Научная статья на тему 'Классификация этнографических компетенций будущих педагогов-хореографов'

Классификация этнографических компетенций будущих педагогов-хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГ ХОРЕОГРАФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / ETHNOGRAPHY / ETHNOGRAPHIC COMPETENCES / TEACHER CHOREOGRAPHER / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / HIGHER EDUCATION / TEACHER OF ART AND AESTHETIC TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айрих Яна Александровна

В статье анализируются основные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура» профильного модуля «Руководство хореографическим любительским коллективом», рассматривается их этнографическая направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic Competences Classification of Future Choreography Teacher

The article analyzes the main competences of the Federal state educational standard of higher professional education for training in «Folk Art Culture» of the profile module «Management of the Amateur Choreographic Group», discusses their ethnographic orientation.

Текст научной работы на тему «Классификация этнографических компетенций будущих педагогов-хореографов»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378:792.5:902.7 ББК 74.480.26:85.32р:63.5

Айрих Яна Aлeкcандpoвна

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет Ayrikh Yana Aleksandrovna Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University [email protected] Классификация этнoгpафичecкиx компетенций будущих пeдагoгoв-xopeoгpафoв Ethnographic Competences Classification of Future Choreography Teachers

В статье анализируются основные компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура» профильного модуля «Руководство хореографическим любительским коллективом», рассматривается их этнографическая направленность.

The article analyzes the main competences of the Federal state educational standard of higher professional education for training in «Folk Art Culture» of the profile module «Management of the Amateur Choreographic Group», discusses their ethnographic orientation.

Ключевые cлoва: этнография, этнографические компетенции, педагог -хореограф, федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование, педагог художественно - эстетического направления.

Key words: ethnography, ethnographic competences, teacher - choreographer, federal state educational standard, higher education, teacher of art and aesthetic trends.

Ключевыми проблемами в обучении специалистов в области этнографии и фольклора, а также хореографического искусства являются: раскрытие потенциала студента (духовно-нравственного, организационно-управленческого, информационно - достоверного и т.п.) и формирование компетенций будущего преподавателя как участника образовательного процесса путём реализации до-

полнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств; программ, связанных с организацией внеурочной деятельности школьника и, как участника образовательного процесса, по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Каждый стандарт содержит в себе совокупность требований к реализации образовательного, развивающего и воспитательного процессов. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья, физическое развитие, освоение основной общеобразовательной программы, способствующих непринуждённому общению как со сверстниками, так и во взаимоотношениях с родителями (законными представителями), на овладение информационно -коммуникационными технологиями и умение применять их в воспитательном и образовательном процессах [№ 1, стр. 2].

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение разнообразного рода условий для формирования ведущих компетенций личности:

- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания..., становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации..., овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

В рамках единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образователь-

ных учреждений расширены возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников; использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения [№ 2, стр. 3].

Из предложенных требований к освоению основной образовательной программы педагог художественно - эстетического направления может взять на себя решение нескольких задач, связанных с развитием социальных компетенций, формированием личностных основ гражданской идентичности и своей деятельностью ориентироваться на «портрет выпускника начальной школы», предполагаемом в стандарте:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Одной из важных компетенций будущего педагога - хореографа является умение использовать интегрированный подход к планированию занятий по хореографическому искусству. А значит, задачей преподавателей вуза является формирование умения в проведении метапредметных связей через ознакомление с базисным учебным планом. Взаимодействуя с предметами базисного учебного плана и способствуя, таким образом, освоению участниками художественного коллектива необходимой базы знаний образовательного стандарта, руководитель обеспечит постоянство и систематичность проводимых занятий с воспитанниками.

Следующим важным этапом в формировании комплекса компетенций у будущего педагога - хореографа является внедрение в интегрированное занятие

национально - регионального и этнокультурного компонентов, а, значит, воспитательными задачами культурно - образовательного процесса станут:

- формирование основ российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире [№ 2, стр. 5].

Ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура», необходимо выделить ряд компетенций, тесно связанных с этнографической направленностью. Изучая базовую и вариативную части гуманитарного, социального и экономического цикла, а также базовую часть этнокультурного, этнохудожественного и этнопедагогического цикла, находим этнографическую функцию у некоторых из них:

- способен содействовать повышению уровня этнокультурной компетентности научного, педагогического и руководящего кадрового потенциала России, стран ближнего и дальнего зарубежья (ПК-25);

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура», бакалавр конкретизирован и профессиональным циклом, в котором также содержится базовая и вариативная части, так назы-

ваемый общий модуль, заключающий в себе необходимый минимум компетенций:

- способен участвовать в научно-методическом обеспечении деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций (ПК-15);

- умеет планировать и осуществлять административно-организационную деятельность учреждений и организаций, занимающихся развитием народной художественной культуры и народного художественного творчества (ПК-17);

- владеет основными методами разработки организационноуправленческих проектов и целевых программ сохранения и развития народной художественной культуры, с использованием возможностей этнокультурных центров, клубных учреждений, музеев, СМИ, коллективов народного художественного творчества (хореографических самодеятельных коллективов, любительских театров, студий декоративно-прикладного творчества, студий кинофото и видеотворчества и др.), учебных заведений, домов народного творчества, фольклорных центров и других организаций и учреждений этнокультурной направленности (ПК-19);

- умеет применять основные методы защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий (ПК-21);

Помимо компетенций базовой и вариативной частей гуманитарного, социального и экономического цикла; базовой и вариативной частей этнокультурного, этнохудожественного и этнопедагогического цикла; общего модуля базовой части профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» существуют и профильные модули базовой части, в работе которых перечислены необходи-

мые для будущего педагога - этнографа и хореографа общекультурные и профессиональные компетенции.

Для реализации проекта по развитию этнографической компетенции будущего учителя необходимо определить приоритет формируемым компетенциям, содержащихся в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура» и подвести итог о соотношении компетенций и циклов стандарта, их общность и самостоятельность.

Для определения приоритетных особенностей общекультурных и профессиональных компетенций было взято три ведущих цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Народная художественная культура» и профильный модуль «Руководство хореографическим самодеятельным коллективом». По результатам тщательного изучения государственных требований к выпускнику вышеуказанного направления подготовки следует отдать приоритет трём ведущим компетенциям, которые должны формироваться на дисциплинах базовой и вариативной частей всех циклов стандарта данного направления подготовки в интеграции с профильным модулем «Руководство хореографическим самодеятельным коллективом»:

общекультурные компетенции:

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

профессиональные компетенции (педагогическая деятельность):

- способен планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода (ПК-5).

Компетенции, связанные с готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); умением использовать основные положения и методы

социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); способностью создавать благоприятные пси-холого-педагогические условия для успешного личностного и профессионального становления обучающихся (ПК-3); умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); способностью выявлять эффективность учебно-воспитательного процесса (ПК-7); владением основными подходами к разработке индивидуально-ориентированных стратегий обучения и воспитания (ПК-8) разработаны с учётом интеграции двух циклов: гуманитарного, социального и экономического; профессионального.

Компетенция, связанная с владением способами формирования системы контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса (ПК-6), предназначенная для своего развития в процессе реализации гуманитарного, социального и экономического цикла интегрирует с этнокультурным, этнохудожественным и этнопедагогическим циклом основной образовательной программы стандарта третьего поколения высшего профессионального образования.

