Научная статья на тему 'Образование и развитие военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы'

Образование и развитие военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование и развитие военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы»

Вестник ДВО РАН. 2006. № 6

А.А.АКУЛОВ

Образование и развитие

военных учреждений культуры

на Дальнем Востоке в 1920-1930-е годы

В последние десятилетия в отечественной исторической науке заметно усилился интерес к проблемам духовного состояния общества и вооруженных сил. Эти проблемы приобрели особое значение в период мировоззренческого вакуума, который образовался в стране в 1990-е годы. В связи с этим актуальны исследования основных тенденций культурной политики государства, специфики развития культуры в целом и военных учреждений культуры в частности в «переломные» эпохи. Одна из них пришлась на первую половину XX в., особенно на 1920-1930-е годы.

В этот период была проведена военная реформа, военные формирования Дальнего Востока перешли на мирное положение после Гражданской войны. В конце 1930-х годов, когда усилилась угроза военного нападения, произошло техническое перевооружение и увеличение численности армии. Также сформировалась сеть военных культпросвет-учреждений, оказавших влияние на культурное развитие целого региона. Были созданы клубы, библиотеки, театральные труппы и театры, школы по ликвидации неграмотности, агитпункты, ленинские комнаты, дома Красной армии, ансамбли песни и пляски, военные духовые оркестры. В соответствии с историческим состоянием и развитием общества обновлялись цели и задачи этих учреждений, происходило жанровое обогащение, менялись формы деятельности.

Благодаря военным учреждениям культуры на Дальнем Востоке значительно повысилось качество и эффективность культурно-просветительной работы, а театральное дело, ансамблевое и оркестровое исполнительство, гастрольная деятельность стали базой для подготовки специалистов этой сферы и для гражданских учреждений. Военные концертнотеатральные агентства в Хабаровске, Ворошилове (ныне Уссурийск), Благовещенске организовывали гастроли творческих коллективов из Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, других городов, а также дальневосточных ансамблей красноармейской песни, военных театров, оркестров. Благодаря этому с достижениями мировой и отечественной музыки, театра знакомились не только крупные центры, но и отдаленные гарнизоны и населенные пункты.

В эти годы в стране происходило становление социалистической культуры, целью которой было достижение высоких результатов в сфере искусства в интересах широких народных масс путем четкого руководства со стороны государства, основанное на принципах коммунистической партийности. Все учреждения культуры, в том числе и военные, стали рассматриваться как инструмент идеологического воспитания.

В первые годы советской власти военные учреждения культуры Дальнего Востока, отдаленные от культурных центров, развивались стихийно. Отсутствовали материальная база, финансовая и материальная поддержка, ощущался дефицит кадров. Сотрудники в большинстве случаев работали на общественных началах. Нормативно-правовая база была несовершенной и устаревшей. Кроме того, нестабильная военно-политическая

АКУЛОВ Анатолий Александрович - начальник отделения культуры штаба Дальневосточного военного округа (Хабаровск).

обстановка в регионе, более поздний по сравнению с другими районами страны переход к мирному строительству, сложный состав населения, обширность территории и слабая ее заселенность, отсутствие нормальных путей сообщения и средств связи затрудняли развитие учреждений культуры и требовали новых подходов к работе с людьми.

Со временем преобразование органов военного управления, увеличение численности вооруженных сил, создание руководящего аппарата позволили шире развернуть политико-просветительскую и культурно-творческую работу, ставшую неотъемлемой частью культуры региона, элементом советской социалистической культуры страны.

В составе политотделов были образованы клубно-художественные отделения, которые организовывали и контролировали работу районных (гарнизонных) и передвижных клубов (в частях). К концу 1922 г. в Народно-революционной армии (НРА) имелись драматическая труппа, Красный поезд имени Троцкого со штатом 36 артистов, художников, лекторов и киномехаников. В каждой части были клубы с библиотекой, читальным залом, художественной и музыкальной студиями, кружком хорового пения, работали спортивные инструкторы. В полковых клубах дополнительно имелись культурники (работники культуры) по числу рот и сотен, учителя, был кинематограф. Организовывались клуб-вагоны с библиотекой, читальней, художественной и музыкальной студиями. В обязательном порядке создавались общеобразовательные школы 1-й и 2-й ступени.

