МУЗЫКАНТЫ ПРИМОРЬЯ В 1941-1945 гг. (к 65-летию Великой Победы и 85-летию Приморского радиовещания)
Валентина Алексеевна КОРОЛЁВА,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.
E-mail: koroleva_val@mail.ru
В статье рассматривается история деятельности музыкантов и артистов Приморского краевого радиокомитета в период военного времени. Автор показывает вклад деятелей искусства в укрепление духовного и эмоционального состояния дальневосточников как одного из источников достижения Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.
Ключевые слова: культура, история, искусство, музыка, театр, радио, Дальний Восток России, Великая Отечественная война, Вторая мировая война.
Musicians of Primorye in 1941—1945 (To the 65th anniversary of the Great Victory and the 85th anniversary of Primorye broadcasting)
V.A. Koroleva, Candidate of Historical Sciences, senior researcher, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS, Vladivostok.
The article covers the history of musicians and the other performers in Primorye Regional Radio committee during the wartime. The author reveals their contribution to emotional and moral support of the people of the Russian Far East that served as one of the sources for Victory in the Great Patriotic and the Second World wars.
Key words: culture, history, arts, music, theatre, radio, the Far East of Russia, the Great Patriotic war, the Second World war.
В крупных городах советской страны к 1941 г. сложилась определённая система музыкального функционирования, при которой удовлетворение потребностей населения в этом виде искусства достигалось всесторонней деятельностью местных профессиональных музыкантов, коллективов художественной самодеятельности и концертировавших гастролёров. Не оставался в стороне и Приморский край. Во Владивостоке располагались главные организаторы культурной жизни — Приморский краевой радиокомитет, Приморская краевая филармония, музыкальная школа и Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. В городах и селениях, в воинских частях и подразделениях Тихоокеанского флота действовали коллективы художественной самодеятельности.
Творчество приморских деятелей искусства военного времени, к сожалению, до сих пор малоизвестно не только широкому кругу интересующихся, но и специалистам. Вместе с тем историческое измерение
времени — 65-летие Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах (в последней территория Приморья была прифронтовой зоной) заставляет нас обратиться к военному времени с особым вниманием, поскольку художественная жизнь служит верным показателем духовного и эмоционального состояния дальневосточников, сумевших вместе со всем народом превозмочь тяготы и лишения, выстоять и победить.
Приморскому краевому радиокомитету принадлежало ведущее место в музыкальном процессе военного времени, поскольку именно там были сосредоточены специалисты самой высокой квалификации. Однако они, как правило, одновременно являлись и работниками других профессиональных организаций — солистами филармонии, преподавателями музыкальной школы, организаторами и руководителями коллективов художественной самодеятельности, оказывали методическую помощь флотскому ансамблю.
К началу 1940-х гг. в Приморском радиокомитете из опытных музыкантов были созданы оркестр народных инструментов, симфонический оркестр (с небольшим составом из 25-ти музыкантов), вокальная группа из девяти певцов, работали три пианиста-концертмейстера.
В программах музыкального вещания значительное место было отведено просветительским радиопередачам. Среди них наиболее популярными стали «концерты-беседы» и так называемые циклы радиопередач под общим названием «В помощь музыкальному самообразованию». Большой интерес представляли постоянные рубрики — «Музыкальный словарь» с передачами «Что такое увертюра?» (серенада, рапсодия, романс и т.п.) и «Музыкальный календарь» (к юбилею со дня рождения или Дня памяти композиторов, исполнителей).
Центральное место занимала обширная и разнообразная по содержанию познавательная программа «Классики мировой музыкальной литературы», включавшая сведения о жизни и творчестве знаменитых русских и европейских композиторов, а также подробный разбор музыкальных произведений. Передачи о творчестве советских композиторов были более редкими и, по-видимому, менее удачными. Анализ радиопрограмм показал, что из всей транслировавшейся по радио музыки симфоническая и камерно-инструментальная были представлены в меньшем объёме. Вероятно, такие «потери» пытались компенсировать частым включением в художественные радиопрограммы весьма популярного на радио вплоть до середины 1960-х гг. нового радиожанра — монтажей оперных спектаклей. Артистами радиокомитета исполнялись основные вокальные сцены чаще с участием пианиста-концертмейстера, реже — с небольшим оркестром. А связующей нитью в развитии сюжета служил рассказ ведущего и его пояснения (какой персонаж появился, где в этот же момент находится другой герой и т.д.).
