Научная статья на тему 'Организация культурно-досуговой работы в войсках сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны'

Организация культурно-досуговой работы в войсках сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА / МОРАЛЬНЫЙ ДУХ / СИБИРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ФРОНТ / HISTORY OF SIBERIA / GREAT PATRIOTIC WAR / CULTURAL AND WELFARE WORK / MORALE / SIBERIAN MILITARY DISTRICT / TRANSBAIKAL FRONT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ростов Николай Дмитриевич

Неотъемлемой частью процесса подготовки людских резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны являлась система целенаправленного формирования у военнослужащих патриотического сознания и высокого морального духа. На основе архивных материалов и других первоисточников рассматриваются формы и методы культурно-досуговой работы, в проведении которой большую роль играли Дома Красной Армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OFCULTURAL AND WELFARE WORK IN THE ARMED FORCES OF SIBERIAN MILITARY DISTRICT AND TRANSBAIKAL FRONT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

An integral part of training manpower for the front during the Great Patriotic War was the system of targeted formation of patriotic consciousness and high morale with the military men. On the basis of archival materials and other original sources the author examines the forms and methods of cultural and welfare work, which was conducted under the great support of the Houses of the Red Army.

Текст научной работы на тему «Организация культурно-досуговой работы в войсках сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны»

УДК 947.084.8(571)

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ВОЙСКАХ СИБИРСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ФРОНТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Н.Д. Ростов1

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 656038, Барнаул, пр. Ленина, 46.

Неотъемлемой частью процесса подготовки людских резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны являлась система целенаправленного формирования у военнослужащих патриотического сознания и высокого морального духа. На основе архивных материалов и других первоисточников рассматриваются формы и методы культурно-досуговой работы, в проведении которой большую роль играли Дома Красной Армии. Библиогр. 46 назв.

Ключевые слова: история Сибири; Великая Отечественная война; культурно-досуговая работа; моральный дух; Сибирский военный округ; Забайкальский фронт.

ORGANIZATION OFCULTURAL AND WELFARE WORK IN THE ARMED FORCES OF SIBERIAN MILITARY DISTRICT AND TRANSBAIKAL FRONT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR N.D. Rostov

Altai State Technical University named after I.I. Polzunov, 46 Lenin St., Barnaul, 656038.

An integral part of training manpower for the front during the Great Patriotic War was the system of targeted formation of patriotic consciousness and high morale with the military men. On the basis of archival materials and other original sources the author examines the forms and methods of cultural and welfare work, which was conducted under the great support of the Houses of the Red Army. 46 sources.

Key words: history of Siberia; Great Patriotic War; cultural and welfare work; morale; Siberian Military District; Transbaikal Front.

Великая Отечественная война была периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Анализируя истоки победы над фашистской Германией, участники войны в своих воспоминаниях, историки-исследователи в научных трудах единодушно приходят к выводу, что важнейшую роль в борьбе с врагом сыграл духовный фактор. В эти трудные годы деятельность творческой интеллигенции страны - художников, литераторов, композиторов, актёров и др., была всецело направлена на создание моральных предпосылок для скорейшего разгрома врага, формирование у граждан чувства патриотизма, готовности отстоять свободу и независимость Родины.

С первых дней войны деятели искусств активно включились в процесс формирования патриотического сознания у военнослужащих. Задачи военно-шефской работы в условиях начавшейся войны определил IV пленум ЦК Союза работников искусств 23 июня 1941 г., призвавший к организации фронтовых артистических бригад. В принятом на пленуме обращении говорилось: «Где бы ни находились части нашей Красной Армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы ... над фашизмом» [1, с. 41].

Шефская работа деятелей искусств приобрела широкий размах: артисты стали частыми гостями в воинских частях и подразделениях, в госпиталях, выезжали на передовую...

Также с первых дней войны стали комплектоваться художественные фронтовые бригады работников сцены Сибири, которые принимали активное участие в проводах воинов-сибиряков на фронт; музыка, песни и художественное слово звучали в агитпунктах, в пунктах формирования воинских частей и соединений, на вокзалах. Например, на мобилизационном пункте г. Барнаула, открытом при кинотеатре 23 июня 1941 г., приняли участие артисты Краевого драматического театра и концертно-эстрадного бюро, участники художественной самодеятельности Меланжевого комбината и др. [2]. Ежедневно во всех районах Алтайского края перед воинами выступали артисты из кружков художественной самодеятельности, демонстрировались кинофильмы и играли оркестры [3, л. 87 об.].

