Научная статья на тему 'Методика оценки социального предпринимательства в современных условиях'

Методика оценки социального предпринимательства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хетагурова Ю.И.

В данной статье рассматривается вопросы функционирования социального предпринимательства. Существующие различного рода бальные оценки малого и среднего предпринимательства не подходят к оценке социального предпринимательства. Предлагается методика оценки социального предпринимательства, которая позволит выявить потенциальных предпринимателей и уменьшит невозвратность выданных государственными институтами поддержки предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки социального предпринимательства в современных условиях»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Хетагурова Ю.И.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ

В данной статье рассматривается вопросы функционирования социального предпринимательства. Существующие различного рода бальные оценки малого и среднего предпринимательства не подходят к оценке социального предпринимательства. Предлагается методика оценки социального предпринимательства, которая позволит выявить потенциальных предпринимателей и уменьшит невозвратность выданных государственными институтами поддержки предпринимательства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, методика оценки, бизнес-модели, социально-ориентированная экономика.

Состояние социального предпринимательства в РСО-Алания находится на стадии развития. Причем изучение проводимых грантов и конкурсов в этой области показало, что все они организовываются, проводятся и финансируются либо частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, т.е. на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается на необходимом объеме.

В данной сфере нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального предпринимательства. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы. Сейчас предлагается разработать закон, определяющий понятие «социальное предпринимательство», систематизировать нормы, регулирующие деятельность субъектов социального бизнеса.

На уровне федеральных законов понятие отсутствует, не прописана также инфраструктура бизнеса. Налоговое законодательство не предусматривает специальных льгот для субъектов социального предпринимательства, хотя есть льготы для стимулирования социально ориентированной деятельности бизнеса [2].

Что касается социального бизнеса в РСО-Алания, то данной сфере нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального предпринимательства. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы. Состояние социального предпринимательства в РСО-Алания находится на стадии развития. Причем изуче-

* Ассистент кафедры «Организация производства и экономики предприятия».

ние проводимых грантов и конкурсов в этой области показало, что все они организовываются, проводятся и финансируются либо частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, т.е. на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается в необходимом объеме.

Социальное предпринимательство как относительно новое для РСО-Алания явление все еще в недостаточной степени присутствует в информационном пространстве. Так, согласно исследованию группы «ЦИРКОН», лишь 26 % респондентов имеют представление о социальном предпринимательстве. 73 % принявших участие в исследовании ранее не сталкивались с этим явлением. При этом более половины респондентов отметили, что социальное предпринимательство имеет хорошие перспективы развития в России. Почти 60 % ответивших выразили уверенность, что необходимо внедрять современные подходы к решению социальных проблем. Вместе с тем порядка 60 % считают государство ответственным за решение социальных проблем, а 73 % не верят в социальную ориентацию бизнеса.

Таким образом, в массовом сознании россиян понятие «социальное предпринимательство» представлено слабо. Вместе с тем многие жители России готовы воспринять инновации в социальной сфере. Бизнес структуры, решающие важные социальные проблемы, воспринимаются ими позитивно. Очевидно, что основной задачей должно стать широкое распространение успешных примеров социального предпринимательства.

Развитие социального предпринимательства опирается, прежде всего, на инициативу людей, готовых активно включаться в борьбу с социальными проблемами.

Мотивация людей к занятию социальным предпринимательством, поиск актуальных и реализуемых проектов должны опираться на масштабное информационное сопровождение. В этом контексте государственное содействие, в особенности медиаподдержка отдельных инициатив и социального предпринимательства в целом, может сыграть решающую роль в процессе распространения. Пропаганда модели социального предпринимательства может с одинаковой эффективностью вестись как в традиционной, так и в новых медиа. Последнее особенно существенно ввиду стремительного развития интернет технологий. Как уже упоминалось выше, социальное предпринимательство изначально предполагает перспективу тиражирования успешного опыта. Современные коммуникационные технологии предоставляют уникальную возможность формирования сообществ социальных предпринимателей, проведения онлайн семинаров, консультаций, диалоговых площадок [2].

