ББК 63.3(2)622
Н.Д. Ростов
Шефство трудящихся Сибири над воинами-сибиряками в годы Великой Отечественной войны
N.D. Rostov
Patronage of Siberian Soldiers by Siberian Workers during the Great Patriotic War
Шефство трудовых коллективов, государственных органов и общественных организаций над воинами-сибиряками в годы Великой Отечественной войны имело самый разносторонний характер и играло большую роль в формировании высокого морального духа воинов.
Ключевые слова Великая Отечественная война, Сибирь, шефство, воины-сибиряки.
Labor collectives, public bodies and public organizations acted as the patrons of Siberian soldiers during the Great Patriotic War. Patronage had the most versatile character, and played a significant role in shaping the high morale of soldiers.
Key words: World War II, Siberia, patronage, Siberian soldiers.
Для формирования высокого морального духа во-инов-сибиряков и мобилизации бойцов и командиров запасных воинских частей и соединений на скорейшее овладение наукой защищать Родину в годы Великой Отечественной войны широко использовалась организация шефства партийных, государственных органов, предприятий, учреждений и трудящихся краев, областей и районов Сибири над воинами. В целях усиления шефских связей трудящихся с частями Татарского гарнизона, а также оказания им необходимой помощи в быстрейшей и высококачественной подготовке резервов для фронта в 1943 г. бюро Татарского райкома ВКП(б) и райисполкома Новосибирской области приняли совместное постановление «О шефстве над воинской частью 93201 (6-й отдельный запасной кавалерийский полк) Татарского гарнизона» [1, л. 77].
Трудящиеся Сибири активно шефствовали не только над сибирскими воинскими формированиями, но и над боевыми кораблями и частями Военно-Морского флота. В марте 1942 г. делегация трудящихся Омской области гостила у моряков-балтийцев. Посланцев Сибири тепло встречал личный состав кораблей, где военкомом был орденоносец тов. Коваль [2]. Трудящиеся Новосибирской области шефствовали над многими частями Северного флота. Среди них экипаж подводной лодки «Новосибирский комсомолец», построенной на средства трудящихся области, летчики-североморцы, 12-я Краснознаменная бригада морской пехоты. Обмен делегациями и подарками в годы войны приобрел массовый характер. Только в 1943 г. воины-североморцы и труженики области трижды обменялись своими делегациями [3, л. 70-122]. В состав делегации входили представители партийных
и комсомольских органов, передовики производства, участники художественной самодеятельности. Мо-рякам-североморцам сибиряки направляли многочисленные письма, подарки, кинохронику о жизни Сибири [3, л. 71, 72].
Североморцы обменивались с сибиряками и творческими коллективами. В ноябре 1943 г. в канун 26-й годовщины Октябрьской революции у воинов Северного флота с успехом выступала концертная бригада Новосибирского завода №179 [3, л. 121, 130, 131]. В канун 1945 г. в Домах культуры, госпиталях и профилакториях Новосибирской области выступал ансамбль песни и пляски Северного флота. В программе были известные фронтовые песни «Плещут холодные волны», «Прощайте, скалистые горы», пляски, акробатические номера [4, л. 59].
Традиции шефства молодежи и трудящихся Сибири в послевоенный период получили свое дальнейшее развитие. В 50-е гг. Алтайский край шефствовал над крейсером «Свердлов» Балтийского флота. Сегодня в составе Военно-Морского флота России несут боевую службу, продолжая славные традиции сибиряков, атомные ракетные подводные лодки «Барнаул», «Кузбасс», «Новосибирск», «Томск», «Омск», гидрографическое судно «Алтай» [5]. Лучшие представители сибирской молодежи, проходящие военную службу на флоте, достойно преумножают морскую славу Сибири.