За 6 месяцев 1941 г. были поставлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин», «Чио-Чио-Сан», «Лакме», «Фауст», «Севильский цирюльник», «Паяцы», «Миньон», «Риголетто», «Снегурочка», «Дубровский», «Бал-маскарад», «Искатели жемчуга». Часто звучали концерты из
цикла «Исполнительское мастерство» (в записи), посвящённые творчеству А. Неждановой, В. Барсовой, И. Козловского и др.
Вступительным словом лектора предварялись и его пояснениями на протяжении радиопередачи сопровождались концерты рубрики «Народное творчество»: «Армянская народная музыка», «Киргизская музыка», «Еврейские народные песни».
Заслуживает внимания тот факт, что до осени 1937 г. в Приморском радиокомитете активную работу проводила музыкальная редакция, в составе которой до осени 1937 г. (начало депортации корейского, а затем и китайского населения с территории Приморского края) действовали корейская и китайская секции, уделявшие исключительное внимание передачам на материале национальной музыки, песен. А корейский хор Приморского радио под руководством композитора и режиссёра Ён Сён Нёна за успешную работу был даже отмечен поездкой в Москву для выступлений с собственной оригинальной музыкальной программой из народных композиций и песен Ён Сён Нёна по Всесоюзному радио [1].
Большой популярностью пользовались тематические передачи. Один из циклов таких передач под названием «Песня о боевых походах» был посвящён теме подвига и героизма и способствовал развитию специального направления — военной музыки, в том числе жанров красноармейской, краснофлотской песни и марша, другому — под названием «Женщины в музыке», посвящённому музам и возлюбленным известных музыкантов, был свойствен флёр романтизма и любовной лирики.
Музыкальные передачи выходили в радиоэфир и к знаменательным датам: 23 февраля — «Красная армия в песнях» и 8 марта — «Женщины-лауреаты» и др.
Наибольшее количество отзывов от радиослушателей было получено на передачи: Бетховен. Цикл песен «К далёкой возлюбленной»; Шуман. «Карнавал». Романсы; Чайковский. «Шестая симфония»; «Первая симфония Скрябина», Шапорин. «Далёкая юность»; Шостакович. «Пятая симфония», Творчество И. Дунаевского, а также цикл о жизни и творчестве Шопена, Паганини и др.
Отклик радиослушателей был искренним, заинтересованным и постоянным. Крепнущая обратная связь с аудиторией, на которую и была направлена работа музыкального вещания, позволяла быстро реагировать на запросы радиопублики, умело направлять и развивать интересы и предпочтения радиослушателей, среди которых постоянными были моряки с кораблей Тихоокеанского флота.
Регулярно в эфир выходили концертные программы, подготовленные по заявкам радиослушателей: «Джазовая музыка», «Лёгкая музыка», «Клавишные инструменты», концерты-загадки и др. Тематические названия концертов позволяют и сегодня получить определённые представления о музыкальных интересах людей предвоенного и военного поколений. К тому же Приморским радио часто устраивались так называемые «обменные концерты» с радиокомитетом г. Хабаровска [2].
Важно отметить, что просветительская ориентация музыкального радиовещания имела специальное направление, рассчитанное на детскую аудиторию. Детское вещание включало цикл передач под общим названием «Портреты композиторов». Каждая радиопередача знакомила с биографией и творчеством русских — Балакирева, Мусоргского, Серова, Кюи или западноевропейских музыкантов — Шопена, Бетховена, Верди, Делиба, Баха, Мендельсона и др. Тематическое направление детского радиовещания было представлено интереснейшими лекциями-концертами, среди которых «Зима» и «Весна», «Страны и песни» и «Музыкальные сказки», «Сказки леса», «Скрипка Страдивариуса». Существенное место занимали и отдельные тематические концерты «Песни Сталинской эпохи», «Песни об армии и вождях», «Советский Красный Флот».