Реализация комплексной информационной стратегии развития социального предпринимательства окажет влияние и на традиционный бизнес. Рост осведомленности населения и властных органов о специфике и возможностях социального предпринимательства, расширение сети предприятий не-

избежно изменит восприятие социальной ответственности и политики в глазах прочих предпринимателей. Итогом этого процесса должен стать радикальный сдвиг в отношении к социальной ответственности в бизнес среде и формирование новой парадигмы социальной поддержки, объединяющей предпринимателей, власти и население страны. Преодоление информационного вакуума вокруг социального предпринимательства - первоочередная задача, к решению которой должны присоединяться не только некоммерческие предприятия, но и органы государственной власти, средства массовой информации, интернет блоггеры. Ведь социальные предприниматели - это, прежде всего, талантливые, энергичные и ответственные предприниматели. И от того, удастся ли их найти и заинтересовать перспективами построения социальных предприятий, зависит решение многих общественных проблем современности.

Несмотря на некоторые проблемы, связанные с социальным предпринимательством, этот малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, следует ограничить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки социального предпринимательства (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга, франчайзинга. Если фран-чайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

В сферу социального предпринимательства приходят все больше молодых, энергичных людей. Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей.

Социальный предприниматель должен иметь возможность зарабатывать больше, чем все остальные. Ведь социальный предприниматель это уникальный человек, обладающий не только компетенцией бизнесмена, но и в своем роде социальный технолог. Поэтому если общество предъявляет социальным предпринимателям повышенные требования, то и вознаграждение должно быть соответствующим. Нужно создать условия, в которых быть социальным предпринимателем выгодно.

Наличие местного сообщества является определяющим для социального предпринимателя, а чтобы было местное сообщество, нужна социальная предпринимательская кооперация, которая «сошьет» все это вместе. Развитие социального предпринимательства требует решения ряда актуальных проблем, в частности, подготовки правовой базы, квалифицированных кадров, системы финансовой поддержки, соответствующей информационной работы. Это позволит решить ряд таких важных проблем, как повышение благосостояния экономически неблагополучных граждан, трудоустройство и повышение квалификации, реабилитация и ресоциализация, сохранение окружающей среды и др.

В РСО-Алания на сегодняшний день инфраструктура для развития социального предпринимательства существует преимущественно благодаря инициативе самих социальных предпринимателей. Вместе с тем построение эффективной инфраструктуры требует не только инициатив субъектов СП, но и оказания поддержки со стороны государства.

Приоритетные направления развития социального предпринимательства в РСО-Алания:

Проекты, востребованные в социальной сфере и сфере здравоохранения:

- организация услуг сиделок с выполнением комплекса восстановительных, профилактических, санитарно гигиенических, бытовых услуг по уходу за больными и пожилыми людьми, инвалидами;

- специализированные услуги по оказанию экстренной социально медицинской помощи «Тревожная кнопка»;

- предоставление услуг по комфортному временному проживанию и уходу за престарелыми и инвалидами (в условиях пансионата) в связи с отсутствием по объективным причинам у родственников возможности ухаживать самостоятельно;

- организация комплексной реабилитации по потребности для больных, перенесших инсульт или инфаркт (занятия, ЛФК, занятия с логопедом);

- профессиональное обучение и переобучение инвалидов, обеспечение их трудовой занятости, организация курсов компьютерной грамотности инвалидов;

- организация услуг нянь (специалистов) по уходу за детьми с ограниченными возможностями с функцией предоставления социально бытовых, социально педагогических, социально медицинских услуг с учетом потребности ребенка;

- предоставление автотранспортной услуги «Социальное такси» для организации комфортных перевозок маломобильных пассажиров, в том числе за пределы города;

- разовые услуги социальной поддержки для трудоспособных граждан (например, оказание медицинской помощи на дому в случае временной нетрудоспособности) [4];

- проекты, востребованные в сфере образования - открытие частных дошкольных образовательных учреждений (детских садов);

- проекты, востребованные в сфере физической культуры и спорта: обеспечение города следующими спортивными учреждениями: плоскостные спортивные сооружения, спортивные залы, бассейны, универсальные спортивные площадки, катки, услуги по прокату спортинвентаря;

- проекты, востребованные в сфере культуры: открытие частных коллекций, музеев (возможно на базе предприятий), организации по подготовке культурно массовых мероприятий, обучение народным промыслам.

В настоящее время в РСО-Алания четко выделяется несколько видов моделей социального предпринимательства. Приведем некоторые из них.