В эти годы всю партийно-политическую работу в войсках проводили 326 военкомов и 14 их помощников, 270 политруков, 93 инструктора и 537 культурников. Кроме того, в частях 5-й армии имелись 225 культпросветкомиссий, 422 школы грамотности, в которых занимались 10 115 бойцов. Работали 657 библиотек, 380 читален, 51 хоровой музыкальный кружок, 40 драматических и концертных групп, 1 киноустановка, 93 клуба с 13 спортивными кружками. Их деятельность позволяла значительно активизировать культурнопросветительную работу среди личного состава в довоенный период (РГВА. Ф. 185, оп. 1, д. 1, л. 123). Созданное приказом командующего Восточно-Сибирского военного округа в 1922 г. политическое управление 5-й Краснознаменной армии осуществляло общее руководство военными учреждениями культуры через агитационно-пропагандистский отдел, состоявший из начальника и его помощника, трех отделений (школьно-курсового, библиотечного и агитационного), в каждом из которых были начальник, его помощник, инструкторы и делопроизводитель (РГВА. Ф. 185, оп. 3, д. 1546, л. 7-8).

Все культурно-просветительные учреждения были призваны удовлетворять духовные запросы военнослужащих - в основном выходцев из крестьянской и рабочей среды, не имевших ранее такой возможности. Главная задача на этом этапе состояла в ликвидации неграмотности и культурной отсталости бойцов, в их интернациональном сплочении.

Формирование подобных учреждений активизировалось во второй половине 1929 г. после образования Отдельной Краснознаменной дальневосточной армии (ОКДВА) под командованием В.К.Блюхера. Он нацеливал всех командиров, политорганы, партийные и комсомольские организации на всестороннее развитие научно-просветительной и культурно-массовой работы в войсках, потому что видел в этом основу для строительства мощных вооруженных сил на востоке страны. Блюхер стал одним из инициаторов создания Дома Красной армии (ДКА) в Хабаровске (1930 г.), драматического театра (1932 г.), ансамбля песни и пляски ОКДВА (1937 г.), клубов и библиотек в частях и соединениях (Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК). Ф. 2, оп. 1, д. 408, л. 23; д. 415, л. 15). В постановлении РВС ОКДВА от 29.04.1932 г. выдвигалось требование «обеспечить клубами и домами Красной армии все гарнизоны из расчета полного охвата минимумом культурно-просветительной работы всей красноармейской массы» (РГВА. Ф. 9, оп. 40, д. 60, л. 163). Особое внимание уделялось отдыху военнослужащих, развитию их кругозора и приобщению к лучшим достижениям культуры. Активно развивались шефские связи ученых, деятелей литературы и искусства, лучших творческих коллективов Москвы, Ленинграда, Урала с воинами-дальневосточниками.

Для разъяснения идеологии и политики партии, эстетического воспитания военнослужащих активно использовались разные средства. Основную нагрузку несли дома Красной армии, клубы, библиотеки, ансамбли, театры. Очень популярны были самодеятельные кружки, в которых бойцы могли выявить и развить свой талант.

Эффективным орудием идеологического воздействия и укрепления морально-боевых качеств воинов было кино. Оно использовалось как в стационарных условиях, так и на полевых занятиях. Художественные фильмы демонстрировались в красноармейских клубах не менее шести раз в месяц, хроникальные и документальные - дважды в неделю. Увеличивалась сеть киноустановок, в воинские части новые образцы поступали в первую очередь. К 1941 г. в гарнизонах в основной массе имелось звуковое кино, пользующееся большой популярностью. Директива политуправления РККА «Об улучшении кинообслуживания красноармейцев и командиров» от 9 марта 1938 г. требовала от идеологического аппарата воинских частей использовать кино как средство воздействия на сознание и умы красноармейских масс (РГВА. Ф. 185, оп. 1, д. 1, л. 123).

В это время в крае кинодело развивалось недостаточно широко. Об этом свидетельствует постановление Далькрайкома партии 1935 г., где отмечено, что в 1934 г. в сельской местности сеть Далькинотреста сократилась на 20 точек, бездействовало 75 киноточек, уменьшился прокатный фонд (получено 673 фильма, изъято 1085). На низком уровне находится обслуживание национальных меньшинств, не охвачены некоторые МТС, леспромхозы, школы, национальные районы, отсутствуют детские фильмы. Не хватало квалифицированных работников (ГАХК. Ф. П-2, оп. 1, д. 643, л. 39, 39 об.). В этой ситуации города и населенные пункты, в которых находились воинские гарнизоны, были в лучшем положении. Военные учреждения культуры поддерживали здесь развитие кино, обучали киномехаников.

В начале 1930-х годов стало активно использоваться радио. План сплошной радиофикации культурно-досуговых учреждений в частях был выполнен к весне 1931 г. [4: 1930, 1 авг.], в то время как в крае эта задача к 1935 г. была решена только на 70 %. Постановление бюро Далькрайкома ВКП(б) «О работе радиокомитета и радиофикации ДВК» в январе 1935 г. отмечало, что в крае бездействует или имеет недостаточную нагрузку множество радиоузлов, плохо внедряются радиоустановки в деревне (на 1200 колхозов всего 800 точек), игнорируется радиофикация национальных районов, школ (из 2400 школ радиофицировано только 58) (ГАХК. Ф. П-2, оп. 1, д. 643, л. 52, 53). Военные учреждения помогли и в этой ситуации.