3-4 сентября 1941 г. в г. Томске в Комитете по делам искусств при СНК СССР состоялось совещание по вопросу организации культурно-досуговой работы в госпиталях и агитпунктах. Ответственность за организацию этой работы в частях Красной Армии была возложена на начальников областных отделов искусств,

1 Ростов Николай Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор кафедры рекламы и культурологии, тел.: 89132172611, e-mail: [email protected]

Rostov Nikolai, Doctor of History, Professor of the Department of Advertising and History of Culture, tel.: 89132172611, e-mail: [email protected]

которые были обязаны проводить эту работу совместно с уполномоченными от командования гарнизонов и воинских частей. Совещание приняло конкретные решения по оказанию помощи воинским частям в создании и деятельности красноармейской художественной деятельности [4, л. 65, 66]. Согласно утвержденному Главным политическим управлением РККА плану с 20 мая 1941 г. по 15 марта 1942 г. Центральный театр транспорта обслуживал части Красной Армии Сибирского военного округа и Забайкальского фронта. Артисты выступали в воинских частях, в полевых условиях, на железнодорожных станциях. За 284 дня пребывания в поездах было дано 340 спектаклей в железнодорожных Домах культуры и Домах Красной Армии, 239 бесплатных шефских концертов непосредственно на производстве, в депо, станциях и в воинских частях. Зрителями стали 420 тыс. человек [5, л 349, 350, 358].

Активное участие в концертах для земляков, убывающих на фронт, приняли деятели искусств Новосибирской области. В 1942 г. они выступили перед ними более чем с 300 концертами [6, л. 84]. С 20 сентября по 6 декабря 1941 г. артисты Государственного театра им. А.С. Пушкина выступили в воинских частях и госпиталях с 65 концертами. За этот же период артисты Ленинградской музыкальной филармонии и Всесоюзного гастрольно-концертного объединения дали для воинов свыше 100 шефских концертов [7]. С начала Великой Отечественной войны по 15 декабря 1942 г. Бурят-Монгольский музыкальный драматический театр дал 323 бесплатных шефских концерта в воинских частях и госпиталях (197 концертов); Харьковский драматический театр - 240 шефских выступлений, из них 170 - в госпиталях. К 1 января 1943 г. деятели искусств Бурятии дали для воинов Красной Армии 1184 шефских выступления [8, с. 174]. За 1941-1943 гг. театрами Омской области в воинских частях и госпиталях области были даны 5091 военно-шефский концерт и спектакль. За 9 мес. 1943 г. Омская областная филармония дала в госпиталях 720 выступлений, 168 концертов на фронте и 30 - в г. Сталинграде [9, л. 93].

Всего за год войны, на 8 августа 1942 г. работники искусств Новосибирской области дали для воинов-сибиряков более 4 тыс. концертов и спектаклей. Активное участие приняли работники искусств г. Новосибирска в культурном оснащении особой Сибирской Сталинской дивизии в 1942 г. Весь доход от специально поставленных спектаклей в сумме 80 тыс. руб. поступил на культурное оснащение соединения [6, л. 67]. Только за первые 16 мес. Великой Отечественной войны для бойцов, отправляющихся на фронт, в воинских частях, на вокзалах, в агитпунктах и госпиталях артистами Омской областной государственной филармонии было дано 1308 бесплатных и полушефских концертов [10, л. 67]. За три года пребывания в Новосибирске Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы им. А.С. Пушкина дал 2500 шефских концертов в частях, училищах и госпиталях Сибирского военного округа (СибВО) [11, с. 42]. Харьковский государственный театр оперы и балета с начала войны по апрель 1942 г. в г. Чите для

бойцов и командиров Красной Армии дал 26 концертов и 27 спектаклей [12].

В дни празднования 24-й годовщины РККА сборная бригада артистов театров Бурятии, направленная в распоряжение Политуправления Забайкальского фронта, дала в воинских частях 15 шефских концертов, а всего за годы войны для воинов-сибиряков артистами было дано 403 шефских концерта [8, с. 174]. Артисты театра государственной эстрады г. Читы с начала войны по октябрь 1944 г. дали 1700 шефских концертов в военных госпиталях и воинских частях действующей армии [13]. В Новосибирском ОДКА с июля по октябрь 1942 г. было проведено 27 целевых мероприятий и пропущено по разовым пропускам 10 342 красноармейца [14, л. 377]. Частыми гостями курсантов военных училищ г. Тюмени были артисты Тюменского областного концертно-эстрадного бюро. Для участия в своих концертах они привлекали исполнительские силы, в том числе из воинских частей [15, л. 10].

