8. Арнольд И.В. Интертекстуальность - поэтика чужого слова. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.
9. The Imperial Library. Available at: https://www.imperial-library.info
10. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.
11. Tolkien J.R.R. The Fellowship of the Ring, Being the first part of The Lord of the Rings. Harper Collins Publishers, 2001.
12. Кулакова О.К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования (на материале жанра фэнтези). Диссертация ... кандидата филологических наук. Иркутск, 2011.
13. Dictionary.com. Available at: http://www.dictionary.com
References
1. Harlashkin M.N. Osobennosti diskursa videoigr. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika. 2016; 1: 92 - 98.
2. Ensslin A. The Language of Gaming. Palgrave MacMillan, 2012. 207.
3. Lapshina M.N. Intertekstual'nost' i ustnyj perevod. Universitetskoe perevodovedenie. Vypusk 11. Materialy XI mezhdunarodnoj nauchnoj konferenciipo perevodovedeniyu «Fedorovskie chteniya». Sankt-Peterburg: SPbGU, 2011: 295 - 301.
4. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Po'etika. Moskva: Progress, 1989.
5. Kristeva Yu. Bahtin, slovo, dialog i roman. Francuzskaya semiotika: Ot strukturalizma k poststrukturalizmu. Moskva: IG Progress, 2000: 427 - 457.
6. Karaulov Yu.N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnost'. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2010.
7. Teliya V.N. Kul'turno-yazykovaya kompetenciya: ee vysokaya veroyatnost' i glubokaya sokrovennost' v edinicah frazeologicheskogo sostava yazyka. Kul'turnye sloi vo frazeologizmah i diskursivnyh praktikah. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004: 19 - 31.
8. Arnol'd I.V. Intertekstual'nost' - po'etika chuzhogo slova. Semantika. Stilistika. Intertekstual'nost': Sbornikstatej. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1999.
9. The Imperial Library. Available at: https://www.imperial-library.info
10. Van Dejk T.A. Yazyk. Poznanie. Kommunikaciya. B.: BGK im. I.A. Bodu'ena de Kurten'e, 2000.
11. Tolkien J.R.R. The Fellowship of the Ring, Being the first part of The Lord of the Rings. Harper Collins Publishers, 2001.
12. Kulakova O.K. Intertekstual'nost' v aspekte zhanroobrazovaniya (na materiale zhanra fentezi). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Irkutsk, 2011.
13. Dictionary.com. Available at: http://www.dictionary.com
Статья поступила в редакцию 19.03.17
УДК 8.82
Bokoveli O.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),
E-mail: [email protected]
Prishchepa V.P., Professor (Philology), N.F. Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
THE FUNCTION OF CHROMATIC COLOURS IN SEMYON LIPKIN'S LYRICS. The paper observes the colour palette of lyrics by Semyon Lipkin, a poet of the 60s-90s of 20th century. Comprehension of the colour characteristic of the art world of the author allows to present his lyric poems rather deeply. The analyzed text material is grouped according to the described units - colour terms, which are most frequent in Semen Lipkin's lyrics. Red, blue, green, yellow are distinguished among the colour epithets. Each of them has a specific functional value in the text. In particular, it becomes a text detail, a sign of time, place, history. Chromatic colours have various semantic filling, they are perceived traditionally by the poet, but at the same time they are represented by the individual author's consciousness. It is semantics of a colour range that helps to understand the functional value of Semyon Lipkin's colour palette.
Key words: colour features, colour palette, lyrics of 20th century, colour function, chromatism of lyrics.
О.С. Боковели, канд. филол. наук, доц. Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
В.П. Прищепа, д-р филол. наук, проф. Хакасского государственного университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
ФУНКЦИЯ ХРОМАТИЧЕСКИХ ЦВЕТОВ В ЛИРИКЕ СЕМЕНА ЛИПКИНА
В статье рассматривается цветовая палитра лирики Семена Липкина, поэта 60-90-х годов XX века. Осмысление цветовой характеристики художественного мира автора позволяет достаточно глубоко представить его лирику.
Анализируемый текстовый материал сгруппирован в соответствии с описываемыми единицами - цветовыми обозначениями, которые наиболее частотны в лирике Семена Липкина. Среди цветовых эпитетов выделяются красный, синий, зелёный, желтый. Каждый из них имеет особое функциональное значение в тексте. В частности, становится деталью текста, приметой времени, места, истории. Вместе с тем хроматические цвета имеют различное семантическое наполнение, достаточно традиционно осмыслены поэтом и, в то же время, представлены индивидуально-авторским сознанием. И именно семантика цветового спектра помогает осмыслить функциональное значение цветовой палитры Семена Липкина.
