Научная статья на тему 'Удмуртская музыкальная культура в годы войны'

Удмуртская музыкальная культура в годы войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
691
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удмуртская музыкальная культура в годы войны»

К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ УДК 78(470.51)"1941/1945" А. Н. Голубкова

УДМУРТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ

В годы Великой Отечественной войны музыкальная культура Удмуртии продолжала развиваться в трех направлениях: профессиональное творчество, профессиональное исполнительство, самодеятельное искусство. Однако характер этих направлений, их роль в общественной жизни края, их содержание и формы существенно изменились: приостановили свою деятельность театры, перейдя от стационарных спектаклей к концертной деятельности, закрылись клубы и Дома культуры, здания которых временно использовались под госпитали, военные курсы и т. п., а самодеятельность перешла в цеха, красные уголки, общежития.

Известный советский композитор В. Захаров отметил: «Когда началась война, когда вся страна мобилизовала силы для борьбы с врагом, казалось в первые дни, что искусство у нас умрет, что не до самодеятельности нам. Но жизнь показала совершенно обратное. Мы знаем, что во время войны организовалось огромное количество музыкальных коллективов...».

Действительно, уход на фронт многих профессиональных и самодеятельных исполнителей и другие трудности породили неверное представление о ненужности, несвоевременности развития искусства в военные годы. Но уже в 1942 г. в Комитете по делам искусства при Совнаркоме СССР обсуждаются вопросы восстановления деятельности художественных коллективов, задачи искусства в новых военных условиях; создается специальная репертуарная комиссия по отбору новых произведений для профессиональных и самодеятельных коллективов.

С началом войны многие деятели музыкального искусства ушли на фронт. Рядовым воевал композитор и дирижёр С. И. Погорелов, с 1943 по 1946 г. служил на Дальнем Востоке и участвовал в 1945 г. в войне с империалистической Японией в должности начальника бригадной артиллерийско-оружейной мастерской композитор Г. А. Корепанов, в те годы младший техник-лейтенант.

В армии Г. А. Корепанов (в школьные годы занимавшийся литературным творчеством) вел литературный дневник, готовя материал для большой книги о командирах и политработниках нашей армии, написал поэму иронического склада о военной службе, но сохранить свои записи не смог: этому помешал СМЕРШ (организация «Смерть шпионам»). В армии продолжились и музыкальные занятия Г. А. Корепанова. Приказом командира полка он был назначен ка-

пельмейстером духового оркестра своего полка, освоил новые для него музыкальные инструменты, их исполнительские возможности, репертуар и начал работать над аранжировками популярных в те годы песенных мелодий. Для духового оркестра он написал более десяти оригинальных сочинений и выступал с их исполнением перед своим воинским подразделением. В основном это были сочинения легкого, эстрадного жанра, но в числе их встречаются обработки народных песенных мелодий, например, украинской народной песни на слова Шевченко «Як умру, то поховайте», что было новым для репертуара духовых оркестров. В эти годы Г. Корепанов продолжает импровизировать на темы песен современных композиторов на любимом с детства музыкальном инструменте -мандолине, с которой не расстается.

23 сентября 1944 г. с концертом выступил перед ижевскими слушателями Г. И. Титов. Он исполнил удмуртскую народную песню «Ой, шулдыр», русскую народную «Вдоль по Питерской», романсы Глинки «Ночной смотр», «Сомнение», арии из опер Верди, спел романсы Гурилёва. Вокальное мастерство Г. И. Титова, выросшее за годы учебы в Московской консерватории в классе профессора Н. И. Сперанского, раскрылось на концерте в оперном и романсовом репертуаре. Сценическое перевоплощение, стремление к созданию зримого образа-качества, которые станут впоследствии основными в исполнительской деятельности Г. И. Титова.