К трудящимся Сибири в течение всей войны неоднократно приезжали делегации подшефных сибирских дивизий. В октябре 1942 г. в Барнаул прибыла делегация воинов 5-й гвардейской Краснознаменной дивизии, которую возглавил старший политрук орденоносец А.Н. Кондратов. Члены делегации были
ИСТОРИЯ
тепло приняты земляками. Во время их пребывания на алтайской земле они выступили перед трудящимися во многих районах края [6].
На страницах республиканских, краевых, областных и районных газет Сибири помещались материалы, рассказывающие о подвигах и боевой деятельности земляков, их благодарственные письма. В декабре
1942 г. по поручению личного состава соединения командир 30-й гвардейской Иркутско-Пинской ордена Ленина, Краснознаменной стрелковой дивизии имени Верховного Совета РСФСР полковник Аршинцев писал своим шефам - трудящимся Иркутской области: «Клянемся с честью пронести гвардейское знамя, украшенное пятью орденами» [7]. «Мы защищаем ваше счастливое, золотое детство», - писали в своем обращении к пионерам Барнаула фронтовики старший лейтенант Ларионов, младший лейтенант Мишустин, красноармейцы Хозов и Чаунин [8]. В 1943 г. учащиеся школ Омской области вели активную переписку классами с земляками - участниками войны [9, л. 160]. В канун 1942 г. пионерка 3-го класса неполной средней школы №2 г. Балей Читинской области Н. Некрасова вложила в отправленную на фронт посылку маленькую записочку, на которую 12 января 1942 г. получила ответ: «Мы командиры, политработники, бойцы горячо благодарим тебя и твоих товарищей, а также твоих подруг за ваши подарки, присланные вами к нам на фронт, -писали воины. - Мы знаем, что, борясь с германским фашизмом, мы защищаем нашу Родину... защищаем жизнь и свободу наших детей, жен, братьев, отцов и матерей, мы защищаем счастье народа». По поручению командиров и бойцов подразделения переписку с учащимися школы вел красноармеец Ломов, а после его гибели - капитан Шапков. Всего в 1942 г. школьники отправили на фронт 177 посылок и большое число писем [10, л. 232, 233]. Пионеры Балейской неполной средней школы №1 собрали 6 тыс. руб. на постройку танка «Таня». Всего по Читинской области учащимися было собрано на постройку боевой машины 38300 руб. [10, л. 234]. В «Бурят-Монгольской правде», в рубрике «За Отчизну святую» печатали письма с фронта и рассказы о боевых делах земляков. 7 ноября 1942 г. в газете было опубликовано письмо А. Шульгиной к сыну, который ушел на фронт: «Родной мой мальчик!... Мсти врагу жестоко, мсти днем и ночью, не жалей ни сил своих и ни жизни. И да будет с тобой в боях мое материнское благословение» [11].
6 июня 1944 г. газета Омского обкома ВКП(б) и облисполкома «Омская правда» в рубрике «Рассказываем о доблестных воинах-омичах» опубликовала материалы о встречи в родном колхозе «Ленинский путь» Большереченского района земляка Героя Советского Союза И. Сухоручкина. «На прошедших в бригадах митингах, - пишет газета, - воин-герой и земляки давали взаимные обязательства: работать еще лучше и впредь бить врага без промаха» [12].
В конце ноября 1942 г. на читинском областном радио был организован второй цикл передач «Воины-забайкальцы», рассказывающий о боевой учебе и воинском мастерстве бойцов и командиров Забфронта, о том, как они применяют опыт фронтовиков [13, л. 67]. За первые 3 месяца 1945 г. окружная газета «Агинская правда» опубликовала 5 писем с фронта [14, л. 67]. На чугунно-литейном заводе Барнаула по инициативе трудового коллектива была установлена связь с фронтовиками - бывшими рабочими. Письма, получаемые с фронта, размножали и вначале читали в цехах, а затем вывешивали на видных местах [15, л. 20].