Ключевые слова: цветопись, цветовая палитра, лирика XX века, функция цвета, хроматизм лирики.
Цветовой спектр поэтического мира автора всегда привлекает внимание исследователей. Это одна из актуальных тем, которая позволяет углубить понимание идейно-тематического поля текста, осмыслить индивидуальные представления автора о мире, увидеть поэтику его имагинативной реальности.
Вместе с этим в последнее время в центре внимания литературоведов находится пласт литературного процесса, который, с одной стороны, кажется, достаточно осмысленным, а с другой, представляет собой бесконечное пространство для исследований. Шестидесятые годы XX века породили огромное количество интересных поэтов различных течений и направлений, среди них выделяется Семен Липкин. Как отмечают биографы его творчества, «Семен Израилевич Липкин был человеком сверхъестественного терпения. Это привлекало едва ли не сильней, чем его стихи. Он терпел советскую власть в худших ее проявлениях,
терпел журналистов и начинающих поэтов, бессмысленную цензуру, собственное нездоровье... Терпел и не раздражался. Жизнь, почти равная двадцатому веку, не сделала из него страдальца и мизантропа и вообще, что называется, не сломала. Он не принимал героических поз, когда его не печатали, не диссидентствовал, но и на компромиссы не шел» [1].
Сильный характер поэта проявлен и в его поэзии. Семен Липкин затрагивает многие темы: история, родина, детство, любовь. Его лирика богата деталями, вписанными поэтом в систему мира. Поэтические произведения Семена Липкина отличаются своеобразной простотой, и в тоже время абсолютной философской направленностью. Он рисует картины реальности, в которых можно увидеть четкие контуры пространства, элементы культурной памяти, временные точки истории. При этом все это многообразие выражено просто, несколько бытийно, что привле-
кает внимание читателей и исследователей, что позволяет поэту до сих пор оставаться близким и понятым.
Вместе с тем следует отметить, что, во-первых, в данной статье за основу принимается точка зрения Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, которые в историческом аспекте развития русской лирики относят Семена Липкина к поэтам-неоакмеистам [2]. Во-вторых, внимания, на наш взгляд, заслуживает и сама проблема, поскольку существующие исследования по творчеству Семена Липкина направлены в основном на самого автора (работы М. Гейзер [3 - 7]), на осмысление истории в его лирике (статьи Ю. Кублановского [8], С. Минакова [9]), на философскую составляющую его творчества (работы В. Мощенко [10], П.А. Якимова [11 - 12]).
Поэтический мир Семена Липкина достаточно насыщен цветовыми эпитетами, часто употребительными из которых оказываются красный, синий, зелёный, желтый. Красный цвет наиболее распространен и выполняет ряд функций в текстах поэта. Так, например, в стихотворениях «На свежем корчевье» (1943), «Сапожник» (1948) красный является художественной деталью, определяющей социально-политическую принадлежность человека. Цветовая детализация становится приметой времени и истории: «День проходит за днем, как в тумане./ Немец в небе гудит./ Так до самой Тамани, до самой Тамани,/ А земля, как назло, неустанно родит./ Я впервые почувствовал муку/ Краснозвездных крестьян» («На свежем корчевье»). Образ «краснозвездных крестьян» вписан Семеном Липкиным в противоречивую реальность исторического времени, ситуацию, сложившуюся поневоле: вместо того, чтобы ухаживать за землей, собирать хлеб, крестьяне идут на войну. Яркая антитеза «немец в небе гудит - а земля неустанно родит» выражает острейшую боль народа, боль за самое дорогое - их землю, их Родину.
Вместе с этим красный цвет в поэтическом мире автора несет и традиционную агрессивную семантику. Так, в стихотворении «Имена» (1943), в основе которого находится библейский сюжет - именование предметов мира, «красный» связан с мотивом смерти. И весь эмоциональный настрой текста, все сочетания образов и мотивов в контексте произведения подчинено выражению животного страха человека перед неизбежным: Адам ничего не промолвил в ответ: Он важно за солнечным шаром следил. А шар за вершины дерев заходил, Краснея, как кровь, пламенея, как жар, Как будто вобрал в себя солнечный шар Все красное мира, всю ярость земли, -И скрылся. И медленно зрея вдали, Всеобщая ночь приближалась к садам. «Вот смерть», - не сказал, а подумал Адам.