Армейская художественная самодеятельность была настолько популярной, что с 1933 г. стали регулярно проводиться олимпиады художественной самодеятельности и радиофестивали: вначале - в рамках гарнизонов и соединений, в последующие годы - в масштабе ОКДВА, а затем и Дальневосточного фронта. Первая всеармейская олимпиада в феврале 1934 г. показала возможности работы в частях, выявила творческий потенциал ОКДВА, открыла множество талантов в разных номинациях (ЦАМО РФ. Ф. ДВФ, оп. 1597, д. 334, л. 78). В олимпиаде 1935 г. приняли участие 1600 бойцов, командиров и членов их семей [4: 1935, 16 окт.], в 1937 г. - 2 500 чел., было представлено 300 номеров художественной самодеятельности разных жанров [4: 1938, 5 июня]. В дальнейшем количество участников продолжало расти, география расширялась.

В ноябре 1934 г. на слете актива художественной самодеятельности Хабаровского гарнизона начальник политуправления армии Л.Н.Аронштам отмечал, что «это дело настолько важно, настолько необходимо для дальнейшего подъема боевой мощи ОКДВА, что оно должно дать небывалый размах делу красноармейской самодеятельности, неизмеримо поднять качество красноармейского творчества, еще больше организовать и сплотить крепкие самодеятельные коллективы, способные обеспечить здоровый, веселый, бодрый и культурный отдых бойца, командира и его семьи» (РГВА. Ф. 28348, оп. 1, д. 1, л. 21).

Особого внимания заслуживает деятельность учреждений культуры во время конфликтов на КВЖД, у оз. Хасан, р. Халхин-Гол, где вооруженные силы получили практический опыт организации и проведения культурно-просветительной работы непосредственно в боевой обстановке. Для обслуживания частей у оз. Хасан политуправление армии сняло все концертные бригады с линии Хабаровск-Владивосток и направило их в район боевых действий. Только Ворошиловским ДКА было направлено 9 бригад. Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР под руководством профессора Александрова и бригада артистов дали более 100 концертов для десятков тысяч бойцов (РГВА. Ф.185, оп. 3, д. 1546, л. 7, 8). События на оз. Хасан заставили дома Красной армии проявить гибкость и быстроту развертывания агитационно-массовой работы. Выявленные недостатки помогли политорганам фронта внести корректировку в управление военными учреждениями культуры, изменить формы проведения партийно-политической и культпросветрабо-ты, что пригодилось в дальнейшем на фронтах Великой Отечественной войны.

Огромную роль играли самые массовые культпросветучреждения - красноармейские клубы, которые работали непосредственно в воинских частях и были ближе к личному составу. Их количество зависело от военного строительства на Дальнем Востоке. В начале 1920-х годов во время послевоенной демобилизации количество учреждений культуры сократилось, а в конце 1920-х годов, с ростом военного присутствия из-за усиления напряженности в регионе и опасности военной интервенции, - возросло (РГВА. Ф. 186, оп. 2, д. 100, л. 137).

Клубы при военно-учебных заведениях, дивизионные, полковые, батальонные, полевые, передвижные, районные, стали центрами культурной жизни, повышалась их роль в воспитательной работе и боевой подготовке войск. Одной из главных задач была ликвидация неграмотности и малограмотности среди красноармейцев. Для этого в штатных расписаниях были предусмотрены должности учителей. Благодаря такому подходу проблема неграмотности в воинских формированиях была решена раньше, чем в целом по региону, где только к 1930 г. стало возможным введение всеобщего начального обучения (ГАХК. Ф. 2, оп. 1, д. 116, л. 54 об.).

При организации работы армейских клубов в полевых условиях широко использовались агитповозки, которые в ходе учений помогали сплачивать личный состав, обеспечивали досуг, снабжая бойцов и командиров газетами, журналами, брошюрами и музыкальными инструментами.

С августа 1930 г. в войсках ОКДВА на маневрах появились кинорадиотачанки, обслуживавшие все части. Они были снабжены кинопередвижками, экранами, запасом кинофильмов, радиопередвижкой с репродуктором. Руководил распределением материала и ремонтом аппаратуры кинорадиоинструктор. Важность информационной пропаганды осознавало не только командование, но и местная партийная власть. Во время подготовки и проведения учений хабаровская широковещательная станция работала чаще, рассказывая о подготовке к маневрам и их ходе. Время передач планировалось таким образом, чтобы маневрирующие части и население районов могли их слышать [4: 1930, 14 авг.].