Фронтовики благодарили земляков за публикацию своих писем. В одной из передач о фронтовиках читинского областного радиокомитета прозвучало письмо офицера-танкиста: «Большое спасибо за вашу заботу. Моей радости нет предела. Ваше письмо - это первый листочек, который я получил из родной области за 3 года своей боевой жизни. Идя в бой, я крепко держу в руках боевое оружие и думаю о победе, о том, как вновь увижу родные поля. Прошу не забывать... Напишите, как живет и цветет моя область, буду ждать. Еще раз благодарю. До свидания. Остаюсь ковать победу» [13, л. 67].
С марта 1943 г. на читинском областном радио были организованы регулярные передачи «Письма с фронта родным и близким». В среднем в месяц таких передач было около 80 [13, л. 35]. На радио выступали участники войны, руководители делегаций, ездивших на фронт с подарками от трудящихся Забайкалья, отчитывались о своих поездках. В первом полугодии
1943 г. на радио выступили представители гвардейской дивизии, которые вручили передовым предприятиям Читинской области Красное переходящее знамя своей дивизии [13, л. 35, 35об.]. В 1943 г. отчеты о своих боевых делах и благодарность за заботу руководству Читинской области направляли воины 84-й и командир 26-й гвардейской стрелковых дивизий генерал-майор Корженевский и командующий 39-й армии генерал-лейтенант Берзарин [16, л. 1, 14, 17, 17об., 18]. Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, какое громадное значение для воспитания воинов имела неразрывная связь армии с тылом. Успехи тружеников тыла, их патриотические письма вдохновляли воинов на боевые подвиги, вселяли в них уверенность в победе над немецко-фашистскими захватчиками. «Вы даже не знаете, как читают ваши письма, - писал фронтовик воин-иркутянин Н.В. Бибиков своим землякам-си-бирякам. - Тут пьют каждую букву, не то, что слово. С каждой каплей вливаются могучие силы жизни. Когда отогревается сердце, то шинель - мокрая и холодная -делается теплой. Когда освежаются чувства, то и палящая жара переносится легче, и усталость смывается, как ливнем... Крепок в борьбе наш советский воин. Но это не значит, что он камень. Он - живой человек. Он радуется подснежнику, который растет рядом с окопами, он плачет, опуская в братскую могилу любимого
боевого друга, и не стыдится своих слез. Он трепещет от радости, разглядывая детские каракули маленького сына или племяшек, которые нарисовали мелками зеленых собачек и фиолетовых кур. Он прижимает к губам пожелтевшую фотокарточку или батистовый платочек, который пронес через пламя, дым и кровь войны. Он живой человек, и это прекрасно» [17, с. 74].
В сентябре 1942 г. воины-сибиряки 228-го отдельного лыжного батальона писали с фронта девушкам Алтая: «. мы просим вас писать больше писем на фронт. Когда получаешь хорошие и ласковые письма -на сердце становится легче, освежаются чувства, усталость, как дождем, смывает, и еще крепче сжимаешь винтовку... Советский воин - живой человек. Ему дороги любовь и жизнь. Он хочет любить. Во имя любви и жизни он не боится смерти» [18, л. 527].
Воины, возвратившиеся на фронт из сибирских госпиталей и вылеченные во многом благодаря донорской крови, писали благодарные письма своим спасителям. «Устюша Пивкина, советская простая девушка! - писал боец Чистяков. - Лично тебя я не знаю, но заочно ты для меня родная сестра. Недавно мне перелили твою кровь, и я быстро поправился. Прими мою большую благодарность» [19].
Труженики далекой Сибири внимательно следили за успехами воинов-сибиряков. В своих многочисленных письмах на фронт они просили воинов скорее разгромить ненавистного врага и с победой вернуться домой. Проникновенно писали в своем письме фронтовикам трудящиеся Бурят-Монголии: «Когда отгрохочут последние залпы пушек и горнисты протрубят отбой войне, возвещающий нашу победу, вы вернетесь домой - туда, где родились, росли и трудились - в родной улус, в знаменитые Боргойские степи, богатые Хоринские и Баргузинские долины, на берег красавицы Селенги или сурового Байкала, или к подножию величественных Саян. И когда вы вступите в пределы родного края, переступите порог родного
дома, мы спросим каждого из вас: как ты сражался с врагами, сколько ты их уничтожил?» [20, л. 27].
