Научная статья на тему 'Взаимодействие Большого театра и РККА в годы второй мировой войны'

Взаимодействие Большого театра и РККА в годы второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
635
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШОЙ ТЕАТР / БАЛЕТ / КРАСНАЯ АРМИЯ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / НАГРАДЫ / КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ / ЗАПАДНАЯ УКРАИНА / THE BOLSHOI THEATRE / BALLET / M. GABOVICH / M. PLISETSKAYA / B. ZIELEZINSKI / RED ARMY / THE SEKOND WORLD WAR / DECORATIONS AND AWARDS / CONCERT FIELD CREW / WESTERN UKRAINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорова Елена Эдуардовна

В статье рассматривается шефская деятельность Большого театра над РККА, гастроли концертных бригад в Западной Украине в 1939 г. и в Молдавии в 1940 г., служба артистов в рядах Красной Армии и в концертных бригадах во время Великой Отечественной войны, вопросы бронирования актёрского состава и специалистов, функционирование противопожарных бригад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE BOLSHOI THEATRE AND THE RED ARMY DURING THE SECOND WORLD WAR

The article deals with the interaction between the Bolshoi Theatre and the Red Army, touring concert brigades in Western Ukraine in 1939 and Moldova in 1940, actors in the service of the Red Army and in the concert brigades during the Sekond World War, the booking of the cast and specialists, operation of fire brigades.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие Большого театра и РККА в годы второй мировой войны»

УДК 782.1 ББК 85.335

взаимодействие большого театра и ркка в годы второй мировой войны

Егорова Елена Эдуардовна,

аспирант,

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007,

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается шефская деятельность Большого театра над РККА, гастроли концертных бригад в Западной Украине в 1939 г. и в Молдавии в 1940 г., служба артистов в рядах Красной Армии и в концертных бригадах во время Великой Отечественной войны, вопросы бронирования актёрского состава и специалистов, функционирование противопожарных бригад.

Ключевые слова

Большой театр, балет, Красная Армия, Вторая Мировая война, награды, концертные бригады, Западная Украина.

44

Государственный академический Большой театр (ГАБТ) — один из главных символов нашего государства, являясь культурным центром страны, всегда был образцом для других театров и концертных организаций.

После Октябрьской социалистической революции театр из привилегированного развлечения для аристократии становится средством художественного воспитания масс. В связи с переездом правительства в Москву, Большой театр, бывший до этого времени на вторых ролях после Мариинского театра, становится теперь ведущим театром страны, принимает активное участие в процессе художественно-эстетического развития масс, пропагандируя выдающиеся музыкальные произведения в среде простого народа.

Одним из важных аспектов шефской работы театра являлось сотрудничество с Рабоче-крестьянской Красной Армией (РККА): проведение шефских концертов и спектаклей для бойцов. В предвоенное время по предписанию Политуправления Красной Армии, выданному ГАБТу, театр наряду с другими театрами и учреждениями культуры, в их числе и с Филармонией, был обязан давать для военных два шефских бесплатных концерта в год на сцене Большого теа-

тра. Они проходили обычно в феврале и ноябре, будучи приуроченными ко Дню Красной Армии и Дню Октябрьской революции. За «культшеф-скую» работу театр неоднократно награждался призами Московского Военного Округа.

Одним из вариантов шефской работы были гастроли концертных бригад, выезжавших в военные полевые лагеря. Больше всего известно о работе концертных бригад в военный период, однако эти бригады появились ещё задолго до войны. Многие артисты, участвовавшие в работе таких бригад, проходили по статье «неблагонадёжные», в виду национального или социального происхождения, по факту наличия родственников за границей. Только за зимний сезон (15.09.37-15.03.38) годов было арестовано 47 человек!1

Одно из выступлений творческой бригады солистов ГАБТ связано с событием, оценить которое оказалось возможным лишь спустя долгие годы. Событие это—присоединение территорий Западной Украины, и, фактически, начало Второй Мировой войны.