1. Производство товаров.

Обеспечение полноценной жизни для инвалидов примером может послужить фирма «Доспехи». Благодаря разработанной в фирме технологии изготовления специальных индивидуальных корсетов у вчерашнего лежачего инвалида появляется возможность вернуться в мир «ходячих» людей.

2. Предоставление социально значимых услуг и работ, в том числе для отдельных категорий граждан.

Для решения проблем занятости многодетных мам, мам одиночек и других людей, для которых полная занятость не представляется возможной, происходит создание бизнесов на дому (обычно - с максимальным вовлечением всех членов семьи в созидательную деятельность), и, что очень важно, организуется доставка сырья и дистрибуция.

Создание специальных туристических компаний, которые значительную долю своих усилий тратят на проработку маршрутов для беспрепятственного передвижения колясок.

Образование, организация досуга детские сады и школы, особенно в депрессивных регионах, спортивные секции. Создание точек питания, в которых одновременно есть развлекательные и развивающие центры для детей [1].

Развитие предпринимательской культуры помощь тем, кто хочет начать свое собственное дело: обучение необходимым азам, помощь в написании бизнес-планов, а также поддержка их реализации.

Развитие инфраструктуры - например, парикмахерские, мастерские, прачечные эконом класса, проекты по сортировке и переработке мусора, облагораживанию территорий, создание бань, особенно на тех территориях, где их нет в принципе.

Предприятия Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) эта система организаций, созданная еще в советское время, по-прежнему является одним из основных элементов государственной системы трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Именно эти предприятия большинство граждан, безусловно, относят к категории социальных предприятий.

Наиболее эффективными для ведения деятельности в рамках стандартизованных бизнес-планов являются общественные организации ветеранов, пенсионеров, инвалидов, студентов, солдат из-за возможности использования контингента в качестве производственных и управленческих кадров. Как организации самопомощи, их целевая аудитория всегда очевидная и гораздо терпеливее обычных инвесторов. При этом каждый бизнес-план может использоваться несколькими группами общественных организаций при условии близости социальных миссий. Однако, ситуация, в которой миссия общественной организации выполняется за счет результатов ведения коммерческой деятельности, не является обязательной. Важно лишь, чтобы прибыль направлялась на выполнение Уставной цели.

Таким образом, в рамках одного бизнес-плана работает серия общественных организаций, использующих схожих поставщиков, каналы реализации, и единые торговые марки на предлагаемые услуги. Очевидно, механизм всегда ограничен территориально, с Центром поддержки или венчурным филантропом в центре каждой отдельной системы. Все формы деятельности в рамках стандартизованных бизнес-планов должны подходить под общие критерии в целях обеспечения возможности привлечения как можно более широкого круга организаций для пользования подобными стандартами. Общественная организация должна выполнять свою социальную миссию вне зависимости от формы своей предпринимательской деятельности.

Существующие методики оценки малого и среднего предпринимательства не подходят субъектам социального предпринимательства, ввиду ориентации последнего на социальный эффект.

Нами предлагается следующая методика, которая бы позволила повысить эффект от предоставляемых грантов (субсидий) субъектам социального предпринимательства.

Ввиду того что основными результатами проектов социального предпринимательства являются общественные блага, не сводимые только лишь к финансовым или экономическим выгодам участников проектов, то и при-

менять к ним такие показатели эффективности, как например, чистый дис-котированный доход или внутренняя норма доходности, было бы неправильно. В коммерческих проектах мерилом успешности является финансовая эффективность. В некоммерческих же, социальных проектах чаще всего создается определенный экономический результат, но не он является основным и определяющим. Проблема измерения воздействия является ключевой темой в социальном предпринимательстве по двум факторам:

Достижение положительного социального эффекта является основной целью социального предпринимателя.

Инвесторам необходимо оценить социальные последствия, как своего рода «возврат инвестиций».

Поскольку единой общепризнанной международной методики оценки эффекта социального предпринимательства не существует, предлагается при рассмотрении социальных предпринимательских проектов использовать следующую методику оценки для проектов Фондов социального бизнеса.

