. Региональная специфика реализации молодежной политики.
Раздел 6. Национально-культурная политика России. Тема 6.1. Программирование национальной культурной политики. Ориентация национальной культурной политики государства на международно-правовые нормы и международные стандарты в социокультурной сфере. Формирование и реализация последовательной государственной национальной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур народов Российской Федерации. Государственный патернализм в отношении национальных меньшинств на федеральном уровне, поддержка национально-культурных форм самоорганизации граждан.
Тема 6.2. Формы национально-культурных сообществ в РФ. Классификация национально-культурных движений. Национально-культурные автономии и национально-культурные центры — ведущие субъекты государственной национальной культурной политики. Функции общественных организаций в федеральной и региональной культурной политике. Волгоградская область как полиэтнический регион в культурных характеристиках РФ. Тема 6.3. Особенности национальной культурной политики в Волгоградской области. Ведущие этнические группы населения Волгоградской области. Традиции, обряды и обычаи культуры социально-демографических групп. Титульные народности, культурно-этническая составляющая территорий Волгоградской области.
Раздел 7. Тенденции развития культурной политики России. Тема 7.1. Мониторинг реализации основных мероприятий целевой комплексной программы «Культура России (2011—2015)». Реализация основных целей и задач программы. Осуществление мероприятий по сохранению и развитию историко-культурного наследия народов России. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований. Адресная поддержка профессионального и самодеятельного творчества, авторства, художественных коллективов и профессиональных работников культуры. Тема 7.2. Перспективы и тенденции развития культуры России в федеральной программе на 2016—2020 гг. Создание нормативно-правовой базы развития культуры регионов России с условием принятия необходимой документальной основы на уровнях законодательной и административной власти. Организационно-управленческие мероприятия по исполнению решений региональных органов управления по вопросам культурного развития. Создание инновационной системы среднего специального и высшего образования в отрасли культуры.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, в которых сочетаются классические образовательные технологии с элементами проблемного обучения, дискуссии, интерктивных форм с использованием информационных технологий и визуального материала. Творческий потенциал дисциплины отражен в таких формах самостоятельной работы студентов, как письменные контрольные работы с заданием привести и сравнить несколько (3—5) определений культурной
политики, назвать критерии и признаки, по которым они отличаются; назвать основные функции и инструментарий культуры в аспекте культурной политики; перечислить и прокомментировать основные цели и задачи национальной культурной политики; выделить из перечисленных целей и задач национальной культурной политики те, которые осуществляются на государственном уровне, а какие — на региональном или локальном; выделить из существенных целей и задач национальной культурной политики те, которые реализуются затруднённо, медленно и менее успешно, выявить и аргументированно доказать причины для этого; назвать министерства, структуры, ведомства, учреждения, которые могут наиболее эффективно реализовывать национальную культурную политику в качестве её субъектов (на государственном и региональном уровнях). Кроме того, в качестве итогового задания студенты выполняют учебный проект, ориентированный на практическое использование полученных в ходе изучения дисциплины знаний. Примерные направления для проекта: написание аналитической записки «Перспективы реализации стратегий национальной культурной политики в Волгоградской области»; разработка «культурно-идеологического паспорта» и сценария флешмоба с целью привлечения внимания к одной из насущных проблем культурной политики в Волгограде; составление устава и годового плана деятельности неформального (частного, альтернативного) учреждения культуры в Волгограде с формулировкой его миссии, предназначения, символики, кодекса, рекламы в форме информационного ресурса (буклета, сайта); написание публицистической статьи в местные СМИ (печатные или интернет-издания) об одной конкретной культурной проблеме региона.
Дисциплина «Основы национально-культурной политики» занимает одно из централь-
ных мест в формировании личности будущего специалиста в сфере культуры и искусства. Она призвана дать общую интегративную картину генезиса и развития культуры, раскрыть роль духовного, физического и социального потенциала человека, его способностей и талантов в развитии цивилизации, познакомить студентов с высшими достижениями человечества, сформировать представления студентов о роли национальных и личностных факторов в эволюции культуры и цивилизации. Причина введения в учебные планы гуманитарных вузов интегративной межпредметной дисциплины «Основы национально-культурной политики» состоит в актуальности переосмысления многих социально-культурных явлений и осознании того, что наиболее достойным модусом культуры является сотрудничество и взаимное уважение.
Формируя у выпускников гуманитарных вузов общекультурные компетенции, связанные с логикой и культурой мышления, способностью использовать содержание мировоззренческих дисциплин в профессиональной деятельности, умением работать в коллективе и сотрудничать на основе этических принципов, учебная дисциплина «Основы национально-культурной политики» имеет и прикладной аспект, поскольку знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Основы национально-культурной политики», выпускники смогут применить в самых разных сферах профессиональной деятельности — в теоретической культурологии, осмысляющей проблемы культуры на уровне научного знания; в сфере управления культурой как социальным институтом, совокупностью учреждений и организаций; в сфере планирования и прогностики для прогнозирования социально-культурных изменений.