В начале войны Г. И. Титов - студент консерватории - пошел добровольцем в ополчение, но в конце 1941 г. по ходатайству консерватории вернулся в Москву и был назначен солистом концертной бригады по обслуживанию частей Красной Армии и освобожденных районов СССР при политуправлении Народного комиссариата обороны и политуправлении Народного комиссариата сообщения. Бригада состояла из педагогов Московской консерватории, актеров и студентов. С 1941 по 1945 г. бригада постоянно концертировала на фронтах Великой Отечественной войны, в особенности Брянском и Сталинградском. Артисты въезжали в освобожденные города по следам горячих боев, и их выступления сменял грохот уходящей на запад канонады. На импровизированной сцене перед бойцами Г. И. Титов пел советские патриотические песни, арию Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин», арию Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка» и удмуртские народные песни «Лымы тддьы», «Та турынэз турнаны» и др.

Участником Великой Отечественной войны, прошедшим весь её путь с автоматом и баяном, был педагог, концертмейстер и автор песен, сольных и хоровых обработок удмуртского песенного фольклора М. В. Коробов. Он сражался в составе сформированной в Удмуртии 357-й стрелковой дивизии и участвовал в разведках, налётах на вражеские опорные пункты. Особое мужество проявил М. В. Коробов в боевой обстановке сурового лета 1942 г., когда дивизия выводилась из вражеского тыла. Под огнём противника, проваливаясь по пояс в болотные ямы, Коробов вынес в сохранности мешок с дивизионными документами. Бывший командир 357-й стрелковой дивизии, генерал-майор в отставке, кандидат исторических наук А. Кроник в своих воспоминаниях рассказывает о том, как баян М. В. Коробова стал другом дивизии: «...канонада затихла, и я услышал тихие мирные звуки баяна. Кто-то за стеной играл любимый мною с юных лет вальс "Амурские волны"».

- Кто играет? - спросил я сидевшего напротив меня Н. М. Шиленко.

- Это наш автоматчик, баянист из Ижевска Михаил Коробов, - ответил начальник политотдела...

- Позовите его сюда!

Через несколько минут в горницу, освещенную тусклым светом висячей лампы, вошел невысокого роста боец с автоматом на ремне. Приложив руку к серой, набекрень надетой ушанке, четко доложил: «Боец роты автоматчиков Коробов по вашему приказанию прибыл!». Я пожал ему руку, пригласил сесть, спросил:

- Чем Вас, товарищ Коробов, привлек баян?

- Да как же его не любить? - ответил боец. - Ведь это инструмент народный. Как заиграешь - душа радуется. Разрешите исполнить что-нибудь по Вашему вкусу?

...Шёл смертельный бой с немецкими фашистами, а ижевский баянист играл для нас в труднейших фронтовых условиях произведение, которое знает весь мир. Вот так бывает на фронте. Баян становится другом автомата...».

В 1941 г. оборвалась жизнь талантливого фольклориста М. Н. Бывальцева, окончившего в июне того года дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории и с первых дней войны участвовавшего в народном ополчении. С конца 1941 г. М. Н. Бывальцев пропал без вести, так и не приступив к исследованию собранного им во время экспедиций фольклорного материала, отредактированного и подготовленного к изданию (М. Н. Бывальцев считал, что удмуртскую песню следует не только собирать, но и глубоко изучать). В марте 1941 г. рукопись сборника, включающего предисловие и 50 записей (подготовленную совместно с Д. С. Васильевым-Буглаем), должна была идти в набор, но война помешала этому. «У М. Н. Бывальцева была мечта, - пишет музыковед И. Н. Поздеева, - широко пропагандировать удмуртскую песню, открывать людям богатства мировой музыкальной культуры. Но война разрушила мечты и творческие планы молодого музыканта. Война отняла у нас человека, который смог бы весь свой талант, всю свою энергию отдать родной Удмуртии, делу ее культурного подъема».

