УДК: 785. 6 (092): 974. 085 (571.63)
В. А. Королева ЗНАМЕНИТЫЕ АРТИСТЫ НА ГАСТРОЛЯХ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ (1941-1945 гг.)
Рассматривается гастрольное направление концертной деятельности военного времени во Владивостоке и влияние искусства известных советских артистов на укрепление духовного и эмоционального состояния дальневосточников как одного из источников достижения победы в Великой Отечественной войне.
Ключевые слова: культура, история, искусство, музыка, театр, Дальний Восток России, Великая Отечественная война.
Guest performances of prominent artistes in Vladivostok (1941-1945). VALENTINA A. KOROLEVA (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).
The article deals with the guest concert activity in Vladivostok during World War II. The author studies the contribution of the prominent Soviet guest performers to emotional and moral support of people of the Soviet Far East, which was one of the factors of the victory in the Great Patriotic War.
Key words: culture, history, arts, music, theatre, Russian Far East, Great Patriotic War.
В истории музыкальной культуры страны и отдельных ее регионов период Великой Отечественной войны занимает особое место. Концертную деятельность этого времени, по нашему мнению, можно рассматривать как наиболее социально мобильную сферу искусства, мгновенно реагирующую на вызов исторического времени. Вот почему гастрольное направление этого периода на Дальнем Востоке России мы исследуем как имеющее большое значение для понимания культурноисторических процессов региона и страны в целом.
Цель нашей работы - на основании впервые вводимых в научный оборот источников выявить состав персоналий артистов, выступления которых определяли содержание и динамику гастрольной концертной деятельности, рассмотреть ее место и значение в развитии музыкальной культуры города и региона в 1941-1945 гг.
К концу 1930-х годов окончательно сформировалась советская гастрольная система: «Всесоюзное гас-трольбюро» - артисты-гастролеры - городские филармонии. Созданная в 1939 г. филармония Владивостока с началом Великой Отечественной войны лишилась значительной части творческих кадров: многие работники искусства были направлены на фронт для ведения
боевых действий или включались в состав концертных бригад, обслуживающих фронт. С 1942 г., вплоть до завершения военных действий на прифронтовой дальневосточной территории, филармония была реорганизована в краевое концертно-эстрадное бюро (КЭБ)1.
Активная деятельность оставшейся в музыкальной редакции Приморского радио горстки профессионалов и самодеятельных артистов не давала угаснуть художественной жизни города и края. И все же состояние профессиональной художественной культуры «на местах» стало критическим уже в первые дни войны, поэтому, на наш взгляд, роль и значение деятельности гастролеров для культурной жизни Владивостока и региона на протяжении военного периода были исключительно важны. По понятным причинам с началом войны число гастролирующих коллективов резко сократилось. За полгода перед войной к дальневосточникам приехали почти два десятка гастролеров (включая знаменитый Оркестр народных инструментов им.В.В. Андреева и замечательных певцов - всенародно любимую Лидию Андреевну Русланову и начинающего путь в искусстве Рашида Бейбутова). А в течение всего военного времени здесь побывало только 33 концертанта, выступавших на сценах городского театра и
КОРОЛЕВА Валентина Алексеевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: [email protected] © Королева В.А., 2011
1 Согласно решению Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (приказ от 23 января 1946 г.) 13 октября 1945 г. решением № 958 исполкома Приморского краевого совета концертно-эстрадное бюро было вновь реорганизовано в Приморскую государственную филармонию (см. об этом подробнее: Отчеты музыкальной школы, театров Прим. края по основной деятельности и внеплановым капиталовложениям за 1945 г. // Государственный архив Приморского края. Ф. 610. Оп. 1. Д. 55).
ИСТОРИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ
клубов, в воинских частях на наскоро приспособленных площадках и корабельных палубах соединений Тихоокеанского флота.
В ноябре 1941 г. состоялись концерты Московского железнодорожного ансамбля песни под управлением И. Дунаевского [3. 1941, 3 дек]. Имя Исаака Осиповича Дунаевского стало широко известным в СССР и за рубежом, благодаря музыкальному оформлению им первых звуковых советских кинофильмов 1930-х годов.
Поразительный факт его биографии: замечательный мелодист-песенник, один из основоположников оригинальных жанров отечественного искусства довоенного времени - оперетты и джаза - с началом войны полностью переключился на деятельность в качестве руководителя Железнодорожного ансамбля песни.