В дни январских каникул 1941 г. артисты радиокомитета провели большой открытый концерт для школьников г. Владивостока [2. Л. 8]. В виде самостоятельного направления в программах для детей была представлена детская художественная самодеятельность. Детям были посвящены передачи «Дошкольники у микрофона» — о творчестве в детских домах, «Мы поём и играем» — о самодеятельности школ приморских городов Уссурийска, Артёма, Имана (Дальнереченска), Сучана (Партизанска) и др. В марте 1941г. редакция музыкального вещания открыла новую радиорубрику «Детский радиотеатр» и провела первую передачу с участием школьных драматических кружков, хоровых коллективов и отдельных музыкантов.
Можно сделать вывод о том, что деятельность музыкального радиовещания отличалась регулярностью и продуманной программой музыкального просвещения, рассчитанной на самые различные слои населения, включая и детскую аудиторию. Важно отметить активность со стороны слушателей, которые высказывали своё мнение о передачах и просили рассказать об интересующих их художественных течениях и жанрах, событиях музыкальной жизни и музыкантах, направляя таким образом дальнейшую деятельность музыкального вещания.
Нужно обратить внимание на интересную особенность музыкальных радиопрограмм — изложение такого музыкального материала, который легко разучивался и использовался в репертуарах художественной самодеятельности. С другой стороны, включение в радиопрограммы концертов художественной самодеятельности, в том числе и детской, повышало интерес к искусству со стороны населения. Поэтому имеются все основания полагать, что ведущее место в пропаганде музыкальной культуры по интенсивности просветительской деятельности среди самой широкой аудитории Приморья — радиослушателей — принадлежало Приморскому радио. Как показывает анализ архивных документов и публикаций местной печати, подобная ситуация была свойственна не только Владивостоку, но и другим крупным дальневосточным городам — Хабаровску, Благовещенску и Чите.
С началом Великой Отечественной войны роль радио неизмеримо возросла. «Весь советский народ как один человек поднялся на защи-
ту Родины от фашистского вторжения... Работники искусства вместе со всем народом живут одними помыслами, они готовы отдать все силы на разгром врага», — отмечала газета [3.15 авг.].
Музыкальные передачи были перестроены в соответствии с задачами военного времени. Если в довоенное полугодие 1941 г. большое место в эфире занимали познавательно-развлекательные программы, то в первые месяцы войны в основном звучала героическая музыка, массовые патриотические песни и марши. Особое место в военном репертуаре было отведено песне «Священная война», записанной в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной армии под руководством автора музыки А.В. Александрова. Этой песне суждено было стать музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
Программы музыкального радиовещания военного времени включали несколько основных направлений, и первое среди них можно обозначить как «Музыка о Великой Отечественной войне и героическом прошлом русского народа». С поступлением в радиокомитет нотного материала и записей литературно-музыкальных произведений о Великой Отечественной войне были подготовлены новые передачи, посвящённые защитникам Родины: «В бой, за Родину!», «Марш боевых походов», «О лётчиках». У микрофона часто выступали участники художественной самодеятельности из воинских и флотских подразделений с массовыми «мобилизующими» песнями, литературно-музыкальными монтажами о подвигах Красной Армии. Выпуск в радиоэфир монтажа опер «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Иван Сусанин» М.И. Глинки имел целью напомнить об историческом прошлом народа и внушить гордость за подвиги русских героев, уверенность в победе.
С 1942 г. содержание музыкальных программ этого направления постоянно расширялось, включая новую тематику. Появился цикл «Музыка народов, порабощённых гитлеровским фашизмом», лекции-концерты которого —«Польша—Шопен», «Норвегия — Григ», «Музыкальная культура Чехословакии» и др. регулярно дополнялись концертной программой из произведений славянских композиторов и музыки стран антигитлеровской коалиции, в частности английской и американской. К этому же направлению, по-видимому, можно отнести и радиопередачи, посвящённые разучиванию антифашистских и военных песен.
В мае 1943 г. по инициативе местных литераторов и журналистов газет «Красное Знамя», «Боевая Вахта» и радиокомитета возникло новое литературно-музыкальное направление — впервые на радио состоялось заседание «Литературной среды» [3. 1943. 12 мая]. Такие передачи, как правило, строились по известному принципу контрастного сопоставления двух частей: начальная — представляла собой встречу-знакомство с интересными людьми (писателями, поэтами, музыкантами композиторами, учёными), вторая, — собственно музыкальная часть, по сути, являлась сборным концертом, в котором выступали как местные, так и гастролировавшие художественные коллективы и солисты.