В августе 1939 г. между СССР и Германией подписывается знаменитый акт о ненападении,

1 РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 53.

получивший название «Пакт Молотова — Риббентропа», в котором разграничивалась сфера влияния в Европе. К СССР были присоединены новые территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Окончательно территория Западной Украины вошла в состав Украинской ССР 2 ноября 1939 г. Но уже с 16 октября по 3 ноября, в период, когда идёт подписание соглашений о воссоединении территорий Украины, на вновь присоединённые территории Западной Украины, к войскам, «высаживается творческий десант» из именитых солистов Большого Театра. По приглашению Киевского Военного Округа тогда с концертами выступали знаменитейшие артисты: «Народный артист-орденоносец»2 М. Рейзен, «Заслуженный артист РСФСР, дважды орденоносец» И. С. Козловский, «Заслуженный артист РСФСР, орденоносец-бригадир» М. Габович3, «Солистка балета ГАБТ, орденоносец» С. Мессерер, В. Кригер, С. Кнушевицкий, и др. Всего в работе бригады участвовало 23 человека, из них два сотрудника из числа техперсонала. Концертная бригада, сформированная из артистов столь высокого уровня, обычно не участвовавших в работе концертных бригад, лишь подчёркивала уникальность произошедшего события.

В благодарственном письме, говорилось: «Бригада артистов в составе 21-го человека проработала в частях Украинского фронта с 16-го октября по 3-е ноября 1939 г. За этот период было дано 23 концерта частям Рабоче-Крестьянской Красной Армии и трудящимся Западной Украины. Весь коллектив артистов с честью выполнил порученную ему почётную задачу по культурному обслуживанию бойцов и командиров частей Украинского фронта. Работа концертной бригады ГАБТа демонстрировала образцы советского социалистического искусства, поднимала советский патриотизм в массах, мобилизовала бойцов, командиров и политработников фронта на дальнейшие успехи в боевой и политической подготовке.

Выступления концертной бригады ГАБТ неизменно пользовались заслуженным успехом, встречали восторженный приём красноармейской аудитории и трудящихся масс Западной Украины.

2 Формулировка должностей и званий согласно Приказу политического управления Украинского Фронта № (б/№ ) // РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 11.

3 Был бригадиром данной концертной бригады.

За большую работу в деле культурного обслуживания бойцов, командиров Красной Армии Украинского фронта и трудящихся Западной Украины ОБ'ЯВЛЯЮ БЛАГОДАРНОСТЬ» (далее следует поимённая благодарность). Документ подписан Начальником Политического Управления Украинского фронта—Дивизионным комиссаром Е. Пожидаевым4.

Другие театральные концертные бригады посещали с концертами части РККА и военные лагеря. Сезон 1940 г. был особенно богат подобными знаковыми выступлениями.

В шефских выступлениях принимала участие концертная бригада, возглавляемая «политически неблагонадёжным» поляком—солистом оперы Б. П. Зелезинским. В конце каждого гастрольного «турне», Зелезинский составлял рапорт о поездке. Сохранившийся рапорт крайне интересен. В нём подробно описывается маршрут поездок с указанием, сколько времени занимала поездка из одного пункта до другого, в котором часу выехали и в котором прибыли в места выступления, сколько человек присутствовало на концерте, для какого контингента выступали. В 1940 г. основным местом выступления концертной бригады Б. П. Зелезинского был Украинский фронт и Бессарабия (недавно присоединённые территории). По его подробным отчётам, направлявшимся Начальнику политуправления Красной Армии, ЦК РАБИС и руководству ГАБТ, можно изучать дислокацию военных частей:

«.. .28 мая в 2 дня дан концерт в г. Тирасполе в закрытом помещении, присутствовало свыше 600 бойцов и командиров спецчастей.

28 мая в 5 час. вечера бригада на машинах выехала вдоль границы на Журу 110 кил. К 9 час. вечера были в Дубоссарах, узнав, что здесь расположена часть, недавно прибывшая с Финляндии с фронта, остановились и прямо с машины и на сцену.