Перед курсантами Камышинского танкового училища выступали артисты Омского областного драматического театра и Московского театра им. Вахтангова. Для будущих командиров артисты показывали спектакли, воспитывающие патриотизм, мужество, верность долгу. В числе спектаклей были: «Нашествие» Л. Леонова, «Слава» Б. Гусева, «Фронт» А. Корнейчука, «Парень из нашего города», «Русские люди» К. Симонова и др. Кроме того, артисты шефствовали над художественной самодеятельностью училища. Её участниками были командиры, преподаватели, курсанты, солдаты, члены семей военнослужащих. С большим успехом они выступали на предприятиях и призывных пунктах, в госпиталях [16, л. 31].

Особое место в разнообразных формах и методах военно-шефской работы занимали фронтовые концертные бригады. С высоким духовным порывом выступали артисты во фронтовых условиях перед воинами-сибиряками. В августе 1943 г. на фронте в частях сибирской дивизии выступала большая труппа артистов из Алтайского края [17]. В феврале 1944 г. в воинских частях Белорусского фронта с большим успехом прошли выступления артистов Бурят-Монгольского музыкального драматического театра. Деятели искусств Бурятии дали для воинов 65 концертов, 33 из них - на передовой [8, л. 174]. Неоднократно выезжала на фронт концертная бригада Омской государственной филармонии в составе П.Е. Карабина, М.Л. Аронсон-Вилли, И.В. Дунаева, С.Ф. Василевской, Ю.С. Глазунова, М.А. Шварц, Д.Б. Сагаловой и художника В.Г. Андреева. В начале июля 1943 г., отправляясь в очередной раз на фронт, артисты выступили с прощальными концертами в воинских частях омского гарнизона и 7 июля выехали в г. Москву в распоряжение Центрального Дома Красной Армии. По прибытии в столицу артисты выступили перед воинами Московского военного округа и в Ставке Верховного Главнокомандования Красной Армии. С 16 июля по 1 сентября 1943 г. в составе Красноармейского агитпоезда Главного политического управления РККА для воинов

Воронежского, Юго-Западного и Южного фронтов артисты дали 78 концертов для 34 480 человек [10, л. 46].

Определенный интерес представляет оборудование агитпоезда. Он состоял из пяти вагонов. В первом вагоне размещались клуб и концертный зал на 110 сидячих мест, здесь же находились музыкальные инструменты. Второй вагон служил библиотекой и читальным залом с художественной выставкой. В нем имелись политическая и художественная литература, большой выбор нотных изданий, оперативные сводки с фронтов, карта европейской части СССР, а также шахматы, шашки, домино. Третий вагон был оборудован для отдыха обслуживающего персонала и артистов. В четвертом находились электростанция и склад продовольствия. В пятом вагоне-платформе размещались две автомашины: одна для выступления артистов, вторая - кинопередвижка. Всего за период этой поездки зрителями стали 60 тыс. воинов [18, л. 535].

С начала Великой Отечественной войны по 1 июня 1944 г. сотрудниками Новосибирского окружного Дома Красной Армии было проведено 1770 культурно-художественных мероприятий: спектаклей, концертов, киносеансов, кинофестивалей и т.д., в которых приняли участие 271 тыс. чел. [2, л. 57]. За годы войны 18 концертных бригад г. Новосибирска и Дома Красной Армии дали в частях действующей армии более 900 концертов [11]. За 90 дней пребывания артистов Ленинградской государственной музыкальной филармонии на Карельском и Воронежском фронтах с января по март 1943 г. в действующей армии ими было дано 130 концертов [1].

