2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. - М.: Прогресс, 1992. - 624 с.
3. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. - Киев: София, 1997. - 335 с.
4. Ойунский П. А. Олонхо: Нюргун Боотур Стремительный (якутский героический эпос). https://litportal. ru/avtory/narodnoe-tvorchestvo/kniga-nyurgun-bootur-stremitelnyy-649408.
5. Савостина Е. А. Миф и культ героя. Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтания-1985». Вып. 18.Часть 1. Доклады и сообщения. - М., 1988. - 98 с.
6. Сидоров О.Г. Олонхо и тайное учение // Илин. № 3-4, 2001. http://ilin-yakutsk.narod.ru/2001-34A53.htm
ГАСТРОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МАРИЙСКОЙ АССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ
Цыкина Юлия Юрьевна
К.и.н., доцент
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» доцент кафедры культуры и искусств, г. Йошкар-Ола
К началу Великой отечественный войны в Марийской АССР сложилось национальное профессиональное музыкальное искусство, с высокими критериальными показателями: активно функционировали театры, концертные организации (Маргосфилармония) и исполнительские коллективы (Марийская хоровая капелла, симфонический и духовой оркестры Музыкально-театрального училища, затем - Ансамбль песни и пляски), качественно улучшившие как музыкальную жизнь республики, так и явившиеся творческой лабораторией для марийских композиторов, объединившихся в 1940 г. в Оргкомитет.
Особо следует отметить деятельность Ансамбля песни и пляски, деятельность которого в этот период стала более продуктивной и успешной. Состав коллектива увеличился до 50 человек, был расширен и улучшен его репертуар, состоящий из 82 хоровых и 14 танцевальных номеров, приобретены новые марийские костюмы. В 1940 г. этот коллектив совершил трехмесячную гастрольную поездку по РСФСР, побывав в Башкирии, Куйбышеве, Саратове, Энгельсе, Тамбове, Воронеже, Калинине, Иванове и Москве, где выступил на радио, а также среди колхозников-орденоносцев на сельскохозяйственной выставке. Ансамбль за это время провел 46 концертов, которые посетило 42000 зрителей [5, л.13]. Это был первый показ марийского музыкального искусства народам Советского Союза в таком масштабе.
Весомый вклад в музыкальную жизнь республики вносили и самодеятельные коллективы. Будучи хорошей школой для участников, иногда эти любительские объединения выходили на высокий уровень профессионализма. Так, в рамках предстоящего юбилея Марийской автономии весной 1941 г. состоялись Олимпиады самодеятельного творчества, по результатам которой лучшие коллективы приняли участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Таковыми оказались: Моркинский самодеятельный ансамбль песни и пляски, Самодеятельный колхозный хор колхоза им. Калинина Отарского сельсовета Горномарийского района, а также солисты - волынщик, два гусляра, исполнители на шиялтыш (свирели) и марийской гармошке [4, л.4]. Гастрольные выступления марийских музыкантов на выставке состоялись 27, 28 и 29 мая 1941 г., кроме этого, они транслировались по радио, была произведена запись на грампластинки, тонфильм [4, л.3]. В программе выступления были произведения марийских композиторов и «Песня о Сталине» А. Александрова, отражающая менталитет того времени. Выступления прошли с большим успехом и были первым полнозвучным «аккордом» в предстоящих празднествах, посвященных 20-летнему юбилею Марийской автономии.
Основные праздничные мероприятия, посвященные этому знаменательному в жизни республики событию, состоялись 21 июня 1941 г. 22 июня 1941 г. на Юбилейной площади г. Йошкар-Олы с утра собрались празднично одетые жители, чтобы продолжить празднование юбилея республики. Но праздничный митинг и народное гуляние были прерваны сообщением о начале Великой отечественной войны, ставшей одним из самых страшных испытаний для всех народов Советского Союза.
С самого начала войны Марийская Республика, по мере возможностей, стала оказывать посильную помощь фронту. В г. Йошкар-Оле и на станции Сурок формировались воинские части для отправки на поля сражений. Только в первые пять дней войны в военкоматы Марийской республики поступило более 10 тыс. заявлений с просьбой об отправке на фронт [2, с. 9]. Марийская парторганизация мобилизовала в Красную армию более половины своего состава, ушли на фронт более 25 тыс. комсомольцев, каждый третий из которых был добровольцем. Почти каждый четвертый житель республики защищал родину с оружием в руках [2, а 10].