Большой интерес представляла программа первой «Литературной среды», состоявшейся 14 мая 1943 года: «На вечере выступал поэт Илья Финк со своей новой поэмой, затем состоялся концерт артистов Молдавского государственного ансамбля песни и пляски «Дойна». Художественный руководитель — композитор Давид Гершфельд рассказал о творческом пути коллектива, его гастролях. Вокальный квартет ансамбля исполнил несколько песен, концертмейстер коллектива Н. Прописчан показал импровизации на молдавские темы. На вечере присутствовали писатели, поэты, журналисты, артисты, партийные работники, студенты и др. [3. 1943. 16 мая].
Передачи сразу же нашли отклик у заинтересованных слушателей, получавших интересную информацию, яркое художественное и эмоциональное впечатление. В дальнейшем такие встречи в радиосалоне стали регулярными и проводились два раза в месяц, с 1944 г. передачи проводились по субботам и назывались «Литературно-музыкальными субботами». Благодаря таким радиопередачам приморцы узнали о творчестве лауреата Всесоюзного конкурса, пианиста и композитора Игоря Аптека-рева, автора краснофлотских песен Михаила Магиденко, познакомились с участником прорыва блокады Ленинграда поэтом Николаем Сидоренко, творчеством приморских писателей Вячеслава Афанасьева, Алексея Артёмова, Георгия Корешова, погибших на войне, а также поэтов-фрон-товиков, с новым рассказом В. Твердякова «Он будет жить».
В концертной части вечеров участвовали артисты Хабаровского театра музыкальной комедии, Ансамбля песни и пляски пограничных войск Краснознамённого Хабаровского округа, Каменец-Подольского музыкального театра, Киевского театра оперы и балета, других гастрольных коллективов и, конечно, солисты радиокомитета [8].
Ко второму направлению тематики музыкального радиовещания можно отнести цикл «Музыка народов СССР». Интересные передачи о музыкальном творчестве в Бурят-Монгольской АССР подготовили артисты находившегося в то время на гастролях во Владивостоке республиканского театра оперы и балета. Музыка Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Казахстана звучала в исполнении знаменитых гастролёров — представителей театров и филармонических художественных коллективов из этих республик. Так, в годы войны у микрофона Приморского краевого радиокомитета выступили гастролировавшие во Владивостоке музыканты и артисты цыганского театра «Ромэн», Государственного ансамбля песни и пляски Молдавской ССР «Дойна», известная артистка из Узбекистана Тамара Ханум и многие другие.
Ещё два цикла, подготовленных в довоенное время и постоянно обновлявшихся в годы войны, можно отнести к этому же направлению: один из них знакомил слушателей с народным творчеством «Русская народная песня», «История русского романса», другой с творчеством русских и советских композиторов. Так, музыкантами радиокомитета были составлены и часто выпускались в радиоэфир монтажи любимых опер: «Князь Игорь» Бородина, «Иван Сусанин» Глинки, «Садко», «Снегуроч-
ка», «Царская невеста» и «Майская ночь» Римского-Корсакова и др. [9]. В цикле «Советские композиторы» рассказывалось о творчестве Мясковского, Шостаковича, звучали новые песни Отечественной войны и, прежде всего — «Священная война», ставшая драматическим музыкальным гимном всего военного времени в жизни страны. Специальный цикл был посвящён советским композиторам-лауреатам Сталинской премии — Глиэру Шапорину, Прокофьеву, Дунаевскому, Шостаковичу, Хачатуряну.
Как и в довоенное время, одним из постоянных направлений музыкального вещания были культурно-просветительные передачи «В помощь музыкальному самообразованию», «Классики мировой музыкальной литературы» (наиболее часто звучали «Травиата» и «Риголетто» Верди и др.). В период рыбной путины и полевой страды для рабочих готовились специальные тематические программы с народными шуточными и трудовыми песнями и частушками [4. Д. 427. Л. 51].