Все же клубы не могли вовлечь в работу весь личный состав. После окончания боевых действий и перехода армии на казарменное положение полковой клуб не всегда мог уделить должное внимание более мелким подразделениям. Возникла потребность в специальном помещении для проведения политико-просветительной и культурно-досуговой работы с личным составом в каждой роте. Были созданы красные (с 1924 г. - ленинские) уголки [3]. Их деятельность регламентировалась Уставом клубов и ленинских комнат 1927 г.

Ленинский уголок был центром общественной жизни роты, здесь красноармейцы читали книги, газеты, изучали общую и политическую грамоту, участвовали в работе кружков и смотрах самодеятельности. Совет из трех-пяти человек под руководством политрука на общественных началах организовывал работу ленинского уголка по воспитанию воинов в

духе коллективизма и классовой сплоченности. Один раз в три месяца совет отчитывался и при необходимости переизбирался (РГВА. Ф. 9, оп. 13, д. 378, л. 21). Большое количество ленинских уголков позволяло обеспечивать эффективную культурную работу среди личного состава.

Важное место в культурном воспитании военнослужащих занимали библиотеки. Они должны были обучать бойцов пользоваться книгами, приобщать к регулярному чтению, руководить им, организовывать массовые литературные мероприятия, создавать кружки и группы друзей книги. К концу 1920-х годов сеть библиотек упорядочилась. Основным типом стала стационарная библиотека отдельной части (полка, батальона, учреждений и им равных) в составе клуба. В 1924 г. в 5-й Краснознаменной армии работали 1 армейская библиотека, 6 дивизионных, 15 полковых, 26 батальонных, 36 библиотек отдельных рот и им равных и 200 передвижных (РГВА. Ф. 28348, оп. 2, д. 1, л. 23-25). В 1926 г. их фонды насчитывали 635 162 книги, число постоянных читателей составляло 31 294 чел., в 1928 г. эти показатели увеличились до 723 129 и 36 426 соответственно. К 1940 г. количество библиотек увеличилось в 4 раза, фонд вырос до 1,5 млн книг [1].

Дома Красной армии впервые появились в 1923 г. как культурно-просветительные учреждения высшего типа [2]. На Дальнем Востоке первые ДКА возникли во Владивостоке (1926), Благовещенске (1927), Уссурийске (1928), Спасске (1929), Хабаровске (1930) (ГАХК. Ф. 2, оп. 1, д. 116, л. 54 об.). В 1930 г. были открыты Дома обороны в Чите, Свободном и Александровске. Все окружные города региона, за исключением Камчатки и Сахалина, имели подобные заведения [4: 1930, 1 авг.]. Они были призваны популяризировать жизнь и строительство Красной армии среди граждан, объединять армию и остальное население в общем стремлении поднять обороноспособность СССР. В каждом ДКА, как правило, имелись ленинский зал, политико-просветительный, стрелковый, военно-химический и другие кабинеты, библиотека-читальня, театр и кинематограф, комнаты для кружков и отдыха, столовая, буфет, спортивный зал. ДКА создавались в крупных гарнизонах и занимались культурным обслуживанием не только военнослужащих, но и гражданского населения. Поэтому они быстро завоевали популярность, их число в 1920-1930-е годы постоянно увеличивалось, к 1941 г. их было уже 36 (ЦАМО РФ. Ф. ДВФ, оп. 1597, д. 334, л. 78).

Работа ДКА регулировалась приказами РВС СССР (РГВА. Ф. 33879, оп. 1, д. 19, л. 20-23), а также указаниями политуправления и местных политорганов. Во главе правления ДКА стоял начальник Дома. Общее руководство возлагалось на начальников по-литорганов (РГВА. Ф. 35083, оп. 1, д. 109, л. 167).

Краткий обзор наиболее важных аспектов истории образования и деятельности некоторых военных учреждений культуры позволяет сделать заключение, что в 1920-1930-е годы на Дальнем Востоке были заложены основы культурно-просветительной и информационной работы в воинских формированиях, накоплен большой опыт.

Сегодня реформы, проводимые в стране и вооруженных силах, структурные преобразования изменяют принципы деятельности военных учреждений культуры, многие из них лишаются гарантированной поддержки государства, все сводится к самоокупаемости или сокращению. Не учитываются социально-культурные последствия этого для вооруженных сил, особенности региона, что особенно актуально для отдаленных округов, таких как Дальневосточный.

ИСТОЧНИКИ

1. Красноармейская звезда. Новосибирск, 1928. 23 фев. № 36.

2. Лисенков М.М. Культурная революция в СССР и армия. М.: Воениздат, 1985. 135 с.

3. Сборник приказов РВСР: ежегодник. М., 1924. № 267.

4. Тревога. Хабаровск, 1930-1938.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.