Деятели культуры, как и весь советский народ, включились в борьбу с врагом. Многие писатели, журналисты, художники, музыканты, артисты добровольцами ушли на фронт. На защиту Родины ушли писатели и поэты Марийской АССР: среди них Миклай Казаков, Семен Вишневский, Анатолий Бик, Илья Стрельников, Макс Майн, Геннадий Матюковский. В первые дни войны ушли на фронт добровольцами 10 учащихся и выпускников музыкального училища, среди которых В.Н. Яшмолкин, О.Б. Ярускина, В.А. Эмикан, М.И. Ключникова, преподаватели этого учебного заведения П.Н. Никифоров, В.И. Хлебников, В.П. Ворончихин, С.А. Куприянов, многие участники Ансамбля песни и пляски [11, с. 29]. В начале июля 1941 года записался в народное ополчение талантливый марийский композитор К.А. Смирнов.
Другие представители творческой интеллигенции боролись с врагом своим творчеством, вдохновляя народ на боевые и трудовые подвиги, воспитывая мужество, закаляя волю к борьбе. Перестроились на военный лад и Учреждения культуры Марийской АССР.
В директивном письме Управления по делам искусств при СНК Марийской АССР «О перестройке работы учреждений и работников искусств в условиях войны», распространенном среди работников культуры и искусств, указывалось, что основной задачей всех творческих работников советского искусства является необходимость отдать все силы на защиту нашей Родины, помогать мобилизации всего советского народа на борьбу против германского фашизма, «всячески способствовать повышению производительности труда и укреплению трудовой дисциплины, всю работу в области искусства подчинить делу обороны и задачам Отечественной войны» [10, л.42]. Основное место в репертуаре театров отводилось спектаклям на патриотическую тему, о героическом прошлом русского и других народов СССР, мужественной борьбе советского народа против фашизма.
Важнейшей задачей для театров и концертных организаций было художественное обслуживание бойцов Красной Армии на мобилизационных пунктах. Перед началом спектаклей было рекомендовано выступать с интермедиями, патриотическими песнями и стихами. Для подготовки концертных программ следовало увеличить время репетиционных занятий по договоренности с профсоюзными организациями. Сами же концертные бригады должны были активно использовать антифашистские произведения, создаваемые советскими композиторами, быть гибкими и мобильными, способными работать в любых условиях [10, л.43].
Гастрольная политика республики, таким образом, всецело была ориентирована на формирование патриотизма, поднятия боевого духа бойцов, отъезжающих на фронт. Следует отметить, что само слово «гастроли» в эти годы стало амбивалентным.
С одной стороны, традиционные гастрольные поездки в тыловые районы в годы Великой отечественной войны занимали значительное место. С другой стороны, наиболее востребованы были выездные концерты и спектакли (по сути - гастроли) в зоне боевых действий и на призывных пунктах, получившие название «военно-шефских». И география таких концертных поездок формировалась в зависимости от местонахождения мобилизационных пунктов, а также линии фронта, поскольку значительное число артистов давали концерты непосредственно в зоне боевых действий.
23 июня 1941 г. Пленумом ЦК РАБИС было принято «Обращение ко всем творческим работникам», в котором главной задачей работников театра стали выступления перед бойцами Красной Армии и Военно-морского флота. Не исключением стали и деятели искусств Марийской АССР. Однако важным препятствием для организации выездных спектаклей и концертов стали, с одной стороны, уменьшение составов творческих коллективов связи с мобилизацией мужского состава, с другой - уменьшение дотаций на культуру и искусство. В 1941 г. на культуру и искусство было ассигновано 2297,9 тыс. рублей. По решению Совнаркома Республики, в связи с военной обстановкой эта сумма была сокращена на 305 тыс. рублей за счет временного закрытия музыкально-театрального училища и сокращения других расходов [7, л.2]. На 1942 год Совнаркомом республики ассигновано из республиканского бюджета на искусство 1090,6 тыс. рублей [7, л. 2]. Все учреждения искусств были сконцентрированы в единственном здании Марийского государственного театра [3, л. 57]. Перед руководящими работниками и всеми работниками искусства встала задача строжайшей экономии государственных средств. «Неустанно работая над повышением идейного уровня произведений искусства, надо не только выполнять, но и перевыполнять производственно-финансовые планы предприятий искусства» [7, л.2]. Поэтому возможность выезжать непосредственно на фронт имели, в-основном, небольшие по составу театральные и концертные бригады.