В этом стихотворении Семен Липкин усиливает цветовую характеристику валентным образом «кровь». Поэт создает градацию образов, позволяющую увеличить эмоциональный накал от ощущения страха, передать состояние агрессии мира по отношению к человеку: пламя - жар - солнечный шар. Такая градация образа дает возможность проследить своеобразное увеличение объекта, которое выражает угрозу. А угроза, в свою очередь, провоцирует появление страха перед неизвестностью: ««Вот смерть», - не сказал, а подумал Адам». Семен Липкин вновь представляет «красный» в данном контексте со свойственной неоакмеизму детализацией. Он не уходит в сторону символизации образа, наоборот подчеркивает его прямое значение: «Как будто вобрал в себя солнечный шар // Все красное мира, всю ярость земли». Однако при этом поэт имагинативно имплицирует мифопоэтический образ космического солнца, как символа судьбы, неотвратимости конца в этом реальном мире для человека. Эту идею также позволяет передать звуковой вариативный повтор в стихотворении: РА-Р-КР-КРА-АР/ЯР.
Одной из функций красного цвета в лирике Липкина является детализация топоса. Так, например, эту функцию можно проследить в произведении «Снова в Одессе» (1949): «Ярко-красный вагончик, кусты будяка, / Тишина станционного рынка, / И по-прежнему воля степная горька, / И как прежде, глазами, сквозь щелку платка, / Улыбается мне украинка». В самом начале стихотворения перед нами появляется ярко-красный вагончик. В сознании поэта этот элемент урбанистического пейзажа -неотъемлемая часть города Одессы, деталь его мира, которая одна из первых всплывает в сознании лирического субъекта Семена Липкина, «привязывая» его посредством культурно-исторической памяти к месту (топосу) - Украине и Одессе, где родился поэт.
Вместе с этим Семен Липкин не исключает красный цвет и из ряда характеристик мира природы. Например, в стихотворении «Воробышек» (1952) появляется образ «медно-красного солнца», а в стихотворении «Пепел» (1953) осенний лес находится «В этом, красном - обличье индийца».
Иногда в стихотворениях поэта красный сочетается с другими цветами, что позволяет добавить смысловые оттенки произведению, в частности, трагичность ситуации: «Как поймет он, покинутый верой,/ Что страшнее: потеря печати,/ Или рокот воды красно-серой, / Или эхо немецких проклятий?» («Раннее лето», 1948).
Зелёный цвет - это цвет природы в лирике Семена Липкина. Такое восприятие наблюдается практически во всех стихотворениях, где встречается данный цвет («Апрель», 1937; «В экипаже», 1937; «Соловьи», 1941; «У ручья», 1944; «Утро», 1946; «Тайга», 1961; «Чешский лес», 1962): «Оттого ли, что корни пустила в неведомый глазу/ Небольшой островок,/ Но дыхание горя еще не ложилось ни разу / На блестящий листок./ Каждый лист ее счастлив, зелёный, веселый, певучий...» («У ручья»). В таких произведениях зелёный цвет передает безмятежную, порой даже идиллическую картину природы, на фоне которой лирический герой поэта рефлексирует и ощущает гармонию мира.
«Зелёный» в контексте произведений Семена Липкина зачастую функционирует в едином смысловом поле с образами времени и пространства, что даёт возможность поэту отойти от традиционного значения цвета. Так, в стихотворении «Соловей поет» (1956) зелёный цвет определяется как часть неизведанного и тайного мира, мира за гранью реального. Он связан с образом гнилой воды, позволяющим поэту передать трагическое ощущение приближающейся смерти, за которой и есть иной, неизведанный мир: «Ранний пар встает над гнилой водой, / Над зеленой тайной болот. / Умирает наш соловей седой, / Умирая, поет, поет...». А в стихотворении «У шлагбаума» (1950) «зелёный», осмысленный как характеристика предмета коррелирует с мотивом памяти: «Вспомнил! Вспомнил - и понял, о мальчик с зеленой тетрадью:/ Мать украсила сына любимого жертвенной прядью / В честь отца, что пошел на войну и погиб на войне».
В системе общего пространственно-временного континуума поэт иногда меняет семантику зеленого цвета, переосмысливая ее. Например, трансформируя части речи (с прилагательного на деепричастие), поэт модифицирует функцию цветового обозначения: «Этот миром не мог насладиться, / Зеленея, сгорел, отошел» («Пепел», 1950). В приведенном отрывке из стихотворения «Пепел» автор размышляет об осени, которая заставляет мир природы «переодеваться». Олицетворенный образ древесного листа и его цветовая характеристика способствуют выражению важной философской идее: все в мире подчинено законам природы, которым нет смысла противостоять. Осень, как образ времени, создает внутренний смысловой предел образу листа, а цветовой образ «зеленея» подчеркивает противоречивость ситуации.