Особой заботой и вниманием были окружены раненые воины. В многочисленных госпиталях Сибири постоянно выступали артисты и творческие коллективы. Пять - шесть раз в месяц выступали концертные бригады в госпитале № 1511 Алтайского края. С литературно-художественным чтением произведений М. Горького, А. Чехова и К. Симонова в палатах госпиталей г. Ленинска выступали все театры города и области. Артисты Новосибирского драматического театра «Красный факел» Кудрявцев, Лушникова, Авдеев, Орлова и другие имели по 117, 157 и даже 173 концертных шефских выступления в палатах госпиталей [6, л. 82]. Артисты Ленинградской музыкальной филармонии и Всесоюзного гастрольно-концертного объединения на 1 декабря 1942 г. в воинских частях и госпиталях округа дали свыше 100 шефских концертов [19].

Во время ежегодно проводимого месячника, посвященного 25-й годовщине РККА, в феврале 1943 г. Омская государственная филармония дала 262 концерта по палатам в госпиталях для тяжелораненных воинов [10, л. 2]. В годы войны перед воинами-сибиряками, отправляющимися на фронт, выступали Государственный театр кукол под руководством С.В. Образцова, Государственный джаз-оркестр РСФСР под руководством Л.О. Утесова, Украинский театр им. Т. Шевченко, квартет им. Глазунова и др. [6, л. 74] В честь 25-летия РККА 23 февраля 1943 г. в Барнауле состоялась премьера пьесы В. С. Вишневского, А.

Крона, В. С. Азарова «Раскинулось море широко», поставленная Московским государственным камерным театром [20].

В 1943 г. артисты Алтайского краевого концертно-эстрадного бюро дали 175 шефских выступлений в госпиталях, в воинских частях и военных лагерях [21, л. 134]. За 23 месяца пребывания в г. Бийске Алтайский краевой драматический театр дал в воинских частях и госпиталях гарнизона свыше 500 шефских концертов [22].

Во время своих многочисленных выступлений в воинских частях и соединениях сибиряков деятели искусств оказывали постоянную методическую и практическую помощь армейским коллективам художественной самодеятельности. В городе Ленинске артист театра им. С. Орджоникидзе тов. Орлик провел в одном из госпиталей 122 занятия с красноармейцами и поставил с ними ряд концертов, прошедших с большим успехом [6, л. 82]. Руководитель хорового ансамбля Омской филармонии Гуревич шефствовал над художественной самодеятельностью Ленинградского военно-медицинского училища. В 1943 г. в гарнизонном смотре художественной самодеятельности училище заняло первое место [10, л. 2]. Артист Днепропетровского театра Горский руководил художественной самодеятельностью одного из подшефных госпиталей Алтайского края и оказывал методическую и практическую помощь красноармейской самодеятельности воинской части Барнаульского гарнизона [21, л. 132]. Во время своего пребывания на фронте в частях 65-й Рижской стрелковой дивизии в апреле - мае 1944 г. режиссер Омского областного драматического театра Лейман оказал большую помощь воинам в деле организации и дальнейшего развития красноармейской самодеятельности [23, л. 72].

Активное участие в организации культурно-досуговой работы в воинских частях приняли эвакуированные в Сибирь жены командно-начальствующего состава РККА. В сентябре 1941 г. в г. Бийске по их инициативе был организован ансамбль песни и пляски, который только за 4 месяца войны дал 66 концертов в воинских частях и госпиталях [24, л. 13]. Активно выступал в годы Великой Отечественной войны перед воинами-сибиряками созданный при Доме Красной Армии г. Новосибирска ансамбль песни и пляски жен фронтовиков [25]. С января 1942 г. по январь 1944 г. участники ансамбля выступили с 70 концертами перед воинами и тружениками Сибири [18, л. 535 об.]. В дни призыва 1944 г. силами Тюменского областного драматического театра и кружков самодеятельности жен офицеров-фронтовиков для призывников было дано 4 концерта. Около 20 тыс. руб., вырученных от концертов, по решению женсовета были направлены для оказания материальной помощи семьям фронтовиков [26, л. 27]. Жена командира 24-го запасного истребительного авиационного полка Патрикеева являлась руководителем детской художественной самодеятельности при клубе части, в которой принимали участие все дети, даже в возрасте 2-х - 3-х лет. А всего по 2 эскадрильям полка из числа летно-технического состава в художественной самодеятельности участво-

вало 52 чел. [27, л. 60].