Целью бизнеса является преодоление бедности либо решение одной или нескольких проблем (в таких областях как образование, здравоохранение, доступ к технологиям и охрана окружающей среды), которые угрожают людям и обществу, а не максимизация прибыли;

Методика подразумевает проведение оценки по следующим параметрам:

1. Требования к предпринимателям и фондам социального предпринимательства:

1.1. Финансовая и экономическая устойчивость.

1.2. Инвесторам возвращают только вложенную сумму. Помимо вложенной суммы никакие дивиденды не выплачиваются;

1.3. Суммы прибыль остается в компании и направляется на расширение и развитие.

1.4. Работники получают зарплату рыночного уровня плюс улучшенные условия труда.

1.5. Готовность получить малый объем инвестиций (как часть общего объема инвестиций) в акционерный капитал.

1.6. Широкий отраслевой и географический охват деятельности фонда.

2. Социальное воздействие:

2.1. Наличие релевантной целевой аудитории (например, малообеспеченное население, сельское население), а также большого количества получателей социальных услуг.

2.2. Возможность продукта или услуги внести существенный вклад в решение какой-либо социальной проблемы.

2.3. Доступность продукта или услуги в момент доставки.

2.4. Большое количество положительных и малое количество отрицательных побочных эффектов от продукта / услуги.

2.5. Масштабируемость и тиражируемость социальной бизнес-модели.

2.6. Положительная оценка, сделанная, по крайней мере, тремя независимыми экспертами фонда.

3. Менеджмент:

3.1. Производительность труда.

3.2. Профессиональная квалификация.

3.3. Успешность обслуживания конкретного клиента как соответствие идеальному образу обслуживания, сложившемуся на предприятии.

3.4. Мотивация сотрудника к достижению соответствующих целей.

3.5. Корректность документирования в своей деятельности.

3.6. Позиция в коллективе.

4. Финансовая устойчивость:

4.1. По истечении 3-х лет ожидается наличие операционной прибыли.

4.2. Долгосрочная конкурентоспособность на рынке.

4.3. Возможность выплатить весь объем инвестиций, плюс административные взносы и выплаты на покрытие невыполненных обязательств.

5. Сбалансированность инвестиционного портфеля:

5.1. Необходимо сбалансированное сочетание бизнес-моделей, отраслей экономики, а также клиентов / бенефициаров (получатели социальных услуг).

5.2. Распределение инвестиций зависит от договоренности, достигнутой между фондом, инвесторами и донорами и предполагает, что 30 % от общей суммы капитала будет направлено на пилотные проекты (стартапы, предприятия, использующие новые бизнес-модели), и по крайней мере 70 % средств будут направлены на менее рискованные проекты (в том числе финансовые вложения, вложения в предприятия, инвертировавшиеся ранее, а также финансирование предприятий, имеющих большой опыт работы в социальной сфере).

6. Риски при осуществлении деятельности:

6.1. Устойчивость к изменениям рынка и ожидаемым рискам.

6.2. Методика снижения ожидаемых рисков.

6.3. Кадровые риски.

7. Маркетинговая деятельность.

7.1. Опрос различных фокус-групп населения по предложению услуг социального предприятия.

7.2. Ценообразование.

Также в методике возможно предусмотреть следующие показатели:

- количество трудоустроенных;

- количество обученных;

- количество оказанных социальных услуг;

- количество произведенных товаров, работ и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное предприятие сочетает в себе высокую приспособляемость и экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных нужд с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов.

Развитие социального предпринимательства в РСО-Алания может помочь создать социально-ориентированную экономику. Важнейшей особенностью социальных предприятий является их сродство и тесная взаимосвязь с местными сообществами, в которых они работают. Социальные предприниматели уважают и дорожат мнением своих сотрудников, т.к. они понимают, что их удовлетворенность своим трудом способствует улучшению деловой обстановки на предприятии, содействует устойчивому развитию бизнеса, а так же благотворно влияет на развитие человеческих отношений в местном сообществе.

Список литературы:

1. Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути. 2009 // RMŒNTER.RU: Российский микрофинансовый центр. - 2011.

2. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011. -С. 104.

3. Камбердиева С.С., Кабисов К.А., Хетагуров Г.В. Становление и развитие предпринимательства в РСО-Алания [Текст] // Устойчивое развитие горных территорий. - 2012. - № 3. - С. 91-95.

4. Развитие социального предпринимательства на территории России // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. -2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.