В связи с этим одной из ведущих функций зеленого цвета в лирике Семена Липкина становится функция создания контраста в ткани текста. Данная функция отмечается и в стихотворениях, где этот цвет становится выразителем образа «зеленого пространства мира»: «Слыхал я: под тяжестью сводов, / Под зеленью этой травы -/ кварталы, где много заводов, / Где сколько угодно жратвы, / Где лампы сияют монистом / Механикам и программистам...» («Город-спутник», 1960). Поэт противопоставляет урбанистическому пейзажу, в который вписаны лирический субъект и образы людей, зеленую траву. При этом интересным элементом текста становится пространственный предлог «под». Город «под зеленью этой травы», он скрыт, локализован, недоступен, он меньше в сознании лирического героя, чем зелень травы. Таким образом, становится возможным говорить о гиперболизации образа травы, и восприятии его как образа мира в контексте стихотворения.
Осмысление «зеленого пространства» как всего мира выражено также в стихотворении «Живой» (1966). В нем поэт вновь создает контраст, но этот контраст уже иного качества. Если в предыдущем стихотворении возникала антитеза «город - мир», то в данном стихотворении «смерть - мир /жизнь»: «На Трое-куровском кладбище / Спит мой единственный друг. / Над ним, на зеленом просторе,/ Как за городом - корпуса, / Возводятся радость и горе...».
Палитра синего цвета в лирических произведениях Семена Липкина представлена собственно синим цветом и голубым. Синий в его произведениях «утяжелен» («Черный рынок», 1944;
«По Эдгару По», 1987). Он зачастую напрямую не ассоциируется с образом неба, хотя не теряет своего природного происхождения: «Угрюм и колок / Блеск песчинок. // Лег синий полог / На суглинок» («Черный рынок»). Метафора «синий полог», с одной стороны, это деталь природного мира, однако, с другой стороны, она - элемент предметного человеческого быта (полог). Земля (суглинок) покрыта синим пологом (туманом, гарью - ассоциативный ряд может быть достаточно широким), который отнюдь не несет позитивного смыслового значения, поскольку фоном событий в стихотворении является война. А голубой цвет, имеющий мягкий и нежный тон, наоборот, «раскрашивает» небо в лирике Семена Липкина, причем это мирное и спокойное небо: «У других голоса - как леса,/ Переполненные соловьями, / И у них небеса - туеса, / Туеса с голубыми краями» («Мой день», 1956). Иногда, так же как и другие цвета, голубой цвет может являться характеризующей деталью, как, например, в стихотворении «В ночном Ростове» (1942). В этом произведении цве-тообозначение является метонимией, которая передает образ представителя НКВД: «Но сердце Дону отвечало: т/ «Молчи ты, голубой лампас!...».
Желтый цвет в лирике Семена Липкина - это цвет осеннего леса, природы и даже ассоциативный цвет расы: «Этот, желтый*, - ну, право, монгол» («Пепел», 1942). Однако он не является частотным цветом. Поэт чаще всего использует один из его оттенков - золотой, который также принадлежит природному миру («Воля» ,1943; «Рисунок на Греческой площади», 1960; «Зимнее утро», 1964; «Закат в апреле», 1969). Его основная функция заключается в выражении контраста категорий материального и духовного. Так, в стихотворении «Рисунок на Греческой площади» небо осмыслено поэтом как образ космического пространства, где раскрывают свою сущность астральные мифы, где сосредоточено золото звезд: «Но дикость хохлатского неба, // Но звезд золотой запас...». Однако в произведениях с религиозно-философской тематикой («Беседа», 1942; «Имена», 1943; «У собак»,1957; «Одесская синагога», 1969) золотой цвет контрастирует с явлениями и предметами, создавая антитезу духовных и материальных ценностей: «Целуют отрешенно, /
Библиографический список
И плача, и смеясь, / Не золотые слитки,/ А заповедей свитки,/ Суть, смысл и связь» («Одесская синагога»).