Также активно перед воинами-сибиряками выступали артисты красноармейского ансамбля песни и пляски СибВО. Во время поездки на Северо-Западный фронт в январе - феврале 1942 г. для бойцов гвардейских частей военные артисты дали 90 концертов [28]. За годы войны они 10 раз выезжали на фронты Великой Отечественной [11, с. 42]. 23 февраля 1942 г. в г. Улан-Удэ состоялся большой праздничный концерт артистов театра города. Во 2-м отделении с 16 номерами выступили артисты Ансамбля красноармейской песни и пляски Забайкальского фронта [29, л. 35, 36]. Большим успехом у фронтовиков пользовалась программа джаз-оркестра Л.О. Утесова «Бей врага». С мая по август 1943 г. артисты с воодушевлением выступали перед военнослужащими [30]. В ноябре 1942 г. в частях Забайкальского фронта выступали артисты Киевского театра Красной Армии [31, л. 17]. В марте 1943 г. перед воинами 25-й запасной стрелковой бригады выступили с концертами ансамбль песни и пляски СибВО, артисты Днепропетровского и Одесского оперных театров [32, л. 53]. За годы Великой Отечественной войны окружным Домом Красной Армии (ОДКА) СибВО было дано 4720 шефских концертов и спектаклей [14, л. 535].

В целях усиления агитации и пропаганды художественными средствами по решению Военного совета СибВО от 26 июля 1942 г. из числа лучших участников красноармейской художественной самодеятельности была создана агитбригада. Ее художественным руководителем был назначен народный артист республики Н.К. Черкасов. На бригаду возлагалась задача оказания практической и методической помощи красноармейской художественной самодеятельности. Во второй половине 1942 г. бригадой было подготовлено свыше 5 эстрадных программ, показанных в 17 гарнизонах округа. Участники агитбригады выступали в Домах Красной Армии, клубах воинских частей и военных училищ, госпиталях, лагерях, в поле и воинских эшелонах, на аэродромах. Всего было дано 383 выступления для 250 тыс. воинов [14, л. 535]. В июле 1942 г. агитбригада ОДКА СибВО выступила с 2-мя концертами в красноармейском клубе 17-го отдельного запасного линейного полка связи. 3 концерта дали артисты Красноярского концертного бюро и театра и 1 концерт - красноармейская художественная самодеятельность Сумского и Киевского военно-артиллерийских училищ. В августе свыше 100 воинов-связистов слушали выступления лауреата международного конкурса скрипача Б. Гольнштейна [33, л. 39]. Агитбригадой ОДКА в 1942 г. было дано 233 выступления для 50 тыс. чел. [18, л. 535 об.].

Дома Красной Армии оказывали большую помощь воинским частям в налаживании работы красноармейской художественной самодеятельности. В воинских частях проводились письменные и устные консультации, совещания и семинары с начальниками красноармейских клубов и руководителями красноармейской самодеятельности, разучивались строевые, хоровые и сольные песни. Во второй половине 1942 г. Новосибирским ОДКА была создана 41 ротная красноармей-

ская художественная самодеятельность, проведен инструктаж 42 ротных организаторов. В одном из батальонов были созданы: оркестровый ансамбль в составе 2 баянистов, 2 балалаечников, 2 ложечников, гармониста и гитариста; дивизионная кукольная группа [14, л. 378]. В октябре 1944 г. в Доме Красной Армии Мальтийского гарнизона состоялось 2, а в ноябре - 4 концерта красноармейской художественной самодеятельности. В октябре перед бойцами и командирами с 7 концертами выступила фронтовая агитбригада, с 3 концертами выступил фронтовой театр «Звездочка», в ноябре состоялось 3 концерта Якутской филармонии [34, л. 113 об.].