Эстрадная музыка, любимая многими радиослушателями, была постоянно представлена в радиовещании.
Однако в апреле 1944 г. газета «Красное знамя» опубликовала статью радиослушателя А. Киселёва под названием «О большой музыке», в которой с тревогой говорилось о «засилье лёгкой музыки» во Владивостоке и о «живой опере» как редчайшем явлении в городе, о непродолжительности гастролей известных оперных коллективов. Автор видел возможность развития оперной культуры своими силами и предлагал в качестве начального этапа увеличить в программах музыкального радиовещания количество оперных монтажей и постановок опер в концертном исполнении.
Откликом на эту публикацию было сообщение в газете об организации радиокомитетом большой программы передач, посвящённых классической музыке — как оперной, так и симфонической и камерно-инструментальной. Музыкантами радиокомитета были подготовлены в концертном исполнении оперы «Демон» Рубинштейна, «Золотой петушок» Римского-Корсакова; из довоенного наследия воссоздана передача «Шестая симфония» Чайковского, сделана запись «Первой симфонии» Бородина, как и до войны, устраивались «Вечера старинных вальсов». К сожалению, это начинание не имело продолжения.
«Живая опера» на постоянной основе до настоящего времени так и останется мечтой приморской публики, которую иногда в конце 1960-х — начале 2000-х гг. будет «делать явью» напряжённая работа С. Михлина, Т Бялодворца, В. Воронина, А. Тихонова и других энтузиастов. В то же время постановка вопроса об альтернативе: «лёгкая» — «серьёзная» или «эстрадная — симфоническая» ещё несколько десятилетий будет предметом острого, нередко с социально-политическим подтекстом спора различных аудиторий публики и специалистов.
Большим событием в культурной жизни Владивостока стали концерты симфонической музыки, состоявшиеся в апреле 1945 г. Сборный состав оркестра (50 чел.) удалось собрать частично из музыкантов гастролировавшего в крае Бурят-Монгольского театра оперы и балета, дополнив его исполнителями Приморского радиокомитета, а также военными
музыкантами из оркестров соединений Тихоокеанского флота. Всего за четыре репетиции удалось создать единый коллектив из столь разных музыкантов. Дирижировала сборным оркестром Маргарита Хейфец, выпускница Ленинградской консерватории. В тяжелейшие дни блокады она находилась в Ленинграде, несколько раз ей довелось управлять прославленным Государственным симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. В 1945 г. отважной музыкантше удалось организовать симфонические концерты во Владивостоке, в которых прозвучали «Пятая симфония» Чайковского, симфоническая картина «Шехерезада» Римского-Корсакова и другие произведения, горячо встреченные приморскими слушателями [5].
Уместно напомнить о кадровых трудностях Приморского радиокомитета, поскольку с началом войны некоторые музыканты, в том числе и ведущие концертмейстеры, были призваны в армию. Оркестр лишился «первых и вторых скрипок». Пополнить его состав было невозможно, не хватало и нескольких инструментов — гобоя, флейты, трубы. И шестнадцать музыкантов, оставшихся без опытного дирижёра и ушедших на фронт коллег, организовали симфонический ансамбль. Возникшие кадровые трудности удавалось решить приглашением недостающих музыкантов из оркестров гастролировавших во Владивостоке художественных коллективов.
В декабре 1943 г. по желанию радиослушателей (такая причина называлась в документах), из состава симфонического ансамбля был организован джаз-оркестр (13—15 чел.). В концертных программах этого коллектива преобладала лирико-героическая советская музыка, звучали произведения на местную тематику — «Морская Владивостокская», «Приморская» и др., написанные специально по заказу радиокомитета [6].
Хор (26 чел.) и оркестр народных инструментов в довоенное время считались лучшими профессиональными музыкальными коллективами Приморья и радиокомитету удавалось сохранить эти коллективы, хотя отсутствие басов и теноров, а затем и баритона препятствовало постановке и исполнению оперных спектаклей. К началу 1943 г. в составе оркестра народных инструментов осталось 13 музыкантов, поэтому выступления коллективов становились менее регулярными и более редкими.
