Научная статья на тему 'Функционирование социального предпринимательства на основе государственно-частного партнерства'

Функционирование социального предпринимательства на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хетагурова Ю.И.

Функционирование социального предпринимательства в РФ предполагает инфраструктурную поддержку. В статье предлагается использование механизма государственно-частное партнерство для эффективного развития социального предпринимательства в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование социального предпринимательства на основе государственно-частного партнерства»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

© Хетагурова Ю.И.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ

Функционирование социального предпринимательства в РФ предполагает инфраструктурную поддержку. В статье предлагается использование механизма государственно-частное партнерство для эффективного развития социального предпринимательства в стране.

Ключевые слова социальное предпринимательство, модель развития, инфраструктура поддержки, социальные предприятия, государственно-частное партнерство, малое и среднее предпринимательство, социально-ориентированная экономика.

В РСО-Алания такое явление как социально предпринимательство находится на начальной стадии развития и только начинает формироваться.

Управлением РСО-Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства совместно с Фондом поддержки предпринимательства в целях реализации мероприятий государственной поддержки предпринимательства проводятся региональные конкурсы: «Социальный предпринимательский проект в РСО-Алания», «Конкурс инновационных проектов РСО-Алания».

Основной целью конкурса социальных проектов является выявление субъектов предпринимательства, реализующих социально значимые проекты в сфере дошкольного образования, социальной поддержки и защиты граждан, организации групп дневного пребывания детей и другие направления.

Повсеместное развитие поддерживающих институтов развития социального предпринимательства, работающих непосредственно с потенциальными социальными предпринимателями, значительно ускорили бы процесс развития этой технологии в РСО-Алания. Для этого существует необходимость проведения как общероссийских, так и региональных, местных исследований в этой области, отражающих уже существующее наличие таких предприятий; оценивающих потенциальные сферы, в которых в будущем могут появиться социальные предприятия; а также отношение населения к такого вида предприятиям с точки зрения потребителя их товаров и услуг, и с точки зрения организации и собственного участия в инициативах социального предприятия. Для этих целей требуется и специальная информационная политика, расширение информационных ресурсов как площадок обмена информацией, распространения лучшего опыта, консультационных услуг, обучения социальному предпринимательству [3].

* Ассистент кафедры «Организации производств и экономики промышленности».

Социальное предпринимательство как относительно новое для РСО-Алания явление все еще в недостаточной степени присутствует в информационном пространстве. Так, согласно исследованию группы «ЦИРКОН», лишь 26 % респондентов имеют представление о социальном предпринимательстве. 73 % принявших участие в исследовании ранее не сталкивались с этим явлением. При этом более половины респондентов отметили, что социальное предпринимательство имеет хорошие перспективы развития в России. Почти 60 % ответивших выразили уверенность, что необходимо внедрять современные подходы к решению социальных проблем. Вместе с тем порядка 60 % считают государство ответственным за решение социальных проблем, а 73 % не верят в социальную ориентацию бизнеса.

Таким образом, в массовом сознании россиян понятие «социальное предпринимательство» представлено слабо. Вместе с тем многие жители России готовы воспринять инновации в социальной сфере. Бизнес структуры, решающие важные социальные проблемы, воспринимаются ими позитивно. Очевидно, что основной задачей должно стать широкое распространение успешных примеров социального предпринимательства.

Развитие социального предпринимательства опирается, прежде всего, на инициативу людей, готовых активно включаться в борьбу с социальными проблемами.

Мотивация людей к занятию социальным предпринимательством, поиск актуальных и реализуемых проектов должны опираться на масштабное информационное сопровождение. В этом контексте государственное содействие, в особенности медиаподдержка отдельных инициатив и социального предпринимательства в целом, может сыграть решающую роль в процессе распространения. Пропаганда модели социального предпринимательства может с одинаковой эффективностью вестись как в традиционных, так и в новых медиа. Последнее особенно существенно ввиду стремительного развития интернет технологий. Социальное предпринимательство изначально предполагает перспективу тиражирования успешного опыта. Современные коммуникационные технологии предоставляют уникальную возможность формирования сообществ социальных предпринимателей, проведения онлайн семинаров, консультаций, диалоговых площадок [2].