Вместе с этим золотой цвет у Семена Липкина может обладать двойной семантикой, приобретая признаки своеобразного оборотничества. Например, в стихотворении «Сосна» (1959), в котором автор описывает образ болезненного и одновременно сильного дерева: «Ее жалеют: не жилица./ Слабее всех она в саду./ Лишь ночью тихо золотится,/ Вонзаясь иглами в звезду». С одной стороны, глагол «золотится» с цветовой семантикой позволяет осмыслить характеристику дерева, на которое падает лунный свет, с позиции природного мира. Но, с другой стороны, это дополнительная черта образа, которая несет в себе скрытый метафорический смысл. Сосна традиционно воспринимается как символ смерти, поэтому ее доминирующей стихией становится темнота. Болезненность сосны при солнце для поэта ложное явление, поскольку он знает сущность этого дерева: со временем, когда дерево вырастет, оно не даст пробиться лучам солнца к другим растениям сада, что приведет их к гибели: «Вон та не даст расти клубнике, // Ее невинный облик - ложь». Сосна золотится, то есть живет, но при этом она вонзает иглы в звезду, питаясь ее светом, выпивая ее жизненные соки.
Двойная семантика золотого цвета обнаруживается и в стихотворении «Сапожник» (1948): «Домой он вернулся с заслугой, / С отрезанной напрочь ногой. / На станции встречен супругой, / Поплыл он в простор золотой». Цветовой эпитет «раздваивает» в стихотворении Семена Липкина реальность лирического героя. Возникает ассоциативный ряд с временной границей в тексте: прошлое (две ноги, любимая работа в поле, на земле) и настоящее (одна нога, и парадокс - сапожник). Золотой простор становится, с одной стороны, символом мирной жизни, жизни без войны, с другой стороны, жизнью после войны, в которой необходимо приспосабливаться к реальности.
Таким образом, анализируемый хроматический мир лирики Семена Липкина позволяет сосредоточить внимание на пространственно-временных характеристиках текста, на осмыслении топоса, окружающего мира и на самом лирическом субъекте поэта.
1. Шенкман Я. Семен Липкин. Преодоление века. Available at: http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/lipkin/
2. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учебное пособие для филологических специальностей. В 2 т. Т. 2: 1968 - 1990. Москва, 2003.
3. Гейзер М. Тот, кто родился, - не умрёт (размышления о поэзии С. Липкина) Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
4. Гейзер М. Тропою концентрационной... Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
5. Гейзер М. Как само детство, сладко пахли акации... Available at: URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
6. Гейзер М. Мои встречи с С. Липкиным. http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
7. Гейзер М. Рассказы о Михоэлсе. Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
8. Кублановский Ю. Поэтическая Евразия Семена Липкина. Журнальный зал. Available at: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/7/ lipkin.html
9. Минаков С. «Что ты заводишь песню военную...». Журнальный зал. Available at: http://magazines.russ.ru/neva/2009/5/mi12.html
10. Мощенко В. «На божественном уровне горя и слез» Available at: http://insocinf.com/vm06.htm
11. Якимов П.А. Концепт «Бог» в художественной картине мира Семена Липкина. Вестник Оренбургского государственного университета. 2012; 11: 145 - 147.
12. Якимов П.А. К вопросу о лексическом представлении концепта «грех» в поэзии Семена Липкина. Вестник Оренбургского государственного университета. 2013; 11: 140 - 143.
References
1. Shenkman Ya. Semen Lipkin. Preodolenie veka. Available at: http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/lipkin/
2. Lejderman, N.L., Lipoveckij, M.N. Sovremennayarusskayaliteratura: 1950-1990-egody: uchebnoe posobie dlya filologicheskih special'nostej. V 2 t. T. 2: 1968 - 1990. Moskva, 2003.
3. Gejzer M. Tot, kto rodilsya, - ne umret (razmyshleniya o po'ezii S. Lipkina) Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
4. Gejzer M. Tropoyu koncentracionnoj... Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
5. Gejzer M. Kak samo detstvo, sladko pahli akacii... Available at: URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
6. Gejzer M. Moi vstrechi s S. Lipkinym. http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
7. Gejzer M. Rasskazy o Miho'else. Available at: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121/lipkin.htm
8. Kublanovskij Yu. Po'eticheskaya Evraziya Semena Lipkina. Zhurnal'nyj zal. Available at: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/7/lipkin. html
9. Minakov S. «Chto ty zavodish'pesnyu voennuyu...». Zhurnal'nyj zal. Available at: http://magazines.russ.ru/neva/2009/5/mi12.html
10. Moschenko V. «Na bozhestvennom urovne gorya i slez» Available at: http://insocinf.com/vm06.htm
11. Yakimov P.A. Koncept «Bog» v hudozhestvennoj kartine mira Semena Lipkina. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 11: 145 - 147.
12. Yakimov P.A. K voprosu o leksicheskom predstavlenii koncepta «greh» v po'ezii Semena Lipkina. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 11: 140 - 143.
Статья поступила в редакцию 23.03.17
* Имеется в виду желтый лист.