Радиокомитет остро нуждался в кадрах, и не только исполнительских. На должность художественного руководителя был назначен главный дирижёр оркестра Огарёв, руководителем и ответственным редактором музыкального вещания стал Бунин. В самом тяжёлом 1943-м году в музыкальной редакции радиокомитета работал А.И. Шинкаренко, в 1941—1942 гг. директор музыкальной школы.
Взамен распадавшихся художественных коллективов (из-за ухода музыкантов и артистов на фронт или для выступлений в составе концертных бригад) необходимо было создавать новые. Однако не только профессионалов, но и дилетантов, подходящих по своим индивидуальным данным для работы в музыкальном радиовещании, просто не хватало. Энтузиасты не впадали в отчаяние, а неустанно искали новые возможности, вспоми-
нали о традициях детского творчества в художественной жизни Владивостока. В 1943 г. на радио был создан детский ансамбль (20 участников). Руководила хоровой группой А. Максимова, концертмейстер А. Соловьёва обучала юных хористов музыкальной грамоте. В репертуар детского ансамбля вошли песни о войне и классические произведения, а к знаменательным датам готовились специальные тематические радиопрограммы. Выступления детской самодеятельности были представлены литературно-музыкальными монтажами, исполняемыми учащимися 59-й начальной школы, концертами «Дошкольники у микрофона» с песнями и стихами в исполнении малышей из детских садов [6. Л. 44, 44об.].
В 1944 г. в Доме Военно-морского флота для ведения просветительской лекционной и концертной работы в воинских частях и подразделениях флота была создана специальная выездная бригада. В её состав вошли «лектор-пропагандист классической музыки и литературы», конферансье Данилов, певица Могилёвская, артисты Приморского радиокомитета— Петров, Анчутина, Ромашев, краснофлотцы — виолончелист Шварц (до призыва на службу оркестрант ГАБТ СССР), скрипачка Барт (по совместительству солистка Приморской краевой филармонии), а также музыканты Герасимчук и Мельцев. Несколько концертов посвящалось творчеству Чайковского [6. Д. 429. Л. 85—88]. Значительное место в концертах уделялось патриотической военной песенной тематике. Особое звучание знаменитой «Песне о трёх танкистах» из кинофильма «Трактористы» (муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкина) придавал опять-таки местный, точнее региональный колорит. Ведь Победа «экипажа машины боевой» над самураями стала не только символом превосходства в военных столкновениях с японцами в 1938 г., но её воспевание в последующее военное время создавало необходимые духовные и нравственные предпосылки для мощного «аккорда», завершающего в начале сентября 1945 г. Вторую мировую войну.
На страницах краевой газеты регулярно печатались программы музыкального радиовещания, убедительно иллюстрировавшие большой спектр художественных направлений в работе музыкантов и артистов Приморского радиокомитета в канун Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах [7].
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРИМОРСКОГО РАДИО На 1—10 марта 1945 г.
01.03. 22.00 — 6-я симфония Чайковского
02.03. 21.30 — Концерт-беседа «Скрипка»
23.15 — Музыка на стихи Тютчева
03.03. 22.15 —Старинные вальсы
04.03. 11.15 — Музыкальная передача «Море в поэзии и музыке»
12.15 — Концерт по заявкам
14.20 — Концерт самодеятельности
17.30 — Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
22.20 — Концерт джаза и артистки Фёдоровой
05.03. 20.45 — Музыкальная передача о творчестве Берлиоза
22.15 — Песни о моряках К. Листова
06.03. 18.45 — Джаз Утёсова
22.25 — И. Штраус. Оперетта «Горячая кровь»
07.03. 18.45 — Музыкальная передача о Глазунове
21.20 — Музыкальный словарь «Вокальная музыка»
22.15 — Музыкальная передача «Шопен на острове Майорка»
08.03. 18.45— Песни И. Дунаевского
23. 15 — Литературно-музыкальный монтаж «Советскаяженщина»
09.03. 12.30 — Для школьников: «Колыбельные песни»
22.25 — Верстовский. Опера «Аскольдова могила»
23.15 — Брамс. Концерт для скрипки с оркестром
10.03. 18.45 — Концерт джаза и артистки Фёдоровой
22.15 — Старинные вальсы
На 10—20 марта 1945 г.
