Научная статья на тему 'Социокультурные инновации в проектной волонтерской деятельности: осмысление опыта развития общественной некоммерческой организации «Академия успеха»'

Социокультурные инновации в проектной волонтерской деятельности: осмысление опыта развития общественной некоммерческой организации «Академия успеха» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные инновации в проектной волонтерской деятельности: осмысление опыта развития общественной некоммерческой организации «Академия успеха»»

в.н. шипулин, А.Д. МАЛАЯ

(Волгоград)

социокультурные инновации в проектной волонтерской деятельности: осмысление опыта развития общественной некоммерческой организации «академия успеха»

В условиях современного состояния социальной сферы в России переоценить важность человеческих ресурсов в функционировании социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) крайне сложно, особенно когда речь идет о такого рода организациях, созданных и действующих в сфере высшего профессионального образования, инициированных российскими вузами. «Технологиза-ция экономической сферы, объединившись с процессом демократизации социальной практики, привела в сфере образования к переориентации на подготовку не интеллектуала, а прежде всего специалиста и гражданина» [4, с. 25]. В этой связи важнейшим субъектом деятельности нко выступают волонтеры, готовые лично участвовать в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, а также безвозмездно посвящать этому свое время и силы, использовать свои знания и опыт.

основным волонтерским активом нко «Академия успеха» Волгоградского филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ являются студенты, что определяет специфику работы с ними. Мотивация к волонтерской деятельности в студенческой среде имеет свои отличия, молодые люди с удовольствием занимаются добровольчеством, однако важным аспектом их участия является собственное интересное времяпрепровождение, личностное развитие и самопрезентация в студенческой среде. как следствие, в рамках волонтерской деятельности они легко сочетают фундаментальные знания и новые научные взгляды, получаемые в вузе, ориентируются на коммуникацию и успешный результат.

В настоящее время российский «третий сектор» характеризует множество особенностей, среди которых находится и «потребность в сотрудниках, которые имеют не просто управленческие, экономические, юриди-

ческие, психологические и другие знания, но и конкретный опыт осуществления деятельности в некоммерческом секторе» [2, с. 117]. Как и многие члены НКО, добровольцы «Академии успеха» не имеют многолетнего профессионального опыта в волонтерской сфере, однако способность быстро налаживать коммуникативные связи, вникать в суть проблемы и быстро организоваться позволяет компенсировать этот негативный фактор и достаточно эффективно решать возникающие проблемы.

таким образом, важнейшим направлением развития деятельности НКО является формирование волонтерского актива, заинтересованного в участии в успешных и интересных проектах. Данное утверждение логично увязывается с изначально существующим определением «Академии успеха» как «уникальной площадки для самореализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества, а также возможностью участвовать в новых образовательных программах, курсах и тренингах, туристических походах, творческих проектах, интеллектуальных и спортивных соревнованиях» [3, с. 119].

Формирование у студентов способности к участию в проектной деятельности уже на протяжении нескольких лет является одной из важнейших задач государства. Именно о развитии проектного мышления ежегодно говорят руководители Молодежного форума «Селигер» и подобных региональных форумов. Данный вид организации работы в НКО на практике действительно удобен, т.к. в процессе проектирования совместно формулируются проблемы и решения [1, с. 70]. Проекты создаются, исходя из интересов различных групп волонтеров, которые сами же и включаются в рабочую группу по реализации того или иного проекта, сохраняя при этом собственную заинтересованность в получении положительного результата.

В сфере проектной работы «Академии успеха» за достаточно недолгий срок ее существования удалось достичь определенных успехов. За 2013 г. организация приняла участие в 2 конкурсах «На предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области, субсидий на реализацию социально значимых проектов (программ) по приоритетным направлениям социальной политики Волгоградской

© Шипулин В.Н., Малая А.Д., 2014

области, целью которых является поддержка социально ориентированных организаций». По результатам конкурсов были выиграны 2 гранта на проекты «Мой город» и «Старший товарищ», в рамках которых «Академия успеха» получила субсидии в целях привлечения ее к решению вопросов местного значения, поддержки ее уставной деятельности, развития общественной инициативы и активности граждан. так, благодаря деятельности волонтерского актива, включенного в работу, были созданы проекты со следующим содержанием.

«мой город». Проект направлен на привлечение социально активной части населения Волгограда, Волжского и Камышина к решению насущных проблем города, прежде всего связанных с состоянием окружающей среды, степенью облагороженности территорий. Основными каналами привлечения внимания населения к данным проблемам являются социальные сети и массовые мероприятия, которые реализуются по принципу акции-реакции. Например, в сети Интернет размещаются фото с конкретным загрязненным двором и сообщение, призывающее пользователей к изменению ситуации в этом дворе. Далее проводится мероприятие по очистке двора, а фото- и видеоматериалы выкладываются в социальных сетях, что привлекает большее число участников для следующей акции в рамках данного проекта.

Основным механизмом реализации программы являются реальные мероприятия -субботники, которые проводятся в местах, выбранных в социальных сетях участниками гражданского движения «Мой город». таким образом, формируется система малых дел, которые в перспективе должны стать повсеместными и привлекать к участию все больше и больше жителей городов - участников программы.

Конечным результатом проекта является формирование у социально активной части населения города ответственной гражданской позиции по отношению к месту собственного проживания и, как следствие, желания поддерживать достойный уровень его благоустроенности.