Коллектив в течение долгого военного времени разъезжал с концертами по всей стране, выступая на важнейших тыловых магистралях. Известно, что в содружестве с коллективом композитор создавал новые песни, которые исполнялись перед рабочими и воинскими аудиториями. В течение месячного пребывания во Владивостоке Дунаевский встречался с творческой интеллигенцией города и даже (по рассказам старых меломанов) написал песню на стихи местного автора.
По-видимому, характер дарования композитора не соответствовал интонациям и тематике специфического военного времени: произведения этих лет не вошли в число авторских удач. Однако на концертах дальневосточники с особым чувством слушали самую любимую с довоенного времени «Песню о Родине» Дунаевского. Не будем забывать, что мелодия этой гимнической песни вскоре зазвучала в позывных Московского радио, когда население всей страны с трепетом ожидало сообщений о положении на фронте. Несколько позже на другую мелодию - знаменитой «Песни о Каховке» Дунаевского - складывались злободневные поэтические тексты о партизанах Белоруссии, и на мотив с удовольствием распеваемой до сих пор песенки «Капитан, капитан, улыбнитесь» создавались сатирические куплеты о ненавистном фюрере.
Художественный коллектив из Москвы выступал не только перед жителями города, но и в частях Тихоокеанского флота и армейских подразделениях, что стало правилом для всех последующих гастролеров.
Песня «Священная война», ставшая своего рода музыкальным символом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., была создана в ее первые дни А.В. Александровым на стихотворный текст давнего друга и пе-сенника-соавтора Дунаевского - В.И. Лебедева-Кумача. Она звучала в каждом концерте Ансамбля Дунаевского, а вскоре заняла центральное место в выступлениях местных самодеятельных артистов.
В репертуаре Государственного ансамбля народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева уже в 1940-е годы была представлена коллекция лучших образцов таджикских, эстонских, латвийских, литовских и других народных танцев - по сути «танцевальная
энциклопедия», аналогов которой сегодня, пожалуй, не имеется ни в одной стране. В течение нескольких месяцев 1941 г. и еще дважды за время войны - в 1942 и 1944 гг., танцевальный ансамбль концертировал по Приморью. Эти гастроли были, вероятно, самыми продолжительными. Зрительская аудитория на выступлениях танцоров (в том числе армейцев и краснофлотцев) включила более 30 тыс. чел. [3. 1941, 8, 12 дек.; 1942, 24 окт.; 1944, 10 февр.].
Интересные образцы народной музыки были представлены в концертах государственного Украинского ансамбля песни и пляски и Московского хора русской песни, гастролировавшими в крае в 1943 и 1944 гг. [3. 1943, 24 апр.; 1944, 21 марта].
Высокое искусство музыкального театра на протяжении военного пятилетия было представлено во всех жанрах - опере, балете и оперетте.
Дважды - в 1942 и 1943 гг. во Владивостоке показывал свои спектакли Киевский театр оперы и балета им. Шевченко. В репертуаре коллектива была представлена классическая оперная и балетная музыка. В 1943 г. солистами театра во владивостокском клубе моряков было дано 16 концертов. В составе труппы были оперные солисты З. Гайдай (сопрано), лауреат Государственной (Сталинской) премии и А. Иванов (баритон) [4, с. 205, 121], вокалисты - Захарченко и Бем, а также артисты балета Соболь, Васильева, Иващенко, Егуаро-ва1, и многие другие [3. 1942, 16 сент.; 1943, 16 апр.]. Гастроли Хабаровского театра музыкальной комедии во Владивостоке и Приморском крае проходили ежегодно [2, с. 156]. Было показано множество спектаклей, среди которых, «Ночь в июне», а также «Сильва», «Холопка», «Продавец птиц» и другие оперетты классического репертуара. С середины июня по первую декаду сентября 1942 г. театр представил более ста спектаклей в частях и на кораблях Тихоокеанского флота [1. 1942, 5 сент.; 3. 1942, 18 июня; 1945, 24 окт.].