18 февраля 1944 г. летчикам-сибирякам 278-й истребительной авиационной дивизии трудящиеся Новосибирской области писали: «Сибирь любит Вас. Помнит Вас. Вместе с Вами, сыны Сибири, мы радуемся и гордимся Вашими успехами» [21, л. 8об.].
«Пройдут годы, - говорилось в обращении к сибирякам командования Северного флота и береговых частей, - обо всех нас - бойцах тыла и фронта скажут: “Это было жестокое время. Хищный враг терзал нашу Родину, но советские люди сражались, они сражались непреклонно и тогда, когда казалось, не оставалось никакой надежды. Они не щадили ни своего труда, ни крови своей, ни самой жизни. Спасибо Вам, родные, за поддержку, за все, что Вы сделали и делаете для победы!”» [22, л. 38].
Таким образом, воспитательная работа в запасных и учебных частях, соединениях и школах СибВО и Забфронта была многогранной и обладала такими качествами, как системность, целеустремленность, последовательность, непрерывность, многообразие форм и методов. Она сосредотачивалась в ленинских комнатах подразделений, Домах Красной армии, красноармейских клубах, местах боевой учебы воинов. Ее организаторами являлись командование, партийные и комсомольские организации. В воспитании военнослужащих активно участвовали местные партийные и государственные органы, жены командно-начальствующего состава, трудовые коллективы предприятий, колхозов, совхозов и творческие коллективы.
Результатом воспитательной работы было более ответственное отношение воинов к изучению военного дела и подготовке к предстоящим боям, их психологическая готовность к тяжелым условиям фронтового быта, стремление соответствовать своими боевыми и моральными качествами образу «сибиряка», сложившемуся в массовом сознании.
Библиографический список
1. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). - Ф. 3396. - Оп. 1. Д. 33.
2. Алтайская правда. - 1942. - 20 марта.
3. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. П-4. - Оп. 7. Д. 662.
4. ГАНО. - Ф. П-4. - Оп. 8. - Д. 584.
5. Алтайская правда. - 2001. - 12 мая.
6. Алтайская правда. - 1942. - 13 окт.
7. Советская молодежь (Иркутск). - 1943. - 3 февр.
8. Советская молодежь (Иркутск). - 1941. - 11 сент.
9. Исторический архив Омской области (ИАОО). -Ф. П-17. - Оп. 1. - Д. 3705.
10. Государственный архив Читинской области (ГАЧО). -Ф. П-37. - Оп. 1. - Д. 440.
11. Бурят-Монгольская правда. - 1942. - 7 нояб.
12. Омская правда. - 1944. - 6 июня.
13. ГАЧО. - Ф. П-3. - Оп. 1. - Д. 1607.
14. ГАЧО. - Ф. П-3. - Оп. 1. - Д. 2105.
15. Государственный архив Алтайского края (ГААК). -Ф. П-1. - Оп. 18. - Д. 73.
16. ГАЧО. - Ф. П-3. - Оп. 1. - Д. 1691.
17. Грунин Г.В., Сюткина Е.А. Трудящиеся Читинской области в годы Великой Отечественной войны. - Иркутск ; Чита, 1969.
18. ГААК. - Ф. Р-834. - Оп. 1. - Д. 134.
19. Восточно-Сибирская правда. - 1942. - 10 сент.
20. Национальный архив Республики Бурятии (НАРБ). -Ф. П-1. - Оп. 1. - Д. 4230.
21. ГАНО. - Ф. П-4. - Оп. 9. - Д. 454.
22. ГАНО. - Ф. П-4. - Оп. 8. - Д. 584.