Реализация комплексной информационной стратегии развития социального предпринимательства окажет влияние и на традиционный бизнес. Рост осведомленности населения и властных органов о специфике и возможностях социального предпринимательства, расширение сети предприятий неизбежно изменит восприятие социальной ответственности и политики в глазах прочих предпринимателей. Итогом этого процесса должен стать радикальный сдвиг в отношении к социальной ответственности в бизнес среде и формирование новой парадигмы социальной поддержки, объединяющей предпринимателей, власти и население страны. Преодоление информаци-

онного вакуума вокруг социального предпринимательства - первоочередная задача, к решению которой должны присоединяться не только некоммерческие предприятия, но и органы государственной власти, средства массовой информации, интернет блоггеры. Ведь социальные предприниматели - это, прежде всего, талантливые, энергичные и ответственные предприниматели. И от того, удастся ли их найти и заинтересовать перспективами построения социальных предприятий, зависит решение многих общественных проблем современности.

Несмотря на некоторые проблемы, связанные с социальным предпринимательством, этот малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Для развития социального предпринимательства на основе государственно-частном партнерстве следует решить ряд проблем:

1. Ограничить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

2. Искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

3. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

4. Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки социального предпринимательства (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга, франчайзинга. Если франчайзин-говая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

5. Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

В сферу социального предпринимательства приходят все больше молодых, энергичных людей. Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей.

Социальный предприниматель должен иметь возможность зарабатывать больше, чем все остальные. Ведь социальный предприниматель это уникальный человек, обладающий не только компетенцией бизнесмена, но и в своем роде социальный технолог. Поэтому если общество предъявляет социальным предпринимателям повышенные требования, то и вознаграждение должно быть соответствующим. Нужно создать условия, в которых быть социальным предпринимателем выгодно.

Наличие местного сообщества является определяющим для социального предпринимателя, а чтобы было местное сообщество, нужна социальная предпринимательская кооперация, которая «сошьет» все это вместе. Развитие социального предпринимательства требует решения ряда актуальных проблем, в частности, подготовки правовой базы, квалифицированных кадров, системы финансовой поддержки, соответствующей информационной работы. Это позволит решить ряд таких важных проблем, как повышение благосостояния экономически неблагополучных граждан, трудоустройство и повышение квалификации, реабилитация и ресоциализация, сохранение окружающей среды и др.

В РСО-Алания на сегодняшний день инфраструктура для развития социального предпринимательства существует преимущественно благодаря инициативе самих социальных предпринимателей. Вместе с тем построение эффективной инфраструктуры требует не только инициатив субъектов социального предпринимательства, но и оказания поддержки со стороны государства.

Приоритетные направления развития социального предпринимательства на основе государственно-частном партнерстве в РСО-Алания (проекты, востребованные в социальной сфере и сфере здравоохранения):

- организация услуг сиделок с выполнением комплекса восстановительных, профилактических, санитарно гигиенических, бытовых услуг по уходу за больными и пожилыми людьми, инвалидами;

- специализированные услуги по оказанию экстренной социально медицинской помощи «Тревожная кнопка»;

- предоставление услуг по комфортному временному проживанию и уходу за престарелыми и инвалидами (в условиях пансионата) в связи с отсутствием по объективным причинам у родственников возможности ухаживать самостоятельно;

- организация комплексной реабилитации по потребности для больных, перенесших инсульт или инфаркт (занятия, ЛФК, занятия с логопедом);

- профессиональное обучение и переобучение инвалидов, обеспечение их трудовой занятости, организация курсов компьютерной грамотности инвалидов;

- организация услуг нянь (специалистов) по уходу за детьми с ограниченными возможностями с функцией предоставления социально бытовых, социально педагогических, социально медицинских услуг с учетом потребности ребенка;

- предоставление автотранспортной услуги «Социальное такси» для организации комфортных перевозок маломобильных пассажиров, в том числе за пределы города;

- разовые услуги социальной поддержки для трудоспособных граждан (например, оказание медицинской помощи на дому в случае временной нетрудоспособности) [4];

- проекты, востребованные в сфере образования - открытие частных дошкольных образовательных учреждений (детских садов);

- проекты, востребованные в сфере физической культуры и спорта: обеспечение города следующими спортивными учреждениями: плоскостные спортивные сооружения, спортивные залы, бассейны, универсальные спортивные площадки, катки, услуги по прокату спортинвентаря;

- проекты, востребованные в сфере культуры: открытие частных коллекций, музеев (возможно на базе предприятий), организации по подготовке культурно массовых мероприятий, обучение народным промыслам.