Дали концерт, присутствовало 1000 бойцов, командиров и политработников, после концерта в 12 ночи направились в Журу, прибыли в 4 % час. утра 29 мая.»5 Таким образом, по дням был расписан весь график концертного турне по вновь присоединённым территориям Западной Буковины и военным лагерям. Шефские концерты Большого театра продолжались вплоть до начала войны. 21 июня прошли отчётные концерты

4 РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 11.

5 РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 11.

45

46

хореографического училища Большого театра, а 22 июня началась война.

Официально театр открыл сезон 6 сентября 1941 г. В начале нового театрального сезона, когда враг «стоял под Москвой», было принято решение об эвакуации театра. 14 октября 1941 г. театр был эвакуирован в Куйбышев6, где он пробыл до середины августа 1943 г.

Само главное здание театра в годы войны сильно пострадало: 28 октября 1941 г. в 15.30 на здание Большого театра была сброшена бомба, разорвавшаяся у главного входа в театр. «При взрыве были убиты 5 работников, 4 ранено. Материальные убытки составляют около 700.000 руб.»7 Театр был закрыт. Ремонтные работы проводились вплоть до середины 1942 г.

Группа артистов, не уехавших по разным причинам в эвакуацию, обратилась с письмом к правительству с просьбой открыть театр8. Руководство коллективом взял на себя М. Габович, являвшийся членом КПСС с 1936 г. В начале войны Михаил Маркович был политруком роты, а затем добровольцем-комиссаром истребительного батальона Свердловского района9. С открытием театрального сезона он был назначен директором и художественным руководителем Филиала ГАБТ. В конце октября М. Габович выступал по радио и объявил об открытии оперно-балетного сезона, хотя «враг стоял в "двух шагах" от Москвы»10. Новый сезон трагического 1941 г. театр открыл 19 ноября11 на сцене филиала Большого театра — ныне Театра Оперетты. Габович руководил огромной работой. В его задачи, помимо обеспечения репертуара, монтажа декораций, подбора и бронирования актёров, что, учитывая масштабы призыва в армию и эвакуации, было очень сложным делом, входили и технические задачи: обеспечение безопасности, работа пожарных бригад, обеспечение актёров продовольственными карточками, дровами, и т.д. После возвращения театра из эвакуации в августе 1943 г. Габович вернулся к актёрской работе.

Значительная часть артистов в течение лета 1941 г. призывалась в РККА рядовыми бойцами.

6 Ныне Самара.

7 РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 55.

8 Габович. Москва, 1941... Из воспоминаний // Михаил Габович. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче. М., 1977. С. 148.

9 Там же. С. 147.

10 Там же. С. 147.

11 Там же. С. 148.

Многие шли воевать добровольцами. Заявления от артистов, хранящиеся в архиве, показывают, что многие были призваны в артиллерию, разведку, железнодорожные войска. Кого-то призывали в военные специализированные музыкальные коллективы.

Благодаря личному вмешательству руководителя —Михаила Габовича, выезжавшего на фронт за бойцами — артистами балета, удалось спасти жизни многих из артистов балета. Артистов балета часто призывали в десант, так как танцоры, по своим физическим характеристикам, подходили к службе именно в этих родах войск. В 1942 г. в Казани были призваны в ряды армии выпускники хореографического училища—артисты балета, но при выброске с вертолёта вся десантная группа была расстреляна фашистами в воздухе. Дядя М. Плисецкой, акробат, танцор и участник трио Клавдии Шульженко, также был призван в десант и расстрелян в составе десантной группы 31 декабря 1941 г.

С началом войны деятельность концертных бригад не прекратилась. Наоборот, их стало гораздо больше. В Большом театре было сформировано около 20 бригад артистов, в которых принимало участие около 400 человек12. Формировались не только концертные бригады из артистов Большого театра, но и сборные бригады из разных театров и организаций13: ГАБТа, МХАТа, Филармонии и т.д. Одну из таких бригад возглавляла солистка балета С. Звягина, другую — Н. Спа-совская. В её бригаду, дошедшую с войсками 1-го белорусского фронта до Берлина, входили солисты оперы Е. Межерауп, П. Селиванов, солист балета И. Леонтовский, солисты оркестра Ю. Реен-тович, П. Швец, аккомпаниатор Н. Корольков14, В. Я. Белый.