На фронтах Великой Отечественной войны как герои сражались и погибли артисты ансамбля И. Лебедев, П. Калинин, Г. Исупов, К. Хохряков, А. Ерофеев, А. Спиридонов; в июле 1942 г. погиб композитор Н. А. Голубев, несколько лет тому назад успешно начавший свой творческий путь в Удмуртии с создания театральной музыки (например, к спектаклю И. Гаврилова «Кезьыт ошмес» и М. Петрова «Италмас») и обработок народных песен.

Напряженно работала в годы войны филармония, развернувшая огромную концертную и массово-пропагандистскую шефскую деятельность в республике. В ее ведении были десятки концертных бригад, ансамбли, музыкальные лектории, организация многочисленных концертных выступлений, программы которых отражали героические подвиги и труд советских людей. Например, летом 1942 г. 15 бригад выезжали для обслуживания сева. Бригады дали за этот период 302 концерта, охватив около 60 тысяч зрителей, выступая в день по два-три раза.

Значительным творческим явлением в работе филармонии явилась организация бригады артистов для культурного обслуживания фронта. В августе

1943 г. эта бригада в составе артистов Гавриловой, Цуканова, Семёнова, Ми-халевича, Лейкума, Николаева, Щербакова, Шкиренко выехала в действующую армию в расположение Н-ского гвардейского кавалерийского корпуса. «После каждого концерта - а их мы дали 57 - как правило, проводились краткие митинги, на которых фронтовики просили передать свой горячий боевой привет трудящимся Удмуртии. «Мы,- говорили они, - не посрамим славы русского оружия...» За длительное пребывание на фронте мы немало поездили по дорогам войны. Мы своими глазами видели страшные следы «нового порядка», который гитлеровцы насаждали на временно захваченных ими советских территориях».

Помимо концертных программ филармония в 1942 г. имела оперный ансамбль, который ставил отдельные сцены из опер Чайковского «Евгений Онегин», Мусоргского «Борис Годунов», Леонкавалло «Паяцы». В 1943 г. в филармонии был организован музыкальный лекторий, выступавший в концертах с музыкальными лекциями-беседами «Стихи и песни Великой Отечественной войны», «Русская народная песня и танец» и т.д.

Большой вклад в музыкальную жизнь республики внесли исполнительские коллективы, ансамбли и мастера искусств, посетившие по приглашению филармонии Удмуртию. Следует назвать выступления пианистов Э. Гилельса, Г. Нейгауза, Я. Зака, Г. Гинзбурга, Государственного русского народного хора им. Пятницкого.

В военные годы изменилась деятельность профессиональных исполнительских музыкальных коллективов Удмуртии: ансамбля песни и пляски удмуртской филармонии, хора Удмуртского радио, Удмуртского драматического театра (который вел значительную концертную работу) и профессиональных певцов и инструменталистов.

...Весной 1941 г. ансамбль готовился к поездке по Средней Азии, но выехать не успел. Шла репетиция, когда по радио объявили войну. На другой же день многих артистов взяли на фронт, из репертуара пришлось снять некоторые номера и взять другие: понадобились песни о войне, о мужестве, о ненависти к врагу.

В годы войны ансамбль особенно много работал в районах республики, в день по 2-3 концерта. Добирались иногда пешком, в свободное от репетиций и выступлений время работали в поле. В декабре-феврале 1942 г. гастролировали по Башкирии и Татарии, выступая в основном в госпиталях и Домах офицеров; в июле-сентябре того же года были в Казани, Горьком (ныне Нижний Новгород), Сормово; в апреле-августе 1943 г. ездили по Уралу; в ноябре - в Молотов-ской (ныне Пермской) и Свердловской областях; в 1944 г. посетили Кировскую область. Все эти годы ансамбль работал с разными дирижёрами (Н. Винюкова, Г. Нечаев, В. Тиунов), что, вероятно, затрудняло творчество, однако основной состав (А. Широбокова, Т. Волкова, М. Харитонова, А. Рыбакова и др.) не менялся. Удалось сохранить исполнительскую культуру, которую ансамбль под художественным управлением А. В. Каторгина выработал в предвоенное время. Солистка ансамбля Зинаида Акмарова в годы войны работала во фронтовой бригаде. Дошла до Румынии. «Было всякое... Счастье, видно, рядом ходило,-вспоминает Зинаида Илларионовна. - Один раз шел концерт в вагоне. Налетели фашистские самолёты. Вагоны, что рядом стояли, превратились в щепки,

а мы остались целыми...» 3. Акмарова пела удмуртские, русские и украинские песни. Часто встречалась на фронте с земляками.