С августа по сентябрь 1941 г. в 16-м запасном гаубичном артиллерийском полку были проведены смотры стенных газет, смотр строевой песни, смотр плясунов и гармонистов; было просмотрено 2 шефских концерта, 1 концерт красноармейской полковой самодеятельности; состоялось 49 сеансов 11 кинофильмов и 5 коллективных посещений кинотеатра и цирка [35, л. 56]. В 20-м запасном истребительном авиационном полку имелись кружки художественной самодеятельности: хоровой, драматический, , песни и пляски, кружок затейников. На 1 августа 1942 г. в полку состоялось 3 смотра красноармейской самодеятельности. Агитбригада полка 6 раз выезжала с концертами в колхозы Коченевского района Новосибирской области [36, л. 23]. Во второй половине 1942 г. Новосибирским ОДКА был издан и направлен в войска сборник «Гармонь голосистая» (выпуски 1 и 2), составлен рекомендательный список по одноактным пьесам, стихам и рассказам. Разосланы посылки по округу с нотной и драматической литературой [14, л. 377 об.]. По инициативе Томского Дома Красной Армии и отдела художественной самодеятельности Комитета по делам искусств при СНК СССР 21 февраля 1942 г. в Большом концертном зале Дома Красной Армии состоялся заключительный концерт лучших солистов-исполнителей и коллективов - участников смотра красноармейской художественной самодеятельности гарнизона, в честь 24-й годовщины РККА [37, л. 16]. За июль - октябрь 1942 г. сектор военно-массовой литературы Новосибирского гарнизонного дома офицеров для начальствующего состава провел 12 лекций на темы: «Организация противотанковой обороны», «Роль авиации в современной войне», «Танки, бронемашины врага и методы борьбы с ними» и др., на которых присутствовало 2 тыс. чел. [14, л. 373].

Для пропаганды солдатской песни в Новосибирском ОДКА проводились семинары запевал и баянистов, организовывались методические беседы по радио. В феврале проходили смотры художественной самодеятельности воинских частей и училищ, лучшие исполнители которых принимали участие в сводном праздничном концерте в Окружном Доме Красной Армии [11].

В целях популяризации новых боевых патриотических песен в запасных и учебных частях и соединениях организовывались семинары ротных запевал. В сентябре 1941 г. в 10-дневном семинаре запевал 26-й

запасной стрелковой бригады участвовало 103 чел. [38, л. 17]. В клубе 21-го запасного стрелкового полка 23-й запасной стрелковой бригады на семинарах ротных запевал разучивались новые патриотические песни [39, л. 24]. Всего за годы войны оДкА СибВО было проведено 40 семинаров ротных запевал, чтецов и баянистов [18, л. 535 об.].

В 1942 г. широкое распространение в частях СибВО получила кукольная художественная самодеятельность, пользовавшаяся большим успехом у воинов, игравшая важную роль в организации досуга воинов. Во всех уходящих на фронт дивизиях сибиряков были созданы красноармейские кукольные группы. Группы состояли из 3 кукольников и 1 баяниста. В репертуаре групп были сцены-миниатюры на антифашистские и бытовые темы: «Сон Гитлера», «Как Гитлер черту душу продавал», «Болтун», «Симулянкин» и др. Портативность и простота изобразительных средств давали возможность широкого использования этого вида искусства в новых условиях, в том числе и фронтовой жизни [18, л. 535 об.].

Большую помощь воинам в организации кукольной художественной самодеятельности оказали Государственный театр кукол под руководством С.В. Образцова и семинары, проведенные в гарнизонах округа: на 1 марта 1942 г. в СибВО было проведено 44 семинара и создано 35 красноармейских кукольных групп. Участники семинаров получили необходимые навыки для самостоятельной работы с куклами, готовый комплект кукол и репертуар, состоящий из антифашистской политической сатиры и фельетонов на злободневные темы. Всего за годы войны в ОДКА СибВО было проведено 2 окружных семинара и подготовлено 5 красноармейских кукольных бригад [31, л. 405].

Коллективы красноармейской художественной самодеятельности с большим желанием выступали с концертами перед своими товарищами по оружию. В сентябре 1941 г. в частях 26-й запасной стрелковой бригады состоялось 11 концертов армейских артистов, на которых присутствовало до 10 тыс. чел. Во 2-м учебном батальоне 120-го запасного полка 43-й запасной стрелковой бригады в феврале 1942 г. был создан ансамбль, в котором участвовало до 40 военнослужащих. Только с февраля по 10 мая 1942 г. ансамбль выступил во всех госпиталях, театре г. Канска, перед воинами полка [38, л. 17]. В ноябре 1942 г. в клубе 16-го запасного гаубичного артиллерийского полка состоялось 10 концертов самодеятельности и демонстрировалось 10 кинокартин. Кроме того, клубная кинопередвижка осуществляла демонстрацию кинофильмов в помещениях подразделений [4, л. 150]. С большим успехом проходили выступления красноармейской художественной самодеятельности, артистов театра и оперы в клубе 17-го отдельного запасного линейного полка связи. В праздничные дни по подразделениям организовывались танцы под духовой оркестр [33, л. 75 об.]. Активным участником красноармейской художественной самодеятельности полка в 1943-1944 гг. являлся ефрейтор В. Левашов, впоследствии - руководитель всемирно известного хора

им. Пятницкого [40, л. 2, 3]. В ноябре 1942 г. до 3 тыс. воинов-связистов слушали выступления различных творческих коллективов [33, л. 83].