Одним из ярких руководителей концертных бригад был солист балета Ивлиев В. С. Он пошёл служить добровольцем и оказался в 3-й гвардейской армии, с которой прошёл всю войну.

В РККА, понимая необходимость сохранения профессиональной квалификации артистов, постепенно начинают формироваться специализированные концертные бригады, куда переводили из действующей армии рядовых бойцов, не имеющих брони. Значительное количество ар-

12 Бочарникова Э. В. Большой театр: Краткий исторический очерк. М., 1987. С. 103.

13 Там же.

14 Все артисты до войны участвовали в работе вышеупомянутой Агитбригады Б. П. Зелезинского.

тистов Большого театра воевало именно в таких бригадах, прошли всю войну, воевали на Орловской дуге, под Сталинградом, побывав и в окружении, были ранены, награждены за храбрость. Ряд бойцов были обойдены уже выписанными ранее наградами, и в середине 50-х гг. ГАБТ повторно рассматривался вопрос об их награждении, в результате медали и ордена были вручены сотрудникам театра.

Среди них был концертмейстер балета Бек-керман Г. Г., служивший в должности командира отделения в 10-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Был дважды ранен. Участвовал в боях на северо-западном фронте и на Орловско-Кур-ской дуге в районе станции Поныри в июле 1943 г. Завьялов Е. П., прошёл войну в составе 37 отдельного истребительного противотанкового дивизиона 212-й Кричевской Стрелковой дивизии 61-й Армии в должности наводчика 76 мм. дивизионной пушки, был неоднократно награждён15. Примечательны непростые судьбы артистов оперы — П. П. Апраксина, и его коллег Тимофеева, Боровика. В одной концертной бригаде они прошли всю войну16.

В эвакуации театр продолжил активную работу на благо Родины. Вот как писала бывшая балерина Э. Бочарникова о деятельности ГАБТ в эвакуации: «Коллектив Большого театра за время пребывания в Куйбышеве дал более десятка шефских спектаклей и около 500 концертов в госпиталях. Семь бригад солистов театра выезжали на фронт, где провели 1140 выступлений, около 50 концертов были даны на колхозных полях. Доноры театра для спасения жизни раненых бойцов и командиров отдали свыше 300 литров крови. В Ф. постройки эскадрильи "Советский артист" каждый работник театра вносил часть своей зарплаты. В Ф. обороны коллектив собрал почти 2 миллиона рублей, трижды получив правительственную награду.

За годы Великой Отечественной войны коллектив Большого театра выступил с 5 тысячами концертов перед воинами Советской Армии на фронтах, а также в госпиталях и оборонных заводах»17.

15 РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 60.

16 «В Совет Ветеранов Великой Отечественной войны от ополченца артиста — Большого театра Апраксина Павла Петровича» // РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 14. Орфография авторская.

17 Бочарникова Э. В. Большой театр: Краткий истори-

ческий очерк. С. 104.

В августе 1943 г. театр возвращается из эвакуации. Артисты и их семьи, в количестве 1044 человек вместе с личным багажом, декорациями и театральным реквизитом, были доставлены 23 и 24 августа 1943 г. в Химки двумя пароходами «Калинин» и «Володарский». Всего на реэвакуацию из Куйбышева в Москву было выделено 1 млн. 495 тысяч 600 рублей18.

С конца 1943 г. ГАБТ осуществляет постановки как на основной сцене, так и на сцене филиала. Театр планировал новые постановки, возникла острая нужда в грамотных специалистах. По этой причине были отозваны из армии 35 человек.