Но, несмотря недостаток финансирования, нужду и лишения, артисты, коллективы Марийской республики с первых же дней войны активно включились в дело помощи фронту.
Уже в конце июня 1941 г. артисты Марийского государственного театра дали концерт в районном центре Пектубаево. Программа посвящалась борьбе советского народа с фашистскими захватчиками и включала отрывки из пьес (например, «Лейтенант Огнев»), «Песню о Родине», «Марш танкистов», «Тачанку», исполненные хором. Вскоре Марийский театр из г. Йошкар-Ола был временно переведен в
поселок Н. Торъял. С 20 января 1942 г. театр начал работу в северных районах республики для отъезжающих на фронт [7, л.6].
В соответствии с приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР от 28 июля 1941 г. за № 40 9, начал активно функционировать вновь созданный хозрасчетный коллектив в составе 12 человек. Труппа приступила к работе с 20 августа. К 14 сентября были подготовлены пьесы «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Поздняя любовь» А.Н. Островского и 4 одноактных оборонных миниатюры. С начала своей деятельности по 15 января 1942 г. в районах республики коллектив поставил 52 спектакля, из них 5 детских утренников. В госпиталях в Мариинском посаде и Кожла-Сола для раненых бойцов Красной Армии провели 5 шефских спектаклей. От спектаклей, на которых присутствовало 2864 зрителя, выручили доходы в сумме 37324 руб. [7, л. 20].
В 1942 г. работа по художественному обслуживанию воинских частей развернулась еще более активно. За время с 1 января по 5 мая 1942 г. Маргостеатром было поставлено на призывных пунктах для отъезжающих на фронт бойцов 8 концертов, в подшефной части показаны спектакли «Слава», «Не было ни гроша» да вдруг алтын», «Взаимная любовь», на которых присутствовало 3000 бойцов. В других воинских частях выездной бригадой артистов Марийской труппы поставлено 11 концертов патриотического содержания, в том числе два спектакля в выходные дни. Сбор от проведенных мероприятий, которые посетило 2 940 человек, составил 2 919 руб. и был сдан в фонд обороны страны.
Продолжал работу и Козьмодемьянский колхозный театр, спектакли которого пользовались неизменным успехом у публики. Однако с уходом на фронт более 10 актеров из национальной труппы театр был лишен возможности ставить спектакли на горномарийском языке [7. л. 8].
Среди постановок Русского драматического театра наибольшим спросом в воинских частях пользовались спектакли «Русский лес», (актеры Е.Н. Лебедева, М.Ф. Правдин, А.Ф. Микош, П.В. Михайлов, Л.В. Орловская, А. Рыкалова, Т.А. Пронякова, П. Трубенков, В.И. Илисавский, Ф.К. Роберт, М.М. Каплин-Дарский) и «Питомцы славы», где были заняты все артисты. Коллектив русского театра принял решение до конца войны отчислять в фонд обороны страны однодневный заработок. Его работники сдали в фонд обороны на 10 тыс. облигаций займа, для бойцов Красной Армии в г. Йошкар-Ола было поставлено 9 шефских спектаклей и 2 концерта. На периферии для Красной Армии дано 9 концертов и для уходящих в армию 29 концертов [7, л. 5]. Коллектив принимал активное участие в сборе теплых вещей, а также, поддержав инициативу театральных деятелей г. Москвы, принял решение о постановке ряда спектаклей в выходные дни для сбора средств на эскадрилью самолетов «Советский артист».