Коллективы красноармейской художественной самодеятельности выступали в Бердских полевых военных лагерях СибВО перед воинами, отъезжающими на фронт [14, л. 377]. 211 человек - участников красноармейской художественной самодеятельности 26-й запасной стрелковой бригады, в сентябре 1941 г. выступили перед воинами в клубах воинских частей с 11 концертами, которые посмотрели до 10 тыс. красноармейцев и лиц младшего начальствующего состава [38, л. 17]. С 26 октября по 1 ноября 1942 г. состоялся смотр художественной самодеятельности воинских частей Красноярского гарнизона. Переходящий приз гарнизонного Дома Красной Армии - бронзовый всадник, был вручен воинской части полковника Полянского [41, л. 127].

В клубе 17-го отдельного запасного линейного полка связи регулярно демонстрировались кинофильмы. Так, в июле 1942 г. в клубе было продемонстрировано 13 кинофильмов, среди них: «Парень из тайги», «Танкисты», «Разгром немцев под Москвой» и др. В августе в клубе состоялся 21 киносеанс, на котором присутствовало до 11 тыс. чел. В ноябре до 10 тыс. чел. присутствовали на 34 киносеансах кинофильмов: «Парень из нашего города», «Истребители», «Чапаев», «Выборгская сторона», «Мужество», «На морских рубежах». Кроме того, в сентябре 1942 г. кинопередвижками в подразделениях полка было продемонстрировано 13 кинофильмов. В общей сложности за этот месяц киносеансами было охвачено 13 700 чел. [ 33, л. 39, 54, 61 об., 62, 82].

В марте 1943 г. в смотре художественной самодеятельности 120-го и 198-го запасных стрелковых полков 25-й запасной стрелковой бригады участвовало 150 чел. [32, л. 53]. Приказом командира 39-й запасной стрелковой бригады № 68 от 28 июня 1943 г. в целях дальнейшего развертывания художественной самодеятельности воинов в соединении был создан ансамбль красноармейской художественной самодеятельности в составе хора, оркестра, драматического коллектива, плясунов, мастеров художественного слова в количестве 48 чел. Приказом № 74 от 8 июля 1943 г. был утвержден состав ансамбля, план работы, репертуар, дни и время занятий (4 раза в неделю с 16.00 до 19.00 ч). Приказом командира соединения участники ансамбля в дни занятий и репетиций освобождались от всех работ и нарядов. 12 сентября 1943 г. в 39-й запасной стрелковой бригаде было проведено соревнование полковых оркестров. Первое место занял оркестр 104-го запасного стрелкового полка [42, л. 101, 107-109].

В смотре художественной самодеятельности 3-й запасной кавалерийской бригады 5 июня 1944 г. приняли участие до 300 чел. рядового, сержантского, офицерского состава и членов их семей. На окружной смотр художественной самодеятельности были отобраны номера ансамбля красноармейской песни и пляски под управлением К.Д. Тюховой, струнного оркестра старшего сержанта Андреева. В смотре также

участвовали ансамбль и песенный хор. Всем участникам смотра командиром бригады была объявлена благодарность [43, л. 30]. Приказом командира 39-й запасной стрелковой бригады № 29 от 24 марта 1942 г. по итогам смотра художественной самодеятельности была объявлена благодарность всем его участникам, а красноармейцу Мазуру и младшему лейтенанту Умрихину наряду с благодарностью была выдана премия для приобретения культурного имущества [44, л. 24, 24 об.]. В 288-м запасном стрелковом полку 23-й запасной стрелковой бригады в январе 1943 г. участниками красноармейского хора было 100 чел. На смотре художественной самодеятельности бригады хор исполнил песни «Бородино», «Варяг», «Ермак» и др. Приказом командующего СибВО № 10 от 9 февраля 1943 г. была объявлена благодарность руководителю красноармейского хора сержанту Неласову и исполнителям патриотических песен старшему сержанту Антипову и сержанту Соколовичу [45, л. 29, 29 об.]. В мае 1945 г. решением Омского обкома ВКП(б) и облисполкома за высокое исполнительное мастерство, пропаганду русской народной песни, большой вклад в патриотическое воспитание воинов и всех трудящихся

области почетными грамотами были награждены ансамбль красноармейской песни и пляски Ярославского интендантского училища, сводный духовой оркестр Омского гарнизона, коллективы художественной самодеятельности Омского Дома Красной Армии, Ка-мышинского танкового училища [46, л. 84, 85.].