В настоящее время в РСО-Алания четко выделяется несколько видов моделей социального предпринимательства. Приведем некоторые из них.

1. Производство товаров.

Обеспечение полноценной жизни для инвалидов примером может послужить фирма «Доспехи». Благодаря разработанной в фирме технологии изготовления специальных индивидуальных корсетов у вчерашнего лежачего инвалида появляется возможность вернуться в мир «ходячих» людей.

2. Предоставление социально значимых услуг и работ, в том числе для отдельных категорий граждан.

Для решения проблем занятости многодетных мам, мам одиночек и других людей, для которых полная занятость не представляется возможной, происходит создание бизнесов на дому (обычно - с максимальным вовлечением всех членов семьи в созидательную деятельность), и, что очень важно, организуется доставка сырья и дистрибуция.

Создание специальных туристических компаний, которые значительную долю своих усилий тратят на проработку маршрутов для беспрепятственного передвижения колясок.

Образование, организация досуга детские сады и школы, особенно в депрессивных регионах, спортивные секции. Создание точек питания, в которых одновременно есть развлекательные и развивающие центры для детей [1].

Развитие предпринимательской культуры помощь тем, кто хочет начать свое собственное дело: обучение необходимым азам, помощь в написании бизнес-планов, а также поддержка их реализации.

Развитие инфраструктуры - например, парикмахерские, мастерские, прачечные эконом класса, проекты по сортировке и переработке мусора, облагораживанию территорий, создание бань, особенно на тех территориях, где их нет в принципе.

Предприятия Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) эта система организаций, созданная еще в советское время, по-прежнему является одним из основных элементов государственной системы трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Именно эти предприятия большинство граждан, безусловно, относят к категории социальных предприятий.

Развитие социального предпринимательства в РСО-Алания может помочь создать социально-ориентированную экономику. Важнейшей особенностью социальных предприятий является их сродство и тесная взаимосвязь с местными сообществами, в которых они работают. Социальные предприниматели уважают и дорожат мнением своих сотрудников, т.к. они понимают, что их удовлетворенность своим трудом способствует улучшению деловой обстановки на предприятии, содействует устойчивому развитию бизнеса, а так же благотворно влияет на развитие человеческих отношений в местном сообществе.

Данная модель (рис. 1) является открытой системой взаимодействия ограниченного числа сторон-участников, основанная на государственно -частном партнерстве социального предпринимательства в России с учетом государственной и частной информационной и финансовой поддержки отдельных социальных предпринимателей.

Предлагаемая модель включает в себя институциональных участников в составе следующих групп:

1. Организации, выполняющие инвестиционную деятельность в отношении социальных предприятий - в модели представлены венчурными филантропами.

2. Доноры как элемент системы, включают в себя государство, корпорации.

3. Предприниматели, производящие услуг социального назначения, имеющие инновационный характер деятельность, где пять критериев инновационности Й. Шумпетера принимаются за базис для оценки - в модели представлены в первую очередь общественными организациями и объединениями и вторично - коммерческими организациями.

4. Организации поддержки социального предпринимательства, осуществляющие информационную и институциональную поддержку; высшие учебные заведения.

В модели социального предпринимательства в РСО-Алания предлагается предоставление общественным организациям стандартизованных бизнес-планов, разработанных сторонней организацией (венчурным филантропом либо консалтинговым агентством). Общественная организация всегда должна предоставлять услуги своей целевой аудитории; в процессе ведения предпринимательской деятельности прибыль должна всегда быть направлена на выполнение социальной миссии общественной организации либо частного коммерческого или некоммерческого социального предприятия.