Активную творческую деятельность продолжала Марийская государственная филармония, директором и художественным руководителем которой являлся В.И. Авраменко. Только за 1941 г. год филармонией был дан 301 концерт, обслужен 63541 зритель, получено доходов 10238 рублей. 72 концерта было дано в порядке шефства в частях Красной Армии, среди работников оборонительных рубежей [7, л. 8]. В соответствии с приказом Управления Федерации от 5января 1942 г. Филармония была реорганизована в концертно-гастрольное бюро [7, л. 12]. С сентября 1942 г. в состав Ансамбля песни и пляски вошел домровый квинтет под управлением Л.Н. Сахарова.
Для Марийского ансамбля песни и пляски 1941 г. должен был стать особенным: впервые предполагалась большая гастрольная поездка по 10 городам РСФСР, в том числе и на Дальний Восток. Выезд ансамбля намечался сразу после юбилейных торжеств, но, вследствие начавшейся Великой отечественной войны, так и не состоялся. Всю работу очень большого по своему составу коллектива, в связи с вышеуказанными обстоятельствами, пришлось проводить на небольших колхозных площадках районов, где было проведено 447 концертов, которые посетили 130 000 зрителей [7, л. 12].
Из артистов Ансамбля были сформированы концертные бригады, наиболее активной из которых был коллектив под руководством П.С. Тойдемара. Вся его работа, как и всего Ансамбля, протекала на периферии республики в радиусе 150-200 км. За неимением транспорта артисты передвигались пешком. В 1941 и 1942 годах эта бригада обслуживала бойцов подразделений Красной Армии, формировавшихся в тылу для отправки на фронт. В начале 1943 г., по решению Комитета по делам искусств при СНК СССР, она отправилась непосредственно на фронт, на передовую линию: с февраля по июнь 1943 г., а затем с июля по ноябрь, пробыла на фронте 7,5 месяцев [8, л.6]. В начале 1945 года бригада вновь выехала на фронт. Всего же, в совокупности за весь период Великой отечественной войны, коллектив побывал на Карельском, Центральном, Западном, Брянском фронтах на территории от Белого до Черного моря, а последняя пятимесячная поездка была по 3-му Украинскому фронту. Артисты за весь период провели 1165 концертов, на которых присутствовало около полумиллиона зрителей: бойцов Красной Армии. Дав прощальный концерт в Риге, бригада П.С. Тойдемара в июле 1945 г. вернулась на родину. Все артисты были удостоены Почетной Грамоты Президиума Верховного Совета Марийской АССР, награждены медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне в 1941-1945 годах» [12, с. 35].
Безусловно, указанные коллективы осуществляли не только военно-шефскую деятельность. но и осуществляли стационарную культуртворческую деятельность, воодушевляя тыловое население на посильную помощь фронту.
Помимо местных творческих сил, руководство Марийской АССР по мере возможностей организовывало гастрольное поездки коллективов и солистов лучших театров СССР. Так, 7 сентября 1941 г. в помещении Маргостеатра состоялся дневной концерт артистов, приехавших из Москвы - Клары Милич, Днепрова, Любарского, Долинской и Сеймович [13]. 12 и 13 сентября состоялся концерт солиста ГАБТ, заслуженного артиста РСФСР А. Батурина при участии солистки ГАБТ Алемасовой и артистки МХАТ Михайловской [14]. В начале октября 1941 г. в помещении Маргостетара прошел творческий вечер писателя-юмориста, сотрудника журнала «Крокодил» В. Ардова, прочитавшего юмористические рассказы на военную тематику [15].
В 1942 г., в связи со сложной обстановкой на фронте, гастрольных концертов и спектаклей в республике было меньше. Только 15 августа 1942 г. прошли гастроли государственного джазового оркестра «Молдавия» [16]. С 17 октября 1942 г. начались гастрольные спектакли Сталинградского областного театра оперетты. В течение четырех вечеров прозвучали отрывки из оперетт «Свадьба в Малиновке», «На берегу Амура», «Корневильские колокола», «Цыганский барон», «Цыганская любовь», а также наиболее известные отрывки из оперетт «Баядерка», «Сильва» и «Жрица огня». С большим успехом прошли первые три концерта. Одобрение зрительской аудитории вызвали выступления артистов Е.А. Деминой, А.Д. Завалова, Г.А. Боярского, комика А.В. Ильинского, занимательные и хорошо отработанные номера у Лер и Герцова (мнемотехника), четкость и ритмичность балерины Н. Милен [17]. Учитывая репертуар, состоявший из популярных оперетт, а также отсутствие в Марийской республике собственных оперных и балетных исполнителей, такой успех был вполне объясним.
