Научная статья на тему '«Академия успеха»: опыт организации и социально-культурное значение студенческих некоммерческих общественных организаций в современном вузе'

«Академия успеха»: опыт организации и социально-культурное значение студенческих некоммерческих общественных организаций в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипулин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Академия успеха»: опыт организации и социально-культурное значение студенческих некоммерческих общественных организаций в современном вузе»

ресурсов и нежеланием региональных и местных властей видеть в организациях гражданского общества партнеров. Все это возможно лишь при наличии реально действующего социального партнерства, в котором будут заинтересованы все его стороны.

Таким образом, международная конференция «Россия и мир: вызовы интеграции» позволяет сформулировать определенное видение на современную Россию: ее экономическую и политическую роль в мировом сообществе; правильность проводимых реформ; развитость государственных институтов; состояние инвестиционного климата; наличие у нее «макроэкономической стабильности» и др., что позволит и представителям «третьего сектора» понять основные тенденции в своей деятельности, более эффективно осуществлять социальные функции при максимально полезном участии государства и бизнеса.

литература

1. Алексеев С.Г. Новая перспектива развития социального партнерства // Социальное партнерство. 2009. № 5.

2. Гайдаровский форум: сайт. ЦЖЬ : Шр://%гм^ gaidarforum.ru/ru.

В.н. ШИПУЛИН (Волгоград)

«академия успеха»: опыт организации и социально-культурное значение студенческих некоммерческих общественных организаций в современном вузе

Студенческая жизнь с момента появления европейских университетов в позднем Средневековье стала расцениваться и осмысливаться как особая форма социальности, как специфический культурный статус, как уникальная общность людей. Уникальность состоит в том, что такие социальность, статус и общность недолговременны в жизни конкретного человека (ограничены временем обучения в вузе), но обладают необычайным потенциалом в долгосрочной перспективе, поскольку формируют ресурс личности как профессиональной

в определенной области знания и деятельности, ее связи, способы самопрезентации и самореализации. Именно поэтому университеты всех времен стремились к тщательному и продуманному отбору и изобретению форм организации студенческой учебной и внеучебной жизни, с одной стороны, закрепляя официальный статус студенчества, с другой - сохраняя и развивая его субкультурные неформальные составляющие (студенческий фольклор, игровые практики, формы социальной активности и т.п.), формируя студенчество как самодостаточный субъект культурной, экономической и социально-политической жизни.

В Волгоградском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) 14 октября 2011 г. была создана некоммерческая общественная организация «Академия успеха», которая представляет собой специфический проект организации студенческой жизни в современном вузе. Инициаторами этого беспрецедентного проекта выступили активные студенты РАНХиГС при поддержке и руководстве Центра воспитательной и внеучеб-ной работы. Суть проекта состоит в создании системы мероприятий внеучебной поддержки учебного процесса, формирующей образовательное пространство современного вуза.

цель «Академии успеха» - формирование эффективно действующей образовательной среды вуза через внеучебную поддержку учебного процесса в рамках годового цикла. Для осуществления этой центральной идеи и цели решаются такие задачи, как организация взаимодействия работы кафедр и факультетов с Центром карьеры и отделом воспитательной и внеучебной работы; создание общих планов действий, сориентированных и координируемых по конкретным мероприятиям и основным персоналиям; организация и проведение данных мероприятий по утвержденному плану; налаживание обратной связи по поводу удовлетворенности участников и полученных результатов; коррекция направлений деятельности, форм и методов организации и проведения мероприятий на основе новопоставлен-ных целей.

Деятельность «Академии успеха» осуществляется в трех направлениях.

1. Направление культурно-массовых мероприятий формирует культурную среду вуза, пропагандируя качественно новый уровень жизни студента, не только обладающего об-

© Шипулин В.Н., 2013

ширными знаниями по изучаемым дисциплинам, но и привыкшего читать интересные книги, смотреть «умные» фильмы, ходить на спектакли, концерты и выставки, быть осведомленным об основных культурных событиях города и страны. В рамках культурно-массового направления организация «Академия успеха» формирует культурную среду РАНХиГС, постоянно пропагандируя качественно новый уровень жизни студента.

2. Туристическое направление заинтересовано в развитии образовательного, спортивного, экологического и оздоровительного туризма в Академии, в пропаганде и внедрении здорового образа жизни, в развитии нравственных, интеллектуальных и физических способностей личности. Каждое лето для всех желающих организуются пешие походы, сплавы на байдарках, интересные экскурсии и др.

3. Образовательное направление включает в себя поддержку образовательного процесса в Академии, создание дополнительных инструментов совершенствования профессиональных навыков студентов и выпускников, работу по развитию карьеры, информирование о предстоящих конференциях, семинарах, тренингах и др.

В рамках этих основных направлений деятельности «Академии успеха» осуществляется создание дискуссионных клубов на базе выпускающих кафедр по тематике, дополняющей учебные планы по профильным дисциплинам; проведение мастер-классов, деловых игр, тренингов, презентаций наиболее успешных методик в государственном, коммерческом и некоммерческом секторах общественного развития; организация и проведение в каникулярное время летних и зимних образовательных школ для студентов и выпускников (например, ежегодные Летние и Зимние философские школы,

проводимые отделом воспитательной и внеучебной работы совместно с кафедрой философии и социологии). Эта деятельность «Академии успеха» подробно освещается и обсуждается на ее официальном веб-сайте (http:// au.org.ru), а также в группе социальной сети «ВКонтакте».

Наиболее значимые планируемые результаты проекта его организаторы связывают с формированием не только постоянно действующей системы внеучебной поддержки учебной работы кафедр и факультетов, но и с формированием студенческого актива, созданием социальных лифтов для реализации студенческих инициатив, а также с предоставлением открытых площадок для дискуссий в научной среде и презентацией успешных практик в реальной экономике, праве, государственной службе и т.д.

Целевая аудитория «Академии успеха» - профессорско-преподавательский состав РАНХиГС, старшие школьники, участвующие в профильных школах, олимпиадах, дискуссионных клубах, студенты, представители деловой и общественно-политической элиты региона.

Двухлетний опыт показывает, что «Академия успеха» - это уникальная площадка для самореализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества, а также возможность участвовать в новых образовательных программах, курсах и тренингах, туристических походах, творческих проектах, интеллектуальных и спортивных соревнованиях. Это в полной мере подтверждает слоган «Академии успеха» на ее веб-сайте: «когда вы учитесь, мы помогаем узнавать новое и воплощать его в жизнь, когда вы отдыхаете, мы делаем все, чтобы это время было ярким, увлекательным и насыщенным приключениями!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.