Компетенции, связанные со способностями находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность (ОК-4); реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры, самодеятельного хореографического творчества, любительского театра, декоративно-прикладного творчества, кино-фото и видеотворчества (ПК-1); осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса (ПК-4); выполнять функции художественного руководителя этнокультурного центра, клубного учреждения и других учреждений культуры (ПК-10); руководить художественно-творческой деятельностью коллектива народного художественного творчества (самодеятельного хореографического

коллектива, любительского театра, студии декоративно-прикладного творчества, студии кино-фото и видеотворчества) с учетом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды (ПК-11); организовывать и планировать репетиционную, концертно-постановочную деятельность коллектива народного художественного творчества (самодеятельного хореографического коллектива, любительского театра, студии декоративноприкладного творчества, студии кино-фото и видеотворчества) (ПК-12); участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (ПК-16); осуществлять стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ПК-18); содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, развития межкультурных коммуникаций, сохранения этнокультурной идентичности разных народов и культурного многообразия России (ПК-22); сотрудничать со СМИ в их деятельности по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, национально-культурных традиций народов России, достижений в области самодеятельного хореографического, театрального, декоративно-прикладного, кино-фото и видеотворчества (ПК-23); принимать участие в деятельности российских и зарубежных этнокультурных центров, музеев, других учреждений культуры, издательств, учебных заведений, общественных организаций и движений по пропаганде культурного наследия народов России, достижений народного художественного творчества (ПК-24); участвовать в реализации научных, учебных, творческих программ в сфере народной художественной культуры с активным использова-

нием современных, социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, средств массовой информации (ПК-26); принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурноинформационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (хореографического, театрального, декоративноприкладного, кино-фото и видеотворчества) (ПК-27); с умениями использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры, об этнокультурных центрах, о коллективах народного художественного творчества (хореографических самодеятельных коллективах, любительских театрах, студиях декоративно-прикладного творчества, студиях кино-фото и видеотворчества), создавать соответствующие компьютерные базы данных (ПК-14); с владением основными формами и методами этнокультурного образования, эт-нопедагогики, музейной педагогики, педагогического руководства самодеятельным хореографическим коллективом, любительским театром, студией декоративно-прикладного творчества, студией кино-фото и видеотворчества (ПК-2); методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (хореографических самодеятельных коллективов, любительских театров, студий декоративно-прикладного творчества, студий кино-, фото- и видеотворчества) (ПК-13); с мотивацией выпускника на систематическое повышение уровня своей профессиональной квалификации (ПК-9) интегративно движутся в рамках этнокультурного, этнохудоже-ственного и этнопедагогического цикла и профессионального.

Проведённое нами исследование показало, что данная классификация определяет степень важности развивающихся компетенций в рамках образовательного процесса, помогает определить направления работы преподавателей

вуза, используя интегративный подход в работе в рамках своей дисциплины как с преподавателями межфакультетских кафедр, так и внутри факультета (кафедры).

Если взять за основу развитие этнографической компетенции студентов вуза, то все необходимые компетенции основной образовательной программы стандарта высшего профессионального образования третьего поколения приобретут статус субкомпетенций. Возьмём за основу компетенции, интегрирующие во все три цикла основной образовательной программы. Таковыми станут:

- общекультурные компетенции:

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

- профессиональные компетенции (педагогическая деятельность):

- способен планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода (ПК-5).

Библиографический список

1. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - утверждены приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20 июля 2011г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура, (квалификация (степень) «бакалавр») - утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 791 от 22 декабря 2009 г.

4. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., изд-во РИК, 2000. - 219 с.

Bibliography

1. Federal State Requirements for the Implementation of the Basic Educational Programs of Preschool Education: Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 2151, July 20, 2011.

2. Federal State Educational Standard of Primary General Education (GEF IEO) As Amended by the Orders of the Russian Ministry of 26.11.2010 № 1241, from 22.09.2011 № 2357). Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 373, October 6, 2009.

3. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for the Training 071500 «Folk Art Culture», («Bachelor» Degree) Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 791, December 22, 2009.

4. Popular Culture in Modern Conditions: Guidance Manual / Ministry of Culture of the Russian Federation. Russian Institute for Cultural Research; Chief Editor N. Mikhailov. - M.: RIK Publishing House, 2000. - 219 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.