В мае 1943 г. в здании Марийского государственного театра прошел концерт Красноармейского оркестра Энской части. Были исполнены произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.П. Радкевича, Дж. Верди и др. [18]. В июне и июле того же года в г. Йошкар-Оле были проведены концерты Лауреата Всесоюзных и Международных конкурсов Б. Гольдштейн, Лауреата Всесоюзного конкурса пианистов Арнольда Каплан, вечера песни солистки ВГКО Веры Духовской, а также вечера эстрады артистов ВГКО (Кустинский, Вдовенко) [19]. В октябре 1943 г. состоялись концерты мастеров оперного театра. Выступали С.М. Казбанов, Н.Н. Пустоветова, Я.Г. Шейн, Анна и Александра Гацулины, О.В. Обухова и др. [20]. В ноябре 1943 г. жителей столицы Марийской АССР порадовали артисты Черновицкого украинского театра (Художественный руководитель - народный артист республики В.С. Василько). Зрители послушали оперетты «Дай сердцу волю, заведе в неволю», «Цыганка Аза», оперы «Запорожец за Дунаем» С.С. Гулак-Артемовского, «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова и др.[21]. Такой репертуар, состоящий, в основном, из произведений легкого жанра, способствовал обеспечению хороших сборов.
Всего же на 1943 г. филармонией было запланировано 40 концертов приезжих артистов. Однако за год было проведено только 14 таких мероприятий. Причиной невыполнения плана было то обстоятельство, что, несмотря на ряд обращений и запросов, Комитет Обороны (ВГКО) в Марийскую республику не прислал ни одного коллектива. Эти 14 концертов были поставлены случайно заезжими артистами, что сказывалось на качестве исполнения. Большим препятствием для приглашения сторонних коллективов служило отсутствие собственного помещения филармонии. Театральную площадку предоставляли с большим трудом и за большие деньги, что не давало возможности Марийской филармонии заранее и по плану заключать договоры со сторонними коллективами. [8, л.7]. Маргосфилармония помещалась в здании Марийского драматического театра, где в ее распоряжении было две комнаты на 4 часа дневной работы. В течение этого небольшого отрезка времени невозможно было качественно организовать работу солистов, ансамбля, балета, домрового квинтета, эстрады. Вторым большим недостатком, который препятствовал работе, оставался неразрешённый жилищный вопрос. У шести артистов не было квартир, и приглашать новых деятелей искусств было сложно, т.к. филармония не получила ни одного метра жилой площади [8, л. 8].
Тем не менее, география гастрольных концертов расширялась. В течение пяти месяцев в Марийской республике работал Черновицкий Украинский государственный театр. В апреле 1944 г. в зале заседаний Верховного Совета Марийской АССР состоялся вечер, который подвёл итоги работы этого коллектива. Программа включала все жанры: прозвучали «Полонез» Д. Поппера в исполнении виолончелиста Гака, вокальные произведения в исполнении артистов Поваляевой и Чеплинской, продемонстрировала свое мастерство балетная пара Юониченко и Винерт [21]. В августе состоялись концерты артистки Ленинградской государственной эстрады Елены Легар, исполнившей лирические, шуточные и джазовые песни [22]. В сентябре в Маргостеатре состоялся концерт-балет силами польских патриотов во главе с М. Айхнером и Ю. Провизоном. Программа включала юмористические сценки «Катюша и Маруся», «Испанский танец», «Чардаш», состав исполнителей был любительский [23].
Однако с начала 1945 года и до дня Победы в Марийской республике больше концертов приезжих артистов не зафиксировано. С одной стороны, причиной этого являлись уже вышеуказанные финансовые трудности республики. Кроме этого, вероятно, в связи с освобождением большинства территорий СССР от фашистских захватчиков, общее количество гастролирующих коллективов уменьшилось, поскольку появилась необходимость налаживать концертно-театральную жизнь на местах.