11.03. 11.25 — Концерт опереточной музыки в исполнении артистки
Фёдоровой и оркестра Концерт по заявкам
16.15 — Концерт из музыки к новым кинофильмам
17.25 — Ж. Бизе. Опера «Кармен»
23.15 — Чайковский. Балет «Лебединое озеро»
12.03. 17.15 —Английская музыка
22.15 — Музыкальная передача «Шопен в Когане»
23.15 — Музыкальная передача «Русский пейзаж»
13.03. 21.30 — «Музыкальный словарь»: «Что такое серенада?»
22.25 — Бородин. 1-й квартет для двух скрипок, альта и виолончели
14.03. 23.15 — Отрывки из оперетты Планкета«Корневильские колокола»
в исполнении артистов и хора радиокомитета
23.15 — Музыкальная передача «Русская поэзия в музыке»
21.30 — Концерт-беседа о флейте
Бородин. 1-я симфония Песни о моряках К. Листова
17.03. 12.30 — Выступление детского сада № 21
22.15 — Старинные вальсы
18.03. 12.15 — Концерт по заявкам
18.40 — Ж. Бизе. Опера «Кармен» в исполнении артистов Миланского театра 17.40—Литературно-музыкальный монтаж «За военный урожай» Творчество композитора Василенко Музыкальная передача «Последние годы Шопена» 17.45 — Концерт-беседа для школьников о Глинке
21.20 — Музыкальный словарь: «Что такое оперетта?»
Анализ деятельности местных музыкальных организаций Приморья позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на тяжелейшие испытания в период войны, в том числе и уход на фронт ряда ведущих музыкантов, работа местных музыкальных организаций не только не остановилась, но и обрела более целенаправленный характер.
За годы войны музыканты и артисты Приморья организовали тысячи шефских концертов в Фонд обороны, в Фонд организации новогодних подарков бойцам, в Фонд детям фронтовиков, в Фонд помощи инвалидам: в 1942 г. провели 120 шефских концертов для красноармейцев и краснофлотцев. А в 1943 г. в крае было проведено 782 концерта [16]. И потому ведущее место в культурно-просветительской деятельности среди населения края, в пропаганде лучших образцов отечественной и зарубежной музыкальной культуры принадлежало Приморскому радио.
Благодаря неустанной и самоотверженной работе подвижников-ру-ководителей А. Шинкаренко, Огарёва, Нестерова, Н. Головни и многих других и бесчисленным лекционным и концертным выступлениям музыкантов и артистов (имена и фамилии которых, к большому сожалению, зачастую не указывались в отчётах радиокомитета) искусство явилось могучим средством патриотического воодушевления духовной силы и нравственной стойкости населения Приморского края.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. См. подробнее: Королёва В. А. Музыка и театр корейцев на Дальнем Востоке России. 1960—1937. Диалог истории и искусства. Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та. 2008. С. 203—207.
2. Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 84. Оп. 5. Д. 427. Л. 2, 2 об.,8, 8 об., 9, 9 об. 10, 22—25, 48. (Отчёт Приморского краевого радиокомитета о работе за I квартал 1941 г. и за период с 1 июля 1941 по 1 мая 1942 гг.).
3. Там же. Л. 8.
4. Красное знамя. 1941. 27 июня.
5. Там же. 15 авг.
6. Там же. 1943. 12 мая.
7. Там же. 16 мая.
8. Там же. 26 мая, 21 июня, 18 июля; 1944. 10, 11, 24, 28 июня.
9. ГАПК. Ф. 84. Оп. 5. Д. 428. Л. 25—28. (Отчёт Приморского краевого радиокомитета за 1943 г.).
10. ГАПК. Ф. 84. Оп. 5. Д. 427. Л. 51.
11. Красное знамя. 1945. 23 апр.
12. ГАПК. Ф. 84. Оп. 5. Д. 427. Л. 10, 51; Д. 428. Л. 24—25.
13. Там же. Д. 427. Л. 44, 44 об.
14. Там же. Д. 429. Л. 85—88. (Отчёт Приморского краевого радиокомитета о работе за 1944 г.)
15. Красное знамя. 1945. 15 и 28 февр., 1 марта.
16. Там же. 1944. 16 нояб.