К началу войны значительную известность в Удмуртии получил хор Удмуртского радио (руководитель Е. В. Молоткова). Программа выступлений была более разнородной: это и концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин», и тематические концерты о творчестве Танеева, Глинки, Балакирева, Шуберта, и, самое интересное, записанные в этом коллективе с голоса, аранжированные удмуртские народные песни: «Юг-юг жужалоз», «Вож бадяр кадь ик», «Э, мугоры, мугоры», «Поръялоз, поръялоз» и др. В 1942 г. хор Удмуртского радио временно был расформирован, некоторые участники его влились в оперный ансамбль удмуртской филармонии. В 1943 г. хор Удмуртского радио возобновил свою работу под руководством А. И. Гордон. В этот период с хором работает известный в Удмуртии талантливый концертмейстер и аккомпаниатор О. С. Фарфель, обладавшая незаурядной техникой аккомпанемента. При ее участии выступали солисты хора Удмуртского радио В. Утробина, И. Иванов, Е. Касперсон, исполнялись технически сложные хоровые сочинения.

С концертными программами выступали актеры Удмуртского театра. С 1941 по 1944 г. театр работал в Алнашах. Было поставлено 8 спектаклей и подготовлено 3 концертных программы. Театр дал около 600 концертных и театральных выступлений. В 1944 г. театр выступает в Можге, Камбарке, а осенью 1945 г. возвращается в Ижевск и возобновляет свои музыкальные спектакли, например, «Камит Усманов» (музыка Н. Греховодова, при участии Г. И. Титова).

Концертные программы наполовину состояли из боевых песен, песен военных кинофильмов и театральных постановок. Театр имел свои концертные бригады, которые выступали в воинских частях, обслуживали лесопункты, заводы, колхозы. Успехом всей театрально-музыкально-концертной деятельности коллектив Удмуртского театра особо обязан народному артисту РСФСР К. А. Ложкину, народным артистам УАССР В. К. Виноградовой, К. И. Гавриловой, Г. П. Овечкину, заслуженной артистке РСФСР А. В. Шкляевой, заслуженным артистам УАССР А. В. Чубуковой, А. В. Волковой, артистам В. Г. Волкову, Я. Н. Вахрушеву, Г. М. Баженову, Я. Н. Перевощикову, В. Г. Гаврилову. Подводя итог деятельности театра за три военных года, В. Голдобин пишет: «Выступать и готовить программы приходилось в холодных и неприспособленных помещениях. Но, в каких бы условиях мы ни работали, нас вдохновляло сознание того, что мы выполняем важное, нужное дело, воспитывая в наших зрителях средствами искусства любовь к Родине и ненависть к врагу».

В годы войны существенно меняется характер самодеятельного искусства. Праздничные вечера в честь знаменательных дат, многолюдные торжественные смотры, расцвеченные яркими костюмами и декорациями, декады национального искусства уступают место более сдержанным, тематически выдержанным в духе военного времени и небольшим по объему концертным выступлениям. Распространённым видом самодеятельного исполнительского искусства городских и заводских художественных коллективов стали тематические вечера со следующим содержанием: «Стихи и песни Отечественной войны», «Любовь и боевая дружба», «Город-герой Ленинград» и др. Подобный вечер в 1943 г. прошёл в Удмуртском государственном педагогическом институте. Вечер укра-

инской поэзии и музыки, а также вечера, посвященные Тимирязеву и Сеченову, были организованы в Ижевском мединституте.