Марийская АССР, хотя и была в глубоком тылу, также пережила тяготы войны. В целом потери Марийской АССР в годы Великой отечественной войны составили 74 821 человек, в том числе погибли в бою более 26 704 человек, пропали без вести 38 764 человек, умерли от ран и болезней 9 353 человек. Более 40 отважных воинов были удостоены звания Героя Советского Союза [1, с. 22]. Промышленность, сельское хозяйство республики находились в тяжёлом положении. Необходимо было срочно решать эти проблемы, усилив также работу по восстановлению культурной жизни республики с учетом мирного времени.
Ряд представителей марийской интеллигенции, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, не дожил до Победы: писатели и поэты Василий Элмар, Пет Першут, Шадт Булат, Георгий Ефруш, актеры Русской труппы Маргостеатра С. Рыкалов, С. Рожин, Г. Шевколенко. Остались на полях сражений учащиеся музыкального училища Ф. Лебедев, И. Ложкин, В. Иванов, С. Ведерников, П. Куприянов, С.Кузьминых, И. Рукавишников, К. Четкарев, Ф. Семенов, Н. Семикеев, И. Ласточкин, Ф. Росляков, М. Аксенов, И. Халтурин, Н. Охотников, И. Лопатин, А.Попов, Л. Губин [11, с.3]. Необходима была существенная кадровая и репертуарная работа. Поэтому после окончания Великой отечественной войны первая гастрольная поездка марийских музыкантов состоялась только в мае 1948 г. в Москву.
Таким образом, несмотря на ряд негативных моментов, гастрольная деятельность в Марийской АССР осуществлялась достаточно успешно. К локальным особенностям осуществлявшихся гастролей марийских деятелей культуры следует отнести использование национального репертуара и марийских музыкальных инструментов в концертных программах. Руководство республики активно осуществляло военно-шефскую работу, а также по мере финансовых возможностей организовывало концерты приглашенных артистов. В целом, гастрольная политика Марийской республики в годы Великой отечественной войны подчинялась стратегической линии, намеченной партией и правительством и способствовала поднятию боевого духа, сплоченности, уверенности в победе и священной непримиримости по отношению к врагу у всех советских людей.
Список литературы
1. Айплатов, Г.Н. Марийская АССР в годы великой отечественной войны. Цифры и факты/ Г.Н. Айплатов.// Листая страницы войны: К 60-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.- ГУК РМЭ «РДБ», сост. С. Гаврилова. - Йошкар-Ола, 2005. - 144 с.
2. Антипин, А.Я. Марийская АССР в годы Вов (1941-1945)/ А.Я. Антипин//Листая страницы войны: К 60-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.- ГУК РМЭ «РДБ», сост. С. Гаврилова. - Йошкар-Ола, 2005. - 144 с. -с. 9
3. Государственный архив Республики Марий Эл (ГАРМЭ) Ф. Р-425. Оп.1 Д. 59
4. ГАРМЭ. Ф. Р-425. Оп.1 Д.69
5. ГАРМЭ. Ф. Р-425. Оп.1 Д.74
6. ГАРМЭ. Ф. Р-425. Оп.1 Д.84
7. ГАРМЭ. Ф. Р-425. Оп.1 Д.88
8. ГАРМЭ. Ф. Р-425. Оп.1 Д.114
9. ГАРМЭ. Ф. Р-425. Оп.1 Д.121
10. ГАРМЭ. Ф. Р.-742. Оп.1 Д.13
11. Екельчик Л.Л. 70 лет Йошкар - Олинскому музыкальному училищу им. И.С. Палантая/ Л.Л. Екельчик. - Йошкар-Ола, 2002. - С.29
12. Краеведческий альманах. № 1. Йошкар-Ола, 2006. С. 35
13. Марийская правда. - 1941. - 8 сентября
14. Марийская правда. - 1941.- 12 сентября
15. Марийская правда. - 1941. - 5 октября
16. Марийская правда. - 1942. - 16 августа
17. Марийская правда. - 1942.- 18 октября
18. Марийская правда. - 1943. - 26 мая
19. Марийская правда. - 1943. - 13 октября
20. Марийская правда. - 1943. - 19 ноября
21. Марийская правда. - 1944. - 11 апреля
22. Марийская правда. - 1944. -13 августа
23. Марийская правда. - 1944. - 2 сентября