Большой интерес вызвали выступления гастролировавших солистов, лауреатов Всесоюзных конкурсов. Исполнительница народных грузинских песен, цыганских романсов и лирических песен советских композиторов Кэто Джапаридзе концертировала на протяжении июля и августа 1941 г. [3. 1941, 15, 20 июля]. А солист - пианист Игорь Аптекарев за 9 месяцев 1944 г. дал более 150 концертов, он выступил почти на всех кораблях Тихоокеанского флота и познакомил слушателей с редко исполняемыми произведениями. Музыкант в содружестве с местными поэтами написал множество произведений в песенном жанре, некоторые специально для Тихоокеанского Краснофлотского ансамбля песни и пляски [1. 1944, 9 авг.; 3. 1942, 20 марта; 1943, 22 окт.; 1944, 22 марта, 19, 29 июля].
Эстрадные программы гастролеров были яркими и разнообразными, они представляли ведущие жанры и
1 В газетах тех лет инициалы не печатались, в словарях упоминания об этих людях отсутствуют.
Знаменитые артисты на гастролях во Владивостоке
В.А. КОРОЛЕВА
стили развивающейся советской музыки и театра в исполнении выдающихся мастеров сцены.
Среди жанров необходимо отметить особое положение джазового направления в выступлениях эстрадных коллективов. Так, с 7-го по 16-е апреля 1942 г. во Владивостоке прошли концерты известного в стране джаз-оркестра под управлением Леонида Осиповича Утесова. В создание репертуара этого коллектива внес свой вклад талантливейший Дунаевский, друг и сподвижник Утесова. Уже сложившийся джазовый репертуар в военное время был дополнен злободневными и остросюжетными произведениями: «Украинской балладой о партизане Морозко», песней «Мишка», посвященной защитникам Одессы, и «Гармонь», сатирическими куплетами «Гадам нет пощады» и др. Выступлениям любимого приморскими зрителями артиста и его коллектива всегда сопутствовал огромный успех [3. 1942, 7 апр.].
В 1942 г. во Владивостоке выступал и знаменитый Ленинградский театр эстрады и миниатюр с участием Аркадия Райкина. Коллектив показал три программы: «Не проходите мимо», «На чашечку чая» и «Наши знакомые», включающие остро политические антифашистские памфлеты, «карикатурные» куплеты и песни в оформлении музыкального руководителя театра композитора Жака. Выступления гениального лицедея Райкина, артистов театра Виноградова, Карповского, Таганской, Рубинштейна и других были всегда успешными и собирали огромную аудиторию зрителей [1. 1942, 1 марта].
А в 1943 г. на гастролях во Владивостоке побывал Московский государственный цыганский театр «Ро-мэн» при участии очень известной и любимой зрителями артистки Ляли Черной со спектаклями «Все о тебе» и «Цыгане» [3. 1943, 6 марта]. Владивостокская публика была в восторге, что не удивительно: цыганское искусство в музыкальном быту России имело давние традиции, и мастерство талантливых исполнителей знаменитого театра всегда находило отклик в душе зрителя.
Причины значительной популярности эстрадных концертов, выступлений джазовых коллективов заключались в том, что они отличались жанровым разнообразием и насыщенностью программ, поскольку выстраивались по известному принципу последова-
тельного сочетания ярких и коротких эстрадных номеров, контрастирующих по виду или жанру сценического искусства, характеру исполнения. Такой пестрый калейдоскоп целиком захватывал внимание публики, и артисты получали мгновенный эмоциональный отклик на свое выступление.
Концертные программы всех гастролеров включали произведения, посвященные героизму советского народа, песни и куплеты, лирические песни и частушки, литературно-музыкальные монтажи, танцевальные и спортивные номера, юмор. Патриотическая антифашистская направленность исполняемых произведений, занимавших в репертуаре военного времени центральное место, несомненно способствовала патриотическому воодушевлению и эмоциональному единению исполнителей с аудиторией. Жанровые юмористические сценки, шутливые пародии, которые всегда находили место в выступлениях талантливых артистов, не только способствовали разрядке психологического напряжения, но и подразумевали моральное превосходство и бесспорное ощущение социальной справедливости в ведении общенародной борьбы.
Ответственность и осознание важности выполнения профессионального долга перед публикой свидетельствуют о высокой гражданской позиции и личном мужестве артистов. Сегодня «военные гастроли» стали фактами исторического значения, которые свидетельствуют об огромной силе морального духа и стойкости людей, раскрывают один из важнейших источников Великой Победы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боевая вахта. 1942, 1944.
2. Королева В.А. Музыкальная культура Дальнего Востока России. Кн. 1. На рубеже эпох (1880-1920). Владивосток: Дальнаука, 2004. 272 с.
3. Красное знамя. 1941-1945.
4. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с.