Рис. 1. Модель функционирования системы государственно-частного партнерства социального предпринимательства в РСО-Алания

Подобной организацией может выступать любой коммерческий или некоммерческий фонд, либо государство, в процессе поддержания своей инновационной функции проводящей развитие системы партнерских взаимоотношений с консалтинговыми агентствами с целью разработки типовых бизнес-планов по организации предоставления услуг как можно более обширной социальной направленности. Центры поддержки социального предпринимательства также разделяют данную функцию, даже если подобные Центры будут впоследствии массово созданы государством, а не венчурным филантропом.

Наиболее эффективными для ведения деятельности в рамках стандартизованных бизнес-планов являются общественные организации ветеранов, пенсионеров, инвалидов, студентов, солдат из-за возможности использования контингента в качестве производственных и управленческих кадров. Как организации самопомощи, их целевая аудитория всегда очевидная и

гораздо терпеливее обычных инвесторов. При этом каждый бизнес-план может использоваться несколькими группами общественных организаций при условии близости социальных миссий. Однако, ситуация, в которой миссия общественной организации выполняется за счет результатов ведения коммерческой деятельности, не является обязательной. Важно лишь, чтобы прибыль направлялась на выполнение Уставной цели.

Таким образом, в рамках одного бизнес-плана работает серия общественных организаций, использующих схожих поставщиков, каналы реализации, и единые торговые марки на предлагаемые услуги. Очевидно, механизм всегда ограничен территориально, с Центром поддержки или венчурным филантропом в центре каждой отдельной системы. Все формы деятельности в рамках стандартизованных бизнес-планов должны подходить под общие критерии в целях обеспечения возможности привлечения как можно более широкого круга организаций для пользования подобными стандартами. Общественная организация должна выполнять свою социальную миссию вне зависимости от формы своей предпринимательской деятельности.

Модель предполагает работу фондовых организаций и венчурных филантропов с общественными организациями лишь на 1-ом этапе массового развития социального предпринимательства в РСО-Алания (2013-2025 гг.). В дальнейшем организациям поддержки социального предпринимательства целесообразно переключиться от грантов и беспроцентных займов на процентные займы, с целью максимизации числа малых и средних коммерческих социальных предприятий. Внедрение и дальнейшее совершенствование предлагаемой модели позволит упростить механизм создания новых социальных предприятий и расширить масштабы их деятельности.

Социальное предприятие сочетает в себе высокую приспособляемость и экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных нужд с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов.

Состояние социального предпринимательства в РСО-Алания находится на стадии развития. Причем изучение проводимых грантов и конкурсов в этой области показало, что все они организовываются, проводятся и финансируются либо частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, т.е. на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается в необходимом объеме.

В данной сфере нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального предпринимательства. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы. Сейчас предлагается разработать закон, определяющий понятие «социальное предпринимательство», систематизировать нормы, регулирующие деятельность субъектов социального бизнеса.

На уровне федеральных законов понятие отсутствует, не прописана также инфраструктура бизнеса. Налоговое законодательство не предусматривает специальных льгот для субъектов социального предпринимательства, хотя есть льготы для стимулирования социально ориентированной деятельности бизнеса [2].

Что касается социального бизнеса в РСО-Алания, то данной сфере нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального предпринимательства. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы. Состояние социального предпринимательства в РСО-Алания находится на стадии развития. Причем изучение проводимых грантов и конкурсов в этой области показало, что все они организовываются, проводятся и финансируются либо частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, т.е. на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается в необходимом объеме.

Список литературы:

1. Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути. 2009 // RMCENTER.RU: Российский микрофинансовый центр. - 2011.

2. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. - М. : НИУ Высшая школа экономики, 2011. - С. 104.

3. Аналитические отчеты Фонда «Наше будущее» об итогах конкурсов 2009-2010 годов [Электронный ресурс] // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. - 2011. - Режим доступа: Шр://пЬ-&М.ш/аЬоШ:сотреШюп.

4. Развитие социального предпринимательства на территории России // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. -2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.