«Старший товарищ». Основным содержанием концепции проекта «Старший товарищ» является получение опыта совместной деятельности лиц, оставшихся без попечения родителей, и студентов высших учебных заведений. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают опыт проживания в условиях туристического лагеря с успешны-

ми представителями студенчества, развивают свои коммуникационные и другие личностные способности. Смешанные разновозрастные группы, представители различных социальных слоев формируют особый социальный опыт проживания с детьми, воспитываемыми в семьях. Решение проблем замкнутости детей, оставшихся без попечения родителей, развитие их социальной адаптации и бытовых навыков являются одними из главных задач работающих в этом проекте волонтеров. В рамках проекта организуются туристические походы в форме сплавов по рекам области с историко-краеведческими экскурсиями о прошлом и настоящем нашей малой родины, также проводятся пешие и автобусная экскурсии по г. Волгограду, созданы рабочие группы по формированию туристических кружков на территориях образовательных учреждений.

Предполагаем, что из-за отсутствия средств и инфраструктуры дети-сироты практически не участвовали в подобных путешествиях, историко-краеведческих экскурсиях, тренингах. Это первый проект, который позволит им смотреть на мир не из окон детского дома или школы, а созерцать его, находясь на природе, участвуя в настоящем приключении.

«Волонтеры на олимпиаде в Сочи-2014». Особым проектом совсем недавно стала подготовка волонтеров для Олимпиады в Сочи-2014. Активисты «Академии успеха», узнав о возможности стать волонтерами в Русском доме болельщиков на территории Олимпийского парка на Олимпиаде, сумели в короткие сроки создать команду из 53 чел. Изначально выявились 3 координатора проекта из волонтерского актива, которые контактировали с ответственными за функционирование Дома болельщиков организаторами, собрали у волонтеров необходимые документы, помогли оформить договоры, обеспечить сбор волонтеров на вокзале.

В самом Доме ребята по группам работали через день и были закреплены за определенными секторами (этапами), на которых в игровой форме гости могли попробовать свои силы в различных видах спорта. Среднее число посетителей Дома болельщиков в день превышало 12 000 чел., среди них были и именитые гости, иностранные граждане, и каждому необходимо было дать четкую инструкцию по проходимому этапу. Сильную усталость волонтеров во время Олимпиады компенсировали бесплатные билеты на соревнования, которые как минимум по два раза достались каждому из волонтеров. Для многих данное событие ста-

ло исполнением их мечты - увидеть Олимпиаду своими глазами.

В день закрытия Олимпийских игр организаторы работы Дома болельщиков отметили высокое качество труда волгоградских волонтеров, о чем постоянно говорили и сами гости Дома на протяжении всей Олимпиады. Данное событие является ярким примером совпадения реализации мотивов деятельности волонтеров (среди которых причастность к самому крупному спортивному событию в стране, возможность посетить другой город, посмотреть соревнования, провести время в дружной компании, получить новый опыт и др.) и вида выполняемой работы.

таким образом, в студенческой среде в рамках развития «Академии успеха» волонтерская деятельность напрямую связана с полноценной разнонаправленной организацией досуга для самих волонтеров. Они лично являются инициаторами и исполнителями проектов, осуществляемых НКО, что формирует их опыт и ответственность в добровольческой деятельности. Студенты охотно осуществляют волонтерскую деятельность на безвозмездной в материальном отношении основе, однако они не станут тратить свое время на проекты, которые не будут иметь положительного в социально-этическом смысле результата. Подобная ориентация на успех, возможность использования актуальных знаний, получаемых в вузе, позволяют современным волонтерам компенсировать недостаток опыта работы в социальной сфере. Организуя собственный досуг, они легко организуют его и другим, включая в этот процесс граждан из различных слоев населения. так, зачатки формирующегося «проектного мышления», профессиональные амбиции, способность быстро находить информацию, развитые социальнокоммуникативные навыки, гражданские и личные моральные убеждения позволяют созда-

вать успешные социальные проекты и реализовывать их в волонтерских проектах.

литература

1. Штомпф Г. «Проектное мышление» - это не о размышлениях, а о действиях // Проблемы управления в социальных системах. 2012. Т. 4. № 6. С. 68-72.

2. Малая А.Д. Гайдаровский форум-2013 как форма публичной дискуссии об эффективном социальном партнерстве между государством и обществом // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2013. № 8 (83). С. 116-118.

3. Шипулин В.Н. «Академия успеха»: опыт организации и социально-культурное значение студенческих некоммерческих общественных организаций в современном вузе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2013. № 8 (83). С. 118-119.

4. Щеглова Л.В. Проблемы формирования личности в современных российских университетах // Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов : межвуз. сб. науч. тр. / ВолгГТУ. Волгоград, 2006. С. 25-30.

* * *

1. Shtompf G. «Proektnoe myishlenie» - eto ne o razmyishleniyah, a o deystviyah // Problemyi upravleniya v sotsialnyih sistemah. 2012. T. 4. № 6. S. 68-72.

2. Malaya A.D. Gaydarovskiy forum-2013 kak forma publichnoy diskussii ob effektivnom sotsialnom partnerstve mezhdu gosudarstvom i obschestvom // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2013. № 8 (83). S. 116118.

3. Shipulin V.N. «Akademiya uspeha»: opyit organizatsii i sotsialno-kulturnoe znachenie studen-cheskih nekommercheskih obschestvennyih organi-zatsiy v sovremennom vuze // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2013. № 8 (83). S. 118-119.

4. Scheglova L.V. Problemyi formirovaniya lichnosti v sovremennyih rossiyskih universitetah // Problemyi duhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya studentov : mezhvuz. sb. nauch. tr. / VolgGTU: Volgograd, 2006. S. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.