Таким образом, культурно-просветительная работа в частях и учреждениях СибВО и Забайкальского фронта охватывала всех военнослужащих, жен и детей командно-начальствующего состава и была направлена на сплочение воинских коллективов, формирование у воинов-сибиряков высоких морально-боевых качеств, любви к Родине, создание патриотического настроя.

Дома Красной Армии и красноармейские клубы являлись центрами учебно-воспитательной работы и организации досуга воинов. Сотрудничество воинских коллективов и деятелей искусств Сибири в годы войны носило разносторонний характер, отличалось многообразием используемых форм и методов. Оно помогало воинам лучше справляться с большими физическими и психологическими нагрузками в процессе боевой учебы.

1. Фабрика Ю.А. Служить народу своему. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1999.

2. Алтайская правда. 1941. 27 июня.

3. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. П-5155. Оп. 2. Д. 18.

4. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 8247. Оп. 90286. Д. 1.

5. ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11302. Д. 97.

6. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1020. Оп. 2. Д. 140.

7. Красноармейская звезда. 1941. 6 декабря.

8. Бурятия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1975.

9. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 43. Д. 1423.

10. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. П-17. Оп. 1. Д. 3714.

11. Фабрика Ю.А. Сибирский щит. Становление сибирского воинства и военные деятели Сибири. Новосибирск: Новосибирский полиграф. комбинат, 2001.

12. Забайкальский рабочий. 1942. 2 мая.

13. Забайкальский рабочий. 1945. 5 ноября.

14. ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп.11302. Д. 98.

15. Государственный архив общественно-политических организаций Тюменской области (ГАОПОТО). Ф. 124. Оп. 9. Д. 134.

16. ЦАМО РФ. Ф. 60119. Оп. 657268. Д. 1.

17. Алтайская правда. 1943. 29 августа.

18. ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11302. Д. 211.

19. Красноармейская звезда. 1941. 6 декабря.

20. Алтайская правда. 1943. 23 февраля.

ский список

21. ГААК. Ф. П-1. Оп. 18. Д. 524.

22. Алтайская правда. 1943. 8 октября.

23. ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 4042.

24. ГААК. Ф. П-5155. Оп. 2. Д. 4.

25. Красноармейская звезда. 1942. 7 марта.

26. ГАОПОТО. Ф. 1988. Оп. 7. Д. 1.

27. ЦАМО РФ. Ф. 210. Оп. 3168. Д. 97.

28. Красноармейская звезда. 1942. 18 февраля.

29. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 3863.

30. Алтайская правда. 1943. 15 сентября.

31. ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 11302. Д. 95.

32. ЦАМО РФ. Ф. 8227. Оп. 458904. Д. 6.

33. ЦАМО РФ. Ф. 17-го отд. запасного линейного полка связи. Оп. 83510. Д. 23.

34. ЦАМО РФ. Ф. 8245. Оп. 114993. Д. 4.

35. ЦАМО РФ. Ф. 10562. Оп. 1. Д. 16.

36. ЦАМО РФ. Ф. 22022. Оп. 145121. Д. 9.

37. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 80. Оп. 3. Д. 151.

38. ЦАМО РФ. Ф. 8228. Оп. 113806. Д. 4.

39. ЦАМО РФ. Ф. 8300. Оп. 88553. Д. 1.

40. Красноярский центр хранения информации и документации новейшей истории (КЦХИДНИ). Ф. 1052. Оп. 1. Д. 45.

41. КЦХИДНИ. Ф. 8230. Оп. 82864. Д. 1.

42. КЦХИДНИ. Ф. 8243. Оп. 83202. Д. 2.

43. КЦХИДНИ. Ф. 3396. Оп. 1. Д. 7.

44. КЦХИДНИ. Ф. 8243. Оп. 83202. Д. 1.

45. КЦХИДНИ. Ф. 3396. Оп. 1. Д. 33.

46. ГАОО. Ф. Р-437. Оп. 14. Д. 595.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.