Активизируется музыкальная работа в заводских общежитиях, создаются новые коллективы на заводах, формируются концертные бригады для шефской работы. Так, в 1942 г. при общежитии Ижевского механического завода организуются струнный, драматический и хоровой коллективы, силами которых были даны концерты. Тридцать художественных коллективов принимают в апреле 1943 г. участие в городском смотре художественной самодеятельности. Из них вышли победителями ансамбль песни и пляски трудовых резервов, самодеятельный коллектив работников НКВД, художественный коллектив школы № 27. Наиболее значительными были хоровой ансамбль Ижевского металлургического завода (руководитель М. А. Васнецова), хор Ижевского машиностроительного завода (руководитель Г. С. Максимов), оперный ансамбль и хоровой ансамбль Боткинского машиностроительного завода (руководитель А. А. Иванов).

В сравнительно небольшом творчестве военных лет существенное место занимают обработки народных песен, выполненные Н. М. Греховодовым и И. Я. Галкиным. Показательно, что из народных произведений выбираются сюжеты, близкие духу времени, например, драматический сюжет о гибели воина «Раненой солдат». Обработка песни сделана композитором И. Галкиным. Можно назвать ряд хоровых обработок лирических песен, в которых раскрывается тема ожидания, верности, разлуки, к их числу принадлежит обработка Н. Грехо-водовым удмуртской песни «Уллязы вож садысь учыез». Обработки фольклорных произведений воспроизводят многие типичные черты национального песенного искусства, прежде всего его многоголосную основу, ладовую структуру, ритмику. В концертные программы вошли обработки народных песен «Э, кор-кае, коркае», «Сизъым арес», «Лымы тодьы», «Зильыр-зильыр» И. Я. Галкиным, «Арама кузя», «Ой татчы но уд пыры но» Н. М. Греховодовым. Творчество Н. Греховодова развивается и в жанре оригинальной массовой песни. Его произведения отражают современную военную тематику и трудовые будни тыла, в особенности песня «Проклятому врагу смерть» и «Песня о трассе», посвященная строителям Ижевско-Балезинской железнодорожной магистрали, имеющей важное народно-хозяйственное значение. Творчество И. Галкина в военный период развертывается в театральном жанре. Он пишет музыку к спектаклям «Андже-ло» (по В. Гюго), «Сирано де Бержерак» (по Э. Ростану) и музыкальную драму «Аннок» (по пьесе И. Гаврилова), воссоздавшую картину прежней жизни удмуртского села и раскрывающую некоторые обрядовые черты национального музыкального фольклора. Произведение «Аннок» создано в 1941 г. Интересны его хоровые номера, например: хор «Шудэлэ, серектэ», «Ой, пиос, ой, нылъёс», «Ой, кылёзук».

В развернутых музыкальных сценах раскрыт образ героини. Пользуется сценической популярностью песня Аннок «Уй пей-мыт», основанная на народном напеве «Чоръялоз атасэд». Наибольший интерес в этой музыкальной драме «Аннок», как отмечают И. Н. Поздеева и Р. А. Чуракова, исследователи творчества И. Галкина, представляют номера, написанные на народные темы. Развитие их происходит за счёт вариантного преобразования темы; излюбленный прием -неожиданный тональный сдвиг в процессе развития. В оригинальных номерах преобладает пентатоника, которую нельзя назвать полностью удмуртской.

Во время войны в Удмуртии работал И. Я. Пустыльник. Его хоровые сочинения этих лет «Луд вылын», «Ныллэн кырзанэз», «Бертоз», «Песня Сани», «Чузъясь-кись куара», «Паськыт сюрес» обнаруживают некоторые черты, близкие национальной музыкальной культуре.

Итак, в период Великой Отечественной войны музыкальное исполнительство и творчество сыграли важную роль в жизни республики. Музыкальная жизнь Удмуртии была интенсивной, искусство помогало фронту и тылу.

Голубкова Ариадна Николаевна,

кандидат искусствоведения, заслуженный деятель науки УР, член Союза композиторов РФ.

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.