Проблема предоставления брони артистам и персоналу театра, информация о количестве людей, которым предоставлялась бронь, была засекречена (3 уровень секретности). Отчётные карточки о бронировании подавались раз в квартал. На сезон 1944-45 гг. Большой театр подавал списки бронирования на специалистов в отдел кадров Комитета по Делам Искусств при СНК СССР.

Во второй половине войны артисты обычно проходили службу в профильных коллективах: в Краснознамённом ансамбле песни и пляски им. Александрова, на Военном факультете Московской Государственной Консерватории, в Образцовом оркестре НКО под управлением Чернец-кого С. А., в музвзводах и т.д. Но театр продолжал оставаться на военном положении, и артисты театра считались бойцами, проходящими службу в МПВО. Были организованы противопожарные бригады по 33 человека, дежурившие каждый вечер. Обычно бригады собирались из следующего состава: оркестр — 11 чел., хор — 9, балет — 5, опера — 2, миманс — 4, комендатура ГАБТ — 2.

Команды разбивались по два человека и распределялись по объектам. Также было организовано дежурство «бойцов дегазационного и санитарного отделения Унитарной команды МПВО ГАБТ» в количестве 40 человек. Пренебрежение дежурством рассматривалось почти как дезертирство и наказывалось строгим выговором. В случае выпадения дежурства на выходной день, боец поступал в распоряжение домоуправления и проходил дежурство по месту жительства19. Но, увы, выговоров было очень много.

18 Расчёт по реэвакуации // РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 7. Ед. хр. 85.

19 РГАЛИ. Ф. 648 Оп. 7. Ед. хр. 90.

47

В течение 1944 — начале 1945 г. работники театра регулярно призывались на трудовой фронт. Свердловский райисполком партии спускал разнарядку на отзыв сотрудников театра: на сельскохозяйственные работы, на заготовку дров в Тарусский леспромхоз, на строительство IV очереди Московского метрополитена. Непременным условием тех, кто привлекался к строительству, было членство в ВЛКСМ20. В большинстве своём это были технические работники.

В таком военно-трудовом режиме театр продолжил свою работу вплоть до Победы. Отметив

20 РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 61.

Победу рядом постановок, приняв вновь в свои ряды бойцов концертных бригад РККА, театр продолжил свою работу в условиях мирного времени.

В октябре 1945 г. театр подтверждает свой договор с РККА о предоставлении сцены для шефских концертов, деятельности концертных бригад. Руководство Большого театра утверждало, что и впредь будет оказывать шефскую помощь, приглашая военных на специально организованные представления. И, таким образом, дружба бойцов Большого театра с бойцами РККА, а, позднее, с Советской Армией, оставалось крепкой и нерушимой ещё долгие годы.

Список литературы

1. Бочарникова Э. В. Большой театр: Краткий исторический очерк. М., 1987.

2. Михаил Габович. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче. М., 1977.

3. История Второй Мировой войны 1939-1945. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР. М., 1974. С. 355-358.

4. Лавровский Л. М. Документы, статьи, воспоминания: сборник. М., 1983.

5. Майя Плисецкая. Я — Майя Плисецкая. М., 1997.

6. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 7. Ед. хр. 85.

7. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 7. Ед. хр. 90.

8. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 53.

9. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 55.

10. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 60.

11. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 61.

12. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 62.

13. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 11.

14. РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 14.

48

COOPERATION OF THE BOLSHOI THEATRE AND THE RED ARMY DURING THE SECOND WORLD WAR

Egorova Elena Eduardovna,

postgraduate,

Academy of Retraining in Arts, Culture and Tourism, 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract

The article deals with the interaction between the Bolshoi Theatre and the Red Army, touring concert brigades in Western Ukraine in 1939 and Moldova in 1940, actors in the service of the Red Army and in the concert brigades during the Sekond World War, the booking of the cast and specialists, operation of fire brigades.

Keywords

The Bolshoi Theatre, ballet, M. Gabovich, M. Plisetskaya, B. Zielezinski, The Red Army, The Sekond World War, decorations and awards, concert field crew, Western Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.